Что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 10

1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?

Духовная культура — это совокупность продуктов духовной деятельности человека. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. компоненты художественного творчества (религиозная живопись, ваяние и зодчество, литература, публицистика, музыка и пр. ) ; компоненты просветительской деятельности (религиозные учебные заведения, библиотеки, издательства и т. д. ) ; философская и политическая мысль (религиозная философия, религиозные политические системы и партии) ; мораль (религиозно-нравственные правила и поучения).

2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».

Социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Он изучил и описал 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний.

Они помогают в борьбе за выживание и существование всему сообществу.

3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.

5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

На данный момент все основные виды культур взаимодействуют между собой и переплетаются. Сюда относятся:

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

Житель древних Афин преклоняется пантеону богов, которые ответствены за всю окружающую среду, природные явления и жизнь человека в целом. Жизнь человека в древнего Афин связана с богами, поэтому афиняне строят храмы. Афинские храмы – жилище богов, в нем размещалась статуя бога. Пример этого – Акрополь.

У каждого основного занятия афинян был свой бог. Несмотря на божественное происхождение всего, с чем была связана жизнь афиняна, он знал о демократии, и верил в свободы и права граждан. Поэтому афиняне собирали Народное собрание, а высшая власть была в руках совета. И даже совет собирался на холме, который посвящен богу войны Аресу. Совет имел законодательные и судебные функций и состоял из архонтов: верховный жрец, судья, командующий афинским войском.

Картина мира афиняна также включает социальную дифференциацию, знать и рабов. Например, все наиболее плодородные земли были захвачены знатью, а все не греки обращались в рабство.

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

Закон преемственности в развитии культуры выступает фактором, определяющим единство глобального, мирового культурного процесса. Так, хотя первые бумажные деньги появились в Китае, они и сегодня остаются значимым явлением культуры во всех так называемых цивилизованных странах.

4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.

Функций духовной культуры:

Потому что человек осваивает знания, язык, ценности в ходе социализации и черпает все свои личностные качества из культуры также; социализируясь, человек приобщается к культуре + духовная культура включает и образование, и воспитание

• Интегративная и дезинтегративная функция

Духовная культура позволяет человеку осознать, что он имеет общую культуру с целым народом, и так он к ней приобщается – то есть духовная культура сплачивает людей, но в случае с субкультурой все обстоит иначе

Нормы и образцы поведения, ценности и идеалы в культуре формируют и регулируют поведение человека.

• Функция передачи социального опыта

Культура преемственна, передается из поколения в поколение, передает социальный опыт предыдущих поколений новому.

Связана с передачей социального опыта, со способностью накапливать знания о мире, которое общество использует.

Духовная культура влияет на поведение человека и регулирует его действия посредством идеалов, ценностей, норм.

Нельзя постичь культуру пока не постигнешь ее язык, знаки; например, нельзя понимать ничего в музыке, живописи и театре, не зная их «особенный» язык.

Качественное состояние духовной культуры, ведь культура – система ценностей.

Источник

Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции

Что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото Что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку Что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про Что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото Что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.

Что такое духовная сфера общества?

Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.

Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.

Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Заключение

Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.

Источник

Духовная жизнь и духовная культура общества

Важность духовной культуры

Духовная жизнь общества выступает важной стороной его функционирования и развития. Если она наполнена богатым содержанием, то жизнь людей протекает в условиях благоприятной духовной атмосферы и хорошего морально-психологического климата. Но иногда духовная жизнь общества бывает бедной и маловыразительной, а иногда в обществе и вовсе царит бездуховность.

Последнее является серьезной проблемой, на которую обращают внимание многие исследователи, писатели и другие представители духовной культуры.

Через содержание духовной жизни общества можно судить о степени проявления его подлинно человеческой сущности. Это объясняется тем, что только человеку свойственна духовность: именно она выделяет и возвышает человеческую расу над остальным миром.

Элементы духовной жизни общества

Духовную жизнь общества справедливо можно назвать сложным явлением. Она не ограничивается тем или иными проявлениями людского сознания, мыслей и чувств человека, но при этом сознание есть стержень духовной жизни отдельного человека и общества в целом.

Среди основных элементов духовной жизни общества выделяют:

В основе духовной жизни общества лежит духовная деятельность. Допустимо ее рассматривать в качестве деятельности сознания, в результате которой у людей появляются различные мысли и чувства, формируются их образы и представления о социальных и природных явлениях. В процессе этой деятельности у людей складываются те или иные взгляды на окружающий мир, научные идеи и теории, эстетические, моральные и религиозные воззрения, которые находят свое воплощение в нормах поведения и моральных принципах, творениях народного и профессионального искусства, религиозных ритуалах, обрядах и пр.

Все это выражается в соответствующих духовных ценностях, в качестве которых выступают различные взгляды людей, научные идеи, теории и гипотезы, художественные произведения, религиозное и моральное сознание, и, наконец, само по себе духовное общение людей и складывающийся при этом морально-психологический климат, например, в семье, в коллективе, в межнациональном общении и в целом в обществе.

В качестве особого вида духовной деятельности выступает распространение духовных ценностей, чтобы как можно больше количество людей могли их усвоить. Это играет определяющую роль в повышении грамотности общества и его духовной культуры.

Особое значение при этом имеют многие учреждения науки и культуры, а также деятельность по образованию и воспитанию, и неважно, осуществляется она в школе, институте, семье или же в трудовом коллективе на производстве и т.п. В результате такой деятельности формируется духовный мир многих людей, и, следовательно, происходит обогащение духовной жизни всего общества.

В качестве основных побудительных сил духовной деятельности выступают духовные потребности. Они представляют собой внутренние побуждения личности к духовному творчеству, созданию духовных ценностей и их потреблению, а также к духовному общению.

Основной характеристикой духовных потребностей можно назвать объективность по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью жизненных обстоятельств и выражают объективную необходимость для человека осваивать с духовной позиции окружающий его природный и социальный мир.

Однако духовные потребности субъективны по форме, поскольку они предстают как проявления внутреннего мира человека, а также индивидуального и общественного сознания и самосознания.

Духовные потребности имеют различную социальную направленность, которая определяется характером существующих отношений в обществе, в том числе нравственных, религиозных, эстетических и др., уровнем духовной культуры людей, пониманием ими смысла своей жизни, их социальными идеалами. Совмещенные с волей людей духовные потребности являются мощной побудительной силой социальной активности общества во всех сферах жизнедеятельности.

Существенная часть духовной жизни общества заключена в духовном потреблении. Имеется в виду потребление духовных благ, или духовных ценностей, как говорилось выше. Духовное потребление нацелено на удовлетворение духовных потребностей.

Предметы духовного потребления, среди которых есть произведения искусства, религиозные, моральные ценности и пр., формируют соответствующие потребности. Таким образом, разнообразие явлений и предметов духовной культуры общества обуславливает формирование разнообразных духовных потребностей личности.

В некоторой степени духовное потребление может быть стихийным, т.е. никем не направляемым, и человек по своему усмотрению выбирает себе духовные ценности. Также самостоятельно он к ним приобщается, хотя данный процесс все равно происходит под влиянием определенного уклада жизни того или иного общества.

Духовное потребление можно навязать. В современном мире это делает реклама, средства массовой культуры и т.д. Они манипулируют сознанием общества, что приводит к определенному усреднению вкусов и стандартизации потребностей многих людей.

Однако не всякое сознательное формирование духовных потребностей связано с манипулированием личностным и групповым сознанием. В подлинных духовных ценностях: художественных, нравственных, познавательных и др. – этот процесс вполне целесообразен, поскольку он является целенаправленным созиданием и обогащением духовного мира общества.

Сегодня остро стоит задача повышения уровня культуры духовного потребления. Для этого необходимо воспитывать потребителя через приобщение к истинной духовной культуре. В этих целях следует обогащать и развивать духовную культуру общества, обеспечивать ее доступность, делать интересной для каждого.

Духовные отношения опосредуют производство и потребление духовных ценностей. Они являются, по сути, отношением человека непосредственно к определенным духовным ценностям (отвержение или одобрение), а также его отношением к другим людям, с точки зрения их взаимодействия с этими ценностями – производство, распространение, потребление, защита.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Основываясь на этом постулате, можно выделить следующие виды духовных отношений

Духовные отношения – это, прежде всего, отношения чувств и интеллекта человека к определенным духовным ценностям и, в конечном счете, – ко всей действительности. Ими от начала до конца пронизана духовная жизнь общества

Проявлением духовных отношений, установившихся в обществе, является повседневное межличностное общение людей, в том числе семейное, производственное, межнациональное и т.п. Иными словами они создают эмоционально-психологический и интеллектуальный фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

Источник

Что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Подробное решение параграф § 10 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?

Духовная культура – это сфера производства и потребления духовных ценностей. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.

2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».

3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества; подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности некоторых социальных групп. К субкультурам современности можем отнести – молодёжную субкультуру (эмо, готы), субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, криминальную субкультуру.

5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

В первобытном обществе действительно была духовная культура, но не богатая, а более примитивная, т.к. в первобытном обществе существовали традиции, религия, законы и т.д., которые зафиксированы в материальных источниках, найденных во время археологических раскопок.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

Немного иная была картина мира средневекового человека. Сама категория земной жизни носило оценочный характер и противостояла жизни небесной. В связи с этим земля как географическое понятие одновременно воспринималась как место земной жизни и входило в оппозицию «земля-небо», поэтому носило религиозно-моральный характер. Эти же представления переносились на географические понятия вообще: одни земли воспринимались как праведные, другие как грешные, а перемещение в географическом пространстве становится передвижением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, в котором верхняя ступень находится на небе, а нижняя в аду (например, эта особенность определила композицию «Божественной комедии» Данте).

Вселенная представляла собой систему концентрических сфер. Так, например, согласно «Светильнику» Гонория Августодунского небо разделялось на три части: телесное небо, которое мы видим; духовное небо, где обитают духовные ангелы, и интеллектуальное небо, где блаженные созерцают лик Святой Троицы.

Средневековое время, прежде всего, было религиозным и церковным временем. Религиозным, т. к. год представлялся как год литургический, который воспринимался как последовательность событий из истории Христа. Он разворачивался от Рождества до Троицы и был наполнен событиями из жизни святых. Церковным оно было и потому, что только духовенство могло его измерять колокольным звоном, и было его «хозяином».

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

Закон преемственности в развитии культуры является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д.

Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предыдущих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Закон преемственности культуры можно рассмотреть на таком примере как празднование Нового года или Рождества. На протяжении многих лет этим праздникам люди уделяют огромное внимание.

4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.

Познавательная: Целостное представление о народе, стране, эпохе

Оценочная: Отбор ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная): Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности

Информативная: Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Коммуникативная: Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности

Социализация: Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию

Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *