Что такое детская библиотека
Детская библиотека
Полезное
Смотреть что такое «Детская библиотека» в других словарях:
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА — (Российская Государственная детская библиотека), в Москве; национальная библиотека (см. БИБЛИОТЕКА (книжная)) РФ детской литературы, обслуживающая детей от 2 до 15 лет включительно, их родителей, а также специалистов, занимающихся проблемами… … Энциклопедический словарь
Детская библиотека — городская Центральная имени А. С. Пушкина Главного управления культуры Исполкома Ленсовета (улица Герцена, 33), основана в 1921. В годы Великой Отечественной войны не прекращала работу. В фондах (1990) около 200 тыс. единиц хранения. В… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Детская библиотека — городская Центральная имени А. С. Пушкина Главного управления культуры Исполкома Ленсовета (улица Герцена, 33), основана в 1921. В годы Великой Отечественной войны не прекращала работу. В фондах (1990) около 200 тыс. единиц хранения. В библиотеке … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Детская библиотека — Детские библиотеки это специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы (см.… … Официальная терминология
Детская Библиотека — посвященная ее имп. высочеству государыне вел. кн. Марии Михайловне, издавалась ежемесячно в СПб. в 1835 37 гг. А. Н. Очкиным, в 1838 г. Очкиным и А. П. Башуцким … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Детская библиотека областная — Управления культуры Леноблисполкома (проспект Мориса Тореза, 32), основана в 1968. В фондах (1990) около 130 тыс. единиц хранения. Ежегодно обслуживает свыше 71 тыс. человек, выдаёт свыше 171 тыс. произведений печати. Методический центр… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Детская библиотека областная — Управления культуры Леноблисполкома (проспект Мориса Тореза, 32), основана в 1968. В фондах (1990) около 130 тыс. единиц хранения. Ежегодно обслуживает свыше 71 тыс. человек, выдаёт свыше 171 тыс. произведений печати. Методический центр детских… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Детская Библиотека для чтения — издавалась Пл. Смирновским, в СПб., в 1849 50 г.; вышло 3 вып … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Детская Библиотека посвященная Е. И. В. государыне великой княгине Марии Михайловне — издавалась ежемесячно в СПб. в 1835 37 гг. А. Н. Очкиным, в 1838 г. Очкиным и А. П. Башуцким … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Детская библиотека для образования — понятий, сердца и нрава, для изучения искусств и рукоделий, для разнообразного, полезного чтения и забавы милых русских детей; вышел, кажется, всего 1, в СПб., в 1839 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«Они приходят к нам, потому что здесь им рады»: какой должна быть идеальная детская библиотека
Библиотеки чаще ассоциируются с пыльными монографиями и долгими сидениями над дипломом, чем с детскими играми и весёлыми мероприятиями. В эфире программы «Радиошкола» Надежда Эрихман, директор Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара, рассказала, как сделать её таким местом, куда захочется приходить детям.
В библиотеке не должно быть гробовой тишины
Библиотека сегодня — это свободное пространство для детей, где они сами выбирают, что им делать. Могут прийти и играть, прийти и читать, а могут просто поговорить со сверстниками или с библиотекарем.
В детских библиотеках не может быть гробовой тишины, потому что дети не готовы ходить по струнке. Они приходят к нам, потому что здесь им рады. Здесь играют в настольные игры, на базе некоторых библиотек существуют настоящие игротеки. Приходят поиграть и совсем маленькие. Пока выделенного помещения для них в Центральной городской детской библиотеке нет, но мы планируем его открыть, так как хотим больше работать с аудиторией детей от года.
Технически в библиотеку можно записаться с рождения. В прошлом году такие случаи у нас были
Случается, что мама приходит со старшими детьми и заодно записывает грудничка. Библиотека интересна и старшеклассникам, если для них создано специальное пространство. Они никогда не придут в библиотеку, если надо будет сидеть рядом с дошкольниками, им будет некомфортно. Но если библиотека выставляет актуальные книги для подростков, взаимодействует с ними, то они придут.
В школьных библиотеках в основном бывает только учебная литература. Хотя в Новой Москве есть специально спроектированные библиотеки, где ситуация гораздо лучше. Сейчас вообще появляется всё больше проектов, которые связывают нас со школами. Все программы каждая библиотека выстраивает исходя из сотрудничества с местными учебными заведениями, идёт работа со всеми классами. Знакомят с литературой, стараются привить любовь к чтению.
Обычно это мероприятия, подстроенные под конкретную тему, которую класс проходит в школе. Учитель обращается к библиотеке, если ему нужна помощь, а мы со своей стороны уже предлагаем ему варианты. Если проходят книги Бажова, можем пригласить геолога, который покажет настоящие минералы из его книг. Дети на эти мероприятия приходят во внеурочное время, например на продлёнке.
Если родители подают правильный пример, то дети приходят читать
Всё зависит от родителей — какой они дают посыл. По количеству детей в библиотеке и обороту книг незаметно, что количество читающих в последние годы уменьшилось. Сейчас в Гайдаровке проходит программа летнего чтения. Можно завести специальный дневник и рассказать в нём о прочитанных книгах, а за это получить подарок. По итогам одного месяца у нас было две с половиной тысячи читательских дневников.
12 необычных библиотек со всего мира
Сегодня много активных родителей, которые следят за новыми книгами. Но большинство всё-таки отдаёт предпочтение классике. Иногда читатели прислушиваются к советам блогеров, обозревателям детской литературы.
Библиотека Гайдара в этом году выпустила тринадцатый каталог «100 лучших новых детских книг», и сейчас они есть во всех детских библиотеках Москвы. Это стандартный набор хорошей отобранной литературы, которую мы бы советовали читать детям. Он готовится профессионалами для профессионалов, но использовать его могут и родители.
Конечно, если библиотека «казённая», то в ней некомфортно. Но если там работают люди, которые относятся к ней как к своему дому, они создают обстановку, в которую хочется возвращаться. Идеальный библиотекарь сегодня — это, во-первых, профессионал, который знает новинки и литературу; психолог, который понимает, в каком настроении пришёл ребёнок, и может найти индивидуальный подход к каждому; человек, который получает удовольствие от работы в библиотеке.
В основном к нам идут работать люди с гуманитарным образованием и даже с образованием библиотекаря, просто не так массово, как раньше. Приходят журналисты, филологи, историки. Бывали и юристы, и инженеры, но им приходится получать дополнительное профессиональное образование или оставаться на должности с низкой зарплатой.
Если библиотечное мероприятие интересное, оно вызовет ажиотаж
Когда Гайдаровка проводит мероприятия, она их анонсирует в социальных сетях. У нас есть несколько рубрик для разных аудиторий. Например, «Родителям по пятницам», где мы рассказываем о книжках для мам и пап. Очень хорошо сейчас идёт розыгрыш книг, за счёт этого очень хороший прирост подписчиков. По-прежнему работает сарафанное радио, мамы рассказывают знакомым, те приводят в библиотеки своих детей.
Московские библиотеки давно работают с электронной библиотекой «Литрес», и каждый, кто записан в нашу библиотеку, может получить логин и пароль от «Литреса» и бесплатно читать. На электронные книги спрос вообще довольно высок, а вот на аудио — пока нет. Возможно, дальше библиотеки будут развиваться и в этой области.
Когда мы организуем мероприятия, спрос на них тоже есть. Но всё зависит от того, насколько качественно оно подготовлено. Если это мастер-класс, квест или встреча с писателем, то, конечно, есть ажиотаж. За время моей работы в сети московских библиотек был случай, когда дети сказали, что им очень нравятся авторы Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Когда эти писатели смогли прийти на встречу, дети были в восторге.
Сейчас мы начинаем активно дружить с локальными сообществами родителей, например такими, как «Мамы Хамовников». В июне мы запустили экскурсии для мам по этому району. Многим родителям, когда они гуляют с ребёнком, хочется не просто ходить туда-сюда, но ещё и что-то узнавать. Экскурсии проходят бесплатно два раза в неделю.
В 2015 году совместно с Мосгортуром мы уже запускали продлёнку и раз в неделю приглашали всех желающих от шести до тринадцати лет приходить в библиотеку и делать уроки. Больше, конечно, дети приходили поиграть и поговорить с вожатыми, но и книги читали тоже.
Библиотеке вообще важно учитывать спрос, который есть в том месте, где она находится
Если в округе многим нужна юридическая помощь, то почему бы не организовать встречу с юристами. Иногда организовывают встречи с психологами, логопедами. Ведь главная задача любой библиотеки не социальная, а коммуникативная. Она открывает путь и к новым знаниям, и к новым знакомствам.
Полную запись интервью с Надеждой Эрихман слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».
Беседа с детьми 4–5 лет «Что такое библиотека?»
Описание: Беседа знакомит детей дошкольного возраста с миром книжной культуры и с правилами поведения в детской библиотеке
Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя
1. Развивать познавательный интерес к книге
2. Воспитать потребность общения с книгой
3. Сформировать бережное отношение к книге
4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим про книги. А что же такое книга? (ответы детей)
Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.
Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы, потом из пергамента (тонкой кожи животных).
Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.
Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)
Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Книга твой друг – без неё как без рук.
Без книги как без солнца, и днём темны оконца.
Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)
Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.
Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)
Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?
Стихотворение про библиотеку:
Сто чудес для человека
Сохранит библиотека!
Стеллажи стоят у стен
Ждут читателей, конечно.
Тех, кто любит книжки!
В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.
Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)
Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.
В библиотекеесть два больших зала:
Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.
Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)
Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.
Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)
Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;
НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;
НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;
НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;
НЕЛЬЗЯ вырывать листы;
НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг
Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)
Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.
Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.
Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)
Унывать друзья, не станем,
Клей прозрачный мы достанем.
И починим книгу сами!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!
Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» с детьми средней группы Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: 1. Формировать умение детей решать нравственные ситуации. 2. Учить.
Беседа с детьми подготовительной группы «Что такое микробы?» Цель: дать детям представления и микроорганизмах. Задачи:1) познакомить детей со свойствами микроорганизмов (рост,размножение,питание);.
Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.
Беседа в старшей группе «Что такое «терроризм?» Цель: 1) Дать определение понятию «терроризм», «террорист». 2) Определить правила поведения при угрозе террористических актов. 3) Довести.
Беседа на уточнение лексического значения «Что такое вежливость»? Беседа на уточнение лексического значения «Что такое вежливость?» Цели: воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении.
Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.
Правовое воспитание дошкольников. Беседа «Что такое права человека» Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конституции ООН о правах ребенка. Познакомить детей в соответствующей.
Детская библиотека
Приказ Минкультуры России от 01.09.2011 N 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек» (вместе с «Методическими рекомендациями по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации»)
Источник:
Закон г. Москвы от 23.09.2009 N 36
«О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы»
Смотреть что такое «Детская библиотека» в других словарях:
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА — (Российская Государственная детская библиотека), в Москве; национальная библиотека (см. БИБЛИОТЕКА (книжная)) РФ детской литературы, обслуживающая детей от 2 до 15 лет включительно, их родителей, а также специалистов, занимающихся проблемами… … Энциклопедический словарь
Детская библиотека — городская Центральная имени А. С. Пушкина Главного управления культуры Исполкома Ленсовета (улица Герцена, 33), основана в 1921. В годы Великой Отечественной войны не прекращала работу. В фондах (1990) около 200 тыс. единиц хранения. В… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Детская библиотека — городская Центральная имени А. С. Пушкина Главного управления культуры Исполкома Ленсовета (улица Герцена, 33), основана в 1921. В годы Великой Отечественной войны не прекращала работу. В фондах (1990) около 200 тыс. единиц хранения. В библиотеке … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Детская библиотека — в СССР, внешкольное учреждение, работа которого направлена на коммунистическое воспитание детей и подростков, оказание помощи учащимся в глубоком усвоении основ наук, на воспитание культуры чтения. Читателями Д. б. являются в основном… … Большая советская энциклопедия
Детская Библиотека — посвященная ее имп. высочеству государыне вел. кн. Марии Михайловне, издавалась ежемесячно в СПб. в 1835 37 гг. А. Н. Очкиным, в 1838 г. Очкиным и А. П. Башуцким … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Детская библиотека областная — Управления культуры Леноблисполкома (проспект Мориса Тореза, 32), основана в 1968. В фондах (1990) около 130 тыс. единиц хранения. Ежегодно обслуживает свыше 71 тыс. человек, выдаёт свыше 171 тыс. произведений печати. Методический центр… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Детская библиотека областная — Управления культуры Леноблисполкома (проспект Мориса Тореза, 32), основана в 1968. В фондах (1990) около 130 тыс. единиц хранения. Ежегодно обслуживает свыше 71 тыс. человек, выдаёт свыше 171 тыс. произведений печати. Методический центр детских… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Детская Библиотека для чтения — издавалась Пл. Смирновским, в СПб., в 1849 50 г.; вышло 3 вып … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Детская Библиотека посвященная Е. И. В. государыне великой княгине Марии Михайловне — издавалась ежемесячно в СПб. в 1835 37 гг. А. Н. Очкиным, в 1838 г. Очкиным и А. П. Башуцким … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Детская библиотека для образования — понятий, сердца и нрава, для изучения искусств и рукоделий, для разнообразного, полезного чтения и забавы милых русских детей; вышел, кажется, всего 1, в СПб., в 1839 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Что такое детская библиотека
Дети во всем мире, в том числе и в нашей стране, начинают осознаваться как самая большая ценность. Эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с половозрастными, психологическими и социальными различиями. Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и их библиотечного обслуживания, является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующих социальной адаптации детей в общество. Библиотечное обслуживание детей вносит весомый вклад в социализацию личности ребенка, в его инкультурацию (термин Н.Л. Голубевой), то есть вхождение в культуру.
Библиотечное обслуживание детей осуществляют библиотеки органов управления культурой всех уровней: около 47 тыс. публичных, 4,1 тыс. специализированных детских и даже частично областные универсальные библиотеки. Существует огромная сеть библиотек общеобразовательных школ, лицеев, гимназий – 63 тыс. В целом же читатели-дети составляют 33-35% от общего количества пользователей всех библиотек, а на селе их доля достигает 40-45%. Статистика показывает, что специализированными детскими библиотеками пользуется 52,3% читателей-детей, хотя эти библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы Министерства культуры. Детская библиотека оказалась исключительно адаптивным социокультурным институтом.
С развитием детской литературы, осознанием необходимости целенаправленной деятельности по приобщению детей к чтению общество стало уделять все большее и большее внимание библиотечному обслуживанию детей, созданию условий для библиотечного чтения ребенка.
Детские библиотеки стали выделяться из публичных, их формирование как специфического детского учреждения шло путем приспособления библиотечной деятельности к возрастным особенностям. И это наряду с тем, что в гимназиях, училищах, школах существовали учебные библиотеки. Их в России имели 78% учебных заведений для детей.
Таким образом, самостоятельные детские библиотеки России начали возникать задолго до 1917 года, отражая объективное требование общества, обратившего внимание на необходимость более углубленной просветительской деятельности по отношению к детям.
После 1917 года развиваются оба типа библиотек – детская и школьная. Причем в начале советского периода библиотечного строительства было очень четко определено их функциональное различие и назначение: школьная обеспечивала учебно-воспитательный процесс в школе, детская же способствовала самообразованию, свободному чтению ребенка, проведению досуга, дополняла то, что оставалось “за страницами учебника”. (1., С.107)
К сожалению, в течение конца ХХ – начала ХХI века произошел серьезный перекос в выполнении функций школьных и детских библиотек. Из-за слабости материального и финансового обеспечения школьных библиотек в детские библиотеки был перенаправлен поток запросов по школьной программе. Более 80% всех запросов школьников связаны со школьными заданиями. Если вся так называемая массовая работа детских библиотек имеет целью приобщение к свободному чтению, чтению для ума и души, что и является основной задачей детской библиотеки, то объективные причины современного образования и нехватка свободного времени из-за большой загруженности школьной программой заставляют детей пользоваться детской библиотекой в узкоутилитарных целях. Как справедливо пишет Л.Н. Фомина, «Если бы деятельность библиотек была ориентирована на читателя и его потребности, то детская и школьная библиотеки давно бы сконцентрировались на выполнении своих непосредственных функциональных задач, соответствующих их типологии» (9., С. 4.).
За все время существования детских библиотек мало кто всерьез занимался вопросами теоретического обоснования деятельности детских библиотек и особенно определения их места в общей типологии. Большой вклад в изучение детских библиотек внесла Н.Л. Голубева (Краснодар) своей книгой «Детская библиотека: современные проблемы развития» (М., 2009.) и рядом статей. Какие-то попытки определения детских библиотек предпринимались в Концепции библиотечного обслуживания детей (М., 2004.)
Однако, это все-таки недостаточно для определения места детских библиотек в типологии библиотек страны. Одна из причин в том, что библиотековедение почти не воспринимает нового знания, вырабатываемого детской психологией, социологией, педагогикой, социальной психологией, культурологией. Недостаточно проработанными остаются проблемы общей типологии библиотек, несмотря на бурную полемику по этому вопросу в 90-е годы.
Основными типообразующими признаками являются, по мнению, библиотековедов, структура фондов, читательский контингент, статус библиотеки, ее роль в системе библиотек и т.д.
Согласно Е.Н. Гусевой (3., С. 42–48; С. 59–72), которая свела многие теории типологии библиотек в единую таблицу, большинство исследователей выделяют детские библиотеки или как самостоятельный вид библиотек (К. Коновалова, М.А. Потапов, И.М. Фрумин, А.И. Литинский, Л.З. Амлинский, С.А. Трубников, А.В. Соколов и др.) или как подвид массовой (публичной) библиотеки (И.М. Фрумин,.Н.К. Коссаковская, Н.С. Карташов и др.). Все детские библиотеки можно классифицировать прежде всего по читательскому контингенту – дети до 14 лет (включительно), специфике фонда (документы, предназначенные детям как основное ядро), по уровню подчинения – федеральная, библиотеки субъектов РФ, муниципальные, по роли в системе библиотек – центральные (библиотеки субъектов РФ), самостоятельные, централизованные детские библиотечные системы, детские филиалы, отделы публичных библиотек. Детские библиотеки отмечены даже в типологиях, основным признаком которых является автоматизация библиотек (А.В. Соколов, Л.И. Алешин). Таким образом, детские библиотеки вполне вписываются в имеющиеся схемы типологизации библиотек. Однако в современном библиотековедении доминирует отнесение детских библиотек к публичным. И вот здесь возникают вопросы. Если обратиться к классическому определению публичных библиотек как к библиотеке, которая «… в равной степени доступна всем членам общества, независимо от расы, национальности, возраста, пола, вероисповедания, языка, степени трудоспособности, экономического положения, места работы и уровня образования» (7.,С.13.), то сразу становится очевидным, что детская библиотека по своему основному контингенту, направленности фонда не может быть интересна всему обществу, тем самым отличаясь от общедоступной библиотеки достаточно важными типологическими признаками. Именно поэтому в текст 8-й статьи Федерального закона № 78 от 1994 года «О библиотечном деле» был внесен термин – специализированные детские и юношеские библиотеки.
Теоретическую основу появления такого термина составляют достижения современной социологии, психологии и педагогики детства.
Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключаются в скрытом (латентном) их характере. Как писала Г.Мистраль, «дети не могут ждать», поэтому удовлетворение их потребностей должно носить сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас». Это значительно затрудняет библиотечную работу с детьми и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания.
Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, – создание культурной среды развития личности ребенка. Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста личности в детстве, в том числе и связанные с ними содержание и формы включения личности в культуру, так называемые кризисные точки вхождения (или невхождения) в культуру. В этом процессе всегда есть поэтапность, постепенность включения личности в культуру (от полного принятия до эффекта оппозиции, затем критики и, наконец, диалога). Каждый этап характеризуется своими особенностями развития психики ребенка, его отношения к миру и культуре. Если эти периоды в развитии упустить, то в дальнейшем огромные пласты культуры, в том числе и книжной, уже никогда не будут доступны личности.
Знание этих возрастных и индивидуальных особенностей культурного развития личности должны лежать в основе всей организации библиотечного обслуживания детей. Именно в этом смысл термина – специализированное обслуживание, на которое дети имеют право по всем имеющимся законам и декларациям.
Итак, детская библиотека – это специализированное библиотечное учреждение или его структурная часть универсального профиля, организующее библиотечное и информационное обслуживание детей и подростков (до 14 лет включительно). Обслуживает родителей как организаторов и руководителей семейного чтения, а также взрослых, профессионально связанных с детской литературой и детским чтением. Важная социальная роль детской библиотеки – быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение информации, книги, на доступность достижений мировой и отечественной культуры. Отсюда вытекают обязанности детских библиотек по отношению к читателям (реальным и потенциальным), направления работы, программы государственных и общественных организаций в поддержку библиотек, основания для оценки их деятельности.
Миссия библиотек, обслуживающих детей, в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная цель библиотек детских библиотек – удовлетворение потребностей детей (скрытых и явных) в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации.
Основные задачи детских библиотек:
Социокультурная адаптация, социализация детей, вхождение детей в культуру (инкультурация) – это важнейшие направления социокультурной политики, которое должно иметь общегосударственный статус и быть официально зафиксировано в обязанностях органов государственной власти, причастных к решению этой задачи. Библиотечное обслуживание – часть этой политики. (5., С.2–6)
Современную специализированную детскую библиотеку в том виде, в котором она существует, то есть самостоятельное учреждение или структурное подразделение публичной библиотеки, можно рассматривать как подвид публичной библиотеки, тяготеющий к самостоятельному типу библиотек.
Главная стратегическая линия дальнейшего существования детских библиотек в информационном обществе – модернизация и, как следствие ее, повышение качества работы с учетом постоянно меняющихся социальных, экономических и прочих условий. Будут меняться те или иные формы обслуживания и библиотеки как социальные институты, инвариантным останется одно методологическое положение: детям должны быть предоставлены наиболее комфортные условия для развития, получения образования, информации с помощью книги и других документов. Чтение остается, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотек, работающих с детьми, останется приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры.
В центре внимания каждой библиотеки должны быть интересы и запросы пользователя, библиотеки существуют прежде всего для Читателя. В центре внимания детской библиотеки – читатель-ребенок со всеми его психологическими, возрастными и иными особенностями развития. С ребенком должны работать знающие психологию и педагогику детства специалисты, хорошо знакомые с детской литературой и способами ее преподнесения детям.
«Опытным путем детские библиотеки нащупывали способы приблизиться к восприятию своих пользователей, к уровню их читательской культуры, стараясь приспособиться к особенностям читательской группы и развивать специализацию обслуживания. После централизация этот процесс пошел вспять. В централизованных системах требования к взрослым и детским библиотекам унифицировались. Через систему административного и методического руководства шла нивелировка деятельности взрослой и детской библиотек, специфика последней стиралась.
В деятельность детской библиотеки систематично насаждались методические установки, разрушительно повлиявшие на организацию открытого доступа и СБА (по схеме и формулировкам ББК), тематику, содержание и оформление выставок, состав фонда по отраслям знания и процент выдачи литературы — все постепенно подтягивалось к норме работы взрослой массовой библиотеки» (9, С.5.). В настоящее время многие детские библиотеки создали свою, отличную от взрослой, среду развития и общения детей, применяют новые способы расстановки и раскрытия фондов, отвечающих возрастным особенностям разных групп детских читателей, проводят эффективные акции-мероприятия по продвижению чтения, создают программы и проекты работы по различным направлениям деятельности библиотек, значительно расширили партнерство с другими учреждениями и организациями.
Современная детская библиотека, если она является самостоятельным учреждением, имеющим статус юридического лица, все средства, которые ей выделяют по бюджету, и те, что она зарабатывает сама, направляет только на благо детей. Поэтому-то в этих библиотеках и комплектование документов гораздо лучше, чем в филиалах ЦБС, и информатизация, хоть и идет тяжело, но, тем не менее, библиотеки предоставляют пользователям информационные технологии. Главное же, что детская библиотека все свое пространство, какое бы оно ни было, предоставляет детям. А это очень важно, поскольку для детей библиотека – это не только читальный зал и абонемент, но и место общения и досуга. Это положение особо выделено в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей», подготовленном Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (М.,1995): «Дети … нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как свое собственное детское, даже если они приглашают взрослых разделить его с ними…» (6., С. 61).
Опыт существования детских филиалов в смешанных ЦБС, к сожалению, показывает, что в отношении библиотечного обслуживания детей существует вторичность и полное отсутствие того приоритета интересов детей, о котором говорится в нормативных документах типа Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и т.п. Более того, в некоторых ЦБС проблемы помещений, комплектования фондов, других материальных ресурсов решаются за счет именно детских библиотек. Объединение детских и взрослых библиотек в одном помещении приводит к лишению детей своего пространства. Пока в стране не изменится отношение к детям, пока в библиотечной политике дети как наименее защищенная категория населения не будут рассматриваться хотя бы как равноправная группа, говорить об объединении детских и взрослых библиотек преждевременно. Тем не менее в настоящее время в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. библиотечная сеть претерпела значительные изменения в худшую сторону. В первую очередь пострадали детские библиотеки. Их общее количество уменьшилось с 4,5 тыс. в 2003 году до 4,1 тыс. в 2009 году. По всем регионам количество детских библиотек неуклонно сокращается. Например, в Чувашии вместо 43 детских библиотек осталось 33, в Татарстане – 113 и 103 соответственно, в Ленинградской и Воронежской областях число детских библиотек сократилось на 15 ед., в Пермском крае – на 7 ед. и т.д. Многие детские библиотеки либо закрывают совсем, либо перепрофилируют, сливая со взрослыми, школьными. Большинство библиотек потеряло свой статус. Так, в 2003 году в России, наряду с детскими библиотеками-филиалами, были центральные детские библиотеки, которые выполняли функции оказания методической помощи, квалифицированно занимались комплектованием фондов детских библиотек своего города или района, включая сельские библиотеки. Сейчас же эти библиотеки переведены либо в разряд библиотек-филиалов, либо вообще на положение детских отделов и отделений взрослых библиотек, что ведет к сокращению опытных кадров, ухудшению всего библиотечного обслуживания детей, потере активных читателей. Имеет место и перевод библиотек-филиалов, имеющих свое обособленное помещение, на которое имеют право по всем международным конвенциям дети, в положение отделов взрослых библиотек с отчуждением ранее занимаемых помещений.
Вызывает настороженность и нарастающая тенденция объединения детских и юношеских библиотек субъектов РФ. Так, если в 2003 году было только три детски-юношеских библиотеки, то к 2010 году их стало уже 17. Предпринимать такие шаги нецелесообразно, т.к. их объединение, как показывает практика, не способствует эффективной организации библиотечно–информационного обслуживания детей дошкольного и школьного возраста и во многом ущемляет и права детей, и права юношества. Если же учесть, что с 2009 года набирает силу тенденция превращения юношеских библиотек в молодежные, то есть угроза полного растворения детей в общей массе практически уже взрослых пользователей библиотек. Теряют свои особенности организаторов библиотечного обслуживания детей в регионе и те библиотеки, которые объединяются с национальными (Башкортостан, Калмыкия, Саха) или универсальными научными (Хабаровск).
Эти объединения связаны со стремлением органов власти оптимизировать затраты на поддержание инфраструктуры библиотечного обслуживания. Результатом этого является нарушение прав ребенка, поскольку сокращаются возможности пользователей на получение информации в соответствии с их возрастными потребностями. Идет полное уничтожение тех достижений, которое было достигнуто Россией в ХХ веке и которые явились основой для развития детских библиотек за рубежом.
В развитых странах понимают, что детские библиотеки и библиотеки для юношества нужны для создания условий, отвечающих потребностям этой группы населения, и во многом отличаются от работы взрослых библиотек. Дети и юношество имеют право на собственный выбор учреждений, которые нужны им для развития и социализации. Одной из главных тенденций последнего десятилетия в разных странах мира стало усиление библиотечной работы с детьми.
Это проявляется в следующем:
Очень бы хотелось надеется, что и в России здравый смысл возьмет верх над сиюминутными решениями, и нам не придется через некоторое время возрождать детские библиотеки, равняясь на зарубежные страны.
Непродуманная политика в отношении детей и детских библиотек может привести к полному их отчуждению от чтения, нарушению основ культурного развития и умения осмысленно организовывать свой досуг. К чему это может привести, наглядно показано в статье «Необъявленная война: дети мстят за экономию на них» (4., С.38–41.). Недаром кто-то из мыслителей прошлого говорил о том, что, закрывая библиотеки сегодня, завтра мы будем вынуждены строить новые тюрьмы.
Мы совсем не хотим какой-то сегрегации детей, наоборот, как написано в Концепции библиотечного обслуживания детей (М.,2001), главное сейчас – встроенность системы обслуживания детей в общее библиотечное пространство, но без ущемления прав детей, без лишения их права выбора той библиотеки, где им комфортнее, удобнее, лучше. Дети сами проголосуют, своими ногами, в какую библиотеку они пойдут и как будут ею пользоваться. Прежде чем экспериментировать и разрушать все «до основанья», давайте прислушиваться к нашему главному судье – пользователю.
Литература
1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. – М.: Книга, 1980.
2. Голубева Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития. – М.: Литера, 2009. – 160 с.
3. Гусева Е.Н. Типология библиотек. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 152 с.
4. Живи и знай: Белая книга детства и образования в России. – М.: МИРОС, 1995. – 80 с.
5. Концепция библиотечного обслуживания детей. – М.: РГДБ. – 2004.– 31 с.
6. Руководство по библиотечному обслуживанию детей: Пер. с англ. Ю.В.Просалковой. – М., 1994. Вып. 7. Информационные материалы.
7. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию публичных библиотек. – СПб, 2002. – 112 с.
8. Проблемы, задачи и перспективы информационно-библиотечной работы с детьми: Справка к заседанию Общественного совета по культуре при МК РФ. – М.: РГДБ. – 42 с.
9. Фомина Л.Н. Детская библиотека: массовая, школьная, публичная?// От массовой к публичной библиотеке: Материалы семинара (10–11 ноября 1992 г., Москва). – М., 1993. – С. 35–43.
Г.А. Кисловская,
Директор Российской государственной
детской библиотеки,
Н.В. Бубекина,
гл. библиотекарь НМО РГДБ