Что такое дезадаптация в школе

Консультация «Школьная дезадаптация»

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также у детей, учащихся в старших классах.

Школьная дезадаптация являет собой нарушение приспособления ученика к внешним требованиям, что также является расстройством общей способности к психологической адаптации в связи с определенными патологическими факторами. Таким образом, выходит, что школьная дезадаптация – медико-биологическая проблема.

Негативным следствием данного отношения есть ориентир на обязательное тестирование перед поступлением ребенка в школу или для оценки степени развития школьника, в связи с его переходом с одного учебного уровня на следующий, когда от него требуются результаты отсутствия отклонений в способности обучаться по программе, предлагаемой педагогами и в школе, которую выбрали родители.

Появление признаков психогенного расстройства адаптации наблюдаются у многих учащихся. Некоторые специалисты считают, что примерно 15-20% учащимся требуется психотерапевтическая помощь. Также установлено, что существует зависимость частоты встречаемости расстройства адаптации от возраста ученика. У школьников младшего возраста школьная дезадаптация наблюдается в 5-8% эпизодов, у подростков эта цифра значительно больше и составляет 18-20% случаев. Также есть данные еще одного исследования, согласно которому расстройство адаптации у учеников возрастом 7-9 лет проявляется у 7% случаев.

Причины школьной дезадаптации учащихся

Выделяют несколько факторов, вызывающих школьную дезадаптацию. Ниже будет рассмотрено, каковы причины школьной дезадаптации учащихся,среди них выделяют:

— недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям; дефицит знаний и недостаточное развитие психомоторных навыков, вследствие чего ребенок медленнее, чем остальные справляется с заданиями;

— недостаточный контроль поведения – ребенку трудно сидеть целый урок, молча и не вставая с места;

— неспособность подстроится под темп программы;

— социально-психологический аспект – несостоятельность личных контактов с педагогическим коллективом и со сверстниками;

— низкий уровень развития функциональных способностей познавательных процессов.

В качестве причин школьной дезадаптации выделяют ещё несколько факторов, которые влияют на поведение ученика в школе и на отсутствие у него нормального приспособления.

Самым влиятельным фактором является влияние особенностей семьи и родителей. Когда некоторые родители проявляют слишком эмоциональные реакции на неудачи их ребенка в школе, они этим самим, совсем не подозревая, наносят ущерб впечатлительной детской психике. В результате такого отношения ребенок начинает стесняться своего незнания относительно какой-то темы, соответственно он боится разочаровать своих родителей и в следующий раз. В связи с этим у малыша развивается негативная реакция относительно всего, что связано со школой, это в свою очередь приводит к формированию школьной дезадаптации.

Вторым по значительности фактором после влияния родителей есть влияние самих учителей, с которыми взаимодействует ребенок в школе. Бывает, что педагоги неправильно строят парадигму обучения, что в свою очередь, влияет на развитие недопонимания и негатива со стороны учеников.

Еще один влиятельный фактор на развитие школьной дезадаптации – это влияние сверстников. Особенно школьная дезадаптация подростков очень зависима от этого фактора.

Подростки – это совершенно особая категория людей, которая отличается повышенной впечатлительностью. Подростки всегда общаются компаниями, поэтому мнение друзей, которые входят в круг их общения становится для них авторитетным. Как раз поэтому, если сверстники выражают протест системе обучения, то большая вероятность того, что сам ребенок также присоединится к всеобщему протесту. Хотя в основном это касается более конформных личностей.

Зная, каковы причины школьной дезадаптации учащихся, можно при возникновении первичных признаков диагностировать школьную дезадаптацию и вовремя начать с ней работать. Например, если в один момент школьник заявляет о нежелании идти в школу, у него снижается собственный уровень успеваемости, он начинает негативно и очень резко отзываться о педагогах, тогда стоит задуматься о возможной дезадаптации. Чем раньше будет выявлено проблему, тем быстрее с ней можно будет справиться.

Школьная дезадаптация может даже и не отображаться на успеваемости и дисциплине учеников, выражаясь в субъективных переживаниях или в форме психогенных расстройств. Например, неадекватные реакции на стрессы и проблемы, что связанны с дезинтеграцией поведения, появление конфликтов с окружающими людьми, резкого и внезапного спада интереса к процессу обучения в школе, негативизма, повышенной тревожности, распада навыков обучения.

Формы школьной дезадаптации включают в себя особенности учебной деятельности учеников младших классов. Ученики младшего возраста быстрее всего овладевают предметной стороной процесса обучения – навыками, приёмами и умениями, благодаря которым происходит усвоение новых знаний.

Освоение мотивационно-потребностной стороны учебной деятельности происходит как бы латентным образом: постепенно усваивая нормы и формы социального поведения взрослых. Ребенок еще не умеет использовать их настолько активно, как взрослые, оставаясь пока ещё очень зависимым от взрослых в своих взаимоотношениях с людьми.

Если у младшего школьника не происходит формирование навыков учебной деятельности или способом и приемов, которые он использует и которые закрепляются у него, являются недостаточно продуктивными и не рассчитанными на изучение более сложного материала, он отстаёт от одноклассников и начинает испытывать серьезные трудности в учёбе.

Таким образом, появляется один из признаков школьной дезадаптации – снижение успеваемости. Причинами могут быть индивидуальные особенности психомоторного и интеллектуального развития, которые, тем не менее, не являются фатальными. Многие педагоги, психологи и психотерапевты считают, что при правильной организации работы с такими учениками, с учётом индивидуальных качеств, обращая внимание на то, как дети справляются с заданиями разной сложности, можно на протяжении нескольких месяцев, без изоляции детей из класса, достигнуть устранения отставания в учёбе и компенсации задержки развития.

Еще одна форма школьной дезадаптации учащихся младшего возраста имеет сильную связь со спецификой возрастного развития. Замена основной деятельности (на смену играм приходит учёба, которая происходит у детей в возрасте шести лет, осуществляется из-за того, что лишь понимаемые и принимаемые мотивы учения при установленных условиях становятся действующими мотивами.

Следующая форма школьной дезадаптации состоит в неспособности к самоконтролю, произвольному управлению поведением и вниманием. Неумение приспосабливаться к условиям школы и управлять поведением соответственно к принятым нормам, может быть результатом неправильного воспитания, которое воздействует достаточно неблагоприятно и способствует обострению некоторых психологических особенностей, например, повышается возбудимость, возникают трудности с концентрированием внимания, эмоциональная лабильность и другие.

Основной характеристикой стиля семейных отношений к этим детям – полное отсутствие внешних рамок и норм, которые должны стать средствами самоуправления ребенком, или наличие средств контроля только вовне.

В первом случае это присуще тем семьям, в которых ребенок абсолютно предоставлен себе и развивается в условиях полной безнадзорности, или семьям с «культом ребенка», это значит, что ребенку позволяется абсолютно все, что он хочет, и его свобода не ограничена.

Четвертая форма школьной дезадаптации младших школьников заключается в неумении адаптироваться к ритму жизни в школе.

Чаще всего она встречается у детей с ослабленным организмом и низким иммунитетом, детей с задержкой физического развития, слабой нервной системой, с нарушениями работы анализаторов и другими болезнями. Причина этой формы школьной дезадаптации в неправильном семейном воспитании или игнорировании индивидуальных особенностей детей.

Если негативные переживания не будут компенсированы, если не найдутся значимые люди, которые искренне желают добра и могут найти подход к ребёнку, чтобы повысить его самооценку, тогда у него образуются психогенные реакции на любые школьные проблемы, которые при повторном возникновении будут складываться в синдром, называющийся психогенной дезадаптацией.

Виды школьной дезадаптации

— неуспеваемость в учебе по программам, которые отвечают возрасту и способностям школьника, вместе с такими признаками, как второгодничество, хроническая неуспеваемость, дефицит общеобразовательных знаний и отсутствие необходимых навыков;

— расстройство эмоционального личностного отношения к процессу обучения, к учителям и к жизненным возможностям, связанным с учебой;

— эпизодические неподдающиеся корректировке нарушения поведения (антидисциплинарное поведение с демонстративным противопоставлением себя другим ученикам, пренебрежение правилами и обязательствами жизни в школе, проявления вандализма);

— патогенная дезадаптация, что является следствием нарушения работы нервной системы, сенсорных анализаторов, болезней головного мозга и проявлений разных страхов.

— психосоциальная дезадаптация, которая выступает в качестве половозрастных индивидуальных особенностей ребенка, что обусловливают его нестандартность и нуждаются в особом подходе в условиях школы;

социальная дезадаптация (подрыв порядка, моральных и правовых норм, асоциальное поведение, деформация внутренней регуляции, также социальных установок).

Выделяют пять основных типов проявления школьной дезадаптации.

Первый тип – это когнитивная школьная дезадаптация, выражающая неуспешность ребенка в процессе обучения программам, соответствующих способностям школьника.

Второй тип школьной дезадаптации – эмоционально-оценочный, который связан с постоянными нарушениями эмоционально-личностного отношения как к процессу обучению в целом, так и к отдельным предметам. Включает в себя тревогу и переживания относительно возникающих в школе проблем.

Третий тип школьной дезадаптации – поведенческий, он заключается в повторении нарушения форм поведения в школьной среде и обучении (агрессивность, нежелание идти на контакт и пассивно-отказные реакции).

Четвертый тип школьной дезадаптации – соматический, с ним связанны отклонения в физическом развитии и здоровье школьника.

Пятый тип школьной дезадаптации – коммуникативный, он выражает затруднения в определении контактов, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Профилактика школьной дезадаптации

Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму. Однако, психологическая готовность это всего лишь один из компонентов комплексной подготовки ребенка к школе. Вместе с тем определяется уровень имеющихся знаний и умений, изучаются его потенциальные возможности, уровень развития мышления, внимания, памяти, при необходимости используется психологическая коррекция.

Родители должны быть очень внимательными к своим детям и понимать, что во время периода адаптации школьник особенно сильно нуждается в поддержке близких людей и в готовности вместе переживать эмоциональные трудности, тревоги и переживания.

Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь. При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом. В случае негативного влияния семьи на школьника стоит заняться исправлением подобных проявлений неодобрения. Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах. Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей.

Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. В том случае, когда отношения школьника с учителями и другими учениками не складываются, или эти люди негативно влияют на него, вызывая антипатию к учебному заведению, тогда желательно подумать о смене школы. Возможно, в ином школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.

Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.

Профилактика школьной дезадаптации включает в себя создание классов компенсирующего обучения, применение консультативной психологической помощи при первой необходимости, использование психокоррекции, социальных тренингов, тренингов учеников с родителями, усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность.

Школьная дезадаптация подростков отличает тех подростков, которые адаптированы к школе самим их отношением к учебе. Подростки с дезадаптацией часто указывают на то, что им тяжело учиться, что в учебе есть очень много непонятного. Адаптивные школьники в два раза чаще говорят о трудностях в недостатке свободного времени через загруженность занятиями.

Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации.

Социальная профилактика включает в себя систему правовых, социально-экологических и воспитательных мероприятий, которые проводятся обществом для нейтрализации причин девиантного поведения, которое приводит к расстройству адаптации в школе.

В профилактике школьной дезадаптации имеется психолого-педагогический подход, с его помощью восстанавливаются или корректируются качества личности с дезадаптивным поведением, особенно делая акцент на морально-волевых качествах.

Информационный подход основан на идеи того, что отклонения от норм поведения происходят, поскольку дети ничего не знают о самих нормах. Этот подход больше всего касается подростков, они информируются о правах и обязанностях, которые им предъявлены.

Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуально практикующему психологу, потому что дети боятся, что об их проблемах все узнают, поэтому ставятся к специалисту с недоверием.

«Где ты, Школьная страна? Отыскать хотим тебя!» Сценарий выпускного бала Звучат фанфары. В зал выходит ведущий праздника Ведущий: Есть одна страна на свете Не найти другой такой, Не отмечена на карте, И размер-то.

Что такое дезадаптация в школе. Смотреть фото Что такое дезадаптация в школе. Смотреть картинку Что такое дезадаптация в школе. Картинка про Что такое дезадаптация в школе. Фото Что такое дезадаптация в школеКонсультация «Талантливы вместе» И. А. Фадеева Ульяновская область, г. Ульяновск Музыкальный руководитель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №112 «Град Чудес».

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Что такое дезадаптация в школе. Смотреть фото Что такое дезадаптация в школе. Смотреть картинку Что такое дезадаптация в школе. Картинка про Что такое дезадаптация в школе. Фото Что такое дезадаптация в школеФотоотчёт о периоде адаптации в 1 классе «Наша школьная жизнь» В этом году у меня самые маленькие ученики – первоклассники. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы адаптационный период у ребенка.

Консультация «Как появилась поэзия» Известно одно красивое персидское сказание, которое повествует о том, что поэзия была порождена любовью. В сказании рассказывается о любви.

Консультация для родителей «Мы изучаем» На этой неделе мы изучали темы «Обувь, одежда, головные уборы осенью» 1. Развитие речи: Составление текста-поздравления, развивать связная.

Школьная олимпиада по астрономии Олимпиада школьников по астрономии 1. Какое утверждение ошибочно? Ответ обосновать 1) Кометы светятся, так как ядро кометы раскаляется и.

Источник

Понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадатации, девиантного поведения

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Черепановский педагогический колледж»

Самостоятельная работа №16

«Понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадатации, девиантного поведения»

Школьная дезадаптация — очень распространенное явление среди современных школьников. Большое количество детей испытывает серьезные проблемы с приспособлением к учебному процессу, которые проявляются различным образом. Это оказывает негативное влияние на их успеваемость, интересы и взаимоотношения с педагогами и сверстниками. Часто проявляется это нарушение именно у младших школьников, которые вовремя не смогли адаптироваться к учебной деятельности, хотя и среди подростков довольно распространено.

Школьная дезадаптация — что это, понятие

ü индивидуальные особенности и новообразования;

ü взаимоотношения с семьей или отдельным человеком;

ü проблемы в установлении социальных контактов и др.

Школьники, которые входят в группу риска возникновения школьной дезадаптации, испытывают трудности в адаптации, имеют проблемы с усвоением учебного материала и успеваемостью. Их отношения со сверстниками и взрослыми складываются тяжело. А личностное развитие протекает вяло: часто это инфантильные дети, любят лгать, легко попадают под чужое влияние, плохо осознают свое «Я».

Подходы к решению проблемы

В настоящее время педагоги совместно с психологами разработали три подхода к понятию школьной и социальной дезадаптации и разрешению этой проблемы:

1. Школьную дезадаптацию определяют как психическое расстройство личности, справиться с которым можно только путем психиатрического лечения.

3. Более широкий подход, который рассматривается как социально-психологический процесс формирования и развития конфликта между ребенком и школьными требованиями. В этом случае выходом считается комплексный подход к решению проблемы.

Уровни развития школьной дезадаптации

В процессе развития школьной дезадаптации у ребенка можно выделить и проследить 3 различных уровня.

Если школьник попадает в некомфортную или конфликтную ситуацию, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:

ü невозможность длительно сосредоточиться на одной умственной или физической операции;

ü раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;

ü резкие перепады настроения;

ü быстрая утомляемость;

ü тяжелое пробуждение и засыпание и др.

Если на предыдущем уровне ребенок систематически не получает поддержки и не справляется с возникающими сложностями, то психика начинает защищаться с помощью асоциальных поступков. Ученик отказывается выходить к доске, грубо разговаривает с окружающими, не хочет идти в школу, отказывается от выполнения заданий и требований. Педагоги и родители часто усугубляют ситуацию, когда реагируют на такое поведение криками, ультиматумами, плохими оценками.

Это приводит к тому, что все проблемы, указанные выше, приобретают постоянный характер и становятся еще более выраженными. Плохой сон может перерасти в бессонницу, отказ от обеда или ужина превращается в серьезные пищевые расстройства и т.д. Попытки защититься и отгородиться ото всех ребенок делает теперь и вне школы.

Такое состояние должно корректироваться уже с помощью психолога. Если этого вовремя не происходит, то ученик превращается в «трудного ребенка с асоциальным поведением».

Следующий уровень школьной дезадаптации, который возникает, если ребенок все еще остается один на один с проблемами. Все окружающие теперь испытывают негатив от него: конфликт с одним из учителей перерастает в конфликты со всеми преподавателями. Не понимают школьника не только его собственные родители, но и все взрослые. Навык самоконтроля потерян, ребенок уже даже не пытается себя сдерживать.

Виды школьной дезадаптации

Процесс развития школьной дезадаптации у каждого ребенка индивидуален, поэтому ее вид в чистом виде определить практически невозможно. Почти всегда разновидности могут комбинироваться и создавать целый комплекс отклонений.
Наиболее часто встречаются следующие виды:

4. Интеллектуальная. Чаще проявляется не в начальной школе, а у более старших ребят. Вызвана пропущенными и не восстановленными пробелами в знаниях, которые оказывают влияние на учебу.

Причины школьной дезадаптации

К причинам школьной дезадаптации младших школьников относятся:

ü недостаточная подготовленность к школе: нехватка элементарных

представлений о мире, уровень развития психомоторных навыков ниже среднего, отчего школьнику тяжело успевать за одноклассниками;

ü низкий уровень развития познавательных процессов и некоторых

ü поведенческие проблемы: школьник не может высидеть целый урок, не

отвлекаясь и не вставая с места;

ü влияние родителей: гиперопека, боязнь ошибок и неудач, недостаточное

внимание к ребенку, неблагополучные условия и атмосфера в семье;

требовательность, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на любимчиков и остальных;

ü социальный аспект: не складываются отношения со сверстниками, не

ü любые психологические нарушения и расстройства (в том числе и наследственные);

ü неспособность подстроиться под учебную программу (высокий темп,

сложность, специфические особенности).

Типы проявления школьной дезадаптации

Существует 5 типов проявления школьной дезадаптации, которые отличаются вызвавшими нарушение причинами.

Этот тип дезадаптации выражается в неуспеваемости ученика по школьной программе, которая соответствует возрастным особенностям. Она может быть как хронической по всем предметам, так и отрывочной (время от времени). Ребенку сложно успевать за темпом всего класса: он опаздывает на уроки, быстро устает и долго выполняет задания.

Поведенческий тип дезадаптации характеризуется неспособностью ребенка управлять собственным поведением и слабой саморегуляцией. Он нарушает социальные нормы поведения в школе: агрессивен, вступает в конфликты с окружающими, не хочет идти ни на какие контакты. Мотивация учиться и заниматься другими видами деятельности отсутствует.

Еще один тип школьной дезадаптации, который связан с различными отклонениями и проблемами с физическим развитием и здоровьем школьника. Быстрая утомляемость, заболевания внутренних органов и слабый иммунитет негативно влияют на успеваемость и коммуникации ребенка.

Этот тип дезадаптации возникает из-за сложностей в общении и установлении контактов со сверстниками и педагогами. Школьник может стесняться, не уметь поддерживать разговор, не знать, как обратиться за помощью. Все это заканчивается неудачами, которые заставляют его замыкаться в себе еще больше.

Диагностика школьной дезадаптации

Школьную дезадаптацию на начальном уровне может диагностировать лишь учитель. Для этого требуется оценить уроки в целом, отметить, у кого из детей возникают периодические сложности в усвоении материала, темпе работы, выполнении домашних заданий.

Учитель может заметить у ребенка следующие сигналы дезадаптации:

ü быстрое истощение на уроках и снижение работоспособности (ребенок

ü повышенная утомляемость (внешний вид: ярко-красные щеки, синева

над верхней губой, отказ от игр и общения с одноклассниками, отсутствие инициативы на уроках, агрессия по отношению к сверстникам, ходьба на носочках);

ü ошибки в письменных работах (выполнены не по порядку, много

помарок и исправлений, не соблюдены правила ведения тетрадей, не вовремя сдаются домашние задания, пропущены буквы в словах);

ü повышенная тревожность при хорошей успеваемости (боится ответов у

доски, сомневается в своих способностях, реагирует на замечания слезами или агрессией, при ответах теребит одежду, делает много движений руками, часто моргает или облизывает губы).

Если часто начинает проявляться хоть какой-то из признаков, то учитель обязан побеседовать с родителями и подключить школьного психолога.

Дальнейшее обследование выглядит следующим образом:

1. Психолог проводит необходимые диагностические методики.

2. Собирает и анализирует полученные данные, критерии школьной дезадаптации, при необходимости еще раз беседует с ребенком.

3. Школьник проходит обследование у врача.

4. Психолог беседует с педагогом, соотнося все результаты с наблюдениями.

5. Педагог и психолог доносят всю информацию до родителей.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

Единой методики коррекции школьной дезадаптации у детей школьного возраста не существует. К каждому ребенку должен быть осуществлен индивидуальный подход, т.к. факторы школьной дезадаптации и пути ее коррекции очень разнятся. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи, которая будет рассматривать одновременно медицинский, психологический, педагогический и социальный аспекты.

Основной упор делается на психологическую помощь, поэтому большой пласт работы выполняет именно школьный психолог (при необходимости это может быть частный психолог или психотерапевт ). Он подробно исследует основные моменты, связанные с жизнью школьника:

ü изучает социальную среду ребенка и условия его развития;

ü оценивает психофизическое развитие школьника, учитывает индивидуальные особенности;

ü выявляет факторы, которые приводят к кризисной ситуации и появлению признаков дезадаптации;

ü составляет индивидуальный план психолого-педагогической коррекции,

доводит его до сведения педагогов и родителей.

Психолог практикует множество способов коррекции, чаще всего это могут быть:

ü групповой тренинг;

ü ассоциативные методики;

ü игровая деятельность, направленная на сплочение классного коллектива;

ü упражнения на развитие психических процессов, когда это необходимо.

Родители должны участвовать в жизни ребенка, чтобы повысить шанс положительной динамики в развитии нарушения. Без их поддержки результат может оказаться минимальным. Семья должна выстраивать доверительные отношения с ребенком, подбадривать и помогать ему во всех начинаниях, обязательно хвалить. Все замечания должны быть сведены к минимуму или проговариваться спокойно и аккуратно. У членов семьи должно быть совместное времяпрепровождение, занятие какой-либо общей деятельностью.

Профилактика школьной дезадаптации

Способы профилактики школьной дезадаптации также должны представлять собой комплекс мероприятий. На сегодняшний день он состоит из следующих мер:

ü компенсирующие классы;

ü специальные методики коррекционного обучения;

ü социальные тренинги;

ü тренинги совместно с родителями и учениками;

ü специальные консультации для родителей.

Под понятием социальной дезадаптации, как правило, рассматривают частичную или полную неприспособленность личности к окружающей действительности, ее условиям. Особа, которая страдает дезадаптацией, неспособна нормально взаимодействовать с другими индивидами. Такая личность будет или регулярно избегать контактирования или проявлять агрессивное поведение. Такому состоянию характерны повышенная раздражительность, неспособность принимать чужую точку зрения.

Такая дезадаптация появляется тогда, когда отдельно взятый индивид прекращает замечать происходящее в реальном мире, полностью пропадает в своей реальности, заменяя отношения с живыми людьми. При этом происходит утрата личностного роста.

Различают 2 вида социальной дезадаптации:

1. Частичная дезадаптация. Происходит выпадение из общественной жизни. Характерным примером является то, как человек после длительной болезни впервые выходит на работу. В этот период у него не было общения с коллегами, но присутствовали друзья и родственники.

2. Полная дезадаптация. Происходит потеря веры в собственные силы, развивается недоверие к людям. Особа не знает, как вести себя, не представляет норм общества. Создается впечатление, что происходит что-то не так, как нужно.

Оба вида могут присутствовать у людей, которые имеют зависимости. Девиантное поведение всегда идет наравне с дезадаптацией в той или иной степени проявления.

Существует пять уровней развития социальной дезадаптации:

1. Нулевая стадия. Отсутствуют личностные деформации, ценности не изменены. Проявляются исключительно незначительные формы поведенческих изменений, грубое обращение, непослушание. Решение проблемы: социальное воспитание, прививание человеку убеждений социальных норм, информирование.

2. Негативные социальные установки. Личностная деформация все еще отсутствует, однако, проявляется сильная зависимость от окружающих. Человек может начать экспериментировать с курением, алкоголем. Технология профилактики включает предупреждение профориентации по отношению к ближайшему окружению ребенка и его самого.

4. Аддикция, зависимость. Поведение индивида представляет опасность для других людей. Требуется реабилитация, главное, чтоб человек сам захотел измениться.

5. Сопротивление. Индивид противостоит всем нормам, пытается изменить мир. Личностная деформация уже носит необратимый характер. У человека сформированная противоположная система ценностей. На данной стадии необходима ресоциализация, которая будет проявляться изменением установок, норм, целей и жизненных ценностей индивида.

1. Педагогическая запущенность. Наличие невнимательного отношения к ребенку, отсутствует забота и должный уход. Когда малышу уделяется недостаточно внимания, он уходит в себя, чувствует, что никому не нужен. Когда он взрослеет, может замкнуться, уйти во внутренний мир. Дезадаптация будет формироваться постепенно на протяжении нескольких лет, также может быть внезапной. Если ребенок ощущал свою ненужность, то, повзрослев, у него возникнут сложности с пониманием окружающих. Дезадаптация лишает моральных сил, лишает веры в собственные возможности и в себя. Появляются сложности с самоопределением, невозможность найти свое место под солнцем.

2. Потеря привычного коллектива. Может проявляться в ситуациях, когда имело место длительное заболевание или присутствовала смена деятельности. Дезадаптация проявиться через какое-то время в нежелание выходить из дома, выполнять обыденные обязанности, следить за собой, с кем-то видеться. Человек может уйти с головой в работу, сосредоточиться на самом себе. Постепенно он поймет, что может действовать без чьей-либо помощи, другие люди начнут его раздражать. Со временем сформируются всевозможные страхи, касающиеся общения с другими людьми и взаимодействия с ними. Например, творческие индивиды много времени проводят наедине с собой, так они черпают вдохновение, чтобы иметь возможность реализоваться в своем труде. Но при этом у них нет возможности поделиться с кем-то своей радостью.

3. Конфликт с окружением. Отдельная особа может бросить вызов всему обществу, она будет чувствовать себя незащищенной. Конфликт сильно выматывает, формирует недоверие и подозрительность, разрушает характер в целом, возникает чувство беспомощности. СД является следствием неумения выстраивать правильные отношения с другими людьми и с окружающим миром.

1. Агрессия. Проявляется по той причине, что человек, не имея нормального общения, утрачивает этот навык. Личность больше не стремится, чтобы ее понимали, ей гораздо проще получить желаемое, используя манипуляцию. Данное проявление несет опасность, как самому человеку, так и его окружению.

2. Уход в себя. Появляется замкнутость, личность перестает рассчитывать на помощь других. Проще самому все сделать, отсутствуют отношения с другими людьми, человек не заводит новые знакомства.

3. Социофобия. Индивид со временем прекращает строить социальные связи, у него больше нет близких людей, которых бы интересовало его внутреннее состояние. Страх перед новыми знакомствами появляются из-за необходимости что-то менять в своем отношении к окружающей его действительности.

Проявление социальной дезадаптации у детей:

ü нежелание обучаться,

ü педагогическая запущенность,

ü повышенная утомляемость,

ü серьезное истощение,

ü отсутствие целенаправленности,

ü проблемы с концентрацией внимания,

ü алкоголизация в раннем возрасте.

К причинам появления проблемы в детском возрасте относят:

ü неадекватность оценивания себя в момент общения,

ü отсутствие коммуникативных навыков, даже элементарных,

ü завышенное требование к своему окружению, особенно, когда ребенок

превосходит своих сверстников по тем или иным параметрам,

ü эмоциональная нестабильность,

ü тревожное состояние и боязнь общения,

ü преобладание собственного Я, ощущение превосходства над другими.

Когда у ребенка отсутствуют коммуникационные навыки, это является значительной преградой для межличностных отношений.

Дезадаптация в социальной сфере может проявляться:

ü излишней агрессией ребенка,

ü заниженной самооценкой,

ü отсутствием желания общаться,

ü неуравновешенность, которая может проявляться перепадами настроения,

ü демонстрация своих эмоций на людях.

Подобное состояние весьма опасно для детского возраста, так как может привести к серьезным последствиям, а именно:

ü личностным деформациям,

ü задержке психического и физического развития,

ü дисфункции мозга,

ü расстройствам нервной системы, в частности агрессивности, подавлении

инстинкта самосохранения, проблем взаимоотношения с другими людьми и сверстниками, к суициду.

1. Важно создание социальных контактов.

2. Если среди знакомых уже никого не осталось, попытайтесь познакомиться с кем-то новым, старайтесь общаться везде, где это только можно. Не нужно бояться, что о Вас сложится впечатление, как о глупом человеке, оставайтесь самим собой.

3. Найдите себе увлечение, отправьтесь на специализированный кружок. Посетите тренинги, курсы. Там Вы сможете найти людей со схожими интересами, завязать новые знакомства.

4. Попытайтесь устроиться на постоянную работу, чтобы сформировался круг общения. Осознайте то, что без живого общения невозможно нормально существовать.

5. Поборите свои сомнения и страхи. Если самостоятельно не получается с ними справиться, обратитесь за помощью к психологу.

6. Коррекция данного состояния у детей включает в себя специальные тренинги, которые обучают развитию навыков коммуникативности, психотехнические занятия, развивают личность с разных сторон, занимаются релаксацией.

1. Первичная. Направлена на предотвращение развития возможных проблем, неблагоприятных условий, которые могут влиять на формирование дезадаптации.

2. Вторичная. Направлена на распознание ранних проявлений дезадаптации, уменьшение воздействия плохих факторов, работу с детьми, которые находятся в группе риска.

3. Третичная. Проведение специальных мероприятий при наличии уже появившихся признаках дезадаптации. Направлена на предупреждение формирования новых проявлений.

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

ü Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение

бывает: корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);

ü агрессивной ориентации – преступления против личности

(изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);

ü социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения

социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают: позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;

ü негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды: антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;

ü асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;

ü аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

ü Биологические – включают в себя внутриутробные поражения

(токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).

ü Социальные – отражают различные уровни неблагополучия

ü Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами,

отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.

ü Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.

Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.

Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.

Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.

Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *