Что такое добрые чувства 6 класс литература
Чувства добрые. По творчеству А. С. Пушкина
У великого поэта не было изначально цели становиться воспитателем нравственности, однако в творчестве его проявилась такая личность, запросы которой отвечали идеалам просвещённого дворянства. Именно Пушкина считали декабристы идеологом своего движения, хотя сам он борцом за реформы стать не успел. Но всё его творчество становилось своеобразным манифестом для тех, кто мечтал о создании в России цивилизованного общества. И потому счёл нужным А.С.Пушкин побудить своих «братьев по музе» к воспитанию в себе «взыскательных художников», свободных в творчестве, но ответственных перед народом и Родиной.
В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, А.С.Пушкин писал о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души. В своих творениях поэт отражает гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. В стихотворении «Поэту» он советовал «братьям по музе»:
Подчиниться поэт может разве что «воле божией», то есть «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной», не искать похвал или покровительства власти.
Одним из «добрых чувств», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине, стремясь к тому, чтоб «над Отечеством свободы просвещённой» взошла «прекрасная заря» новой жизни. Эта мечта отражена в стихотворении «Деревня». И поэтому всё творчество поэта соответствовало его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним с призывом, как в стихотворении «К Чаадаеву»:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Во многих стихах Пушкина тема дружества соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к прогрессу и к свободе. И это свободомыслие объединяло их:
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой.
«Чувства добрые» вызывает и любовная лирика великого поэта. Для Пушкина любить значит жить. Это как восхищаться утренней зарёй, золотым нарядом берёзки или улыбкой девушки. Душа поэта настолько восприимчива к прекрасному, что она находится почти постоянно в том состоянии, которое подобно чувству влюблённости. Именно поэтому жизнь без любви представляется тусклой, унылой. Иногда поэту кажется, что сердце охладевает, разум смиряется с обыденностью или даже тяжестью бытия, но вдруг мелькнёт прекрасное виденье, и чувства «опять затрепетали пред мощной властью красоты». Возникает тот самый момент, когда хочется воспевать образ, подаривший вдохновение, как это отразилось в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
Личность поэта всесторонне раскрывается в его стихах о любви. Например, в стихотворении «Я вас любил» автор неожиданно предстаёт как серьёзный, бескорыстный и мудрый человек, готовый к самопожертвованию. У него нет эгоистических чувств («я не хочу печалить вас ничем»), он способен любить «безмолвно, безнадежно». Но самое удивительное в том, что поэт желает своей возлюбленной быть любимой другим так же «искренно» и «нежно», как он любил её. Благодаря этим строчкам, создается особенный, возвышенный образ женщины, достойной такой любви. А в стихотворении «Мадона», посвящённом Н.Н.Гончаровой, Пушкин создает образ любимой, которую обожествляет. Он сообщает, что всегда хотел быть зрителем одного портрета:
. чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель.
В зрелом своём творчестве Пушкин нарисовал такой образ любимой женщины, который рискнул сравнить с Пречистой Девой Марией. Его любимая красива не только внешне, но и душой. В одном из писем Пушкина Наталье Николаевне есть такие слова: «Душа твоя так же прекрасна, как и лицо твоё». Поэт благодарит Творца за то, что он ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Пушкин преподал урок многим мужчинам, как следует относиться к женщине, к жене.
Сердце Пушкина, как он говорил, «не любить…не может»: он любит жизнь, людей, природу, свою страну. И, воспевая всё прекрасное, пробуждает лучшие чувства в душах читателей:
Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
С таким же восхищением пишет поэт о Петербурге:
Люблю тебя, Петра творенье.
Вдохновенные строчки о Москве и Петербурге вызывают у многих поклонников поэзии А.С.Пушкина сентиментальное настроение, чувство восторга, умиления и благодарности за то, что он нашёл такие слова для выражения мыслей, объединяющих всех людей, которые осознают свою сопричастность к прошлому и настоящему своего Отечества.
Многие читатели любят стихи Пушкина, посвященные природе, где природа показана совершенно самостоятельным явлением, украшающим жизнь человека. Не менее важны пейзажные лирические отступления, помогающие понять внутренний мир героев:
. то холмик, то ручей
Остановляют поневоле
Татьяну прелестью своей.
Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Действительно, под воздействием поэзии человек может становиться лучше, духовно богаче. И если стихи находят отклик в душах читателей, значит, заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
Автор: Guru · Опубликовано 25.12.2016 · Обновлено 07.09.2017
(310 слов) Я думаю, что литература дает нам панорамный обзор человеческой души, благодаря которому мы лучше понимаем себя и окружающих нас людей. Именно поэтому размышление над прочитанным позволяет нам осознавать то, что мы чувствуем, а, значит, и контролировать свои эмоции. Поскольку большинство из нас стремится к добру, мы обнаруживаем в себе хорошие качества и положительные чувства, навеянные образами любимых героев. Мы стараемся научиться у них дружбе и любви, надежде и вере, доброте и сочувствию. И нередко у нас получается это сделать.
В поисках примера такого влияния рассмотрим роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Один из основных героев Джон воспитывался вдали от цивилизации. Дикари его не принимали, его мать сама мало что знала и не способна была воспитать ребенка. Поэтому в качестве собеседника и друга он воспринимал томик Шекспира. Мальчик выучил его наизусть, даже словарный запас Джона целиком состоял из заученных выражений. Все те возвышенные чувства, которые отделяли его от новых людей, он впитал из книги. Нравственная чистота, способность к любви и самопожертвованию, преданность и дружелюбие — всему этому героя научил Шекспир. Зато общество будущего было лишено литературы, поэтому все чувства свелись к удовольствиям и рефлексам.
Другой пример можно найти в книге Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина с детства много читала и часто размышляла над прочитанным. В отличие от ветреной сестры Ольги, она была способна на сильные и продолжительные чувства. Её трогательная честность и открытость сразу располагают к ней читателя. Она умна и скромна, эти качества, кстати, привлекают Онегина. Наконец, когда Евгений покинул их края, Татьяна нашла его библиотеку, и именно книги помогли ей понять возлюбленного. Она узнала его лучше и простила. Это новое знание позволило ей отпустить его и начать жизнь заново.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что литература развивает в нас нравственные чувства, такие как доброта, любовь и преданность. Это еще не весь перечень, ведь те эмоции, которые может вызвать книга, зависят от нас и от нашей готовности становиться лучше.
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? итоговое сочинение ЕГЭ 2021 с аргументами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? 4 готовых примера итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную реальную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература итоговое сочинение ЕГЭ 2021
Как известно, чтение успокаивает и отвлекает человека от повседневных забот. Оно улучшает настроение, потому что пробуждает добрые чувства, а именно любовь к ближним, отзывчивость, заботливость. Книга учит нас быть более гуманными и терпимыми. Чтобы убедиться в этом, достаточно уделить время чтению. А я расскажу о своем опыте.
Однажды я прочитала рассказ Леонида Андреева «Кусака». Автор повествует о судьбе брошенной собаки. Люди лишь обманывали ее доверие и вымещали на ней свою злобу. Так, один пьяный мужчина сначала приласкал животное, а потом пнул его ногой. Такое отношение ожесточило сердце Кусаки. И она злобно накинулась на дачников, которые приехали и заняли ее временное пристанище. Но со временем маленькая Леля завоевала расположение собаки. Они подружились. Казалось бы, вот достойный финал истории. Но осенью люди уехали, а животное осталось в одиночестве. Привыкшее к ласке и обеспечению, оно вновь было предоставлено холоду, тоске и бесприютности. Сложно сдержать эмоции, когда узнаешь о этом. Грустно, обидно и жалко животное. Но этот рассказ вызывает добрые чувства: теперь видя брошенную собаку или кошку, я стремлюсь устроить ее в приют или к знакомым, чтобы она не оказалась месте Кусаки. Отзывчивость, забота о животных, деятельная любовь — вот что пробудила во моей душе литература.
Не менее благотворным оказалось чтение повести А. Грина «Алые паруса». Наивная история ожидания и любви заставляет задуматься о многом. Ассоль, услышав сказочное предсказание, жила надеждой, что когда-нибудь покинет враждебно настроенный поселок и найдет настоящую любовь на судне. Но так не произошло бы, не будь у нее этой мечты, этого стремления к лучшей доле. Если бы она жила лишь будничными интересами и заботами, если бы плыла по течению и подстраивалась под окружение, в ее жизни не было бы места чуду. Героиня сохранила верность своим идеалам, не разменяла их на мелочи, поэтому у нее все сбылось. Отважный капитал на судне с алыми парусами забрал ее из Каперны, и они полюбили друг друга. Этот сюжет проблуждает веру в лучшее и оптимистичное настроение. Он убеждает нас, что все будет так, как мы хотим, просто нужно идти к этой цели, не сворачивая.
Таким образом, литература пробуждает такие добрые чувства, как любовь к людям, отзывчивость, сочувствие, ощущение родственной близости. Благодаря ей мы обретаем надежду на то, что все будет хорошо. Книги всегда поддерживают нас в трудные минуты и обогащают наш досуг положительными эмоциями.
Пример сочинения №2 с аргументами из литературы
Литература играет важную роль в нашей жизни. Она сопровождает людей от младенчества и до глубокой старости. С малых лет родители стараются привить любовь к книге у детей. А для чего же? Всё потому, что литература пробуждает в человеке добрые чувства, прежде всего это милосердие и любовь как к людям, так и к животным.
Так, новелла О. Генри «Последний лист» пробуждает в нас чуткость по отношению к другим. Произведение о юных подругах-художницах Сьюди и Джоанне, о немолодом художнике-неудачнике Бермане, создавшем настоящий шедевр… Джонси, заболевшая пневмонией, решает, что умрет, когда с ветки плюща опадет последний лист. Берман, узнав об этом, рисует ночью листок на кирпичной стене дома напротив. Джонси видела, как сражался с бурей листок ночью. Она решает взять себя в руки. И выздоравливает, благодаря силе любви, что вложил в свое произведение старый художник.
А. Декурсель сказал, книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет. И правда, любое произведение пробуждает в человеке какие-то чувства: любовь, доброта, милосердие. С каждой прочитанной книгой мы становимся лучше.
Пример сочинения №3 с аргументами из литературы
Какие добрые качества воспитывает в человеке литература? Книги играют огромную роль в нашей жизни. Неспроста любовь к чтению стараются привить в раннем возрасте. Литература пробуждает в нас, прежде всего чувство сострадания, чуткость к людям, и не только к людям, но и ко всему живому на земле. Эти чувства становятся неотъемлемой частью нашего характера, формируют нашу личность. Благодаря им мы по другому ведем себя с окружающими, стремимся делать добро.
Так, рассказ Б. Евдокимова » Говори, мама, говори» пробуждает в нас чуткость по отношению к близким людям. Две героини рассказа, мать и ее дочь, живут вдалеке друг от друга. Мать уже стара, и ее единственная радость — разговоры с дочерью, единственным близким человеком. Дочь звонит каждый день, но говорит кратко, быстро, напоминая о тарифе.
Не потому, что не любит свою мать, просто забывает за повседневной суетой насколько важно это для одинокой женщины. Катерина же трогательно заботится о своей дочери. Она, например, не срубила мешавшее ей ходить грушевое дерево, потому что дочь любит груши и компот из них. Читая рассказ, мы проникаемся состраданием к Катерине. Вспоминаем о наших собственных мамах и об их неугасимой любви к нам. О том, что им, возможно, не хватает нас и нашего внимания. И героиня рассказа тоже осознает это. Ее охватывает страх. Что, если угаснет голос матери и она сама? Навсегда? Она звонит маме, и больше не прерывает ее. Вместе с героиней мы ощущаем ту же вечную крепкую связь с нашими матерями, самыми родными для нас людьми. Возможно, даже навещаем их, звоним, или просто крепко обнимаем.
Так же и Татьяна Ларина из романа Пушкина «Евгений Онегин» тоже может быть примером благотворного влияния литературы на человека. Она всегда много читала и размышляла о прочитанном. Потому, в отличие от ветреной сестры Ольги, оказалась способна на сильные и продолжительные чувства. Она была умна, скромна, и эти качества нравились Онегину. И даже когда Евгений покинул ее, она нашла утешение в книгах, которые помогли ей понять возлюбленного. Это позволило ей простить его и отпустить. Стать верной и любимой женой.
Какие же добрые чувства пробуждает в нас литература? Кроме того, что развивает нас, она пробуждает в человеке любовь к родным, сострадание, чуткость, милосердие. Список может быть бесконечен, ведь это зависит нас и нашей готовности становиться лучше. Каждое произведение открывает путь в наши сердца чему-то светлому. Книги подталкивают человека к тому, чтоб он становился лучше.
Пример сочинения №4 с аргументами из литературы
Я думаю, что литература дает нам панорамный обзор человеческой души, благодаря которому мы лучше понимаем себя и окружающих нас людей. Именно поэтому размышление над прочитанным позволяет нам осознавать то, что мы чувствуем, а, значит, и контролировать свои эмоции. Поскольку большинство из нас стремится к добру, мы обнаруживаем в себе хорошие качества и положительные чувства, навеянные образами любимых героев. Мы стараемся научиться у них дружбе и любви, надежде и вере, доброте и сочувствию. И нередко у нас получается это сделать.
В поисках примера такого влияния рассмотрим роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Один из основных героев Джон воспитывался вдали от цивилизации. Дикари его не принимали, его мать сама мало что знала и не способна была воспитать ребенка. Поэтому в качестве собеседника и друга он воспринимал томик Шекспира. Мальчик выучил его наизусть, даже словарный запас Джона целиком состоял из заученных выражений. Все те возвышенные чувства, которые отделяли его от новых людей, он впитал из книги. Нравственная чистота, способность к любви и самопожертвованию, преданность и дружелюбие — всему этому героя научил Шекспир. Зато общество будущего было лишено литературы, поэтому все чувства свелись к удовольствиям и рефлексам.
Другой пример можно найти в книге Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина с детства много читала и часто размышляла над прочитанным. В отличие от ветреной сестры Ольги, она была способна на сильные и продолжительные чувства. Её трогательная честность и открытость сразу располагают к ней читателя. Она умна и скромна, эти качества, кстати, привлекают Онегина. Наконец, когда Евгений покинул их края, Татьяна нашла его библиотеку, и именно книги помогли ей понять возлюбленного. Она узнала его лучше и простила. Это новое знание позволило ей отпустить его и начать жизнь заново.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что литература развивает в нас нравственные чувства, такие как доброта, любовь и преданность. Это еще не весь перечень, ведь те эмоции, которые может вызвать книга, зависят от нас и от нашей готовности становиться лучше.
Какие «чувства добрые» стремился пробудить А.С.Пушкин своей лирикой?
Какие «чувства добрые» стремился пробудить А.С.Пушкин своей лирикой?
В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, А.С.Пушкин писал о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души. В своих творениях поэт отражает гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. В стихотворении «Поэту» он советовал «братьям по музе»:
Иди, куда влечёт тебя свободный ум, …
Не требуя наград за подвиг благородный.
Подчиниться поэт может разве что «воле божией», то есть «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной», не искать похвал или покровительства власти.
Одним из «добрых чувств», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине, стремясь к тому, чтоб «над Отечеством свободы просвещённой» взошла «прекрасная заря» новой жизни (эта мечта отражена в стихотворении «Деревня»). И поэтому всё творчество поэта соответствовало его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним с призывом (как в стихотворении «К Чаадаеву»):
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Во многих стихах Пушкина тема дружества соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к прогрессу и к свободе. И это свободомыслие объединяло их:
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой…
«Чувства добрые» вызывает и любовная лирика великого поэта. Для Пушкина любить значит жить. Это как восхищаться утренней зарёй, золотым нарядом берёзки или улыбкой девушки. Душа поэта настолько восприимчива к прекрасному, что она находится почти постоянно в том состоянии, которое подобно чувству влюблённости. Именно поэтому жизнь без любви представляется тусклой, унылой. Иногда поэту кажется, что сердце охладевает, разум смиряется с обыденностью или даже тяжестью бытия, но вдруг мелькнёт прекрасное виденье, и чувства «опять затрепетали пред мощной властью красоты». Возникает тот самый момент, когда хочется воспевать образ, подаривший вдохновение, как это отразилось в стихотворении «Я помню чудное мгновенье»,
Страницы: Страница 1, Страница 2
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Творческое наследие А. С Пушкина отличается тематическим разнообразием и богатством идейного содержание. Сам поэт непрерывно эволюционировал, открывая для себя новые горизонты и возможности. Тем не менее, мы можем подметить одну характерную черту его творчества: А. С Пушкин- это прежде всего поэт-гуманист. О чём бы он не писал, он стремился пробудить в читателях «чувства добрые», пробудить веру в высокие идеалы и общечеловеческие ценности, рассказать об истинном назначении человека.
Так, центральное место в его творчестве занимает тема свободы. Свобода для Пушкина- высшая, общечеловеческая ценность. Именно свобода стала для него главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории. В социально-философской оде «Вольность» А. С. Пушкин выступает против несправедливости и тирании, пропагандирует идеал общественной свободы. По мнению поэта, в мире, где он наблюдает «Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы», где на троне восседает «неправедная власть», нет места радости, счастью, красоте.
Какие чувства добрые пробуждает пушкин своими стихами
Чувства добрые в поэзии Пушкина
В, Г. Белинский точно определил назначение поэзии: «…развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека». И сегодня в этом ее святое назначение.
А. С. Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Его поэзия — неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живой водою» всех, кто прикасается к нему.
Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу.
Первое, что привлекает нас при чтении произведений поэта, — поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н. В. Гоголь, в каждом слове Пушкина «бездна пространства».
Какие же «чувства добрые» пробуждает пушкинская лира? На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества:
Мой жребий пал: я лиру избираю!
Он избирает скромную, благородную лиру», которая будет служить только свободе, а его «неподкупный голос» станет «эхом русского народа».
В стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Эхо» А. С. Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. «Глаголом жги сердца людей» — вот его девиз. В «Пророке» — вся философия Пушкина.
Десятки стихов А. С. Пушкина посвящены теме патриотизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории родины и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода. Он видел, что его народ стонет в цепях векового рабства и страстно ждет своего освобождения. Пушкин, друг и вдохновитель декабристов, еще в юности в оде «Вольность» с горячей убежденностью заявил:
Хочу воспеть свободу миру,
На троне поразить порок.
Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М. Н. Паскевич, например, писал, что первые либеральные мысли он «заимствовал от чтения вольных стихов господина Пушкина».
До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Недаром в стихотворении, подводящем итог всей его творческой жизни, поэт ставит себе в особую заслугу то, «что л мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».
Невозможно без волнения читать удивительные стихи А. С. Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как «роняет бор осенний свой наряд», как «ложится на поля туман», как тянется «гусей крикливых караван», и луну «как желтое пятно», и множество других прекрасных картин, как будто нарисованных замечательным художником. Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине.
Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви.
Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его потрясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и многие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивительной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое послание декабристам:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Да, А. С. Пушкин умел быть верным и преданным другом.
А стихи о любви! «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» Они, действительно, «гений чистой красоты». Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему. Уже не одно поколение людей с волнением читает вдохновенные строки поэта, согретые порывом горячего, искреннего и чистого чувства. Его стихи поют и сияют. Они вышли из предела своего времени и стали достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную, полную счастья любовь.
У Пушкина даже самые простые, обыденные чувства описаны так, что, читая некоторые его стихи, поражаешься жизнелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Вот, например, это стихотворение:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись,
В день уныния смирись,
День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет, Настоящее уныло,
Все мгновенно, все пройдет,
Что пройдет, то будет мило.
Стихотворение написано в 1825 году. А год этот для поэта был «год унынья».
Да разве можно все перечислить? Строгие и глубоко нравственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произведения поэта в большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник наслаждения, но и «школа жизни», в которой учат «чувствам добрым».
И пока «жив будет хоть один пиит», не забудется творчество Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духовное от материального богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.