Что такое дружба 3 класс
Открытый классный час «Дружба» в 3 классе
Классный час на тему «Дружба» в 3 классе
Автор: Акшинцева Н. В., учитель начальных классов.
Тема мероприятия: «Дружба»
Цель: содействие в формировании представления о дружбе, осознании своих обязанностей перед друзьями.
1. Дать представление о понятии «дружба», правилах поведения с друзьями.
2. Развитие внимания, памяти, сообразительности; образного мышления.
3. Воспитание чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к другим людям.
1. Организационно- мотивационный этап
-Я очень рада всех вас видеть.
Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек- нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
И скажу вам, не тая,
Руки все нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того. кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будет вам добрыми помощниками.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?
-Правильно, это дружба.
-А зачем мы будем говорим о дружбе?
1. Работа с пословицами.
Дружба появилась много лет назад, а напоминание о е происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах.
Ребята, какие пословицы вы знаете?
(Дети вспоминают пословицы о дружбе).
Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны сами собрать. Начало пословиц – слева, а их продолжение – справа. Соотнесите начало и конец,чтобы получилась полная и правильная пословица:
-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
— Друга ищи, а найдешь – береги.
— Дружба не гриб – в лесу не найдешь.
— Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц?
2. Чтение стихотворения. Беседа по вепросам.
К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса, а иногда бывает так, как в стихотворении. Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. А стихотворение вам прочтет ваш товарищ- Роман. Внимательно слушайте.
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонечко приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней.
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
-Спасибо, садись. Все внимательно слушали стихотворение? А теперь скажите мне, о чем оно? Что автор хотел нам сказать, как вы думаете? Можно ли такое отношение назвать дружеским? Правильно, конечно же нельзя. И я надеюсь, что вы не будете похожими на героев этого стихотворения.
3. Инсценирование сказки «Репка»
А вот другое дело сказка «Репка». Помните, как дружно ее все выдергивали? И сейчас я предлагаю вам проинсценировать эту сказку. Мне нужно 7 добровольцев.
(Учитель распределяет между ними героев сказки, прикрепляет спереди таблички с именами – «Репка», «Дед», «Бабка» и т. д.)
Инсценирование сказки (учитель читает сказку, дети изображают).
-Ребята, а теперь скажите, благодаря чему выдернули репку? Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку.
Молодцы! Вы хорошо справились с задачей!
4. Игра «Цветик-семицветик»
Если хочешь быть хорошим и верным другом:
1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.
3. Оказывай другу помощь и поддержку.
4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.
5. Сохраняй тайны своего друга.
6. Не обсуждай друга в его отсутствие.
7. Радуйся успехам своего друга.
8. Завидуй успехам друга.
9. Никогда не заступайся за друга.
10. Дерись за место за партой.
11. Радуйся неприятностям друга.
12. В лицо говори одно, а за спиной другое.
5. Беседа «Лучший друг-семья».
Ребята, как вы думаете, с кем мы можем дружить?
— Друг с другом, с учителями, родителями, животными и т. д.
— Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит … А о чем она гласит вы узнаете, когда правильно ее соберете из слов, рассыпанных на доске.
«Нет лучше дружка, чем родная матушка».
Хорошо. Так о чем говорит нам эта пословица?
— О том, что семья – лучший друг.
– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.
Выполнение теста и анализ его результатов.
Тест «Хороший ли ты друг»
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему, чтобы в следующий раз он (а) лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.
– Итак, подведем итог.
Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на помощь.
Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
«Мостик дружбы«
Дети берутся за руки, поднимая их вверх делаю мостик. (Звучит музыка «Дорогою добра»)
8. Подведение итогов.
Что такое дружба? Зачем мы о ней говорили?
9. Быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Я хочу вручить вам «Правила дружбы» Знайте и выполняйте их.
Классный час о дружбе Классный час «О ДРУЖБЕ». Цель: 1. Расширить знания учащихся о дружбе. 2. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других,.
Класс: 3
Презентация к уроку
Цель: формирование в классе дружеских отношений, положительного психологического климата.
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), презентация, бланк для диагностики самооценки, памятка “Правила дружбы”, листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, иголка с ниткой (для педагога).
— О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, учёные и философы. Например, французский писатель Франсуа де Ларошфуко ещё в 17 веке сказал: “Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости – это дружба”. А древнегреческий философ Сократ, который жил до нашей эры, писал: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба?
Учащиеся дают свои определения понятию “дружба”.
— А теперь обратимся к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля, где он приводит такое определение дружбы: “Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении” [1]. На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А что же такое бескорыстная дружба? (Ответы детей). Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
— Существует множество пословиц и поговорок о дружбе. Подберите к каждой пословице окончание. Какие ещё пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
— По каким признакам и качествам мы узнаем настоящего друга? Назовите эти качества. (По щелчку данные качества меняют свой цвет). Где проявляются эти качества? (В поступках).
— Сейчас каждый для себя попробует сделать вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга.
Каждому учащемуся раздается бланк. Приложение 1
— На этих листочках написаны противоположные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито. Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.
— Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.
Игра “Пусть встанут те, кто….”
Психолог называет характеристику, которая присутствует у большинства учащихся. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например: “Пусть встанут те, кто любит читать книги, кто умеет кататься на коньках, кто считает себя доброжелательным, ответственным, у кого дома есть собака и т.п.”
— Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу?
Сказка о дружбе и её потере (модификация сказки И.В. Вачкова из книги “Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек” [2]).
— Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила Сова.
— Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.
— Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.
— Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:
И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.
Психолог: Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? (Использовали специальные знаки: позы, жесты)
Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:
Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.
На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.
Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.
Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.
Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:
Психолог: Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?
В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:
Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….
Психолог: О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).
— Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли шесть испытаний и одно – не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).
— То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства?
— Хотите ли вы быть самыми дружными в школе? Для этого давайте вместе составим правила дружбы, напечатаем их на специальном бланке и повесим на видное место, чтобы никто не забывал.
Дети составляют правила дружбы. Психолог показывает распечатанную заранее памятку “Правила дружбы” и обобщает сказанное. Приложение 2
— Эти правила закреплены печатью и их необходимо выполнять.
— Представьте себе, что вам, как и Маше, удалось поймать Золотую рыбку. Маша загадала два желания для себя и одно для своего друга. Что бы вы попросили у рыбки для себя? А что для своих друзей?
Практическое задание “Дружные ладошки”.
— Ребята, возьмите альбомный лист, положите на него свою ладошку, обведите её и вырежьте. Это ваша ладошка дружбы. Напишите на ней своё пожелание для Золотой рыбки, что вы попросили для своих товарищей. Раскрасьте ладошку. У меня есть иголка с ниткой. Когда все ладошки будут готовы, я соберу их на нитку и завяжу крепко-крепко, чтобы такой же крепкой была и ваша дружба.
Во время выполнения задания можно включить песню “Про дружбу” из мультфильма “Маша и Медведь”.
— Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, составили Правила дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будите настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей. В заключение нашего занятия предлагаю вам посмотреть клип группы “Барбики” на песню “Дружба” (оформление клипа Берюховой Е.К.).
Классный час для 3 класса на тему «Что такое дружба»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казенное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Ерыклинск
Мелекесского района Ульяновской области
Классный час на тему:
Шарафутдинова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
Классный час в 3 классе «Что такое дружба»
1. Расширение знаний детей о дружбе и настоящих дружеских отношениях.
2. Развитие умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, ценить и беречь дружбу, общаться в коллективе.
4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Оборудование: презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, оформленная доска, дерево дружбы, песни: “Дружба крепкая”, “ Когда мои друзья со мной”, “ Вместе весело шагать”.
1. Организационный момент.
Звучит песня «Дружба крепкая», дети парами входят в класс и рассаживаются.
-Ребята, прослушав песню, вы наверное, уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить.
2. Вступительная беседа.
Ребята читают предложение и высказывают свое мнение, кто такой друг и кого они называют своими друзьями.
На доске написаны слова: друг, товарищ, приятель, а рядом, вразброс, даны определения для каждого слова.
-У слова «друг» много синонимов, нужно разобраться и соединить стрелочками слово с его определением. Ребята читают, выходят к доске и соединяют определения со словами.
3.Прослушивание стихотворения А.Барто «Требуется друг», (просмотр презентации).
А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной
И характер кроткий.
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Ты во всем должна идти другу на уступки.
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Мы с тобой поладим.
Не вставать же на колени, уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»
-Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хочет дружить?
-Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Ребята высказывают свое мнение.
4.Портрет моего друга.
-Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба? Какие люди вам нравятся? С каким человеком вы хотели бы дружить? Должны ли друзья быть, во всем похожи друг на друга?
Ребята рассказывают о своих друзьях.
-Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию “друг”?
– Понятие противоположное дружбе – эгоизм.
Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
5.Работа с пословицами (просмотр презентации).
-О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжение.
Нет друга – ищи, … … /а нашел – береги/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей, …… /что дерево без корней/.
Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.
Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь!
Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
Друг лучше старый, а платье – новое.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Исполняется песня «Когда мои друзья со мной»
– А сейчас, ребята, разбейтесь на пары и обсудите проблемную ситуацию: “Как бы я поступил?” Каждая пара получает одну ситуацию в конверте.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
6.Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
7.Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
Ребята обсуждают ситуацию и комментируют ее вслух
-Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего друга.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
7. Создадим “Правила дружбы”( просмотр презентации).
На экране написаны правила дружбы.
1. Один за всех и все против одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось.
6.Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
7. В разговоре и в игре кричи громче, чтобы тебя все слышали.
Итог: Существует много правил дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
В заключении мы создадим «Дерево дружбы». Для этого я приготовила вам ладошки, на которых вы напишете самые наилучшие пожелания своему другу или подруге. Мы прикрепим ладошки как листья и сохраним это дерево на годы, чтобы за школьные годы ваша дружба только крепла.
8.Исполняется песня «Вместе весело шагать»
Классный час на тему «Дружба» (3 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классный час «Дружба» в 3 классе «Калужской школы-интерната№1 VII вида»
Составила воспитатель Писарева Зухра Камильевна.
Цель: выявить с детьми что такое дружба?
Задачи: ознакомиться с правилами дружбы, понятиями «дружба», «настоящий друг»; формировать умения дружить, беречь дружбу;
воспитывать умение высказывать свое мнение, умение дружить, беречь дружбу.
Ход классного часа.
I Психологический настрой (хоровод желаний)
Дети вместе с воспитателем встают в хоровод.
— Ребята, что вы чувствовали, когда слышали пожелания в свой адрес?
— А кто из вас хотел бы иметь настоящих друзей? Каким должен быть настоящий друг, какими качествами характера он должен обладать?
— На все эти вопросы мы найдем ответ.
II Вводная беседа о дружбе.
Ребята, как вы думаете, что такое дружба?
— Что вам нравится в вашем друге?
-За что вы иногда обижаетесь на него?
-Как вы относитесь к своему другу?
-Помогали ли вы своему другу, когда ему было трудно?
-Помогал ли вам друг в трудную минуту?
-Каким бы вы хотели видеть своего друга?
-Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?
— Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. Нет народа, у которого не было пословиц и поговорок о дружбе. Давайте вспомним пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
Друзья познаются …(в беде).
Нет друга, так ищи, а нашел…(береги).
Человек без друзей – что дерево…(без корней).
Старый друг лучше…(новых двух).
Дружба в делах…(помощница).
Не имей ста рублей, а имей…(сто друзей).
Дерево живет корнями, а человек…(друзьями).
Дружбой дорожи, забывать…(не спеши).
— А теперь прочитайте высказывания и объясните их смысл.
«Хочешь дружбы – будь другом» ( Когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом умение дружить ).
Стихотворение «Слово «друг».
Когда еще никто не знал ни слова –
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»,
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
А злое слово я приберегу –
Пускай оно достанется врагу!
— К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Ученик читает стихотворение.
Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней.
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
— Да, такие отношения дружескими не назовешь. В.И. Даль в своем толковом словаре приводит такое определение слова «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место известный ученый и писатель ставит бескорыстие.
Сценка «Ни за то и ни за это».
Автор. Костя сделал скворечник и позвал Вову.
Костя. Посмотри, какой птичий домик я сделал.
Автор. Вова присел на корточки.
Костя. Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я – скворечник.
— Что же такое бескорыстная дружба?
III Беседа «Качества характера настоящего друга».
— Какими качествами нужно обладать, чтобы у тебя появились друзья? Перечислите самые ценные качества характера. (Честность, доброта, верность, преданность, смелость, надежность, справедливость, щедрость, мудрость, благородство.)
— Сложите лепесток из квадратного листа бумаги. С соседом по парте обсудите, какие качества характера друга самые важные. Каждое качество запишите на отдельном лепестке. Из лепестков сделайте цветок.
— Итак, какие качества характера мы будем в себе воспитывать, чтобы у нас появились друзья?
Игра «Я и мой друг» (дети играют парами)
— Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них . Каждый из вас пишет тот вариант ответа, который ему больше нравится. После игры я соберу листочки. Пара, у которой совпадает больше ответов, победит в нашей игре.
Назови свой любимый цвет.(Красный, желтый, зеленый).
— Послушайте, какие законы дружбы составил замечательный учитель В. А. Сухомлинский: «Не оставляй друга в беде. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Дружба испытывается в беде. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Дружба испытывается в беде и опасности».
— Нас с вами окружают леса и озера, свежий запах цветов и трав, яркое солнце и голубое небо. Все перечислить невозможно, и сразу вспоминаются строки поэта И. Мазнина:
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица – с небом, как травы – с лугом.
Как ветер – с морем, поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Совершите чудо, руку протяните,
— Мы создали дерево дружбы. Но нам предстоит самое сложное – создать класс дружбы. Как вы понимаете, что это такое? Будем ли мы счастливы в таком классе? Ребята, поднимите руку те, кто приложат все усилия для создания дружного класса.
У вас на партах лежат изображения солнышка и тучки. Если классный час вам понравился, покажите солнышко, а если нет – тучку.
— Итак, где нужно искать счастье? (в дружбе).
— Каким должен быть настоящий друг?
— Что значит уметь ценить дружбу?