Что такое дидактические единицы урока
Дидактическая единица
Вы будете перенаправлены на Автор24
Дидактическая единица – это одна из предметных тем, которая подлежит обязательному освещению в процессе обучения.
Понятие дидактической единицы
Изучение конкретной учебной дисциплины или предмета предполагает освоение достаточно большого объема учебного материала. Для того, чтобы освоение было результативным, не возникало переутомления и перегрузок учащихся, учебный материал принято структурировать. Структурирование зависит от поставленных целей. Каждый элемент структурной части принято называть дидактической единицей.
Дидактические единицы имеют конкретные цели, в зависимости от которых осуществляется их предметное наполнение.
Если ставится воспитательная цель, то учебный материал дидактической единицы будет направлена на воздействие ценностной сферы личности ребенка (биографии знаменитых людей, эмоциональные и яркие примеры из жизни, обращение к личному опыту и т.д.).
В том случае если ставится цель освоения учащимися определенной системы научных знаний, то необходимо наполнять дидактическую единицу материалами об ученых, разработанных теориях, развитии наук и т.д.
Если целью ставится развитие у учащихся определенных умений, то побирается материал, соответствующий осваиваемым знаниям: инструкции, методические рекомендации, памятки и т.д. Кроме того необходима и практическая часть. Это может быть показ, демонстрация случаев из практики или жизненных.
Таким образом, для удобства весь учебный материал принято измерять дидактическими единицами.
Готовые работы на аналогичную тему
Объем и структура дидактической единицы по своему содержанию и структуре соответствует таким компонентам как понятие, теория, закон, факт, объект, явление и т.п. Отличие от базовой учебной дисциплины заключается в том, что дидактическая единица имеет конкретную цель.
Виды дидактических единиц
Основными дидактическими единицами выступают:
Дидактические единицы являются своеобразным ориентиром для отбора необходимого содержания учебной дисциплины, изложенного в государственных программах и стандартах по каждому конкретному предмету
Дидактические единицы включены во все школьные учебники. Для того чтобы их отличать друг от друга, каждую принято выделять специальным шрифтом. Освоение дидактической единицы требует от учителя развернутого изложения учебного материала. Задача учащихся осознанно усвоить полученный материал и прочно закрепить. Уровень усвоения и закрепления осуществляется посредством проведения контрольных и самостоятельных работ.
Освоение дидактической единицы может занять несколько уроков. Изучение дидактической единицы является обязательным для освоения учебного предмета и оказывает значительное влияние на оценку результативности обучения.
Для того, чтобы вся педагогическая деятельность осуществлялась систематично принято выделять следующие их следующие виды:
В рамках конкретного учебного предмета или курсе различают следующие виды дидактических единиц:
По отношению к образовательному стандарту:
По познавательной значимости:
По времени усвоения:
Довольно часто одни и те же учебные сведения могут быть представлены учащимся, как в развернутом, так и в сжатом виде. Это зависит от того в рамках какой учебной дисциплины учащимся преподносится данная информация, например, сведения о правосознании могут быть рассмотрены как в рамках учебного предмета психология, так и в рамках политологии. Только в одном предмете это будет основная дидактическая единица, а в другом дополнительная. Соответственно и представляемые сведения в одном случае будут сжаты, а в другом развернуты.
Понятие дидактической единицы и методология выбора дидактических единиц по русскому языку в колледжах
Дата публикации: 18.03.2016 2016-03-18
Статья просмотрена: 10152 раза
Библиографическое описание:
Рахимова, Н. Х. Понятие дидактической единицы и методология выбора дидактических единиц по русскому языку в колледжах / Н. Х. Рахимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 805-807. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27204/ (дата обращения: 27.12.2021).
Понятие дидактической единицы и методология выбора дидактических единиц по русскому языку в колледжах
Понятие «дидактическая единица» не имеет точной дефиниции, однако, следует отметить, что это — элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета. Дидактическая единица — одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, учащихся по данному предмету.
Обучение русскому языку является важным элементом системы начального и среднего профессионального образования, поскольку в настоящее время русский язык сохраняет особенную значимость, как в социально-бытовой, так и в профессиональной сферах общения.
Основной задачей овладения русским языком обучающимися (для профессий автомеханик, швея, повар) является развитие у них способности использовать русский язык как инструмент непосредственного и опосредованного общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Формирование ключевых компетенций подразумевает: развитие умений у учащихся использовать полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности; развитие у учащихся умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации; развитие умений у учащихся использовать информационно-коммуникативные технологии; развитие у обучающихся умений самостоятельно определять задачи своего профессионального и личностного развития.
Профессионально-коммуникативное развитие подразумевает дальнейшее формирование языковой, речевой и других компетенций, а также использование русского языка в профессионально-ориентированных сферах жизни с учётом специальностей повара или швеи.
Культурное развитие студентов средствами русского языка подразумевает не только дальнейшее расширение объема знаний о культурной специфике русскоязычных стран, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике в социально-бытовых и профессионально-ориентированных сферах общения, но и формирование таких личностных качеств, как толерантность и дисциплинированность.
В связи с этим учебный процесс в рамках дисциплины «Русский язык» для профессий автомеханик, швея, повар предусматривает трехступенчатую структуру языкового образования.
Первая ступень — общеобразовательная — содержит коррекцию и дальнейшее формирование у обучающихся языковых навыков, и дальнейшее развитие речевых умений, а также умений, входящих в состав учебно-познавательной компетенции. На этой стадии работа ведется над фонетическим, лексическим и грамматическим аспектами языка в основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо). Уже на этом этапе в содержание дисциплины вводятся профильные дидактические единицы в соответствии с профилем будущей специальности.
Вторая ступень — подразумевает сочетание общего, культуроведческого и профессионально-ориентированного материала, связанного с будущей профессиональной деятельностью обучающегося.
Третья ступень — русский язык в профессиональной коммуникации — подразумевает узкопрофессиональное овладение основами делового языка, профессиональной лексикой, техникой перевода профессионально-ориентированных текстов и профессиональным общением в рамках выбранной специальности.
Цель дисциплины — обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения русского языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении.
Задачи: развитие навыков восприятия звучащей (монологической и диалогической) речи, навыков устной разговорно-бытовой речи, навыков чтения и письма; развитие навыков чтения специальной литературы, реферирования и перевода литературы по специальности.
Основные дидактические единицы (разделы): основы грамматики, устная речь в монологической и диалогической форме, чтение специальной литературы на русском языке.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать: основы русского языка. Уметь — читать специальную литературу на русском языке. Владеть навыками разговорной речи на русском языке.
Основы общения на русском языке: фонетика, лексика, фразеология, грамматика, основы делового языка по специальности, профессиональная лексика фразеологические обороты и термины, техника перевода (со словарём) профессионально-ориентированных текстов, профессиональное общение.
Содержание дисциплины — это один из наиболее традиционных разделов рабочей программы предмета. Дидактическая единица — это«квант» содержания дисциплины. Это может быть термин, определение, понятие и т. п., подлежащее усвоению в процессе изучения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: вести как диалог–расспрос, диалог–обмен суждениями, диалог–побуждение к действию, так и этикетный диалог в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, культурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию; рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных текстов; умение вести монологическую речь, описывать события, излагать факты, делать сообщения; создавать словесный портрет; аудирование; понимать основное содержание текстов познавательного характера, выборочно извлекать из них необходимую информацию; оценивать важность информации, определять свое отношение к ней. Это говорение.
Дидактические единицы. Социокультурный компонент: географическое положение стран изучаемого языка и нашей стране; политический строй России, достопримечательности столицы; природа и экология изучаемой страны. Речевой компонент: диалог этикетного характера; образцы текстов для чтения и аудирования по изучаемой теме. Учебный компонент: приёмы культуры чтения и слушания; приёмы работы с текстом.
Читать тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные и технические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое или поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи. Это чтение.
Описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка. Это письмо.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать значения новых лексических единиц, выражения, оценочную лексику, а так же обслуживающие ситуации общения в рамках изучаемых тем; новые значения глагольных форм, средства и способы выражения модальности; условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию; лингвострановедческую, страноведческую и социокультурную информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения; тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные документы по специальностям СПО.
Вот раздел из тематического плана дисциплины русский язык для профессии — «повар, кондитер»: «Моя профессия — повар».
Что касается педагога, то он долженспособствовать развитию познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.: обеспечивать профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки; проводить наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся; а главное адаптировать учебные программы в зависимости от профиля обучения, в данном случае для профессий автомеханик, швея и повар.
Таким образом, обязательный минимум содержания основных образовательных программ представлен в виде набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в надлежащем порядке в основные учебные программы профессионального образования.
Презентация к уроку
Чтобы стать высококлассным специалистом, обучающимся необходимо изучать химию, физику и математику. В нашем колледже обучаются многим профессиям НПО и специальностям СПО. И не секрет, что химия является основой
-рабочих профессий технической направленности, таких как: Мастер отделочных строительных работ; Мастер сухого строительства; Мастер столярного и мебельного производства и специальности: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Прежде, чем раскрыть профильную направленность при разработке учебно-программной документации, давайте ответим на вопрос, а что включает в себя понятие учебно-программная документация?
В Законе об образовании РФ в Главе II. (ст 9) Система образования в 6.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя
Рабочая программа учебной дисциплины – это документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студента по конкретной учебной дисциплине рабочего учебного плана образовательного учреждения.
При разработке рабочих программ учебных дисциплин (химии и биологии) и тематическом планировании мы опираемся на:
На слайде вы видите мою рабочую программу по химии для специальности
270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
В пояснитеьной записке которой я указываю, что она составлена в соответствии с нормативными документами для написания рабочей программы по общеобразовательным дисциплинам, а именно
Содержание (дидактика) дисциплины- это один из наиболее традиционных разделов рабочей программы дисциплины.
Дидактическая единица — это ≪квант≫ содержания дисциплины.
Это может быть термин, определение, понятие и т. п., подлежащее усвоению в процессе изучения дисциплины.
В данном разделе рабочей программы приводится все содержание дисциплины. Дидактический материал дисциплины можно объединить в несколько групп.
Отбор содержания курса химии для обучающихся НПО и СПО в ГОУ СК№12 осуществляется на основе классических принципов дидактики, применяемых в методике обучения химии (принципы научности, доступности, системности, систематичности, интегративности, непрерывности и преемственности, комплексности, согласованности, вариативности и профильной направленности, связи с жизнью и т.д.).
Принцип профильной направленности – системообразующий. Он взаимосвязан со всеми остальными принципами и управляет ими. Именно принцип профильной направленности определяет специфичность методического компонента содержания курса химии непосредственно для обучающихся колледжа.
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.
Принцип научности. Обучающиеся должны понимать, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с новейшими достижениями научной мысли в соответствующем разделе учебной программы, новыми технологиями применяемыми в строительстве.
Принцип интегративности предполагает не только внутри предметную интеграцию, но и межпредметные связи, например, с с общепрофессиональными и профессиональными дисциплинами: основы материаловедения, основы технологии отделочных строительных работ, технология штукатурных работ, облицовочных работ, мазаичных работ, малярных работ, технология облицовочных работ синтетическими материалами, технология монтажа каркасно-обшивочных конструкций, строительные конструкции,
Интеграция заключается во взаимосвязанном получении обучающимися химической и профессиональной подготовки и призвана обеспечить целостность взгляда на окружающий мир.
Принцип систематичности и последовательности, т.е. от известного материала к неизвестному, от простого к сложному. Например, изучение свойств веществ опирается на знание их состава и строения, а применение – на знание свойств. Он предполагает логическую последовательность в процессе обучения и связь между изучаемыми учебными предметами.
Принцип наглядности.Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.
Принцип сознательности и активности. Знания должны облекаться в правильную словесную форму, сознательность выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, в заинтересованности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания.
Обучающимся должен быть интересен сам процесс познания. «Убеждения не купишь в лавке, они формируются в процессе познавательной деятельности» (Д.И.Писарев).
Принцип комплексного подходак диагностике и реализации потенциальных возможностей студентов в обучении и воспитании.
Принцип непрерывности и преемственности характеризуется стремлением создать у учащихся необходимую базу для продолжения своего образования.
Связь с жизнью, с практикой – это принцип, обеспечивающий мотивацию обучения, носит прикладной характер. Принцип историзма, способствует реализации логики науки в учебном процессе.
Специфика изучения химии при овладении профессиями технического профиля отражена в каждой теме «содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания» (см. слайд 13-14). Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся, например, написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов. В процессе учебной деятельности под руководством преподавателя можно также осуществлять профильную направленность при выполнении химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д. Возьмём, например тему 1.5 «Классификация неорганических соединений и их свойства». Профильные и профессионально значимые элементы содержания в ней: гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов и т. д. Я провожу урок «Соединения кальция, их свойства и применение в строительстве» (см. слайды 18-34). В нём я и мои студенты рассказываем о получении извести и её свойствах, о гипсе и гипсовании, о применении мрамора и известняка в строительстве. На уроке проводится мастер-класс и лабораторная работа по гипсованию, лабораторный опыт по приготовлению суспензии карбоната кальция. Таким образом, обучающиеся приобретают практический опыт, могут оперировать химической терминологией и становится понятен смысл изучения дисциплины химии в выбранной ими профессии или специальности.
Практически все технические профессии связаны с изучением металлов, их свойств, с изучением их возможностей, а значит со знанием таблицы Менделеева, с которой мы знакомимся на первых уроках «Химии». Нельзя обойти стороной тему полимеры, ведь сейчас очень многие строительные материалы на их основе, да и многое другое.
Принцип межпредметных связей и профессиональную направленность можно осуществлять и при решении химических задач. Достаточно посмотреть на далеко не весь перечень типов задач, решение которых обучающиеся осваивают в колледже (см. слайд 35). Например, можно решить такие задачи:
Определить массовую долю (%) кальция в доломите СаСО3MgСО3.
Определить массовую долю (%) раствора, полученного при взаимодействии 4 г оксида кальция с 20 мл воды.
После полного термического разложения 2,0 г смеси карбонатов кальция и стронция получили 1,23 г смеси оксидов этих металлов. Оксид углерода (IV) улетучился. Вычислить массу карбоната стронция в исходной смеси.
И при этом можно параллельно сообщить о том, что карбонат стронция при добавлении в стекло делает последнее стойким к радиации и действию рентгеновских лучей.
В содержании рабочей программы должны быть представлены разделы, темы и дидактические единицы обязательной и вариативной частей ОПОП. Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные разделы, темы идидактические единицы по сравнению с примерными программами. Объем часов определяется по каждому разделу, теме. Количество часов по теме распределяется на изучение дидактических единиц учебного материала, выполнение лабораторных работ и (или) практических занятий, самостоятельную работу обучающихся. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц темы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
Дополнительно оформляется перечень лабораторных и практических работ, вопросы к экзамену, обязательные контрольные работы, Виды самостоятельной работы студента.
Адаптируя химическое содержание к различным профессиям НПО или специальностям СПО, следует конструировать его на основе двух компонентов: инвариантного ядра и вариативной составляющей.
Инвариантное ядро содержания включает химический язык, основные химические понятия, законы, теории, факты и методы исследования, используемые в химии.
Вариативная составляющая содержания должна отражать специфику профиля, устанавливать и иллюстрировать взаимосвязи химического содержания с содержанием общепрофессиональных и спец. дисциплин. Она так же может включать биологический, физико-математический и гуманитарный компоненты.
Литература:
Подготовка учителя к уроку
Типы уроков в специальной школе
Общая структура урока
УРОК В СПЕЦИАЛЬНОЙ (коррекционной) ШКОЛЕ
Олигофренопедагогика Лекция 13.
1. Дидактическая единица «урок»
1. Дидактическая единица «урок»
Как вы знаете, обучение может быть индивидуальным или групповым, когда педагог обучает группу детей.
Группы (классы) составляются из детей приблизительно одного возраста, одинаковой степени готовности к усвоению материала.
Педагог одновременно руководит всеми учениками класса, каждый из которых усваивает материал индивидуально.
В то же время нет одинаковых детей, у каждого свой темп работы, свои интересы, способности, поэтому классно-урочная система при всех ее положительных сторонах (экономия времени и средств; соперничество между учащимися, стимулирующее их усилия в овладении знаниями и др.) имеет и недостатки – невозможность оказания помощи отдельному ребенку; постоянного контроля за его работой и др.
В спецшколе результаты обучения у/о школьников в первую очередь определяются мастерством учителя, который в условиях классно-уроч-ной системы работы должен дать каждому из них знания, подготовить к самостоятельной жизни.
Урок в спецшколе продолжается 45 минут (в 1-ом классе – 35 минут), время учебных занятий в году, каникулы совпадают с принятыми в общеобразовательной школе.
В один класс объединяются дети, имеющие сходный возраст, срок обучения, уровень знаний.
В процессе обучения ведущая роль принадлежит педагогу, проводящему в основном фронтальную работу, в процессе которой он осуществ-ляет индивидуальный и дифференцированный подход.
На уровень приобретаемых учащимися знаний оказывают влияние их интеллектуальные возможности, методическое мастерство педаго-га, наличие наглядных средств и ТСО.
Кроме урока существуют и другие формы организации учебной работы (экскурсии, практические и лабораторные занятия, домашняя самос-тоятельная работа, производственная практика и др.), которые дополняют и совершенствуют классно-урочную систему; существуют и специфические формы учебных занятий в спецшколе – логопедические, ЛФК, ритмика, СБО.
На каждом уроке осуществляется решение части общих задач учебно-воспитательного процесса,онявляется этапом (начальным, промежуточным, заключительным) в формировании знаний, умений и навыков, в развитии положительных качеств у учащихся, осуществле-нии межпредметных и внутрипредметных связей, соответствует основ-ным принципам обучения.
В то же время, каждый урок должен быть целостным и завершенным, реализовывать конкретную образовательную задачу.
Поэтому урок представляет сложную дидактическую систему, состоящую из следующих звеньев:
— содержания, формируемого различными источниками (слово учителя, учебная книга, документальные материалы, материалы периодики, художественная литература, средства наглядности и т.д.);
— различных методов и приемов обучения;
— коррекционной направленности урока.
Образовательные задачи урока определяются необходимостью продвижения учащихся в изучении темы.
Воспитательные задачи разнообразны как по своей значимости, так и по тем усилиям, продолжительности времени, которые затрачи-вает педагог на их достижение.
Любой урок содействует формированию положительных качеств личности.
Образовательная и коррекционная сторона урока, его содержание, организа-ция, методы создают определенную воспитывающую направлен-ность учебной деятельности.
Учитель определяет конкретные воспитательные задачи (например, воспи-тание наблюдательности, если на уроке приходится анализировать процес-сы или объекты;
формирование навыков самостоятельной работы, настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд специальных упражнений;
В свою очередь воспитательные задачи урока оказывают влияние на организацию и методы учебной работы (например, воспитание самостояте-льности и познавательной активности как качеств личности требует больше внимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы с учетом особенностей контингента учащихся данного класса).
Коррекционно-развивающие задачи связаны с исправлением (по мере возможности) недостатков умственного и физического развития детей.
Эти задачи приобретают особое значение в специальной школе, в связи с чем каждый урокимеет коррекционную направленность.
Решение этих задач достигается как общедидактическими средствами обучения, так и специальными приемами, оказывающими положитель-ное воздействие на развитие речи школьников, мышления и т.д.
На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся.
Ученикам легче, интереснее изучать материал, если он связан со знаниями, которые стали личным достоянием учеников, с местными природными и социальными особенностями.
При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.д., что помогает добиться оптимального сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке.
Урок требует от учителя контроля за учебной деятельностью учащихся, что позволяет ему представить характер понимания и усвоения учебного материала, процесс формирования умений и навыков.
Анализ процесса обучения помогает учителю вносить необходимые коррективы с целью развития положительных и снижения отрица-тельных моментов урока.
В настоящее время в спецшколе к уроку предъявляются следующие требования:
1. Необходимо правильно определить места данного конкретного урока в системе уроков по данной теме (разделу) на основе действующей программы и планирования; связь с предыдущим материалом и подготовка к изучению последующего.
2. Реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развиваю-щей, воспитательной функции обучения, иными словами соответствие общей структуры урока поставленным образовательной, воспитатель-ной и коррекционной задачам.
3. Соответствие урока принципам обучения, наиболее важными из кото-рых являются достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с жизнью и доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей учащихся.
4. Организационная четкость урока, что выражается в соблюдении внутренней логики урока, взаимосвязи его частей, в оптималь-ной организации труда учащихся, выборе форм и методов, адекватных поставленным на данном уроке задачам.
5. Соответствие содержания урока учебным программам.
6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей в содержа-нии урока.
7. Использование методов и приемов работы, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.
8. Учет индивидуальных особенностей учащихся и осуществление дифференцированного подхода в процессе обучения.
9. Повышение самостоятельности учащихся.
10. Оборудование урока должно соответствовать его дидактической цели; необходимо рациональное использование средств нагляднос-ти и ТСО.
2. Общая структура урока
Под структурой урока принято понимать соотношение и последовательность этапов урока.
Общие элементы урока:
— организация начала урока;
— проверка усвоения ранее изученного материала;
— сообщение ученикам темы, цели и задач урока;
— объяснение нового материала;
— закрепление нового материала;
— подведение итогов урока;
— сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоя-тельной работе над ним.
Структура урока в специальной (коррекционной) школе определяется дидак-тическими, коррекционно-развивающими и воспитательными задачами, его местом в системе уроков по теме.
Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим, а также со всей предшествующей работой учащихся, готовить их к изучению последующего материала.
На уроке решаются не только задачи продвижения в изучении программы данного предмета, но и устанавливаются связи с другими учебными предметами.
Каждый из структурных элементов урока преследует свои задачи.
1. Организация начала урока — занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как самостоятельная часть.
Организации началаурока в спецшколе уделяется особое внимание, так как от его результатов во многом зависит эффективность всего урока.
Учитывая трудную переключаемость у/о учащихся с одного вида деятельности на другой, в это время необходимо снять излишнюю возбудимость у детей после перемены, уроков физкультуры и т.п., и переключить их внимание на данный урок.
Учитель проверяет готовность к уроку: все ли имеют тетради, учебник, дневник, ручку, специальное оборудование для данного урока, порядок расположения их на ученическом столе, нет ли отвлекающих посторонних предметов.
Некоторым учащимся, обладающим замедленной реакцией, учитель может помочь привести в порядок или подготовить к уроку свое рабочее место, но именно помочь, а не сделать это за ученика.
Это же требование относится к столу учителя.