Что такое донаучные знания

Донаучное знание

Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания

Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания

Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания

Донаучное знание определяется как «палеомышление», или «этно-наука» (народное знание). Оно достаточно сложно и богато по содер­жанию и включает в себя такие, например, достижения, как сложные системы счета, солнечный и лунный календари, попытки их совмеще­ния, а также комплексы медицинских, географических, астрономиче­ских, технических и других знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями. В отличие от обыденного знания донаучное знание является достоянием избранных лиц (жре­цов, философов, врачевателей).

В некоторых культурах это знание пе­редается в качестве семейной традиции. Донаучное знание содержит впечатляющие достижения, хотя данные знания не аргументируются, а просто постулируются, либо имеют искусственное умозрительное или мистическое толкование. В современных условиях делаются по­пытки научного объяснения феноменов донаучного знания (напри­мер, институт иглорефлексотерапии исследует влияние китайской ме­дицинской практики лечения иглоукалыванием).

Аналогичным образом, пишет автор, создавалась геометрия: восстановление границ земельных участков после разлива Нила предполагало их изображение на чертежах на папирусе. А исчисле­ние площадей породило новый класс задач, при решении которых были выделены основные геометрические фигуры, через комбина­ции которых можно было изображать площади земельных участков сложной конфигурации. В древнеегипетской математике были най­дены способы вычисления площадей основных геометрических фи­гур, и эти знания применялись не только при измерении земельных участков, но и при строительстве. Операции измерения земельных участков осуществлялись при помощи циркуля (веревка, один конец которой привязан к неподвижному столбику) и линейки (туго натя­нутая веревка) (см. подробнее: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2003. С. 54-59).

Следующий шаг в развитии научного знания — использование уже имеющихся знаний и формирование на их основе нового зна­ния. Преднаука позволила накопить огромный массив научных зна­ний и рецептур деятельности, но не отпочковалась от религиозно­мифологических воззрений, которые доминировали в традиционном обществе. Решение такой задачи было возможно лишь благодаря куль­туре античного полиса.

Источник

Что такое донаучные знания

Название работы: Донаучное знание и его особенности

Предметная область: Логика и философия

Описание: Донаучное знание и его особенности Вненаучное знание не является чьейто выдумкой или фикцией. Вненаучное знание разрозненное несистематическое знание которое находится в противоречии с существующей картиной мира. Одна из форм вненаучного знания это донаучное знание. Донаучное знание выступающее прототипом предпосылочной базой научного.

Дата добавления: 2015-02-10

Размер файла: 27.5 KB

Работу скачали: 22 чел.

3. Донаучное знание и его особенности

Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Вненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое находится в противоречии с существующей картиной мира. Одна из форм вненаучного знания, это донаучное знание. Донаучное знание выступающее прототипом, предпосылочной базой научного. До возникновения науки человек получал достаточно достоверные знания, используя их в практической деятельности.

Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющих, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений.

Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто и молчаливо руководит действиями субъекта.

Источник

Донаучное знание: навык, рецепт

Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания

Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания

Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания

Как вы то ни выло, мы должны начать с признания того, что знание меняется не только по своему содержанию (то есть по тому, какой объект представлен в данном знании и что именно об этом объекте говорится), но и по форме, в какой это знание организовано и представлено.

Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания

Но ранний тип передачи навыка через показ и подражание сменяется во многих случаях уже словесным объяснением. Возникает и закрепляется ситуация, некоторое отношение между людьми, когда один из них спрашивает что-то по поводу какого-то действия, а другой отвечает, то есть должна выла возникнуть и закрепиться как требующая определенных действий вопроситель­ная ситуация в самом общем смысле слова. Это такого рода ситуация, когда непосредственный показ или неэффективен, или невозможен, когда предметы или орудия, с которыми должно действие совершаться, в данной ситуации не даны. В этом случае уже требуется не показ, а словесная инструкция.

Простейший вид словесного оформления и передачи описан­ного выше знания может выглядеть так: возьми предмет А и проделай с ним операцию Б. Назовем это вид знания рецептом, или инструкцией. Примеры рецептов легко могут выть найдены в древней математике. Таков, скажем, гак называемый египетский треугольник: «возьми три веревки и если каждая соответственно имеет три, четыре и пять единиц длины, то соединив их, ты полу­чишь прямоугольный треугольник». Очень сложные рецепты для получения так называемого философского камня, то есть веще­ства, с помощью которого можно превратить обычный металл в золото, предлагала в средние века алхимия.

Источник

Виды и формы познания мира

Что такое донаучные знания. Смотреть фото Что такое донаучные знания. Смотреть картинку Что такое донаучные знания. Картинка про Что такое донаучные знания. Фото Что такое донаучные знания

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

Источник

ВОПРОС 2. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного. Интегральной формой донаучного знания была античная философия. Философы античности сформулировали чрезвычайно ценные идеи о природе, обществе, человеке, познании, искусстве, политике. Они открыли атомизм в физическом мире (Левкипп, Демокрит, Эпикур), природу понятия и познания (Платон), политическую сущность человека (Аристотель). Тем не мене, эти знания являются интегрально-философскими и донаучными по своей сути.

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались.

Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *