Что такое диагностическая функция

Что такое диагностическая функция

Что такое диагностическая функция. Смотреть фото Что такое диагностическая функция. Смотреть картинку Что такое диагностическая функция. Картинка про Что такое диагностическая функция. Фото Что такое диагностическая функция

Понятие «функция» (от лат. functio – исполнение, совершение) имеет в различных науках различное значение. Так, в математике под функцией понимается зависимая переменная величина, в философии – отношение двух (группы) объектов, в котором изменение одного из них ведёт к изменению другого, в физиологии – осуществление человеком, животными и растительными организмами различных отправлений, обеспечивающих их жизнедеятельность и приспособление к условиям окружающей среды [2].

Для педагогики наиболее близким является социологическое понимание функции как роли, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому [2]. Применительно же к функциям проектируемой нами системы психолого-педагогической диагностики и коррекции (СППДК) личности наиболее близким является определение функции с позиций системного подхода [4, 5]. Здесь функция (от лат. functio – исполнение, совершение) любой системы характеризует проявление ее свойств в данной совокупности отношений и представляет собой как способ действия системы при ее взаимодействии с внешней средой. Фактически функция представляет собой содержание системы, заключающееся в обмене с внешней средой веществом, энергией, информацией. Система может выполнять несколько функций. При этом все они направлены на достижения цели, ради которой создана и существует сама система.

Основной целью СППДК личности в образовательном процессе высшей школы является обеспечение эффективности высшего профессионального образования путем его психолого-педагогического сопровождения. На достижение данной цели направлена реализация функций СППДК личности в образовательном процессе. Эти функции неразрывно взаимосвязаны с функциями самого педагогического процесса, прежде всего с такими общепринятыми, как образование, обучение и воспитание.

Важнейшими функциями СППДК личности в образовательном процессе высшей школы являются диагностическая и коррекционно-развивающая функции, что отражено в самом названии предложенной системы. Поэтому в СППДК интегрированы диагностические и коррекционно-развивающие методики, представляющие собой единую систему. Практическая реализация диагностической и коррекционно-развивающей функций в СППДК личности обеспечивается, во-первых, общей методической базой (представленной в основном аппаратурными методами), которая объединяет как диагностические, так и коррекционно-развивающие методы и устройства. Во-вторых, общими для диагностических и коррекционно-развивающих методик критериями обработки и интерпретации результатов, в т.ч. общей оценочной шкалой. В-третьих, наличием общего программного обеспечения, позволяющего получить целостное представление об уровне личностных особенностей учащегося на начальном этапе образовательного процесса в высшей школе, а также об их динамике на протяжении всего процесса обучения.

Рассмотрим диагностическую и коррекционно-развивающую функции СППДК личности в образовательном процессе высшей школы более подробно.

1. Функция психолого-педагогической диагностики. Эта функция является важнейшей системообразующей функцией СППДК личности в образовательном процессе, т.к. без психолого-педагогической диагностики невозможно качественно реализовать другие функции СППДК (коррекции, целевой ориентации, формирования и др.). Более того, первостепенной задачей психолого-педагогической диагностики в образовательном процессе является обеспечение процессов образования, обучения и воспитания обратной связью, которая позволяет эффективно эти процессы организовать. Благодаря психолого-педагогической диагностике осуществляется мониторинг начального, текущего и итогового уровня развития профессионально-важных качеств и психологических свойств личности студентов в образовательном процессе.

По результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном или недостаточном развитии того или иного качества и на этом основании принимается решение о необходимости его развития или коррекции. Тратить время и усилия на развитие или коррекцию данного качества имеет смысл только в том случае, если его выраженность недостаточна для успешного осуществления учебной или (и) профессиональной деятельности.

Мониторинг текущего уровня развития профессионально-важных качеств и психологических свойств необходим для осуществления оперативной обратной связи в процессах обучения, воспитания и развития. Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в управление этими процессами. Без него образовательный процесс был бы похож на попытку управлять автомобилем «вслепую» при невозможности видеть дорогу и окружающую обстановку.

Диагностика итогового уровня развития профессионально-важных качеств и психологических свойств личности студентов необходима для оценки эффективности формирования (коррекции) их в ходе образовательного процесса в вузе, также для принятия решения о необходимости дальнейшего развития (коррекции) этих качеств.

Вместе с тем психолого-педагогическая диагностика необходима для осуществления профессионального отбора абитуриентов. Результаты психолого-педагогической диагностики на этом этапе сопоставляются с моделью специалиста, содержащей требования профессии к индивидуально-психологическим свойствам индивида. Чем в большей мере результаты диагностики соответствуют требованиям профессии, тем больше данный абитуриент соответствует этой профессии и может достичь в ней наилучших результатов.

2. Функция психолого-педагогической коррекции и развития. Эта функция предполагает целенаправленное изменение свойств и качеств под влиянием коррекционно-развивающих воздействий.

Психологическая коррекция понимается как «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» Модели» [3], а психическое развитие как «закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях [3].

В предлагаемой нами СППДК личности в образовательном процессе высшей школы функция психолого-педагогической коррекции и развития неразрывно взаимосвязана с функцией психолого-педагогической диагностики. Принципиальная возможность объединения диагностических и коррекционно-развивающих методик в единой СППДК личности обусловлена совместимостью между психодиагностическими и психокоррекционными методиками по следующим позициям.

– Функциональное родство между соответствующими диагностическими и коррекционными методиками обусловлено тем, что общим предметом психолого-педагогической диагностики и коррекции являются свойства психологической структуры личности. При этом важной функцией их диагностики является выявление необходимости и содержания последующей коррекции (развития). Процесс же коррекции (развития) предполагает использование диагностических данных об эффективности коррекции (наличие обратной связи).

– Общность теоретико-методологической основы, в роли которой выступают общие психолого-педагогические принципы и системный подход.

– Структурная и функциональная общность научно-технического и аппаратурно-программного обеспечения, обусловливающая целесообразность объединения психолого-педагогических диагностических и коррекционных аппаратурных методик в единую диагностико-коррекционную систему.

– Возможность научно-методического, технического и программного взаимодополнения аппаратурных психодиагностических методик психокоррекционными, а психокоррекционных методик психодиагностическими.

– Теоретическая и техническая возможность совмещения диагностической и коррекционной методик в общем аппаратурно-программном устройстве. Некоторые аппаратурные диагностические методики спонтанно выполняют и коррекционно-развивающие функции. Такие методики с минимальными трудозатратами можно превратить в диагностико-коррекционные путем соответствующих доработок методического и программного обеспечения.

Основной целью проектируемой нами СППДК личности является обеспечение эффективности высшего профессионального образования путем его психолого-педагогического сопровождения. В связи с этим несомненного внимания заслуживают функции образовательного процесса, описанные Н.М. Таланчуком в его концепции системно-функционального подхода в педагогике. Он предложил следующие функции: диагностическую, целевой ориентации, планирования, организаторскую, мобилизационно-побудительную, коммуникативную, формирующую, контрольно-аналитическую, оценочную, координации и коррекции, совершенствования [1].

Диагностическая и коррекционно-развивающая (формирующая) функции рассмотрены нами выше. Вместе с тем для СППДК личности в образовательном процессе актуальны и некоторые другие функции образовательного процесса, описанные Н.М. Таланчуком [1].

Так, функция целевой ориентации СППДК личности на начальном этапе обучения в высшей школе предполагает определение по результатам психолого-педагогической диагностики целей и задач как процесса образования, так и процесса самообразовании студентов, а также ранжирование и дифференциацию образовательных задач.

Функция планирования СППДК личности предполагает моделирование образовательной деятельности студента, определение ее содержания, способов и форм организации, составление индивидуальной программы профессионально-личностного развития (ИППЛР) студента. Первоначально функция планирования осуществляется на основе результатов психолого-педагогической диагностики при составлении ИППЛР студента. Однако дальнейшее текущее планирование образовательной деятельности студента следует осуществлять с учетом результатов коррекционно-развивающей работы, которые свидетельствуют о ее эффективности и индивидуальной обучаемости студента. На основе результатов текущего мониторинга вносятся коррективы в ИППЛР студента.

Функция организации СППДК личности предполагает организационное обеспечение мониторинга уровня развития профессионально важных качеств и психологических свойств личности студентов в образовательном процессе и процессе саморазвития. В проектируемой нами СППДК личности предложен алгоритм организации как начального, так и текущего мониторинга личностного развития студента.

Мобилизационно-побудительная функция СППДК личности предполагает формирование и сохранение на протяжении всего процесса обучения в вузе оптимального уровня мотивационной готовности студентов к личностному развитию, развитию профессионально-важных качеств (ПВК). Эта функция осуществляется с помощью оценки начального (стартового) уровня личностного развития и сформированности ПВК, составления на ее основе ИППЛР студента. Систематический мониторинг динамики профессионально-личностного развития, осуществляемого по результатам текущей психолого-педагогической диагностики, стимулирует мотивационную готовность студентов к саморазвитию и самосовершенствованию. Этому также способствует использование коррекционно-развивающих методик для получения оперативного развивающего эффекта, действующего в роли подкрепления мотивации.

Коммуникативная функция СППДК личности предполагает обеспечение участников образовательного процесса (педагогов и студентов) информацией о результатах психолого-педагогической диагностики как на этапе создания ИППЛР студента, так и на протяжении всего процесса обучения в вузе для своевременного согласованного внесения корректив в эту программу.

Формирующая функция СППДК личности предполагает формирование адекватной самооценки, самосознания студентов в целом, и профессионального самосознания, в частности. Адекватность самооценки студента зависит от качества (достоверности) имеющейся у него информации о самом себе. Несомненно, что системные представления о собственных способностях, профессионально важных качествах и обучаемости, полученные с помощью СППДК личности, отличаются гораздо большей достоверностью, чем спонтанные суждения о себе. Поэтому СППДК личности в образовательном процессе является важным условием формирования адекватной самооценки и профессионального самосознания студентов.

Контрольно-аналитическая и оценочная функции СППДК личности предполагают контроль, анализ и оценку эффективности педагогических и психологических воздействий на личностное и профессиональное развитие студентов. Показателем эффективности является величина разности между показателями (по результатам диагностики) выраженности того или иного свойства до и после развивающего (корректирующего) воздействия. Показателем эффективности педагогических и психологических воздействий на личностное и профессиональное развитие студентов является также положительная динамика профессионально-личностного развития студентов.

С предыдущей функцией тесно связана функция совершенствования СППДК личности, которая, с одной стороны, предполагает совершенствование образовательного процесса на основе оценки эффективности педагогических воздействий, творческий поиск их новых форм и методов, а также обеспечение личностного и профессионального становления студентов, их самообразования. С другой, эта функция предполагает усовершенствование самой СППДК личности в образовательном процессе, так как эта система динамична, постоянно обновляется, развивается с учетом изменения требований к профессионально-личностной подготовке выпускников высшей школы.

Координационная функция СППДК личности предполагает согласование действий всех участников педагогического процесса для реализации цели личностного и профессионального становления студентов, своевременное корректирование их взаимодействия на основе результатов систематического психолого-педагогического мониторинга.

Таким образом, проектируемая нами система психолого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе высшей профессиональной школы реализует такие функции, как психолого-педагогическая диагностика и коррекция (развитие) личности – основные функции, а также функции целевой ориентации, планирования, организации, мобилизационно-побудительная функция, коммуникативная, формирующая, контрольно-аналитическая, оценочная, координационная и функция совершенствования. Этим обеспечивается эффективность психолого-педагогического сопровождения высшего профессионального образования.

Рецензенты:

Ахметова Д.З., д.п.н., профессор, проректор по непрерывному образованию ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права», г. Казань;

Уткин В.Е., д.п.н., профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Казанского высшего военного командного училища (военного института) Минобороны РФ, г. Казань.

Источник

Что такое диагностическая функция

Что такое диагностическая функция. Смотреть фото Что такое диагностическая функция. Смотреть картинку Что такое диагностическая функция. Картинка про Что такое диагностическая функция. Фото Что такое диагностическая функция

Современная система профессионального образования направлена на подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями общества и государства. На сегодняшний день основной целевой установкой высшей школы является направленность учебно-воспитательного процесса на формирование и развитие личности будущего специалиста. На наш взгляд, особое внимание должно уделяться профессиональному воспитанию будущего учителя, так как оно не только создает условия для саморазвития студента, но и ориентирует его на будущую профессиональную деятельность, способствует становлению студента как педагога, воспитателя, классного руководителя (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, В.Ф. Гревцева, И.Ф. Исаев, В.Н. Мезинов, А.Г. Пашков, A.B. Репринцев, В.А. Сластенин и др.).

Усиление значимости воспитательной деятельности педагога позволяет сделать вывод о том, что современной школе необходим педагог-воспитатель, способный не только организовать целенаправленное управление процессом воспитания и развития личности ребенка, но и создать условия, ориентированные на изучение личности ребенка, помочь ребенку в решении его актуальных личностных проблем, а также подготовить ребенка к самостоятельной жизни.

Несмотря на то, что работа по изучению личности ребенка возлагается на всех участников учебно-воспитательного процесса общеобразовательной организации, на наш взгляд, данное направление является одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности классного руководителя.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что ученые (Н.И. Дереклеева, Р.А. Еремина, В.П. Сергеева и др.) расходятся в определении основных направлений деятельности классного руководителя. Это объясняется особенностями типа образовательной организации; особенностями воспитательной системы школы; уровнем воспитанности школьного коллектива, его организованности, обученности; подготовленности классного руководителя к организации и осуществлению воспитательной деятельности; общей культуры личности педагога, его педагогической культуры и др. Однако к ведущему направлению в воспитательной деятельности классного руководителя вышеназванные авторы относят изучение личности и коррекция в воспитании школьников.

В процессе педагогической деятельности реализуется ряд функций классного руководителя. Следовательно, спектр этих функций также зависит от вышеизложенных условий. Рассмотрим подробнее, в чем заключаются функциональные обязанности классного руководителя.

Известно, что педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции как класса в целом, так и отдельных обучающихся. По мнению М.И. Рожкова, главным в деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем [3]. Н.Е. Щуркова выделяет такие функции классного руководителя: 1) обустройство жизни детей в школе; 2) организация предметной деятельности группы (обеспечение благоприятного преломления влияний общешкольной воспитательной системы на индивидуальность каждого школьника, индивидуализация деятельности школьника, диагностика индивидуального развития личности школьника, оказание педагогической помощи в решении жизненных проблем); 3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни (характеристика и оценивание социально-ценностного развития группы и личностного развития каждого ребенка группы). В соответствии с концепцией академика Р.Х. Шакурова, существует три уровня функций педагога-воспитателя:

1) социально-гуманитарные (воспитание, социальная защита);

2) социально-психологические (организаторская, сплочение коллектива, развитие ученического самоуправления);

3) функции управления и организации деятельности (диагностика, целеполагание, планирование, контроль, коррекция) [3].

Согласно «Методическим рекомендациям об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» к функциональным обязанностям педагога-воспитателя относятся:

1) организационно-координирующие функции (установление контактов с родителями или иными законными представителями обучающихся; взаимодействие с педагогическими работниками; организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом и др.);

2) коммуникативные функции (регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса и др.);

3) аналитико-прогностические функции (изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса);

4) социальные функции (контроль успеваемости каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися) [4].

Все вышесказанное дает нам право констатировать, что диагностическая функция является одной из приоритетных функций в воспитании как отдельной личности, так и всего детского коллектива.

Очевидно, что существующие затруднения в диагностической деятельности учителя негативно отражаются и на характере, и на качестве педагогической деятельности, и, соответственно, являются весьма серьезным препятствием при организации учебно-воспитательной работы класса, да и школы в целом.

Наша мысль находит подтверждение в исследованиях Е.П. Белозерцева, который, исследуя подготовку учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе, отмечает «…выпускники педагогического вуза не умеют выявлять степень сформированности личности и коллектива, ставить конкретные задачи дальнейшего развития личности, отбирать необходимые средства для решения поставленной задачи, оценивать полученный результат усвоения знаний, развития личности» [2].

Безусловно, в процессе практической профессиональной деятельности учитель в определенной мере овладевает диагностической деятельностью, тем не менее, практика показывает, что только небольшая часть диагностических действий продуктивно осваивается учителями самостоятельно [1, С. 3].

Следовательно, становится понятной необходимость организации специальной целенаправленной работы по обучению будущих учителей диагностической деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе.

Диагностическая функция предполагает систематическое изучение ребенка классным руководителем, а также постоянное отслеживание изменений его деятельности, интересов. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса. Помимо изучения личности ребенка, особенностей его обучения и воспитания диагностическая функция в деятельности классного руководителя может выполнять такие немаловажные цели как:

1) определение результативности деятельности педагога;

2) формирование личности обучающегося и развитие индивидуальности ребенка;

3) изучение коллектива класса;

4) изучение классным руководителем семейного воспитания обучающихся и т.д.

Нами было изучено мнение будущих классных руководителей о содержании деятельности классного руководителя и основных выполняемых ими функциях. В опросе приняли участие 763 студента педагогических специальностей НИУ «БелГУ», «КГУ», «ОГУ им. И.С. Тургенева» III–IV курсов по направлениям подготовки: «учитель русского языка и литературы», «учитель иностранного языка», «учитель истории и обществознания», «учитель математики и информатики». Опрос студентов проводился на основе разработанных нами анкет, которые позволили собрать информацию по интересующим вопросам.

Так, студентам предлагалось ответить на несколько вопросов: «Что относится к основным направлениям деятельности классного руководителя? Что является ведущим направлением его воспитательной деятельности? Какие функциональные обязанности возложены на классного руководителя? Что вы понимаете под диагностической функцией классного руководителя?» и др.

Анализ эмпирического материала показал, что большинство студентов III курса не владеют достаточной информацией об основных направлениях деятельности классного руководителя (

31 %), не знают о возложенных на них функциональных обязанностях и требованиях, предъявляемых к педагогам-воспитателям (

40 %). Малый процент студентов (

29 %) называет основные направления деятельности классного руководителя, выполняемые им функции, но путаются в определении диагностической функции. Результаты анкетирования студентов IV курса показали, что

65 % опрошенных знают о наличии методических рекомендаций для классного руководителя, так как сами выполняли функции классного руководителя в процессе педагогической практики, знают, как реализуется диагностическая функция в деятельности классного руководителя, но затрудняются в определении диагностической функции.

Более высокий результат студентов НИУ «БелГУ» IV курса по сравнению с реcпондентами III курса можно объяснить следующим образом: во-первых, студенты НИУ «БелГУ» в соответствии с программой имели возможность изучать курс по выбору «Классный руководитель». Выбравшие эту дисциплину студенты познакомились с основными направлениями и функциями в воспитательной работе классного руководителя, его правами и обязанностями, формами, методами организации воспитательной деятельности и другими особенностями деятельности педагога-воспитателя, в том числе изучили роль и значение диагностической функции в работе классного руководителя; во-вторых, студенты IV курса имели опыт прохождения педагогической практики в общеобразовательных организациях и сами выполняли функциональные обязанности классного руководителя, применяя на практике полученные в ходе изучения дисциплины теоретические знания.

Преподаватели КГУ и «ОГУ им. И.С. Тургенева» пояснили, что в рамках дисциплины «Педагогика классного руководителя» студенты знакомились с функциями, правами, обязанностями классного руководителя, основными направлениями его деятельности (III курс), однако проблеме диагностической деятельности классного руководителя не уделялось недостаточного внимания. Более высокий результат наблюдался у респондентов IV курса, что также объясняется прохождением студентами педагогической практики.

Ответы студентов на вопрос «Имеется ли у Вас опыт диагностической деятельности? Какой?» были проанализированы нами по курсам обучения студентов (рисунок).

Что такое диагностическая функция. Смотреть фото Что такое диагностическая функция. Смотреть картинку Что такое диагностическая функция. Картинка про Что такое диагностическая функция. Фото Что такое диагностическая функция

Изучение опыта диагностической деятельности будущих педагогов-воспитателей

Как видно из диаграммы, у 8 % студентов III курса опыт диагностической деятельности связан с изучением детского коллектива во время летней и педагогической практики; 54 % респондентов отметили, что их опыт диагностической деятельности связан с изучением уровня воспитанности детского коллектива и отдельных обучающихся в процессе проведения научного исследования; 7 % студентов отметили, что у них имеется опыт диагностической деятельности в образовательном процессе школы; 31 % респондентов признались, что у них отсутствует опыт диагностической деятельности. Ответы студентов IV курса распределились следующим образом: 45 %; 40 %; 10 %; 5 % соответственно.

На вопрос «Что, по Вашему мнению, может оптимизировать диагностическую деятельность педагога?» было предложено 4 варианта ответа:

а) наличие разработанного диагностического инструментария;

б) наличие электронного диагностического комплекса;

в) своевременное взаимодействие с субъектами учебно-воспитательного процесса;

Так, 38 % студентов вышеназванных университетов считают, что диагностическую деятельность педагога может оптимизировать наличие разработанного диагностического инструментария; 27 % респондентов решение данной проблемы видят в своевременном взаимодействии с субъектами учебно-воспитательного процесса; на наличие электронного диагностического комплекса указывают 28 % будущих педагогов; ответ «другое» выбрали 7 % респондентов. Среди вариантов ответа «другое» чаще всего встречались ответы «качественная подготовка в процессе обучения в вузе», «хорошая подготовка преподавателей вуза».

Таким образом, результаты проведенного опроса показывают необходимость подготовки будущих классных руководителей к диагностической деятельности в процессе профессионального обучения в вузе. Оптимизация диагностической деятельности педагога, по мнению будущих педагогов-воспитателей, возможна в результате разработки и внедрения спецкурса «Диагностическая культура классного руководителя» в качестве базовой дисциплины профессионального цикла. На наш взгляд, введенная в практику дисциплина «Диагностическая культура классного руководителя» будет способствовать успешному усвоению студентами знаний о современной школе, которой нужен классный руководитель, не только способный воспитывать, но и оказать своевременную и квалифицированную диагностическую помощь и поддержку. Кроме этого, по нашему мнению, подготовка будущих классных руководителей к диагностической деятельности в процессе профессионального обучения в вузе будет более эффективной в результате разработки и использования электронного диагностического комплекса классного руководителя. Диагностический комплекс включает в себя методики по изучению школьного коллектива, личности воспитанников; отношений школьников к другим субъектам воспитательного процесса; методики, направленные на изучение эффективности воспитательной деятельности классного руководителя и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *