Что такое дидактическая концепция
62. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
62. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Принцип обучения основывается на дидактических системах, которые часто называют психолого-педагогическими концепциями. Дидактическая система представляет собой совокупность элементов, которые образуют единую целую структуру и служат достижению целей обучения. Ученые выделяют три дидактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.
Такое подразделение объясняется тем, что в каждой группе по-разному понимается процесс обучения.
В традиционной системе обучения главенствующей ролью является роль учителя, преподавание. Основу данной системы являются работы таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Например, дидактику И. Гербарта характеризуют такие слова, как «деятельность учителя», «управление», «руководство учителя», «регламентация», «правила», «предписания» и т. д. Структура традиционного обучения включает в себя четыре ступени:
Логический смысл процесса обучения состоит в том, что движение происходит от предоставления материала учащимся через его объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний.
И. Гербарт стремился систематизировать и организовать деятельность преподавателя, что было достаточно важным для дидактики.
Но уже к началу XX в. традиционная система подверглась критике. Причиной этого была ее авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов учащихся, от жизни, так как такая система обучения лишь передает учащемуся готовые знания, не способствуя при этом развитию его мышления, активности, творчества, следовательно, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в XX в. появляются новые технологии.
К новым технологиям относится педоцентриче-ская концепция. Главная роль в данной концепции отводится учению – деятельности ребенка. Основой педоцентрической технологии стала система американского педагога Д. Дьюи, а также трудовая школа Г. Кершенштейна и В. Лая. Свое название система получила из-за того, что Дьюи говорил о том, что данную концепцию нужно строить, основываясь на потребностях, интересах учащихся, их способностях, при этом стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения учащихся, когда процесс обучения носит спонтанный, самостоятельный, естественный характер, а получение умений и навыков происходит через непосредственную деятельность, т. е. обучение через выполнение действий. Однако такой вид обучения стал приводить к снижению уровня обучения, случайному отбору материала, утрате систематичности в обучении, переоценке спонтанной деятельности детей.
Современная дидактическая система строится на том, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. В основе современной дидактической концепции лежат такие направления, как программированное, проблемное, развивающее обучение, гуманистическая психология, когнитивная психология, педагогическая технология, педагогика сотрудничества.
Цель современных дидактических систем заключается не только в формировании знаний, но и в общем развитии учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умениях, удовлетворении познавательных и духовных потребностей учеников.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов
Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856–1939)Согласно З. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его
Основные концепции
Основные концепции Психология отношений При изложении своей концепции В. Н. Мясищев придерживается методического принципа изучения природы – изучения ее объектов в процессе их взаимоотношения с окружающим миром. Естественно, что и человек в его свойствах и
Основные концепции
Основные концепции Эллис разделяет когници на холодные, теплые» и горячие. Холодные когниции являются дескриптивными и предполагают наличие относительно слабого чувства или его отсутствие. Теплые и горячие кониции являются оценочными. Теплые когниции – это
Психоанализ: основные концепции и принципы
Психоанализ: основные концепции и принципы Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оценкой
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности — служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более
Аналитическая психология: основные концепции и принципы
Аналитическая психология: основные концепции и принципы В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта
Гуманистическая теория: основные концепции и принципы
Гуманистическая теория: основные концепции и принципы Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация
Социокультурная теория: основные концепции и принципы
Социокультурная теория: основные концепции и принципы Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во — первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их
Теория черт личности: основные концепции и принципы
Теория черт личности: основные концепции и принципы Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна
Основные концепции и принципы теории типов личности
Основные концепции и принципы теории типов личности Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (рис. 6–4) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное
Основные концепции
Основные концепции [Материал данного раздела адаптирован по работе Epting, 1984, р. 23–54.]Конструктивный альтернативизм: философская позицияВ основе теории личностных конструктов лежит положение о том, что для теории личности или психотерапевтической теории крайне важно
Основные концепции
Основные концепции Основополагающим во всех трудах Роджерса является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познает самого себя. При этом жизненный опыт человека является неотъемлемой частью его «я» и лучше всего может быть известен только
Основные концепции
Основные концепции На теорию Фромма оказали воздействие работы многих известных ученых и мыслителей. Пять основных источников, сформировавших образ мысли Фромма: доктрина человека в ортодоксальном иудаизме, революционный дух Карла Маркса, столь же революционные идеи
Основные концепции
Основные концепции Практически не рассматривая роль биологических факторов в формировании личности, Бандура постулировал, что человек — это продукт научения, в ходе которого он способен усваивать разнообразные поведенческие паттерны.Помимо пластичности сознания
Основные концепции
Основные концепции Основной задачей теории социального научения Роттера является прогноз целенаправленного поведения человека в сложных ситуациях. Будучи интеракционистом, Роттер считает, что люди взаимодействуют со значимой для них окружающей средой (Rotter, 1982).
Основные концепции Вирджинии Сатир
Основные концепции Вирджинии Сатир Психотерапия и духовность Когда мы читаем различные описания, сделанные коллегами, друзьями и клиентами Вирджинии Сатир, внимание привлекает то, как необычайно ее уважали. Ричард Бэндлер, например пишет:»В течении последних 15 лет, я
Понятие дидактической концепции. Становление современной дидактической концепции.
Для оценки дидактической теории или концепции выдвигают следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного в соответствии с определенной теорией или концепцией. В качестве основных показателей результативности обучения принимают полноту и степень приближения к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обучения (в качестве которых могут быть приняты психические изменения, новообразования в личности, качество знаний, способы деятельности, уровень мышления). Эффективность обучения свидетельствует не столько об уровне достижения целей, сколько о трудоемкости, времени и затраченных ресурсах (материальных, экономических, человеческих).
В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Каменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний. К началу XX века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.
Сущность и содержание педагогической деятельности.
Деятельность, которой занимаются представители педагогической профессии (педагоги), называется педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность–это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной. Каждый человек независимо от своей профессиональной принадлежности постоянно или эпизодически занимается педагогической деятельностью, в жизнедеятельности людей почти всегда присутствует педагогический аспект. Например, непрофессиональную педагогическую деятельность выполняют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в известной степени средства массовой информации.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.
Для проникновения в сущность педагогической деятельности обратимся к ее строению (структуре). С учетом понимания деятельности в философии и психологии структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.
Проанализируем эти структурные компоненты педагогической деятельности.
Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект – тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании объект и субъект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом. Потребность субъектов педагогической деятельности выступает как потребность в устранении чего-либо мешающего развитию, или как необходимость удовлетворения чего-либо жизненно важного, значимого. Потребности подталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности.
Цель определяет содержание деятельности (что делать?), мотив – её причину (почему или для чего делать?). Общая цель педагогической деятельности – это приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства) и другие. Основной функциональной единицей педагогической деятельности является педагогическое действие (действия, по А.Н. Леонтьеву, состоят из операций, операции из приемов и процедур). Педагогическое действие имеет подготовительную и исполнительную фазу и направлено на достижение результата и получение продукта. Подготовительная фаза сама состоит из разнопорядковых действий: по накоплению новой информации; по логическому структурированию материала; по изучению объекта, диагностике условий деятельности; по формулированию педагогических целей, по методической обработке накопленного структурированного материала, по выбору содержания, методов учебно-воспитательного процесса, по проектированию своих действий и действий учеников и т.д.
Подготовительная работа проводится ради исполнительной фазы, которая завершает все действия и подводит к результату. На исполнительной фазе педагог: устанавливает рабочую обстановку на занятиях, стимулирует деятельность учеников, организует свою деятельность и поведение, деятельность учащихся, организует контроль результатов деятельности учащихся, ее корректировку. На этой фазе педагог использует все доступные ему и подходящие к случаю различные средства.
Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.
Результат педагогической деятельности соотносится с её целью, а предмет – с продуктом. Результат – это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Продуктом педагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продутом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность (по И.И. Прокопьеву).
Наряду с вышеизложенным философским и психологическим подходами к разработке проблемы структуры деятельности в педагогике в структуре педагогической деятельности выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Так, гностическая деятельность – это деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и явлений. Предметом и результатом гностической деятельности является знание педагогом содержания педагогического процесса, педагогических средств, технологий; знание о структуре, видах и способах организации деятельности в процессе воспитания и обучения и т.д.
Проектировочная деятельность включает постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Конструктивная деятельность предполагает отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса в соответствии с задачами обучения и воспитания.
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями и т.д. Для успешного выполнения этих видов деятельности педагогу необходимы соответствующие способности и умения.
Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 41 ; Нарушение авторских прав
Дидактические концепции: основы, определение понятия, применение на практике
В настоящее время в теории существует много дидактических концепций, относящихся как к традиционным, так и к инновационным. Большую часть из них можно разделить на три группы в зависимости от времени их появления. Первая дидактическая концепция была создана в соответствии с начальным периодом формирования и развития системы, относящейся к начальному и среднему образованию в Европе в XVIII-XIX вв. На этот процесс повлияли такие выдающиеся личности, как Я. А. Коменский, И. Песталоцци, И. Ф. Гербарт. Данная концепция получила название традиционной.
Понятие дидактической концепции
Вам будет интересно: Муравейник: строение, описание, фото
Эту концепцию следует рассматривать как одну из основных категорий дидактики. Ее можно представить как систему взглядов, которая является фундаментом для понимания явлений и процессов, которые объединяет общий замысел, ведущая идея. Еще одной родственной категорией является дидактическая система. Это понятие объединяет взаимосвязанные средства, методы и процессы, обеспечивающие организованное, целенаправленное педагогическое влияние на обучающегося в процессе формирования личности и определенных заданных качеств. Любая концепция основывается на понимании сущности обучающего процесса.
Критерии формирования
Вам будет интересно: Маршальский жезл: исторические факты, краткий обзор книги, музеи, фото
Рассматриваемая в статье концепция основывается на основании двух основных критериев: результативности и эффективности обучения. При этом обязательным условием является организация этого процесса согласно конкретной теории или дидактической концепции.
Основными показателями результативности обучения являются полнота знаний и то, насколько полученные результаты близки к заданным нормам. Нормы обучения определяют цели и результаты, которые, в свою очередь, могут быть представлены:
Таким образом, характеристика дидактической концепции представляет собой совокупность, включающую принципы, цели, содержание и средства обучения.
Группирование этих концепций основывается на понимании предмета дидактики.
Влияние традиционной концепции
Эта концепция обусловила появление трех основных положений дидактики:
Особенности традиционной концепции
Для этой концепции характерно доминирование преподавания, деятельности педагога.
Особенности дидактической концепции заключаются в том, что в традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее основные концепции были сформулированы Я. Коменским, И. Песталоцци, И. Гербартом. Традиционное обучение состоит из четырех уровней: изложения, понимания, обобщения и применения. Таким образом, учебный материал сначала представляется учащимся, затем объясняется, что должно обеспечить его понимание, потом обобщается, а после этого полученные знания должны примениться.
На рубеже XIX-XX веков эту систему критиковали, называя ее авторитарной, книжной, не связанной с потребностями и интересами ребенка, с реальной жизнью. Ей вменялось то, что с ее помощью ребенок только получает готовые знания, но при этом у него не развивается мышление, активность, он не способен к появлению творчества и самостоятельности.
Основные положения
Развитием и внедрением традиционной дидактической системы занимался немецкий ученый И.Ф. Гербарт. Именно им была обоснована педагогическая система, которая до настоящего времени используется в странах Европы. Цель обучения, по его мнению, заключается в том, чтобы формировать интеллектуальные умения, представления, понятия, теоретические знания.
Кроме того, он сформулировал принцип воспитывающего обучения, который заключается в том, что на основе как организации процесса обучения, так и обустроенного порядка в учебном заведении должна формироваться морально сильная личность.
На основе традиционной дидактической концепции происходило упорядочивание, организация процесса обучения. Основу ее содержания составляла рациональная деятельность учителя, направленная на осуществление процесса обучения в соответствии с рассматриваемыми в рамках концепции ступенями обучения. Следует отметить, что такая логика обучающего процесса характерная практически для всех традиционных уроков и по сей день.
Реформы в педагогике
Педоцентристская дидактика
Педоцентристская концепция в центр внимание ставит учение, то есть деятельность ребенка. Этот подход основывается на педагогической системе Д. Дьюи, трудовой школе, представленной Г. Кершенштейнером, на других педагогических реформах начала прошлого столетия.
У этой концепции есть еще одно название – прогрессивистская, обучение посредством делания. Наибольшее влияние на развитие данной концепции оказал американский педагог Д. Дьюи. Его идеи заключаются в том, что процесс обучения должен основываться на потребностях, интересах и способностях обучающихся. Обучение должно развивать общие и умственные способности, а также самые различные умения детей.
Чтобы эта цель была достигнута, обучение не должно базироваться на простом преподнесении, заучивании и последующем воспроизведении готовых знаний, поданных учителем. Обучение должно быть открытием, а обучающиеся должны получать знания в процессе спонтанной деятельности.
Структура педоцентристской дидактики
В рамках этой концепции структуру обучения составляют следующие этапы:
Такая структура процесса обучения обуславливает использование исследовательского мышления, осуществление научного поиска. Благодаря использованию такого подхода можно активизировать познавательную деятельность, развивать мышление, учить детей искать способы решения проблем. Однако данную концепцию не рассматривают как абсолютную. Существуют определенные возражения против ее повсеместного распространения на все предметы и уровни обучения. Это связано с переоценкой спонтанной деятельности учащихся. Кроме того, если постоянно следовать в процессе обучения только за интересами детей, неизбежно исчезнет систематичность процесса, использование учебного материала будет основано на принципе случайного отбора, кроме того, станет невозможной глубокая проработка материала. Еще одним недостатком данной дидактической концепции являются значительные временные затраты.
Современная дидактика
Основные характерные особенности современной дидактической концепции заключаются в том, что преподавание и учение рассматриваются как неразрывные компоненты процесса обучения, и представляют предмет дидактики. Данная концепция сформирована несколькими направлениями: программированным, проблемным обучением, развивающим обучением, сформулированными П. Гальпериным, Л. Занковым, В. Давыдовым; когнитивной психологией Дж. Брунера; педагогической технологией; педагогикой сотрудничества.
Какие особенности характерны современной дидактической концепции
В прошлом веке предпринимались попытки создания новой дидактической системы. Появление современной дидактической концепции было обусловлено проблемами, связанными с развитием двух предыдущих дидактических систем. Единая дидактическая система, как таковая, в науке отсутствует. Фактически существует определенное количество педагогических теорий, имеющих некоторые общие черты.
В качестве основной цели, характерной для современных теорий, выступает не только процесс формирования знаний, но и развитие в целом. Этот аспект можно рассматривать как особенность современной дидактической концепции. В ходе обучения должны обеспечиваться: развитие интеллектуальных, трудовых, художественных знаний, умений и навыков. Обучение, как правило, является предметным, хотя допускается использование интегративного обучения на разных уровнях. В рамках данной концепции процесс обучения имеет двусторонний характер. Следует отметить, что именно современные условия развития образования определяют, какие особенности современной дидактической концепции являются наиболее значимыми.