Что такое доходы бюджета
Что такое доходы бюджета
БК РФ Статья 41. Виды доходов бюджетов
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан, инициативные платежи;
(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
иные неналоговые доходы.
4. К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.
(п. 6 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
Статья 41 БК РФ. Виды доходов бюджетов (действующая редакция)
1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан, инициативные платежи;
иные неналоговые доходы.
4. К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.
Комментарий к ст. 41 БК РФ
Комментируемая статья подразделяет все доходы бюджета на:
При этом пункт 6 статьи 41 БК РФ введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ и нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры подлежат приведению в соответствие с данной нормой не позднее 1 июля 2015 года.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
3) налог на доходы физических лиц;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам и сборам относятся:
2) налог на имущество физических лиц;
Кроме того, НК РФ установлены также специальные налоговые режимы, которые предусматривают иные федеральные налоги:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
На практике некоторые учреждения полагают, что, поскольку соответствующие доходы ими перечисляются в бюджет, такие доходы в целях налогообложения прибыли не учитываются. Налоговые органы в свою очередь полагают, что расходы, произведенные за счет указанных средств, которые получены учреждениями обратно в качестве финансирования, не могут быть учтены в целях налогообложения.
Однако данная позиция как учреждений, так и налоговых органов неправомерна.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 06.02.2014 N Ф09-14277/13 суд частично удовлетворил иск налогового органа о взыскании с учреждения задолженности по налогам и сборам, в том числе налога на прибыль, пени, штрафа за неуплату налога на прибыль организаций по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Суд пришел к выводу, что то обстоятельство, что учреждение, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.
Согласно части 3 статьи 41 БК РФ доходы от продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий к доходам бюджетов не относятся.
Такая позиция изложена в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N А41-46176/11.
Обучающий сервис
Доходы бюджета города формируются на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы, с учетом действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы, устанавливающих неналоговые доходы бюджета города Москвы.
Учет и контроль за осуществлением платежей в бюджет, а также пеней и штрафов по ним осуществляют Администраторы доходов бюджета.
ОТКУДА ПОСТУПАЮТ ДОХОДЫ?
Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Налоговые доходы бюджета города Москвы формируются из федеральных, региональных и местных налогов, а также доходов от применения специальных налоговых режимов.
Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся:
— налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;
— налог на прибыль организаций;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина;
— налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Из федеральных налогов и сборов основными налоговыми доходами бюджета города Москвы являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.
Региональные налоги и сборы установлены и обязательны к уплате на территории города Москвы.
К региональным налогам относятся:
— налог на имущество организаций;
— транспортный налог;
— налог на игорный бизнес.
Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами о налогах и сборах органов муниципальных образований (законы города федерального значения Москвы) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
К местным налогам и сборам относятся:
— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый сбор.
Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся:
— упрощенная система налогообложения;
— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
— единый сельскохозяйственный налог;
— патентная система налогообложения;
— налог на профессиональный доход.
Неналоговые доходы бюджета города Москвы формируются за счет:
— доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
— доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений города, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
— доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями города Москвы;
— части прибыли унитарных предприятий, созданных городом Москвой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
— платы за негативное воздействие на окружающую среду;
— доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти города Москвы, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
— и других неналоговых поступлений.
Безвозмездные поступления – это межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому)
Доходы бюджетов
Структура доходов бюджетов бюджетной системы РФ закреплена в бюджетном законодательстве.
Доходы бюджетов подразделяются на три вида:
— безвозвратные и безвозмездные перечисления (ст. 41 БК РФ).
В БК РФ дан перечень налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов (ст. 50, 56, 61, 61 1, 61 2).
Налоговые доходы разграничиваются между бюджетами различных уровней бюджетной системы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.
1. Налоговый кодекс РФ (ст. 12-15, 18) устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы.
Согласно БК РФ все региональные налоги в полном объеме поступают в бюджеты соответствующих субъектов (ст. 56). Равным образом все местные налоги в полном объеме поступают в соответствующие местные бюджеты (ст. 61, 611, 612 БК РФ).
2. Федеральные налоги, а также налоги и сборы, предусмотренные специальными налоговыми режимами, разграничиваются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.
Разграничение федеральных налогов между бюджетами различных уровней бюджетной системы производится на основе нормативов (процентных) отчислений. При этом данные нормативы закреплены в БК РФ и являются едиными и постоянными для бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.
Так, в ст. 50 БК РФ определены налоговые доходы федерального бюджета, сформированные за счет федеральных налогов и сборов, а также налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
В ст. 56 БК РФ определены налоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Они складываются за счет региональных налогов (ст. 14 НК РФ), зачисляемых в полном объеме, а также нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов.
В ст. 60, 601, 602 БК РФ определены налоговые доходы бюджетов поселений, муниципальных районов и бюджетов городских округов.
Все эти бюджеты формируются за счет местных налогов (ст. 15 НК РФ), а также нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
3. Субъекты РФ и муниципальные районы могут устанавливать нормативы отчислений от федеральных, региональных и, соответственно, местных налогов и сборов, поступающих в их бюджеты. Эти нормативы отчислений относятся к местным бюджетам и, в частности, бюджетам поселений.
Названные нормативы отчислений должны быть установлены:
а) в законе субъекта РФ, рассчитанного на неограниченный срок действия. Они должны быть едиными для всех поселений и муниципальных районов, на которые рассчитаны;
б) в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных районов, рассчитанных на неограниченный срок действия. Эти нормативы должны быть едиными для всех поселений муниципального района.
Порядок установления вышеназванных нормативов определен в ст. 58 и 63 БК РФ.
Неналоговыми доходами являются:
а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
б) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
в) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерацией, субъектам РФ и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия,
г) иные неналоговые доходы.
К первой группе неналоговых доходов, Т.е. к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:
— арендная плата от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
— проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетами юридическим лицам и иностранным государствам на возвратной и платной основах;
— дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям;
— часть прибыли хозяйственных товариществ и обществ, в капиталах которых участвуют Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования;
— часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий;
— доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности;
Ко второй группе неналоговых доходов, т.е. к доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся:
— плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков;
— плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;
— плата за предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
— плата за услуги, оказываемые Государственным органом России;
— другие платные услуги.
К третьей группе неналоговых доходов относятся:
— штрафы от применения мер административной и уголовной ответственности;
— штрафы, конфискации и компенсации, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности. Однако надо иметь в виду, что все эти суммы поступают в бюджет лишь в том случае, если нарушены права Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, предусмотренные гражданским законодательством.
В отношении штрафов действует правило: они подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения субъекта, принявшего решение о наложении штрафа. Иное может быть предусмотрено НКРФ или иными федеральными законами.
— часть прибыли ЦБ РФ;
— доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
— таможенная пошлина, таможенные сборы и т.д.
Перечень неналоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, дан в ст. 50, 57, 62 БКРФ.
Безвозвратные и безвозмездные перечисления включают в себя:
— выделение субвенций из Федерального и (или) регионального фонда компенсаций, а также из местных бюджетов;
— иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ;
— безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных внебюджетных фондов;
— безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования (п. 5 Ст. 41 БК РФ).
Безвозмездные и безвозвратные перечисления являются доходами того бюджета, в который они зачисляются.
Вышеназванные доходы бюджетов ежегодно отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год, в законах субъектов РФ и решениях представительных органов муниципальных образований о бюджетах на финансовый год.
Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации (п. 1 СТ. 40 БК РФ).
Теоретически доходы бюджетов можно подразделить на собственные и несобственные.
Большинство доходов, поступающих в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ являются их собственными доходами (ст. 47 БК РФ).
К их числу относятся:
а) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах РФ;
б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ;
в) безвозмездные и безвозвратные перечисления, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.
Доходы включают практически все виды доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы, за исключением такого вида безвозмездных и безвозвратных перечислений, как субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций (ст. 47 БК РФ).
Бюджетный кодекс РФ не дает понятия «собственные доходы бюджета». Между тем функциональный анализ собственных доходов бюджетов и их сравнение с субвенциями из фондов компенсаций позволяет утверждать, что собственными являются доходы бюджетов, которые обеспечивают осуществление расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, принятых в пределах их собственных полномочий.
К несобственным относятся доходы, которые обеспечивают расходные обязательства субъектов РФ, муниципальных образований в пределах полномочий, делегированных им другими уровнями власти.
Иначе говоря, несобственные доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов поступают соответственно из федерального и регионального, фондов компенсаций для реализации субъектом РФ и муниципальным образованием «делегированных полномочий». Например, согласно Закону о федеральном бюджете на 2005 год к числу полномочий, делегированных Российской Федерацией субъектам РФ относятся полномочия по финансированию законов, принятых Российской Федерацией. Среди этих законов: Законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.
4. Расходы бюджетов.
Их характер и содержание определяется функциями государства:
— обеспечение внутренней и внешней безопасности.
Цели бюджетных расходов:
— расширение производства (структурная перестройка общественного производства, НТП, модернизация производства);
— удовлетворение социальных потребностей общества (обеспечение конституционных прав граждан и прав человека);
— удовлетворение других общественных потребностей (обеспечение безопасности, государственного управления).
Принципы осуществления бюджетных расходов:
— целевое направление средств;
— соблюдение режима экономии.
В современных условиях формирование бюджетных расходов осуществляется на основе минимальной бюджетной обеспеченности, представляющую собой минимально допустимую стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов. Нормативы минимальной бюджетной обеспеченности зависят от установленных федеральным законодательством государственных минимальных социальных стандартов.
Установление государственных минимальных социальных стандартов и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности призвано закрепить тот минимум услуг, который должен оказываться государством и муниципальными образованиями каждому гражданину Российской Федерации. При наличии достаточных финансовых возможностей органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом таких возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на:
Простое воспроизводство предполагает неизменный уровень техники и производительности труда. Расширенное же воспроизводство возможно только в условиях роста производительности труда, обусловленного различными факторами, в первую очередь научно-техническим прогрессом и связанными с ним изменениями производственных отношений.
К текущим расходам относятся затраты на:
2) выплату начислений на оплату труда (единый социальный налог), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3) приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
4) командировки и служебные разъезды;
5) оплату транспортных услуг;
6) оплату услуг связи;
7) оплату коммунальных услуг;
8) оплату геолого-раэведочных работ;
9) оплату услуг по типовому проектированию;
10) оплату услуг научно-исследовательских организаций;
11) оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря;
12) оплату текущего ремонта зданий и сооружений;
13) выплату процентов;
14) субсидии, субвенции, дотации и текущие трансферты;
15) оплату услуг по признанию прав собственности за рубежом и др.
Капитальные расходы составляют затраты на:
1) приобретение и модернизацию оборудования и предметов длительного пользования;
2) капитальное строительство;
3) капитальный ремонт;
4) создание государственных запасов и резервов;
5) приобретение земли и нематериальных активов;
6) капитальные трансферты и др.
Важной частью капитальных расходов бюджетов являются расходы направляемые на осуществление инвестиционной деятельности.
Инвестиционная деятельность государства и местного самоуправления представляет собой деятельность, направленную на вложение бюджетных средств в основной капитал (основные средства) действующих и вновь создаваемых юридических лиц, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты в целях получения в дальнейшем прибыли и иного общественно полезного эффекта.
В целях обеспечения затрат, связанных с инвестиционной деятельностью государства и местного самоуправления, в расходной части бюджета может выделяться специальный раздел, называемый бюджетом развития.
Средства бюджета развития направляются на:
1) финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе в соответствии с Законом о бюджете развития;
2) исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития в по рядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Использование денежных средств бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности. Отвлечение временно свободных денежных средств бюджета развития на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов бюджета развития, не допускается.
Расходование бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:
При исполнении государством или муниципальным образованием государственного или муниципального контракта расчеты осуществляются в безналичной форме путем списания денежных средств со счетов уполномоченных органов и организаций, открытых в Федеральном казначействе, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов соответственно, и зачисления таких средств на банковские счета физических и юридических лиц, передавших товар, выполнивших работы или оказавших услуги государству или муниципальному образованию.
— при осуществлении органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
— при передаче отдельных государственных функций нижестоящим уровням власти;
— при компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.
Трансферты населению осуществляются в форме бюджетных ассигнований.
5. Субвенции представляют собой бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам на осуществление определенных целевых расходов.
Бюджетные средства, предоставленные в качестве субсидий и субвенций, не могут использоваться на иные цели, нежели те, для достижения которых они были выделены. В противном случае субсидии и субвенции подлежат возврату в тот бюджет, из которого они были выделены.
7. Инвестиции бюджетных средств в уставные капиталы (фонды) действующих или вновь создаваемых юридических лиц предполагают их долгосрочные вложения в различные отрасли экономики с одновременным приобретением прав на участие в управлении делами таких юридических лиц.
Инвестирование бюджетных средств в уставные капиталы юридических лиц осуществляется в соответствии с инвестиционными проектами, которые находят свое отражение в бюджете на соответствующий финансовый год.
8. Финансовая помощь нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам осуществляемая в следующих формах:
9. Бюджетные средства могут предоставляться в качестве заемных нижестоящим бюджетам, государственным внебюджетным фондам, физическим и юридическим лицам в целях оказания им финансовой помощи. Одним из источников кредитов и займов, размещаемых внутри страны, могут быть государственные внешние заимствования. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит только Российской Федерации.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.