Что такое дружба 4 класс орксэ
Презентация по ОРКСЭ по теме » Дружба» 4 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое дружба? Настоящий друг – кто он? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Что такое дружба? Каждый знает. Может быть и спрашивать смешно? Ну а всё же, что обозначает это слово? Это слово? Значит что оно?
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой
скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, готовность прийти на помощь в любую минуту.
Любовь проявляется во всех аспектах
Ваши друзья вас переносят
Они будут рядом, когда вам нужно будет плечо на которое можно опереться
. или обнимут вас крепко
Настоящий друг заинтересован вашими делами и интересуется ими
Хороших друзей. Трудно встретить, Трудно оставить, И невозможно забыть!
Правила настоящей дружбы Не ссориться Уступать Не бояться просить прощения, если обидел друга Быть вежливым Не злиться Не жадничат Помогать другу Быть честным Доверять друг другу; Защищать друг друга; Быть терпимым; Уметь прощать; Быть сдержанным; Не завидовать; Быть преданным. Быть внимательным
Настоящий друг везде Верен – в счастье и в беде; Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь – он спать не может, И во всем без дальних слов Он помочь тебе готов.
Чтобы узнать жмите сюда Старт
1.Коля стены в школе разукрасил, а друг все видел и … Всем об этом сообщит Молчит Правду, что друг не прав, в глаза говорит 2.Андрей дома дроби не смог прорешать, а дружок… Не дает списать Дает ему списать Помогает решить
Только некоторым я о ней рассказал(а) Всем ее быстро разболтал(а) Никому ее больше не рассказал(а) 5. Я подружкину вчера тайну разузнал(а) и конечно … Друзья помогают бескорыстно Надо было напомнить позже Конечно прав 4. Я упал и весь промок – друг мне высохнуть помог, А потом представил мне отчет где и как он мне помог. Прав ли друг? О друге на время надо просто забыть Навещать, объяснять задание и уроки приносить Навещать его не надо и уроки приносить 3. Друг твой болен и не может в школу приходить
6. Отметьте рисунки где изображены настоящие друзья
7. Вас пригласили на день рождения лучшего друга. Но мама сказала, что у нее до зарплаты осталось не много денег и на самый лучший подарок для друга не хватит. Как быть? Совсем не пойти Дорог не подарок, а дорога дружба Подтвердить, что это правда Поддержать, отметив его положительные стороны Промолчать 8. Вашему другу наговорили грубых, обидных слов, указав на все его недостатки. Как быть?
9. Какое качество Вы цените в своем друге? Он(она) знает, что Вы завтра оденете в школу Он (она) никогда Вас не подведет Если Вы поступили не правильно, не будет с Вами общаться 10. Если друг пришел к Вам поздно вечером в слезах, что Вы сделаете? Поговорите с ним и постараетесь успокоить Не откроете дверь, сделаете вид, что Вас нет дома Дадите понять, будто Вам сейчас нужно уходить
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-056060
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока » Дружба» (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель: Саргаева Аюна Сергеевна
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Оборудование : проектор, экран, опорные листы.
Планируемый результат : обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
I . Организационный момент.
— Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
II .Актуализация знаний
(Слайд 1. ) друг, приятель, товарищ.
– Прочитайте слова. Что их объединяет? (дружба)
— Чем они отличаются друг от друга?
III. Сообщение темы урока
— Определите тему урока.
(Слайд 2 )– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».
На какой главный вопрос мы должны ответить? -Что такое дружба.
– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).
– Сегодня мы с вами мы выясним:
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
IV. Работа над понятием «дружба».
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
работа с толковым словарем
– Дайте определение понятию дружба.
– Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)
– Владимир Иванович Даль в своём
знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
— Найдите определение понятия дружбы в учебнике. Сравните с данными определениями. Какое понятие для вас ближе.
– Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.
Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность
– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще
дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)
работа с учебником
– Что дружеские отношения отличает от других отношений (приятельских, товарищеских)?
– Прочитайте ответ учебника на с 32-33 и сравните со своим ответом
V. Работа над понятием «друг».
– Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
– Для чего нужны друзья?
– Каждый ли человек может быть другом?
– А может ли дружба распасться? По каким причинам?
– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?
– Каким не должен быть настоящий друг?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
(Слайд 11) В. Осеева «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
– Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы
— Сравните свои правила с правилами на слайде. Какие правила вам захотелось добавить на своё дерево?
VI. Подведение итогов.
По мере ответов на вопросы появляются герои мультфильма.
— Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
VII. Домашнее задание.
Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»
Конспект урока по ОРКСЭ «Дружба» (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Открытый урок в 4 классе
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, дать возможность детям учится дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, бескорыстие; понимание ценности дружбы.
-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.
— развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
— Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
(Слайд 1) ДРУГ, ПРИЯТЕЛЬ, ТОВАРИЩ.
– Прочитайте слова. Что их объединяет? (Дружба)
III. Определение цели и задачи урока.
(Слайд 2)Вставьте слово в высказывание Джозефа Аддисона (Толкователь слов: Аддисон Джозеф, английский поэт и сатирик, жил в 17 веке)
Доска « Смысл истинной …………… в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам ».
— Что мы сегодня должны узнать, чему научится? Для чего?
(Слайд 3)– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».
На какой главный вопрос мы должны ответить? — Что такое дружба.
(Слайд 4) – Сегодня мы с вами мы выясним:
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
IV. Работа над понятием «дружба».
(Слайд 5) Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, (Слайд 6) названия фонтанов, (Слайд 7)есть даже орден Дружбы народов.
Послушаем стихотворение Агнии Барто «Требуется друг!» (читает ученица):
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной-
Стану знаменитой.
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу «Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг!»
— Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг? (Ответы детей).
Игра «Собери пословицу и объясни смысл» .
Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их. (Приложение 1)
Друг верен, во всем измерен.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Не тот друг кто мёдом мажет, а то, кто правду скажет.
Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проживёшь.
Друга на деньги не купишь.
Дружный табун волков не боится.
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
Работа с толковым словарем
– Дайте определение понятию дружба (Слайд 9)
– Обратимся к толковому словарю Ожегова. (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)
(Слайд 10)– Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
— Найдите определение понятия дружбы в учебнике с. 32. Сравните с данными определениями. Какое понятие для вас ближе.
— А сейчас минутка отдыха.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
– Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.
– Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает. (Приложение 2)
Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность
– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще
дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)
Работа с учебником
– Что дружеские отношения отличает от других отношений (приятельских, товарищеских)?
– Прочитайте ответ учебника на с 32-33 и сравните со своим ответом
V. Работа над понятием «друг».
– Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
– Для чего нужны друзья?
– Каждый ли человек может быть другом?
– А может ли дружба распасться? По каким причинам?
– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?
– Каким не должен быть настоящий друг?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Можно ли героя назвать настоящим другом?
Каким должен быть настоящий друг?
Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
(Слайд 13) Послушаем рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
“ Друзья”. (Сценку разыгрывают ученики класса).
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
– Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
– Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
«Законы дружбы» (Слайд 14)
– Какие «Законы дружбы мы могли бы составить»?
Повесим эти законы в нашем классном уголке и постараемся соблюдать их:
Не выдавай чужие секреты;
Всегда будь честным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь вернуть их вовремя.
Молодцы! Эти законы надо помнить всегда, даже если друга нет рядом.
VI. Рефлексия. (Слайд 15)
По мере ответов на вопросы появляются герои мультфильма.
— Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
VII . Подведение итогов работы на уроке.
— Для кого урок пролетел быстро? Почему?
— Для кого он показался долгим? Почему?
— Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.
Дети поют песню «Дружба крепкая не сломается» (Приложение 3)
Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе» или написать рассказ о своем друге.
Конспект урока по ОРКСЭ по теме «Дружба»(4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока ОРКСЭ , 4 класс
Модуль «Основы светской этики»
Тип урока: «Открытие новых знаний».
— формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание.
— участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;
-совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
— познакомиться с различными пословицами о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)
Технологии: продуктивные (проблемно-поисковые), репродуктивные (беседа, показ, объяснение).
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с пословицами, презентация, законы дружбы.
— Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
-Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашей беседы вам помогут определить вот эти иллюстрации. Внимательно посмотрите на них, и скажите: «Какое главное слово их объединяет (дружба)?»
— Вы догадались, о чём пойдёт наш разговор? ( О дружбе)
— А как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы в процессе изучения этой темы?
Что относится к дружбе?
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Есть ли законы в дружбе?
— Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»?
— Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос?
(Можем спросить у родителей, у учителя; обратиться к учебнику, найти в интернете)
— Предлагаю начать работу.
В знаменитых словарях Ожегова и Даля приводят такое определение слову «Дружба»
Дружба – взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанн ая на любви и уважении ( Даль В.И. ).
На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
Какие ещё качества относятся к понятию дружба? (см. Приложение №1)
Д – доверие, доброта, доброжелательность
У – уважение, ум, уверенность
Ж – жизнь, желание, жизнерадостность
Б – борьба, благодушие, бескорыстие
А – активность, аккуратность
Давным- давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
— Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?
— Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? ( « Не имей сто рублей, а имей сто друзей» ).
Наш мудрый народ сочинил множество пословиц о дружбе. Соберите пословицу и объясните ее смысл.
Игра называется « Найди вторую половинку» (см. Приложение №1)
Без друга …на сердце вьюга.
Не мил и свет,… / когда друга нет/.
Птица сильна крыльями, … /а человек дружбой/.
Не в службу, /а в дружбу/.
“ Дом дружбы ”(см. Приложение №1)
У каждой группы на столе лежат листочки со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и уберите те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен. Строим дом.( Слова на карточках : доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость. )
Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свой кирпичик и называют качества необходимые для дружбы.
А кто в доме дружбы может жить?
В каждом доме есть свои правила, и наш «Дом дружбы» не исключение. Поработайте в группах: опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, выведите несколько правил дружбы.
— А знаете ли вы, что учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.
( Учитель вывешивает на доску плакат с 10 законами дружбы)
Делиться новостями, успехами, неудачами
Уметь хранить чужие тайны
Радоваться вместе с другом его успехам
Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи
Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций
Не критиковать друга в присутствии других людей
Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
Всегда выполнять свои обещания
— Я с гордостью хочу сказать, что ваши законы и законы учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили, в чём отличие?
Рефлексия: О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
— Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?
— Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
«Лесенка достижений». Возьмите свой кружок и закрепите его на том месте, где по вашему мнению находитесь вы как друг. (Дети прикрепляют на «Лесенку достижений» свои кружки.
— Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место?
— Над чем вам ещё надо поработать?
Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится Вам и вы приобрели на нём частичку мудрости.
Домашнее задание: составить небольшой рассказ по рисункам или написать небольшой рассказ о своем друге. Спросить у родителей: есть ли у них настоящий друг, что они могут про него рассказать.