Что такое динамика в психологии

Динамика психологических процессов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение понятия «динамика психических процессов»

Развитие психических процессов может нести количественные, качественные и структурные изменения в психологических функциях. Психические функции могут подразделяют на:

К натуральным психическим функциям относят естественные, природные психические функции, они, в свою очередь, создают предпосылки для развития высших психических функций. Высшие психические функции являются более организованными по сравнению с натуральными.

Динамика восприятия

Количественные изменения восприятия сводятся к увеличению его объема. Происходит увеличение точности восприятия. Пик показателей человеческого восприятия набирает максимальность к 21 году, а после 33 лет начинается снижение показателей. После 55 лет происходит деградация критериев восприятия.

В младенчестве детское восприятие является натуральным, в дошкольном возраст восприятие начинает культурно развиваться, в младшем школьном возрасте восприятие становится самостоятельной деятельностью.

К качественным изменениям относится и тот факт, что происходит формирование регулярной речевой функции, поэтому восприятие становится:

Ребенок начинает осваивать сенсорные эталоны – искусственно выработанные образцы специальных культурных средств, которые характеризуются перцептивным действием.

Высшие формы восприятия достигают своего пика в подростковом возрасте. В старосте не обязательно происходит их деградация, это зависит от деятельности индивида.

Готовые работы на аналогичную тему

Структурные изменения заключаются в том, что в раннем возрасте процесс восприятия является доминирующем, он связан с эмоциями и движением.

В дошкольном возрасте начинают образовываться связь с памятью и с другими процессами, в результате появляется такое новое качество как константность.

Мышление начинает формировать доминирующую позицию в школьном возрасте, в результате этого происходит формирование категориальности и осмысленности.

Для того что бы происходило развитее процесса восприятия необходимы определенные условия: нормально функционирующая центральная нервная система, обучение и деятельность.

Динамика мышления

Говоря о количественных изменениях в процессе мышления, следует сказать, что во время развития мышления увеличиваются такие его показатели как:

Качественные изменения процесса мышления объясняются присвоением культурных средств. Наглядно-действенное мышление является доминирующем в раннем возрасте, на этом этапе мышление является натуральным. В дошкольном возрасте мышление начинает своё культурное развитие. Благодаря развитию речевой функции мышление становится:

Происходит овладение специальными культурными средствами. Формируются такие понятия как пространственность, время, логичность.

Развитие речевого мышлении подразделяется на три стадии:

В зрелом возрасте качественные особенности процесса мышления зависят от того, какой деятельностью занимается человек.

В мыслительном процессе так же происходят и структурные изменения. В младенчестве как ведший вид мышления доминирует восприятие. В дошкольном возрасте в доминирующей позиции находится память. В школьном возрасте начинает доминировать понятийное мышление.

Динамика памяти

Говоря о количественные изменения памяти, следует указать что с возрастом увеличивается скорость образования ассоциаций, объем памяти, точность, прочность запоминания, длительность хранения. После 33 лет эти показатели начинают снижаться, а после 55 лет начинается их деградация.

Качественные изменения памяти связаны с присвоением культурных средств. Происходит формирование функции речи в результате чего память становится:

Ребенок начинает осваивать специальные культурные средства организации памяти:

С возрастом происходят структурные изменения памяти. В раннем возрасте ребенок не может вычленять память из своего восприятия. В дошкольном возрасте память становится доминирующим процессов. В школьном возрасте появляется осмысленность, это дает увеличение объема, точности, прочности запоминания.

Динамика воображения

Говоря о количественных изменениях, нужно отметить, что с возрастом образы начинают появляться быстрее, а также растет их количество. Пик воображения наступает в возрасте 33 лет, и выраженного его снижения в старческом возрасте не обнаруживается.

Развитие воображения начинается в дошкольном возрасте. Постепенно воображение становится осознанным и произвольным. Ребенок начитает осваивать специальные культурные средства воображения:

В зрелом возрасте продуктивность процессов воображения зависит от той деятельности которой занимается человек.

Структурные изменения заключаются в следующем: в раннем возрасте есть только предпосылки для развития воображение, в дошкольном возрасте сначала формируется воссоздающее воображение, затем творческое. В младшем школьном возрасте идеи воображения сокращаются, так как в этот период доминирующую роль на себя берет мышление. В подростковом возрасте воображение снова повышается так как начинает появляться потребность в самовыражении.

Динамика внимания

К количественным изменениям относятся увеличение устойчивости внимания и сосредоточенность. Увеличивается объем и распределение, ускоряется переключаемость между объектами внимания. После 55 лет внимание начинает инволюционировать.

Изначально внимание натурально. Затем при формировании речи оно становится организованным и осознанным. Пик внимания приходится на юношеский возраст.

В раннем возрасте доминирующую позицию занимает эффектное внимание, в дошкольном возрасте доминируют объекты сосредоточения, в младшем школьном возрасте – «объекты-мысли», в подростковом «объекты-чувства»

Динамика эмоций

К количественным изменениям эмоций можно отнести, то что они по мере взросления человека становятся устойчивее, возникают быстрее. В определенные возрастные периоды может наблюдаться неустойчивость эмоций.

В раннем возрасте эмоции натуральны, в дошкольном и раннем школьном возрасте они становятся более управляемыми. По мере увеличения опыта эмоции обогащаются, появляется способность интерпретировать и выражать эмоции.

В раннем возрасте доминирующая роль отведена эффектному восприятию, в дошкольном возрасте эмоции становятся более устойчивыми, в школьном возрасте эмоции приобретают звено интеллекта.

Динамика воли

На ранних этапах воля и произвольность развиваются отдельно. Соединение происходит их в дошкольном возрасте. Психологи выделяют следующие этапы развития воли:

Источник

Динамическая концепция личности

Что такое динамика в психологии. Смотреть фото Что такое динамика в психологии. Смотреть картинку Что такое динамика в психологии. Картинка про Что такое динамика в психологии. Фото Что такое динамика в психологии

Эта статья написана по материалам доклада президента Московского гештальт института Д. Хломова. Рассмотрим основные положения этой модели. Заметка будет интересна не только людям, которые интересуются изучением практической психологии, но и клиентам. Можно предположить, что чем выше уровень осознанности личности, тем она успешнее и счастливее. Одной из задач психологической сессии является улучшение качества жизни. Чем больше мы знаем о механизмах, которые на это влияют, тем выше наши шансы на получение желаемого.

Понятие динамической концепции личности

Динамический цикл контакта обеспечивает удовлетворение потребности личности. Как, в связи с чем и пи каких обстоятельствах это происходит, что на это влияет?

Циклы контакта обеспечиваются определенной энергией. Существуют механизмы, которые на них влияют. Условно можно говорить о том, что на каждый поведенческий акт «отпущено» определенное количество энергии. Оно может быть израсходовано оптимально, чтобы обеспечить себе безопасность. В связи с этим мы можем обозначить следующий цикл: «безопасность – привязанность – манипулирование». Речь идет о том, что если организм обеспечил себе безопасность, то можно удовлетворить следующую потребность – в других людях, или объектах. Осознав это и поняв, что именно сейчас необходимо, можно переходить к получению желаемого.

Однако, этом цикле могут быть диспропорции в какой-то части. Нарушения в первой зоне цикла контакта приводят к психотическим нарушениям.

Во второй зоне – к зависимости от объекта (привязанность), например, паталогическая влюбленность. На это уходят все силы. В данном случае мы говорим о невротических симптомах. Одновременно с тем, что личность обнаруживает, понимает, что это ей нужно, также она понимает, что у нее этого еще нет. Чтобы оно появилось, необходимо терпение. На второй ступени химическая зависимость избавляет от необходимости чего-то достигать, а с другой стороны избавляет от достижений. Высвободившуюся энергию можно направить, например, на гнев, произошло отреагирование.

На третьей ступени, имея достаточную свободу обращения, мы получаем возможность этим воспользоваться, это употребить.

Цикл контакта для личности с нарциссическим перекосом будет иметь фокус не на истинное «Я», а на преувеличенный. на более грандиозные цели и достижения, чем они могут быть в данный момент.

Шизоидная организация личности

Согласно DSM-4 шизоидное расстройство личности – общая отстраненность в социальных отношениях и ограниченность способов выражения эмоцией в ситуациях межличностного взаимодействия.

Для установления данного диагноза необходимо, чтобы было обнаружено в диагностике 4, или более из следующих характеристик личности (проявление от 18 лет и старше):

У такой личности фрустрирована потребность в безопасности и принадлежности.

Качества личности: фрагментарность, аутичность. Наблюдается амбивалентность внутреннего объекта. Например, одновременно привлекающая и отвергающая мать. Здесь речь идет о двойных посланиях по отношению к ребенку, который еще не в состоянии их дифференцировать.

Незавершенная задача развития – привязанность. В контакте опасаются быть или разрушенными, или поглощенными.

Работа психолога в первую очередь заключается в поддержке других частей личности. Клиенты, как правило, видят только одну сторону, которая для них наиболее заряжена, совершенно игнорируя другую.

Психологи говорят о том, что сильно развитая часть личности помогла ей когда-то выжить в прошлом. Это происходило в предложенных условиях. Например, излишняя забота о ребенке, нарушение его границ, отсутствие учета его потребностей. В связи с этим, избегаемый опытом будет следующий: чтобы развиться, нужно выдержать фрустрацию. Чтобы это произошло, нужно испытать опыт быть разрушенным и поглощенным другим.

Пугающая эмоция – ужас уничтожения, не существования, или смерти. Например, в творчестве больных шизофренией много картин на темы смерти. Это может быть рассмотрено, как попытка прожить этот опыт.

Основные механизмы прерывания контакта с потребностью – дефлексия, проекция. То есть уклонение от чего-то. Для обеспечения аутистичности уклоняются от контактов, что может стать автоматическими реакциями.

Аутизация – как защита слабой интеграции личности. Работа с психологом направлена на коррекцию этой части, если она избыточна.

Отношения с другими – избегание. Такие люди говорят в сессии психологу о том, что им трудно кого-то себе найти, построить отношения, испытывают сложности при новом знакомстве.

Поведение в психологических сессиях характеризуя интеллектуализацией, заторможенностью, избеганием эмоциональных переживаний. Это важно не путать с клинической депрессией, когда также присутствует заторможенность. Но при этом не отмечается подавленность.

Терапевтическая установка (задача психолога): при страхах и избегании приближения важно быть осторожным, не навязывать свое мнение, устойчивым и мягким.

При попытке разделить с этими личностями их переживания можно стать чрезмерно присутствующим. Эту меру можно определять только опытным путем, она достаточно индивидуальна.

Для шизоидов в отношениях очень важна любовь, нежность. Внимание к тому, что он такой, осторожное обращение с ним. Такие качества ценятся выше других у шизоидов.

Важно отметить, что эти признаки не должны быть рассмотрены, как следствие клинических состояний, или последствиями заболеваний.

Если мать не любит ребенка, но вербально декларирует обратное, то он оказывается перед выбором – выбирать вербальное выражение любви, или невербальное выражение отвержения. Так как для ребенка важна безопасность, ее проще получить через любовь, то он обучается в будущем игнорировать невербальную информацию. Игнорирование в контактах эмоциональной составляющей. Таким людям, будучи взрослыми, сложно проявлять эмоции, их распознавать и говорить о них с другими. Идея двойной связи принадлежит Бейтсону. Ее генерирует шизогенная мама (активная, не аккуратна в отношениях, может быть пугающей). В данном случае одновременно выбрасываются оба полюса – и приглашение в контакт и отвержение. Как на это реагировать? Мы наблюдаем противоречащие друг другу части.

Быстрая мама хвалит ребенка, если он ускоряется. Ребенок привыкает спешить. Шизогенная мама торопит, астенична, формирует страх, как единственный путь установления отношений.

Во всех этих случаях ребенку трудно адаптироваться к окружающей среде. Такие люди, как правило, консервативны в привычках, социальных окружении.

Шизоиды могут выглядеть, как «белые вороны». Не соответствуют остановке. У них плохо с социальной интуицией.

Шизофрения – расщепление, когда части личности существуют отдельно. Порциальность развития говорит о том, что какие-то зоны мозга развиты лучше в сравнении с другими. Больше серого вещества, а меньше белого (установление нейронных связей). Отмечается низкая способность к интеграции. Задача клинического психолога при работе с такими клиентами, это объяснять, как поступают люди, а как нет, помогать интегрировать.

Эти люди не выдерживают двойственность. Имеют точное восприятие окружающей реальности.

Исследования психологов показывают, что творческая часть коррелирует с шизоидностью. Работая с шизоидным радикалом, прокачивается собственная шизоидная часть специалиста.

Шизоидная система организации отношений, это когда человек не переживает из-за того, что рядом нет другого.

Задача младенца на этой фазе– обучиться расширять то, что могу обнаружить, выработка терпения. Промежуток до отреагирования, после возникновения импульса. Это способствует выработке состояния терпения. В гештальт психологии это называют творческим приспособлением. Речь идет о том, что личность максимально адаптирована в предложенных условиях.

Вершина развития – обнаружение другого. Комплекс оживления, как реакция ребенка сигнализирует об этом.

Телесно ориентированные практики для шизоидов дают возможность себя познать. Арт методы в консультировании также помогают получить доступ к собственной личности.

Попытка появиться и стать собой, избавление от избегаемого опыта (уничтожения) – ведущие задачи развития шизоида.

Невротическая организация личности

Критерии пограничности по DSM-4, как личностного расстройства следующие (необходимо констатировать 5, или более показателей):

Основная задача у невротически организованной личности – справляться с присутствием другого человека. В связи с этим у них можно отмечать развитие терпения, подавляя отреагирования, чтобы не разрушить отношения. Основная задача – расширение возможностей, чтобы произошел диалог. Как правило, это происходит через подавление активности в пользу внимания.

Если я двигаюсь, то чувствую меньше. Подавление активности приводит к усилению чувствительности.

Я уже цельный, чтобы желать контактов с другим человеком. И могу испытывать чувство потери при отсутствии другого. Если справился – период пережил хорошо. А если личность справляется примитивным способом или не замечает что-то, то человек остается «голодным» и готов вцепиться в кого-то. Самое главное здесь – привязчивость к чему-то. Эта потребность является основной на данном этапе развития. Метапотребность в другом, он является гарантом моего существования.

А где мое не настолько важно. Я готов поступиться своими интересами, только бы был кто-то рядом. Такие клиенты в сессии говорят психологу о беспомощности и нуждаемости в других людях.

Пограничное расщепление – на хороший и плохой. Отсутствующий объект маркируется, как плохой. Плохое – как оборотная сторона объекта. Задача – ее куда-то спроецировать после обнаружения. Это будет уже за пределами собственного тела, тогда появляется потребность в другом.

Погранично организованный человек постоянно ищет где враги. Это дает возможность структурировать жизнь. Один из полюсов вытесняется – если мы вместе, то ты во всем прав, так как мы вместе.

Погранично ограниченный человек готов принести жертву привязанности любую реальность. При этом врагам приписываются все негативные качества.

Я недостаточно хорош, а достаточно хорош тот, кто рядом.

Мне трудно иметь отдельное свое мнение, проще это у кого-то уточнить. Поддержкой психолога для такого человека будет в том, чтобы он имел свое личное суждение.

Коллективная ответственность в советское время – за счет этого можно выжить в агрессивной среде. Тут имеют место быть подвиги, когда общественные интересы выше личных. Отмечаются попытки к чему-то примкнуть, слиться с кем-то.

Избегаемый опыт у невротически организованных личностей – покинутость. Боятся быть покинутыми, брошенными. В кабинете психолога такие клиента говорят в основном о других людях.

Нарушают дистанцию в сторону сближения. Требуют контактов от других людей любой ценой, очень прилипчивы, назойливы, создают много шума. Это происходит за счет стремления удержаться в слиянии с другими людьми.

Подстройка под человека, с которым общается такая личность осуществляется великолепно.

Их пугают эмоции подавленности, депрессии и чувства вины. Вина заменяет отношения. Если я чувствую себя виноватым относительно этого человека, то я переживаю чувства привязанности к этому человеку.

Основные сопротивления – интроекция и конфлюенция. Отмечаются зависимые от других людей отношения.

Поведение в кабинете психолога у невротически организованных личностей – отреагирование в разных формах. В первую очередь эмоциональное отреагирование – прилипнуть через сочувствие. Вместе находим врагов, можно здесь слиться. Это пограничное отреагирование. Задача психолога – оставлять место клиенту для собственной жизни. Очень важна поддержка автономии клиента от других.

Позиция психолога – конфронтирующая. Без нее невозможно «отлепить» от себя человека.

Для таких личностей очень важна поддержка самодостаточности и самодостаточности.

Диффузия идентичности личности определяется через идентификацию объекта. Идентичность строится через проверку того, что сейчас происходит в сессии. Единый образ при рассказе клиента в сессии о себе – как критерий диффузии идентичности. Определение степени помощи в психологической сессии.

Суицидное, или само повреждающее поведение – как маркер пограничной зоны. По статистике завершаются около 8 %. Триггеры для самоубийств – межличностные отношения.

Нарциссическая организация личности

Кайнц Кохут исследовал нарциссов. Можно выделить следующие критерии нарциссически организованной личности:

замкнут на себя, механизм прерывания контакта – эготизм,

очень серьезно относится к слову «люблю»,

постоянный поиск совершенства, красоты, хорошей формы,

если человек говорит, что ему не знакомо чувство зависти, то это клинический нарциссизм. Зависть здоровая при нормальном уровне переживания, или токсическая (как и со всеми чувствами). Токсичность в данном случае сильно отравляет жизнь человека.

Качества личности нарциссов:

Внутренний объект: или грандиозный, или непосильный. Нарциссы как бы раскачиваются на качелях от одного полюса к другому.

Мать рассматривается ими как всемогущая внутренняя часть. Как бы отобрал у мамы силу. Мама как бы обессиленная.

Незавершенная задача развития: эмпатическая индивидуализация, т. е. одновременно сочувствовать другому, но при этом оставаться собой. Как осуществлять эмоциональный обмен из автономной позиции. Это может быть фокусом работы с психологом в рамках сессии.

Избегаемый опыт: унижение. Для нарциссов это непереносимо.

Если человек считает себя не подходящим, то это не здоровый нарциссизм в отличии от стремления к развитию. И я ничто в сравнении с теми, кто этим является. Отрицание собственного «Я». Человек себя не принимает истинного. Задача – удержать истинную величину человека и работать с ней (поддержка реального «Я»).

Балансирование от великих успехов к ничтожности.

В процессе воспитания ребенка привносить грандиозное «Я», давали непосильные для данного возраста задачи. У ребенка пока недостаточно ресурсов, чтобы справиться с данной ситуацией. Оставить с этой ситуацией ребенка одного, без поддержки. Ребёнок получает удовольствие от достижения, но обида от брошенной. И далее он получает восхищение от взрослого. Любовь для нарцисса – это восхищение.

Появление чувства стыда из-за несоответствия чему-то, или кому-то.

Родители для нарциссов или на пьедестале, или они обесценены.

Метапотребность – свобода обращения, свобода в отношениях. Он самодостаточен. Другие ему не нужны. Про таких людей говорят, что они царапают короной, потолок, недосягаемы.

Индивидуализация присутствует в их жизни. Они могут быть оригинальными.

Нарцисс одинок из-за того, что другие могут его бросить. Но есть внутреннее желание обнаружить другого. Этот другой должен быть особенным, не хуже меня.

У нарциссов часто отмечаются мысли о славе, грандиозности. Признание, восхищение от других для них особая награда.

Не любит, чтобы его жалели. Нарциссу страшно встретиться с фактом, что его жизнь и его действия не имеют значения для других. Страшная фраза: «Незаменимых людей нет!». Ему хочется, чтобы все усилия были значимы.

Пугающие чувства – стыда и ничтожности.

У нарцисса запретное чувство – стыд. А гордость – как противоположное чувство стыда, как его компенсация.

Гипертрофированная зависть, легко достигает уровня токсичности, вплоть до анигиляционной агрессии.

Основные формы защиты: дефлексия, проекция, эготизм.

Отношения с другими: обесценивание. Сам пытается бороться с обесцениванием. Или фальшивая похвала, не искренне, чтобы поддержать собственное ложное «Я» и ложное «Я» другого человека. Это происходит из-за невыносимого переживания собственного размера.

Поведение в психологической сессия: удерживание, сдерживание в формальных рамках, формальные, социальные ритуалы. Терапевтическая (психологическая) установка: сохраняя поддержку, показать клиенту, как он закрыт в грандиозной системе и не верит в то, что его могут поддержать.

Нарцисс ожидает того, кто поддержит его ложное «Я». А потребность: в другом, сверх компенсирована своими успехами, самим собой (я сам себе могу быть кем угодно).

Напыщенность, торжественность, показ значимости, попытки думать о чем-то достойном, а о недостойном не думать, попытки строить отношения с наиболее значимыми людьми – это также характеристики нарциссически организованной личности.

В психологической практике используется большое количество моделей организации личности. Рассмотренная нами концепция позволяет сориентироваться в актуальных зонах развития клиента. Это позволить выстроить такой вариант работы с данной личностью, который позволит выйти на наиболее оптимальное удовлетворение потребностей этой личности.

Источник

Динамическая психология (dynamic psychology)

Термин «динамический» относится к воздействующим на систему силам. Эти силы охватывают процессы, происходящие как внутри самой системы, так и внешние по отношению к ней. В психологии под динамикой принято понимать взаимодействие мотивирующих или движущих сил, служащее детерминантой поведения организма. Т. о., этот термин отражает интерес к подробному описанию мотивов и принципов мотивированного функционирования. Этот термин тж часто связывается с определенными теориями, делающими упор на взаимодействии между сознательными и бессознательными силами — драйвами, мотивами, потребностями, инстинктами и желаниями — в направлении поведения. Эти теории известны под названием психоаналитических, или психодинамических, теорий личности.

Теории мотивации касаются, следовательно, конкретизации мотивационных характеристик организмов и принципов действия мотива, к-рые определяют возникновение, поддержание и прекращение поведения.

За прошедшие годы было разраб. большое количество теорий мотивации. Их можно разделить на три широкие категории: а) гедонистические, или теории удовольствия; б) когнитивные, или теории потребности в знании; в) теории роста или актуализации. Можно тж обозначить четвертую категорию, к-рая касается роли мозговых структур в мотивированном поведении и его нервных механизмов. Относящиеся к этой категории исслед. можно встретить в областях, определяемых как психобиология, биопсихология и нейробиология.

Гедонистические теории мотивации, или теории удовольствия

Гедонистические теории, или теории удовольствия, образуют наиболее широкую категорию теорий мотивации. В той или иной форме эта группа теорий подчеркивает ведущую роль удовольствия в организации активности. К этой категории можно отнести множество различных классов теорий. Пожалуй, наиболее крупная подгруппа гедонистических теорий включает те из них, к-рые делают акцент на совершаемых организмом усилиях в направлении снижения напряжения. Такие теории акцентируют внимание на нарушениях привычного состояния дел и удовольствии, возникающем в рез-те снижения напряжения путем энергетической разрядки, выражения инстинкта или снижения уровня драйва (внутреннего побуждения).

Вудвортс заимствовал понятие драйва из области механики и употреблял его в значении источника движущей силы, или энергии, в функционировании организма. С тех пор и до 1960-х гг. это понятие активно использовалось психологами, занимающимися проблемами поведения чел. или животных. При этом часто проводились различия между врожденными и приобретенными драйвами, первичными и вторичными драйвами, висцерогенными и психогенными драйвами.

В области поведения животных понятие драйва играло важную роль в теории научения Кларка Л. Халла. Согласно стимульно-реактивной (S—R) теории Халла, в процессе научения участвуют такие мотивационные переменные, как драйвы. Организм обладает первичными, или врожденными, драйвами, такими как боль и голод, а тж приобретенными, или вторичными, драйвами, такими как желание денег и страх — последние организм приобретает в процессе своего развития. Несмотря на то что понятие драйва относится к внутренним процессам, его могли использовать психологи бихевиористской ориентации, поскольку оно увязывалось со специфическими внешними условиями, к-рыми манипулировал экспериментатор. Изменения в уровне драйва, вызываемые манипуляциями экспериментатора, соотносились впоследствии с объективно определяемыми и измеряемыми внешними реакциями.

Работы Халла продолжили в числе др. исследователей Миллер и Доллард. Они, в частности, внесли вклад в описание роли приобретенных, вторичных драйвов в челов. поведении. Напр., тревога рассматривалась как вторичный драйв, осн. на первичном драйве боли. Драйв тревоги имеет важное значение, поскольку он может быстро приобретаться, превращаясь в мощную мотивирующую силу и приводя к разнообразию форм реакций, характерных как для нормального, так и для патологического поведения. Большое внимание Миллер и Доллард уделили взаимосвязи между фрустрацией и агрессией, а тж значению конфликтов драйвов в клинических феноменах. Так, конфликт «приближения— избегания» между двумя драйвами рассматривался как базовый ингредиент в развитии невротического поведения. Доллард и Миллер попытались объединить достижения теории научения, представленной в работах Халла, с достижениями психоанализа, представленными в работах Фрейда.

Понятием из области мотивации, связанным с понятием драйва и использовавшимся мн. создателями теорий личности, является понятие потребности. Виднейшим представителем такого подхода был Курт Левин, к-рый рассматривал все поведение как приводимое в движение состояниями потребности или напряжения в организме. Как у Халла, потребности м. б. первичными и биологически детерминированными или вторичными и приобретаться в процессе накопления жизненного опыта. Левин рассматривал существование потребности как вызывающее напряжение; она являлась силой, к-рая толкала организм к действиям. Организм представлялся как динамическая система, в к-рой обычно задействовано множество потребностей. Ассоциируемые с этими потребностями силы обладают качествами интенсивности, направления и точки приложения.

Функционирование этих сил, по мнению Левина, происходит в динамическом поле, состояние любой части к-рого зависит от др. его частей и, в свою очередь, само оказывает на них влияние. Валентность объектов, в сочетании с состояниями потребности или напряжения организма, «тянет» индивидуума в различных направлениях и подготавливает почву для удовлетворения, фрустрации или конфликта. Там, где существует множество потребностей и окружающих объектов, организм может переживать конфликт «приближения—приближения», конфликт «избегания—избегания» или конфликт «приближения—избегания».

Др. представителем гедонистического взгляда, подчеркивающего роль снижения напряжения, был Генри Мюррей. Осн. мотивационное понятие в системе Мюррея — потребность. Потребности м. б. первичными и висцерогенными, или вторичными и психогенными, и репрезентировали силы к действию. Мюррей проводил различие между потребностями и чертами личности; если черты определялись в терминах актуального поведения, то потребности представляли собой потенциал к действию. Мюррей тж уделял внимание роли окружающих объектов, считая что окружение может определяться в терминах давления, или характеристик, связанных с возможностью удовлетворения потребности.

Теории мотивации, делающие акцент на целях, часто подвергались критике за телеологизм. Однако цели функционируют в настоящем в виде мысленных репрезентаций желаемых последствий или конечных рез-тов. Совсем недавно понятие целей возвратилось, чтобы сыграть важную роль в моделях челов. поведения, осн. на когнитивных процессах переработки информ.

Третий вариант гедонистической модели мотивации опирается на понятие аффекта. Здесь акцентируются усилия организма на максимизации доставляющего удовольствие аффекта и минимизации неприятного аффекта, при этом не предполагается необходимой связи аффекта с физиолог. потребностью или драйвом. Одним из самых первых известных психологов, подчеркивавших роль эмоции в мотивации, был П. Т. Юнг. Согласно Юнгу, стимулы (внутренние или внешние) приобретают побудительную силу путем своей ассоц. с эмоциональным возбуждением, к-рое переживается гл. обр. как положительное или отрицательное по своему характеру. В процессе постепенного накопления жизненного опыта, путем ассоц. разнообразных стимулов с эмоциональным возбуждением, чел. вырабатывает систему ценностей. Аффективные процессы играют центральную роль в орг-ции, актуализации, регулировании и поддержании приобретенных форм поведения.

Когнитивные теории мотивации, или теории потребности в знании

Фактически уже в 1950-х гг. понятие драйва практически полностью исчезло из литературы в силу целого ряда причин: проблемы в разраб. надежных измерений драйвов, особенно у людей; накопление данных, не согласующихся с мотивационной моделью снижения напряжения; возросший интерес к теориям обработки информ., связанный с начавшейся в психологии когнитивной революцией. В ряде случаев для решения ранее относившихся к области мотивации важных вопросов стали привлекаться познавательные процессы. Нек-рые когнитивные теории напоминали все те же модели снижения напряжения.

Др. когнитивные теории, однако, придавали особое значение мотивации, внутренне присущей активности организма, связанной с обработкой информ. Напр., Дж. М. Хант, на к-рого оказал влияние Жан Пиаже, считает, что организм постоянно стремится интегрировать новую информ. с уже имеющейся. Поступающая информ. может соответствовать или не соответствовать той, что имеется в наличии. Хант приводит свидетельства того, что несогласующаяся или новая информ. стимулирует возникновение приближающегося типа поведения, но когда расхождение между поступающей и уже имеющейся информ. становится слишком большим, может возникать поведение избегающего типа. Хант не только подчеркивал значение внутренней мотивации, но тж предполагал, что различные степени несоответствия между новой и старой информ. приводят к различным уровням возбуждения, характеризующимся положительной или отрицательной гедонистической окраской. Так, совсем незначительное несоответствие может вызывать скуку, слишком сильное — приводить к отрицательной гедонистической окраске, а умеренный или оптимальный уровень несоответствия — способствовать умеренным уровням возбуждения, положительной гедонистической окраске и приближающемуся типу поведения. Когнитивная модель мотивации оказалась, т. о., связанной с гедонистической.

Джордж А. Келли являет собой пример наиболее последовательного сторонника чисто когнитивного подхода к теории мотивации. Келли, в частности, отвергал те теории мотивации, в к-рых, по его словам, доминирует идея «кнута и пряника»: акцент делается либо на внешних побуждениях, к-рые «тянут» организм в своем направлении, либо на драйвах, к-рые его «толкают». Вместо этого Келли исходил из представления, согласно к-рому каждый чел. может рассматриваться по аналогии с ученым, пытающимся добиться лучшей прогнозируемости интересующих его событий. По его мнению, люди всегда активны, поэтому теория мотивации не нужна для объяснения активности как таковой. Что касается направленности поведения, то люди предпочитают действовать способами, к-рые сулят наибольшие перспективы в плане усовершенствования их системы конструктов, что, в свою очередь, позволяет улучшать качество их прогнозов. Люди могут переживать негативный аффект в форме тревоги, когда они оказываются не в состоянии прогнозировать события, или ощущать угрозу, когда нарушается целостность их прогностической системы конструктов. Более того, этот негативный аффект будет вызывать с их стороны соот. корректирующие действия.

Акцент на познавательных процессах побудил мн. психологов переключиться на изучение процессов обработки информ. с оттеснением рассмотрения мотивационных аспектов на второй план. На сегодняшний день исслед. в области познавательных процессов по большей части остаются не связанными с исслед. эмоций и мотивации.

Теории роста, или актуализации

Третий важный подход фокусирует внимание на идее роста, или актуализации. Его представители — такие психологи, как Андраш Ангьял, Курт Гольдштейн, Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Объединяющей темой здесь является отрицание утверждения, что вся челов. активность продиктована стремлением к снижению напряжения. Вместо этого упор делается на активности, стимулирующейся тенденциями роста или реализации своих способностей, к-рые, в свою очередь, могут иногда сопровождаться увеличением напряжения. Эти психологи, к-рых часто рассматривают вместе в контексте движения за челов. потенциал, не отрицают полностью идеи, что определенная активность может объясняться тенденцией к снижению напряжения. Однако считается, что наиболее важное и фундаментальное стремление организма направлено на переживание чувства собственной актуализации и усиления возможностей. Маслоу, напр., предлагает иерархию потребностей, включающую как биолог. (голод, сон, жажда), так и психол. потребности (самоуважение, привязанность, принадлежность группе). Когда биолог. потребности оказываются удовлетворены, начинают доминировать психол. потребности. Однако в действительности психол. потребности могут даже превосходить по своей важности биолог. В частности, по мнению Роджерса, базисная тенденция актуализации является единственным мотивом, к-рый необходимо постулировать, и что люди в наибольшей степени являются людьми, когда их поведением движет этот мотив. Хотя эти теории как часть движения за челов. потенциал сыграли важную роль в психологии личности и были довольно популярны в 1960-х и 1970-х гг., понятие актуализации оказалось слишком абстрактным и сложным для его измерения к.-л. систематическим образом.

Наконец, мы можем коснуться специфической теории, к-рая чаще всего связывается с Д. п., а именно психоаналитической теории. Психоаналитическая теория является динамической в том смысле, что в ней подчеркивается важная роль половых и агрессивных влечений, а тж дериватов этих влечений, в челов. поведении. Однако она яв-ся динамической теорией еще и в силу внимания, к-рое в ней уделяется взаимодействию между влечениями в том виде, как оно отражается в понятиях конфликта, тревоги, механизмов защиты, катексисов и антикатексисов и компромиссных образований. В соответствии с таким подходом, одни и те же феномены могут возникать в рез-те различных комбинаций сил, и незначительный энергетический сдвиг может привести к драматическим изменениям в характере функционирования всей системы.

Фрейд основывал свою теорию на клинических феноменах, проявлявшихся в поведении его пациентов, и на принципах совр. ему биолог. науки. Последующие теоретики психоан., такие как Альфред Адлер и Карл Юнг, отошли от Фрейда из-за разногласий в трактовке фундаментальных мотивов челов. поведения, хотя большинство продолжало придерживаться Д. п. в смысле системы, подразумевающей взаимодействие между мотивами или силами. Совсем недавно в этой области начали предприниматься попытки повторного анализа клинических наблюдений Фрейда и переформулирования теории в терминах, к-рые бы не были столь метатеоретическими и привязанными к тому, что сегодня признано устаревшим энергетическим подходом. Вместо прежних понятий инстинкта, влечения, силы и энергии вводятся в употребление понятия когниции, намерения, смысла и действия.

Общая теория систем

Рассмотрев различные теории мотивации, мы можем обратиться к наиболее широкому значению термина «динамический», в том виде, как он трактуется в общей теории систем. Возникшая первонач. в области биологии и связываемая с именем Людвига фон Берталанфи, общая теория систем представляет собой попытку сформулировать принципы функционирования, к-рые бы были универсальными для всех биолог. систем. Система состоит из взаимосвязанных частей или элементов, действие каждого из к-рых имеет последствия для действий др., наряду с определенными процессами, характеризующими систему в целом. Общая теория систем проводит различие между открытыми системами, включенными в процесс непрерывных обменов с внешней средой, и закрытыми системами, не подверженными влиянию со стороны внешних сил. Вместе с этим тж делается различие между живыми системами, представляющими собой открытые системы, способные к регенерации и росту, и неживыми системами, могущими быть как открытыми, так и закрытыми, но неспособными к регенерации или росту.

Определенные понятия и принципы могут оказаться полезными в понимании любых живых систем. Такие понятия и принципы, в частности, относятся к динамическим аспектам функционирования организма. Например, понятие обратной связи подчеркивает способность организма использовать информ., возникающую в рез-те своих собственных действий. С этим понятием напрямую связаны целесообразные или целенаправленные аспекты функционирования организма, в частности процесс адаптации. Наконец, с таким качеством поведения, как целенаправленность, связано понятие эквифинальности — возможности достижения одной и той же цели или рез-та множеством различных путей или способов.

Динамические аспекты общей теории систем выражаются в акцентировании непрерывности процессов, протекающих внутри организма и между организмом и его внешним окружением. Но она ничего не говорит нам о специфических силах, воздействующих на организм, или о принципах, по к-рым действуют такие силы. С т. зр. более узкого значения термина «динамический», общая теория систем нам мало что может сказать о мотивах, к-рые побуждают и направляют действие.

Мы рассмотрели Д. п. гл. обр. со стороны ее связи с челов. поведением, и в частности с теорией личности. Однако не стоит забывать, что интерес к проблемам мотивации существует тж в областях исслед. мозга, физиолог. психологии и психологии животных (этологии). Так, в последней проявляется все больший интерес к взаимодействию мотивов, нежели к функционированию отдельных мотивов, и орг-ции процессов поведения во времени, нежели к специфическим факторам, к-рые обусловливают поведение в специфический момент времени. Это как раз те самые процессы, к-рые попыталась охватить общая теория систем и к-рые находятся в центре внимания Д. п.

См. также Общие системы, Мотивация, Теории личности, Намеренное поведение, Телеологическая психология

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *