Что такое дифференциальные и интегральные признаки фонем
Что такое дифференциальные и интегральные признаки фонем
Лингвистика (lingua (лат.) – язык) – языкознание.
Лингвистика подразделяется на:
1)описательную лингвистику, изучающую язык на определённом этапе;
2)исторические языковедческие науки, изучающие изменение языка во времени.
Общее языкознание – наука о природе и сущности языка (его сторон, составных частей и единиц).
Проблемы общего языкознания:
1)проблема природы и сущности языка ( в том числе – отношения языка к мышлению и обществу);
4)развития языка в связи с развитием человеческого общества;
5)возникновения и развития письма;
6)классификации (или типологии);
7)определения сущности и границ применения используемых методов (сравнительно-исторического, описательного, сопоставительного, экспериментального, количественного и т.д.);
8)применения лингвистики к решению практических задач (машинного перевода, служб научно-технической информации и т.д.);
9)влияния на лингвистику связей с другими науками.
Природа, сущность и функции языка
Природа языка – НЕ биологическая, т.к. язык не наследуется;
НЕ психическая, т.к. язык не развивается у каждого человека независимо.
Знак – материальный носитель социальной информации.
Лингвистическое определение языка
Язык – исторически возникший и развивающийся сложный знаковый механизм общения.
2)отображающего обозначения предметов;
3)выражения деятельности мысли.
Взаимосвязь языка и мышления
Сознание – способность и процесс отображения действительности в форме мыслей, чувств, волевых состояний.
Мышление – способность и процесс отображения действительности в форме понятий, суждений, умозаключений.
Язык – материальная, практическая сторона сознания, в том числе – мышления.
Язык и мышление едины, но не тождественны. Отличия:
1)мысль идеальна – язык материален;
2)строение и законы развития различны.
Функции языка по отношению к мышлению:
2)участие в формировании мыслей.
Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах действительности даёт естественнонаучное объяснение функции языка как орудия формирования мысли.
Первая сигнальная система – совокупность прямых воздействий предметов и явлений и совокупность ощущений.
Вторая сигнальная система – совокупность косвенных, словесных воздействий на человека и совокупность слов.
Слово позволяет обобщать, объединять предметы в классы, разряды, группы, то есть находить в предметах общее и на его основе формировать понятия о вещах и явлениях.
Язык общенароден, так как его функции (общения; обозначения предметов и явлений; формирования и выражения мысли) необходимы всем, вне зависимости от социальной принадлежности.
Люди разных классов и профессий предъявляют к языку ещё и особые (классовые или профессиональные) групповые запросы. Это обусловлено различиями условий жизни, труда, быта; моральных, идеологических, эстетических взглядов.
Отдельные люди не могут создать или пересоздать язык своего народа Но отдельный человек может выявить возможности существующего языка.
Общественное значение языка
Язык как средство общения – постоянный участник развития всех сторон жизни человеческого общества:
1)объединение людей в племена, народности, нации происходит при обязательном участии языка;
2)в трудовой деятельности необходим язык;
3)язык необходим в духовной жизни народа:
а) при передаче научного опыта;
б) в развитии художественной литературы;
в) в воспитательной и образовательной деятельности общества.
Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний. (К.Д.Ушинский)
Чем развитее, совершеннее язык людей, тем успешнее их трудовая деятельность и работа мысли, тем успешнее их жизнь.
Структура языка – целостная, организованная, единая совокупность составляющих его сторон (фонетики, грамматики, словообразования),
частей этих сторон (различных групп слов, грамматических категорий или звуков и т.д.)
и отдельных языковых единиц (слова, звуки, морфемы, словосочетания, предложения и т.п.).
Отдельные лингвистические науки
Различные лингвистические науки изучают разные сторон языковой структуры:
1.Лексикология – наука о словарном составе языка и закономерностях его развития.
2.Фонетика – наука о звуках речи, слогах, речевых тактах, ударении, интонации.
3.Грамматика – наука о построении слов и предложений. Она подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология – учение о построении и изменении слов. Синтаксис – учение о построении предложений.
4.Словообразование – наука об образовании новых слов от уже существующих; о типовых отношениях, сложившихся в языке между производящими и производными словами.
5.Семасиология – наука о смысловой стороне слов и предложений, частей речи и членов предложения.
6.Стилистика – наука о стилях речи (нейтральный, официальный, просторечный и т.д.)
Язык – система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании коллектива в отвлечении от конкретных мыслей.
Речь – язык в действии.
Средства общения в реализации представляют собой речь; в потенциальной возможности – язык.
Общее (язык) осуществляется в частном (в речи).
В языке есть метафорические значения слова, но нет метафорического применения общенародных языковых значений.
Фонетика – наука о звуковых средствах языка. Её составные фонетики как науки:
1)функциональная фонетика (фонология) изучает социальное использование звуков языка;
2)артикуляторная фонетика изучает физиологию формирования звуков речи;
3)акустическая фонетика изучает свойства звуков.
Речевой аппарат подразделяется на пять частей:
1.Дыхательный аппарат: грудная клетка, грудобрюшная преграда, лёгкие, бронхи, дыхательное горло. Дыхательный аппарат создаёт воздушную струю.
2.Гортань – трубка из хрящей (перстневидный, щитовидный, черпаловидные), соединённых голосовыми связками. Здесь возникают гласные, шёпотные, согласные звуки.
3.Надставная труба – полости рта и носа, разделённые передним (костным) нёбом и задним (мягким) нёбом, переходящим в нёбную занавеску и язычок. Служит резонатором, в котором создаются дополнительные тоны. При поднятой нёбной занавеске получаются чистые звуки, при опущенной – назализованные. Объём и форма надставной трубы меняется в зависимости от раствора рта, положения языка, губ.
4.Органы произношения подразделяются на активные (язык, губы) и пассивные (нёбо, зубы, дёсны). Сближаясь или смыкаясь, образуют препятствия на пути воздушного потока, осуществляя окончательную отделку звука.
5.Центральная нервная система управляет всей работой голосового аппарата.
Артикуляция – движение и положение органов произношения, необходимых для производства звука.
Артикуляционная база языка – совокупность всех артикуляций данного языка.
Акустические свойства звуков речи регистрируются осциллографами, магнитофонами, диктофонами, спектрографами.
Фонология
Понятие «фонема» (‘минимальная единица языка’) ввел Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929).
Фонологию интересуют функции звуковых элементов (фонем) в языке (= функциональный аспект звуков речи).
Фонемы составляют оболочку слов. Главная функция фонемы– смыслоразличительная: фонемы не имеют значения, но помогают различать значения слов и морфем. Примеры:
Основная задача фонологии – определить, какие звуковые различия являются значимыми для того или иного языка.
Фонема – единица языка. ↔ Звук – единица речи (см. вопрос Язык и речь)[1].
ð Фонема отличается от звука тем, что она:
· нематериальна – ее нельзя услышать или произнести, она существует в системе языка / сознании носителей этого языка;
· абстрактна – чтобы понять, что такое фонема, нужно выделить ее существенные свойства и абстрагироваться от многообразия звуков, которые можно встретить в речи разных людей, говорящих на одном языке.
Люди говорят по-разному, например, некоторые носители русского языка «картавят», но ни в одном учебнике русского языка мы не найдем увулярное Р. Увулярное Р – это факт речи конкретного человека, не имеющий отношения к системе русского языка.
Фонема реализуется в речи в виде своих аллофонов (конкретных звуков). Аллофоны варьируются в зависимости от позиции (являются результатом изменений звуков речи).
По словам Николая Сергеевича Трубецкого (1890–1938), классика фонологии, «фонологическая система любого языка является как бы ситом, через которое просеивается все сказанное».
· Совсем маленький ребенок произносит разнообразные звуки, которые не зависят от того, на каком языке говорят его родители (встречаются гортанные, щелкающие звуки, сложные аффрикаты и др.). Со временем ребенок начинает использовать только определенные звуки, т.к. определяет, какие звуковые элементы являются важными, а какие – неважными для его языка.
· Человек может не замечать различия между фонемами в иностранном языке, если в его родном языке эти звуковые элементы не выполняют смыслоразличительную функцию. Так, японцы часто путают русские фонемы и (и соответствующие им звуки речи), потому что в их языке нет такого противопоставления.
Как определить, сколько в языке фонем и какие они? Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимается фонема той или иной научной школой. Поэтому в разных работах выделяется разное количество фонем.
Так, представители ряда фонологических школ (например, Московской) для определения состава фонем подбирают минимальные пары – два слова или две морфемы, которые имеют разное значение и различаются одним звуком в той же позиции):
Наличие минимальных пар – критерий фонематичности, т.к. они доказывают смыслоразличительную функцию фонем.
Сколько различий в транскрипциях слов «мыл» и «мил»?
Причина отсутствия минимальных пар – фонемы не встречаются в одинаковых произносительных условиях (находятся в отношениях дополнительной дистрибуции):
· [ы] – только после твердых согласных;
· [и] – когда угодно (в начале слова, после гласных, после мягких согласных), но только не после твердых согласных.
è Критерий дополнительной дистрибуции: если фонетически близкие звуки никогда не встречаются в одной позиции, то это варианты одной фонемы.
В белорусском языке есть два звонких заднеязычных звука: [ γ ] (горад) и [ ґ ] (гузiк). Они представляют одну фонему или разные?
Любая фонема – это набор акустических и артикуляционных признаков. Пример:
Принципиальное значение для фонологии имеют дифференциальные признаки. Это признаки, существенные для системы фонем: сравнивая фонемы, мы различаем их.
У нас есть две фонемы русского языка. Мы видим, что из четырех пар признаков, три пары у них совпадают. Значит, оставшаяся пара признаков – дифференциальные.
Интегральные признаки встречаются тогда, когда какая-то клетка в системе фонем является незаполненной. Например, в русском языке многие фонемы различаются по глухости/звонкости, но могут быть и непарные фонемы.
· Если у глухой фонемы есть пара по звонкости, то глухость – это дифференциальный признак. Пример:
· Для глухой фонемы, у которой нет пары по звонкости, глухость – это интегральный признак. Пример:
Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 1093 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Фонемная парадигматика (фонологическая система)
Фонологические единицы
1) при узком понимании к фонологическим единицам относят гласные и согласные фонемы – это сегментные единицы, которым в речи соответствуют звуки;
2) при широком функциональном подходе (американская фонологическая школа) к фонологическим единицам относят также суперсегментные /просодические единицы (ударение, интонацию), учитывая тот факт, что эти единицы принимают участие в различении смыслов.
Особенностью фонологических единиц является то, что они имеют только план выражения, т. е. они только звучат, но сами по себе смысла не передают. Роль фонологических единиц заключается в том, что они принимают участие в передачи информации, в выражении смысла косвенно.
Функции фонологических единиц
1) конститутивная (образующая) функция. Фонологические единицы принимают участие в построении значимых единиц языка. Эта функция свойственна как фонемам (сегментным единицам), так и просодемам (суперсегментным единицам):
2) дистинктивная (различительная) функция.Фонологические единицы служат для фонетического распознавания и семантического отождествления слов и морфем. Эта функция реализуется путем противопоставления звуковых оболочек значимых единиц. Дистинктивная функция включает в себя:
а) перцептивную (распознавательную) функцию(от лат. perceptio ‘восприятие’) – это функция фонемы, которая заключается в доведении звуков речи до восприятия: она дает возможность органам слуха воспринимать и распознавать звуки речи и их сочетания, тем самым способствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем:
груздь [грус´т´] – груздья [груз´д´jа]
друг [друк] – друзья [друз´jа];
б) сигнификативная (смыслоразличительная) функция(от дат. significare ‘обозначать’) – это функция различения форм слова и разных слов. Следовательно, формо- и смыслоразличительная функция:
том – сом – ром ([т] – [с] – [р] – звуки, которые представляют разные фонемы, смыслоразличительная функция)
рукá – рукú (форморазличительная функция).
Дистинктивная функция свойственна фонемам, а в языках с подвижным ударением это также функция просодической единицы – ударения:
óрган – оргáн, зáмок – замóк,
вырезáл (несов. вид) – в΄ырезал (сов. вид), высыпáл – в΄ысыпал,
Во всех языках интонация влияет на содержание фразы.
в) делимитивная функция(от лат. limitis ‘граница’) – это функция обозначения границы между двумя следующими друг за другом единицами (морфемами, словами, тактами, фразами):
*присуща интонации, которая во всех языках обозначает границы фраз и других фонетических сегментов;
*фиксированное ударение служит пограничным сигналом начала или конца слова;
*некоторые фонемы могут указывать на начало или конец слова (сильный приступ в начальном гласном в немецком языке, в английском языке носовой [ŋ] не может находиться в начале слова/морфемы, в японском языке [g] употребляется только в начале слова, а в других позициях – [ŋ]).
Основным объектом изучения фонологии являются сегментные фонемы, которым в речи соответствуют звуки.
В мировой лингвистике существуют разные фонологические школы (пражская, лондонская, копенгагенская, американская, ленинградская, московская), которые отличаются своими подходами к разработке фонологической теории. Однако для любой фонологической теории характерно противопоставление фонемы и звука. До возникновения фонологии исследователи считали минимальной единицей языка звук как физическую реальность. Однако физическая реальность звука не соотносится с языком.
Фонемы и звуки речи
Фонема – это психический эквивалент звука (Бодуэн де Куртене).
Наиболее значимая теория фонемы была создана в рамках Пражской школы Н. Трубецким (“Основы фонологии”), который определил фонему следующим образом: Фонема – это совокупность фонологически релевантных (существенных) признаков, которые могут служить для разграничения слов и морфем.
Для английского и немецкого языков релевантной является оппозиция долгих и кратких гласных (cart [ka:t] ‘воз’ – cat [k^t ‘резать’], а для русского и украинского языков эта оппозиция является нерелевантной. Для русского языка нерелевантной является оппозиция заднеязычного взрывного [ґ] и заязычного фарингального взрывного [г], а для украинского языка эта оппозиция является релевантной, т. е. существенной, поскольку участвует в различении смыслов: гніт ‘угнетение’ – ґніт ‘фитиль’.
Итак, фонема – это минимальная звуковая единица языка, которая служит для распознавания и разграничения значимых единиц – слов и морфем. Другими словами, фонема – это минимальная релевантная звуковая единица.
Фонема как функциональная единица материализуется в звуках.
Фонема | Звук |
1) социальное явление, т. е. это то общее в звуке, что делает его узнаваемым независимо от особенностей его произношения разными людьми; | 1) индивидуальное явление; |
2) единица языка; | 2) единица речи; |
3) абстрактная единица (существует в представлении говорящих); | 3) конкретная единица (физическое явление, которое воспринимается на слух и может быть записано на пленку и т. д.); |
4) постоянная величина, от условий произношения зависит только возможность ее реализации в том или ином звуке. | 4) величина зависимая, хотя он всегда идентичен самому себе. |
Одной фонеме могут соответствовать разные звуки, т. е. несколько разных ее реализаций. Аллофоны (от греч. allos ‘другой’ и phōnē ‘звук’) – это группа звуков, в которых реализуется определенная фонема.
просьба [проз´ба] – [з´] | |
укр. | |
просити [просити] –[с] | |
вол [вол] – [о] | |
русск. | вода [в^да] – [^] |
водяной [въдяноi] – [ъ] |
В одном звуке может совпадать несколько фонем
укр. | сміється [с´м’іjец:а] | [ц:] |
русск. | сшить [ш:ит´] | [ш:] |
Дифференциальные и интегральные признаки фонем
Фонему нельзя разложить на элементы, которые бы следовали друг за другом. Однако фонема представляет собой сложное явление. Фонема состоит из ряда признаков, которые представляют собой обобщение артикуляционных и акустических особенностей звуков.
Фонема характеризуется признаками двух типов:
1. Дифференциальные (от лат. differentia ‘разница, отличие’) признаки – это признаки фонемы, которые служат для распознавания значений слов и морфем.
Дифференциальные признаки выделяются методом минимальных пар – два слова с минимальными звуковыми отличиями (разница только по одному признаку).
дар – бар | преднеязычность | все другие признаки совпадают |
губность | ||
дам – зам | смычность | все другие признаки совпадают |
щелинность | ||
дар – тар | звонкость | все другие признаки совпадают |
глухость | ||
дума – Дюма | твердость | все другие признаки совпадают |
мягкость |
Итак, любой дифференциальный признак должен иметь соотносимый с ним признак, на фоне которого он будет восприниматься как такой, который служит для восприятия смысла.
Дифференциальные признаки называют еще активными.
2. Интегральные(от лат. integralis ‘неразрывно связанный с целым’) признаки – это признаки фонемы, которые не различают значений слов или морфем.
Например, русская фонема имеет 4 признака: звонкость, заднеязычность, взрывность и твердость
гол – кол | звонкость | все другие признаки совпадают |
глухость | ||
гол – бор | заднеязычность | все другие признаки совпадают |
губность |
Итак, для русской фонемы звонкость и заднеязычность являются дифференциальными признаками, поскольку служат для разграничения смысла. В то время как взрывность и твердость являются интегральными признаками, поскольку в русском языке нет ни одной пары слов, которые бы отличались друг от друга звуками [г] взрывным и фрикативным или же твердым и мягким.
Интегральный признак всегда выступает как дополнение определенных дифференциальных признаков и не имеет соотносимых признаков, которые ему бы противопоставлялись.
Интегральные признаки называют еще пассивными.
Один и тот же одинаковый по физической природе признак может быть для одних фонем дифференциальным признаком (далее – ДП), а для других фонем – интегральным признаком (далее – ИП).
Роль дифференциальных и интегральных признаков фонем различна:
1. Дифференциальные признаки составляют фонологическую сущность фонем, фонему можно представить как пучок смыслоразличительных признаков:
фонема | преднеязычность |
зубность | |
смычность | |
взрывность | |
шумность | |
звонкость |
Замена одного ДП другим является недопустимой, поскольку при этом может измениться смысл слова или же вообще слово может утратить смысл:
2. Интегральные признаки не входят в фонологическую сущность фонем, они имеют вторичное значение. Фонема может обойтись без ИП, но без них не может обойтись звук, в котором эта фонема воплощается, реализуется. Замена ИП приводит к изменению привычного звучания слова и усложняет восприятие:
Таким образом, ИП фонемы так же существенны, как и ДП.
Дифференциальными признаками фонемы могут быть:
б) признаки по месту образования;
в) признаки по способу образования;
г) твердость/мягкость. В западноевропейских языках (немецком, английском, французском и др.) такого ДП нет. В этих языках твердость или мягкость согласных является их ИП;
е) краткость/долгота гласных. Из славянских языков разграничение кратких и долгих согласных свойственно только чешскому языку;
ж) открытость/закрытость гласных.
Для того, чтобы проверить, принадлежат определенные звуки какого-то языка к разным фонемам или же являются разновидностями одной фонемы, необходимо поставить их в одинаковые произносительные условия и выяснить, различают ли они смысл. Если различают, то это разные фонемы (даже при наличии в языке только одной пары слов, которые различаются этими фонемами). Если же не различают, то это представители разных фонем.
Фонемная парадигматика (фонологическая система)
Фонемы нельзя рассматривать вне системы определенного языка. Не существует общечеловеческих фонем.
Содержание каждой фонемы определяется ее местом в системе, в которой она противопоставляется другим фонемам.
Самым простым способом установления фонологической системы является метод минимальных пар (см. дифференциальные признаки фонемы).
В основе парадигматических отношений между фонемами лежат фонологические оппозиции, т. е. противопоставления фонем по дифференциальным признакам.
Коррелятивная оппозиция – это оппозиция, члены которой отличаются друг от друга только по одному признаку, а по другим признакам – совпадают:
Коррелятивные оппозиции называют еще простыми/чистыми.
Многие фонемы входят сразу в несколько оппозиций, которые пересекаются, образуют группу. Все фонемы образуют упорядоченную систему.
В языке может быть от 10 до 80 фонем (гавайский язык – 13 фонем, абхазский язык – по разным данным, 71, 78, 81 фонема).
Фонема. Дифференциальный признак. Фонологически значимые и незначимые оппозиции. Классификация оппозиций
Фонемы существуют в нашем языковом сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимся к одном фонеме, отождествляют их. Это связано с тем, что многообразие произносимых звуков группируется в каждом языке в ограниченное и исчисляемое количество основных звуковых единиц – фонем. При этом звуки объединяются не по акустической или артикуляционной близости, а по функциональной общности.
Возникновение теории фонем связано с деятельностью Казанской лингвистической школы, где работал ученый Бодуэн де Куртенэ. Итак, фонема – это кратчайшая лин.выд.яз.ед, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями; фонема служит для формирования, различения и отождествления слов и морфем. У фонем в языке важное назначение – различать разные слова, разные морфемы (сигнификативная функция), а также способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем (перцептивная функция). Некоторые ученые выделяют также и конституирующую функцию, т.к. фонема является строительным материалом для значимых единиц языка.
В речи фонемам соответствуют звуки. Членение слова на звуки говорящие осуществляют в соответствии с фонемным членением.В разных языках одни и те же или похожие последовательности звуковых сегментов могут говорящими члениться на разные звуки в соответствии с разным фонемным членением (май – my).
Несмотря на то, что фонема – это минимальная единица языка, она представляет собой не простейшее, а сложное явление, т.к. она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в единстве фонемы. Каждая фонема обладает рядом дифференциальных и интегральных признаков. Признаки, необходимые и достаточные для определения данной фонемы в сигнификативно сильных позициях, называются дифференциальными. А признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам являются интегральными. Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Это связано с тем, что один и тот же признак в составе фонем разных языков может иметь различную функциональную характеристику. По числу дифференциальных признаков, характеризующих фонему, определяется ее валентность.
Фонемы могут быть по-разному противопоставлены друг другу. В зависимости от этого Трубецкой выделил различные типы оппозиций, т.е. противопоставлений фонем.
1. По числу фонем, обладающих общими дифференциальными признаками (ДП) и противопоставленными по одному ДП, различаются одномерные и многомерные оппозиции. Одномерные оппозиции присущи только двум фонемам данной системы. Так, только фонемы /и/ и /у/ обладают ДП верхний подъем, противопоставляясь по лабиализованности/нелабиализованности. В многомерных оппозициях общие ДП присущи большему числу фонем. Так, общие ДП взрывная, глухая, твердая у фонем /п/, /т/, /к/, противопоставленных по месту образования.
Все приватные одномерные пропорциональные оппозиции, характеризующиеся одними и теми же признаками, по которым противопоставлены фонемы, составляют корреляцию. Таковы, например, корреляция звонкости, корреляция палатализации и т.д.
Нейтрализация. Сильные и слабые позиции. Варианты и вариации фонем. Гиперфонема.
Нейтрализация фонем обязательно связана с их чередованиями в одних и тех же морфемах: в одних позициях фонемы в разных морфемах различаются, в других эти фонемы в тех же морфемах не различаются, совпадают. Поэтому нейтрализация – это снятие противопоставления фонем в тех же морфемах.
Произносительные условия употребления, реализации фонем в речи называются позициями. Позиции бывают сильные – это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций, и слабые – позиции, в которых возможности выполнения фонемой своих функций ограничены. У фонемы две основные функции: перцептивная – способствовать отождествлению одних и тех же значимых единиц языка, и сигнификативная – способствовать различению разных единиц. В связи с этим выделяют два типа позиций: перцептивные (сильные и слабые) и сигнификативные (сильные и слабые). В отношении перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, независимо от позиции; слабая же та, в которой фонема меняет свое звучание в зависимости от позиции и выступает в виде вариации фонемы. Вариации всегда принадлежат одной фонеме, которая как общее проявляется в отдельном. В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление и, различаясь, различают значимые единицы языка, а слабая позиция та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, перестают различаться и различать значимые единицы языка. Тем самым противопоставление нейтрализуется. Итак, сигнификативно сильные и слабые позиции принадлежат не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух или более фонем, которое осуществляется в сильной позиции и нейтрализуется в общем варианте (аллофоне) в слабой позиции. Перцептивно и сигнификативно сильная позиция называется абсолютно сильной. В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем – доминантой.
Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции в данной морфеме, надо изменить слово или подобрать другое слово с той же морфемой, чтобы слабая позиция в ней заменилась сильной. В некоторых морфемах такая проверка вообще невозможна, иногда она лишь позволяет ограничить круг фонем, нейтрализующихся в сигнификативно слабой позиции, но не выявляет единственно возможную из этих фонем. В подобных случаях речь идет о гиперфонеме. Гиперфонема – это функциональная единица, представленная в конкретной морфеме рядом позиционно чередующихся звуков, общих в этих позициях для нескольких нейтрализованных фонем, и не приводимая в данной морфеме однозначно к одной из этих фонем. Обычно гиперфонема бывает представлена несколькими фонемами, иногда в их число входит и нуль фонемы.