Что такое духовные традиции 4 класс
Духовные традиции православной семьи
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9
« Духовные традиции православной семьи»
Учитель начальных классов
Жанна Георгиевна Мерзлякова
201 5– 2016учебный год
Духовные традиции православной семьи
В глубокой древности люди представляли мир по-разному. Один из древнейших образов планеты и Вселенной был связан с образом мирового дерева и «дерева жизни». Его изображение встречается в памятниках культуры различных народов. Корни этого дерева уходили под землю, ветви поднимались к небу.
Этот образ очень выразительный, потому что с его помощью можно представить себе и всё человечество, и каждый народ и свою семью.
Мировое дерево в русском узоре
Наша Родина с проживающими людьми на её территории тоже подобна огромному дереву. Его корни – это наша история, наши предки, их дела и подвиги. И всё добро, которое делают люди, прибавляют силы огромному дереву, помогая расти ветвям, расцветать на нём прекрасным цветам – это семьи, которые дают плоды – наших детей.
В православии семью принято считать малой церковью.Семья должна строиться на любви супругов друг к другу, к детям, а детей к родителям.
В родительском доме дети учатся любить, иначе любовь и уважение не приживётся в новой взрослой семье.
Вступление в брак в православии называется венчанием. Этому предшествовали помолвки – один из обрядов, во время которого родители давали окончательное согласие на брак своих детей.
Венчающиеся должны быть верующими крещеными православными христианами.
Во время венчания молодожёнов водят по храму с венцами на головах. Выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа.
По настоящему, любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что муж и жена должны оставаться вместе, даже если в их жизни будут болезни и несчастья.
Одним из примеров христианской семьи является история жизни святых супругов Петра и Февронию Муромских. Они пронесли свою любовь и верность через все испытания и умерли в один день.
Совсем недавно в России появился новый светский праздник – День семьи, любви и верности. Праздник приходится на 8 июля, когда православная церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронию Муромских.
Символом этого праздника стала ромашка, простой, но такой красивый цветок, который символизирует чистоту, любовь, тепло и уют.
Семья для православных христиан – это дети, общий дом, близкие и родные, общий труд и преодоление всех невзгод, которые встречаются на общем пути. Всё это называется служением друг другу.
История нашего государства начинается с каждой семьи. Через судьбу своих предков ребёнок обретает «кровную» связь с историей своего народа, своей страны, своей веры.
Родственные связи, свою родословную ребята изобразили в виде родословного древа.
Общие традиции, события, вера, дело наполняют смыслом жизнь семьи.
Когда вся семья отмечает вместе дни рождения, Пасху, Рождество Христово, отдыхают на природе, проводят вечера за чтением литературы – люди становятся ближе и дороже друг другу.
Важным служением для детей в семье является их послушание, а это одна из основных христианских добродетелей. В русском народе говорят: «Смирение – Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословенье и людям утешенье».
Церковный брак, знание своей родословной, семейные традиции, уважение своих родителей и служение им, воспитание детей в любви, радости, послушании и православной вере наполняют семью светом, высоким смыслом и умножают её духовные ценности.
Урок подготовлен учителем начальной школы Жанной Георгиевной Мерзляковой.
Конспект занятия «Духовные традиции многонациональной семьи».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Государственное казённое учреждение социального обслуживания
Краснодарского края « Славянский социально-реабилитационный центр
открытого занятия по теме
«Духовные традиции многонациональной
Воспитатель Становская Т.В.
Тема: «Духовные традиции многонациональной семьи».
обучающая: формирование представлений воспитанников о России, как великой многонациональной державе;
развивающая: развитие мотивации детей к познанию историко-культурных традиций народов России;
воспитательная: воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей. Форма проведения: беседа-рассуждение.
Оборудование: презентация, видеоролик, связка прутьев.
Воспитатель: Каким же образом наша Родина стала великой многонациональной державой?
Воспитатель: С древних времен восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов осталась жить вместе со славянами, а страна продолжала расти и расширяться. В XIV-XVI веках вокруг Москвы сложилось единое русское государство. В XVI-XIX веках были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.
Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=PVpDg6zKARo
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Воспитатель:
Россия – единое многонациональное государство. Все республики и народы, проживающие на территории России, равны. Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры.
В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.
А главное – что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая дружба.
Воспитатель: Перед вами связка прутьев. Попробуйте сломать эти прутья. Получилось? А что нужно сделать, чтобы их сломать? Вытащите один прутик, и попробуй его сломать. Получилось? А почему? (ответы детей) Россия – многонациональная страна. И это делает наше государство сильнее, прочнее, могущественнее, так как за ней стоит стена дружбы, закрепленная миллионами рук людей, называющих себя россиянами!
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Духовные традиции многонациональной семьи».
Цели:
обучающая: формирование представлений воспитанников о России, как великой многонациональной державе;
развивающая: развитие мотивации детей к познанию историко-культурных традиций народов России;
воспитательная: воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.Форма проведения: беседа-рассуждение.
Оборудование: презентация, видеоролик, связка прутьев.
Ход занятия
Вступительная часть.
Основная часть.
Воспитатель: Каким же образом наша Родина стала великой многонациональной державой?
Воспитатель: С древних времен восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов осталась жить вместе со славянами, а страна продолжала расти и расширяться. В XIV-XVI веках вокруг Москвы сложилось единое русское государство. В XVI-XIX веках были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.
Просмотр видеоролика
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Физкультминутка.
Воспитатель:
Заключительная часть.
Воспитатель: Перед вами связка прутьев. Попробуйте сломать эти прутья. Получилось? А что нужно сделать, чтобы их сломать? Вытащите один прутик, и попробуй его сломать. Получилось? А почему? (ответы детей) Россия – многонациональная страна. И это делает наше государство сильнее, прочнее, могущественнее, так как за ней стоит стена дружбы, закрепленная миллионами рук людей, называющих себя россиянами!
Конспект урока по ОРКСЭ Тема: Православные традиции России (4класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
п. Серебряные Пруды
Тема: Православные традиции России (4класс)
Выполняла:Чинарова Елена Владимировна
учитель начальных классов
Тема занятия: Православный храм
Цель: воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и
культурному наследию, развитие познавательного интереса к ценностям
воспитание нравственных качеств личности, эстетических чувств;
познакомить с понятием «православный храм»;
формирование представления об устройстве и назначении храма;
ознакомление с новыми понятиями
Средства: учебник «Основы православной культуры» 4 класс, Москва 2012
автор Шевченко Л. Л.
Оборудование: 1. Проектор, экран, компьютер.
2. Презентация к уроку.
3. Фотографии храмов.
4. Аудиозапись колокольных звонов
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю вам успешной работы!
б) Сообщение темы и задач урока.
— Ребята, внимательно прослушайте стихотворение и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
А есть еще природы храм,
Он очень-очень дорог нам.
А есть еще храм православный,
Для тех, кто твердо убежден,
Что с верой в Бога он рожден.
— Догадались, о чем же будем говорить на уроке?
— Правильно. Мы будем говорить о православном храме, познакомимся с его внешним и внутренним устройством, узнаем, как жили христиане в России, что занимало главное место в жизни христиан и для чего люди ходят в храм.
II. Изучение нового материала.
Слайд 1. Храм Христа Спасителя.
— Ребята, посмотрите, какой красивый храм. Он называется Храм Христа Спасителя. А чем храм отличается от обычного здания? (У него есть купол, на котором находится крест, он красивой формы.)
— Можно ли представить себе современный город или большое село без храма?
— Действительно нет. Где бы не расселялся русский народ, на том же месте сразу
же возводился православный храм. Человек всегда стремился к прекрасному, надеялся на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм для общения с Богом или для разговора с Богом.
— Кто знает, как называется такой разговор? (Молитва.)
— Все верно вы сказали. А сейчас послушайте, как поэт А. Лотин говорит, что такое храм.
б) Работа с учебником.
— Как же появился первый храм? Об этом нам расскажет Илья. (С.54 статья «Первый храм»).
— Ребята, вы прослушали сообщение. Как же люди назвали первый храм? (Скинией)
— Как она была устроена?
— Что находилось в святилище?
— Посмотрите внимательно на Храм Христа Спасителя и скажите, что по форме напоминают купола? (Форму свечи. Форму луковицы.)
— Действительно, ребята, в древнерусском храмовом зодчестве было принято строить купола православных храмов в виде «луковицы» или «шлема». Покрытые золотом, они горят, как гигантские свечи. А свеча обозначает христианскую молитву.
-Обратите внимание, что купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест, возвещая всему миру радостную весть, что через крестную Жертву Христа всем людям открыта дверь на Небо.
— А знаете ли вы, что часто на храме глав строят не одну, а несколько. А что символизирует разное количество куполов? Об этом нам расскажут ребята.
1 ученик: Две главы означают два естества в Иисусе Христе: Божеское и человеческое.
— Иногда строят и большее количество глав.
— Ребята, а как вы думаете, а зачем нужны колокола? Какое применение им было раньше? (Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать людей.)
— А сейчас для чего используют колокольный звон? Прочитайте об этом в учебнике на странице 53.
— Найдите ответ, для чего используется колокольный звон? (Как выражение молитв христиан, в которых они радуются и прославляют Бога.)
— Что еще узнали о колокольном звоне? ( В разных случаях колокола звонят по-разному.)
— Как называется колокольный звон в один колокол? (Благовест.)
— А что называют перезвоном?
— А если звонит только большой колокол, как называется этот звон? (Набат.)
Прослушивание фрагментов колокольных звонов.
— Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? (Мысли о храме, церкви, России.)
— Ребята, часто ли вы бываете в храме? А давайте заглянем внутрь храма? Посмотрим, как устроен храм внутри.
— На какие три части делится православный храм? Сравните с чертежом в учебнике. (Притвор. Средний храм (четверик). Алтарь.)
-Посмотрите на чертеж в учебнике и найдите слово «паперть». Паперть — это площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней.
— Кто назовет части православного храма?
е) Храмы п. Серебряные Пруды. Рассказ учителя.
— Послушайте строки стихотворения местного поэта И. Горлова.
Где березы да вишни над Осетром шумят.
Здесь ковался характер командарма Чуйкова,
Алой розой расцвел Столярова талант.
Ребята, ведя разговор о православном храме, нельзя не сказать о храмах нашего края. Сейчас в это трудно поверить, но когда-то на территории нашего района тридцать одна церковь оглашала окрестности звоном своих колоколов. Среди них были церковь Воскресения Христова в селе Куребино (3), церковь села Мягкое (4), церковь села Клёмово (5) и другие.
— Ребята, а эта церковь находится в центре нашего посёлка. Кто знает, как она называется? (Знаменская.)
ж) Правила поведения в церкви.
-Иисус Христос сказал о храме так: «Дом Мой есть дом молитвы». Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие?
— Сейчас вы услышите стихотворение, которое поможет вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм.
Ученица (памятка мальчикам):
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Мальчик (памятка девочкам):
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идет невежда.
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Девочка (памятка мальчикам и девочкам):
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица.
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
На молитву приходи.
— Как мы заходим в храм?
— Как мы должны стоять во время богослужения?
— Как оканчивается божественная Литургия?
— Скажите, ребята, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
— Какие правила церковного этикета надо соблюдать?
Храм на три части разделён.
Сначала входим мы в … ПРИТВОР.
Затем пройдём в другую часть.
Народ здесь молится, крестясь.
И хорошо известно нам,
Всех зовёт к молитве он.
Знаешь ты, и знаю я,
Она стоит, и я стою,
Она горит, и я хочу
Гореть любовью к Богу, к людям.
О том молюсь, того хочу,
И зажигаю я … СВЕЧУ (СВЕЧА) пишем в начальной форме.
Сюда приходят в день воскресный,
А в праздник здесь порою тесно.
Здесь люди каются, спасаются.
Как это место называется? ЦЕРКОВЬ.
Стоит высокая стена.
На ней и крест, и образа.
Ответьте дружно мне сейчас:
Стоит высокая стена,
Она прекрасная, поверь!
Она лучиста и светла,
Там престол, где Господь восседает,
Иерей службу там совершает.
И светится то место, как встарь,
И мы знаем, что это … АЛТАРЬ.
Держать в руках свечу.
А в храме для всего, конечно же, есть место.
Куда же ставим мы свечу?
От вас сейчас узнать хочу. ПОДСВЕЧНИК.
Как близки нам эти лики:
Божья Матерь и Спаситель.
Всех святых мы видим взоры
С образов или с … ИКОНЫ (ИКОНА)
— Ребята, вы хорошо справились с поставленными задачами. Спасибо за вашу помощь на уроке.
IV. Домашнее задание.
Творческое задание по выбору: нарисовать храм своей мечты; подобрать и выучить стихотворение о храме; оформить памятку «Как вести себя в храме?
Конспект урока по основам православной культуры
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока на тему
«Православная духовная традиция»
Урок подготовила учитель ОРКСЭ Каменских Е.Е.
Цель урока: формирование у учащихся представления о православной духовной традиции, углубление преставлений о России и семейных ценностях.
— моделировать процесс воспитания уважения друг к другу, к традициям семьи, школы и страны;
— запечатлеть образ Родины, духовной ее составляющей;
— зародить мысль о важности духовной традиции в жизни человека.
Обучающая : истолковать содержание «Гимна РФ», распознать особенности духовных традиций в православной культуре, усвоить понятия «культура», «религия», «духовность», «традиция».
— развить представления о нравственных и духовных ценностях;
— исследовать качества необходимые гражданину;
— развивать личностные качества патриотизма, тактичности, сопереживания;
— начать развивать умение слушать и слышать членов семьи; аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении жизненных ситуаций;
— открыть свои умения в области построения связного высказывания, ответов на вопросы разных типов;
— захотеть изучать предмет ОПК.
Тип урока: изучение нового материала.
«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить»
— Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.
2. Мотивация к уроку. Готовясь к сегодняшнему уроку, я получила письмо от ваших сверстников, изучающих модуль ОСЭ. Вот что они пишут: «Здравствуйте, ребята! Мы тоже начали изучать в этом году новый предмет ОРКСЭ модуль ОСЭ. На первом уроке мы познакомились с темой «Россия – наша Родина», было очень интересно. Но у нас возник вопрос – почему нашу страну называют Святой Русью и «землей оттич и дедич»? А какие еще названия нашей страны вы знаете? И еще нам непонятно, что такое православная духовная традиция? Слово «традиция» мы уже встречали и оно нам знакомо, а вот два других слова – нет. Помогите, разъясните нам эти определения. А что бы вы не скучали, вот вам задание: 16 20 6 25 6 19 20 3 16; 17 18 1 3 16 19 13 1 3 10 6. Что за слова зашифрованы? Спасибо!»
— Ребята, попробуем ответить на вопросы ваших одноклассников? Первое задание выполняем по вариантам (ответ: отечество и православие). Как связаны между собой эти понятия?
Что будет являться продуктом нашего урока? А как мы можем сформулировать его тему?
2. Актуализация опорных знаний.
Я предлагаю вам вспомнить названия нашей страны. Запишите в тетрадочку не менее трех (Россия, родина, отчизна, отечество, Русь, держава) «Земля Оттич и дедич»
862 г. – основание Древнерусского государства.
3. Знакомство с темой урока
Итак, тема нашего урока: «Православная духовная традиция».
4. Работа над темой урока
— Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово традиция (ответы детей.)
Предложить обратиться к толковому словарю Ожегова. ( Традиции – самое важное, что люди сохраняют и передают из поколения в поколение; Культура – все, что создано человеком)
Духовность — это высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей.
988 г. – Крещение Руси
Разделить на группы: правда, управление, слава, славься, прославленный, право, правило
Разделить на группы: строить дом, обычаи народа, нравственные законы, нарисовать рисунок, обрабатывать землю, взаимоотношения в семье (материальная и духовная культура)
Работа в группах: найдите строки, которые указывают на духовную православную традицию. Как вы понимаете содержание гимна?
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Подведем итоги нашей работы. Составьте, пожалуйста, синквейн на тему нашего урока: Духовная православная традиция.