Что такое диалектика искусство ведения спора
Что такое диалектика и какие этапы развития она прошла — 3 закона диалектики в философии Гегеля
«Диалектика есть искусство (или же трюк)
взять две стороны и к ним приделать проблему».
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Диалектика – это понятие, смысл которого не то что не всем, а скорее даже никому не ясен до конца.
Разве что Гегель постиг всю его глубину, но доходчиво объяснить свое знание не смог, о чем и объявил на смертном одре: «Изо всех моих учеников только один понял меня, да и тот неправильно».
Диалектика — это.
Чтобы понять хотя бы азы диалектики, вернемся к истокам и проследим основные вехи становления этого понятия. Со времен своего появления в Древней Греции оно значительно усложнилось и обогатилось новыми смыслами.
Само по себе слово «диалектика» происходит от древнегреческого διαλεκτική, что в переводе означает «искусство спорить, вести рассуждение» (само это древнегреческое слово состоит из двух частей: διά — «через; раздельно» и λέγω — означающего «говорить, излагать»).
В общих чертах диалектика в философии – это теория о развитии бытия, где все закономерно и связано между собой, но при этом полно внутренних противоречий, благодаря которым и происходит развитие.
Если тяготеете к более сложным формулировкам, то вам может понравиться это определение диалектики:
Диалектическое направление философии развивается на протяжении истории человечества с античных времен, но в философии принято выделять три основных исторических этапа.
Стихийная диалектика античных философов
Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что:
основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.
Искусство спора. Диалектика Сократа
Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) оказал значительное влияние на развитие философии, но при этом не оставил после себя письменных трудов, т.к. свои размышления предпочитал озвучивать в устных беседах. Именно Сократу принадлежат слова «В споре рождается истина», а для постижения истины необходимо искусство спора.
Для Сократа диалектика (dialektike techne) – это такое искусство построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.
Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:
Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.
Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.
Средние века и Ренессанс (что это?) дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.
Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.
Идеалистическая диалектика Гегеля
Огромный вклад в учение о диалектике внес немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.), который считал, что в основе всего сущего лежит абсолютная идея, находящаяся в постоянном движении и развитии. Смысл эволюции в самореализации абсолютной идеи, а движущая сила этого процесса рождается из борьбы противоположностей.
Гегель выводит диалектическую триаду: тезис – антитезис – синтез
Любое развитие происходит по этой схеме – выдвигается тезис, но на каждый тезис найдется свой антитезис, а это неминуемо вызывает конфликт.
Синтез примиряет эти два противоположных начала, приводит их к компромиссу и гармоничному единству, вследствие чего рождается новая сущность. Так может продолжаться до бесконечности.
Ярким примером диалектической триады Гегеля является любая революция, где тезис – условия одного социального слоя, антитезис – условия другого слоя, а синтез – это рожденный в борьбе новый политический строй, вобравший в себя элементы противоборствующих начал.
Законы диалектики
Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.
«Как происходит развитие?»
На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.
Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.
«Что является источником развития?»
Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.
Пример: день и ночь образуют сутки.
«Куда направлено развитие?»
Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.
Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.
Материалистическая диалектика Маркса
Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в инструмент философского исследования мира, утвердив ее как метод познания и преобразования действительности.
Что же такое диалектика по Марксу? Это несколько основных составляющих.
Современное восприятие диалектики
Сегодня мы понимаем диалектику как теорию развития, основанную на противоречиях всех форм бытия. Диалектическое познание мира, в котором все подвижно и изменчиво, противопоставлено метафизическому, где отдельные объекты рассматриваются в статике.
Очень изящное толкование диалектики дает в своем живом журнале автор zogin https://zogin.livejournal.com/84678.html.
«Диалектика – это что-то сильно похожее на «Игру в бисер» Гессе. Даже еще более крутое. Это явление, находящееся на стыке науки, искусства, идеологии и религии. Она имеет определенную цель, не сводящуюся к собственно научным целям».
Действительно, при всех своих слабых сторонах диалектика делает попытки выстроить элементы бытия в гармоничную целостную картину. Сегодня она служит для разрешения противоречий в науке, в основном в социологии и психологии.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Не может быть в формах бытия противоречий, а всякое противоречие основывается лишь на ложности суждений.
Философы прошлого, которые мало чем занимались кроме бумагомарания вообще были склонны усложнять простые и понятные понятия, наделять их новым смыслом, который часто существовал только в их воображении.
Сейчас диалектика введена в качестве отдельного предмета во многих школах. Я считаю, это правильно.
Истина в споре может родиться только тогда, когда оба спорщика способны объективно воспринимать и сопоставлять факты, если же хотя бы один из спорщиков идиот, то спор будет длиться вечно.
«Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона» — очень интересно узнать, где же Гегель сформулировал эти законы? — Может быть, приведёте цитату? — Или Вы путаете Энгельса с Гегелем? — Или не читали Гегеля вовсе? Ох уж эти марксисты-недоучки!
Вадим: Энгельс ссылался на Гегеля (хотя и неправомерно), поэтому и сформировалось такое представление, что последний был автором этих законов. История не то чтобы сильно запутанная, но в рамки статьи не укладывалась. Упростили — каюсь. Спасибо, что уточнили.
Добрый вечер, Дмитрий. Не только Вы упростили — это было бы не столь печально. У марксистов нет ни одного научного труда по философии или логике не случайно — невозможно какими-либо представлениями (не важно, какими именно, важно то, что они так и остаются всего лишь представлениями) познать процесс движения мышления, разумный процесс. К сожалению, марксисты-ленинцы так и не научились различать рассудок и разум, общее и всеобщее. Рассудок оперирует конечными определениями, не понимая их природы. Общее есть общее лишь для сравнивающего рассудка, всеобщего же рассудок не осознаёт. Разумное движение невозможно уложить в тесные рамки «законов», даже «наиболее общих законов природы и общества».
Правда, кроме Вас, никто ещё не покаялся, хотя это могло бы послужить началом движения к разуму.
Диалектика как искусство спора
Сущность понятия диалектики, ее основные принципы и законы. Исторические этапы диалектики: от античности до современного западного представления. Деятельность Сократа как родоначальника диалектики, его личность, известные изречения, идеи и методы.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.02.2016 |
Размер файла | 45,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет»
Тема: Диалектика как искусство спора
Выполнила студентка факультета Экономики и Финансов
Нарушевич Виктория группа Э-1511
Преподаватель: к.ф.н., доцент С. И. Тягунов
диалектика сократ античность
Глава 1. Диалектика
Глава 2. Исторические этапы диалектики
Глава 3. Диалектика Сократа, или искусство побеждать в спорах
Список используемой литературы
Введение
Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западной литературе. Например, в Краткой философской энциклопедии, базирующейся в основном на материале статей из философских словарей Германии, США и Англии, диалектика определяется как искусство аргументации, наука логики.
Глава 1. Диалектика
Понятие диалектики
Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных:
· учение о всеобщей связи
· учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде
· учение о единстве противоположностей («ядре» диалектики).
Более общим является определение Ф. Энгельса: «Диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».
Если бы закономерности развития объективного мира и закономерности развития мышления были бы совершенно различными, то верное отражение предметов материального мира в сознании людей было бы невозможно. Важнейшая задача диалектики как Логики состоит в исследовании того, как выразить в человеческих понятиях движение, развитие объективных явлений, их взаимосвязь, взаимопереходы, противоречия и т.д., т.е. воспроизвести диалектику изучаемого объекта в теории.
· античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);
· немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;
· материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Принципы диалектики
Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:
· принцип всеобщей связи;
· принцип развития всех форм бытия;
· Принцип тождества диалектики, логики и теории познания.
Говоря о принципе всеобщей связи, подразумевают, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле.
Принцип развития всех форм бытия выражает то фундаментальное положение диалектики, с признанием которого, связано представление об изменчивости материального мира. Универсальность принципа развития непосредственно, подтверждается на практике. В окружающей нас действительности все находится в постоянном изменении и развитии; все конкретные материальные образования возникают и исчезают, превращаясь в иные качественные состояния. Элементарные частицы, взаимодействуя между собой, превращаются в кванты различных нолей, исчезают старые и появляются новые звезды и сверхзвезды, вместо одних видов растительного и животного мира «приходят» другие, серьезные изменения претерпевают социальные явления, система научных знаний и техника, меняется облик нашей планеты, создаются новые цивилизации.
Законы диалектики
Ш охватывают все сферы окружающей действительности;
Выделяются три базовых закона диалектики:
· закон единства и борьбы противоположностей;
· закон переход количества в качество;
· закон отрицания отрицания;
I. Закон единства и борьбы противоположностей.
Можно также выделить различные виды борьбы:
Ш борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
Ш борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
Ш антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
Ш содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
Ш солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);
Ш нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
II. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры: смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); смена вкусов в культуре, музыке; ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Ш развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
Ш развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Глава 2. Исторические этапы диалектики
Античная философия
Античная диалектика носила наивный, стихийный характер. Представление об изменчивости природы основывалось на непосредственном наблюдении, гениальных догадках, а не на результатах научных исследований. Греки, писал Энгельс, еще не дошли до расчленения природы, она ими рассматривается в общем, как одно целое. «Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания». Несмотря на отсутствие достаточного эмпирического материала, научных фактов, разработанного категориального аппарата для отображения движения, связей мира, античная диалектика дает образец того понимания мира, которое оказалось плодотворным для дальнейшего развития философии и науки.
Правильно представляя мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими друг в друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития как постоянного возникновения чего-то нового, необратимого. В мире, с их точки зрения, все подвержено циклическим, возвратным изменениям. Концепция великого круговорота, согласно которой все в мире повторяется, и после великого года, равного многим тысячелетиям, все снова возвращается «на круги своя», не совместима с идеей развития.
Средневековая философия
В христианском мировоззрении преодолевается цикличность античной модели мира, разрабатывается идея векторного времени (направленного от прошлого к будущему, от начала к концу). Применительно к социальному бытию это позволило, хотя и на идеалистической, религиозной основе, представить историю общества во временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни, т.е. сделать шаг в направлении теории развития. Христианская философия истории в одном из ранних ее вариантов разрабатывалась, например, Аврелием Августином.
Но преимущественное развитие в Средние века получила субъективная диалектика. Как искусство спора она ярко представлена в книге Пьера Абеляра «Да и нет», которую он построил по античному образцу, как систему вопросов, задаваемых учителем, и ответов учеников. В средневековой схоластике искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. В сфере теологии приемами диалектического мышления обосновывался, к примеру, так называемый тринитарный догмат (о единстве Бога в трех лицах, их нераздельности и неслиянности).
Философия Возрождения
Диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в ее развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401—1464), названному так по селению Куза в Германии, где он родился.
Н. Кузанский, как многие мыслители Возрождения, в своих построениях исходил из христиански переработанного неоплатонизма. Неоплатонизм учит о божественной эмманации и ступенчатом строении мира. На вершине иерархии располагается Бог, а далее последовательно идут более низкие ступени бытия. Отправляясь от этой идеи, Н. Кузанский развил три главные части своего учения: структурно-математический метод, концепцию о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума и, наконец, раскрыл то, что он называет «ученым неведением».
Философия Нового времени
Немецкая классическая философия
Вершиной классической идеалистической диалектики явилось учение Гегеля, который «…впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Ф.Энгельс). У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, рассмотренных в «Науке логики», переходя далее к природе, чьи изменения в пространстве, но не во времени описаны в «Философии природы», и заканчивая развитием духа в его индивидуальных и общественных формах в «Философии духа». Духовные процессы общественной жизни представлялись ему наиболее важными, определяющими все остальные. Реальная история стран, народов осмысливалась им как воплощение духа, идей. Как идеалист, Гегель рассматривал весь природный и социальный мир воплощением Абсолютной идеи, которая находится в постоянном развитии. На первом своем этапе развития, в рамках чистой мысли диалектика воплощается через изменчивость, развитие понятий от абстрактных, бедных содержанием к конкретным, богатым содержанием. В «Науке логики» Гегель излагает целостную систему понятий (категорий) диалектики (качество, количество, мера, сущность, противоречие и др.); формулирует основные законы диалектики как законы развития мышления, принципы диалектики. Именно потому, что основой построения диалектики у Гегеля служит не объективная реальность, а мышление, диалектика Гегеля носит логико-гносеологический характер.
Марксистская философия
Русская философия
Русская философия прошла долгий путь своего развития, и на всем протяжении демонстрировала умение проникать в многообразные связи действительности, постигать подвижное, изменчивое бытие. Средневековое мировоззрение на Руси определялось христианством в его православной версии, и все диалектические идеи этого периода имели религиозную оболочку. Первый опыт философии истории митрополита Иллариона, изложенный в его «Слове о законе и благодати», исихастские идеи единения человека с Богом посредством истечения (эманации) идей-энергий, а также традиционные для религиозной философии положения о противоположности добра и зла, духа и тела и т.п., развиваемые средневековыми мыслителями, свидетельствуют об изначальной диалектичности содержания русской философии.
Современная западная философия
Понимание диалектики в современной западной философии претерпело существенные изменения по сравнению с классическим периодом развития западной философии. Для западных философов характерно подчеркнуто субъективистское понимание диалектики. Все природные процессы, рассматриваемые сами по себе, вне их отношения к человеку и его деятельности, а также значительная часть социальных явлений считаются не имеющими никакого отношения к диалектике.
Во Франкфуртской школе (Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас и др.) получила развитие «негативная диалектика» с ярко выраженной абсолютизацией отрицания, неприятия западной культуры с ее культом потребления. Наиболее известным критиком западного общества с позиций «тотального отрицания» стал Г.Маркузе. В современном обществе человек становится бездуховным и обреченным на «одномерное потребительское существование». Выход из духовного кризиса усматривался им в «тотальном освобождении», «великом отказе» от ценностей буржуазной культуры..
Разнообразие трактовок диалектики в современной философии, а также на всем протяжении истории философии говорит о многогранности и многоуровневости диалектики, ее разных гранях и аспектах. Выступая в разных обличиях, диалектика сохраняет свою суть, оставаясь способом постижения взаимосвязанного, противоречивого, изменчивого и такого многообразного мира.
Глава 3. Диалектика Сократа, или искусство побеждать в спорах
Общие сведения о личности Сократа
Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными людьми (свои мысли он не записывал, полагая, что лишь живое слово может донести мысль, а писание ослабляет память:). До нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в не большой доле в сочинениях Аристотеля.
«Я знаю только то, что ничего не знаю»
Первым обвинением против Сократа можно назвать постановку комедии Аристофана «Облака», где Сократа изображали профессионалом «кривых речей». А позже против него был написан довольно объёмный текст, автором которого явился Мелет, где Сократ обвинялся в том, что он не признаёт общепризнанных богов, вводя своих, и развращает молодёжь. Мелет требовал смерти философа.
Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого. Судебный процесс по делу Сократа был в подробностях описан Платоном и Ксенофонтом в их произведениях со схожими названиями «Апология Сократа», а процесс и обстоятельства казни позже описал Платон в диалоге «Федон».
«Познай самого себя»
Данное изречение, являющееся формулой мудрости, было известно ещё до Сократа, но закреплено было именно за ним. И этому есть объяснение: до Сократа ещё не один мыслитель мира античности не делал направление самопознания сутью своего учения и основополагающим принципом своей деятельности.
Смысл этой позиции заключается в том, что никакие навыки и знания не являются гарантией благополучия и счастья, т.к. всё это имеет значение и смысл только в зависимости от того, насколько познано добро и зло. Причём, даже их познание не станет благом, если не приводит к успокоению души. Изречение «Познай самого себя» олицетворяло для Сократа признание души человека как руководящего начала в нём и призыв к осознанной и духовной жизни.
Если же говорить о нравственности, то, согласно Сократу, она является индивидуальной и автономной. Истинно нравственный поступок может быть совершён только осознанно и по собственному желанию. Если же человек поступает хорошо лишь по причине общественных норм, то этот поступок не может быть нравственным, т.к. вызван он не собственным порывом, а желанием сделать так, как принято. Исходя из этого, за норму нравственности Сократ берёт индивидуальность в добром деянии и его независимость от мнения социума. Древнегреческий философ был глубоко убеждён, что благая жизнь, добродетель и самосовершенствование возможны только на пути морального и интеллектуального проникновения внутрь своего существа.
Ш Согласие оппонента по поводу общего определения.
Ш Поиски противоречия. Сократовская ирония.
Ш Размывание начального допущения.
Ш Тупиковая ситуация (аналогия с лабиринтом).
Ш Демонстрация невежества («мудр только Бог»).
Ш Разоблачение предрассудка.
Ш Наставительная беседа-совет.
Заключение
Таким образом, подводя итог данной работе можно сделать следующие выводы:
Ш для диалектики такими основополагающими идеями выступают:
· принцип всеобщей связи;
· принцип развития всех форм бытия;
· принцип тождества диалектики, логики и теории познания.
Ш выделяются три базовых закона диалектики:
· закон единства и борьбы противоположностей;
· закон перехода количества в качество;
· закон отрицания отрицания.
Ш Существует несколько исторических этапов развития диалектики:
· Философия Нового времени
· Немецкая классическая философия
· Современная западная философия
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения “я знаю, что я ничего не знаю” к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: “Познай самого себя!”
Список используемой литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие диалектики, ее исторические формы и альтернативы. Диалектика как система. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики. Философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью.
реферат [37,7 K], добавлен 02.05.2007
Законы диалектики и их место в методологии познания. Исследование законов диалектики, изучение исторических форм диалектики и альтернатив. Законы диалектики и их характеристика. Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектическое отрицание.
контрольная работа [22,5 K], добавлен 20.12.2009
Исходные положения, структура, принципы, историческое развитие диалектики. Происхождение терминов «диалектика» и «метафизика». Основные законы и категории диалектики. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля. Марксистский диалектический метод.
контрольная работа [48,0 K], добавлен 15.01.2011
контрольная работа [22,0 K], добавлен 01.03.2010
Диалектика и метафизика в истории философии. Исторические формы диалектики. Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий. Значение диалектики в познании и медицинской практике. Основные особенности античной диалектики.
лекция [34,1 K], добавлен 11.04.2012