Что такое доминанта в сольфеджио

Что такое тоника в музыке? И что кроме тоники ещё в ладе есть?

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

Что такое тоника в музыке? Ответ достаточно простой: тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени. Надо сказать, что «все остальные ступени» тоже ведут себя довольно-таки интересно.

Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на: во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени; во-вторых, главные и побочные ступени.

Устойчивые и неустойчивые ступени

Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджиоНеустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью – вторая и четвёртая, а в пятую – четвёртая и шестая. Для примера рассмотрим тяготения неустоев в устои в до мажоре:

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

Главные ступени и побочные ступени

Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта. ».

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджиоКонечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).

Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.

Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими ( t, s, d ).

Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджиоМы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.

Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях.

Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!

Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!

Источник

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.

В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.

Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.

Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Как называются все остальные ступени?

Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.

Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.

Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!

Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор

Источник

Песня авторская и не только

Тоника, доминанта и субдоминанта

На ступенях каждого семиступенного лада мы можем построить семь различных трезвучий. Чтобы применять эти трезвучия, нужно познакомиться с их функциями. Трезвучию каждой ступени каждого лада соответствует определенная функция.

Начнем с трех основных функций, без которых немыслима европейская классическая музыка и все основанные на ней жанры.

Как мы видим, виды (наклонения) основных трезвучий зависят не только от наклонения тональности, но и от конкретного вида лада (натуральный, гармонический или мелодический). Поэтому, прежде чем перейти к выписыванию основных аккордов для конкретных тональностей сделаем небольшое отступление и определимся, какие лады предоставляют для нас наибольший интерес.

Но нас сейчас более интересует не мелодия, а аккорды, то есть гармония. И в гармонической составляющей частота употребления мажорных ладов будет такой, от частого к редкому: натуральный, гармонический, мелодический. Минорные же лады в гармонии по тому же критерию выстраиваются так: гармонический, натуральный, мелодический.

Т.е. два наиболее употребительных лада в гармонии — это натуральный мажор и гармонический минор. Строить конкретные аккорды мы будем в первую очередь на ступенях именно этих ладов.

Менее употребительных гармонического мажора и натурального минора мы также будем касаться в отдельных моментах. Мелодические же мажор и минор, как реже всего встречающиеся в гармонии, мы почти не будем затрагивать.

А как насчет гармонического мажора и натурального минора?

И еще одно важное отступление. Выше было отмечено, что иногда вместо трезвучий в аккомпанементе используют септаккорды, построенные так же на ступенях лада. Теперь добавим, что среди всех аккордов лада есть один, который в виде септаккорда употребляется даже чаще, чем в виде трезвучия: это аккорд доминанты в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Если посмотреть, какой именно септаккорд получается в этих ладах на пятой ступени, то получим ответ: малый мажорный септаккорд, который, как мы помним, иначе называется доминантсептаккордом. Теперь мы знаем, откуда у него такое название. Используется он настолько часто, что вообще, когда говорят об аккорде доминанты, по умолчанию, как правило, имеют в виду именно септаккорд, а не трезвучие.

Приведем, наконец, таблицу главных трезвучий для различных тональностей.

ТональностьТоникаСубдоминантаДоминанта
До мажорCFG(7)
До минорCmFmG(7)
Ре-бемоль мажорD♭G♭A♭ (7)
До-диез минорC♯ mF♯ mG♯ (7)
Ре мажорDGA(7)
Ре минорDmGmA(7)
Ми-бемоль мажорE♭A♭B(7)
Ре-диез минорD♯ mG♯ mA♯ (7)
Ми мажорEAH(7)
Ми минорEmAmH(7)
Фа мажорFBC(7)
Фа минорFmBmC(7)
Фа-диез мажорF♯HC♯ (7)
Фа-диез минорF♯ mHmC♯ (7)
Соль мажорGCD(7)
Соль минорGmCmD(7)
Ля-бемоль мажорA♭D♭E♭ (7)
Соль-диез минорG♯ mC♯ mD♯ (7)
Ля мажорADE(7)
Ля минорAmDmE(7)
Си-бемоль мажорBE♭F(7)
Си-бемоль минорBmEm♭F(7)
Си мажорHEF♯ (7)
Си минорHmEmF♯ (7)

В таблице приведены аккорды только для ладов натурального мажора и гармонического минора. Вы можете легко определить соответствующие трезвучия и для гармонического мажора и натурального минора, заменив, соответственно, мажорную субдоминанту на минорную или мажорную доминанту на минорную.

Обратите внимание, что в аккордах доминанты проставлена цифра семь в скобках — это служит напоминанием о том, что в данной функции употребительны как трезвучия, так и септаккорды.

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.

Источник

Доминанта (в музыке)

Смотреть что такое «Доминанта (в музыке)» в других словарях:

ДОМИНАНТА (в музыке) — ДОМИНАНТА, в музыке одна из функций тональных (см. ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ) в мажоре (см. МАЖОР) и миноре (см. МИНОР (в музыке)), обладающая интенсивным тяготением к тонике (см. ТОНИКА). Основа аккордов доминанты трезвучие (см. ТРЕЗВУЧИЕ) V ступени… … Энциклопедический словарь

Доминанта (главенствующая идея) — Доминанта (от лат. dominans, родительный падеж dominantis ≈ господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего либо. См. Доминанта в физиологии, Доминанта в архитектуре и Доминанта в музыке … Большая советская энциклопедия

ДОМИНАНТА — в музыке одна из функций тональных в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике. Основа аккордов доминанты трезвучие V ступени лада. Функцию доминанты (D) выполняют также аккорды, производные от него … Большой Энциклопедический словарь

Доминанта — I Доминанта (от лат. dominans, родительный падеж dominantis господствующий) главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего либо. См. Доминанта в физиологии, Доминанта в архитектуре и Доминанта в музыке. II… … Большая советская энциклопедия

Доминанта — В Викисловаре есть статья «доминанта» Доминанта (от лат. dominans «господствующий») термин, используемый в разных предметных областях: Доминанта в музыке главенствующая тональность или её ступень, контрастная по отношению к… … Википедия

Доминанта (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Доминанта. Доминанта (от лат. dominans господствующий) V ступень лада относительно тоники, одна из главных ступеней музыкального ряда. Доминантовое трезвучие относится к тональностям… … Википедия

Доминанта (гармония) — В музыкальной теории доминантой (от лат. dominans господствующий) данной тональности называется тональность, тоникой которой является пятая ступень данной. Доминанта относится к тональностям первой степени родства к данной. Доминантой также… … Википедия

доминанта — I. ДОМИНАНТ а, м. dominante <лат. dominans (dominantis господствующий. биол. Животное, занимающее в группе подобных господствующее положение. Взрослые гориллы, которым удается отломать гриб, удаляются на сотню метров от дерева, бережно охраняя … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Доминанта — I ж. Главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего либо. II ж. Временно господствующий в данный момент очаг возбуждения в центральной нервной системе, способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

G в музыке — (ге) или соль первая ступень (тоника) гаммы соль (G), вторая ступень гаммы фа (F), третья ступень (медианта) гамм ми бемоль мажор (Es dur) и ми минор (E moll), четвертая ступень (субдоминанта) гаммы ре (D), пятая ступень (доминанта) диатонической … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Главные трезвучия лада — определение, построение, разрешение

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

Главные трезвучия лада — это одна из ключевых тем сольфеджио. Прочитав эту статью, вы научитесь правильно давать определение, самостоятельно строить главные трезвучия в любой тональности.

Вы также узнаете об особенностях построения главных трезвучий в мажоре и миноре. А выделенный текст в статье познакомит вас с интересными фактами, о которых вам не расскажут на уроках в школе.

Когда вы дочитаете статью до конца, вы навсегда запомните, что такое главные трезвучия лада, и как их строить.

Определение главных трезвучий лада

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

Главными трезвучиями лада называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях гаммы.

Называются они так же, как и эти ступени гаммы — тоника — I ступень, субдоминанта — IV ступень, доминанта — V ступень. Тоническое трезвучие (на I ступени), Субдоминантовое трезвучие (на IV ступени), и Доминантовое трезвучие (на V ступени).

ИНТЕРЕСНО:
Кто кому дал названия? Ступени дали название трезвучиям или, наоборот, по названию трезвучий стали называть ступени, на которых они строились?

До прихода эпохи классицизма, не было мажорного и минорного ладов. Тогда существовали лады диатонические ( их также называют древнегреческими ладами, средневековыми, ладами народной музыки). А вместе с приходом мажора и минора пришли названия — Тоника, Субдоминанта, Доминанта с их функциональностью.

Получается, что трезвучия дали название ступеням?
Ну а что тут такого? Мы же не удивляемся, что курица появилась сначала, а потом яйцо!

Обозначаются главные трезвучия латинскими буквами T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта).

К этим буквам добавляются цифры 5/3. Это означает, что между крайними звуками трезвучия образуется квинта (5), а между нижним и средним — терция (3).

Любое трезвучие, на какой бы ступени оно не было построено, обозначается цифрами 5/3.

Главные трезвучия лада — построение

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

В мажорных тональностях

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

ИНТЕРЕСНО:
Построить трезвучие очень просто.

Обратите внимание, что если нижний звук трезвучия (он называется основной или прима) располагается на линейке, то и остальные два звука (терцовый и квинтовый) — тоже располагаются на линейках.

Если же нижний звук трезвучия располагается между линейками, то и остальные звуки находятся между линейками.

В любой заданной тональности стройте T53- на I ступени, S53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.

В минорных тональностях

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

ИНТЕРЕСНО:
Почему в миноре t53 и s53 звучат минорно, а D53 звучит мажорно?

Потому что D53 в миноре используется в гармоническом виде. В гармоническом миноре повышается VII ступень, что придает остроту тяготения VII ступени в I.

В классической музыке наиболее распространен гармонический вид минора, а не натуральный. И так как повышенная VII ступень входит в состав доминантового трезвучия, в миноре всегда используется мажорное D53, если в задаче специально не оговаривается, что d53 должно быть минорным.

В любой заданной минорной тональности стройте t53 — на I ступени, s53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.

ВАЖНО: D53 на V степени строится в ГАРМОНИЧЕСКОМ виде минора, поэтому всегда имеет повышенную VII ступень.

Поэтому в гармоническом миноре t53 и s53 звучат минорно и обозначаются малыми буквами t и s, а D53 звучит мажорно (из-за повышения VII ступени) и обозначается большой буквой D.

Главные трезвучия лада — разрешение

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

Разрешением называется переход неустойчивых ступеней в ближайшие устойчивые.
Ведь все трезвучия состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней.

Субдоминантовое трезвучие ( S53, s53 ) состоит из IV, VI, I ступеней. Здесь IV и VI — неустойчивые и требуют разрешения в ближайшие устойчивые. А I ступень остается на месте.

Доминантовое трезвучие ( D53 ) состоит из V, VII, II ступеней. В нем VII и II являются неустойчивыми и требуют разрешения в ближайшие устойчивые ступени. А V ступень является устойчивой и остается на месте.

Основным же правилом соединения аккордов является плавное голосоведение, и по возможности — противоположное. Это когда один голос идет вверх, а другой вниз или остается на месте.

ИНТЕРЕСНО:
При разрешении неустойчивых ступеней в устойчивые, в основном, используется нисходящее тяготение II ступени — в I; IV ступени — в III; и VI ступени — в V. Только VII ступень имеет восходящее тяготение в I верхнюю ступень.

На самом же деле тяготение неустойчивых ступеней в устойчивый имеет двухстороннее направление — как вниз, так и вверх.

II ступень может разрешаться как в I, так и в III ступень.
IV ступень может разрешаться как в III, так и в V ступень.

VI ступень имеет только один вариант разрешения — в V ступень, т.к. выше нее находиться неустойчивая VII ступень, разрешение в которую невозможно.
Ну и VII ступень имеет только одно — верхнее разрешение в I ступень.

Примеры разрешения главных трезвучий лада

В мажоре:

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

В миноре:

Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть фото Что такое доминанта в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое доминанта в сольфеджио. Картинка про Что такое доминанта в сольфеджио. Фото Что такое доминанта в сольфеджио

Заключение

Итак, вы изучили тему «Главные трезвучия лада». Теперь вы знаете, что главные трезвучия лада строятся на I, IV и V ступенях в мажоре и миноре.

Вы запомнили, что они обозначаются T53, S53, D53 в мажоре, и t53, s53, D53 — в миноре.

Вы поняли принцип разрешения неустойчивых аккордов в устойчивые. В этой статье было показано, как разрешаются главные трезвучия. А как разрешаются обращения трезвучий, можно узнать, перейдя по ссылке выше.

Если же вы лучше воспринимаете видео формат, вы можете посмотреть Видео- урок за 2 минуты по теме «Главные трезвучия лада»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *