Что такое добровольный обмен

Более широкий взгляд на принцип добровольного обмена

Более широкий взгляд на принцип добровольного обмена

Обычно считают, что механизм «невидимой руки» Адама Смита относится к купле-продаже товаров или услуг за деньги. Однако экономическая деятельность отнюдь не является единственной сферой в жизни человека, когда в результате сотрудничества огромного числа людей, каждый из которых преследует свои интересы, стихийно возникает сложная и высокоорганизованная структура.

Рассмотрим, например, язык, который представляет собой сложную, постоянно изменяющуюся и развивающуюся структуру. Структура эта строго упорядочена, хотя ее не планировал никакой центральный орган. Никто не выносил специального решения, какие слова должны входить в наш словарь, какие должны быть приняты грамматические правила, что считать существительным, а что прилагательным. Французская Академия пытается контролировать изменения во французском языке, но это явление сравнительно недавнее. Академия была основана через много лет после того, как французский язык уже сформировался в стройную систему, и ее роль в данном случае заключается главным образом в санкционировании тех изменений в языке, над которыми у нее нет никакой власти. А в подавляющем большинстве других стран и вообще никогда не было аналогичных органов «языкового контроля».

Как же развивался язык? Этот процесс во многом схож с развитием упорядоченной экономической структуры через посредство рынка. Язык сформировался в результате добровольного взаимодействия отдельных личностей, которые в этом случае вместо обмена товарами и услугами, стремились к обмену идеями, информацией, либо просто сплетнями и слухами. За некоторым словом закреплялось то или иное значение или по мере необходимости в язык добавлялись новые слова. Развивалась грамматика, которая позднее была закреплена в своде правил. Из двух партнеров, которые хотят общаться друг с другом, оба выигрывают в результате прихода к соглашению относительно значения употребляемых ими слов. По мере того, как все больше и больше людей находят выгодным и полезным общаться с другими людьми, общеупотребительные слова распространяются все шире, а их значения закрепляются в словарях. Ни на одном этапе здесь нет места для принуждения или центрального планирующего органа, обладающего распорядительной властью — хотя с развитием системы государственных школ ей довелось сыграть важную роль в деле унификации грамматических правил и словоупотребления.

Другим примером является наука. Структура таких ее отраслей, как физика, химия, метеорология, философия, гуманитарные науки, социология, экономика, возникла вовсе не в результате чьего-либо сознательного решения. Она развилась сама собой — как говорят дети, «так само вышло», — просто потому, что такая структура оказалась удобной для самих ученых. Она не является застывшей, но меняется по мере возникновения новых потребностей.

Какую бы дисциплину мы ни рассматривали, процесс ее развития абсолютно идентичен процессам, происходящим в сфере свободного рынка. Ученые сотрудничают между собой, поскольку находят это сотрудничество взаимовыгодным. Они берут из работ своих коллег то, что считают полезным, и обмениваются полученными результатами с помощью устных сообщений, рассылки препринтов и публикаций в специальных журналах и монографиях. Сотрудничество это осуществляется в международном масштабе — и здесь налицо сходство с торговым обменом. Высокая репутация и признание со стороны коллег во многом выполняют в научном мире ту же функцию, что и денежное вознаграждение на экономическом рынке. Стремление заслужить эту репутацию и добиться признания своих работ коллегами заставляет ученого вести свои исследования в наиболее перспективных направлениях. По мере того, как один ученый вносит свой кирпичик в здание, строительство которого было начато другими, целое становится больше суммы его частей, а его собственные работы, в свою очередь, закладывают фундамент для дальнейшего развития. Современная физика в такой же степени является детищем свободного рынка идей, как и современный автомобиль — свободного рынка товаров. Опять-таки и в этом случае (особенно в последние годы) спонтанное развитие науки испытало сильное влияние вмешательства правительства, которое затронуло как наличные ресурсы, так и структуру спроса на определенные виды научного знания. Здесь, однако, влияние правительства сыграло лишь второстепенную роль. Дело в том (и в этом заключается один из парадоксов данной ситуации), что многие из тех самых ученых, что громче всех выступали за централизованное правительственное планирование экономической деятельности, отчетливо осознали всю опасность для научного прогресса, которую несет с собой централизованное планирование науки — когда выбор приоритетных направлений перестает быть стихийным результатом поисков и открытий отдельных ученых, а навязывается научному миру властью правительства.

Моральные ценности общества, его культура, обычаи и традиции развивались точно таким же образом — путем добровольного обмена и стихийного сотрудничества, путем эволюции некоторой сложной структуры в процессе проб и ошибок, принятия или отбрасывания различных вариантов. Ни один монарх никогда не издавал указа о том, чтобы музыка, предпочитаемая населением, например, Калькутты, в корне отличалась от музыки, предпочитаемой жителями Вены. Эти два совершенно отличных друг от друга типа музыки образовались и развились без чьего-либо «планирования», путем своего рода социальной эволюции, аналогичной биологической эволюции. Разумеется, отдельные суверены или даже избранные гражданами правительства могли оказывать определенное влияние на направление этой эволюции, покровительствуя тому или иному музыканту или какому-то направлению в музыке — точно так же, как это делали отдельные состоятельные лица, бравшие на себя роль меценатов.

Структуры, образовавшиеся в результате добровольного обмена, — будь то язык, научная дисциплина, музыкальный стиль или экономическая система — живут своей собственной жизнью. Они способны принимать множество различных форм под влиянием конкретных обстоятельств. Добровольный обмен может привести к единообразию в одних аспектах, сочетающемуся с разнообразием в других. Это тонкий и сложный процесс, общие принципы и закономерности которого сравнительно нетрудно понять, но результаты которого редко можно предвидеть во всех подробностях.

Все эти примеры говорят не только о широком диапазоне действия механизма добровольного обмена, но и о том, что понятию «личные интересы» следует придать более широкое толкование. Узкая сосредоточенность на проблемах экономического рынка привела к тому, что понятие «личные интересы» стало узко интерпретироваться как близорукий эгоизм и исключительная забота о немедленной материальной выгоде. Экономическую науку незаслуженно обвиняют в том, что она позволяет себе делать далеко идущие выводы исходя из совершенно нереалистической модели «гомо экономикус», который представляет собой нечто лишь чуть-чуть более человечное, чем вычислительная машина, реагирующая лишь на денежные стимулы. Нет ничего более далекого от истины. Личные интересы — это отнюдь не близорукий эгоизм. Личные интересы — это то, в чем заинтересованы участники добровольного обмена, а их цели, моральные ценности и устремления могут при этом быть какими угодно. Ученый, старающийся расширить границы науки, миссионер, помогающий неверующим обрести истинную веру, филантроп, жертвующий на нужды бедных, — все эти люди преследуют свои личные интересы в том смысле, как они их видят и воспринимают в соответствии со своими системами ценностей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 5. ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД — ДАО ДЛЯ ДЕНЕГ

Глава 5. ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД — ДАО ДЛЯ ДЕНЕГ Этот мир не подарен нам нашими родителями, он взят в долг у наших детей. Напоминание на стене Национального исторического музея Нью-Йорка У нас вселенная не механическая, У нас обучающаяся вселенная. Эдгар Митчелл[320] Восстановить

БОЛЕЕ ГЛУБОКИЙ ВЗГЛЯД НА ОПТИМИЗАЦИЮ

БОЛЕЕ ГЛУБОКИЙ ВЗГЛЯД НА ОПТИМИЗАЦИЮ Чтобы проиллюстрировать этот факт, вновь были взяты следующие результаты с рынка бондов, но на этот раз система пересечения с простой скользящей средней была оптимизирована с 1990 по 1993 гг.:Параметры, оптимизированные для 1990–1993

Более высокий купонный доход… но и более высокий риск

Более высокий купонный доход… но и более высокий риск До сих пор единственным рассмотренным нами риском, связанным с инвестированием в облигации, был риск неблагоприятной динамики процентных ставок. Однако для облигаций характерен и другой риск, обусловленный

2.2. Договоры добровольного медицинского страхования

2.2. Договоры добровольного медицинского страхования Согласно ст. 1 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и

4.1.3. Расходы по договорам добровольного страхования

4.1.3. Расходы по договорам добровольного страхования В случае заключения договоров добровольного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают расходы работодателей:– по договорам страхования жизни, если

4.2.3. Особенности налогообложения расходов по договорам добровольного медицинского страхования

4.2.3. Особенности налогообложения расходов по договорам добровольного медицинского страхования При внесении взносов (платежей) по договору добровольного медицинского страхования большое значение имеет срок действия договора. Такие факторы, как перечень оказываемых

Статья 3. Объект добровольного медицинского страхования (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1)

Статья 3. Объект добровольного медицинского страхования (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. (в ред. Закона РФ

Три проявления процесса добровольного сбережения

Три проявления процесса добровольного сбережения В этом разделе мы рассмотрим, какие изменения происходят в производственной структуре, когда по каким-то причинам норма временного предпочтения экономических агентов снижается, т. е. когда они решают увеличить свои

1. Средство обмена и деньги

1. Средство обмена и деньги Межличностный обмен называется косвенным обменом, если между товарами и услугами, взаимный обмен которых является конечной целью акта мены, помещаются одно или несколько средств обмена. Предметом теории косвенного обмена является

Сотрудничество посредством добровольного обмена

Сотрудничество посредством добровольного обмена Прелестная история «Я, Карандаш: моя родословная», рассказанная Леонардом Ридом, живо иллюстрирует, как именно принцип добровольного обмена позволяет сотрудничать миллионам людей. Мистер Рид начинает сказку словами ее

Глава 5. ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД — ДАО ДЛЯ ДЕНЕГ

Глава 5. ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД — ДАО ДЛЯ ДЕНЕГ Этот мир не подарен нам нашими родителями, он взят в долг у наших детей. Напоминание на стене Национального исторического музея Нью-Йорка У нас вселенная не механическая, У нас обучающаяся вселенная. Эдгар Митчелл[320] Восстановить

ТЕОРИЯ ОБМЕНА

ТЕОРИЯ ОБМЕНА Теория обмена разработана, чтобы объяснить организационное поведение с точки зрения вознаграждений и затрат, возникающих при взаимодействии работодателей с работниками. Здесь имеют место четыре основных понятия:• вознаграждения – выплаты, которые

Единственный настоящий широкий диапазон

Единственный настоящий широкий диапазон Сколь бы замечательную технику ни выдумывали, как бы высока ни была скорость передачи данных и пропускная способность, ничто не сравнится с богатством информации, которую человеческий мозг с головокружительной стремительностью

Концепция обмена

Концепция обмена Маркетинг помогает осуществлению обмена, т. е. действия, обеспечивающего получение желаемого товара или услуги взамен предоставления чего-то другого, имеющего определенную ценность. Компания производит товар и предлагает его к продаже по конкретной

Источник

Что такое добровольный обмен

Разделение труда позволяет всему обществу и отдельным его членам при тех же затратах труда и природных ресурсов производить и потреблять гораздо больше благ, чем в условиях, когда каждый производит все себе сам. Но использование разделения труда требует решения одной весьма существенной проблемы.

Но появляется следующая проблема. Как может быть организован этот обмен? Какой механизм перемещения продуктов от одних производителей к другим может существовать?

Что такое добровольный обмен. Смотреть фото Что такое добровольный обмен. Смотреть картинку Что такое добровольный обмен. Картинка про Что такое добровольный обмен. Фото Что такое добровольный обмен

Кроме этого, на распределение может оказывать влияние произвол чиновников, которые могут по собственному желанию отклоняться от установленных принципов и выдавать отдельным людям больше или меньше того, что им полагается.

В то же время люди, которые заведовали распределением благ (выполняли функцию «чиновника»), могли выдавать «из котла» себе намного больше, чем своим согражданам (другими словами = могли расхищать общественное имущество).

Что такое добровольный обмен. Смотреть фото Что такое добровольный обмен. Смотреть картинку Что такое добровольный обмен. Картинка про Что такое добровольный обмен. Фото Что такое добровольный обмен

Что такое добровольный обмен. Смотреть фото Что такое добровольный обмен. Смотреть картинку Что такое добровольный обмен. Картинка про Что такое добровольный обмен. Фото Что такое добровольный обмен

Что такое добровольный обмен. Смотреть фото Что такое добровольный обмен. Смотреть картинку Что такое добровольный обмен. Картинка про Что такое добровольный обмен. Фото Что такое добровольный обмен

Установление пропорций обмена в различных условиях является одним из основных вопросов в экономической теории и еще не раз будет предметом нашего обсуждения в этой книге. А сейчас мы должны перейти к другой важной теме, касающейся механизма свободного обмена, = в процессе этого обмена возникает серьезная проблема, от преодоления которой зависит возможность дальнейшего развития хозяйства. Тому, как люди могут разрешить эту проблему, и посвящен следующий параграф.

Источник

Принудительный и добровольный обмен.

Экономисты по-разному определяют различия между добровольными и принудительными действиями. Однако без установления этих различий невозможно определить смысл понятий «свободный рынок» и «государственное вмешательство»..

Под рынком можно понимать добровольный обмен товарами и услугами, в том числе и при посредничестве денег. Степень рыночности мы можем оценивать по соотношение масштабов добровольного обмена и принудительных изъятий. Всякий добровольный обмен взаимовыгоден для его сторон. Всякий недобровольный или принудительный обмен заведомо невыгоден хотя бы одной стороне обмена.

Почему мы утверждаем, что добровольный обмен благами всегда взаимовыгоден? Потому что стороны ценят то, что получают в результате обмена больше, чем то, что отдают. Если хотя бы одна из сторон оценивает то, что имеет так же, как то, что предлагается в обмен (или более), то обмен не происходит, поскольку он лишен смысла.

Коммерческий обмен толкает человечество к лучшему (более экономичному) разделению труда, разделение труда толкает развитие обменных процессов, оба этих процесса, развиваясь по спирали, вынуждают человека идти по пути повышения производительности труда, развивая все большую специализацию. Таким образом, идет экономическое развитие по возрастающей спирали.

Закон обмена –это взаимное встречное отчуждение продукта с целью получения взаимной выгоды и улучшения уровня разделения труда. В основе всякого обмена, как и в основе разделения труда, лежит различие людей в умении что-либо делать, производить, а также в различие условий их местонахождения.

Добровольность обмена – это наличие прав собственности у обеих сторон на средства производства, произведенным продуктом, и продуктом, полученным при обмене, наличие прав полного распоряжения своей рабочей силой, наличие права выбора сферы приложения своим силам и своим средствам производства, наличие борьбы с монополизацией, наличие равноправной конкуренции, наличие ограничения вмешательства в экономику правительства. Ограничение правительства предполагает справедливое налогообложение, ограничение выпуска наличных денег и других ценных бумаг в обращение, законодательное ограничение влияния чиновников различных уровней на экономику, зависимость уровня заработной платы чиновников от экономической ситуации и т.д.

Главный признак развития любой экономики – это наличие и рост (снижение) обоюдовыгодных обменов. Иными словами, чем лучше развита и развивается торговля, и вообще товарообменные процессы, тем выше уровень развитости экономики. И, соответственно, чем больше распределения в экономике, тем для нее хуже. Чем больше взаимовыгодных обменов, тем быстрей происходит замещение продукта, производимого при помощи менее низкого уровня производительности труда продуктом, произведенным с более высоким уровнем производительности.

Поэтому каждый производитель, который хочет быть конкурентно способным на рынке и иметь достаточную прибыль, должен стремиться к повышению производительности труда. Для чего он должен: постоянно совершенствовать и обновлять технологию своего производства (будь то товары, работы или услуги), обновлять оборудование, замещая старое новым более производительным, стараться применять новые материалы, разрабатывать и запускать в производство новые продукты, совершенствовать старые, но пользующиеся спросом, создавать благоприятные условия для своих потребителей и иметь оптимальную численность работающих. И все это должно быть понятным, прежде всего правительству и законодателям, задача которых создать наиболее благоприятные условия для развития экономики, а не тормозить этот процесс, создавая всевозможные бюрократические преграды.

Источник

Что такое дарообмен, или Как с помощью взаимных подарков мы формируем социальные связи?

Что такое добровольный обмен. Смотреть фото Что такое добровольный обмен. Смотреть картинку Что такое добровольный обмен. Картинка про Что такое добровольный обмен. Фото Что такое добровольный обмен

«К счастью, не всё ещё оценивается исключительно в понятиях купли и продажи. Вещи обладают ещё чувственной ценностью помимо продажной, если только вообще в них может существовать продажная ценность сама по себе. У нас есть не только мораль торговцев».

(Марсель Мосс «Очерк о даре: формы и причины обмена в архаических обществах»)

Нелирическое отступление

5 апреля 2021 года ушёл из жизни Маршалл Салинз (1930-2021) – одна из ключевых фигур современной экономической и социальной антропологии. Так как время создания этого материала совпало с датой смерти учёного, хотелось бы почтить его память и пригласить читателей курса ознакомиться со знаменитой работой Салинза «Экономика каменного века», на сегодняшний день являющейся классикой антропологии и, в частности, исследований дарообмена.

Антропология дарообмена Марселя Мосса

Язык социальной антропологии, используемый для описания феномена дарообмена, может, на первый взгляд, показаться читателю непростым. В частности, для того, чтобы разобраться с ключевым объектом этого материала, необходимо изучить такой термин как «реципрокность», несмотря на то что кому-то из читателей может быть сложно прочитать его с первого раза:

«В английской повседневной речи слово «реципрокность» обычно означает отношения, при которых две группы или два человека дают друг другу эквивалентные вещи. В антропологии понятие «реципрокность» имеет иное, более узкое значение – обмен в широком смысле» [5, с. 117].

Практика дарообмена и её роль в обществах – как традиционных, так и современных – наиболее детально была проанализирована в работе французского антрополога Марселя Мосса «Очерк о даре» (также переводимой как «Эссе о даре») 1925 года. Этот текст признан классикой социальной антропологии, а его автор – одним из выдающихся социальных учёных своей эпохи.

Стоит сказать, что Мосс не был полевым исследователем и писал свои тексты, основываясь на данных и отчётах других антропологов – в частности, Бронислава Малиновского и Франца Боаса, чьи исследования, важные для теории дарообмена будут рассмотрены далее. Тем не менее, современники Мосса нередко указывали на его эрудицию и глубину знаний не только по актуальной этнографии, но и по культурной истории:

В основу «Очерка о даре» положен сравнительный анализ практик дарообмена в племенах Полинезии, Меланезии и Северной Америки. При этом сама теория дарообмена примечательна своей систематичностью и разработанным концептуальным аппаратом. Так, описывая дарообмен как социальную практику, Мосс подчёркивает её три ключевые признака: обязанность дарить, обязанность брать и обязанность возвращать.

Это означает, что реципрокность предполагает горизонтальную систему обмена, в которой на участников возлагаются взаимные социальные обязательства, которые, в свою очередь, выступают условием для социальной интеграции:

«Отказаться дать, пригласить, так же как и отказаться взять, тождественно объявлению войны; это значит отказаться от союза и объединения» [Там же, с. 153-154].

Важным свойством дарообмена является то, что он далеко не всегда связан с экономической выгодой и/или пользой даримых благ. Так, для Мосса крайне важно продемонстрировать именно социальный аспект практики дарообмена, который, на первый взгляд, может быть интерпретирован как исключительно экономическая практика:

«То, чем они [различные племена] обмениваются, состоит отнюдь не только из богатств, движимого и недвижимого имуществ, из вещей, полезных в экономическом отношении. Это прежде всего знаки внимания, пиры, обряды, военные услуги, женщины, дети, танцы, праздники, ярмарки, на которых рынок составляет лишь один из элементов, а циркуляция богатств – лишь одно из отношений гораздо более широкого и более постоянного договора» [Там же, с. 141].

Следуя логике Мосса, можно обнаружить, что дарообмен не является добровольной практикой. Рассматриваемый в контексте процесса установления и поддержания социальных связей между отдельными людьми или целыми группами (или даже государствами), даробмен приобретает обязательный характер, так как налагает на участника этих отношений нравственные обязательства – по принятию и возмещению дара:

«Наконец, эти поставки и ответные поставки осуществляются преимущественно в добровольной форме, подношениями, подарками, хотя, в сущности, они строго обязательны, уклонение от них грозит войной частного или общественного масштаба. Мы предложили назвать все это системой совокупных тотальных поставок» [Там же, с. 141].

В концептуальном аппарате Мосса особенно важным является понятие «тотальные», характеризующее практики дарообмена. В данном случае «тотальность» подразумевает, что дарообмен выходит за пределы экономической сферы и распространяется на все области жизни общества, тем самым становясь универсальным инструментом в отношениях между людьми.

Как уже было отмечено, умозаключения Мосса были построены на основе доступных ему трудов других социальных учёных о различных формах дарообмена в «примитивных» обществах. Рассмотрим детальнее 2 ключевых для Мосса примера – кула и потлач.

Система обмена кула

Кула – это локальная система обмена, распространённая среди жителей островов Меланезии. Впервые описание кула появляется в знаменитом тексте 1922 года «Аргонавты западной части Тихого океана» уже знакомого нам Бронислава Малиновского, проводившего полевые исследования на одном из островов, входящем в так называемый «круг кула».

Упоминание круга здесь неслучайно. Кула осуществляется между жителями Тробрианских и соседних островов: устроившись в своих каноэ, вожди островных племен плывут от острова к острову в двух направлениях – с запада на восток и с востока на запад, то есть двигаясь по кругу. Остановки на этом маршруте сопровождаются церемониями обмена дарами между вождями разных племен. Для этого используются специальные предметы: красные ожерелья (soulava), которые “двигаются” вместе с племенами, плывущими по направлению с востока на запад, и браслеты из белых раковин (mwali) – с запада на восток [1].

Что примечательно, в кула из раза в раз используются одни и те же совершенно неутилитарные предметы, которые нельзя заменить чем-либо другим: ожерелья обмениваются только на браслеты, браслеты – только на ожерелья. Эта особенность говорит о ритуальном (вспоминаем Виктора Тёрнера) характере этой практики:

«Кула осуществляется в благородной манере, внешне чисто бескорыстно и скромно. Её строго отличают от простого экономического обмена полезными товарами, именуемого гимвали» [2, с. 169].

Так, для того чтобы условные «мы» продолжали поддерживать дружественные/мирные отношения с условными «другими», необходимо совершить ряд действий, символически подтверждающих, что между нами нет вражды. На этом примере можно проследить механизм формулы «обязанность дарить, брать и возвращать».

Изучение кула и «открытие» в практиках дарообмена значительной культурной составляющей стало важной вехой в развитии современной социальной антропологии:

«Исследования Моссом и Малиновским торговли кула показали, что для того, чтобы успешно функционировать, обмен не обязан быть экономически выгодным, и, кроме того, обозначили необходимость «обрамления» экономики анализом культуры» [5, с. 120].

Институт потлача

Кроме ритуала кула Мосс также рассматривал обычай потлача, наблюдаемый у народов северо-запада Северной Америки – тлинкотов и хайда. Значительный вклад в изучение потлача внёс Франц Боас, несмотря на то что к моменту начала его исследовательской работы в первой половине XX века потлач почти прекратил существование как практика [5].

Тем не менее, согласно множеству письменных источников, ритуал потлача представлял собой масштабное пиршество, которое устраивали вожди племен и куда приглашали друг друга и свою свиту. Для вождя цель потлача состояла в том, чтобы продемонстрировать гостям масштабы своего богатства и готовность к расточительству. Так, пища, напитки, дорогие подарки, а также предметы роскоши (ковры, посуда из ценных металлов, украшения и т.д.) либо были отданы гостям, либо были уничтожены – сожжены или сброшены в океан.

Такое поведение должно было продемонстрировать, что власть и богатство вождя настолько огромны, что растраченные на пиршестве угощения и блага не имеют значения для его благополучия:

«Нигде индивидуальный престиж вождя и престиж его клана не связаны так тесно с расходами и точным ростовщическим расчётом при возмещении принятых даров, с тем чтобы превратить в должников тех, кто сделал должниками вас.

Потребление и разрушение при этом действительно не знают границ. В некоторых видах потлача от человека требуется истратить всё, что у него есть, и ничего не оставлять себе. Тот, кому предстоит быть самым богатым, должен быть также самым безумным расточителем. Принцип антагонизма и соперничества составляет основу всего» [2, с. 198].

Формы реципрокности

В начале этого материала уже был упомянут важный для развития социально-антропологических теорий дарообмена автор – Маршалл Салинз. Основываясь на материалах исследований сообществ Океании, Салинз выделил три базовые формы реципрокности [4]:

Сбалансированная

характерная для рыночной торговли (по принципу «ты – мне, я – тебе»)

Генерализованная

наиболее приближенная к тому дарообмену, который описывал Мосс: ответный дар предполагается, но не требуется здесь и сейчас, хотя все участники этого процесса интуитивно понимают «правила игры». Такая реципрокность чаще встречается в сообществах с сильной коллективной идентичностью и социальными связями (например, среди соседей)

Негативная

применяемая Салинзом к анализу экономического жульничества и обмана: например, когда кто-то хочет получить что-то, заведомо не предполагая ответного дара (в том числе и в денежном эквиваленте). Эта форма реципрокности не способствует укреплению социальных связей, так как формула трёх обязанностей (дарить-брать-возмещать) здесь теряет своё содержание

Основная идея этого разделения состоит в том, что исходя из типа реципрокности, наблюдаемой в том или ином обществе, можно сделать вывод о характере и качестве социальных связей в нём.

Дарообмен в современном обществе

В этом материале перед автором не стояла цель детально проанализировать все современные формы дарообмена, которые к тому же прочно встроены в рыночную экономическую систему. Поэтому мы сосредоточимся на нескольких примерах того, как те самые обмены символическими (неутилитарными) дарами или демонстративные растраты благ функционируют в нашей жизни.

Кажется, что наиболее очевидный пример дарообмена – это обмен подарками на праздники. День рождения, Новый год или Рождество – всё это поводы для обмена дарами. Неслучайно в качестве обложки к этому материалу была использована иллюстрация к повести “Дары волхвов” О’Генри, ведь эта история сама может быть использована как наглядная иллюстрация к теориям дарообмена.

Что же касается праздников, то для этого кейса важны не только подарки, но и обмены поздравлениями как инструменты актуализации и укрепления связи с людьми, общение с которыми может быть как регулярным и близким, так и организовано в формате «ежегодно поздравляем друг друга с днём рождения, но остальное время молчим».

Кстати, для социального антрополога этот формат особенно любопытен, так как в нём очень хорошо прослеживается логика дарообмена, так как обмен далеко не всегда должен быть связан с материальными объектами. Иногда даже наше время, проведенное с другим человеком, – это дар, который вводит нас в ту самую бесконечную формулу взаимных принятий и возмещений этого дара:

«В западном обществе рождественские подарки часто называют пережитком древней традиции обмена дарами, однако легко увидеть, что описанные Моссом принципы также справедливы для многих других областей.

Если кто-то приглашает вас на вечеринку, ожидается, что и вы в свою очередь пригласите его, когда устроите свою вечеринку. Миллионы жителей Великобритании поддерживают старую традицию взаимного обмена, покупая друг другу напитки в пабе. Среди друзей и родственников считается оскорблением предлагать оплату за какую-то услугу.

Такие практики, как оборот ношеной детской одежды в кругу родственников и друзей и добровольная общественная работа, также распространены во многих современных западных обществах. Они вносят значительный вклад в укрепление взаимных обязательств и связей в локальном сообществе» [5, с. 117].

Современным обществам не чужд и потлач. Вспомним, например, такое мега-событие как Олимпийские игры и то, какими суммами исчисляются расходы на подготовку их проведения. Страна, принимающая у себя спортсменов со всего мира, активно демонстрирует, что она готова потратить огромные объёмы ресурсов на организацию этого события и подготовку необходимой инфраструктуры – от стадионов и дорог до апартаментов для размещения гостей. И довольно сложно отрицать тот факт, что из раза в раз новая страна-организатор старается превзойти предшественника по масштабам расходов и получаемых результатов. Кроме того, такие мега-события являются значимыми политическими событиями, а потому странам-организаторам важно показать себя всему миру, насколько они гостеприимны и могущественны.

Наконец, сегодня можно наблюдать формирование дарообмена в онлайн-среде. Кроме символических жестов в виде «лайков» (да, взаимный обмен «лайками» тоже является формой дарообмена, укрепляющего социальные связи), в социальных сетях и на специальных платформах появляются онлайн-сообщества дарообмена, структурные особенности которых проанализированы в нетнографическом исследовании Е.В. Полухиной и А.В. Стрельниковой «От избыточного потребления к устойчивому: феномен онлайн-дарообмена».

Авторы отмечают, что становление нового типа практик обмена вещами является маркером перехода к «новому типу культуры потребления». Однако в контексте темы этого материала немаловажно указать на тезис авторов о том, что онлайн-среда формирует условия для расширения возможностей дарообмена, а значит, и для пространственного расширения сети социальных связей.

«Неизвестные друг другу люди находят друг друга, начинают общаться, обмениваются вещами на бесплатной основе либо на основе взаимных договорённостей об эквивалентах обмена, корректируют потребительские установки друг друга. В результате наблюдается растущая социальная мобилизация, уплотнение социальной «ткани», рождение социальности нового типа» [3, с. 94].

Итак, в этом материале была рассмотрена важная для социальной антропологии тема, на примере которой можно вновь убедиться в разнообразии объектов социально-антропологических исследований – как в классических, так и в современных работах.

Полина Ваневская

Список источников

Дополнительные материалы

Видео-введение в теорию дарообмена Марселя Мосса

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *