Что такое динамика музыка 3 класс
Динамика в музыке
Динамика является важным элементом музыкального языка. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Такие звуковые оттенки называют динамичными. Динамические оттенки — это своеобразные краски, музыку раскрашивают в разные цвета.
Динамикой называют громкость, с которой следует исполнять музыкальное произведение. Её условно обозначают первыми буквами итальянских слов, иногда целыми итальянскими словами, иногда условными знаками. Буквы, слова или знаки пишут в начале музыкального произведения или в середине его, когда надо изменить силу звучания — выполнять тише или громче
ff — фортиссимо — очень громко;
Динамика может постепенно увеличиваться или уменьшаться. Такой постепенный переход от f к Р и наоборот называют крещендо и диминуэндо.
Для внезапного усиления (выделения) отдельного звука или аккорда существует еще один условный знак — акцент ( > ), который ставят над или под нотой (аккордом). Чтобы передать постепенное нарастание громкости, употребляют слово crescendo (крешендо). Его в основном пишут сокращенно cresc. или графически изображают так, как показано на рисунке ниже.
Чтобы обозначить постепенное уменьшение громкости, употребляют слова decrescendo (декрещендо) или diminuendo (демидуэндо). Сокращенно:decresc., dim.
В вокальных произведениях (песни, романсы, хоры и др) независимо от того, исполняется ли произведение с сопровождением или без него, динамические обозначения пишут над нотным станом вокальной строки, чтобы не мешать тексту.
Итак, при записи динамических оттенков буквы часто сочетают со словами. Графические знаки, показывающие изменение динамики, называют вилками (>,
Динамика (музыка)
Дина́мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания.
Содержание
Обозначения
Громкость (относительная)
Два базовых обозначения громкости в музыке:
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff.
Обозначение Наименование Уровень громкости, фон Громкость, сон fff Форте-фортиссимо — самое громкое 100 88 ff Фортиссимо — очень громкое 90 38 f Форте — громкое 80 17,1 p Пиано — тихое 50 2,2 pp Пианиссимо — очень тихое 40 0,98 ppp Пиано-пианиссимо — самое тихое 30 0,36
Постепенные изменения
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креще́ндо (итал. crescendo ), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo ), или декреше́ндо ( decrescendo ) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся ( ) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:
«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус. по́ко — немного), poco a poco (рус. поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (рус. су́бито — внезапно) и т. п.
Резкие изменения
Сфорца́ндо (итал. sforzando ) или сфорца́то ( sforzato ) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando ) и обозначается rinf., rf или rfz.
Обозначение fp ( forte piano ) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp ( sforzando piano ) указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Акцент
Музыкальные термины, связанные с динамикой
История
Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.
Примечания
См. также
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Полезное
Смотреть что такое «Динамика (музыка)» в других словарях:
МУЗЫКА (вид искусства) — МУЗЫКА (от греч. musike, букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад (см. ЛАД),… … Энциклопедический словарь
МУЗЫКА — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Современная энциклопедия
МУЗЫКА — (от греч. musike букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп,… … Большой Энциклопедический словарь
Музыка — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Музыка — (гр. musike – буквально: искусство муз) вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах произведение или совокупность произведений этого искусства, активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно … Энциклопедия культурологии
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
МУЗЫКА — уч. предмет в общеобразоват. школе, способствующий развитию муз. эстетич. культуры школьников. Занятия М. со школьниками ставят своей целью пробудить интерес к этому виду иск ва, потребность в общении с подлинно худож. произведениями; научить… … Российская педагогическая энциклопедия
музыка — и; ж. [от греч. mousikē (tekhn=e) (искусство), принадлежащее музам] 1. Искусство, воплощающееся в звуковых художественных образах. Инструментальная, вокальная, симфоническая м. Теория музыки. Учиться музыке. // Произведение или совокупность… … Энциклопедический словарь
Что такое музыкальная динамика?
В музыке динамикой называют изменение силы звучания, то есть громкости. Наверняка все замечали, что музыка никогда не звучит одинаково громко или одинаково тихо все время. Сила звука все время меняется. Композитор умышленно делает некоторые фрагменты тише, а некоторые громче. Таким образом, можно подчеркнуть характер музыки, обратить внимание слушателя на какой-то момент. Например, когда звучит торжественная музыка, она непременно должна быть громкой, если характер меняется и музыка становится грустной, унылой, то тут же она становится тише.
Как обозначают динамику?
Для того, чтобы исполнитель сыграл произведение в нужной динамике, то есть правильно выполнил все указания композитора, в нотной партитуре ставят специальные знаки. Существует два основных вида громкости: тихо и громко. Виды динамики принято называть итальянскими словами piano (тихо) и forte (громко) (кстати, инструмент фортепиано получил свое название из-за того, что мог издавать как очень тихие звуки, так и довольно громкие). Чтобы немного облегчить нотную запись, решили оставить только первые буквы этих слов. Таким образом, если композитор хочет, чтобы определенное место его произведения прозвучало тихо, он ставит сверху знак «р», если громко, то «f».
Помимо основных «piano» и «forte», есть еще и другие разновидности динамики. Например, «pianissimo» и «fortissimo» в нотах отмечаются знаками «рр» и «ff». Если ставится такой знак, значит музыка должна звучать очень тихо («рр») или очень громко («ff»). Но и это еще не все, некоторые произведения требуют супер громкого звучания, тогда ставятся знаки «ррр» «рррр» и «ррррр» читается это как: «piano-pianissimo, piano- piano-pianissimo и piano-piano- piano-pianissimo» то есть, знак «ррррр» можно встретить крайне редко, но иногда его используют. В этом случае слушатель с большим трудом сможет услышать звук инструмента или оркестра. Точно так же обозначается и супер громкий звук: «ff», «fff», «ffff» и «fffff». Музыка, исполняемая даже на «3 форте» («fff»), звучать будет просто оглушительно.
Нюансы в музыке: динамика (Урок 12)
На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки.
Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы — громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».
Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:
Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».
Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.
Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?
Правильно — тихо. А как сыграть сигнал тревоги?
Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:
Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.
Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:
Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире ( ). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).
Рассмотрим на примере:
А здесь сужающаяся «вилка» ( > ) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).
Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «Крещендо» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «Диминуэндо» (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) — постепенное ослабление.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:
Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:
Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент. В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.
В нотах он обозначается:
Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.
Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике:
План-конспект урока музыки в 3 классе «Динамическое развитие музыки»
В ходе данного учебного занятия учащиеся актуализируют свои знания о динамике и учаться наблюдать за изменением динамики в музыкальных произведениях.
Содержимое разработки
Тема: «Динамическое развитие музыки»
Цель: формирование представления о динамическом развитии музыки
1) актуализировать представления о динамике;
2) формировать умение следить за динамическим развитием музыки и отображать его с помощью пластического моделирования;
3) развитие динамического слуха
Прежде чем вы узнаете тему урока, вам необходимо ответить на вопросы. Если ответы будут верны, то откроется ключевое слово.
1. Как называется музыка, характеризующаяся напевностью, плавностью, протяжностью? (Песенная.)
2. Как называется музыка, характеризующаяся чёткостью, ритмичностью? (Маршевая.)
3. Как называется музыка, характеризующаяся отрывистостью, подвижностью? (Танцевальная.)
На доске появляется слово: ДИНАМИКА.
— Давайте вспомним, что такое динамика? Анализ ответов детей.
— Однокоренные слова: динамик, динамики
Вывод: ДИНАМИКА – СИЛА ЗВУКА.
— Какой может быть динамика? (Тихой, громкой, не очень тихой, не очень громкой, очень громкой, очень тихой.)
Разучивание попевки «Тихо – громко». Введение обозначений: громко – f (форте), тихо – p (пиано).
Исполнение попевки с использованием значков (показывает учитель, затем – кто-то из учащихся).
Исполнение попевки всем классом с детскими импровизациями темы грома в нижнем регистре ф-но, и темы мышей – на цимбалах во время пауз.
— Как вы думаете, о чём может рассказать динамика, динамическое развитие в музыке?
Сегодня мы поговорим, о чём может рассказать динамика, на примере очень хорошо известной вам сказки.
— Вспомните, как называется симфоническая сказка, в которой рассказывается о мальчике Пете, победившем злого волка? («Петя и волк».)
— Кто из композиторов является автором этой сказки? Выберите из предложенных фамилий правильный ответ: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, Л.Бетховен.
— Почему С.С.Прокофьев назвал свою сказку симфонической? (Сказка рассказана инструментами симфонического оркестра.)
— Выберите из предложенных рисунков с героями сказки тот, о котором сейчас пойдёт речь.
1 слушание фрагмента темы птички. Ответы детей.
— Почему вы так решили?
— В исполнении какого музыкального инструмента прозвучала тема птички? (Флейты.)
2 слушание темы птички:
— Как вы думаете, что делала птичка в данном фрагменте? (Слушание с пластическим интонированием.)
Анализ ответов. Вывод: птичка о чём-то рассказывала Пете, а потом улетела.
— Что помогло вам определить, что птичка улетела? (Музыка стала звучать тише.)
Учитель вводит запись динамических оттенков.
Запись на доске: не очень громко – тихо.
Выбор детьми регистра (высокий, так как птичка маленькая).
Показ учителем импровизации на тему «птичка рассказывает, птичка улетает».
Исполнение детьми собственных импровизаций на фортепиано.
Учитель исполняет песню «Почему медведь зимой спит», а ребята показывают на пальцах номер динамического оттенка в каждом куплете.
— Когда музыка звучала форте, т.е. громко? Почему?
— Когда музыка звучала пиано, т.е. тихо? Почему?
— Когда музыка звучала меццо пиано, т.е. не очень тихо? Почему?
— Когда музыка звучала меццо форте, т.е. не очень громко? Почему?
Разучивание 2 и 3 куплета.
— Что нового узнали на уроке? Устный диктант по динамическим оттенкам с использованием таблицы (учитель называет итальянские или русские обозначения динамики, а ребята – русские и итальянские соответственно).