Что такое духовная музыка 7 класс

Духовная музыка – это произведение музыки, которое не предназначено для светских развлечений и мероприятий. Данный тип музыки носит религиозный характер и используется во время церковного богослужения. При звучании данные мелодии находят отклик в каждом человеке. Духовная музыка крепко связана с религиями всех наций. Тексты в музыке отличаются религиозным характером. Каждая традиция имеет свою духовную музыку.

В христианстве музыкальное творение делится на католический, протестантский и православный вид. К самым известным направлениям относятся хорап, псалм, секвенция, гимн и месса. В иудаизме духовное творение занимает немаловажное место.

Еще во время управления короля Давида духовная музыка звучала во время церковных служений. Каждым храм имел свой хор и оркестр. В исламе музыка возникла в 13 столетии в Индии. Впервые произведение называлось кавалли. Слова в музыке превозносили до небес могущество пророка Мохаммеда и Аллаха.

В период возникновения, такую музыку имели право сочинять только церковные служители. Потом духовную музыку начали сочинять известные композиторы. Композитор Мартин Лютер написал гимны и хорапы.

За эпохой Возрождения композиторы начали создавать мессы и реквиемы. К стилям духовной музыка относятся:

2. Месса – это вокально – инструментальное творение, собранное католической литургией. Первую мессу написал Гийом де Машо в середине 14 столетия. В 19 столетии месса стала частью концертных выступлений, отделившись от богослужения. Мессу начали писать Бах, Бетховен, Моцарт и Шуберт. В 20 веке месса потеряла свою популярность.

3. Реквиемы – это заупокойная католическая месса. Самой первой реквиемой является канонический латинский текст Реквием Дюфаи. Первое сохранившее произведение – это «a capella», написанное Йоханессом Окегемом. С 18 века реквиемы стали частью духовной музыки.

4. Страсти – это драматическое творение, основанное на тексте Евангелии. Самые известные страсти написали Якоб Обрехт и Орландо Лассо. Жанр духовной музыки был популярен до 18 столетия. Страсти возродил Хуго Дистлер.

Вариант 2

Под этим термином понимается музыкальное направление, связанное с богослужением или частным выражением духовных потребностей и исканий верующих.

В разных религиях представления о духовной музыки существенно различаются.

В иудаизме музыка, исполняемая в синагоге, обычно связана с традициями страны, где она находится. Для синагогальной музыки характерно использование хора. По поводу использования музыкальных инструментов (в частности, органа) в иудейской среде ведутся дискуссии.

Исламская духовная музыка, восхваляющая Аллаха, Мухаммеда и мусульманских святых зародилась в средневековой Индии, и носит название кавалли.

В христианстве наиболее распространенные ее жанры это – гимны, хоралы, псалмы, страсти и секвенция.

Из католических авторов можно упомянуть монахов Томмазо да Челано и Якопоне да Тоди. Позже духовную музыку начали сочинять и светские композиторы.

Для католической духовной музыки характерно обращение к теме богослужения. Одним из популярных жанров являлись мессы. Первым композитором, написавшим музыку, под которую идет литургия, был Гийом де Машо, живший в XIV веке. Однако в позапрошлом столетии мессы стали использоваться не только в храмах, но и исполняться на обычных концертах. К данному жанру обращались Бетховен, Моцарт, Шуберт и другие великие композиторы.

Популярным жанром были и реквиемы, которые изначально были частью заупокойной службы в церкви. Их писали Моцарт, Верди, Берлиоз и многие другие.

Известным православным автором духовных песнопений был живший в V—VI веков в Византии Роман Сладкопевец. Он был автором многих кондаков (песнопений), используемых до сих пор в богослужении Православной церкви.

Для протестантской духовной музыки характерны хоралы и страсти. Страсти появились с XVII века. Целью их создателей было выразить религиозные чувства и переживания по поводу распятия Христа и других событий, описанных в Библии.

Распространенные жанры протестантской музыки это гимны, хоралы, псалмы и страсти.

Псалмы пишутся по принципам древних псалмов, содержащихся в библейской книге Псалтырь. К этому жанру обращались Мендельсон, Гендель, Бах и другие знаменитые композиторы.

Духовная музыка

Интересные ответы

В смешанных и хвойных лесах умеренного климатического пояса встречается удивительное растение с необычным названием – вороний глаз. Оно растет в тени деревьев, вдали от солнечных лучей.

Гробница Тутанхамона была обнаружена археологами в городе Луксор в начале 1923 года, после того как в течение долгих семи лет бесчисленные попытки отыскать гробницу закончились неудачей. Вскоре весть о долгожданной находке разлетелась по всему миру

Источник

Урок 14. Сюжеты и образы духовной музыки

Духовная музыка

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).

Композиторы, сочинявшие духовную музыку:

Месса относится к вокально-драматическому жанру, ее драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам.

Сергей Васильевич Рахманинов (подробнее. )

«Всенощное бдение» было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны (в начале 1915г). Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей, тепло материнского чувства, прозвучала как противостояние несправедливости и бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания.

«Всенощную» Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения. Подобно хоралам и «Высокой мессе» Баха, музыка «Всенощной отражает чувства, размышления о жизни и смерти.

Источник

Музыка. 7 класс

Духо́вная му́зыка (нем. geistliche Musik, итал. musica sacra, англ. sacred music) — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы.
Еще в языческих религиозных обрядах музыка играла важную роль.
В Христианской религии музыка звучит по-разному с учетом специфических традиций различных конфессий – Православия, Католицизма, Протестантизма. Так, в Православной церкви допускается только хоровое пение. В Католической и Протестантской церкви могут звучать также и музыкальные инструменты, среди которых особенно важная роль отводится органу.
Великий немецкий органист Иоганн Себастьян Бах многие свои произведения написал для исполнения в церкви. Его органные хоральные прелюдии предназначены для подготовки верующих к исполнению хорала.
Хоралы первоначально представляли собой одноголосные мелодии на основе известных молитв. Они всегда носили сдержанный характер, ничто в их звучании не должно было отвлекать поющих от молитвенной сосредоточенности.
Впервые обобщил и систематизировал эти напевы римский папа Григорий I. Поэтому наиболее древние варианты хоралов называют григорианскими хоралами.
Затем к основной мелодии начали добавлять дополнительные голоса. Получилась многоголосная музыка. Многоголосие, в котором каждый голос ведет самостоятельную линию, называется полифонией.
Бах писал преимущественно полифоническую музыку. Для многих его произведений характерна имитационная полифония. Это значит, что разные голоса повторяют друг за другом (хотя и не всегда точно) отдельные темы, мотивы, мелодии.
Одно из наиболее совершенных произведений И. С. Баха – «Высокая месса си минор». Месса – это центральное католическое богослужение. Она состоит из 5 частей, каждая из которых называется по первому слову соответствующей молитвы на латинском языке:
Kyrie (Kyrie Eleison – Господи, помилуй!)
Cloria (Gloria in excelsis Deo – Слава в вышних Богу!)
Credo (Credo in unum Deum – Верую во единого Бога)
Sanctus (Sanctus, Sanctus, Sanctus – Свят, Свят, Свят!)
Agnus Dei (Агнец Божий)
Музыка этого произведения поражает величественностью, глубоким драматизмом звучания, представляет собой яркий образец полифонического развития, характерного для эпохи барокко.

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Источник

Презентация по музыке «Светская и духовная музыка» (7 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Два направления музыкальной культуры Светская и духовная музыка Хмара Л.Г., учитель музыки МАОУ СОШ №46 с УИОП г.Калининграда

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного.

Духовная музыка всегда была связана с богослужением.

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки.

И. С. Бах (1685-1750) Писал чаще музыку для органа и хора Максим Березовский (1745—1777) Писал музыку для хора a΄capella

И. С. Бах (1685-1750) «Высокая месса» Хор «Kyrie, eleison!» («Господи, помилуй!») Максим Березовский (1745—1777) «Духовный концерт»

С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов.

Бетховен Соната № 14 «Лунная»

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, романсы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое.

М. Глинка Романс «Я помню чудное мгновенье»

Итог урока: Какую музыку называют духовной? Какую – светской? Музыку каких композиторов можно отнести к светской, каких – к духовной? Какие из прослушанных произведений на уроке запомнили?

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

Номер материала: ДВ-349134

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть фото Что такое духовная музыка 7 класс. Смотреть картинку Что такое духовная музыка 7 класс. Картинка про Что такое духовная музыка 7 класс. Фото Что такое духовная музыка 7 класс

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока «Сюжеты и образы духовной музыки»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ 7 класс духовная музыка.docx

Тип: получение новых знаний

Тема урока: “Сюжеты и образы духовной музыки”.

Эпиграф к уроку (записан на доске)

«Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать.» Александр Мень.

1) Закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;

2) Сопоставить образы «Высокой мессы» Баха и образы «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.

-познакомить с музыкой И.С. Баха, дать почувствовать и осознать особенности полифонического изложения музыки, получить представление о жанрах токкаты, фуги.

-продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

-познакомиться со «Всенощной» С. В. Рахманинова, с образом «Заутрени»;

-Сопоставить произведения Баха и Рахманинова.

-Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Оборудование: портреты композиторов, карточки с теоретическим материалом, словарь эмоций, музыкальный материал: «И.С. Баха «Токката и фуга ре минор», «Высокая Месса » И. С. Бах, « Всенощного бдения» С. В. Рахманинова, презентация.

Методы и формы работы:

Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся

Работа со справочной литературой (подготовка сообщений)

Индивидуальная форма работы

Дифференцированный подход к работе с учащимися

Подготовка к уроку:

Распределить учащихся заранее по творческим группам:

1-я группа – “Биографы” – готовят кластер по творчеству И. С. Баха

На столе: листы бумаги, ручки, фломастеры стикеры, портрет Баха, клей, ножницы, материал о жизни и творчестве композитора.

2-я группа – “биографы” – готовят кластер по творчеству С. В. Рахманинова

На столе: листы бумаги, клей, ножницы, стикеры, портрет Рахманинова,материал о жизни и творчестве композитора.

3-я группа – “музыкальные критики” – анализируют музыкальные произведения композиторов.

На столе: словарь эстетических эмоций и терминологический материал.

Оформить класс полукругом расставить парты для трех групп.

Оргмомент. Мотивационное начало урока.

Звучит Музыка « Колокольного звона» (слайд № 1)

Колокольный звон пригласил нас с вами на урок.

— Что за звуки мы с вами услышали?(ответы детей)

— Где мы можем услышать колокольный звон? (ответы детей)

— Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы детей)

— Тема сегодняшнего урока очень серьёзная. «Сюжеты и образы духовной музыки». И от того, как внимательно вы будете слушать музыку и как вы будете работать, такой будет и успех нашего урока.

2. Целеполагание и актуализация знаний

— Узнаем что такое «духовная музыка»;

-Познакомимся с новыми музыкальными жанрами;

-Проанализируем музыкальные произведения;

— Исследуем биографию И.С. Баха и С.В. Рахманинова

Сегодня мы будем работать в 3 группах (1 и 2-биографы, 3-музыкальные критики) и создавать кластеры.

1 группа занимается исследованием биографии Баха, 2 группа исследованием биографии Рахманинова, 3 группа-анализирует музыкальные произведения этих композиторов, и на стикерах записывает характеристику музыкальных произведений (из словаря эстетических эмоций и наводящих вопросов).

Но прежде чем начать нашу работу, давайте узнаем что такое «духовная музыка».

Духовная музыка – это музыка религиозного содержания, исполняемая, звучащая и в храме и в быту, т. е.. музыка, сопровождающая церковное богослужение.

3. Изучение нового материала. (Работа групп)

материал для работы:

Кто такой И. С. Бах?Когда родился композитор?

Что произошло, когда ему исполнилось 10 лет?

Кто научил Баха играть на органе и клавесине?

Какие жанры занимают центральное место в творчестве Баха? Любимый музыкальный инструмент?

Месса это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения

Токка́та (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) —. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. 2 Произведение для клавишного инструмента (истор.). 3. Импровизация на органе на тему церковного песнопения

2 группа «Биографы». Исследование творчества С. В. Рахманинова.

Сергей Рахманинов – это великий русский композитор, а также пианист и дирижёр. Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Огромное влияние на духовное развитие Сергея оказало его общение с бабушкой, Софьей Александровной Бутаковой. Именно ей он обязан одним из самых сильных музыкальных впечатлений детства. В 1896 году он пишет свою первую симфонию(жанр). Эпиграф к ней он выбирает из Библии: «Мне отмщение и Аз воздам». Вершиной духовного творчества Рахманинова стали «Литургия Святого Иоанна Златоуста» (литургия-жанр) и «Всенощное бдение». Любовь к церковному пению композитор пронес через всю свою жизнь. Лучшие произведения он написал для своего любимого инструмента – фортепиано. Сочинение Литургии было давней его мечтой. В середине концертного сезона в 1942 году он почувствовал себя плохо и вынужден был прервать гастроли. Диагноз смертелен – рак. Скончался вели кий композитор 28 марта 1943 за несколько дней до своего семидесятилетия.

Кто такой С. В. Рахманинов? Когда родился композитор?

Что и кто оказал огромное влияние на духовное развитие композитора?

Что произошло в 1896 году?

Что стало вершиной духовного творчества Рахманинова?

Что происходит в 1942 году? Когда умер композитор?

Любимый муз. инструмент композитора?

Что такое божественная литургия?

Что такое всенощная?

Божественная литургия – главное суточное богослужение православной церкви. Во время этой службы верующие приходят в храм, чтобы славить Бога и причаститься к Святым Дарам.(утренняя)

Группа 3 «Музыкальные критики»

Карточка 1. «Словарь эстетических эмоций»

«Фуга и Токката» Баха,

«Высокая Месса» И. С. Бах

Карточка 2 (Вопросы)

Фуга и Токката Иоганна Себастьяна Баха

Задание: прослушать произведение и подчеркнуть подходящее и добавить свое(из словаря эстетических эмоций)

Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайны.

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.

Орган играет: г ромко, сильно, во всю мощь, торжественно, трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь.

Высокая месса Иоганн Себастьян Бах

Задание: прослушать произведение и подчеркнуть подходящее и добавить свое (из словаря эстетических эмоций)

— Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайны .

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой, печальная, спокойная, взбудараживает.

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание, умиротворение, тревога.

Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно, трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь.

«Всенощная» «Богородице, Дево, радуйся» Сергей Васильевич Рахманинов

Задание: прослушать произведение и подчеркнуть подходящее и добавить свое (из словаря эстетических эмоций)

Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайны е, божественные.

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой, печальная, спокойная, взбудораживает, возвышает,

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, праздничное, восторг, ожидание, умиротворение, тревога.

Литургия «Хвалите господа» С. В. Рахманинов

Задание: прослушать произведение и подчеркнуть подходящее и добавить свое (из словаря эстетических эмоций)

Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайны е, божественные.

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой, печальная, спокойная, взбудораживает, возвышает,

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, праздничное, восторг, ожидание, умиротворение, тревога.

Оркестр играет: громко, ликующе, сильно, во всю мощь, торжественно, трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, масштабно, благоговейно

Что же сближает два произведения таких далёких и разных композиторов? Рахманинов «Всенощная» и Бах «Высокая месса»?

1. Оба произведения высокодуховные и возвышенные.

2. У обоих композиторов идея жизнеутверждающая)

4. Выступление творческих групп и защита кластеров.

5. Подведение итогов урока.

— выставление отметок группам (капитаны групп). Учитель выставляет отметки капитанам.

— Исполнение песни «Дорогою добра» из К\ф «Маленький Мук»

Коллективная исполнительская деятельность.

С какими жанрами духовной музыки познакомились?

О каких композиторах говорили?

Что такое духовная музыка?

По методу «древо познания». На яблочках нужно написать настроение с которым уходишь в конце урока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *