Что такое диатонический полутон
ДИАТОНИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПОЛУТОНЫ И ЦЕЛЫЕ ТОНЫ
Выше были даны определения полутона и целого тона. Теперь следует установить разницу между диатоническими и хроматическими полутонами и целыми тонами.
Кроме указанных полутонов, диатонические полутоны могут образовываться между основной ступенью и соседней производной ступенью повышенной или пониженной.
или между двумя производными ступенями:
ХРОМАТИЧЕСКИМ называется полутон, образующийся:
а) Между основной ступенью и ее повышением или понижением (а) и наоборот (б). Например:
б) Между повышенной ступенью и ее двойным повышением, пониженной ступенью и ее двойным понижением (а) и наоборот (б). Например:
ХРОМАТИЧЕСКИМИ называются целые тоны, образующиеся:
а) Между основной ступенью и ее двойным повышением или понижением; б) Между двумя производными ступенями от одной основной ступени; в) Между ступенями, расположенными через одну ступень:
ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО БУКВЕННОЙ СИСТЕМЕ
Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике широко употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.
Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:
С, D, Е, F, G, А, Н ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си).
В средних веках, когда формировалась эта система, звукоряд начинался со звука ля, а звук си-бемоль был основной ступенью. Позднее звук си-бемоль был заменен звуком си. Таким образом, звукоряд первоначально выглядел следующим образом: А, В, С, D, Е, F, G (ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль). Этим объясняется «нелогичное» присутствие в обозначениях буквы «Н».
Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохранилось традиционное обозначение буквой В, b.
При гласных а и е в слоге es буква е, для удобства произношения, отбрасывается; получается: ми-бемоль не ees, a es; ля-бемоль не aes, a as.
Для обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).
Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются, прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу. Например:
Нотное письмо
Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев
Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).
Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.
Музыкальный звукоряд
Музыкальный звукоряд диатонический и хроматический. Ой, целых два ряда? Или все-таки музыкальный звукоряд один? Давайте разберемся.
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 4
Музыкальный звукоряд диатонический
Октава состоящая только из 7 основных ступеней называется диатонической. Диатоника в переводе с греческого обозначает особенность структуры звукоряда — наличие широких интервалов между нотами.
Действительно, если присмотреться, на рисунке видно, что расстояние между нотами диатонического звукоряда разные — между нотами си и до, а также между ми и фа расстояние в два раза меньше чем между остальными нотами, где интервалы настолько широкие, что в них можно вставить дополнительные ноты. На рисунке ниже это ещё заметнее:
Диатонический звукоряд довольно прост. Это его достоинство. С него начинают освоение игры на разных музыкальных инструментах. На клавиатуре фортепиано диатонический звукоряд расположен исключительно на белых клавишах — легко запомнить. Однако диатонический звукоряд позволяет исполнять ограниченное число мелодий. И это его недостаток, который пришлось устранить.
Музыкальный звукоряд хроматический
Со временем мастерство музыкантов и мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты возросло настолько, что дополнительные ноты в звукоряд все-таки были добавлены. Для этого звукоряд разделили на 12 равных ступеней — полутонов. При этом, основные ступени остались на своих ступенях и были добавлены новые ступени. На рисунке звукоряд разделен на 12 равных ступеней, новые ступени показаны без названий:
Это специальные знаки альтерации. Альтерация значит изменения. В звукоряде используют два знака альтерации — бемоль и диез. Каждый из этих знаков изменяет ноту, к которой относится на полтона. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Такими на полтона измененными звуками заполнены оставшиеся ступени звукоряда. Звуки находящиеся на этих ступенях называются по близлежащим нотам с добавлением специальных знаков альтерации — диеза и бемоля.
Такой красивый звукоряд с одинаковыми ступенями, ноты которого позволяют играть любые, самые сложные мелодии назвали хроматическим. От слова «хрома» — с греческого украшать.
Диатонические и хроматические тоны и полутоны
ГБОУ СПО РО РОСТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ПРЕДМЕТУ
«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ»
студента ___ курса _____________________ отделения
преподаватель: Топчий О. Н.
ЗВУК
В окружающей нас природе существует огромное количество самых разнообразных звуков, которые можно разделить на две группы:
1. Музыкальные звуки (с определенной высотой)
2. Шумы (с неопределенной высотой звука – треск, стук, шорох, гром…)
Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, обладают рядом отличительных свойств и составляют основу музыки. Шумовые звуки применяются в отдельных музыкальных произведениях для достижения различных эффектов (ударная группа симфонического оркестра).
Свойства музыкального звука:
1. Высота – зависит от частоты колебаний упругого тела или столба воздуха
2. Длительность – зависит от продолжительности колебаний
3. Громкость – зависит от силы колебаний (их амплитуды)
4. Тембр – зависит от качества материала, из которого сделан инструмент (сорт дерева, состав металлического сплава и т.д.), конструкции инструмента, способа звукоизвлечения, среды, в которой распространяется звук и др.
Тембром называется характер звучания или окраска звука. Тембр имеет громадное выразительное значение. Лирические темы обычно поручаются струнным инструментам, воинственные – медным духовым, пасторальные (рисующие картины безмятежной природы) – деревянным духовым инструментам.
В тембровой окраске звука огромную роль играют призвуки (обертоны), которые появляются от вибрации струны. Каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром. Звук одинаковой высоты, воспроизведенный разными музыкальными инструментами, отличается у каждого инструмента своей окраской. Различие тембров зависит от количество слышимых обертонов и распределения громкости между ними.
МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Основные ступени звукоряда соответствуют белым клавишам фортепиано и имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
| | | |
| |
до | ре | ми | фа | соль | ля | си | до |
Эти звуки периодически повторяются, схватывая весь музыкальный звукоряд, который соответствует клавиатуре фортепиано. В ней 88 звуков-клавиш от 16 до 4176 колебаний в секунду (Гц), которые способно различать человеческое ухо. Многие звуки человек не слышит, например, инфразвук (сверхнизкий) во время землетрясения или ультразвук (сверхвысокий), которым пользуются дельфины, летучие мыши, кошки.
Октавы
Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Так же называется и часть звукоряда, включающая все семь основных ступеней.
Началом октавы принято считать звук «до». Весь звукоряд состоит из семи полных и двух неполных (по краям клавиатуры) октав. Названия октав (от низких звуков к высоким, или слева направо по клавиатуре): субконтроктава, контроктава, большая октава, малая, первая, вторая, третья, четвертая и пятая октавы.
Камертон
Соотношение абсолютной высоты звуков музыкальной системы называется музыкальным строем. Современный музыкальный строй исходит из 440 колебаний в секунду (Гц) – звука ля первой октавы. Он является международным эталоном, по которому производится настройка всех музыкальных инструментов и определяется высота остальных звуков музыкальной системы. Для воспроизведения этого звука пользуются камертоном – никогда не расстраивающимся инструментом, издающим при ударе только один, первоначально заданный тон с абсолютно точно выверенным числом колебаний в секунду. Он представляет собой цельнолитую металлическую двузубую вилку с рукояткой, на которой внизу выбит звук настройки или свисток.
Тон и полутон
В общепринятой музыкальной системе октава делится на 12 равных частей – полутонов. Такой музыкальный строй называется темперированным строем. Его главным характерным признаком является то, что все полутоны октавы в нем равны. Следовательно, полутон – наименьшее расстояние между звуками музыкальной системы (соответственно и клавишами фортепиано). Например, полутон между звуками: ми – фа, си – до, фа – фа #, ля – ля b.
Целые тоны между основными ступенями разделены на полутоны черными клавишами фортепиано – они называются производными ступенями звукоряда, поскольку они образуются от повышения или понижения основных ступеней звукоряда. Например, черная клавиша между звуками соль и ля будет называться соль-диез или ля-бемоль, черная клавиша между звуками ре и ми – ре-диез или ми-бемоль.
Знаки альтерации
Повышение и понижение основных ступеней называется альтерацией. Знаки, указывающие на повышение или понижение данного звука ставятся перед нотой, называются знаками альтерации. Их всего пять:
Знаки альтерации пишутся слева перед нотой на той же высоте, что и сама нота:
Энгармонизм звуков
Тождество (равенство) звуков по высоте при их различном обозначении и названии называется энгармонизмом звуков. Таким образом, энгармонически равные звуки, это звуки, которые одинаково звучат, но записываются на нотном стане и называются по-разному. Одна и та же ступень звукоряда (клавиша, звук) может быть производной от соседних основных ступеней звукоряда и иметь несколько названий, например: фа # = соль b = ми x; ля # = си b = до bb. Почти все звуки имеют по два энгармонически равных звука, исключением являются звуки соль # = ля b.
Диатонические и хроматические тоны и полутоны
Хроматический полутон – образуется между различными звуками с одинаковыми названиями и разными знаками: до – до #; ре – ре b; фа – фа #.
Хроматический тон – образуется между различными звуками с одинаковыми названиями и разными знаками, здесь используются двойные повышения или понижения звуков: ми b – ми #; соль – соль x; ре – ре bb.
Также хроматические тона образуются между звуками, расположенными через одну ступень:
до # – ми b; соль x – си; ля # – до.
Образец построения на нотном стане в скрипичном ключе
диатонических и хроматических тонов и полутонов от ноты соль ↑ и ↓
д.1т.↑ д.1т.↓ д.1/2т.↑ д.1/2т.↓ х.1т.↑ х.1т.↓ х.1/2т.↑ х.1/2т.↓
Диатоника
Содержание
Этимология
Прилагательное «диатонический» древнегреческого происхождения и имеет два варианта объяснения [4] :
Таким образом, оба коренных значения термина «диатоника» структурные (а не функциональные), и оба говорят о преобладании широких интервалов — (в современной терминологии) больших секунд.
Общая характеристика
Диатоническими называют любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонического звукоряда. В число диатонических интервалов входят:
Диатоника как интервальная система — категория гармонии. «Материальной» (акустической) основой диатоники (впрочем, как и всякой другой интервальной системы) на протяжении столетий служили разные строи — пифагоров, чистый, равномерно темперированный и др. При этом музыкально-теоретическая классификация интервалов как диатонических не зависит от того, какой строй лежит в основе той или иной музыки.
Недиатоничные элементы могут образовываться не только с помощью введения в диатонику элементов хроматики, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника и миксодиатоника).
Исторический очерк
Диатонические полутоны
Диатоническая гамма состоит из тонов и полутонов. Присутствие полутонов в гамме с именем, предполагающим построение через тон, может вызывать недоумение(у кого? этимология термина общеизвестна, см. выше), что подтверждается существованием некоторых объяснений.
В книге «Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов» (1868) Одоевский переименовал полутоны в полуинтервалы:
Гораздо позже ещё один известный источник (русскоязычный) указывает:
The intervals E-F and B-C were also considered as tones because, according to Gaffurio and other theorists, the term ‘semitone’ originally meant ‘incomplete tone’ (and not ‘half a tone’), deriving from semus, which means ‘imperfect’ or ‘diminished’.
В действительности, ни Гафури, ни десятки других теоретиков музыки до Гафури никогда не рассматривали интервалы E-F и H-c «как тоны». В тексте трактата Theorica musicae (Музыкальная теория, 1492), фрагмент которого (без контекста) цитирует итальянский исследователь, Гафури воспроизводит тривиальную тему пифагорейской музыкальной науки — неделимость целого тона на 2 равные половины, подтягивая при этом старинную традицию (сформировавшуюся примерно за 1000 лет до него [17] ) этимологического объяснения (латинского) слова semitonium. Подробнее историю вопроса см. в статье Целый тон.
Расположение всех звуков диатонической гаммы по чистым квинтам/квартам
Считается возможным расположение всех звуков диатонической гаммы по чистым квинтам/квартам, но указана и невозможность этого в рамках чистого строя. Подразумевая гамму C D E F G A H русскоязычный источник, например, сообщает:
Далее этот источник указывает: достаточно настроить не более трёх чистых квинт подряд, чтобы избежать пифагорейских терций без применения равномерной темперации. [19] О том же подробнее сообщает англоязычный источник:
Вхождение диатоники в хроматику и энгармонику
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Диатоника» в других словарях:
ДИАТОНИКА — (от греч. diatonikos букв. растянутый), гептатоника (от греч. hepta семь и tonos тон), в музыке 7 ступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие, средневековые и… … Большой Энциклопедический словарь
ДИАТОНИКА — (греч., от dia чрез, и phone звук). Переход из одного тона в другой, напр., из твердого в мягкий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. диатоника ((гр. diatonikos переходящий от тона к тону) система муз.… … Словарь иностранных слов русского языка
ДИАТОНИКА — жен., муз. переход через один тон (лад или строй) в другой, из твердого в мягкий лад и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
диатоника — сущ., кол во синонимов: 1 • переход (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
диатоника — (от греч. diatonikós, буквально растянутый), гептатоника (от греч. heptá семь и tónos тон) (муз.), 7 ступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие, средневековые и … Энциклопедический словарь
Диатоника — (от греч. diatonikós, буквально растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá через, вдоль и tónos тон) семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны Средневековые лады,… … Большая советская энциклопедия
Диатоника — (от греч. dia через, вдоль и tonos тон (целый тон), букв. идущая по тонам) семизвуковая система, все звуки к рой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др. греч. диатонич. тетрахорде: е1… … Музыкальная энциклопедия
диатоника — ж. Система музыкальных звуков, образуемая последовательностью основных ступеней лада (в музыке). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
диатоника — диатоника, диатоники, диатоники, диатоник, диатонике, диатоникам, диатонику, диатоники, диатоникой, диатоникою, диатониками, диатонике, диатониках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
диатоника — диат оника, и … Русский орфографический словарь
Обычный диатонический строй
СОДЕРЖАНИЕ
Обзор [ править ]
Можно определить соответствующие центы S, T и пятого, учитывая одно из значений:
и так далее; во всех этих примерах результат уменьшен до октавы.
Если продолжать увеличивать размер S, так что он больше, чем T, он получает шкалы с двумя большими шагами и пятью маленькими шагами, и в конечном итоге, когда все T равны нулю, результатом будет SS, поэтому тритоновое деление октавы. Однако эти гаммы не входят в число обычных диатонических строчек.
Диапазон узнаваемости [ править ]
Регулярные диатонические строи включают в себя все линейные темпераменты в пределах «Диапазон узнаваемости» Исли Блэквуда в его «Структуре узнаваемых диатонических строев» [2] для диатонических строений с
Значительные регионы в пределах диапазона [ править ]
На отметке около 703,4-705,0 цента, с умеренно умеренными квинтами в широком направлении, результатом являются основные трети с соотношением около 14/11 (417,508 центов) и второстепенные трети около 13/11 (289,210 центов).
Остается две крайности, которые мы могли бы назвать:
Диатонические гаммы, построенные в равных темпераментах, могут иметь квинты либо шире, либо уже, чем 3/2. Вот несколько примеров:
Синтонический темперамент и тембр [ править ]
Термин синтонический темперамент описывает сочетание
Если рассматривать континуум настройки синтонного темперамента как струну, а отдельные настройки как бусинки на этой струне, то можно рассматривать большую часть традиционной микротональной литературы как сосредоточенную на различиях между бусинами, в то время как синтонический темперамент можно рассматривать как сосредоточился на общности по струне.
Легенда рисунка 2 (в правой части рисунка) показывает стопку P5 с центром в D. Каждая полученная нота представляет интервал в синтонической темперации с D в качестве тоники. Основная часть рисунка показывает, как ширина (от D) этих интервалов изменяется по мере изменения ширины P5 в континууме настройки синтонной темперации.