Что такое детская литература
Детская литература и ее специфика
Евгения Тузова
Детская литература и ее специфика
Детская литература и ее специфика
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда (Т. Блажнова)
Возникновение детской литературы принято относить к 15 веку, хотя настоящая детская литература сложилась позднее.
Выделение курса детской литературы из курса мировой литературы основывается на определенной категории читателя. В прошлом специальной литературы для детей не создавалось, но из общего литературного наследия выделились произведения, которые вошли в круг детского чтения.
Детской литературой обычно называют те произведения, которые читаются детьми и детям от 0 до 15-16 лет. Но правильнее говорить о круге детского чтения, потому что в этом понятии выделяются три группы :
1. Это книги, написанные специально для детей (например, сказки Л. Н. Толстого, стихи М. Ясного, Волкова)
2. Это произведения, написанные для взрослых читателей, но перешедшие в детское чтение, другими словами, литература, вошедшая в круг детского чтения (например,сказки А. С. Пушкина, П. П Ершова, рассказы И. С. Тургенева, А. П. Чехова)
3. Это произведения, сочиненные самими детьми, то есть детское литературное творчество
Детская литература является искусством слова, а значит, органической частью духовной культуры, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. Она тесно связана с педагогикой, т. к. призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности ребенка.
Детская литература – несомненная часть общей литературы, но все же она представляет собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя сделаться – им надо родиться: «Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гении.» Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.
Строго говоря, только литература для детей может называться детской литературой. Далеко не все писатели, которые пытались создать произведения для детей, достигали заметного успеха. И дело совсем не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве. Например, Александр Блок написал ряд стихотворений для детей, однако они не оставили по-настоящему заметного следа в детской литературе, а, к примеру, многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии.
Именно поэтому есть смысл порассуждать о специфике детской литературы.
Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Еще в средние века понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и делил книги просто на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке» и т. д.
Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно сказать, что детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно- познавательной деятельности. В ней можно увидеть особые черты, направленные на образование и воспитание ребенка,и чем младше ребенок, тем сильнее эти черты выступают. Соответственно, специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений.
Следующей отличительной особенностью детской литературы является двуадресность детской книги. Особенность детского писателя состоит в том, что он видит мир с двух сторон; с позиции ребенка и с позиции взрослого. И значит детская книга содержит две эти точки зрения, только взрослый подтекст ребенку не виден.
И третьей специфической особенностью детской книги является то, что она (книга) должна обладать особым языком, который должен быть конкретным, точным, одновременно доступным и воспитательно обогащающим ребенка.
Также хочется отметить, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Это тоже является особенностью детской литературы.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что раздел детской литературы полноправно заслуживает звания высокого искусства, имеющего свою специфику, историю,и свои вершинные достижения.
Специфика работы по рисованию с детьми с ОВЗ В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ОВЗ важная роль принадлежит развитию мелкой моторики рук, что в свою.
«Организация и проведение комплексных и интегрированных занятий в ДОУ. Их специфика и различие» В чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Понятия комплексные занятия и интегрированные занятия подразумевают;.
«Специфика взаимодействия ДОУ и семьи по адаптации дошкольника» Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. В.
Детская литература и дети Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей.
Консультация для воспитателей «Специфика формирования представлений о величинах у детей шестого года жизни» Старшая группа занимает особое место в детском саду. Задача воспитателя заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных.
Специфика питания у незрячих детей Одна из самых важных и трудных задач для воспитателей компенсирующей группы для незрячих детей – формирование у них навыков самообслуживания.
Специфика семейного воспитания дошкольников Среди различных факторов, влияющих на становление личности, одним из главнейших является семья. Семейное воспитание воздействует на человека.
Специфика страхов у детей дошкольного возраста Проявление страхов разделяют по возрастным характеристикам. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. Постепенно дети.
Тематические досуговые мероприятия как специфика работы хореографов дошкольных учреждений Тематические досуговые мероприятия как специфика работы хореографов дошкольных учрежденийТема: «Такие вот истории на нашей территории»(досуговые.
Заключение. Литература. Заключение Проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников посвящены работы Е. Т. Смирновой,.
Детская художественная литература
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое детская художественная литература и как она развивалась
Характерными чертами именно детской художественной литературы являются:
Первоначально произведения для детей были устными, они были представлены в виде сказок, стихотворений, песен, которые несли в своем содержание некое поучение. Так же были и развлекательные произведения.
В 18 веке девство начинает пониматься как особый период в развитии человека, ранее считалось, что ребенок представляет собой уменьшенную копию взрослого. В 18 веке ученые начинают осознавать, что детская психика иначе воспринимает окружающую действительность, это находит свое отражение и в литературе. И только в 18 веке появились отдельные жанры детской литературы. «Маленькая хорошенькая карманная книжечка» Джона Ньюбери – первая развлекательная книжка для детей, она была опубликована 1744 году, имела яркую обложку и содержала картинки, рифмы и игры. Ньюбери считал, что детские книги играют большую роль в развитии и воспитании ребенка, он считал, что они обладают особой ценностью, именно он был основным издателем таких книг в то время. Он публиковал как свои книги, так и книги других писателей.
Большое влияние на формирование детской литературы оказал Жан-Жак Руссо. По его мнению, воспитание ребёнка должно основываться на его природных интересах. Эти идеи были поддержаны такими писателями как Томас Дэй и Марией и Ричардом Эджуортами. Дэй публикует в 1783 году «Историю Стелфорда и Мертона», а Эджуорты в 1780 «Практическое образование: история Гарри и Люси».
Готовые работы на аналогичную тему
Особый вклад в развитие детской художественной литературы внес известный датский писатель Г. Х. Андерсен. Путешествую по Европе, он коллекционировал народные сказки, затем он опубликовал их. Он в свою очередь действовал по аналогии с писателями Якобом и Вильгельмом Гриммом, которые собирали немецкие народные сказки – весьма популярные в Германии. Ученые других стран так же занимались подобным коллекционированием, что весьма благотворно отразилось на развитии детской художественной литературе.
На развитие детской художественной литературы оказали влияние такие произведения как ««Швейцарский Робинзон» Йохана Давида Висса и «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана.
19 век называют золотым в развитии детской художественной литературы. В 19 веке произведения детской художественной литературы ставят перед собой цель активизировать детское воображение. Главной отличительной чертой произведений является увлекательность и интересность. В этот период детская литератур приобретает всю большую популярность, связано это с тем что люди различных социальных слоёв стали более грамотными, а также широко стало развиваться книгопечатание. Появляется фантазийный жанр, ярким примером этого жанра является «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Так же всемирно известным произведением этого периода является «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди, «Книга джунглей» Редьярда Киплинга, «Питер и Венди» Джеймса Мэтью Барри. Отдельно следует отметить и скандинавские детские произведения такие как «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф и «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен.
Развитие детской художественной литературы в России
Но все же в это время детская литература в основном состояла из религиозной литературы. В начале 18 века начинает преобладать литература образовательная и воспитательная. Так же в 18 веке становятся популярны так называемые лубочные картинки – изображения с подписями, образа и надписи были простыми и понятными. Были популярны и такие жанры как басни, легенды, повести, сказки.
Новый значимый этап развития русской художественной литературы начинается с середины 18 века. На развитие детской литературы в этом периоде оказали большое влияние такие писатели как М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин. Они работали в таких популярных на тот момент жанрах как басня, сказка, поучительный рассказ, ода.
Начиная с 1917 года детская, литература берется под особый контроль государства. В это время особую роль в развитии литературы оказали М. Горький, С. Я. Маршак. В детской литературе обязательно освящались принципы коммунизма. Массово публикуются художественные биографии известных личностей, таких как В. И. Ленин, Павлик Морозов.
Начинает развиваться фантастический жанр. Александр Беляев – первый в СССР писатель-фантаст, «Человек Амфибия» одно из известных его произведений.
Как и следовала ожидать, Вторая мировая война оказала большое влияние на художественную детскую литературу. Основными темами детских произведений становится война, роль детей на войне, детские подвиги. К популярным произведениям этого периода относят повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» Валентины Осеевой, роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева, повесть «Сын полка» Валентина Катаева.
Наибольший пик развития советской детской художественной литературы приходится на 60-80-ее годы 20 столетия. Среди известных произведений можно назвать «Судьба человека» М. Шолохова, «Белый Бим, Черное ухо» Г. Троепольского и другие.
Классификация детской художественной литературы
Все произведения детской художественной литературы можно классифицировать по двум направлениям:
Жанр произведения определяется техникой исполнения, содержанием и размером. Выделяют следующие жанры детской художественной литературы:
По возрасту книги делят на детские и подростковые.
Детская литература
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки А. С. Пушкина, Шарля Перро, В. Гауфа, Ганса Христиана Андерсена, братьев Я. и В. Гримм, а также «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта и многие другие. В связи с этим возникает понятие «детское чтение».
Материальным воплощением литературных произведений для детей являются детские книги.
Содержание
История детской литературы
Дата появления детской литературы в России не известна.
В конце XII в. сказки стали заноситься в рукописные сборники. [источник не указан 139 дней]
Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В XVII—XVIII вв. были распространены сказки о Шемякинском суде, о Ерше Ершовиче. В это же время распространены были переработанные рыцарские повести, такие как Сказка о Еруслане Лазаревиче, сказка о Бове Королевиче, повесть о Петре — Златых Ключах. Дети очень любят слушать историю, предания, поэтому XVI в. по летописям был составлен для детей «Царственный летописец», включающий сказочные предания. В «азбуке-свитке» (1667 г.) изложено предание об Александре Македонском.
В XVI—XVIII веках большое место в детском чтении занимали книги для духовного чтения: «Священые писания жития святых», «Священые истории», «Псалтырь». Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские азбуки и буквари, по ним учились читать.
Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского. В XVIII в. среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским». Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа.
Вторая половина XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи, научно-популярная литература.
Виды (жанры) детской литературы
• Роман (приключенческие, исторические, семейно-бытовые, сказочные).
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Смотреть что такое «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» в других словарях:
Детская литература — см. Литература для детей. Последний термин более соответствует содержанию понятия, гак как в термине «Детская литература» смешиваются понятия «Литература для детей» и «Детское литературное творчество». Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.:… … Литературная энциклопедия
Детская литература — ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Термин этот обозначает как произведения, специально предназначенные для детского чтения, так и оказавшиеся пригодными для него, хотя они и предназначались первоначально для взрослых. Среди второй группы произведений есть… … Словарь литературных терминов
Детская литература — I издательство Государственного комитета по печати Российской Федерации, Москва (отделение в Новосибирске). Основано в 1933 (до 1963 Детгиз). Художественная и научно популярная литература для детей и подростков. II литературно критический и… … Энциклопедический словарь
Детская литература — У этого термина существуют и другие значения, см. Детская литература (значения). Джон Тенниел. Иллюстрация к книге Льюиса Кэррола … Википедия
Детская литература — I Детская литература художественные, научно художественные и научно популярные произведения, написанные специально для детей от дошкольного до старшего школьного возраста. В СССР Д. л. стала одним из крупнейших отрядов общей литературы,… … Большая советская энциклопедия
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная литература для детей и юношества. Включает в себя произведения, адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также некоторые другие литературные произведения, вошедшие в круг… … Литературный энциклопедический словарь
Детская литература — государственное издательство, Москва. Детская, юношеская, классическая, научно популярная, приключенческая, художественная литература. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 478) См. также Издательства РФ … Педагогический терминологический словарь
детская литература — книги, написанные специально для детей, и книги, которые были написаны для взрослых, но прочно вошли в обиход детского чтения. Рубрика: роды и жанры литературы Прочие ассоциативные связи: приключенческая литература Персоналии: Г. Андерсен, К.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
«ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» — «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», советское издательство. Основано в 1933 (до 1963 Детгиз) в Москве (отделение в Ленинграде). Выпускает художественную и научно популярную литературу для детей и подростков. В «Д. л.» выходят серии: «Школьная… … Литературный энциклопедический словарь
Детская литература — своеобразная область общей литературы
Ольга Яковенко
Детская литература — своеобразная область общей литературы
Детская литература – своеобразная область общей литературы. Понятия «детская литература» и «круг детского чтения». Предмет, специфика, основные задачи детской литературы.
Основной критерий, который позволяет вычленить детскую литературу
из «литературы вообще», – «категория читателя-ребенка» Руководствуясь этим критерием, литературоведы выделяют на три класса
произведений: 1) непосредственно адресованные детям; 2) входящие в круг
детского чтения (не создававшиеся специально для детей, но нашедшие у них отклик и интерес); 3) сочиненные самими детьми (или, иначе, «детское
литературное творчество») Первая из этих групп чаще всего и имеется
в виду под словами «детская литература» – литература, созданная в диалоге с воображаемым (а часто – и вполне реальным) ребенком, «настроенная» на детское мировосприятие.
Можно сказать, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) детская
литература более консервативна, чем взрослая. Это объясняется ее
специфической основной функцией, выходящей за рамки художественного
творчества: формирование у ребенка первичного целостного образного
представления о мире (изначально эта функция осуществлялась через
фольклорные произведения). Будучи так близко связана с педагогикой, детская литература, казалось бы, несколько ограничена в области художественного поиска, поэтому часто и «отстает» от «взрослой» литературы или не полностью повторяет ее путь.
Но, с другой стороны, детскую литературу нельзя назвать художественно
неполноценной. К. Чуковский настаивал на том, что детское произведение
должно иметь высшую художественную «пробу» и восприниматься как
эстетическая ценность и детьми, и взрослыми.
Фактически, детская литература – это особый способ художественного
отображения мира. Функционально и генетически она связана с фольклором, с его игровой и мифологической составляющими,
которые сохраняются даже в литературно-авторских произведениях.
Содержание детских произведений неизбежно соотносится с психологией
ребенка (иначе произведение просто не будет воспринято или даже повредит ребенку). По наблюдениям исследователей, «дети жаждут счастливой развязки», им необходимо ощущение гармонии, что отражается и на выстраивании картины мира в произведениях для детей.
Исследователи детской литературы отмечают близость детской
литературы к литературе массовой, что в первую очередь проявляется в
формировании жанровых канонов.
Еще одна особенность детских произведений – создаваемых для детей
взрослыми – наличие в них двух планов – «взрослого» и «детского», которые «перекликаются, образуя диалогическое единство внутри текста» Свои художественные особенности есть и у каждой группы жанров
детской литературы. Прозаические жанры трансформируются не только под влиянием сказки. Крупные эпические жанры «исторической и нравственносоциальной тематики испытывают влияние со стороны классической повести о детстве.
Детские стихотворения, по мнению Чуковского,не следует перегружать эпитетами: ребенку интереснее действие, чем описание. Наилучшей признается игровая подача поэзии, в том числе имеется в виду и игра звуков. Наконец, К. Чуковский настоятельно рекомендовал детским поэтам прислушиваться к народным детским песенкам и к стихотворству самих детей.
Говоря о детской книге, нельзя забывать и о такой ее важной части, как
иллюстрации. Детская книга – это, фактически, синкретическое единство
«Детская литература».
Детская литература создается специально для детской читательской аудитории. Писатель учитывает специфику детского восприятия, стараясь, чтобы его произведение хорошо понимали и усваивали читатели определенного возраста.
«Литература для детей».
Этим понятием обозначается и детская литература, и взрослая, представляющая интерес для детей и понятная им.
«Круг детского чтения».
Включает книги, которые должны быть прочитаны именно в детстве и которые определяют чтение ребенка конкретного возраста. Это динамическое явление, так как по мере роста ребенка расширяются и границы охвата литературы, которую он читает. Круг чтения показывает интересы и пристрастия человека. Состав изданий постоянно меняется в зависимости от изменения интересов детей и репертуара выпускаемых изданий, причем чем богаче, разнообразнее репертуар, тем больше возможностей влияния на ребенка.
Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников Статья к презентации Подготовила воспитатель высшей.
Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики Краткая аннотация. В статье раскрываются пути повышения речевой активности детей раннего возраста посредством развития мелкой и общей моторики.
Конспект занятия по развитию математических навыков и общей осведомленности у младших школьников. Тема: «Путешествие по временам года» Занятие разработала: Разинькина Н. В., учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. 2018.
Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.
Консультация «Понятие общей психологической готовности ребенка к школе» Без знаний в жизни не добьешься Всего того, что хочется иметь. А в школе опытом ты запасешься, Чтоб в будущее смело мог смотреть. Готовность.
Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией Речевая функция явлется одной из важнейших психических функций человека. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно.
Развитие общей и мелкой моторики у детей с ОВЗ Развитие общей и мелкой моторики. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный.
Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики Актуальность темы: В настоящее время детские психологи и педагоги дошкольных учреждений все чаще поднимают вопрос о нарушении возрастных.
Экологическая культура как неотъемлемая часть общей культуры личности Для определений понятия «экологическая культура» нами проведен теоретический анализ более емкого понятия «общая культура». Отмечаем, что.