Что такое драма музыка 7 класс
«Драматические образы в музыке»
Содержимое разработки
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ
С ДРЕВНИХ ВРЕМЁН ДРАМА СУЩЕСТВОВАЛА В ФОЛЬКЛОРНОМ ИЛИ ЛИТЕРАТУРНОМ ВИДЕ У РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ.
СЮЖЕТНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НАПИСАННОЕ В РАЗГОВОРНОЙ ФОРМЕ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ СЕРЬЁЗНОСТЬЮ КОНФЛИКТА
БЕЗ АВТОРСКОЙ РЕЧИ
ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА ДРАМЫ
ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ В СЛОЖНОЙ, ТЯЖЁЛОЙ СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ КАЖЕТСЯ ЕМУ БЕЗВЫХОДНОЙ
ОН ИЩЕТ ВЫХОД ИЗ ЭТОЙ СИТУАЦИИ
ОН ВСТУПАЕТ В БОРЬБУ – ЛИБО СО СВОИМИ ВРАГАМИ, ЛИБО С САМОЙ СИТУАЦИЕЙ
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДРАМАТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ,
В ОТЛИЧИЕ ОТ ЛИРИЧЕСКОГО, ДЕЙСТВУЕТ,
В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОЙ БОРЬБЫ ЛИБО ПОБЕЖДАЕТ, ЛИБО ПОГИБАЕТ – ЧАЩЕ ВСЕГО.
В ДРАМЕ НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ НЕ ЧУВСТВА, А ДЕЙСТВИЯ.
НО ЭТИ ДЕЙСТВИЯ МОГУТ БЫТЬ ВЫЗВАНЫ ИМЕННО ЧУВСТВАМИ, ПРИЧЁМ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ – СТРАСТЯМИ. ГЕРОЙ, НАХОДЯЩИЙСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ЭТИХ ЧУВСТВ, СОВЕРШАЕТ АКТИВНЫЕ ПОСТУПКИ.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ РАСКРЫВАЮТ:
ЯРКИМ ПРИМЕРОМ ДРАМАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В МУЗЫКЕ ЯВЛЯЕТСЯ БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» КОМПОЗИТОРА ФРАНЦА ШУБЕРТА НА СЛОВА ИОГАННА ВОЛЬФГАГНА ГЁТЕ.
БАЛЛАДА – ЭТО НЕБОЛЬШОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, ИМЕЮЩЕЕ СЮЖЕТ, КОТОРЫЙ ЧАЩЕ ВСЕГО ОПИСЫВАЕТ ТАИНСТВЕННЫЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ.
БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
ФРАНЦ ПЕТЕР ШУБЕРТ- ВЕЛИКИЙ АВСТРИЙСКИЙ КОМПОЗИТОР, ОСНОВОПОЛОЖНИК РОМАНТИЗМА .
БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ ВЕЛИКИЙ НЕМЕЦКИЙ ПОЭТ, МЫСЛИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ.
АВТОР БАЛЛАДЫ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ».
БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ РОМАНТИЗМА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ, ПЕРЕВОДЧИК, КРИТИК. ПЕРЕВЁЛ БАЛЛАДУ ГЁТЕ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» НА РУССКИЙ ЯЗЫК.
Музыкальная драма
Полезное
Смотреть что такое «Музыкальная драма» в других словарях:
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА — МУЗЫКАЛЬНАЯ драма, 1) одно из ранних (17 18 вв.) названий оперы. 2) Со 2 й половины 19 в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М.П. Мусоргского и др.). 3) С конца … Современная энциклопедия
Музыкальная драма — МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА, 1) одно из ранних (17 18 вв.) названий оперы. 2) Со 2 й половины 19 в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М.П. Мусоргского и др.). 3) С конца … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА — 1) одно из ранних названий оперы, в 19 в. вышедшее из употребления.2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и отсутствует деление на законченные номера. Р. Вагнер в своих операх, начиная с Лоэнгрина (1848), стремился… … Большой Энциклопедический словарь
музыкальная драма — 1) одно из ранних (XVII XVIII вв.) названий оперы. 2) Со второй половины XIX в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М. П. Мусоргского и др.). 3) С конца XIX в.… … Энциклопедический словарь
Музыкальная драма — Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее… … Википедия
Музыкальная драма — см. Драма музыкальная … Музыкальная энциклопедия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА — См. Опера, Флорентинская реформа … Музыкальный словарь Римана
Музыкальная комната — জলসাঘর Jalsaghar Жанр … Википедия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера
Музыкальная шкатулка (фильм, 1989) — Музыкальная шкатулка Music Box Ж … Википедия
Драма музыкальная
Литература : Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; Ферман В. Э., Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Mundt Th., Kritische дlder, Lpz., 1833; Wagner R., Oper und Drama, Lpz., 1851, переизд. в Sдmtliche Schriften und Dichtungen, Bd 3-4, Lpz., 1910, рус. пер., M., 1906; его же, Ьber die Benennung «Musikdrama», «Musikalisches Wochenblatt», 8. November 1872, переизд. в Sдmtliche Schriften. Bd 9, Lpz., 1911; его же, Ьber die Anwendung der Musik auf das Drama, «Bayreuther Blдtter», 1879, переизд. в Sдmtliche Schriften. Bd 10, Lpz., 1911; рус. пер. под назв. «О применении музыки к драме», в сб.: Вагнер. Избр. статьи, Л., 1935; Rolland R., Opera avant opera, «Revue de Paris», 1 fevrier 1904, в сб.: Musiciens d’autrefois, P., 1908; рус. пер. под назв. «Опера до оперы», в кн.: Музыканты прошлых дней, М., 1938 (Собрание муз.-историч. сочинений, т. 4); Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919, рус. пер., Л., 1925; Albright H. D., Musical drama as a union of all the arts, в кн.: Studies in speech and drama. In honour of A. M. Drummond, Ithaca (N. Y.), 1944, P. 13-30.
Г. В. Крауклис.
Полезное
Смотреть что такое «Драма музыкальная» в других словарях:
музыкальная драма — 1) одно из ранних (XVII XVIII вв.) названий оперы. 2) Со второй половины XIX в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М. П. Мусоргского и др.). 3) С конца XIX в.… … Энциклопедический словарь
Музыкальная драма — см. Драма музыкальная … Музыкальная энциклопедия
Музыкальная комната — জলসাঘর Jalsaghar Жанр … Википедия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА — МУЗЫКАЛЬНАЯ драма, 1) одно из ранних (17 18 вв.) названий оперы. 2) Со 2 й половины 19 в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М.П. Мусоргского и др.). 3) С конца … Современная энциклопедия
Музыкальная драма — МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА, 1) одно из ранних (17 18 вв.) названий оперы. 2) Со 2 й половины 19 в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М.П. Мусоргского и др.). 3) С конца … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Музыкальная шкатулка (фильм, 1989) — Музыкальная шкатулка Music Box Ж … Википедия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА — 1) одно из ранних названий оперы, в 19 в. вышедшее из употребления.2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и отсутствует деление на законченные номера. Р. Вагнер в своих операх, начиная с Лоэнгрина (1848), стремился… … Большой Энциклопедический словарь
Музыкальная драма — 1) одно из ранних названий оперы. Применялось со времени возникновения оперы в Италии на рубеже 16 17 вв. [итал. dramma per (la) musica, dramma in musica], использовалось наряду с новым термином «опера» вплоть до 18 в. 2) Понятие,… … Большая советская энциклопедия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера
Музыкальная драма — Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее… … Википедия
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;
воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.
Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, экран, магнитофон, CD диск, портреты композиторов.
Проверка по журналу.
Беседа о каникулах.
Введение в тему урока:
Мы с вами прошли в прошлом полугодии тему «Особенности драматургии сценической музыки», и знакомились с произведениями, которые ставятся на подмостках театра оперы и балета, мы характеризовали музыку по средствам музыкальной выразительности.
Вспомните, что такое средства музыкальной выразительности? Средства, с помощью которых мы характеризуем музыку
Перечислите, что туда входи? Темп, тембр, ритм, лад, динамика, мелодия, регистр.
Посмотрите на портреты композиторов и попытайтесь назвать их фамилии (Моцарт, Шуберт, Бах, Бетховен, Гершвин, Бизе, Уеббер, Рахманинов)
Давайте с вами вспомним, какие вы знаете жанры в музыке и слова связанные с театром, для этого нам поможет кроссворд
«В музыкальных театрах мира»
Молодцы, все угадали. Все эти жанры, мы отнесем к вокальной музыке, музыку, которую можно исполнить голосом и разыграть действие.
Со второго полугодия мы с вами будем говорить о инструментальной музыке и тех, произведениях, которые нельзя разыграть на сцене, это – сонаты, симфонии, пьесы, этюды и так далее.
Давайте с вами немного вспомним:
В 5 классе мы знакомились с взаимодействием МУЗЫКИ с другими видами искусства: литературой и изобразительным искусством.
Говоря о взаимодействии Музыки и Литературы, мы познакомились с понятием ПРОГРАММНАЯ музыка.
Вспомните его? (ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – это музыкальное произведение, в основе которого лежит литературное произведение)
Перечислите, известные вам примеры ПРОГРАММНОЙ музыки? Кикимора – Лядов
Что потеряла бы музыка, если бы не было слов? Все вокальные жанры – оперы, романсы, песни…
Изучая взаимодействие Музыки и Изобразительного искусства, мы сравнивали произведения музыкальные и произведения живописные, отмечали их СОЗВУЧИЕ.
НАПРИМЕР: самое известное произведение великого художника эпохи Возрождение Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» мы нашли созвучным трём музыкальным произведениям с одинаковым названием.
Вспомните название этих произведений? («Аве Мария»)
Назовите композиторов, написавших музыкальные произведения с таким названием? (Джулио Каччини, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуберт)
Именно эти произведения: музыкальные и живописное, позволили говорить нам о существовании МУЗЫКАЛЬНОЙ живописи и ЖИВОПИСНОЙ музыки.
Вспомните эти понятия? (МУЗЫАЛЬНАЯ живопись – это живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. ЖИВОПИСНАЯ музыка – это музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину.)
В 6 классе говорили о музыкальных образах.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ складывается из следующих составляющих:
• общественно-исторические условия создания;
Музыкальные образы бывают:
В 7 классе мы приступили к разговору о драматургии в музыке.
В первом полугодии мы говорили об «Особенностях драматургии сценической музыки».
Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Тема нашего урока «Музыкальная драматургия – развитие музыки».
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др.
Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.
Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие. Давайте поразмышляем над следующими вопросами:
Что происходит с человеком на протяжении нескольких лет жизни?
Меняются ли его жизненные пристрастия, музыкальные предпочтения?
Как воспринимается одно и то же музыкальное проведение человеком на разных этапах его жизни?
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.
Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР
В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Вот один из самых известных примеров.
Слушаем и поем: «Во поле берёза стояла» РНП (текст + фонограмма)
ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию.
ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
На протяжении всего курса «Музыка» мы неоднократно встречались с примерами варьирования.
В финали Симфонии №4 Чайковского в 4 части получает варьирование р.н.п., которая ассоциируется с праздником и весельем.
Слушаем 4 часть «Симфония №4» финал П. И. Чайковского Финал
Что за русская народная песня звучала? Во поле березка стояла
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.
В разработке находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ.
Простейший пример сиквенции:
Одна и та же фраза, отличающаяся друг от друга по высоте.
Конспект урока музыки на тему «Драматический образ» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока музыки.
Учитель: Бухтоярова И.А.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Тема: « Драматический образ в музыке.»
углубить знания о творчестве Ф. Шуберта; познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа; выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.
Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.
— формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
— становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
— знание основ здорового образа жизни;
— формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
— умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
— умение действовать по заданному алгоритму;
— осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
— дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
— овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
— умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
— умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
— умение договариваться, находить общее решение;
— умение «слышать другого»;
— способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
— взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
— умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
— построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Изучение нового материала.
Песня – баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта. Особенность баллады как жанра, характеристика музыкального образа произведения (литературный и музыкальный анализ баллады).
Разучивание песни из кинофильма «Приключение электроника» «Мы маленькие дети»
Настроить детей на урок.
Звучит вальс «Минутка» Ф.Шопена
-сколько образов можно отметить в этом вальсе?
Приветствие. Прослушивают вальс. Отвечают на вопросы.
Подвести детей к новой теме.
Показ портрета Ф Шуберта
Работа с музыкальным произведением, знакомство анализ
Прослушивание баллады на немецком языке.
Знакомство с переводом.
Сегодня а уроке мы познакомимся с драматическим образом в музыке. Музыкальное содержание прояваляет себя в музыкальных образах.
Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.
Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери.
С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, правда, не чувствуя особой склонности к этому. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).К сожалению он прожил всего 31 год.
Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание.
Ф. Шуберта зачаровывала поэзия Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
Прослушивание баллады на немецком языке.
-При прослушивании постарайтесь отметить то, как музыка изображает героев баллады.
Замечу, что написана онам на немецком языке, поэтому смысл и содержание нуждаются в переводе. Такой перевод существует, хотя он сделан спустя два столетия назад автором В Жуковским-современником Пушкина. Познакомиться со своеобразным, тонким переводом можно на стр.40 учебника.
-о чем вы узнали, прочитав текст?
-предлагаю прочитать перевод выразительно по ролям с учетом интонации каждого героя.(уч-ся по ролям читают текст )