Что такое домострой в литературе гроза
Определение Домостроя, в пьесе Островского «Гроза» Помогите с заданием 1,2,3
В пьесе «Гроза» драматург рисует патриархальное
купечество,
чей образ жизни был определен веками старыми,
патриархальными законами Домостроя.
Домострой – это свод житейских правил и наставлений.
Отражает принципы патриархального быта, известен
предписанием строгости домашнего уклада.
По законам «Домостроя» главные добродетели женщины
состояли в религиозности, полном подчинении мужу,
заботе о семье и трудолюбии.
Вот и семействе Кабановых царит домострой,
который вершит Марфа Игнатьевна Кабанова.
Кабаниха строго соблюдает все обычаи, и порядки
этой патриархальной старины.
Она требует, например, чтобы Катерина при расставании
с мужем обязательно «выла» (т. е. причитала)
и чтобы она не обнимала его, а кланялась ему в ноги.
Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок,
а его внешнее проявление.
Как истинная блюстительница старины,
Кабаниха суеверна.
Но и благочестие у неё показное.
Она не пропускает ни одного церковного богослужения,
оделяет деньгами нищих, принимает в своём
доме странниц вроде Феклуши.
Но деспотизм её в домашнем быту невыносим.
Защищая вековые традиции, Кабаниха убеждена,
что она следует закону, по которому всегда жила
русская семья.
Но они уродливо поняты Кабанихой.
Не любовь и уважение для неё главное, а власть.
Но без этих качеств дом существовать не может.
Все живут как-будто из-под неволи: слабый и
бесхарактерный Тихон не способен противостоять матери,
Варвара убегает из дома, а Катерина находит своё
освобождение в смерти.
В пьесе «Гроза» драматург рисует патриархальное
купечество,
чей образ жизни был определен веками старыми,
патриархальными законами Домостроя.
Домострой – это свод житейских правил и наставлений.
Отражает принципы патриархального быта, известен
предписанием строгости домашнего уклада.
По законам «Домостроя» главные добродетели женщины
состояли в религиозности, полном подчинении мужу,
заботе о семье и трудолюбии.
Вот и семействе Кабановых царит домострой,
который вершит Марфа Игнатьевна Кабанова.
Кабаниха строго соблюдает все обычаи, и порядки
этой патриархальной старины.
Она требует, например, чтобы Катерина при расставании
с мужем обязательно «выла» (т. е. причитала)
и чтобы она не обнимала его, а кланялась ему в ноги.
Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок,
а его внешнее проявление.
Как истинная блюстительница старины,
Кабаниха суеверна.
Но и благочестие у неё показное.
Она не пропускает ни одного церковного богослужения,
оделяет деньгами нищих, принимает в своём
доме странниц вроде Феклуши.
Но деспотизм её в домашнем быту невыносим.
Защищая вековые традиции, Кабаниха убеждена,
что она следует закону, по которому всегда жила
русская семья.
Но они уродливо поняты Кабанихой.
Не любовь и уважение для неё главное, а власть.
Но без этих качеств дом существовать не может.
Все живут как-будто из-под неволи: слабый и
бесхарактерный Тихон не способен противостоять матери,
Варвара убегает из дома, а Катерина находит своё
освобождение в смерти.
Домострой ( к пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Домостро́й» Полное название — Книга, называемая «Домострой»— памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси.
Структура В сильвестровской версии «Домострой» состоит из предисловия, 63 глав и «Послание и наказание ото отца к сыну», сгруппированных по следующим основным направлениям: О строении духовном (Как веровати) О строении мирском (Как царя чтити) Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами) Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном) Кулинарная группа Послание и наказание ото отца к сыну (посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму).
Этическое ядро «Домостроя»- христианское соединение веры, закона и любви. Законом обеспечивается порядок в доме, лад в делах, устойчивость в отношениях между людьми. Любовью смягчается сухость закона. Любовь же обогащает порядок благодушием и милосердием. Вера придает смысл всему зданию семейной жизни. Порядок воздвигается ради Христа. Воспитание по «Домострою» — это воспитание в христианском духе: в смирении.
Идеал семейной жизни по «Домострою» — исполнение Божьих заповедей между членами семьи и всеми, кто живет в их доме. «Самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам — не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога а в ответ не мстить. А домочадцев своих учи страху Божию и всякой добродетели, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
К пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Учебники обязательно подчеркнут религиозность Катерины из «Грозы». Но так ли это?
Презентация на тему: «Традиции Домостроя в драме А.Н. Островского Гроза»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Преподаватель Аракелян С.Ю.
В ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра [1]. В комедиях и социально-психологических драмах, составивших фундамент национального репертуара, он вывел галерею ярких и узнаваемых российских типов – от корыстолюбивых, своевластных и жестоких купцов, чиновников и помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников и лицемерных карьеристов.
Творчество Александра Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о его произведении «Гроза» с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статьи «Темное царство» и «Луч света в темном царстве» [2]) и Аполлон Григорьев. В XX веке – Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ») и Владимир Лакшин.
В пьесе «Гроза» А.Н. Островского мы знакомимся с различными персонажами и сложившимися между ними отношениями. Нам описывается купеческий быт с его правилами и традициями. Мы видим порывы у действующих лиц с целью вырваться из уз устаревших законов. В этой работе мы сравним поведение и ситуации из пьесы с наставлениями «Домостроя», чье «наличие переделок в списках XVIII в. свидетельствует о том, что и в это время его текст воспринимался как актуальный».
Так же и А.С. Орлов считал, что «домостроевские нормы в половине XIX века еще жили» [3, стр. 303], а Пис считал, что ценности Кабанихи «пропитаны духом Домостроя» [6, стр. 100].
«Бытовой справочник Домострой», как его часто называют, это памятник русской литературы XVI века. Изначальным происхождением считается Новгород, но до нас дошли обработанные в Москве версии. Редактором Домостроя являлся Сильвестр, протопоп, служивший при Иване Грозном. Сильвестр – «выходец из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды». Этот «древнейший памятник» дает советы о том, как вести быт, как должны складываться отношения между членами семьи, как воспитывать детей и, в общем, вести праведное житие. Как подметил Д.С. Лихачев: «Перед нами своеобразная «поваренная книга» русского быта» [4, стр. 13]. Н. Шелгунов убежден, что Сильвестр «не сочинил ничего своего, а только собрал плоды народной мудрости и практических правил и подвел им итог» [5, стр. 497].
Стоит отметить, что специфика выбранной нами темы ориентирует нас на сравнение традиций «Домостроя» Сильвестра и пьесы «Гроза» А.Н. Островского. Недостаточная разработанность данной проблемы в творчестве А.Н. Островского обусловливает актуальность нашей статьи.
В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы делятся на две группы. По одну сторону стоят старики, поборники старых порядков, которые, в сущности, и осуществляют этот «Домострой», по другую – Катерина и молодое поколение города.
Сравнительная характеристика традиций «Домостроя» Сильвестра и пьесы «Гроза» А.Н. Островского:
Пьеса «Гроза» А.Н. Островского
«Домострой» советует как можно чаще ходить в церковь, описывает, как должен человек поступать по отношению к Богу, указывает, что всякий христианин должен верить в Св. Троицу, Пречистую Богородицу, воскресение мертвых и др.
«Кто не живет благочестиво, того, по верованию предков наших, постигало Божье наказание, разные несчастия и болезни».
Церковь и религия с юности заняли большое место в жизни Катерины. Выросшая в патриархальной купеческой семье, она не могла быть иной. Но ее религиозность отличается от обрядового фанатизма Диких, Кабаних не только своей искренностью, но и тем, что все, связанное с религией и церковью, она воспринимала, прежде всего, эстетически.
Катерина: «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду».
2. Закрытость, замкнутость дома.
Закрытость дома – необходимое условие жизни семьи для сохранения мира и правильного порядка.
В Калинове закрытость дома – необходимое условие для сохранения «семейных секретов».
Полновластная и единственная хозяйка в доме – Кабаниха. Тихон Кабанов – муж Катерины, сын Кабанихи,- безвольный и полностью подчиненный матери. Он не соответствует роли мужа в патриархальной (домостроевской) семье: быть государем, властелином, но также опорой и защитой жены. Слабый человек, он мечется между требованиями матери и состраданием к жене.
4. Положение жены в семье.
Жена (государыня) в семейной иерархии занимает место, близкое к главе дома. Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно.
Катерина – жена Тихона – также совершенно бесправна. Она не имеет права, как и её муж, участвовать в хозяйственных и иных делах семьи.
5. Роль женщины в семье.
Женщина, жена в Домострое – регулятор эмоциональных отношений в семье. Вся деятельность женщины в доме направлена на обеспечение домашнего мира, основанного на искренней любви, уважении к каждому члену семьи.
6. «Отцы и дети». Воспитание.
Детей нужно воспитывать (в том числе с помощью физического воздействия), дочерей учить рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству.
Проблема воспитания детей приобретает трагическое звучание, так как выходят из-под слепого повиновения «Домострою» молодые, которые хотят жить своим умом.
7. Отношения родителей и детей.
Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Послушание основано не на страхе, а на любви.
Тихон – сын Кабанихи – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей из страха перед ней. О сыновней любви говорить трудно.
8. Отношение к материальному достатку в семье.
По Домострою, нормой оказывается умеренная достаточность в имущественном и эмоциональном планах, избыток имущественный ликвидируется через благотворительность и нищелюбие, которым следует заниматься «по силе».
Безграничная власть Дикого и Кабанихи основана на их богатстве. Деньги, нажива – это и цель жизни, и средство материального и морального закабаления ближних.
9. Наказания в семье.
Муж, государь, неся ответственность перед Богом и людьми за нравственное устроение каждого члена своей семьи, может и должен наказывать не только детей, но и жену, если вина её серьёзна, доказана и сама жена признаёт себя виновной. Наказание провинившихся – тоже необходимое средство сохранения нравственного здоровья и мира семьи.
Наказание и виновных, и невинных Кабанихой и Диким – необходимое средство психологического закабаления ближних.
Итак, «Темное царство» Кабанихи и Дикого не является отражением «домостроевских порядков», а сами они, особенно Кабаниха, нарушают гендерные роли, определённые «Домостроем». И всё же есть в драме «Гроза» героиня, которая действительно является истинным представителем «домостроевского мира». Как ни странно, это Катерина. Если Кабаниха требует выполнения обрядов, то Катерина с детства усвоила главные требования «Домостроя»:
1. искреннюю любовь к Богу, к церкви;
2. искреннюю любовь к людям.
Сравнительный анализ содержания пьесы «Гроза» и «Домостроя» позволяет сделать выводы:
1. Некоторые внешние черты «домостроевской» семьи присущи семьям Кабанихи и Дикого: закрытость дома, строгая иерархия, соблюдение традиций, послушание главе дома.
2. Однако, порядки «Темного царства» в городе Калинов не только не являются «домостроевскими», но и противоречат духу «Домостроя». Отношения в семье по «Домострою» должны быть основаны на любви к Богу, любви и уважении друг к другу. Все правила в нём направлены на сохранение мира и благополучия семьи и каждого члена семьи: мужа, жены, детей, родителей и даже слуг. Это то главное, что Кабаниха не взяла из «Домостроя», следуя в обрядах, мелочах его законам.
Список использованных источников:
[1] Википедия. Островский, Александр Николаевич [электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki
[2] Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве // Добролюбов Н. А. Собрание сочинений в 9 т. Т. 6. — М.-Л.: «Гослитиздат», 1963.
[3] Колесов В., Домострой как памятник средневековой культуры, Санкт-Петербург, 2005.
[4] Лихачев Д., Литература «государственного устроения» (середина XVI века) // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века, Москва, 1985.
[5] Шелгунов Н., Очерки русской жизни, СПб., 1885.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Самодурство в драме ‘Гроза’ А.Н. Островского
Домостроевские традиции в «Грозе» Островского
Статистика Управление внутренних дел России обнародовало статистику, согласно которой одна российская женщина становится жертвой насилия/избиения каждые две секунды. При счете тысяча один и тысяча два еще одна российская женщина становится жертвой бытового насилия. Статистика свидетельствует, что 60-75% женщин, потерявших свою жизнь в результате бытового насилия, были убиты после того, как они разорвали отношения с насильником. Каждый час одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера.
В драме «Гроза» автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения.
Домострой – это свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада.
Составители «Домостроя» главные добродетели женщины видели в религиозности, полном подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. По их мнению, именно такая жена – «добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу».
В канонических и учительных книгах женщина как будто составляет фон для жизни мужчины; выступает скорее объектом, а не субъектом действия.
Образы жителей Калинова
“Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века.
Характер внутрисемейных отношений в дореволюционной России регулировался законом. В соответствии с российским законодательством, женщина находилась в зависимом от мужчины положении. При выходе замуж она принимала звание и сословное положение мужа. Жена была обязана «повиноваться мужу своему как главе семейства», «пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании», оказывать ему «всякое угождение и привязанность аки хозяйка»
Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное положение русской женщины. «Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать «,- восклицает Некрасов.
Домострой в семье Кабановых
Образ Катерины В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны. Выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни.
Образ Кабанихи Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться ещё с одной разновидностью представителей «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин.
Образ Тихона Тихон — загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной.
Образ Варвары Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Катерина — человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее. достоинство.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься».
Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её.
Катерина была обречена на жизнь с нелюбимым человеком под постоянным гнетом свекрови. «Темное царство» лишало её счастливой жизни. Её единственный путь к спасению – это любовь, но она еще больше «отравила» жизнь Катерины.
Заключение В ходе работы мы изучили бесправное положение Катерины на основе «Домостроя». Мы можем сделать вывод о том, что проблема главной героини будет актуальна, пока из сознания российского общества окончательно не исчезнет патриархальный уклад жизни.
Источники информации: https://new.hist.asu.ru/biblio/mercbook/gl52.shtml https://mixzona.ru/referat/referat/1355/ https://www.litra.ru/characters/get/ccid/00132341225987586309/ https://www.litra.ru/composition/get/coid/00050401184864068557/woid/00090801184773070249/ https://www.litra.ru/composition/get/coid/00053401184864075627/woid/00090801184773070249/ https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31289/
В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.
Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.
Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.