Что такое детский психолог
Что такое детский психолог
Педагог–психолог с семилетним стажем. Специализируется на возрастной психологии.
Вот тревожные звоночки, говорящие о том, что нужно обратиться с специалисту.
Отсутствие интересов. Обычно для детей характерна любознательность и желание открывать мир вокруг. Если у ребёнка нет хобби, он не знает, чем себя занять, его не увлекает ни один школьный предмет — стоит проконсультироваться с психологом. Вероятно, когда-то его хобби высмеяли. А, может, ему навязывают интересы родители, и он боится протестовать.
Агрессивное поведение. Если ребёнок регулярно выступает агрессором, скорее всего, ему нужна помощь психолога. В совсем юном возрасте — около трёх лет — истерики и злость могут быть своеобразными «исследованиями»: что можно и что нельзя, как отреагируют родители. Но если ребёнок продолжает проявлять чрезмерную агрессию в возрасте постарше, обижает животных или сверстников — психолог поможет разобраться с причинами.
Неумение правильно осмыслять негативные эмоции. Часто выражается в истериках, скандалах, драках с родителями или другими детьми, или наоборот — замкнутости в себе, нежелании разговаривать. Когда ребёнок злится, расстраивается, чувствует обиду — это нужно признавать и выражать экологичными способами: «Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь… Ты чувствуешь то-то и то-то, потому что… Давай сейчас сделаем то-то и то-то». Психолог научит ребёнка понимать свои эмоции и справляться с ними.
Проблемы в общении со сверстниками. Иногда дети стесняются вливаться в социум, не умеют заводить друзей, ни с кем не общаются и всегда остаются в стороне. Если ребёнок — белая ворона, то ему поможет разговор с психологом.
Низкая учебная мотивация. Проблемы с учёбой — частый запрос у детского психолога. Иногда дело не столько в конкретных пробелах по предметам, сколько в конфликте с педагогом или одноклассниками. Специалист поможет выяснить, в чём заключается реальная причина и как исправить ситуацию. Иногда помогает и смена формы обучения.
Резкая смена настроения. Эмоциональные перепады говорят о том, что ребёнок находится в напряжённом и растерянном состоянии. Часто дети реагируют так на сложные изменения в жизни: например, развод родителей или переезд в другой город. Психолог поможет справиться с нестабильным настроением.
Частые болезни. Если дети регулярно болеют, скорее всего, что-то не в порядке с их эмоциональным состоянием. Внешние психологические факторы — скандалы в семье, унижения от учителя в школе, травля сверстников, равнодушие родителей — влияют на физическое самочувствие ребёнка. Все психологи работают с этим, но можно обратиться к тому, кто специализируется конкретно на психосоматике.
Как объяснить ребёнку поход к психологу
Часто родителей беспокоит, как предложить сыну или дочери встречу со специалистом. Ребёнок может испугаться, что он «не такой, как все», и отказаться идти. Это связано со стигмой на психотерапию: не только дети, но и взрослые бывают уверены, что сеанс у психолога нужен только тем, у кого «едет крыша».
На самом деле это не так. Подростку можно объяснить, что психолог — в каком-то смысле тоже врач, только лечит не физическое, а ментальное здоровье. Нормальная практика — пойти к психологу, даже если «ничего не болит».
Занятия с детским психологом направлены на развитие эмоционального интеллекта и самооценки ребёнка. Встреча будет полезна, даже если у родителей нет конкретного беспокоящего запроса.
Сейчас психотерапия становится всё популярней, особенно среди тинейджеров. Возможно, подросток и сам осознаёт необходимость встречи со специалистом, но стесняется попросить об этом родителей.
Но если ребёнок пока недостаточно взрослый, используйте другую тактику: не говорите о походе к психологу напрямую. Не стоит преподносить психолога как серьёзного специалиста, который «поможет тебе» и «решит твои проблемы» — в этом случае ребёнок заупрямится.
Когда ребёнку нужен психолог, преподнесите это как игру. Сделайте акцент на том, что ребёнку будет интересно, и он здорово проведёт время.
Важно: будьте готовы, что на первой встрече присутствие ребёнка вообще не понадобится. Часто работать надо с «внутренним ребёнком» родителя, а не с реальным ребёнком.
Если специалист считает, что нужна работа непосредственно с детьми, есть два варианта. Ребёнок младшего школьного или дошкольного возраста → родители смогут присутствовать на сеансе (но всё индивидуально — обсуждайте заранее с психологом). Ребёнок учится в средней или старшей школе → на сеансе будет только он и специалист. Так ребёнок сможет легче раскрыться и доверить какие-то секреты, которыми не поделился бы с родителями.
Встречи с психологом полностью конфиденциальны. Специалист не имеет права выдавать родителям подробности встреч с ребёнком — это нарушение этического кодекса. Но есть и исключения: когда речь идёт о жизни и смерти. Например, психолог обязан сообщить родителям и правоохранительным органам, если речь пойдёт о совершенном в отношении ребёнка преступлении.
Как родителям вести себя с психологом
Вот несколько советов.
Обращайте внимание на поведение психолога. Если вы привели к специалисту юного ребёнка, то взрослый должен садиться так, чтобы находиться на его уровне. Например, на корточки. Отношение и умение идти на контакт считывается через детали.
Спрашивайте мнение ребёнка. Если ребёнок отказывается от встречи с психологом через несколько занятий, попробуйте мягко узнать, что именно ему не нравится. Ставьте желание ребёнка в приоритет и попробуйте сменить специалиста. Не рекомендуется настаивать на занятиях, если у вас возникают сомнения в том, что психологу удалось найти контакт с ребёнком.
Разговаривайте с психологом. Задавайте любые вопросы по поводу занятий с ребёнком — как проходит, в чём трудность, есть ли прогресс. Хороший специалист заинтересован в том, чтобы помочь, а если он называет ваши вопросы глупыми, то он недостаточно квалифицирован.
Будьте честны. Если психолог работает в том числе и с вами — говорите правду, не пытайтесь казаться «более хорошим» родителем, чем вы есть. Абсолютно все хотя бы раз в жизни кричали на ребёнка, шлёпали и вели себя неправильно. Специалист не станет осуждать и тыкать пальцем, но ему необходимо понимать ситуацию.
Что такое детский психолог
Детский психолог может помочь в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. А иногда нужно просто оценить уровень и особенности развития ребенка. В первую очередь такая необходимость возникает перед школой, когда нужно понять, готов ли ребенок к школе или стоит ещё год подождать? Тогда детский психолог проведет диагностику психологической готовности к школе.
Консультация диагностика психолога включает в себя следующие этапы:
1.Первичная беседа с одним из родителей выявление причины обращения.
2.Полная диагностика высших психических функций (память, внимание, мышление и др.) Диагностика эмоционально-личностной сферы.
3.Вторичная беседа с одним из родителей после диагностики.
4.Рекомендации родителям при несложных ситуациях.
5.Рекомендации и разработка программы коррекционно-развивающих занятий по результатам диагностики.
Чем детский психолог может быть полезен родителям?
Именно родители обычно являются инициаторами обращения к психологу, и во многих ситуациях его работа ориентирована на изменение поведения родителей. Ведь в большинстве случаев в поведении ребенка, как в зеркале, отражаются отношения и проблемы, существующие в его семье. И, сколько бы ни работал психолог с ребенком, его работа даст временный результат, ненадолго снимет напряжение, если от психолога ребенок каждый раз возвращается в семью, которая не меняется. Ведь семья — самое важное, что есть в жизни этого ребенка. Детский психолог может помочь заинтересованному родителю
наладить отношения с ребенком,
лучше разобраться в его проблемах,
выработать оптимальную стратегию и тактику взаимодействия с ним,
повысить свою родительскую компетентность и самооценку,
сделать отношения в семье более доверительными и теплыми,
научиться управлять своими чувствами,
найти свой стиль взаимодействия с ребенком, который определяется особенностями ребенка и родителя.
Как работает детский психолог?
Чтобы помочь ребенку и родителям, психолог должен найти причины возникших трудностей. Он беседует с родителями, задает различные вопросы, которые могут быть связаны как с особенностями развития и воспитания ребенка, так и с его семейной ситуацией. И, конечно, детский психолог общается с ребенком. Чем младше ребенок, тем меньше шансов, что он сумеет описать словами свое состояние и возникшие сложности. Тогда его языком может стать, например, игра, рисунок, лепка или сочиненная сказка. И психолог предложит поиграть, порисовать и так далее. Может быть, чтобы получить более полную информацию, потребуются специальные тесты. Но вот проблема и её причины определены. Детский психолог предложит соответствующие ситуации варианты работы. Например, индивидуальная работа с ребенком
песочная терапия,
арт-терапия, игровая терапия,
занятия, направленные на развитие памяти, внимания и мышления ребенка,
сказка-терапия.
Или с родителем — консультации, направленные на разработку стратегии общения с ребенком и т. п. Либо психолог работает со всей семьей или с парой ребенок-родитель.
Какими методами работает детский психолог?
Если речь идет об эмоциональных проблемах или нарушениях поведения, психолог может использовать, например, следующие методы работы.
Игровая терапия помогает ребенку выразить свои чувства и мысли, рассказать о них в безопасной, принимающей обстановке. Здесь ребенок сможет свободно выразить чувства, поднять важные для него темы, укрепить веру в себя, стать более самостоятельным и ответственным, научиться преодолевать трудности, опираясь на собственные силы, научиться принимать самостоятельные решения.
Песочная терапия помогает найти гармонию в отношениях с собой и миром, лучше понять себя, посмотреть на происходящее с разных сторон. Работа с песком может быть частью игровой терапии, и тогда песочница превращается в мир, подвластный ребенку, коллекция игрушек помогает отобразить в этом мире внутренний мир ребенка, семьи или детской группы.
Арт-терапия использует творческие возможности ребенка, это и рисование, и лепка, и танец, и маленькие спектакли или сочинение историй. В широком смысле слова игровая и песочная терапия являются разновидностями арт-терапии.
Если же речь идет о развитии познавательной сферы, то здесь психолог может использовать разнообразные дидактические игры и развивающие упражнения, которые подбираются в зависимости от потребностей и особенностей ребенка.
Тренинги семинары с детьми и родителями.
Зачем нужен детский психолог и когда детям необходима помощь психолога?
Автор журнала Сolady, журналист
Проверено экспертами
Весь медицинский контент журнала Colady.ru написан и проверен командой экспертов с медицинским образованием, чтобы обеспечить достоверность информации, изложенной в статьях.
Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.
Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.
Время на чтение: 6 минут
Воспитание ребенка – это не просто тяжелый труд, но и талант. Очень важно почувствовать, что происходит с малышом, и принять своевременные меры. Но не каждой маме под силу справиться с чадом, когда его поведение выходит из-под родительского контроля. Да и посмотреть со стороны, ежедневно находясь рядом с ребенком, довольно сложно.
Как же определить, когда ребенку требуется психолог, в чем состоит его работа, и в каких ситуациях без него категорически не обойтись?
Содержание статьи:
Кто такой детский психолог?
Детский психолог не является врачом, и не стоит его путать и с психиатром. У данного специалиста нет права ни на постановку диагнозов, ни на выдачу рецептов. Работа внутренних систем детского организма, а также внешний вид малыша – тоже не его профиль.
Главная задача детского психолога – помощь психологического характера через игровые методы. Именно в игре раскрываются подавляемые ребенком чувства и наиболее эффективны поиски решения детской проблемы.
Когда нужен детский психолог?
Детский психолог – что нужно знать о его работе?
Если у вас возникла мысль о визите к психологу – значит, откладывать визит к нему не следует. Помните – ваш ребенок постоянно развивается. И чтобы потом все проблемы не покатились на вас снежным комом, решайте все кризисные ситуации по мере их поступления – своевременно и грамотно.
Легче сразу решить проблему вместе с детским психологом, чем потом «ломать» ребенка.
Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине
Профессия: детский психолог
Детский психолог — это специалист, который помогает детям, подросткам и их родителям преодолеть трудные жизненные ситуации. Например, пройти школьную адаптацию.
Однако к нему обращаются не только с проблемами, но и для просвещения. Детский психолог знает все о психологических особенностях развития и взросления. Он подсказывает родителям, как раскрыть потенциал ребенка и как создать среду, которая максимально способствует развитию его личности. Например, если психолог заметил, что у ребенка проблемы с социализацией, столь важной для этого возраста, он может порекомендовать отдать его в детский сад, а не оставлять дома с няней.
В обязанности специалиста входит:
Взаимодействие с родителями и другими родственниками — огромная часть работы детского психолога. Ребенок находится в семейной системе, поэтому работать только с ним неэффективно — необходимо подключать всю семейную систему, информировать родителей, иногда корректировать их родительские установки и поведение.
Примеры проблем, с которыми к детскому психологу обращаются родители:
К детскому психологу обращаются не только семьи с проблемами, но и родители, которые хотят лучше понять своего ребенка и создать такую среду развития, которая способствует максимальному раскрытию его личностного потенциала.
Пример: специалист отвечает на вопросы родителей о возрастных кризисах, о том, как вести себя в такие периоды, правильно взаимодействовать с ребенком.
Детский психолог проводит индивидуальные и групповые консультации для детей или семей, тренинги и семинары для родителей.
Какие требования предъявляют к детскому психологу?
Варианты образования для работы детским психологом:
Пройти обучение на детского психолога можно заочно, особенно если речь идет о курсах профессиональной переподготовке и смене профессии.
Личностные качества, без которых не обойтись в работе детскому психологу:
Чтобы работать с детьми, нужно быть в контакте со своим внутренним ребенком — уметь и любить играть. Психолог должен уметь работать как с детьми (для которых их «язык» — игра, творчество), так и с семьями / родителями. Это 2 совершенно разных типа общения, необходимо уверенно себя чувствовать и в одном, и в другом. Не бывает детского психолога, который работает только с детьми, исключая родителей.
Специалист любит и уважает детей, видит в них личностей, всегда действует в их интересах.
Существует миф, что детским психологом может работать только тот человек, у которого есть свои дети. Это не так – чтобы быть эффективным специалистом нужно иметь профессиональные знания и навыки, которые будущие психологи получают в процессе обучения и расширяют при дальнейшей работе.
Востребованность профессии детского психолога
Несколько фактов о востребованности профессии детского психолога:
Детский психолог после обучения может работать в детских садах, школах, центрах развития, реабилитационных центрах и в других организациях, где дети, подростки и их родители нуждаются в поддержке психолога. А также можно проводить частные консультации очно или онлайн.
Плюсы и минусы работы детским психологом
Плюсы работы детским психологом:
Минусы работы детским психологом:
Есть ситуации, когда помочь невозможно, поскольку проблемы вызваны не эмоциональной сферой. Тогда необходимо перенаправить ребенка к другому специалисту: неврологу, нейропсихологу, специалисту по сенсорной интеграции, психиатру, специалисту, работающему с аутистическим спектром и др.
Курсы и программы обучения по профессии детский психолог
В Институте прикладной психологии в социальной сфере вы можете пройти онлайн-курсы обучения на детского психолога:
5 признаков, что перед вами хороший детский психолог
1 Его кабинет напоминает игрушечный магазин
Задача психолога — принять малыша, создать ему комфортную обстановку, дать возможность почувствовать себя безопасно, после чего предоставить возможность выражать себя.
Ребенок не всегда может выразить мысли или чувства, но может играть. Сильные переживания и конфликты обязательно проявят себя в игре.
В комнате детского психолога много разных игрушек — чтобы ребенок мог сам выбрать, с какими игрушками и во что ему поиграть.
Ребенок не всегда может выразить мысли или чувства, но может играть. Сильные переживания и конфликты обязательно проявят себя в игре.
Среди игрушек обязательно должна быть кукольная семья : папа, мама и ребенок. Через такие игрушки дети могут показать реальную обстановку в семье или, наоборот, идеальных родителей, которых бы хотелось иметь. Куклы нравятся не всем, поэтому должна быть возможность собрать семью, например, из животных (медведь, медведица и медвежонок).
Набор посуды, овощей и фруктов, различные виды транспорта помогут сделать сюжет игры более ярким и предоставят психологу больше материала для работы.
Некоторым детям понадобятся пупс, коляска, бутылочка для кормления — тема младенцев очень актуальна для детей. У кого-то родился младший братик, кому-то хочется снова стать малышом, а кто-то играет в своих деток.
Хорошо, если есть укрытие : домик, мягкий цилиндр, мешок. От игры можно устать, и тогда можно спрятаться и передохнуть.
В кабинете хорошего детского психолога должна быть песочница. Редкий ребенок не любит играть с песком. Песок хорошо успокаивает, помогает проработать разные чувства. Краски и карандаши помогут ребенку выразить свои переживания в цвете, на рисунке.
2 Психолог призывает заниматься регулярно
Стабильность, предсказуемость, постоянство контакта ребенка с психологом само по себе играет терапевтическую роль. Дети быстро привыкают к определенной регулярности и начинают ждать следующей встречи. Ждать проще, когда знаешь, что вернешься и в какое время это произойдет.
Длительность одной встречи обычно 45–50 минут. Этого времени достаточно, чтобы ребенок развернул игровой сюжет, но при этом не устал.
3 Хороший детский психолог использует метод свободной игры
В психоаналитической психотерапии со взрослыми используется метод свободных ассоциаций. Человек свободно говорит, что приходит ему в голову: начинает говорить об одном, заканчивает совсем о другом — часто очень неожиданном для себя.
Если разрешить ему играть только частью игрушек или только в определенные игры, это аналогично тому, если бы я попросила рассказать взрослого о своих переживаниях с помощью одних только гласных букв. Поэтому на сеансе ребенок должен играть сам так, как захочет.
Психолог заводит ребенка в кабинет, в котором находятся разные игрушки. Ребенок выбирает те, которые ему нравятся, и начинает играть. Психоаналитически ориентированные психологи стараются не вмешиваться в игру ребенка. Они находятся рядом, наблюдают за сюжетом игры, анализируют символическое значение игрушек, сопоставляют материал игры с информацией из анамнеза, который предварительно получили у родителей.
Психолог озвучивает чувства ребенка, высказывает предположения, какая есть связь между игрой ребенка и его жизненной ситуацией, внутренним конфликтом или распирающим его чувством.
Пятилетний мальчик из сессии в сессию строит стену, которая отгораживает меня от окружающего мира. Мне нельзя выходить за эту стену, нельзя даже попытаться ее разрушить. Ребенок просит меня громко плакать. Начинаю анализировать: стена — это граница, границы — это запреты. Стену нельзя даже попытаться разрушить. Говорю ребенку, что, наверное, есть что-то, что ему очень хочется, но нельзя. Так и есть — «нельзя» говорят родители, «нельзя» говорят воспитатели. Очень сложно быть в таком напряжении, хочется плакать, но дядя говорит, что плачут только девочки. Поэтому сам ребенок плакать не может.
В игровой форме ребенку можно предлагать и другие сценарии, и тем самым помогать ему получить опыт, который он не получает в жизни и который сможет перенести в реальность. Например, все игрушки у малыша все время дерутся. Но ведь можно попробовать и подружиться, и поиграть вместе. Или девочка играет в слишком строгую маму, которая ругает и наказывает за любую провинность. А что будет, если эта мама немного подобреет?
4 Он ходит на личную психотерапию
У психолога в процессе наблюдения за игрой ребенка может возникать множество разных фантазий, а взаимодействие с ребенком вызывает много разных чувств, которые являются материалом для работы. При этом важно отличать свои фантазии и чувства, которые относятся к самому специалисту, от тех, которые относятся к случаю.
Когда я хорошо знаю себя и свои эмоциональные реакции, я могу отличить, мой ли это страх, который возник во время сессии, или это относится к ребенку и его семье. Я понимаю, что у меня в кабинете безопасно, что мне в принципе не свойственна чрезмерная тревога за безопасность ребенка, что она необоснованная. А значит, я могу думать о том, что это страх ребенка или его матери. И наоборот, когда ребенок дает мне, например, змею, я не приписываю ребенку агрессивных чувств по отношению ко мне, потому что змеи пугают меня, а не ребенка. Я пытаюсь понять, что значит змея для конкретного ребенка.
5 Психолог общается с супервайзером и коллегами
Супервизия — это форма работы, когда психолог разбирает случай с более опытным специалистом. Во время супервизии есть возможность разобрать ход работы, лучше понять представленный случай, получить поддержку более опытного коллеги.
Для психолога важно постоянно развиваться, посещать обучающие семинары, конференции. Ведь там можно делиться опытом, общаться с коллегами, перенимать их наработки.
Главный ресурс — это любовь и интерес к своей работе. Можно выучиться на психолога, но чтобы обрести профессиональное чутье, развить профессиональную интуицию, стать настоящим мастером своего дела, нужно иметь призвание. Большая любовь к тому, что делаешь, любопытство, интерес к своему внутреннему миру заставляют учиться, работать над собой, прислушиваться к себе, а значит постоянно повышать качество своей работы.