Что такое действие в психологии
ДЕЙСТВИЕ (в психологии)
Полезное
Смотреть что такое «ДЕЙСТВИЕ (в психологии)» в других словарях:
действие — целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… … Большая психологическая энциклопедия
ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — см. Социальное действие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ … Философская энциклопедия
ДЕЙСТВИЕ — см. Причина; квант действия – см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может совершать система тел, связанная определенными ограничивающими условиями, совершается то движение, при… … Философская энциклопедия
действие умственное — система операций интеллектуальных, направленных на выявление признаков предметов, не данных в перцептивном плане, от математических преобразований до оценки поведения другого человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на… … Большая психологическая энциклопедия
действие перцептивное — основные структурные единицы процесса восприятия. Обеспечивают сознательное выделение некоего аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование информации, сенсорной, приводящее к построению образа, адекватного миру предметному и… … Большая психологическая энциклопедия
ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — простейшая единица соц. деятельности; понятие, введенное в научн. оборот М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение др. людей, причем, под другими понимаются как… … Российская социологическая энциклопедия
ДЕЙСТВИЕ — в психологии, произвольный, преднамеренный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. В отеч. психологии представление о Д. как специфич. единице деятельности введено С. Л. Рубинштейном и А. Н. Ле… … Российская педагогическая энциклопедия
Действие социальное — способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см.: Маркс К Энгельс Ф.// Соч. 2 е изд. Т. 27. С. 410); акция (акт, поступок и т. п.),… … Социологический справочник
Действие — (старославянск. « «деи» деятель; например, «злодей») 1. реальное осуществление функции, протекание некоего процесса (в отличие от движения); 2. результат этого осуществления или процесса. * * * (в психологии) каждый относительно законченный… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Действие — произвольный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. В отечественной психологии представление о Д. как специфической единице деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Д. включает … Педагогический терминологический словарь
Понятие и классификация действий человека.
Понятие и классификация действий человека – предмет изучения, в первую очередь психологии и социологии. Действие – это элемент деятельности. Оно, в свою очередь, состоит из движений. Однако бездействие – это тоже действие. Например, если вы никак не отреагировали на чей-то поступок, это тоже вид реакции, а реакция – это ответное действие. Казалось бы, при таком несложном определении, классификация действий не должна представлять из себя что-то сложное, но это не так. Для обществознания, как науки о человеке и обществе, важны и психологическая классификация действий, и социологическая. А вот они как раз практически не пересекаются.
Психологическая классификация действий.
Эта классификация попроще. Любая деятельность человека состоит из действий, которые бывают четырех видов:
Социологическая классификация действий.
В социологической классификации действий ключевое понятие – социальное действие. Социальное действие – это действие человека или группы людей, которое ориентируется на другого человека (или группу людей). Проще говоря, это действие имеет какое-нибудь отношение к действию других людей. Решение выйти на митинг с какой-то группой – это социальное действие, которое имеет связь с их решением организовать митинг.
Наибольший интерес для обществознания представляют классификации действия немецкого социолога Макса Вебера и немецкого социолога-философа Юргена Хабермаса.
Классификация по Веберу.
Макс Вебер был первым, кто разработал классификацию социальных действий. За основу он взял степень осознанности поведения человека и выделил четыре вида социальных действий:
В понятии социального действия Вебер обозначил два типа мотивации:
Классификация по Ха бермасу.
Юрген Хабермас изучил классификацию Вебера, переосмыслил ее и обозначил четыре своих типа социальных действий.
Социальное действие является системой поступков, направленных на изменение действий, поступков, мнения или взглядов другого человека или социальной группы.
Действие
Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое здоровье заключается в этом!
Эмиль Золя
В этой статье, друзья, мы поговорим с вами о том, как действия, предпринимаемые человеком, влияют на его психологическое состояние, помогая ему справиться со своими внутренними проблемами. Причем, это необязательно должны быть какие-то конкретные действия, например, в чем-то правильные, это могут быть вообще любые действия, благодаря которым сознание человека сдвинется с мертвой точки. Довольно часто в своей работе с людьми мне приходится иметь дело с такими ситуациями, которые нужно не просто проанализировать и обсудить, чтобы помочь человеку во всем разобраться и обрести душевный комфорт, но и определить, какие действия он должен предпринять для улучшения своего состояния. Потому что именно после того, как человек начнет действовать, он сможет окончательно исцелиться от своих душевных недугов. А иногда, с определения нужных действий необходимо начать решение психологических проблем, а только потом уже переходить к их анализу. Таким образом, действия и в целом активность человека – это хорошее лекарство от многих проблем, как внутренних, так и внешних. Но чтобы оно помогло, им нужно правильно пользоваться. Я расскажу вам, как это делать.
Что является действием
Я дам вам свое определение этому понятию. Действие – это высвобождение энергии, при котором человек оказывает влияние на существующую реальность. Когда мы действуем, мы что-то меняем, либо в своем внутреннем мире, либо во внешнем. Чаще всего я связываю действия с воздействием на внешний материальный мир, после которого в нем происходят хоть какие-то изменения. Идеологическое влияние на людей тоже попадает под это понятие. То есть, когда мы что-то делаем руками, что-то говорим, пишем или даже думаем – это все действия. Действия являются противоположностью наблюдению или, говоря иначе, безучастию человека в процессе жизни. То есть, мы либо оказываем влияние на реальность, тогда мы действуем, либо просто наблюдаем за ней, тогда мы просто существуем. Правда, в физике, даже наблюдение может считаться действием, есть в ней теория, которая называется «эффект наблюдателя», которая говорит, что даже самое обычное наблюдение явления неизбежно изменяет его. Но в нашем с вами случае, наблюдение – это не действие. Даже мышление, как я считаю – это тоже не совсем действие. А наш случай – это работа с психологическими проблемами. При такой работе наблюдение и мышление не попадает под определение действия. В моей, по крайней мере, методике. Таким образом, действовать – это значит оказывать влияние на материальный мир, менять его. Только такие действия могут привести нас к хорошему результату, как психологическому, так и материальному.
Смысл действий
Исходя из представленного мною определения понятию действие, мы можем понять, как с его помощью можно менять свое состояние. Основной смысл тут в том, чтобы загрузить свое сознание теми мыслями, которые будут связаны с предпринимаемыми нами действиями. Я, работая с людьми, часто призываю их к таким действиям, которые подразумевают довольно серьезное воздействие с их стороны на внешний мир, чтобы у них появилось чувство, что от них в этой жизни многое зависит, что они не пассивные наблюдатели, вынужденные мириться со всем, что их не устраивает. Человеку очень важно видеть, что он может менять реальность, что это в его власти. Видя это, он обретает веру в себя и все его мысли сосредотачиваются на том, как бы еще что-то такое сделать, от чего произойдут какие-то важные изменения в его жизни. И даже если что-то не получается, важно не останавливаться, не опускать рук, а продолжать действовать, чтобы мозг не прекращал работу над решением поставленных перед ним задач, иначе он начнет снова загружаться негативными мыслями, связанными в том числе и с неудачами в делах, которые в свою очередь вызовут у него негативные чувства.
Когда человек переходит от размышлений и слов к делу, когда начинает оказывать влияние на материальный мир, чтобы что-то поменять в своей жизни, его мозг успокаивается, все вредные тревожащие мысли исчезают, уходят страх и неуверенность. Это происходит потому, что начался процесс изменений, в котором человек принимает самое непосредственное участие, поэтому его сознание погружается в этот процесс и места для всякого рода болезненных мыслей просто не остается. Как видите, базовая логика в принципе очень простая, которая объясняет смысл лечебного эффекта, вызываемого действиями. Надо каким-то делом занять свою голову, чтобы мозг занялся обработкой мыслей, связанных с этим делом, а не занимался накручиванием одних негативных мыслей на другие, ухудшая таким образом наше душевное состояние. Но есть тут и другие важные моменты, объясняющие пользу действий. Дайте и их рассмотрим.
Активность
Действия связаны с общей активностью человека в жизни. Чем человек активнее, тем больше действий он производит. И такие люди обычно чувствуют себя намного лучше пассивных людей, они более жизнерадостные и оптимистичные, и, разумеется, чаще добиваются успеха в жизни, в самых разных делах. Сама по себе активность обладает хорошим терапевтическим эффектом. Она говорит о любви человека к жизни, которая есть постоянное движение, постоянный процесс изменений. Человек должен жить, чтобы чувствовать себя хорошо. А жить, значит быть активным, значит действовать.
Жизнь невозможна, если в ней ничего не происходит и ничего не меняется. Это всегда какой-то процесс изменений, какое-то движение. Человек тем больше живет, чем выше его активность. А чем больше он живет, чем он, скажем так, живее, тем лучше себя чувствует. И что самое интересное, через активность человек познает себя. Когда он совершает какие-то действия, он видит, на что способен, в чем он силен, а в чем слаб. Удачные действия говорят нам о том, что мы уже умеем делать, а неудачные указывают на то, чему нам нужно научиться. А учеба – это опять действие, с помощью которого мы себя улучшаем. Такой процесс улучшения можем быть непрерывным. Постоянно чему-то обучаясь, мы даем себе понять, что нет в этой жизни тупиковых ситуаций, всегда есть выход, в какой бы ситуации мы не оказались. Просто надо чему-то научиться, чего мы пока еще не знаем. То есть, всегда можно что-то сделать, чтобы что-то изменить. Мириться с тем, что нас не устраивает, необязательно. Действие – это прекрасный ключик ко многим дверям возможностей. Чем больше мы всего делаем, тем сильнее расширяем свои возможности. А чем большими возможностями мы обладаем, тем спокойнее и увереннее себя чувствуем, потому что знаем, что на многое в этом мире способны повлиять, чтобы что-то получить или от чего-то себя уберечь. Так что я считаю, что действия, не только на уровне мыслей положительно на нас влияют, но и на уровне инстинктов. Когда мы к ним переходим, мы настраиваем свой ум на борьбу, из которой состоит вся наша жизнь. Мы на самом базовом, животном уровне доказываем себе, что заслуживаем жизни и не абы какой, а достойной, качественной жизни. Потому что активный человек всегда достоин большего, ведь он готов ради этого большего и лучшего бороться, преодолевать трудности, конкурировать с другими, чтобы побеждать.
Вредные установки
Может я отчасти параноик, но я считаю, что в человеческом обществе одни люди всегда специально влияли и влияют негативным образом на активность других людей, делая их пассивными и потому зависимыми от себя, или просто снижают конкурентоспособность друг друга через пропаганду пассивности. Для этого в обществе распространяются такие идеи, согласно которым судьба человека предопределена, Бог все за него решит и сделает, другие люди должны измениться и что-то сделать, чтобы человеку стало лучше, но не он сам и так далее.
Любая идея, которая призывает к тому, чтобы ничего не делать – это враждебная идея. Такие идеи толкают человека смирению и вынуждают его ждать каких-то изменений, а не выступать их инициатором. Из-за них он перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей, высшие силы, судьбу, обстоятельства, в общем, на что-то внешнее, на что он не в силах повлиять. И все, с этого момента он начинает зависеть от всех этих внешних вещей, он становится заложником враждебных ему идей, за которыми всегда кто-то стоит, кто извлекает из них выгоду. Раз ты сам ничего не можешь изменить в своей жизни, тогда подчинись тому, кто может. Делай не то, что сам считаешь нужным делать, а то, что тебе скажут. Или вообще ничего не делай смирись с тем, что есть, откажись от борьбы за лучшее и большее. И вот так ты отдаешь власть над собой в чужие руки, так ты становишься безвольным человеком, который никогда ни к чему достойному не придет, а будет довольствоваться только тем, что другие ему позволят иметь. Из-за этого у людей и появляются различные психологические проблемы, ведь они становятся жертвами обстоятельств, других людей, судьбы. Что может сделать человек, от которого ничего не зависит, только впасть в уныние и начать жалеть себя. А если бы он верил, что может многое изменить, он бы задался вопросом, что он может начать делать, чтобы изменить то, что ему не нравится. А сделать всегда что-то можно. Смиренным и пассивным человеком легко управлять, поэтому такие разрушительные идеи, призывающие нас быть пассивными, и распространяются в обществе. Ведь люди всегда стремились обрести власть друг над другом, чтобы друг друга использовать.
Ответственность
Но враждебные нам идеи пассивности приживаются в головах людей и по их собственной воле. Мы сами часто рады сослаться на кого угодно и что угодно, объясняя свои неудачи и пассивность, лишь бы только самим ничего не делать. Но при этом многие из нас не понимают, что обманываем мы ни кого-то другого, а самих себя, отказываясь вести активный образ жизни. Вот это стремление все свои проблемы и заботы на кого-то переложить – это абсолютно ложное чувство легкости. Жизнь от такой позиции человека в лучшую сторону точно не изменится. Как жизнь может быть легкой, если ты не являешься в ней хозяином? Ну не будет человек ничего делать, что он с этого получит? Силы сохранит, сам чуть лучше сохранится, а для чего? Вечно мы все жить не будем, сколько бы мы не бездельничали. А здоровье наше зависит ни от того, сколько мы всего делаем, а от того, что именно мы делаем.
Нет, никаких оправданий пассивности и лени нет и быть не может. Когда мы ленимся, мы просто не понимаем, как устроена жизнь, для чего она нам дана. Один из смыслов жизни в том, чтобы что-то делать. Ждать чего-то или просто наблюдать, значит отказываться от полноценной жизни. Поэтому, разумеется, при таком несоответствии внутреннего настроя человека самой идее жизни, он будет чувствовать себя плохо. Так и депрессия может прийти и разного рода саморазрушительные мысли, как, например, стремление получить удовольствие от таких вредных для здоровья вещей, как алкоголь и наркотики. Пассивность – это губительное состояние. И им людей часто заражают специально, чтобы получить над ними власть. А сами люди выбирают пассивную жизнь из-за своего ее непонимания. Надо не отказываться от ответственности, а принимать ее и даже стремиться к ней, чтобы жить полной жизнью и иметь власть хотя бы над собой. Тогда человек будет чувствовать себя намного счастливее. Ведь ответственность за свою жизнь – это путь к свободной жизни. А свободная жизнь – это путь к счастью.
Как действовать
Согласившись с тем, что действия необходимы в том числе и для обретения комфортного психологического состояния, человеку еще нужно суметь к ним приступить, что не всегда удается сделать, особенно тем людям, которые не привыкли действовать. Нужно с чего-то начать, а с чего? Вот тут и надо как следует подумать. У разных людей разные возможности, разные характеры, разный энергетический потенциал. Все это нужно учитывать, определяя для каждого конкретного человека порядок действий. Когда я работаю с людьми и подвожу их к действиям, первое и самое главное, что мы с ними делаем – это определяем, каким будет первый шаг для них, который им будет по силам сделать. Вот этот первый шаг очень важен. Кто-то может шагнуть далеко, чуть ли не прыгнуть с места, а кому-то очень маленький шажочек нужен, чтобы запустить перемены в своей жизни и поверить в свои силы. Все начинается с первого шага, но шаги у всех разные. Как в китайской поговорке говорится: «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага». И вот этот первый шаг нужно определить, поняв, какие минимально возможные действия конкретному человеку по силам совершить, причем сразу, а не когда-то там. К действиям надо переходить незамедлительно, иначе все мысли так и останутся мыслями, а слова разлетятся по ветру. Надо определить первый шаг – вот такая задача стоит перед человеком, желающим помочь себе или другим с помощью действий.
Второе, что важно сделать – это разбудить в человеке смелость, которая скажется на его решимости. Чтобы действовать, нужно иметь решимость двигаться навстречу неизвестности, а это всегда страшно. Надо быть смелым, чтобы начать делать что-то такое, чего раньше никогда не делал, поэтому результат таких действий тебе неизвестен. Но смелость просто так не появляется, для нее нужны основания. И таким основанием, я считаю, служит готовность человека ко всему, что может с ним произойти, к любым последствиям. Нужно неизвестность сделать известной, чтобы она не пугала. Никто не способен дать нам стопроцентные гарантии того, что то или иное наше действие приведет к конкретному результату. Что-то может пойти и не так, как мы планировали, и мы получим не то, что ожидали. Но это не страшно, надо просто быть к этому готовым. Надо настроиться на мысль, что что бы не произошло, действовать все равно лучше, чем бездействовать.
Чтобы такую готовность в себе развить, необходимо проиграть в голове разные сценарии развития событий, в данном случае самые страшные, самые негативные сценарии, которых нам всеми силами хотелось бы избежать. Что будет, если дела будут развиваться так или так, или еще как-то, все варианты надо рассмотреть, все плохие варианты, которые пугают. Их надо рассмотреть во всех подробностях, все детали обсудить. И затем, посмотреть, подумать, что при таком или таком раскладе можно сделать, как себя вести в том или другом случае. Никакой неопределенности быть не должно. Все пугающие последствия должны быть обдуманы, чтобы человек четко и ясно понимал, что с ним произойдет, если эти негативные сценарии осуществятся. Проиграв все эти сценарии в своей голове, он психологически себя к ним подготовит и ему уже будет не так страшно переходить к действиям, которые могут в том числе и к этим сценариями его привести. Смелость придет, когда уйдет страх. А подготовить человека можно ко всему, даже к смерти. Человек просто должен знать, что с ним произойдет при том или ином раскладе и что он сможет в таком случае сделать. Все. Больше ничего не нужно делать, никакие объяснения и утешения искать не надо, нужно просто увидеть все свои страхи, чтобы уничтожить их. Уму нужна определенность. Пусть это будет отчасти предполагаемая определенность, но она должна быть. Без нее трудно быть смелым. А без смелости невозможно перейти к действиям.
И третье, что помогает перейти к действиям – это вера в успех. Не знание, как я думал раньше, полагая, что человек должен точно знать, куда он движется, а не предполагать это, а именно, как я теперь понимаю, вера, которая подразумевает, что человек только в своем воображении видит конечную цель, а в реальности она не существует и даже может вообще быть невозможной. Но если верить, то есть видеть что-то, чего нет, в своем воображении, то можно очень долго действовать ради такой веры. Что в нашем случае и нужно, чтобы обрести покой и уверенность. Вера тоже помогает нам быть смелыми. И в отличие от предположений и допущений, вере не нужна никакая логика, не нужны никакие объяснения, чтобы быть. Вера держится на внушениях и самовнушениях, которые в свою очередь являются просто сильными эмоциональными утверждениями, не подкрепленными никакими логическими объяснениями. Просто человеку говорят или он сам себе говорит, что все будет так-то и так-то, что в целом все будет хорошо и точка. Никаких объяснений того, почему будет хорошо, почему тот или иной сценарий осуществится не требуется, просто будет так, потому что будет, вот и все. Вере объяснения не нужны, иначе это уже не вера. Человек в данном случае должен верить в необходимость и полезность совершаемых им действий. Делай, потому что это правильно, вот и все, что ты должен знать. Когда логика не дает нужного результата, когда человек все равно не переходит к нужным действиям, сколько всего ему не объясняй, надо задействовать веру. Надо внушить человеку необходимость действовать с помощью эмоциональных утверждений.
Вот так действия помогают нам не только материальных успехов достигать в жизни, но и свое психологическое состояние улучшать. С их помощью мы можем успокоиться и обрести веру в себя, повысить свою жизнестойкость и укрепить характер. Ну и конечно же, многие проблемы возможно решить только тогда, когда мы что-то делаем, а не просто говорим и думаем о них. Я всегда считал, что когда я что-то делаю, я действительно живу. Отдохнуть можно потом, после смерти, а живя, надо действовать, ибо для этого жизнь нам и дана. Это не означает, что вести наблюдательный образ жизни, оставаясь максимально пассивным, неправильно. Такой подход к жизни тоже допустим, в нем есть свои положительные стороны. Но лично мне он не подходит. И проблемы людей я предпочитаю решать больше через призывы к различным действиям, нежели через пассивное наблюдение.
Люди преображаются, когда начинают что-то делать, будучи уверенными в том, что их действия им помогут, что они необходимы. И они действительно помогают. Они начинают помогать уже тогда, когда люди их совершают, даже еще не получив желаемого результата. Иногда и результат, как таковой не нужен. Достаточно уже того, что человек начал что-то делать и в процессе действий ему полегчало, он обрел веру в себя, забыл о своих проблемах, боль ушла и жизнь снова стала его радовать. Главное ведь, вернуться к нормальной полноценной жизни, а какие потом дела делать, человек сам решит. Всех дел все равно не переделаешь, поэтому надо делать то, что позволяет получать удовольствие от жизни и чувствовать себя счастливым.
Глава XV. Действие.
Специфически человеческое действие сформировалось в труде, как акт трудовой деятельности. Совокупность действий, выполняющих определённую общественную функцию, составляет определённый вид трудовой деятельности.
Так как трудовая деятельность это всегда деятельность, направленная на производство определённого продукта, действие человека всегда направлено на определённый результат. Но одно и то же действие может дать множество различных результатов; некоторые из них могут непроизвольно и непреднамеренно воспоследовать из него, но поскольку деятельность человека и прежде всего его трудовая деятельность является деятельностью сознательной, какой-то из этих результатов является непосредственно сознательной целью действующего субъекта. Сознательный, целенаправленный характер человеческого действия является специфической его чертой.
Однако, как ни существенна цель, одной цели для определения действия недостаточно. Для осуществления цели необходим учёт условий, в которых её предстоит реализовать. Соотношение цели с условиями определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Целенаправленное человеческое действие является по существу своему решением задачи. Отношение к этим условиям, сочетаясь с отношением к цели, составляет внутреннее психологическое содержание действия. Задача, в которой цель соотнесена с условиями, определяющими её осуществление, определяет психологическое строение. Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешнее действие, есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии.
Достижение результата, составляющего цель определённого действия, может в силу своей сложности потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определённым образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются частичными действиями, или операциями. Поскольку их результат не осознаётся как цель, они не являются самостоятельными действиями; но в отличие от движений операции не просто механизмы, посредством которых осуществляются действия, а составные части, из которых они состоят.
Всякое действие, направляясь на определённую цель, исходит из тех или иных побуждений. Более или менее адекватно осознанное побуждение выступает как мотив. Как мотив действия, побуждение осознаётся прежде всего через соотнесение с его целью. То или иное побуждение потребность, интерес становится для человека мотивом действия через соотнесение его с целью так же, как, с другой стороны, объект, на который направляется действие и который побуждает к нему, становится целью действия через соотнесение своё с мотивом. Мотивы поведения, как они осознаются самим действующим субъектом, представляют собой более или менее опосредованное господствующей идеологией, представлениями индивида о должном, дозволенном и отражение его побуждений.
Конкретная мотивация реального действия, исходя из соотношения побуждения с целью, однако никак не исчерпывается им. Она включает осложняющее и видоизменяющее основной мотив отношение индивида к реальным обстоятельствам той конкретной жизненной ситуации, в которой должно быть осуществлено действие. Всегда более или менее многообразное и часто противоречивое отношение к условиям действия, соотносясь с отношением к цели, придаёт мотивации её конкретность, жизненную содержательность и порой противоречивость.
То, что в качестве предмета, становящегося затем целью деятельности, побуждает человека к действию, должно быть значимо для него: именно осуществляющееся в действии отношение к тому, что значимо для субъекта (и что поэтому становится для него переживанием), является источником, порождающим действие его мотивом и тем, что придаёт ему смысл для субъекта. При этом личностная значимость той или иной возможной цели для человека, как существа общественного, обусловлена и опосредована его общественной значимостью. В каждом человеческом действии неизбежно устанавливается то или иное отношение между общественно- и личностно-значимым для человека. Предмет человеческого действия это всегда предмет, включённый в отношения между людьми. Отношения к предметам возможным целям его действий неизбежно опосредованы у человека общественными отношениями. Каждое предметное действие человека является, таким образом, актом общения, в котором для действующего субъекта раскрывается не только предметный мир, в который он этим действием включается, но и определяющее это действие и в него включающееся содержание общественной жизни. Таким образом, в корне преодолевается фетишистское представление о действии человека как о натуральном образовании («реакции»); в его семантическом (смысловом) содержании раскрывается его общественная сущность, включённая в общественные отношения.
Проблема генезиса и развития человеческого действия, как семантическая проблема, неразрывно связана с проблемой генезиса человеческого сознания на основе общественной практики. Как сами предметы, порождённые в практике, переделывающей природу и создающей культуру, так и их значение (ср. глазу о речи) порождаются в действии. В свою очередь применительно к этим новым предметам, имеющим специфические для человеческого мира значения, возникают и новые действия, имеющие новое значение и новый смысл. Порождение человеческого предметного мира и человеческого сознания в процессе действия и специфически человеческого действия в процессе порождения человеческих предметов, значение которых определяется их функцией в человеческом мире, две стороны единого процесса.
Один прекрасный музыкант, слушая рассуждения о том, что исполнение музыкального произведения является результатом звуко-двигательных координаций, переводом слуховых образов в движения, как-то воскликнул: «Да, да, это всё так, но это совсем не то: настоящее музыкальное исполнение это музыкальный поступок«. Этот музыкант, очевидно, переживал своё исполнение не просто как производство более или менее музыкальных звучаний, но вместе с тем и как проявление своей человеческой личности, посредством которого он вступал в общение с другими людьми.
Когда Л. Н. Толстой писал «Я не могу молчать» или Н. И. Чернышевский опубликовал свой роман «Что делать?», когда А. М. Горький написал «Мать», они не просто написали статью или литературное произведение, они совершили определённый поступок. Человечество хранит обычно особую память именно о тех литературных произведениях, которые с объективной стороны были не только литературным, но и общественным событием, а с субъективной общественным поступком.
Когда у нас рабочий добивается исключительных производственных достижений, движимый сознательным стремлением содействовать защите Родины, он совершает определённый поступок, а не только ту или иную производственную операцию. Никак не сводя социальной сущности явления к его психологическому аспекту, нужно всё же признать, что здесь между действием и поступком имеется и психологически значимое различие в характере и источнике мотивации. То или иное общественное содержание объективно имеет каждое человеческое действие, но вопрос заключается в том, осознаётся ли оно, отражается ли оно в сознании действующего субъекта и является ли сознательным мотивом действия; в зависимости от этого и различаются действие и поступок как особая форма его.
Различные виды действия.
Деятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Обычно различают: рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия. Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия.
Инстинктивные действия в собственном смысле слова, т. е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля, наблюдаются лишь в раннем детстве (как-то: сосание); в жизни взрослого человека они роли не играют. Таким образом, по существу при изучении поведения человека практически приходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие от движений) с волевыми и импульсивными действиями.
Специфически человеческим видом действия является волевое действие, и собственно лишь волевое действие является действием в специфически человеческом смысле этого слова, т. е. сознательным актом, направленным на осуществление определённой цели. Этим, конечно, не исключается наличие у человека рефлекторных, инстинктивных и импульсивных актов. Этим не исключается также и то, что сами волевые действия включают в себя более примитивно организованные действия и строятся на их основе.
Волевое действие целенаправленный, сознательно регулируемый акт. Ход действия в нём более или менее сознательно регулируется в соответствии с целью. Переход от побуждения к действию в волевом действии опосредован осознанием цели и предвидением последствий.
Импульсивные действия существенно отличны от волевого действия. Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом и наличии во втором сознательного контроля.
Импульсивное действие возникает по преимуществу тогда, когда влечение выключилось из инстинктивного действия, а волевое действие ещё не организовано или уже дезорганизовано.
Изучая движения ребёнка, В. Прейер выделил импульсивные движения как первую, генетически самую раннюю категорию движений (за которой следуют рефлекторные, инстинктивные и волевые).
Под импульсивными движениями он разумел движения, которые вызываются не внешним периферическим раздражением, а являются результатом внутреннего состояния организма проявлением избытка и результатом разрядов нервной энергии. Большинство движений зародыша, большей частью вызываемых процессами питания и кровообращения, и первых движений новорождённого принадлежит к этой категории. К числу таких импульсивных движений у ребёнка относятся агукание, всевозможные беспорядочные движения, которые в большом количестве наблюдаются у младенца. По более новым данным (Ш. Бюлер) такие импульсивные движения составляют к концу первого года жизни около 30% всех движений. Лишь очень немногие из этих движений (как потягивание, зевание) сохраняются в последующие годы; большинство из них в конце второго года исчезает. Импульсивные действия, о которых говорим мы, не имеют ничего общего с импульсивными движениями Прейера. Импульсивным движением в нашем смысле является не зевок или потягивания сонного человека, а, например, страстная вспышка человека разгневанного.
В импульсивном действии существенную роль играют динамические соотношения. Импульсивное действие это аффективная разрядка. Оно связано с аффективным переживанием. Импульс, заключённый в исходном побуждении, в нём непосредственно и более или менее стремительно переходит в действие, не опосредованное предвидением его последствий, взвешиванием и оценкой его мотивов.
Импульсивно-аффективным действием является страстная вспышка увлечённого или аффективный выпад раздражённого человека, который не в состоянии подвергнуть свой поступок сознательному контролю; в наиболее чистом, обнажённом виде импульсивные действия наблюдаются в патологических случаях или состояниях, в которых нормальное волевое действие невозможно.
В импульсивном действии раздражение переходит в действие, которое определяется динамическими соотношениями напряжения и разрядки, создающимися у субъекта в зависимости от ситуации. Напряжение сдержанного раздражения может дать разрядку, направленную вовсе не на того, кто собственно его вызвал. Аффективное действие-разрядка определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вызывающим.
Хотя отсутствие осознанной цели и сознательного контроля существенно отличает аффективное действие-разрядку от волевого действия, как сознательного акта (импульс переходит в нём в действие более или менее стремительно), однако грани между ними, как и всякие грани в действительности, подвижны, текучи. И разные виды действий, которые с полным основанием выделяет научный анализ, связаны друг с другом множеством разнообразных взаимопереходов. Так, в самой заострённой и как будто специфической своей форме волевой характер действия выступает там, где действие включает осознаваемый действующим субъектом конфликт тенденций и требует выбора, усилий и т. д. Но именно в данном случае волевое действие легче всего может перейти в аффективное. Если задача окажется сверхтрудной и напряжение, созданное этим конфликтом, перейдёт известную меру, сознательный волевой контроль может оказаться непосильным действие превратится в аффективную разрядку; волевое действие переходит в импульсивное. Если же в условиях такого внутреннего конфликта человеку удастся всё же осуществить сознательный волевой контроль над своим поведением, волевой характер его действий выступит с особой силой, придавая его поведению особенный накал.
В последнее время К. Левин попытался свести волевое действие в основном к тому же типу, что и аффективная разрядка: в одном, и в другом он усматривает лишь смену динамических соотношений напряжения и разрядки, различая их только по тому, как этот динамический процесс протекает. Все фазы и моменты волевого процесса Левин определяет исключительно их динамической характеристикой. Так, например, намерение характеризуется как возникновение состояния напряжения, а решение как устранение или выравнивание напряжений, действующих одновременно в различных направлениях.
Не подлежит сомнению, что каждый волевой процесс имеет известную динамику, на разных стадиях различную. Но динамические соотношения сами по себе не определяют волевого акта. Вскрытые К. Левиным явления, определяемые динамическими соотношениями, характерны скорее для аффективного действия-разрядки, чем для собственно волевого действия. Только для первого решающее значение имеет соотношение напряжения и разрядки; для второго существенно содержание действия, его соответствие цели. 165 Между тем эту основную сторону волевой деятельности Левин совершенно не учитывает.
165 Одним из наиболее интересных динамических эффектов, вскрытых К. Левиным, является замещающее («эрзац») действие. Замещающим действием является такое действие, которое разряжает напряжение, созданное какой-нибудь потребностью, но не приводит к той цели, на которую направлено замещённое подлинное действие. Так, например, когда человеку не удаётся осмысленное действие, необходимое для достижения поставленной перед ним пели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку создавшемуся у него напряжению. В таком замещающем действии мы имеем более или менее чистый аффект динамических соотношений напряжения и разрядки, так же как в тех аффективных разрядках, когда человек срывает раздражение, вызванное одним лицом, на другом лице или на первой подвернувшейся под руки вещи. Но мы не имеем в этих действиях как раз того, что существенно для подлинно волевых действий: осознанная цель не определяет характер и способ действия.
Основной недостаток теории воли К. Левина в том и заключается, что, объединяя теорию воли с теорией аффекта, он сводит волевое действие к независимым от его содержания в этом смысле чисто формальным динамическим соотношениям напряжения и разрядки и игнорирует в волевом акте специфическое для него сознательное регулирование, исходящее из более или менее ясно осознанной цели.