Что такое детские общественные объединения в школе

Детские общественные объединения в воспитательной системе школы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Объединения и организации

Школа должна учитывать влияние на воспитание молодежи социальных институтов. Особое место среди них занимают детские общественные объединения различной направленности.

У детских объединений обязательно должна быть своя социальная ниша. Недопустимо возлагать на них глобальные цели и функции иных общественных и государственных организаций.

Цель детских общественных объединений заключается в помощи детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить пустоту в реализации детских интересов.

Детские движения сегодня являются сложной социально-педагогической реальностью, проявляющейся в добровольной работе самих детей, организованной в соответствии с их запросами, потребностями, как отклик на события, происходящие в окружающей их действительности. Основная их особенность заключается в самодеятельности, направленной на реализацию ребенком социального развития и индивидуального самоопределения.

Воспитательным средством детское движение может стать только при выполнении особых условий и способах его организации, которые позволяют положительно влиять на детей усилиями самих ребят и их сообществ.

Готовые работы на аналогичную тему

Деполитизация детского движения и ориентированность на принципы гуманизма, раскрытие творческого потенциала ребенка, его природных данных делаю более предпочтительными демократические, открытые формы общественного детского движения.

На сегодня детские общественные объединения в нашей стране могут быть самостоятельными юридическими лицами и определять свои отношения как равные партнеры с различными государственными структурами.

Современные детские общественные структуры имеют право самостоятельно выбирать взрослых руководителей. Нет никаких ограничений в дислокации детских общественных объединений. Они могут быть созданы и действовать на базе государственных организаций или частных учреждений, по месту жительства.

Влияние организованных детских групп на функционирование и развитие воспитательной системы школы определяется различными факторами:

Взаимовлияние в каждом случае будет разноплановым. При этом важно, чтобы позитивное влияние на ребенка, педагога было существенным.

Детское общественное объединение является важным фактором воздействия на ребенка. Оно создает благоприятные условия для удовлетворения интересов и потребностей отдельного ребенка, формирует новые устремления. Параллельно оно обеспечивает отбор внутреннего потенциала личности за счет самоограничения и коллективного выбора, корректировки в соответствии с общественными нормами и социальными программами.

Детскому общественному объединению присуща защитная функция, которая заключается в отстаивании, охране интересов, прав, достоинства и уникальности ребенка. Процесс социализации в детских объединениях достаточно эффективен при наличии общих интересов и совместной работе детей и взрослых. Но у детей должно оставаться право выбора форм жизни объединения, свободного перехода из одной группы в другие.

Типы детских общественных объединений

Детские объединения по содержанию деятельности делятся на:

По времени существования детские общественные объединения классифицируются на:

По характеру управления можно выделить:

Взаимодействие школы и детских общественных объединений

Школа и детские общественные объединения могут строить договорные отношения как равные партнеры согласно Закону «О поддержке детских, молодежных общественных объединений», принимая добровольно на себя конкретные обязанности.

Более распространенный вариант, когда отношения школы и детской общественной структуры строятся в виде взаимодействия субъектов воспитательной системы школы, наделяя ее чертами самоуправляемой, демократической и государственно-общественной.

Как показывает опыт, детские общественные объединения служат стимулом рождения инноваций в работе школы, они придают воспитательной системе школы стабильность, а также современность.

Главный смысл взаимодействия школы с детскими общественными структурами заложен в создании гуманистической воспитательной системы, где цель и результат – это, прежде всего, ребенок-личность, ребенок-творец, ребенок-созидатель.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 30 05 2021

Источник

Детское общественное объединение в воспитательной системе общеобразовательного учереждения

Сейчас школьное образование, как и другие уровни российской образовательной системы, претерпевает изменения в связи с реализацией национального проекта. Одно из направлений ПНП «Образования» повышения уровня воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях. В Концепции модернизации образования важнейшей задачей воспитания стоит формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Именно поэтому вопросы школьного воспитания должны всегда быть в центре внимания общества.

Свободное время подростка нередко превращается в «ничегонеделание», что ведёт к созданию того вакуума, который и заполняет молодёжь в первую очередь тем, что не требует духовных усилий, работы над собой, стремлений к самосовершенствованию. В результате чего в подростковой среде наблюдается рост агрессивности, токсикомании, наркомании, преступности, а главное, – бездуховности. Таким образом, возникла потребность в новом подходе к процессу образования и воспитания, где статус воспитания становится более значительным, так как процесс получения образования неотделим от процесса становления Личности.

Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность – это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей – индивидуального самоопределения и социального развития.

Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Одно из условий – педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения – основной формы детского движения.

Детское общественное объединение – это, прежде всего, самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности – структура открытая, демократичная, без жесткой «должностной иерархии». Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения – характерная его особенность.

Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач; готовности к труду и жизни в новых социально-экономических условиях. Социально-активный ребёнок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности; развивает адаптивные способности к социальной индивидуальности в процессе занятия социально-значимой деятельностью. Для подростка важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы он имел свободу выбора. Приобретение навыка обоснованного выбора необходимо в данном возрасте.

Поэтому для реализации подростковых устремлений оптимальными формами являются детские общественные объединения, органично входящие в воспитательную систему школы, так как именно школа является наиболее приемлемым местом для их базирования. Основной целью детских объединений является содействие выявлению, становлению и развитию лидерских качеств подростка. Одной из важнейших задач деятельности ДО (детских организаций) является формирование у членов объединения готовности к политической деятельности, культуры демократических отношений.

Сегодня рождение детских объединений – это уже не новость. А вот несколько лет назад трудно было с чего-то начать, от чего-то оттолкнуться. В школах (после пионерской и комсомольской организации) наступил период затишья: каждый классный коллектив жил сам по себе, ничто не объединяло ребят, не было общих интересных дел, не было самоуправления. Жить стало скучно, неинтересно, одиноко.

И вот, в1996 году, у самых активных ребят нашей школы возник вопрос: «Как сделать нашу жизнь интересней? Как объединить ребят и вовлечь их в совместную деятельность?» Началась работа по созданию детской организации.

Первый сбор прошел 10 сентября 1996 года, на котором был разработан и принят Устав, положение, договор с ОУ, структура д/о «Алый парус», символика, формы работы, поставлены цель и задачи объединения (см. Приложение).

В объединение входят следующие центры: «Лидер»; «Изкоры»; «ДЮПС»; «ЮИД»; «Родничок»; «Юнкор»; «Юный патриот», которые координируют инициативные учителя.

Очень важно создать позитивный образ детской организации. Лицо организации – это ее характер, культура, система презентации ценностей, методы деятельности и общения. Оно отражается как в ежедневной деятельности, так и в общем отношении к социальной среде, в котором организация функционирует. Детская организация не должна “вариться в собственном соку”, а активно взаимодействовать с различными социальными группами и государственными учреждениями, которые могут содействовать достижению целей и повышению эффективности деятельности. Схема взаимодействия д/о «Алый парус» в социуме представлена в презентации д/о «Алый парус» (см. Приложение).

Результат деятельности должен отразиться в конкретном ребёнке. Насколько успешно он сумел реализовать свои способности, приобретённые знания и умения, полученные в результате активной общественной деятельности. Д/о «Алый парус» стабильно показывает результаты активности детей, участвуя в районных, окружных, городских и областных конкурсах.

Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур – создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат – ребенок как личность, творец, созидатель.

Источник

Детские общественные объединения в МБОУ СОШ №20 пос.Зеленый

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «МОСКОВИЯ» ДОМ. НОГИНСК

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «МОСКОВИЯ» ДОМ

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе

Детская организация «Московия» начала свою работу в Ногинском районе в мае 2002 года. В настоящее время ДОМ собрал в своих стенах более 19 000 школьников с 1 по 11-й классы.

Руководство организацией осуществляет Совет лидеров, в который входят лидеры клубов по интересам, педагоги школ, родители учащихся. Школьный Совет лидеров организует школьное самоуправление, планирует работу детской организации, оценивает работу клубов по интересам. В ДОМе существует «Радуга интересов» – 7 клубов как семь цветов радуги: «Эрудит», «Краевед», «Забота», «Эколог», «Спорт», «Пресс-центр», «Таланты». Именно по этим направлениям ведётся учебно-воспитательная работа в «Московии».

ДЕВИЗ ОРГАНИЗАЦИИ: «У системы образования должно быть одно Солнце – Дети!»

Мы объединились, чтобы:

Нас объединяет:

Нам дороже всего:

Золотое правило организации:

Я + ТЫ = МЫ

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе

СТРУКТУРА,ОРГАНИЗАЦИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЭРУДИТ/Красный

Проведение предметных викторин, олимпиад, внеклассных мероприятий по школьным предметам, рейды успеваемости и т.д.

«Жизнь не вода стоячая, а водопад открытий»

КРАЕВЕД/Оранжевый

Изучение истории малой Родины, поисковая работа, нравственное и патриотическое воспитание

«Изучаем край родной, гордимся любимой страной»

ЗАБОТА/Желтый

Организация шефской работы, вожатской работы, помощи ветеранам, трудовая и профориентационная работа

«Младшим – наше понимание и особое внимание»

ЭКОЛОГ/Зеленый

Организация работы «Зеленых патрулей», организация выставок, операций, конкурсов, акций по экологии.

«Мир природы нашей богат, каждый заботится о нем был бы рад»

СПОРТ/Голубой

Организация физкультурно-оздоровительной работы, участие в спортивных соревнованиях, пропаганда здорового образа жизни

«От культуры и спорта – к здоровому образу жизни»

ПРЕСС-ЦЕНТР/Синий

Оформление информационных стендов, выпуск школьных газет и листовок, проведение фотовыставок, организация школьного радио

«Жизнь многообразна и прекрасна! Рассказать о ней – задача наша»

ТАЛАНТЫ/Фиолетовый

Организация творческой деятельности, конкурсов, балов, дискотек, праздников и утренников

«Любое дело с интересом, а иначе зачем?

Видео отчет о деятельности ШКОЛЫ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОСКОВИЯ» за 2019 — 2020 учебный год доступен по ссылке: https://youtu.be/YEa57gVJldI

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ

ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «МОЯ СТРАНА».

Школьное объединение в рамках муниципальной детской организации Московия

Единая детская школьная организация существует в МБОУ СОШ 20 пос. Зеленый с 2002 г., раньше она носила название «Московия», но в 2018 году была переименована в Детскую организацию «Моя страна»

Цель организации – объединить усилия для добрых и полезных дел, развивать творческую индивидуальность учащихся, сплотить детей на основе общих дел по интересам и увлечениям для развития и самореализации в обществе, стремиться сделать жизнь учащихся разнообразной и интересной.

ИНФОРМАЦИЯ О СТРУКТУРЕ, ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПНА ПО ССЫЛКЕ: https://zel-sch20.edumsko.ru/activity/educational_work/post/1148912

Видео отчет о деятельности Единой Детской организации «Моя страна» за 2019 — 2020 учебный год

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПОДЕЛИСЬ ЧАСТИЧКОЮ СВОЕЙ ДУШИ»

В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всём на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим их людям. Поэтому, мы считаем, нужно научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Да и сами мы в последнее время начали осознавать, что самым острым дефицитом стали человеческое тепло и забота о ближнем человеке, и именно поэтому мы чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание, нежность и человечность.

ИНФОРМАЦИЯ О СТРУКТУРЕ, ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОСТУПНА ПО ССЫЛКЕ: https://zel-sch20.edumsko.ru/activity/educational_work/post/513219

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе

ЮИД-ОТРЯД ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «СВЕТОФОР»

Отряд юных инспекторов движения – это творческое объединение школьников, которые помогают школе в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют правила дорожного движения (безопасного поведения на улицах и дорогах города) среди учащихся своей школы.

ИНФОРМАЦИЯ О СТРУКТУРЕ, ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРЯДА ДОСТУПНА ПО ССЫЛКЕ: https://zel-sch20.edumsko.ru/activity/educational_work/post/437616

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ «МОЯ СТРАНА»

Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются

ИНФОРМАЦИЯ О СТРУКТУРЕ, ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРЯДА ДОСТУПНА ПО ССЫЛКЕ: https://zel-sch20.edumsko.ru/about/samouprav

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе

ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ ПОЛИЦИИ

Молодежь является одним из наиболее общественно активных слоев населения и стратегическим ресурсом государства. Интересы государства в сфере молодежной политики обусловлены необходимостью формирования интеллектуальной и духовно-нравственной личности, способной обеспечить будущее развитие страны.Основными целями движения являются: профилактика совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними, пропаганда здорового образа жизни, формирование навыков безопасного поведения, правовое и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

ИНФОРМАЦИЯ О СТРУКТУРЕ, ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОСТУПНА ПО ССЫЛКЕ: https://zel-sch20.edumsko.ru/activity/educational_work/post/1149257

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе

КАДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Кадетское движение нацелено на возрождение в молодежной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величие своей Родины.

Задачи кадетского движения в школе:

ИНФОРМАЦИЯ О КАДЕТСКОМ КЛАССЕ, ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСТУПНА ПО ССЫЛКЕ: https://zel-sch20.edumsko.ru/activity/kadet

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРИРОДЫ»

Формирование ответственного отношения к природе мы рассматриваем не столько как результат экологического образования, сколько экологического воспитания. Программа дает возможность раскрыть и понять истины, на которых основана устойчивость жизни, позволяет людям изменить свое отношение к природе, окружающему нас миру, заставляет задуматься, что значит любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края.

Источник

Детские общественные объединения в воспитательной системе школы 2 страница. Детское общественное объединение — это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и

Детское общественное объединение — это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности структура открытая, демократичная, без жесткой „должностной иерархии“. Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения — характерная его особенность.

В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения — это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации — система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности). Классический пример детской организации — пионерская, скаутская.

Современная ситуация деполитизации детского движения, его ориентированность на гуманистические принципы, раскрытие творческого личностного потенциала ребенка, его природных данных обусловливают предпочтение более демократических, открытых форм общественного детского движения. Так, детские общественные объединения получили право быть самостоятельными юридическими лицами и определять свои отношения с различными государственными структурами как равные партнеры на принципах взаимодействия, сотрудничества, на договорной основе.

Еще одна важная особенность современных детских общественных структур их право выбирать взрослых руководителей. Сегодня нет конкретного вожатого, представителя молодежной, взрослой общественной структуры, нет единого педагогического руководства в лице профессионалов. Куратором (руководителем, лидером) детского объединения может быть практически любой взрослый без ограничения возраста, пола, национальности, образования, партийной принадлежности, действующий в рамках Декларации о правах ребенка и законов Российской Федерации.

Нет ограничений в базировании детских общественных объединений. Они могут создаваться и действовать на базе государственных и частных учреждений, общественных структур, по месту жительства.

Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы. Их влияние определяется многообразием факторов: спецификой государственного учреждения и общественной детской структуры; воспитательными традициями школы и целевой направленностью объединения; кадровым потенциалом школы; особенностями окружающего социума; личностью руководителя объединения и др. В каждом конкретном случае взаимовлияние будет разноплановым. Однако важно, чтобы конечный результат позитивное влияние на ребенка, педагога (субъектов воспитательной системы) было существенным.

Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более „взрослыми“. Этот аспект, не противоречащий „детской“ цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.»

Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Типы детских общественных объединений. Объединения детей различаются по содержанию деятельности, по длительности существования, по форме управления.

По содержанию деятельности детские объединения могут быть трудовыми, досуговыми, общественно-политическими, религиозными, патриотическими, познавательными и др. Трудовые объединения детей реализуют задачи организации их трудовой деятельности. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.

Досуговые, общественно-политические, патриотические и другие объединения предполагают решение задач развития способностей и склонностей детей, проблем предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе.

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе

По длительности существования детские общественные объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т. д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т. п.).

По характеру управления среди детских общественных объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации.

Л. В.Алиева опыт взаимодействия школы и детских общественных объединений представляет в следующих типичных вариантах.

Первый вариант — школа как государственное образовательное учреждение и детские общественные объединения (чаще это организации с четкой программой, целью, правами и обязанностями членов федерального, регионального, городского значения, имеющие самостоятельный юридический статус) строят отношения как равные партнеры на договорной основе согласно закону «О поддержке детских, молодежных общественных объединений», принимая каждый добровольно на себя конкретные обязанности.

При таком сотрудничестве создаются реальные возможности взаимодействия для двух самостоятельных воспитательных субъектов. При этом школа добровольно выбирает партнера в лице детской общественной структуры, исходя из принципов демократизации и гуманизации образовательного процесса. Взаимодействие равных воспитательных субъектов может быть реализовано в разнообразных формах, прежде всего на основе реализации общих программ (социальных, культурологических, образовательных и др.). Субъекты СПО-ФДО и школы, как показывает опыт, успешно взаимодействуют на базе разработанных социально ориентированных программ («Игра — дело серьезное», «Орден милосердия», «Школа демократической культуры» и др.). Программы, проекты ФДО «Юная Россия», ориентированные на гражданское воспитание, индивидуальное развитие, социальную адаптацию ребенка («Возрождение», «Школа социального успеха»), на воспитание и развитие младших школьников («Четыре плюс три», «Маленький принц Земли»), успешно используются в обновлении воспитательных систем школ.

На базе школы могут создаваться и действовать «форпосты», первичные структуры (дружины, отряды, клубы) районной, городской, региональной детской организации, членами которых являются учащиеся данной школы. Своей общественной деятельностью, позицией члена организации, объединения такие дети влияют на определенные стороны воспитательной системы школы или способствуют ее созданию (создают пресс-центры, организуют клубы, проводят походы-экспедиции).

Положительное влияние на воспитательную систему школы отношений равных партнеров во многом определяется динамизмом, демократизмом, автономностью детских общественных объединений, четко выраженной их спецификой, а также возможностью школы иметь нескольких партнеров, не привязывая себя жестко и надолго к одному общественному объединению, организации, строя отношения по принципу целесообразности. Вариант взаимодействия равных партнеров позволяет вывести воспитательную систему школы за ее стены, сделать более открытой, социально значимой, результативной. Новая позиция учеников — членов детского общественного объединения позитивно влияет на их учебную деятельность, внося коррективы в ее содержание, организацию, гуманизируя отношения «взрослый-ребенок». Опыт убеждает в том, что детские общественные структуры опосредованно способны вывести воспитательные системы школ из состояния кризиса и хаоса.

Пока в массовой практике отношения школ и детских общественных объединений как равных партнеров только зарождаются.

Второй вариант — более распространенный. Его суть заключается в том, что отношения государственного образовательного учреждения и детской общественной структуры строятся как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической, государственно-общественной.

Детское объединение в этом случае — важный компонент системы, находящийся в тесной взаимосвязи с основными ее структурами. Другими словами, взаимодействие этих двух субъектов осуществляется внутри воспитательной системы на уровне государственных и общественных (самодеятельных) ее структур (управление и самоуправление, класс — детское объединение, государственные учебные программы и программы детских объединений во внеучебное время и т. д.).

Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах становятся взрослые — педагоги, руководители, реже — сами дети, их родители. Педагоги-инициаторы и становятся добровольно кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских общественных объединений на воспитательную систему школы наблюдается в последние годы на практике.

Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей. В настоящее время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т. д.), органично включенных в их воспитательные системы.

Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены:

разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);

школьными (ученическими) организациями; детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;

временными детскими объединениями — советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;

профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).

Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной системы школы. Так, место ученических организаций в воспитательной системе школы достаточно специфично. Они — союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности — школа, ученик, отношения «учитель-ученик», учебная деятельность. Роль и место ученической организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей один из показателей результативности воспитательной системы школы.

Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат — ребенок как личность, творец, созидатель.

Вопросы и задания

1. Дайте определение воспитательной системе.

2. Какова структура воспитательной системы?

3. В чем суть движущих сил развития воспитательной системы?

4. Раскройте содержание основных этапов развития воспитательной системы.

5. Каковы критерии эффективности воспитательной системы?

6. Дайте характеристику основных зарубежных и российских воспитательных систем.

7. Каковы функции, права и обязанности классного руководителя?

8. Назовите основные формы работы классного руководителя с учащимися.

9. Каковы роль и место классного руководителя в функционировании и развитии воспитательной системы?

10. Назовите основные особенности и типы детских общественных объединений.

11. Охарактеризуйте основные варианты взаимодействия школы и детских общественных объединений и их влияние на функционирование и развитие воспитательной системы.

Литература для самостоятельной работы

Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. Новгород, 1994.

Библер В. С. Школа диалога двух культур: Идеи, опыт, перспективы. Кемерово, 1993.

Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учеб. — метод, пособие. — Псков, 1994.

Воспитательная система школы: Проблемы и поиски. — М., 1989.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. А. Селивановой. — М., 1998.

Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Л. Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996.

Колесникова И. А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания. — Л., 1988.

Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2000.

Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Байковой, Л. К. Гребенкиной, О.В.Еремкиной. — Рязань, 1997.

Учебно-воспитательные комплексы — новый тип школы для XXI века / Под ред. И. Ф. Исаева. — Белгород, 2001.

Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США / Под ред. А.И.Пискунова, А.Н.Джуринского. — М., 1989.

РАЗДЕЛ V ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ГЛАВА 20 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ

1. Сущность педагогической технологии

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический.

Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т. е. является началом технологии.[82]

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хам-блин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н.Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др.

В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.[83]

Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:

возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;

возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Имеются подходы, несколько сужающие понятие педагогической технологии, низводящие ее до «искусства прикосновения к личности», научно обоснованного воздействия на ребенка в контексте ее взаимодействия с окружающим миром (Н. Е. Щуркова и др.).

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;

технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, — высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные — это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных — типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть фото Что такое детские общественные объединения в школе. Смотреть картинку Что такое детские общественные объединения в школе. Картинка про Что такое детские общественные объединения в школе. Фото Что такое детские общественные объединения в школе