Что такое духовные способности
Духовные способности. В. Д. Шадриков
В. Д. Шадриков
Фрагменты из книги: Духовные способности. СПб., 1997. С. 19-41.
Духовные способности мы будем рассматривать как свойства, характеризующие функциональную индивидуальность человека. При этом индивидуальность человека мы понимаем, следуя за Б. Г. Ананьевым, как единство и взаимосвязь его свойств как личности и как субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.
Духовные способности можно понять как единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, и способности человека как субъекта деятельности и отношений, и выступающие в единстве с нравственными качествами человека как личности.
Если обычно мы рассматриваем способности действия, то духовные способности — это способности поступка.
Духовное поведение безгрешно. Духовное поведение добродетельно. Духовное поведение определяется добродетелями личности. С этих позиций духовные способности выступают как добродетели личности. Добродетели же есть качества человека, выражающиеся в желании делать добро, умении делать добро, реальных добродетельных поступках. Добродетель всегда нравственна.
Единичный человек добродетелен, пока следует морали (всеобщему), и в этом случае он духовен. Верхом грехопадения является использование человеком другого человека в качестве средства для достижения своей цели. Такой человек греховен в своей сущности.
В духовных способностях индивид возвышается над обычными способностями. Обычные способности выступают в роли того всеобщего, не постигнув которого, не развив в себе, индивид не может подняться до духовных способностей. Духовные способности вырастают из общих способностей. Это высшая стадия развития способностей. Духовные способности это способности духовного состояния, которое формируется как на основе духовных ценностей личности, так и на основе искушения отказа от долга следовать идее, вере, духовным ценностям.
Если сама способность мыслить есть свойство мозга, его особой организации, то мы можем сказать, что организация мозга во многом определяется состоянием (физиологическим и духовным), а следовательно, в разных состояниях мозг может представлять разные сущности. И поэтому духовное состояние определяет и иную сущность мозга, другие его функциональные (интеллектуальные) возможности позволяют по-иному мыслить.
Духовные способности и духовные состояния
Чем же характеризуется духовное состояние? Духовное состояние характеризуется расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, установлением коммуникативной связи сознания и подсознания и тем самым резким расширением информационной базы понимания проблемы, энергетической активизацией, переключением эмоций с режима блокирования информации на режим энергетической подпитки.
Духовное состояние характеризуется гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны личности, «я».
2 Информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации. (Прим. В. Д. Шадрикова).
Духовные состояния характеризуются высокой продуктивностью воображения, что, в свою очередь, расширяет информационную емкость нашего сознания.
В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства, способствуя этим включению процессов воображения.
Духовное состояние, как мы уже отмечали, одновременно является и мотивационным состоянием. Но в отличие от биологических мотиваций это будет духовная мотивация, порождаемая духовными ценностями личности. Важнейшей среди этих ценностей является вера: вера в бога, вера в идею, вера в добро, вера в кумира, лидера, героя. Другой, не менее значимой детерминантой духовного состояния и духовной мотивации является любовь: любовь к богу, любовь к женщине, любовь к Отечеству.
Так как духовное состояние способствует расширению информационной базы, подключает информационные ресурсы подсознания, то тем самым духовное состояние способствует продуктивности мышления.
Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу. К духовным стремлениям следует отнести: интеллектуальные, моральные и религиозные, а также добросовестность. Важную роль в определении духовного состояния играет чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты или чувство вины.
В духовном состоянии — секрет творчества. Духовное состояние определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений. Духовное состояние повышает направленную проницательность ума индивида, выделяет те свойства объектов, которые позволят разрешить проблему, раскрыть истину.
Духовное состояние может возникать как в случаях практической жизни, так и в научном поиске, в искусстве. Духовное состояние воздействует на интеллект. Мы под этим понимаем «способность судить, размышлять и отвлекать, которая называется в практической жизни благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницательностью, в искусстве — творчеством и вкусом, в науке — способностью открывать, обобщать и схватывать отношение» [Т. Рибо, 1884].
Клиническое состояние характеризует фиксация на идее, односторонней направленности мышления и эмоциональной заряженности, сужение сознания. Эти признаки проявляются уже в случаях «сверхценной идеи» и прогрессируют в паранойяльных состояниях ( para — около; noos — мысль, разум). Духовное состояние как бы противостоит клиническому состоянию. Оно, как мы уже отмечали, характеризуется расширением сознания, яркостью и ясностью отражения действительности, целостностью этого отражения, углубленным пониманием собственного «я», четкостью ориентировки в прошлом, настоящем и будущем, глубоким проникновением в ситуацию, уравновешенностью в отношениях, уверенностью в собственных силах, широтой и проницательностью мышления, позитивным настроением.
Для дальнейшего рассмотрения духовных способностей остановимся на трех положениях.
Первые два сформулированы еще Уильямом Джемсом [1901]:
— худшее, что может сделать психолог, — это начать истолковывать природу личных сознаний, лишив их индивидуальной ценности. Мысли разъединены между собою барьером личности;
— мы нимало не объясняем природы мысли, устанавливая зависимость между физическим и психическим. Нужно проработать нескольким поколениям психологов, чтобы установить с надлежащей точностью гипотезу о зависимости душевных явлений от телесных.
Третье положение заключается в том, что ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психологической деятельности. Становление головного мозга как функциональной системы осуществляется прижизненно, под влиянием внешней культурной среды. И можно сказать, что функциональные системы мозга изначально формируются как окультуренные.
Сопоставляя эти три положения, мы можем отметить, что способности человека изначально являются свойством окультуренной функциональной системы; «то они не исчерпываются свойствами самой системы; что решающим моментом в их развитии является их детерминированность индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какая мысль у него появится, какова будет природа личностных сознаний. Духовные способности определяются и регулируются духовными ценностями. Таким образом, проблема переводится в плоскость ценностей. Можно сказать: «Но это не разрешает проблему, а только переводит ее в другую плоскость. Вместо одной проблемы появляется другая». Да, это так. Но, во-первых, мы видим, что такое духовные способности, а во-вторых, с ценностями разобраться легче. Мы можем сказать, что, если деятельность определяется верой или стремлением сделать благо, мы можем говорить о духовных способностях.
В свете сказанного духовные способности определяются прежде всего внутренним характером душевных состояний и чувством активности, проявляющимся в стремлении к активности в определенном направлении.
В узком понимании духовные способности связываются со стремлением искупить внутреннюю (греховную) природу души, стремлением к достижению ее безгрешной чистоты. В широком смысле духовные способности проявляются в создании произведений искусства, в которых осмысливается сущность и предназначение человека, его отношения в обществе и семье, осмысление социальной и духовной личности, своего «я» и «себя как личности».
Духовные способности — это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве. Духовные способности — это интегральное проявление интеллекта и духовности личности. В своем высшем проявлении духовные способности характеризуют гения.
Важнейшим личностным качеством, позволяющим проникнуть в духовный мир Другого человека, является эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание). Различают эмоциональную, когнитивную и предикативную формы эмпатии. Психологические исследования показали, что индивидуальная способность к сопереживанию возрастает по мере накопления жизненного опыта.
Человек познает себя, свой духовный мир через другого человека, при этом духовно богатый человек познает другого лучше, чем тот самого себя. Для этого необходимо, чтобы духовно богатый человек вмещал в себя не только духовные качества познаваемого, но и нечто большее — противоположные ему качества.
Духовность проявляется в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания. Для духовно богатого человека все значимо, все находит чувственный отклик.
Следует отметить, что полностью бездуховных людей нет и что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. Духовным может быть и человек со средними способностями, а бездуховным может быть талант.
Духовные способности
Здесь мы подходим к очень важному моменту: деятельность может быть направлена на восприятие, понимание и изменение предметного мира или понимание и изменение поведения других людей. Как мы видим, способности могут относиться к различным предметам и мы можем выделять способности субъекта деятельности и способности личности. В той мере, в какой различается деятельность и поведение, различаются и способности. По своему строению, процессам интеллектуализации они будут едины, но будут различаться в оперативном аспекте, обусловленном предметом воздействия и взаимодействия. В последнем случае мы будем говорить о духовных способностях, то есть способностях направленных на познание других людей. Как отмечал С.Л.Рубинштейн, «внутреннее, психическое неопределимо (разр. В.Ш.) вне соотнесения с внешним, объективным»[114]. Точно так же способности нельзя определить, не соотнеся их с особенностями внешнего мира, в котором они реализуются и который определяет их развития. И с этих позиций становится необходимым выделение способностей, определяющих успех [предметной] деятельности, и способностей, определяющих успешность поведения.
Каждое, даже самое простое действие, отмечает С.Л.Рубинштейн, насыщено переживанием. Особенно ярко эти переживания проявляются в поступке, выражающем отношение действующего к другим людям, к окружающим. Поэтому способности поведения всегда более или менее насыщены переживанием. В силу этого единства с переживанием духовные способности лежат в основе создания и освоения творений «второй природы», созданной человеком – мира культуры, истории и техники.
В своем познании природы человек доходит до осознания своего места в этой природе и своего отличия от всего окружающего. Он хочет осмыслить и понять цель своего существования и своего назначения. Человек осознает свою смертность и ищет пути к бессмертию.
Духовные творения – это прежде всего творения, относящиеся к самому человеку, осмыслению его роли и назначения в истории. Способности, которые позволяют совершить это восхождение, этот акт постижения и будут духовными способностями, то есть способностями к самопознанию, самосознанию, самопостижению, соотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми, познанием других.
Стремясь познать себя и других, человек развивает свои духовные способности. Раскрытие природы и назначения духовных способностей есть, в определенной мере, и ответ на вопрос о назначении человека, о путях его развития. В развитии духовных способностей находит завершение развитие природы человека (Аристотель, Спиноза). В этом плане понятие духовных способностей тесно переплетается с понятием «добродетели».
Взаимосвязь способностей, предмета познания и результатов деятельности представлена на рис.9.
Рис.9. Взаимосвязь предмета познания, способностей и результатов деятельности
В духовных способностях познание, как уже отмечалось, тесно переплетается с переживанием. Поэтому можно сказать, что духовные способности – это способности определенного духовного состояния.
Чем же характеризуются духовные состояния?
Духовное состояние характеризуется расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, установлением коммуникативной связи сознания и подсознания и, тем самым, резким расширением информационной базы понимания проблемы, энергетической активизацией, переключением эмоций с режима блокирования информации на режим энергетической подпитки.
Духовное состояние характеризуется гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны личности, «я».
Духовное состояние характеризуется переходом к образному мышлению, к продуктивному воображению, что, со своей стороны, способствует активизации информационного обмена с подсознанием, так как информация персонального подсознания хранится в образной и чувственной форме[116]. Образность помогает осмыслить ситуацию целостно, раскрыть новые отношения, посмотреть на старые на новом уровне интеграции. В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства.
Духовные ценности определяют конкретную точку зрения на вещь, выделяя ее качества, важные со стороны духовных ценностей. Духовный взгляд на миропределяет духовную картину мира. Мир предстает как мир взаимосвязанных ценностей, соотнесенный с духовными ценностями индивида. Если для рационального мышления важна утилитарная, практическая значимость, объективная значимость, то для духовного мышления важна этическая, нравственная значимость, определяемая в системе духовных координат личности.
Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу.
Положение, утверждающее влияние духовных состояний на продуктивность умственной деятельности подтверждается и клиническими данными. При различного рода психических расстройствах мы сталкиваемся с общими признаками синдрома помрачения: «нарушение ориентировки в месте, времени, обстановке, лицах, собственной личности; блеклость, неотчетливость, неопределенность, призрачность восприятия действительности; отгороженность, отрешенность; выключение больного из реальной обстановки; отрывочное, беспорядочное, фрагментарное, часто бессвязное отражение объектов ситуации, ослабление и нарушение последовательности ассоциативных процессов, трудность воспроизведения событий и переживаний, имевших место в период помрачения сознания»[117].Клиническое состояние характеризует фиксация на идее односторонней направленности мышления и эмоциональной заряженности, сужение сознания.Эти признаки проявляются уже в случаях «сверхценной идеи» и прогрессируют в паранойяльных состояниях. Духовное состояние как бы противостоит клиническому состоянию. Оно, как мы уже отмечали, характеризуется расширением сознания, яркостью и ясностью отражения действительности, целостностью этого отражения, углубленным пониманием собственного «я», четкостью ориентировки в прошлом, настоящем и будущем, глубоким проникновением в ситуацию, уравновешенностью в отношениях, уверенностью в собственных силах, широтой и проницательностью мышления, позитивным настроением.
Обобщая сказанное можно отметить, что решающим моментом в развитии способностей является их детерминированностьиндивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и будут определять качественнуюспецифику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какая мысль у него появится, какова будет природа личностных сознаний.
Здесь уместно поставить вопрос: может быть, человек лучше всего понимает себя и через познание себя он должен идти к познанию других? Интересный ответ дает на это С.Вейнингер: «Ни один человек не в состоянии самого себя понять; для этого субъект познания должен одновременно фигурировать в качестве объекта, иными словами, человек должен был бы выйти из рамок своего собственного духовного мира. Это также невозможно, как невозможно объяснить универсальность. Дня объяснения универсальности следует найти точку, лежащую вне пределов ее, а это противоречит универсальности. Если бы кому-нибудь выпало на долю постичь себя, тот мог бы понять всю вселенную»[119]. Человек может понять себя только через другого человека. Эта мысль в яркой форме п редсгавлена у К.Маркса, который писал, что «человек сначала смотрит, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку»[120]. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга.
Универсальность человека с духовными способностями обращает его внимание на такие стороны воспринимаемого мира, на которые обыкновенный человек никогда внимания не обратит. Но именно необычный взгляд на действительность и раскрывает ее для духовного человека в новых ракурсах, проявляется в неожиданных выводах и творениях.
Духовность проявляется в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания. Для духовно богатого человека все значимо, все находит чувственный отклик.
Следует отметить, что полностью бездуховных людей нет и что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. Духовным может быть и человек со средними способностями, а бездуховным может быть талант.
Освоение духовной культуры определяет формирование личностных качеств, способствующих проявлению духовности. К ним в первую очередь отнесем совесть, честь, веру в людей, добродетель, волю, свободостремление (стремление выйти за социальную норму), стремление к творчеству, стремление выйти за временные рамки бытия. Освоение духовной культуры определяет содержание морального сознания.
В чем же проявляется духовность в творчестве? Прежде всего отметим еще раз, что духовные состояния включают в себя сильный эмоциональный компонент. Именно эмоция находится у истоков великих творений искусства, литературы, науки и цивилизации в целом. Эмоция побуждает ум к новым начинаниям, а волю – к упорству. Но главное, как отмечает А.Бергсон, «существуют эмоции, порождающие мысль; и изобретение, хотя оно и принадлежит к явлениям интеллектуального порядка, может иметь своей составляющей сферу чувств… Эмоция – это потрясение души»[122].
В этом случае эмоция по отношению к последующим умственным состояниям выступает как причина, а не как следствие Эта эмоция может порождать новые идеи. Она – суперинтеллектуальна.
Как уже отмечалось[123] в предыстории человечества ум и мораль существовали в единстве, как единое целое. Ум и мораль, содержащиеся друг в друге. И если углубиться в историю, то мы обнаружим мораль, более близкую к уму, и ум, более близкий к морали, чем у современного человека. Ум оформлял моральное требование Мораль руководила сообществом людей и поведением индивида внутри сообщества.
Постепенно это единство было разорвано. Наметились две линии развития: морали и ума. Но и сегодня действие ума опутано и контролируемо моралью,а в морали проступают действия рассудка. В духовном состоянии эти две линии снова объединяются, и на первое место снова выходят эмоция и мораль, а ум их оформляет, решение, идея находятся моралью и эмоцией, а оформляются умом. В этом случае появляется реальная возможность выйти за рамки рационального поиска и появления новых идей.
Мораль проявляется не только в конкретных решениях, но, что может быть более важно, определяет направление поиска, в том числе и в области науки и техники.
Оба механизма (мораль и ум), которые вначале прослеживались друг в друге, должны были разойтись, чтобы вырасти. Но и сейчас в каждом из них представлен другой, имеется связь с другим.
Выше мы отметили, что действие ума контролируется моралью. Опираясь на данные глубинной психологии, можно сказать, что мораль, в целом, контролирует деятельность подсознания. Но если учесть, что духовность включает в себя моральную норму, эмоцию и ум, то можно сделать предположение, что духовность объединяет сознание и подсознание, духовность снижает контрольсознания над подсознанием, так как духовность предполагает принятие морали как личностно значимой, мораль спускается в подсознание и становится ведущим побуждением.
Объединение сознания и подсознания через духовность и дает интеллектуальный порыв, позволяет достичь личности необычайной проницательности, выйти на вершину творчества.
Сознание не контролирует подсознания, а работает вместе с ним как единый психический механизм во взаимодействии и взаимосодействии. Огромный потенциал подсознания (информационный и побудительный) включается в деятельность сознания. Такое единство выступает как суперинтеллектуальная деятельность.
Формирование и развитие способностей субъекта деятельности и духовных способностей личности тесно взаимосвязаны (Рис. 10). Оба вида способностей развиваются на базе природных способностей, далее их развитие характеризуется процессами интеллектуализации но различной внешней детерминацией. В результате формируются одни и те же интеллектуальные операции, но отнесенные к различным внешним объектам. Следовательно они будут различаться в содержательном аспекте процессами принятия решений, критериями достижения цели, предпочтительности, эффективности. Таким образом, если по составу операций процессы интеллектуализации будут сходными, то по содержанию – будут существенно различаться. Заметим, что и способности субъекта деятельности и способности личности – это способности одного и того же человека.
Рис.10. Взаимосвязь способностей субъекта деятельности и духовных способностей
3.2. Духовные способности и проблемы их формирования
Духовные способности и проблемы их формирования. Систематика отдельных способностей в деятельности человека. Анализ философской и психологической литературы. Работы У. Джемса, С.Л. Рубинштейна. Этимология понятия способностей человека как свойств духа, или души.
Важным моментом проблемы способностей является системность их проявления в деятельности. В результате формирования функциональной системы деятельности они приобретают новые качества. С одной стороны, это относится к каждой участвующей в деятельности способности, которая в ансамбле других способностей обогащается новыми сторонами и свойствами. С другой стороны, функциональная система деятельности выступает в таком системном качестве, как одаренность. При этом важно отметить, что одаренность индивидуальна: у различных лиц, занятых одной и той же деятельностью, одаренность различна. Здесь, как и в проблеме способностей, на первый план выступает качественная характеристика одаренности, мера ее выраженности, количественные параметры.
В работах по психологии способности рассматриваются в отрыве от психических функций. Основной акцент делается на их детерминации деятельностью, что приводит к разрыву природной и культурной составляющих.
Анализ философской и психологической литературы показывает, что данная категория практически не разработана. Лишь в отдельных трудах используется термин «духовные способности» (У. Джемс), но и здесь дело не доходит даже до определений. Понятие «духовные способности» отсутствует в толковых словарях, начиная с В. Даля и до настоящего времени. Более часто мы встречаемся с понятием «духовность», но не в психологической, а в основном в религиозной и художественной литературе. Как правило, духовность связывают с духовной сущностью человека, с духовным началом, в качестве которого выступает «дух», «душа». Под духовными способностями в этом случае понимают свойства духа, некого идеального познающего начала – «я». Научной психологии нет необходимости исходить из принципа духа как активного начала личности. Как показал еще Джемс, «…психология как естественная наука должна допустить существование потока психических состояний, из которых каждое связано со сложными объектами познания, переживает по отношению к ним различные эмоции и делает между ними свой выбор» [46, с. 137].
Духовные способности нужно понимать как свойства, интериоризирующие функциональную индивидуальность человека. При этом индивидуальность человека осознается, следуя за Б.Г. Ананьевым [47], как единство и взаимосвязь его свойств как личности и как субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные качества человека как индивида.
Духовные способности можно понять как единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, способностей человека как субъекта деятельности и отношений, а также нравственных качеств человека как личности. Если обычно мы рассматриваем способности действия, то духовные способности – это способности поступка.
Для понимания духовных способностей важно выяснить отношение категорий «деятельность» и «поведение».
Если способность мыслить есть свойство мозга, его особой организации, то можно сказать, что организация мозга во многом определяется состоянием (физиологическим и духовным), а следовательно, в разных состояниях мозг может представлять разные сущности. И поэтому духовное состояние является основанием других функциональных (интеллектуальных) возможностей мозга, позволяет по-иному мыслить.
Для дальнейшего рассмотрения духовных способностей остановимся на трех положениях. Первые два сформулированы еще У. Джемсом [46].
1. Худшее, что может сделать психолог, – это начать истолковывать природу личных сознаний, лишив их индивидуальной ценности. Мысли разъединены между собою барьером личности.
2. Нужно поработать нескольким поколениям психологов, чтобы установить с надлежащей точностью гипотезу о зависимости душевных явлений от телесных.
3. Ребенок в отличие от животного рождается с незавершенным формированием функциональных систем психологической деятельности. Становление головного мозга как функциональной системы осуществляется прижизненно, под влиянием внешней культурной среды. И можно сказать, что функциональные системы мозга изначально формируются как окультуренные.
Сопоставив эти три положения, отметим, что способности человека изначально являются свойством окультуренной функциональной системы. Они не исчерпываются свойствами самой системы, решающим моментом в их развитии станет их детерминированность индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какая мысль у него возникнет, какова будет природа личностных сознаний. Духовные способности регулируются духовными ценностями. Таким образом, проблема переводится в плоскость ценностей. Можно возразить: «Но это не разрешает проблему, а только переводит ее в другую плоскость. Вместо одной проблемы появляется другая». Да, это так. Но, во-первых, мы видим, что такое духовные способности, а, во-вторых, с ценностями разобраться легче. Если поведение объясняется верой или стремлением сделать благо, то в этом случае мы можем говорить о духовных способностях, реализующих это поведение.
В свете сказанного духовные способности определяются прежде всего внутренним характером душевных состояний и нравственным чувством, проявляющимся в стремлении к активности в конкретном направлении, к духовному прогрессу – умственному, нравственному и деятельностному. В духовных способностях отражаются умственные способности в их единстве, консолидированные и направляемые духовными ценностями. В случае с духовными способностями особенно ясно, что они реализуются целостной психологической системой, рассмотренной ранее.
Духовные способности – это способности целостного понимания и постижения, сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния. Невозможно осмыслить их, не обращаясь к понятию духовного состояния.
Что же привносят моральные качества и духовные состояния в интеллект? Чем они отличаются от таланта (одаренности)? Здесь наступает момент, когда необходимо упорядочить систему понятий в области способностей.
Отправной точкой будет служить определение понятия способностей. Мы будем рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. В известной степени способности передаются по наследству (это относится к функциональным механизмам способностей); в некоторой степени – являются индивидуальным приобретением (это относится к операционным механизмам способностей). Одаренность выступает как интегральное качество способностей в целях конкретной деятельности. Здесь важно еще раз подчеркнуть принципиальное сходство общей архитектуры психологической системы деятельности и архитектуры психологической функциональной системы способностей. Их изоморфность раскрывает пути интеграции отдельных способностей в одаренность в структуре деятельности.
Интеллект можно определить как интегральное проявление способностей, знаний и умений. Уже в способностях присутствует элемент научения в виде формирующихся операционных механизмов и действий, направленных на обработку материала в целях познания. В интеллекте операционные действия способностей дополняются более обобщенными операционными схемами, планами и программами поведения, а также знаниями о внешнем предметном мире, других людях и самом себе. Операционные схемы, программы обработки данных для интеллекта во многом то же самое, что для способностей – операционные механизмы.
Уровень интеллекта определяется уровнем развития отдельных способностей, наличием знаний, планов и программ и их связями с целостным характером функционирования. К сожалению, существующие системы диагностики интеллекта фиксируют его компоненты, но не затрагивают связей между ними и системности проявления. Поэтому получаемые результаты не дают основания сделать вывод о творческих возможностях индивида.
Операционные схемы, программы обработки данных, решающие правила, критерии достижения цели и многое другое, играющее в интеллекте ведущую роль, в современных подходах к диагностике остаются за скобками.
Талант есть проявление интеллекта в конкретной деятельности, познании природы.
Что же общего во всех данных определениях? Это то, что все они направлены и проявляются в деятельности.
Но помимо деятельности есть сложнейшая сфера познания – человек и его отношения. Но что значит понять человека? Это значит познать его духовный мир. Каков же путь этого познания? Для того чтобы понять человека, надо иметь какое-либо сходство с ним, с его духовным миром. Как отмечает О. Вейнингер, «понять человека – значит быть этим человеком и вместе с тем быть самим собою» [49, с. 111]. Чем большее число людей вмещает человек в свое понимание, тем богаче его духовный мир. Через богатство, ясность и интенсивность внутреннего духовного мира раскрывается понятие гения. Гений характеризуется способностью понять других людей, оценить их и отразить в своем творчестве. Но понять других – значит быть самому духовно богатым, вмещать в себя других людей в их духовном содержании.
Духовные способности – это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве, это интегральное проявление интеллекта и духовности личности.
В этих словах Ефрем Сирин подчеркивает роль нравственного облика учителя и одновременно показывает, что только вглядываясь в учителя как в зеркало, ученик познает себя, сверяет свои дела и поступки. Эта же мысль представлена у К. Маркса, который писал, что «…человек сначала смотрит, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» [50, с. 62]. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга.
Важнейшим личностным качеством, позволяющим проникнуть в духовный мир другого человека, является эмпатия. Психологические исследования показали, что индивидуальная способность к сопереживанию возрастает по мере накопления жизненного опыта.
Человек познает себя, свой духовный мир через другого человека, при этом духовно богатый человек познает другого лучше, чем тот самого себя. Для этого необходимо, чтобы духовно богатый человек вмещал в себя не только духовные качества познаваемого, но и нечто большее – противоположные ему качества. «Понять человека – значит иметь в себе этого человека и его противоположность» [49, с. 115]. Определив высшее проявление духовных способностей как гениальность, можно сказать, что гений успешен как в сфере духовного предвидения, так и в познании природы и создании техники и технологий. Духовные способности представлены прежде всего в творчестве философов, художников, музыкантов, поэтов, скульпторов и великих творцов религиозных догм. Но они не менее важны и в деятельности конструктора и ученого. Духовная сущность творца позволяет ему вступить в интимные духовные отношения не только с другими людьми, но и с природой, с каждой вещью, увидеть ее в сравнении с другими вещами, в целостном взаимодействии природы и человека. Гениальность является мерой не только чувственной восприимчивости (как способности), но и духовной восприимчивости. Это дает возможность более точно отразить вещь и ее значение и место среди других вещей. В силу сказанного, гений универсален, он проявляется в различных областях в виде конкретного таланта.
Человек с богатыми духовными способностями обращает внимание на такие стороны воспринимаемого мира, на которые обыкновенный человек никогда внимания не обратит. Но именно необычный взгляд на действительность и раскрывает ее для духовного человека в новых ракурсах. Его духовность выступает в неожиданных выводах и творениях, в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания. Для духовно богатого человека все значимо, все находит чувственный отклик.
Следует отметить, что полностью бездуховных людей нет и что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. Духовным может быть и человек со средними способностями, а бездуховным может быть талант.
Апостол Павел в своем послании к коринфянам писал: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом всем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» [51, гл. 2, 14, 15].
Рассматривая развитие способностей, можно выделить три фактора культурной детерминации. Во-первых, необходимо подчеркнуть тот факт, что ребенок рождается с еще несформированными окончательно функциональными системами психической деятельности. Функциональные системы, реализующие психические функции, вызревают в течение длительного постнатального периода. Этот процесс вызревания детерминируется средой жизнедеятельности. Функциональные системы изначально формируются как окультуренные «второй природой», созданной человеком. Во-вторых, развитие способностей детерминируется социальными формами деятельности. В-третьих, развитие способностей детерминируется индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и смыслы будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек.
Таким образом, развитие способностей проходит через тройную детерминацию:
· первичную – средой развития;
· вторичную – требованиями деятельности;
· третичную – духовными ценностями.
Анализ происхождения человечности позволяет сформулировать эволюционную концепцию личности, суть которой заключается в следующих положениях:
– анализ личности современного человека должен осуществляться исходя из основных качеств проточеловека. В качестве таковых прежде всего выступают базовые инстинкты: сохранение вида и сохранение индивида;
– в инстинктах целесообразно различать два основных элемента: побуждение (drive), требующее удовлетворения, и поисковое поведение (appetitive behavior), которое складывается из двигательной активности и завершающего акта;
– в качестве базовых источников внутренней активности можно выделить: пищевую мотивацию, половую мотивацию, исследовательскую активность, стремление к доминированию, агрессивность, защиту территории, обустройство места обитания, игру;
– любая поведенческая реакция формируется при участии как генетического фактора, так и всей совокупности условий среды;
– первой критической точкой в эволюции человека стал переход от инстинктивного поведения к интеллектуальному: на смену инстинкту пришли психические функции; в инстинктивном поведении произошел разрыв мотивации и поискового поведения; на базе ведущих биологических мотиваций, составляющих динамическую основу инстинкта, развивалась система надстроечных мотиваций; поисковое поведение стало строиться на широкой информационной основе, поставляемой развитыми психическими функциями.
1. Рассмотрите способности и психологические функции личности.
2. Каково понимание психологии способностей У. Джемса?
3. Дайте определение эмпатии как психологической категории.
4. Рассмотрите проблему духовных способностей и их развития.
5. Охарактеризуйте три фактора культурной детерминации.
Рекомендуемая литература: [28, 32, 46, 47, 48, 49, 50, 51].