Что такое дидактический диктант
Графические диктанты по клеточкам для детей
Формирование графических умений является очень важной частью развития навыков письма и рисования. Педагоги дошкольных образовательных учреждений используют различные задания и упражнения, которые помогают этому процессу. Одной из таких эффективных методик является графический диктант – это очень увлекательное и полезное занятие для детей.
Основной плюс графического диктанта в том, что его можно проводить не только в детском саду, но и в домашних условиях вместе с ребенком.
Что такое графический диктант
Графический диктант – это интересные рисунки в тетради по схеме. Рисование по клеточкам – это очень увлекательное и одновременно полезное занятие. Данная методики основана на совмещении сразу нескольких функций: игровой, образовательной и развивающей.
Это не только педагогический инструмент, но и занятная игра, в ходе которой ребенок рисует линии на бумаге, отсчитывает клеточки, ориентируется на листе, в результате чего получается определенная картинка: это может быть животное, какой-нибудь предмет и т.д.
В процессе диктанта необходимо внимательно слушать педагога, проводя карандашом в том направлении, в котором он говорит. Если ребенок будет невнимательным, то картинка не сложится, т.е. задание не будет выполнено.
Для чего нужен графический диктант для детей 5,6,7,8 лет
Подготовка ребенка к школе – это очень важный процесс, который нужно начинать заблаговременно. Важно, чтобы дошкольник развивал в себе усидчивость, терпение, внимательность и самоконтроль. Большое значение имеет и постановка руки для письма.
Графические диктанты детям по клеточкам оказывают хорошую помощь педагогам и родителям в процессе подготовки ребенка к дальнейшему обучению. Такие занятия развивают следующие навыки:
Ребенок постепенно учится правильно держать в руке карандаш и ручку. При выполнении заданий он начинает понимать такие понятие, как «верх-низ» и «право-лево», «прямо-по диагонали».
Во время диктанта ребенок внимательно слушает указания взрослого, т.е. у него формируется важное умение слушать и слышать, что крайне важно для успешного освоения школьной программы.
Плюс графического диктанта в том, что это простой способ развития необходимых для обучения навыков. Заниматься можно в любом месте: в детском саду, дома, в очереди на прием к врачу, во время поездки и т.д.
Основные правила выполнения
Выполнение данного задания предполагает определенную последовательность:
Сложность заданий зависит от возраста ребенка. На первых порах допустимо, чтобы перед его глазами был образец выполненного задания. Можно поправлять ребенка, показывая и объясняя ему правильность выполнения действий на своем образце. Естественно, со временем необходимо повышать сложность. Ниже вы можете посмотреть примеры графических диктантов, которые можно использовать для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты
Егорова Наталья Викторовна
Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты
Увлекательная деятельность для дошкольников –
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.
Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе. Графические диктанты могут с успехом применяться с пяти лет.
Я практикую графические диктанты под диктовку, как со всей группой детей, так и в индивидуальных занятиях с детьми. Детям очень нравятся такие упражнения. Также детки с большим удовольствием рисуют сами на разлинованных листах с заданиями.
Как выполнять графический диктант
(Правила рисования по клеточкам).
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Предлагая детям подобные задания воспитатель, должен соблюдать некоторые правила:
• Когда воспитатель начинает диктовать, никакие другие слова он произносить не может. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды.
• Диктанты пишутся в полной тишине.
• Если ребёнок сбился, то он тихо кладёт карандаш и спокойно дожидается, пока воспитатель не закончит диктовать. Только после этого можно выяснить ошибку.
Знакомство с клеткой начинаю со средней группы.
Начинаю работу с самого простого – в тетради с крупной клеткой пишу задания, ребенок должен продолжить ряд. Учимся видеть клетку и строку. Пишем палочки, клеточки, уголки, простые узоры, с каждым разом усложняя задания. Узоры сначала делим на сегменты – тренируемся, затем все частички собираются в узор.
В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.
Перед тем как начать писать графический диктант следует объяснить детям, как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми, что я буду им диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. А они будут проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получится. Настроить деток на то чтобы они старались вести линии ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.
В первый раз можно рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели, как им нужно работать, а последующие диктанты ребята смогут выполнять уже без подсказки. Перед диктантом нужно повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево. Можно договориться с детьми, о каких либо метках (на доске нарисовать буквы «п» и «л», сделать метки на стенах, или оговорить что, например: правая рука указывает на окно, а левая на спальню и т. д.)
Затем переходим к рисованию под диктовку.
Для начала на листе с диктантом, в верхних уголках, нужно пометить – право и лево. Ребёнку даём тетрадный лист в клетку, карандаш и ластик.
В старших группах вверху рисунка всегда указываем, сколько клеток нужно отступить от края и верха, чтобы начать диктант. В указанном месте, например: отступить 5 клеточек от края влево, сверху отсчитать 6 клеточек. В этом месте нужно поставить точку. Детям младшего возраста лучше самостоятельно отсчитать клетки и поставить точку отсчёта (от этой точки ребёнок и будет проводить линии под диктовку).
Дальше по своему усмотрению усложняем задания.
Диктовать нужно чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры детей, совпадают с заданными элементами. Рассмотрите образец. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком можно вытереть от точки сбоя, и продолжить. Главное поддержать ребенка, похвалить, если что-то не получается можно предложить перерисовать картинку с оригинала.
Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
Данная деятельность включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности.
Увлекательная тестопластика (фотоотчет) Хочу поделиться с вами результатами по теме самообразования «Тестопластика – подготовка руки к письму». В течении 5 лет мы с детьми лепили.
Дидактическая игра «Графические примеры» Дидактическая игра «Графические примеры» включает в себя набор карточек с графическими изображениями геометрических форм, расположенных.
Консультация для родителей «Для чего нужны зрительные диктанты» Ваш ребенок хорошо знает и различает геометрические фигуры на любой таблице найдет одинаковые геометрические фигуры по форме по цвету умеет.
План работы кружка в подготовительной группе «Графические навыки» Месяц Неделя Тема Цель Сентябрь 3 неделя 16.09.15 18.09.15 Дождик 1. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради. 2. Учить проводить.
Педсовет «Графические способы изображения» Воплощение выразительных образов с чертами индивидуальности в рисунках старших дошкольников обусловлены: овладение разными способами изображения.
Проектная деятельность дошкольников Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах. 1. Проектная деятельность.
Проектная деятельность дошкольников «Проектная деятельность дошкольников» В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания.
Увлекательная экскурсия в библиотеку — фотоотчет Дети средней группы «Калинка»с большим интересом сходили в библиотеку Культурно-досугого центра нашего посёлка. Для нашей группы такое посещение.
Конспект открытого показа специально организационной образовательной деятельности «Увлекательная прогулка с Колобком» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 73» города Ставрополя.
Дидактический материал по русскому языку «Виды диктантов»
Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в именительном падеже.
1. Добрый молодец зашёл в горницу и достал гусли. 2. Как услышал царь про Алёну Прекрасную, не мог усидеть. 3. Баба-яга накормила гостя, напоила. 4. Змей Горыныч за одну ночь весь белый свет облетел. 5. Собирается чудо-юдо на их землю напасть, всех людей истребить, города и сёла огнём спалить. 6. Сыновья утешают батюшку и матушку. 7. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. 8. Упало яйцо в синее море.
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Прослушать предложения. Записать в один столбик существительные в именительном падеже, в другой — в винительном.
1. Пешеход должен переходить улицу только на зелёный свет. 2, Толстый лёд сковал озеро. 3. Мой брат очень полюбил шахматы. 4. Охотник пробрался через густой камыш. 5. В наш двор завезли песок. 6. Письмо вкладывают в конверт. 7. Осень заглядывает в окно. 8. Вода заливает луг.
2. Выбрать и записать предложения с существительными в винительном падеже.
1. Мы выехали в поле. В поле дул сильный ветер.
2. Я посмотрел на море. На море был шторм.
3. Я написал письмо. Письмо лежит на столе.
3. Закончить предложения, используя сюжеты любимых книг и мультфильмов.
4. Прослушать предложения. Записать их, заменяя существительные в единственном числе Существительными во множественном числе.
1. Девушка вышила полотенце. 2. Весной стадо выходит на пастбище. 3. В новом районе построили красивое здание. 4. Я каждый день беру с собой ключ. 5. На ветке сидел воробей. 6. Наступило трудное время.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Подчеркнуть существительные в именительном падеже. Обозначить в них окончания.
На столе было много разных игрушек. Больше всего бросался в глаза чудный дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было увидеть дворцовые покои. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно изображало озеро. По нему плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Всё это было очень мило. Но милее всех была барышня. Она была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшей ткани. Через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа. Барышня была танцовщица. Она стояла на одной ножке, вытянув руки.
Маленькая дикая уточка чирок решилась перевести своих утят из леса в озеро. Долгий был путь. Человек, ястреб, лисица могли увидеть птичью семью. Мать не выпускала утят из вида. Тут ребята заметили птенцов и захотели поймать их. Мать хлопала крыльями, бегала с раскрытым клювом, перелетала в разные стороны. Потом она бросилась спасать своих детей. Она что-то громко крикнула им и побежала в поле. Дети послушались её, быстро выстроились в ряд и побежали к озеру. Семья продолжала свой путь.
2. Подчеркнуть существительные в винительном падеже. Обозначить в них окончания.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Чтобы правду сказать, много слов не нужно. 2. Береги платье снову, а честь смолоду. 3. Не суйся в воду, не зная броду. 4. Ест за вола, а работает за комара. 5. На одном болоте морошку дважды не собирают. 6. Тихая вода подмывает берега.
Корзина с силой ударилась о землю и перевернулась. Авоська схватился руками за Небоську, и они вместе вывалились из корзины. За ними, как горох, посыпались остальные коротышки. Только Незнайка удержался за край корзины. Булька уцепился за его брюки зубами. Шар ударился о землю, подскочил кверху, описал в воздухе огромную дугу и снова опустился вниз. Корзину снова ударило о землю и поволокло. Шар налетел на что-то твёрдое и лопнул с оглушительным треском. Воздушное путешествие окончилось.
Графический диктант по клеткам. Рисунки по клеточкам для детей
Рисование по клеточкам очень увлекательное и одновременно полезное занятие для детей. На сегодняшний день выполнение графических диктантов стало невероятно популярным занятием, которое завоевало сердца многих дошколят, а также выступило отличным помощником в подготовке вашего ребенка к школе. С помощью рисования по клеточкам графических диктантов малыш развивает навыки письма, так сказать, «набивает твердую руку». С помощью таких игровых занятий ребенок учится быть более внимательным, развивает логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость. Рисунок по клеткам в тетради учит ребенка ориентироваться в пространстве, а также помогает закрепить понятия вверх – вниз, вправо – влево. Математические диктанты, в качестве развивающей игры для детей, используют в различных местах: дома, на отдыхе, на море, на даче или на специальных дополнительных занятиях по подготовке ребенка к школе. Здесь самое важное заинтересовать малыша, сказать, что в итоге получится неизвестная картинка, которую потом можно будет раскрасить карандашами или фломастерами. Выполнение графических диктантов хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Чем лучше ваш ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать и тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.
Советы по выполнению графического диктанта и правила рисования картинки по клеточкам. Взрослые должны понимать, что это все же больше игра для ребенка, чем обучение. Во время такого занятия очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Для выполнения графического диктанта потребуется листок в клетку, простой мягкий карандаш, возможно еще ластик. Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. Желательно, чтобы ребенок не отрывал руку от тетрадного листа в процессе выполнения задания. В приведенных ниже схемах используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Следуйте стрелочкам слева направо.
Для начала на тетрадном листе в клеточку нанесите метку, которая будет служить началом отчета для ребенка. Обратите внимание, что на каждой схеме рисунка всегда указывается, сколько клеток нужно отступить от края и верха, чтобы начать диктант. В указанном месте, нужно поставить жирную точку. Теперь, на листе у ребенка, с вашей помощью будет изображена, точка отсчета. Объясните малышу, что с этой точки нужно начинать рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовете. Некоторые дошкольники хорошо воспринимают новую информацию, а другие постоянно путают понятия влево и вправо. Для того, чтобы облегчить задание и не запутать ребенка, вы можете нарисовать в уголках тетрадного листа стрелочки ← и→ чтобы он запомнил, с какой стороны, где и что находиться. Теперь приступайте к выполнению задания. Вы будете диктовать ребенку, а он будет четко выполнять ваши указания, при условии, что он умеет считать до десяти. Считайте вместе, если понадобиться необходимое количество клеток. Диктуйте четко, не торопясь, ведь ребенок должен воспринимать все на слух. Во время графического диктанта, убедитесь, что ребенок успевает. В конце работы посмотрите, насколько нарисованная фигура ребенком, совпадает с заданием. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Спокойно помогите, ластиком сотрите лишние в том месте, где произошла ошибка. Не ругайте ребенка, если у малыша сразу не получилось. Продолжительность занятия 15 – 20 (максимум 30) минут. А после выполнения диктанта обязательно похвалите своего малыша, спросите, понравилась ли ему такая игра? И будет ли он играть в нее с вами в следующий раз?
Успехов вам в выполнении интересных заданий по клеткам!
Польза графических диктантов для дошкольника
Юлия Сафонова
Польза графических диктантов для дошкольника
Польза графических диктантов для дошкольника»
Это замечательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Начинать заниматься с ребенком графическими диктантами можно уже от 4 лет. Именно в этом возраст следует начинать развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.
Графическими диктантамиможно заниматься везде: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. По сути графические диктанты- это игра, способная увлечь и занять ребенка с большой пользой для него. В самом начале вы начинаете свою увлекательную игру на пустом листе в клеточку и выполняя нехитрые инструкции в итоге получаете какаю-то неизвестную картинку, которую потом можно разрисовать по своему вкусу и настроению.
Перед началом проведения графического диктанта с ребёнком, нужно подготовить всё заранее. Посадите ребёнка за стол, вручите ему карандаш и листочек в клеточку. Затем следует объяснить ребенку основные правила диктанта,рассказывая ему что вы будете делать: «Мы с тобой попробуем нарисовать интересные фигурки. Какие, ты не узнаешь пока не выполнишь задание до конца. Что-бы правильно выполнить работу, нужно будет внимательно меня слушать и не путать право-лево. Я буду тебе диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. Ты будешь проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получилось. Старайся, чтобы линии были у тебя ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный»
В первый раз можно выполнять задание вместе с ребенком, чтобы он имел четкое представление о том как нужно работать, а второй и последующие диктанты дети смогут выполнять уже самостоятельно. Обязательно перед выполнением диктанта нужно повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево.
После выполнения диктанта обязательно похвалите детей, исправьте вместе ошибки, если они есть. Если дошкольнику понравятся такие упражнения, можно попросить их придумать и самим нарисовать по клеточкам фигурки, а потом вместе составить интересный графический диктант.
Выполнять графические диктанты можно в двух вариантах.
Вариант 1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.
Вариант 2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.
В заданиях количество клеток обозначено цифрой, а направление – стрелкой.
Плюсы графического диктанта
— Тренирует мелкую моторику рук дошкольника.
— Учит ребенка сосредотачиваться на конкретном задании.
— Тренирует внимание. Задействует связь фонетического восприятия с визуальным и графическим.
— Учит ребенка запоминать понятия «лево» и «право».
— Тренирует абстрактное мышление и воображение.
Задание требует доводить начатое до конца, иначе будет просто не понятно, что загадал ведущий. Дополнительными вопросами и заданиями можно развивать речь маленького ребенка, говоря о нарисованном предмете, изучать новые понятия. Значительно облегчает жизнь родителей в длительном ожидании вместе с детьми. Не требует от ведущего специальных знаний и длительной подготовки.Одно важное правило при выполнении заданий: не стоит заставлять ребенка их выполнять через силу. Не ругайте и не прерывайте ребенка, если он ошибся или не справился с заданием.Просто объясните ему: почему так получилось, что он сделал не так. Лучше выбрать время, когда все игроки в хорошем настроении и хотят заняться чем-то увлекательным. Заинтересуйте ребенка и предложите ему быть ведущим — ведь детям тоже хочется самим что-то придумать и «покомандовать взрослыми».
Все графические диктанты помогут ребенку расширить кругозор, научиться ориентироваться в тетрадке, увеличить активный словарный запас, познакомиться с различными способами и вариантами изображения предметов.
Бизиборд — радость и польза для детей » Знания и умения добытые самостоятельно, более глубоко проникают в сознание. «- говорила Мария Монтессори. Бизиборд именно такое пособие,.
Игровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.
Использование графических схем при заучивании стихотворения Наш воскресный вечер в эти выходные начался с того, что неожиданно мы вспомнили о том, что не доделали с ребёнком домашнее задание в логопедической.
Картотека графических диктантов для старших дошкольников ко Дню графического диктанта на МAAM Картотека графических диктантов для старших дошкольников ко Дню графического диктанта на МААМ Рисование по клеточкам – очень увлекательное.
Конструкт урока в 5 классе «Живописный пейзаж с использованием графических средств» Конструкт урока Тема урока: Живописный пейзаж с использованием графических средств. Класс: 5 Цель: Формировать умения чувствовать и определять.
Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.
Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.
Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.
Стихи для выполнения графических упражнений детьми подготовительной группы Уважаемые коллеги! В подготовительной группе работа по укреплению руки, по ориентировке в тетради имеет большое значение. Предлагаю вашему.
Стихи для выполнения графических упражнений детьми подготовительной группы (2 часть) Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию 2 часть методической разработки. Стихи, предложенные мной можно разделить на темы и использовать.