Что такое дисциплина по выбору в вузе
Как выбрать дисциплину по выбору и не ошибиться в своём выборе
Одним из преимуществ современных образовательных стандартов является то, что они предоставляют студенту возможность влиять на процесс обучения, формируя его в соответствии со своими интересами. Это достигается путем включения в учебные планы элективных и факультативных дисциплин.
Кстати, учебные планы по каждой специальности/направлению подготовки вуз обязан публиковать на официальном сайте. Учебные планы РосНОУ размещены в разделе «Образование» официальных сведений об образовательной организации >>>
Все дисциплины, которые изучают студенты, разделены на две части: базовая и вариативная.
Дисциплины базовой части формируют направление подготовки. Пять из них обязательны для всех студентов всех направлений подготовки: история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура. Остальные дисциплины базовой части определяются вузом в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Дисциплины базовой части обязательны для изучения всеми студентами, которые поступили на данное направление подготовки.
Например, для студентов первого курса направления подготовки бакалавриата «Экономика» обязательными для изучения являются: пять дисциплин, указанных выше, а также психология, право, социология, математический анализ, микроэкономика и так далее. Эти предметы входят в базовую часть, поскольку государство определило их как необходимые для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Экономика».
Дисциплины вариативной части определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин определяется вузом. Дисциплины вариативной части делятся на обязательные и элективные (дисциплины по выбору).
Например, для направления подготовки бакалавриата «Лингвистика» (профиль «Перевод и переводоведение») наш университет в качестве обязательных дисциплин выбрал теорию перевода, основы теории первого иностранного языка, историю литературы стран первого иностранного языка, древние языки и культуры и так далее.
И, наконец, дисциплины, которые могут выбрать сами студенты, — это дисциплины по выбору вариативной части. Выбрать, правда, не из бесконечного списка, а одно из двух. Например, будущие бакалавры по направлению подготовки «Туризм» могут изучать или всемирную историю, или геополитику; конфликтологию или этику; музееведение или туристское ресурсоведение…
О том, что дают дисциплины по выбору и как происходит сам выбор, рассказывает начальник учебно-методического управления РосНОУ Людмила Юрьевна Михальченкова.
Людмила Юрьевна, зачем нужны элективные дисциплины?
— Элективные дисциплины — это дисциплины, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы (углубить свою квалификацию) в соответствии с личностными наклонностями. Элективные дисциплины студент выбирает из предложенного образовательной организацией перечня, после чего они становятся обязательными для изучения. В учебном плане это дисциплины вариативной части, определяющие направленность (профиль) программы и формирующие знания, умения и навыки, необходимые для реализации тех видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа.
Когда можно выбрать себе дисциплину?
— Элективные дисциплины выбираются заранее на следующий учебный год. Сроки осуществления выбора отличаются в зависимости от курса и формы обучения.
Студенты первого курса очной и очно-заочной форм обучения должны выбрать элективные дисциплины на текущий учебный год в период с 1 по 7 сентября, а на следующий учебный год — с 5 по 30 ноября.
Студенты 2-6 курсов очной и очно-заочной форм обучения — в период с 5 по 30 ноября.
Студенты 1 курса заочной формы обучения должны выбирать элективные курсы на текущий учебный год в первую неделю установочной сессии, а на следующий учебный год — во время зимней сессии.
Студенты 2-6 курсов заочной формы обучения — во время сессии в нечётном семестре.
Как происходит выбор?
— По распоряжению декана факультета (директора института, филиала, колледжа) сотрудники деканата или кафедры размещают перечень и краткую аннотацию предлагаемых к выбору дисциплин на информационных стендах и сайтах учебных подразделений. Затем проводится собрание, на котором студенты могут ознакомиться с учебными планами, перечнем предлагаемых элективных дисциплин и содержанием каждой из них. Студентам предоставляется информация о преподавателях, ведущих данные дисциплины (их должности, учёные степени и звания), а также информация о процедуре выбора и записи на учебные дисциплины.
Все студенты группы (курса) должны написать личное заявление о выборе элективных дисциплин по установленной форме. Если студент не записался в установленные сроки на дисциплину по выбору, то решением декана факультета (директора института, филиала, колледжа) данный студент будет изучать ту элективную дисциплину, которую выбрало большинство студентов.
Элективная дисциплина считается выбранной, если на нее записалось не менее 25 человек или не менее 80% всей численности студентов курса и формы обучения, обучающихся по образовательной программе.
Выбранная элективная дисциплина включается в расписание и является обязательной для изучения.
Есть ещё факультативные программы. Чем они отличаются от элективных?
— Факультативная дисциплина — это необязательный для изучения курс, который может изучаться по выбору студента. В учебный план включается определённое количество предметов, на изучение которых можно записаться дополнительно. (Например, студентам направления «Реклама и связи с общественностью» предоставлена возможность дополнительно освоить классические языки, иностранный язык в профессиональной сфере, историю российского предпринимательства, обычаи и традиции народов мира — Ред.).
Главное отличие факультативных дисциплин от элективных состоит в том, что студенты группы (курса) вправе выбрать произвольное количество дисциплин (одну, несколько или все доступные) либо отказаться от изучения факультативных дисциплин вовсе (для этого необходимо написать заявление об отказе по установленной форме).
Когда и как происходит выбор факультативных дисциплин?
— Выбор факультативных дисциплин происходит одновременно с элективными дисциплинами. Процедура выбора факультативных дисциплин аналогична процедуре выбора элективных дисциплин.
Если на изучение факультативной дисциплины записалось более 30% студентов группы (курса), то она включается в дополнительное расписание занятий по факультативным дисциплинам.
Освоение факультативной дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме зачёта или экзамена. По заявлению студента, результат освоения факультативной дисциплины заносится в приложение к диплому об образовании и (или) о квалификации.
Положение о порядке формирования, выбора и изучения студентами факультативных и элективных дисциплин (.pdf)
Дисциплины по выбору
Дисциплины по выбору являются вариативной (профильной) частью Стандарта об образовании бакалавра. Они дают возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей). Позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной юридической деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно.
Помимо этого как поступающему, так и студенту интересно – в какой форме и на каком курсе, уровне образования осуществляется специализация студентов, например, на «Гражданско-правовую» и «Уголовно-правовую»?
У каждого вуза могут быть свои нюансы деления направлений, но следует иметь в виду следующее. По направлению «Юриспруденция» Стандарт образования бакалавра один, поэтому все студенты получают одинаковый базовый уровень знаний и вполне способны начать трудиться в любой отрасли права. При текущем делении на бакалавриат и магистратуру специализация «в чистом виде» предполагается в магистратуре. Но определенная специализация возможна и в бакалавриате. Стандарт образования бакалавра использует термин: формирование профиля подготовки.
Вуз в рамках вариативной части программы бакалавриата правомочен давать больше занятий по тому или иному профилю (специализации). Также Стандартом образования бакалавра предусмотрено, что сам обучающийся может выбирать дисциплины, предусмотренные вариативной частью основной образовательной программой, а значит и специализироваться на тех вопросах, которые считает для себя важными. Отметим, что такие занятия после их выбора становятся обязательными к изучению. Это очень похоже на западные системы преподавания, построенные на такой же модульной системе, при которой студент выбирает по своему желанию ряд дисциплин.
Более того, вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. При формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки. Таким образом и в рамках бакалавриата юрист уже выбирает свой будущий профиль,специализацию.
В любом случае целесообразно изначально (или на старших курсах) определиться со специализацией в зависимости от будущей профессии, так как не бывает юристов профессионально работающих одновременно во всех отраслях права.
Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.
Электив и факультатив: различия, опции выбора
В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.
Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.
Что такое электив?
Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.
Для элективных курсов характерны следующие особенности:
Что такое факультатив
Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:
Предпосылки для появления элективов и факультативов
Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения. Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.
Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением. В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.
Факультативы, элективы и нагрузка на учеников
Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.
Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:
В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.
Что такое дисциплина по выбору в вузе
В настоящее время в системе образования отмечаются значительные изменения в связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Новый стандарт имеет характерные отличия от предыдущих, выраженные, прежде всего в его ориентации на результаты образования и представленные в виде компетентностной модели выпускника. Заметна тенденция увеличения самостоятельной работы студентов относительно аудиторной. Внедряются интерактивные формы и активные методы обучения, в связи с низкой мотивированностью отдельных студентов.
Отдельно в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования включены положения, требующие обеспечения более широкого доступа студентов к сетевым ресурсам в Интернете, к более активному использованию различных электронных учебно-методических материалов, развития электронных библиотек, согласования юридических вопросов с правообладателями электронного контента.
В стандарте третьего поколения [6] повышены требования к кадровому обеспечению. Расчет трудоемкости дисциплин и циклов определяется в зачетных единицах по европейской системе. Изменены требования к структуре основных образовательных программ. Появилось деление циклов на базовую и вариативную части. Для базовой части определен перечень обязательных дисциплин (без указания трудоемкости и краткого содержания) и сформулированы требуемые результаты обучения: что студент должен знать, уметь и чем владеть. На вариативную часть отводится 50% учебного времени, основной целью которой является расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин для успешной профессиональной деятельности и продолжения профессионального обучения в магистратуре. Только увеличение количества учебного времени, отводимого на вариативную часть, позволяет полноценно решить поставленную задачу. Правильно сформированная вариативная часть позволяет учитывать современные требования опережающего профессионального образования и осуществлять оперативную корректировку содержания образовательных программ с учётом изменяющихся требований рынка труда, и, главным образом, через вариативность отражается специфика подготовки специалиста именно в каждом конкретном образовательном учреждении.
Вариативная часть делится на две составляющие: обязательные дисциплины и дисциплины по выбору (курсы по выбору). Отличием курсов по выбору от обязательных дисциплин является более углубленное и расширенное изучение учебного материала, подробное, обстоятельное, максимально обоснованное изложение того или иного вопроса. Выделяют курсы информационно-обзорного характера и углубленные курсы по выбору. Курсы информационно-обзорного характера направлены на расширение базы для самообразования, введение студентов в суть определенных теорий, специфики задач и используемых методов, которые могут иметь применение для соответствующих специалистов. Курсы по выбору углубленного характера вводятся на более высоких уровнях обучения, позволяя дополнять вопросы, связанные с общеобразовательными курсами (физика, химия, математика, информатика), и получать знания из новых областей.
В настоящее время, нет четкого определения понятия «курс по выбору», существует несколько трактовок. На наш взгляд, наиболее полным является определение курсов по выбору, как совокупность организационных структур обучения в вузе, основанных на привлечении студентов к активному участию в науке, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие профессиональных зияний, умений и навыков, являющихся базой формирования профессионального мастерства [5]. В качестве средства совершенствования учебной, научно-исследовательской деятельности студентов в вузах определена системная организация курсов по выбору по единой проблеме. Под системой курсов по выбору по единой проблеме понимается совокупность организационных структур учебной, научно-исследовательской деятельности, направленных на углубленное изучение студентами одной из проблем на протяжении всех лет обучения в вузе, способствующей ранней специализации, становлению и дальнейшему совершенствованию профессиональных научных знаний, умений и навыков, «ведущих» студента к будущей профессиональной деятельности и являющихся базой формирования профессионального мастерства.
Особое значение курсы по выбору имеют при подготовке бакалавров направления «Педагогическое образование», поскольку определение конкретного вида профессиональной деятельности определяется высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Бакалавр по направлению подготовки «Педагогическое образование» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; культурно-просветительская; научно-исследовательская.
Главной целью «Педагогического образования» является подготовка профессионала, учителя, педагога, способного решать многоплановые задачи профессиональной деятельности в условиях инновационного развития образования:
Что такое дисциплина по выбору в вузе
Современный рынок труда характеризуется высокой конкуренцией и динамизмом. Чтобы попасть на собеседование в престижную компанию, необходимо выделиться на фоне 10-100-1000+ соперников. Ситуация осложняется тем, что первичный отбор кандидатов проходит на уровне резюме. Состоявшиеся специалисты могут заинтересовать работодателя своим предыдущим опытом и достигнутыми результатами, а что делать начинающим карьеру выпускникам вузов? Им остается только ждать и надеяться.
Несладко приходится и работодателям. Зачастую можно рассчитывать только на собственное чутье и интуицию, изучая одинаковые резюме, в которых ничего кроме свежего года выпуска, названия вуза, факультета и специальности нет, и, казалось бы, быть не может.
Однако университеты, решившиеся на глобальную трансформацию в сторону индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) намереваются решить проблему как студентов и выпускников, только начинающих свою профессиональную деятельность, так и работодателей, ищущих молодые кадры с необходимым им набором навыков и знаний.
Чтобы объяснить, как это работает, предлагаем разобраться в том, как устроено обучение по ИОТ, в чем его отличия от традиционной модели высшего образования и какие преимущества получают выпускники индивидуализированных программ и их будущие работодатели.
* Материал составлен на основе модели индивидуализированного обучения, внедренной в Тюменском государственном университете.
В университете, работающем по традиционной модели, все предметы делятся на два типа: общеобразовательные и профильные.
В части профильных дисциплин традиционная модель «заточена» под конкретную специальность, нет возможности попробовать предметы за пределами выбранной сферы и понять, действительно ли изучаемый профиль – то, чем хочется заниматься всю последующую жизнь.
При выборе направления высшего образования старшеклассник сталкивается с серьезной проблемой: в 17 лет очень сложно представить себе, каково это – быть юристом, программистом, врачом, археологом. Тем не менее, нужно сделать выбор, который во многом определит будущее. Поэтому так часто многим выпускникам вузов с традиционной моделью обучения приходит осознание того, что они упустили время, учились не тому и придется «переучиваться». Согласно исследованию, более 41% людей, получивших высшее образование в России, не работают по специальности. 37% из них никогда даже не начинали трудиться в своей сфере, а 24% сменили специальность из-за отсутствия интереса к профессии («понял(а), что это не мое»).
С самой первой недели обучения студент, обучающийся по ИОТ, оказывается в непривычной ситуации. В школе за него всегда принимали решения взрослые: ему говорили, какие уроки нужно посещать и по какому расписанию, какие ЕГЭ важно сдать и к какому репетитору обратиться для подготовки. В университете с ИОТ приходится делать самостоятельный выбор и действовать в обстановке неопределенности. С одной стороны, это может стать причиной дополнительного стресса, но с другой – позволит развить ключевые компетенции, необходимые для успешной карьеры в будущем.
Программа разделена на три части: базовую, профильную и элективную.
В базовом блоке собраны те же общеобразовательные предметы, которые изучаются в университетах, работающих по традиционной модели, но студент может выбирать уровень сложности, модули внутри дисциплин, преподавателей или даже команду для проектно-исследовательской работы.
Набор профильных дисциплин на первом курсе фиксирован (важно освоить необходимую базу), зато на старших курсах появляется возможность выбирать отдельные профильные дисциплины и получить углубленные знания в наиболее интересных областях.
Одно из самых важных нововведений обучения по ИОТ – элективные курсы. Каждый студент должен выбрать несколько дополнительных дисциплин для изучения. Элективы могут быть связаны с основным профилем, либо лежать в совершенно другой области: от программирования до живописи. Не ходить на элективные курсы нельзя – за каждый из них студенты получают определенное число зачетных единиц. За 4 года обучения нужно выбрать 12 элективов. Также можно изучить майнор – комбинацию тематически связанных предметов, позволяющую получить дополнительную специализацию. Например, студент экономического направления может получить майнор в области предпринимательства, попробовать себя в программировании или изучении китайского языка.
Цель элективного блока – дать студентам возможность испытать себя в разных сферах деятельности и самоопределиться. Кроме того, именно этот блок позволяет создать абсолютно уникальный профессиональный профайл, стать разносторонним и более востребованным на рынке труда специалистом.
Учебные встречи в университете с внедренной ИОТ могут проходить в разных корпусах, в различных составах и не подряд. Студент должен научиться организовывать собственное расписание. На занятия по профильным предметам он ходит с однокурсниками со своего направления, а вот в группе базовой программы учится вместе со студентами других кафедр.
Группы элективных дисциплин еще более разнообразны. Поскольку дополнительные предметы не привязаны к специальностям, а записаться на каждый из них можно независимо от года обучения, в группе электива могут встретиться студенты не только разных кафедр, но и разных курсов.
За семестр студент становится участником не менее чем 6 академических групп. Всё это сложно, неудобно, непривычно, но очень полезно: так студент получает опыт работы в междисциплинарных командах. В процессе выполнения совместных проектов он перенимает интересные методы из других областей научного знания и тренируется взаимодействовать с самыми разными людьми.
В жизни мы очень редко работаем в составе гетерогенных групп. Как правило, рабочие группы состоят из разных специалистов. Для успешного воплощения совместных проектов очень важно уметь распределять задачи и находить общий язык с людьми из других профессиональных сфер. Обучаясь по ИОТ, студенты получают ценный опыт проектно-исследовательской работы в междисциплинарных командах.
Необходимый атрибут обучения по ИОТ – использование цифровых инструментов. Информационная система университета позволяет планировать расписание, записываться на элективы, общаться с тьютором. При желании, часть курсов можно проходить в онлайн-формате.
Из-за трехэтапной процедуры выбора элективов у студентов появляется дополнительный стимул хорошо учиться. В первую очередь доступ к выборной кампании получают студенты с наивысшим академическим рейтингом. Затем выбрать могут те, кто добился хороших результатов. Студенты же с низкими баллами получают доступ последними. Следовательно, чем лучше студент учится, тем больше шансов выбрать самые востребованные дисциплины. Везет, естественно, не всем, но всегда есть возможность улучшить свои показатели в следующем семестре и в новой выборной кампании попасть в первую волну.