Что такое действие в литературе определение
Действие
Действие это поступки персонажей эпических и драматических произведений в их взаимосвязи, составляющие (наряду с событиями, происходящими независимо от намерений героев) важнейшую сторону сюжета. Элементарные единицы действия — высказывания, движения, жесты, мимические акты персонажей, выражающие их эмоции, мысли, главное же — намерения. Действия может быть преимущественно внешним, основанным на перипетиях, что характерно для У.Шекспира, либо главным образом внутренним, при котором, как это бывает у А.П.Чехова, переменам подвержены более умонастроения героев, нежели их практически жизненное положение. Если внешнее действие обнаруживает преимущественно конфликты локальные и преходящие, которые возникают, обостряются и разрешаются в рамках изображенной цепи событий, то действие внутреннее наиболее благоприятно для постижения устойчивых конфликтных положений, остающихся непреодоленными и в финалах произведений.
Поступки персонажей, будучи взаимообусловлены, составляют единое действие, которое Аристотель считал нормой как драматического, так и эпического сюжетосложения: в трагедиях и эпопеях должно даваться изображение «одного и притом цельного действия» (Аристотель). В эпических жанрах причинноследственные связи между поступками персонажей и изображенными событиями нередко ослабляются либо отсутствуют вовсе. Таковы прозаические произведения Ф.Рабле, М.Сервантеса, Дж.Свифта, поэмы Н.А.Некрасова и А.Т.Твардовского, многие автобиографические повести. Традиционное единое действие порой отсутствует и в драмах («Вишневый сад», 1904, Чехова), хотя в большинстве драматических произведений принцип единства действия соблюдается. Более широкий смысл термин «действие» имеет у Г.Э.Лессинга: «действиями», составляющими предмет словесного искусства (поэзии), он называет все явления художественного мира, которые имеют временную протяженность (т.е. процессы), противопоставляя их расположенным в пространстве неподвижным предметам (сфера живописи).
Часть драматического произведения или спектакля (см. Акт).
ДЕЙСТВИЕ
Поступки персонажей, будучи взаимообусловлены, составляют единое действие, которое Аристотель считал нормой как драматического, так и эпического сюжетосложения: в трагедиях и эпопеях должно даваться изображение «одного и притом цельного действия» (Аристотель, Об искусстве поэзии, 1957, с. 66). В эпических жанрах причинно-следственные связи между поступками персонажей, изображаемыми событиями нередко ослабляются либо отсутствуют вовсе. Таковы прозаические произведения Ф. Рабле, М. Сервантеса, Дж. Свифта, поэмы Н. А. Некрасова и А. Т. Твардовского, многие автобиографические повести. Традиционное единое Д. порой отсутствует и в драмах («Вишневый сад» Чехова), хотя в большинстве драматических произведений принцип единства Д. соблюдается (см. Драма).
Более широкий смысл термин «Д.» имеет у Г. Э. Лессинга: «действиями», составляющими предмет словесного искусства (поэзии), он называет все явления художественного мира, которые имеют временную протяженность (т. е. процессы), противопоставляя их расположенным в пространстве неподвижным предметам (сфера живописи).
2) Часть драматического произведения или спектакля (см. Акт).
Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 187253;
Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Поли, собр. соч., т. 5, М., 1954;
Шоу Б., О драме и театре, пер. с англ., М., 1963, с. 6568.
Смотреть что такое ДЕЙСТВИЕ в других словарях:
ДЕЙСТВИЕ
логически противополагается страдательному состоянию (πνοει˜ν и πάσχειν в категориях Аристотеля), также безразличному состоянию (как движение — покою). смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ
действие ср. 1) Проявление какой-л. энергии, обнаружение какой-л. деятельности. 2) Работа, функционирование, состояние действующего. 3) Обладание действующей силой, пребывание в силе. 4) а) Воздействие, влияние. б) Впечатление. 5) а) События, изображаемые в литературном, драматическом и т.п. произведении. б) Развитие событий в литературном, драматическом и т.п. произведении. 6) а) Одна из главных частей в строении драматического произведения; акт. б) Законченная часть спектакля. 7) Общее название ряда простейших математических операций.
ДЕЙСТВИЕ
действие с.1. action, operation; (влияние) effect приводить в действие (вн.) — put* in action (d.); set* going (d.) вводить в действие новый завод — p. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ, физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время и являющаяся одной из существ, характеристик движения системы. Для м. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ
3.1 действие (activity): Наименьший идентифицированный элемент действий в проектном (3.5 5) процессе (3.3). Источник: ГОСТ Р ИСО 10006-2005: Системы. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ см. Причина; квант действия – см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ — термин, который имеет несколько значений. Употребляется как синоним термина «акт» (см.). Обозначает поступок героя произведения, кот. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
сущ.act; action; operation; (воздействие, результат) effect; (деятельность) activity; (функционирование) functioning; performance; (действительность, з. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ
термин, который имеет несколько значений. Употребляется как синоним термина «акт» (см.). Обозначает поступок героя произведения, который характеризует и обнажает его волевую направленность (драматический прием). Является одним из звеньев в цепи событий, именуемой фабулой произведения (см.). И, наконец, под действием мы подразумеваем динамику произведения. Лессинг доказывал, что если областью живописи являются тела и пространственные отношения между ними, то предметом поэзии является действие, располагающееся во временной последовательности. Обычно принято определять драму как изображение человека в Д. Аристотель называл Д. душой трагедии. Но Д. обязано любое художественное произведение своим подобием жизни, иллюзией действительности. Воспроизводя жизнь, мир, художественное произведение воспроизводит их не в готовом виде, а в процессе их становления, ибо «мир не состоит из готовых предметов, а является совокупностью процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то умирают» (Энгельс). И закон развития («все течет, все движется, ничто не пребывает в покое»), проникающий собой природу, общественные отношения и индивидуальное существование, как бы предопределяет действие, движение в художественном произведении. Предопределяет Д., движение в художественном произведении и та борьба, которую приходилось и приходится вести человеку на всем протяжении истории («История человечества — история борьбы классов» — К. Маркс). Вот почему резонеры классической трагедии, к-рые статичны и даны в «готовом виде» с первой сцены, не производят художественного впечатления. Крайне низка и суггестивная роль героев символистов (см.), к-рые, — как выразился Л. Андреев о Метерлинке, — «одевают мысли в штаны, а сомнения заставляют бегать на сцене». Наоборот, образы Шекспира, характеры и страсти к-рых показаны в процессе их зарождения и развития, к-рые как бы на наших глазах подвергаются различным жизненным метаморфозам, являются неотразимыми по своему впечатлению. Вспомним короля Лира, Макбета и др. По той же причине герои Толстого (напр. Андрей Болконский, Наташа, Пьер, Анна Каренина и др.), к-рые показаны в диалектическом развитии, так художественно убедительны. От первой до последней страницы романов они несутся в потоке жизни, «текут». «Гомер, — говорит Лессинг, — не описывает щит, как вещь, уже совсем готовую, но как вещь делающуюся. Видя это, мы, — замечает он, — начинаем дивиться самому произведению, но дивимся, как самовидцы, видевшие, как это делалось». То, чего нельзя описать по частям и в подробностях, Гомер умеет показать действием описываемого явления на других. Он в «Илиаде», например, портрета Елены не дает, но рассказывает, как красота Елены действует на троянских старейшин. Проблема Д. — основная проблема творчества. «Начинающие создавать поэтические произведения, — говорил Аристотель, — могут раньше достигать успеха в диалогах и изображении нравов, чем в развитии действия». Для многих писателей проблема Д. остается на всем их творческом пути неразрешенной. Так для Чехова типично следующее письмо к Суворину, написанное вовремя работы над «Дуэлью»: «Повесть моя, — пишет он, — подвигается вперед. Все гладко, ровно, длиннот почти нет, но знаете, что очень скверно В моей повести нет движения, и это меня пугает» (О движении в повести и в рассказе Чехова см. в книжке Рыбникова М., По вопросам композиции, М., 1924). Чрезвычайной слабостью Д. отличались и пьесы Чехова. Какое значение придавали великие писатели этой проблеме, можно судить по отзыву Л. Толстого о прозаических произведениях Пушкина: «Их надо изучать и изучать каждому писателю. Вот как надо писать. Пушкин приступает прямо к делу („Гости съезжались на дачу“). Другой бы начал описывать гостей и комнату, а он вводит в действие сразу» (Гусев Н., Толстой в расцвете художественного гения, М., 1928). Говоря о Д. как о проблеме мастерства художника, необходимо подчеркнуть, что эта проблема есть одновременно проблема стиля. Отсутствие движения в повестях, рассказах и пьесах Чехова объясняется не только органическим недостатком его таланта. Провинциальная жизнь в реакционные 80-е гг., которую он воспроизводил, не была динамична. Пошлая, обыденная она парализовала волю ее носителей — хмурых, разочарованных, усталых интеллигентов, какими по преимуществу являются образы Чехова. Равно не одной лишь гениальности Л. Толстого обязаны его произведения своей динамичностью. «Эпоха, к-рая замечательно рельефно отразилась как в его гениальных художественных произведениях, так и в его учении, есть эпоха, — говорит В. И. Ленин, — после 1861 и до 1905», когда «все переворотилось и только укладывалось. » Тургенев, описывая жизнь «Дворянского гнезда», воспроизводит эту жизнь, как текущую очень вяло и медленно — так, что создается впечатление, будто жизнь здесь даже остановилась. Произведение как бы самим материалом обречено на статичность, неподвижность. Но это только видимость, подобно тому как видимостью является неподвижность земли. Здесь действие, движение, просто замедлено. Таков усадебный быт, такова жизнь крепостников-помещиков. В противоположность усадебной жизни крепостничества, жизнь города мчится убыстренным темпом. Писатель-урбанист, как бы торопясь угнаться за этим темпом, не задерживается на описаниях природы, обстановки, персонажей. Эти «бездейственные части» (выражение Аристотеля), столь характерные для произведений писателей-усадебников — выразителей психоидеологии обреченного на относительную бездейственность класса, совершенно отсутствуют у писателей-урбанистов. В произведениях последних преобладают преимущественно динамические мотивы. Развивая непрерывное действие, типичный в этом отношении писатель города — Достоевский, художник движения, а не форм, — как указывает В. Переверзев, вкладывает попутно в уста героев необходимые описания и характеристики. У Достоевского даже выработалась особая манера начинать с середины, с Д. (например «Преступление и наказание» и др.). Поэтому формой его произведений являются часто мемуары и переписка. «Переписка есть уже Д.: она сразу открывает нам отношения, ничего не говорит об их завязке». Устанавливая зависимость динамики художественного произведения от стиля социальной жизни, мы в заключение должны еще раз подчеркнуть, что произведения, появляющиеся в эпохи социальных сдвигов, революционных эпох, отличаются особой динамичностью, действенностью. Революция — «великое Д. на всемирно-исторической сцене» — создает свою особую поэзию — поэзию Д., воспроизводящую динамику борьбы. В тех случаях, когда класс, делающий революцию, этой поэзии не создает, он заимствует ее из арсенала революционных традиций прошлого. Так было напр. в эпоху Великой французской революции, когда буржуазия заимствовала поэзию Д. у древнего Рима. Для «гладиаторов буржуазного строя классические строгие традиции Римской республики давали все идеалы, все художественные формы и средства самообмана, в которых они нуждались, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы и поддерживать свой энтузиазм на высоте великой исторической трагедии» (Карл Маркс, «18-е Брюмера»). Октябрьская революция, развернувшая у нас невиданное в мире социальное Д., борьбу рабоче-крестьянских масс с капитализмом, создала свою художественную лит-ру, воспроизводящую динамику этого Д., классовой борьбы. Наиболее яркие произведения Октябрьской революции — полные движений и Д. с характерными динамическими названиями — «Железный поток», «Падение Даира», «Шторм», «Разгром». Библиография: Аристотель, Поэтика, перев., введение и примеч. Н. И. Новосадского, Л., 1927; Лессинг, Лаокоон, Собр. сочин., т. VIII, СПБ., 1904; Переверзев В., Творчество Достоевского, М., 1922; Фриче В., Зап.-европейская литература XX в. в ее главнейших проявлениях, изд. 2-е, М., 1928. Э. Лунин. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
с. action, effect ( см. тж эффект) бактерицидное действие ионизирующего излучения — bactericidal effect of ionizing radiation биологическое действие ионизирующего излучения — biological effect of ionizing radiation генетическое действие ионизирующего излучения — genetic effect of ionizing radiation канцерогенное действие ионизирующего излучения — cancerogenic effect of ionizing radiation непрямое действие ионизирующего излучения — indirect effect of ionizing radiation соматическое действие ионизирующего излучения — somatic effect of ionizing radiation токсическое действие ионизирующего излучения — toxic effect of ionizing radiation тератогенное действие лекарственных средств — teratogenic action of drugs специфическое динамическое действие пищи — specific dynamic food action
ДЕЙСТВИЕ
act, action, activity, operation матем., performance, work, working* * *де́йствие с. 1. (функционирование) action, operationбли́жнего де́йствия — sho. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
Смотреть что такое ДЕЙСТВИЕ в других словарях:
ДЕЙСТВИЕ
логически противополагается страдательному состоянию (πνοει˜ν и πάσχειν в категориях Аристотеля), также безразличному состоянию (как движение — покою). смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ
действие ср. 1) Проявление какой-л. энергии, обнаружение какой-л. деятельности. 2) Работа, функционирование, состояние действующего. 3) Обладание действующей силой, пребывание в силе. 4) а) Воздействие, влияние. б) Впечатление. 5) а) События, изображаемые в литературном, драматическом и т.п. произведении. б) Развитие событий в литературном, драматическом и т.п. произведении. 6) а) Одна из главных частей в строении драматического произведения; акт. б) Законченная часть спектакля. 7) Общее название ряда простейших математических операций.
ДЕЙСТВИЕ
действие с.1. action, operation; (влияние) effect приводить в действие (вн.) — put* in action (d.); set* going (d.) вводить в действие новый завод — p. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ, физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время и являющаяся одной из существ, характеристик движения системы. Для м. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ
3.1 действие (activity): Наименьший идентифицированный элемент действий в проектном (3.5 5) процессе (3.3). Источник: ГОСТ Р ИСО 10006-2005: Системы. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ см. Причина; квант действия – см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ — термин, который имеет несколько значений. Употребляется как синоним термина «акт» (см.). Обозначает поступок героя произведения, кот. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
сущ.act; action; operation; (воздействие, результат) effect; (деятельность) activity; (функционирование) functioning; performance; (действительность, з. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ
термин, который имеет несколько значений. Употребляется как синоним термина «акт» (см.). Обозначает поступок героя произведения, который характеризует и обнажает его волевую направленность (драматический прием). Является одним из звеньев в цепи событий, именуемой фабулой произведения (см.). И, наконец, под действием мы подразумеваем динамику произведения. Лессинг доказывал, что если областью живописи являются тела и пространственные отношения между ними, то предметом поэзии является действие, располагающееся во временной последовательности. Обычно принято определять драму как изображение человека в Д. Аристотель называл Д. душой трагедии. Но Д. обязано любое художественное произведение своим подобием жизни, иллюзией действительности. Воспроизводя жизнь, мир, художественное произведение воспроизводит их не в готовом виде, а в процессе их становления, ибо «мир не состоит из готовых предметов, а является совокупностью процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то умирают» (Энгельс). И закон развития («все течет, все движется, ничто не пребывает в покое»), проникающий собой природу, общественные отношения и индивидуальное существование, как бы предопределяет действие, движение в художественном произведении. Предопределяет Д., движение в художественном произведении и та борьба, которую приходилось и приходится вести человеку на всем протяжении истории («История человечества — история борьбы классов» — К. Маркс). Вот почему резонеры классической трагедии, к-рые статичны и даны в «готовом виде» с первой сцены, не производят художественного впечатления. Крайне низка и суггестивная роль героев символистов (см.), к-рые, — как выразился Л. Андреев о Метерлинке, — «одевают мысли в штаны, а сомнения заставляют бегать на сцене». Наоборот, образы Шекспира, характеры и страсти к-рых показаны в процессе их зарождения и развития, к-рые как бы на наших глазах подвергаются различным жизненным метаморфозам, являются неотразимыми по своему впечатлению. Вспомним короля Лира, Макбета и др. По той же причине герои Толстого (напр. Андрей Болконский, Наташа, Пьер, Анна Каренина и др.), к-рые показаны в диалектическом развитии, так художественно убедительны. От первой до последней страницы романов они несутся в потоке жизни, «текут». «Гомер, — говорит Лессинг, — не описывает щит, как вещь, уже совсем готовую, но как вещь делающуюся. Видя это, мы, — замечает он, — начинаем дивиться самому произведению, но дивимся, как самовидцы, видевшие, как это делалось». То, чего нельзя описать по частям и в подробностях, Гомер умеет показать действием описываемого явления на других. Он в «Илиаде», например, портрета Елены не дает, но рассказывает, как красота Елены действует на троянских старейшин. Проблема Д. — основная проблема творчества. «Начинающие создавать поэтические произведения, — говорил Аристотель, — могут раньше достигать успеха в диалогах и изображении нравов, чем в развитии действия». Для многих писателей проблема Д. остается на всем их творческом пути неразрешенной. Так для Чехова типично следующее письмо к Суворину, написанное вовремя работы над «Дуэлью»: «Повесть моя, — пишет он, — подвигается вперед. Все гладко, ровно, длиннот почти нет, но знаете, что очень скверно В моей повести нет движения, и это меня пугает» (О движении в повести и в рассказе Чехова см. в книжке Рыбникова М., По вопросам композиции, М., 1924). Чрезвычайной слабостью Д. отличались и пьесы Чехова. Какое значение придавали великие писатели этой проблеме, можно судить по отзыву Л. Толстого о прозаических произведениях Пушкина: «Их надо изучать и изучать каждому писателю. Вот как надо писать. Пушкин приступает прямо к делу („Гости съезжались на дачу“). Другой бы начал описывать гостей и комнату, а он вводит в действие сразу» (Гусев Н., Толстой в расцвете художественного гения, М., 1928). Говоря о Д. как о проблеме мастерства художника, необходимо подчеркнуть, что эта проблема есть одновременно проблема стиля. Отсутствие движения в повестях, рассказах и пьесах Чехова объясняется не только органическим недостатком его таланта. Провинциальная жизнь в реакционные 80-е гг., которую он воспроизводил, не была динамична. Пошлая, обыденная она парализовала волю ее носителей — хмурых, разочарованных, усталых интеллигентов, какими по преимуществу являются образы Чехова. Равно не одной лишь гениальности Л. Толстого обязаны его произведения своей динамичностью. «Эпоха, к-рая замечательно рельефно отразилась как в его гениальных художественных произведениях, так и в его учении, есть эпоха, — говорит В. И. Ленин, — после 1861 и до 1905», когда «все переворотилось и только укладывалось. » Тургенев, описывая жизнь «Дворянского гнезда», воспроизводит эту жизнь, как текущую очень вяло и медленно — так, что создается впечатление, будто жизнь здесь даже остановилась. Произведение как бы самим материалом обречено на статичность, неподвижность. Но это только видимость, подобно тому как видимостью является неподвижность земли. Здесь действие, движение, просто замедлено. Таков усадебный быт, такова жизнь крепостников-помещиков. В противоположность усадебной жизни крепостничества, жизнь города мчится убыстренным темпом. Писатель-урбанист, как бы торопясь угнаться за этим темпом, не задерживается на описаниях природы, обстановки, персонажей. Эти «бездейственные части» (выражение Аристотеля), столь характерные для произведений писателей-усадебников — выразителей психоидеологии обреченного на относительную бездейственность класса, совершенно отсутствуют у писателей-урбанистов. В произведениях последних преобладают преимущественно динамические мотивы. Развивая непрерывное действие, типичный в этом отношении писатель города — Достоевский, художник движения, а не форм, — как указывает В. Переверзев, вкладывает попутно в уста героев необходимые описания и характеристики. У Достоевского даже выработалась особая манера начинать с середины, с Д. (например «Преступление и наказание» и др.). Поэтому формой его произведений являются часто мемуары и переписка. «Переписка есть уже Д.: она сразу открывает нам отношения, ничего не говорит об их завязке». Устанавливая зависимость динамики художественного произведения от стиля социальной жизни, мы в заключение должны еще раз подчеркнуть, что произведения, появляющиеся в эпохи социальных сдвигов, революционных эпох, отличаются особой динамичностью, действенностью. Революция — «великое Д. на всемирно-исторической сцене» — создает свою особую поэзию — поэзию Д., воспроизводящую динамику борьбы. В тех случаях, когда класс, делающий революцию, этой поэзии не создает, он заимствует ее из арсенала революционных традиций прошлого. Так было напр. в эпоху Великой французской революции, когда буржуазия заимствовала поэзию Д. у древнего Рима. Для «гладиаторов буржуазного строя классические строгие традиции Римской республики давали все идеалы, все художественные формы и средства самообмана, в которых они нуждались, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы и поддерживать свой энтузиазм на высоте великой исторической трагедии» (Карл Маркс, «18-е Брюмера»). Октябрьская революция, развернувшая у нас невиданное в мире социальное Д., борьбу рабоче-крестьянских масс с капитализмом, создала свою художественную лит-ру, воспроизводящую динамику этого Д., классовой борьбы. Наиболее яркие произведения Октябрьской революции — полные движений и Д. с характерными динамическими названиями — «Железный поток», «Падение Даира», «Шторм», «Разгром». Библиография: Аристотель, Поэтика, перев., введение и примеч. Н. И. Новосадского, Л., 1927; Лессинг, Лаокоон, Собр. сочин., т. VIII, СПБ., 1904; Переверзев В., Творчество Достоевского, М., 1922; Фриче В., Зап.-европейская литература XX в. в ее главнейших проявлениях, изд. 2-е, М., 1928. Э. Лунин. смотреть
ДЕЙСТВИЕ
с. action, effect ( см. тж эффект) бактерицидное действие ионизирующего излучения — bactericidal effect of ionizing radiation биологическое действие ионизирующего излучения — biological effect of ionizing radiation генетическое действие ионизирующего излучения — genetic effect of ionizing radiation канцерогенное действие ионизирующего излучения — cancerogenic effect of ionizing radiation непрямое действие ионизирующего излучения — indirect effect of ionizing radiation соматическое действие ионизирующего излучения — somatic effect of ionizing radiation токсическое действие ионизирующего излучения — toxic effect of ionizing radiation тератогенное действие лекарственных средств — teratogenic action of drugs специфическое динамическое действие пищи — specific dynamic food action
ДЕЙСТВИЕ
act, action, activity, operation матем., performance, work, working* * *де́йствие с. 1. (функционирование) action, operationбли́жнего де́йствия — sho. смотреть
Значение слова ДЕЙСТВИЕ в Литературной энциклопедии
178 первой до последней страницы романов они несутся в потоке жизни, «текут». «Гомер, — говорит Лессинг, — не описывает щит, как вещь, уже совсем готовую, но как вещь делающуюся. Видя это, мы, — замечает он, — начинаем дивиться самому произведению, но дивимся, как самовидцы, видевшие, как это делалось». То, чего нельзя описать по частям и в подробностях, Гомер умеет показать действием описываемого явления на других. Он в «Илиаде», например, портрета Елены не дает, но рассказывает, как красота Елены действует на троянских старейшин. Проблема Д. — основная проблема творчества. «Начинающие создавать поэтические произведения, — говорил Аристотель, — могут раньше достигать успеха в диалогах и изображении нравов, чем в развитии действия». Для многих писателей проблема Д. остается на всем их творческом пути неразрешенной. Так для Чехова типично следующее письмо к Суворину, написанное вовремя работы над «Дуэлью»: «Повесть моя, — пишет он, — подвигается вперед. Все гладко, ровно, длиннот почти нет, но знаете, что очень скверно? В моей повести нет движения, и это меня пугает» (О движении в повести и в рассказе Чехова см. в книжке Рыбникова М., По вопросам композиции, М., 1924). Чрезвычайной слабостью Д. отличались и пьесы Чехова. Какое значение придавали великие писатели этой проблеме, можно судить по отзыву Л. Толстого о прозаических произведениях Пушкина: «Их надо изучать и изучать каждому писателю. Вот как надо писать. Пушкин приступает прямо к делу („Гости съезжались на дачу“). Другой бы начал описывать гостей и комнату, а он вводит в действие сразу» (Гусев Н., Толстой в расцвете художественного гения, М., 1928). Говоря о Д. как о проблеме мастерства художника, необходимо подчеркнуть, что эта проблема есть одновременно проблема стиля. Отсутствие движения в повестях, рассказах и пьесах Чехова объясняется не только органическим недостатком его таланта. Провинциальная жизнь в реакционные 80-е гг., которую он воспроизводил, не была динамична. Пошлая, обыденная она парализовала волю ее носителей — хмурых, разочарованных, усталых интеллигентов, какими по преимуществу являются образы Чехова. Равно не одной лишь гениальности Л. Толстого обязаны его произведения своей динамичностью. «Эпоха, к-рая замечательно рельефно отразилась как в его гениальных художественных произведениях, так и в его учении, есть эпоха, — говорит В. И. Ленин, — после 1861 и до 1905», когда «все переворотилось и только укладывалось. » Тургенев, описывая жизнь «Дворянского гнезда», воспроизводит эту жизнь, как текущую очень вяло и медленно — так, что создается впечатление, будто жизнь здесь даже остановилась. Произведение как бы самим материалом обречено на статичность, неподвижность. Но это только
179 видимость, подобно тому как видимостью является неподвижность земли. Здесь действие, движение, просто замедлено. Таков усадебный быт, такова жизнь крепостников-помещиков. В противоположность усадебной жизни крепостничества, жизнь города мчится убыстренным темпом. Писатель-урбанист, как бы торопясь угнаться за этим темпом, не задерживается на описаниях природы, обстановки, персонажей. Эти «бездейственные части» (выражение Аристотеля), столь характерные для произведений писателей-усадебников — выразителей психоидеологии обреченного на относительную бездейственность класса, совершенно отсутствуют у писателей-урбанистов. В произведениях последних преобладают преимущественно динамические мотивы. Развивая непрерывное действие, типичный в этом отношении писатель города — Достоевский, художник движения, а не форм, — как указывает В. Переверзев, вкладывает попутно в уста героев необходимые описания и характеристики. У Достоевского даже выработалась особая манера начинать с середины, с Д. (например «Преступление и наказание» и др.). Поэтому формой его произведений являются часто мемуары и переписка. «Переписка есть уже Д.: она сразу открывает нам отношения, ничего не говорит об их завязке». Устанавливая зависимость динамики художественного произведения от стиля социальной жизни, мы в заключение должны еще раз подчеркнуть, что произведения, появляющиеся в эпохи социальных сдвигов, революционных эпох, отличаются особой динамичностью, действенностью. Революция — «великое Д. на всемирно-исторической сцене» — создает свою особую поэзию — поэзию Д., воспроизводящую динамику борьбы. В тех случаях, когда класс, делающий революцию, этой поэзии не создает, он заимствует ее из арсенала революционных традиций прошлого. Так было напр. в эпоху Великой французской революции, когда буржуазия заимствовала поэзию Д. у древнего Рима. Для «гладиаторов буржуазного строя классические строгие традиции Римской республики давали все идеалы, все художественные формы и средства самообмана, в которых они нуждались, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы и поддерживать свой энтузиазм на высоте великой исторической трагедии» (Карл Маркс, «18-е Брюмера»). Октябрьская революция, развернувшая у нас невиданное в мире социальное Д., борьбу рабоче-крестьянских масс с капитализмом, создала свою художественную лит-ру, воспроизводящую динамику этого Д., классовой борьбы. Наиболее яркие произведения Октябрьской революции — полные движений и Д. с характерными динамическими названиями — «Железный поток», «Падение Даира», «Шторм», «Разгром». Библиография : Аристотель, Поэтика, перев., введение и примеч. Н. И. Новосадского, Л., 1927; Лессинг,
180 Лаокоон, Собр. сочин., т. VIII, СПБ., 1904; Переверзев В., Творчество Достоевского, М., 1922; Фриче В., Зап.-европейская литература XX в. в ее главнейших проявлениях, изд. 2-е, М., 1928. Э. Лунин