Что такое дворцовая академия история 6 класс

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПАД ИМПЕРИИ КАРЛА ВЕЛИКОГО

Вопросы в тексте параграфа

Какими способами первые правители германских королевств укрепляли свою власть?

Что означает слово «империя»?

Империя – это монархическое колониальное государство, опирающееся в своей внутренней и внешней политике на армию. Важный признак империи – колониальность и многонациональность, т.е. установление господства над колониями, зависимыми территориями и протекторатами с населявшими их различными народами. Все великие империи образовывались в результате завоеваний одним народов своих соседей.

Какие империи Древнего мира вы знаете?

Египетская империя (в периоды расцвета при фараоне Тутмосе III), Персидская империя Ахменидов, Империи Цинь и Хань в Китае, Империя Александра Македонского, Римская империя, Восточная Римская (Византийская) империя.

Найдите на рисунке императора. Кто еще изображен? Объясните свои предположения. Какую мысль передает художник зрителям.

Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть фото Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть картинку Что такое дворцовая академия история 6 класс. Картинка про Что такое дворцовая академия история 6 класс. Фото Что такое дворцовая академия история 6 класс

На данном рисунке мы видим коронацию императора – его фигура в центре изображения. Фигуры по бокам рисунка, скорее всего, служители церкви, которые оказывают поддержку императору и проводят коронацию. Фигуры в верхней части изображения – ангелы и сам Бог, призваны символизировать божественную природу императорской власти. Полагаю, именно то, что власть императора дана Богом и поддерживается церковью, было главной мыслью, которую хотел передать художник зрителям.

Какие элементы поздних римских построек можно узнать в этом интерьере?

Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть фото Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть картинку Что такое дворцовая академия история 6 класс. Картинка про Что такое дворцовая академия история 6 класс. Фото Что такое дворцовая академия история 6 класс

В интерьере дворцовой капеллы в Ахене мы видим элементы, присущие периоду поздней римской архитектуры: аркады, изысканные колонны с капителями коринфского стиля, многоярусные галереи, карнизы, отделку разноцветным мрамором, фресками и мозаиками.

Предположите, почему империя была разделена именно так. Равны ли по размерам были три новых королевства? Как вы считаете, почему старший внук Лотарь взял себе именно эту часть империи?

Обобщение информации параграфа

1. Какие военные походы совершил Карл Великий? Каков был их общий результат?

Таким образом своими успешными военными походами Карл существенно расширил границы Франкского государства и свое влияние на прилегающих территориях. В состав государства франков при Карле Великом вошли Ломбардия (северная и центральная Италия), Бавария (юг Германии), Саксония (север Германии), Испанская Марка с Барселоной (север Испании). Влияние империи франков было распространено на зависимые земли Бретань, южную Италию, часть Испании до Сарагосы, земли союзников – южных славян.

2. Что нового появилось в устройстве общества во Франкском государстве в VIII веке?

Карл Великий, стремясь расширить «христианский мир», подчинял себе новые земли. Он заботился об улучшении государственного устройства, о богатстве и духовном развитии своего государства. Военное могущество он усилил, упорядочив сбор ополчения. Границы укрепил созданием специальных марок, управляемых маркграфами, подчиненными лишь королю. Отдельными округами по-прежнему управляли графы, наделенные административной, военной, финансовой и судебной властью. Дважды в год Карл собирал государственные сеймы. На весенний сейм могли прийти все свободные люди, а на осенний приглашались наиболее важные советники короля. На осеннем сейме обсуждались различные вопросы государственной жизни и принимались решения, которые назывались капитуляриями. На весеннем сейме капитулярии представлялись на одобрение собравшихся.

Карл много заботился о сельском хозяйстве и об управлении дворцовыми имениями. По его приказу осушались болота, вырубались леса, строились монастыри и города, дворцы и церкви. Карл также получил полную власть в церковном управлении: он назначал епископов и аббатов, созывал духовные соборы. Карл умел говорить на всех языках народов своей империи и, хотя он так и не научился писать, его деятельность положила начало Каролингскому возрождению. Карл окружал себя учеными и, пользуясь их советами, стремился дать образование духовенству и народу. Он заботился об устройстве школ при церквях и монастырях, а при собственном королевском дворе устроил Палатинскую академию для образования своих детей, а также придворных и их сыновей.

3. Где происходила коронация Карла Великого? Кто совершал обряд? Почему эти обстоятельства были важны для современников Карла?

Коронация Карла происходила в Риме в базилике Святого Петра. Обряд совершил Папа римский Лев III. Это обстоятельство было важно для Карла и его приближенных, поскольку давало основание утверждать об угодной Богу власти императора.

4. Посчитайте: а) как долго правила во Франции династия Меровингов; б) сколько лет прошло от падения Римской империи до провозглашения императором Карла Великого; в) сколько лет просуществовала Франкская империя.

5. Почему Карлу Великому понадобилось объявлять Франкское государство империей? Что ему это давало?

Карлу Великому, по большому счету, императорский титул не давал ничего, кроме удовлетворения собственных амбиций. Ведь он становился богоугодным правителем, наследником и правопреемником Римских императоров. Скорее всего ответ нужно искать в противостоянии Востока и Запада. После распада Римской империи на Восточную и Западную лишь в Константинополе сохранилась императорская власть. Также в этот период мы наблюдаем смещение центра христианского церковного управления из Рима в Константинополь. Все важные церковные решения принимались на Никейских соборах, а не в Риме. Нужно понимать, что Папа римский не имел бы никакой власти, не заручись он поддержкой государства франков и короля Пипина Короткого, а также, не короновав Карла Великого императорским титулом, воспользовавшись подложным документом. Поэтому объявление Франкского государства империей давало возможность создать как государственный, так и церковный противовес Византии и всему восточному христианству. А то, что весь западный христианский мир стал одной большой авантюрой, уже не волновало никого, поскольку государство Карла Великого обладало значимой военной мощью. Не хочет Византия признавать претензии Карла и Папы римского на императорский титул, так завоюем Венецию и Далмацию и натравим на Византию южных славян. Вот так решаются вопросы большой политики.

6. На какие государства распалась империя Карла Великого? Почему это произошло?

Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть фото Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть картинку Что такое дворцовая академия история 6 класс. Картинка про Что такое дворцовая академия история 6 класс. Фото Что такое дворцовая академия история 6 класс

Империя Карла Великого перешла после его смерти по наследству к его сыну Людовику Благочестивому. После смерти Людовика и небольшой гражданской войны три сына Людовика (внуки Карла Великого) заключили Верденский договор (843 год) и разделили империю на три части.

В качестве причин распада империи Карла Великого можно назвать обычай делимого наследства, который существовал у Каролингов, а также тот факт, что народы империи за короткое время своего существования так и не смогли обзавестись общими традициями, культурой или языком.

1. Охарактеризуйте Карла Великого (какие цели он перед собой ставил; какими способами он действовал, чтобы добиться целей; каких результатов он добился; каковы были последствия его действий; какими личными качествами он обладал, как они проявились в его действиях).

Вот как описал привычки и личные качества современник Карла Великого, франкский ученый, деятель «Каролингского возрождения Эйнхард:

«Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина „О граде Божием“. После обеда, в летнее время, он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, раздевшись донага, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой лёгкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звёзд. Пытался он также писать, и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».

Сегодня мы можем только догадываться, какие цели ставил перед собой Карл. Предполагаем, что такой целью могло быть создание сильного и культурно-развитого государства, а не простой захват территорий. Если посмотреть на перечень военных походов Карла, то можно заметить, что далеко не все территории и народы, которых он покорил, вошли в состав империи. Мы видим, что Карл отнюдь не стремился любой ценой расширять границы своего государства. Наоборот, он демонстрировал своим врагам свою силу, и делал все возможное, чтобы обезопасить границы тех земель, которые уже имел. Доказательством этому можно считать образование специальных марок – пограничных земель, управляемых маркграфами.

Также мы видим, что Карл стремился распространить христианство на всех землях империи. Порой христианизация проводилась жестокими методами, как и в вопросе расширения империи Карл использовал не только военную силу, но и коварство, и хитрость. Но мы должны понимать, что так поступают все сильные правители.

Конечно, оценки деятельности Карла могут быть разными, но никто не ставит под сомнение достижения Карла в вопросе объединения европейских земель. Сегодня даже учреждена международная премия имени Карла Великого – за вклад в объединение Европы.

2. Выскажите своё мнение: заслуженно ли франкский король Карл получил прозвище Великий? Аргументируйте свой ответ.

3. Члены «Дворцовой академии» Карла Великого при встречах называли друг друга особыми именами. Сам император носил имя Давид, Алкуин звался Горацием, поэт Ангильберт — Гомером. О чём это говорит?

Это говорит о возрождении интереса к античной культуре и знаниям.

4. Многие учёные считают, что распад империи Карла Великого произошёл бы неизбежно, даже если бы у него был один внук. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Мы неоднократно на данном интернет-ресурсе говорили, что история не знает сослагательного наклонения – если бы да кабы… Поэтому невозможно достоверно сказать, что бы было, если бы у Карла Великого был всего один внук. Однако, если представить такую гипотетическую возможность, мы приходим к выводу, что распад империи был бы очень вероятен. Дело в том, что, во-первых, у народов империи за короткий период совместного существования так и не сложились общие традиции и культура, разобщенность этих народов была очевидной. Во-вторых, сложившаяся система землевладения позволяла любому богатому феодалу быть чуть ли не богаче короля. Знать захватила много земель и закрепостили крестьян. Землевладельцы имели свои военные отряды и сами могли держать своих крестьян в подчинении. Поэтому сильная императорская власть им уже была не нужна. В начале правления Карла Великого землевладельцы поддерживали Карла Великого, поскольку он помогал им захватывать новые земли и обзаводиться новыми зависимыми крестьянами. Но в последние годы его правления знатные люди все чаще стали отказываться выполнять приказы императора.

5. Император в Константинополе был возмущен, когда узнал о коронации Карла. Объясните, что вызвало такую реакцию. Как вы думаете, могло ли изменить ситуацию то, что Карл в письмах называл его своим братом.

Как мы уже знаем, коронация Карла Папой римским дала королю франков формальный повод считать себя главой и преемником всей Западной Римской империи. Но на самом деле амбиции Папы римского и Карла Великого были намного больше. Они замахнулись на титул императора единой Римской империи. И для этого были основания. Дело в том, что в это время в Восточной Римской империи дела шли не очень хорошо. Императрица Ирина стала первой единодержавной женщиной на византийском престоле, свергнув и ослепив собственного сына, императора Константина. Это произошло в 797 году, за три года до коронации Карла в Риме. Это деяние позволило Римской церкви не воспринимать Ирину как законную главу Империи, благодаря чему появилась возможность передать императорский титул на Запад. После коронации и провозглашения римским сенатом императором Карл, убежденный уговорами римских пап считал, что стал императором единой Римской империи. В Константинополе титул Карла не признавали и рассматривали его коронацию как еще одну попытку против законного государя. Запад империи платил Константинополю «той же монетой» и не признавал императорский титул за правителями Византии.

Карл Великий, нуждаясь в признании своего нового титула, даже хотел утвердить свой статус браком с императрицей Ириной, понимая, что после ее смерти в Константинополе будет избран новый император, чьи права на престол будут неоспоримы. Но этим планам не суждено было сбыться. В 802 году Ирина была свергнута в ходе заговора, организованного одним из чиновников — Никифором.

Теперь, возвращаясь к формулировке самого вопроса, отметим, что никакого признанного всеми императора в Константинополе во время коронации Карла в 800 году не было. Поэтому этот несуществующий император никак не мог быть возмущен коронацией Карла. Если даже взять за «императора» правящую Ирину, то у нее были свои проблемы с удержанием власти, а сама она была не против брака с Карлом Великим.

Тем не менее придворные, чиновники государственного аппарата и два последующих императора Византии не могли признать право Карла именоваться императором. И у них были для этого все основания. Дело в том, что Римская церковь во главе с Папой использовала подложный документ, так называемый «Дар Константина», чтобы оправдать свою верховную власть в Западной Римской империи, а также право короновать императоров. Сегодня известно, что этот поддельный документ был частью сделки между майордомом Пипином коротким, желавшим обрести официальный статус короля франков, и папским двором.

Что касается утверждения, что Карл в своих письмах называл императора Западной Римской империи братом – возможно, кого-то он и называл, поскольку это было принятым обращением между правителями (братья по царской власти), но сомнительно, чтобы Карл называл «братом» императрицу Ирину.

Источник

Академия Карла Великого

Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть фото Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть картинку Что такое дворцовая академия история 6 класс. Картинка про Что такое дворцовая академия история 6 класс. Фото Что такое дворцовая академия история 6 класс Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть фото Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть картинку Что такое дворцовая академия история 6 класс. Картинка про Что такое дворцовая академия история 6 класс. Фото Что такое дворцовая академия история 6 класс Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть фото Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть картинку Что такое дворцовая академия история 6 класс. Картинка про Что такое дворцовая академия история 6 класс. Фото Что такое дворцовая академия история 6 класс Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть фото Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть картинку Что такое дворцовая академия история 6 класс. Картинка про Что такое дворцовая академия история 6 класс. Фото Что такое дворцовая академия история 6 класс

Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть фото Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть картинку Что такое дворцовая академия история 6 класс. Картинка про Что такое дворцовая академия история 6 класс. Фото Что такое дворцовая академия история 6 класс

Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть фото Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть картинку Что такое дворцовая академия история 6 класс. Картинка про Что такое дворцовая академия история 6 класс. Фото Что такое дворцовая академия история 6 класс

Инициировать развитие образования пытались светские власти. Заметную роль в этом сыграл создатель обширной империи Карл Великий (742-814). Он пригласил ко двору учителей и ученых-монахов из Англии, Ирландии, Италии. Монахи составили так называемый Каролингский минускул — легко читаемое латинское письмо. Альбин Алкуин подготовил «Письмо об изучении наук» и трактат «Всеобщее увещевание», где обосновывалась необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей.

Будучи невеждой сам, Карл в 30 лет сделался школяром. Спустя два года он освоил латинскую грамоту, начала астрономии, стал сведущим в риторике и литературе. Карл вдохнул новую жизнь в созданную до него дворцовую школу. Ей было дано громкое имя академии.

Школа вела кочевой образ жизни, переезжая вместе с королевским двором. Но основной резиденцией оставалась столица империи Аахен. Учениками были дети императора, его приближенных и высших лиц церкви. В виде исключения академию могли посещать выходцы из низких сословий. В академии получали элементарное образование, а также осваивали классическую латынь и труды римских авторов, теологию. Академия культивировала высокую (по тогдашним меркам), образованность. Вот как характеризовал в поэтической аллегории такую образованность один из преподавателей академии: «У корней древа познания сидит матерь познания грамматика. Ветви древа — риторика и диалектика. Тут же находятся логика и этика. На другой стороне древаарифметика, геометрия с циркулем в руке, астрономия в диадеме с изображением неба и музыка, бряцающая на лире».

Карл был одним из первых крупных политических деятелей средневековой Европы, кто осознал роль школы как орудия государственности. Он всячески поощрял учреждение церковных школ. В специальных капитуляриях (787 и 789 гг.) церковным приходам и епископствам вменялось в обязанность открывать школы для всех сословий, где учили бы символу веры и молитвам. Это была по сути одна из первых в Европе попыток организовать обязательное и бесплатное элементарное обучение. Но результата шаги, предпринятые Карлом, не принесли. Вскоре после его кончины перестала существовать дворцовая школа. Среди светских феодалов вновь возобладало отрицательное отношение к книжной культуре и образованности. Островками знания в море невежества остались церковные школы. Тем не менее начало было положено. Неслучайно и сегодня во Франции как школьный праздник отмечают «День святого Шарля (Карла)» в память о просветительской деятельности одного из первых королей франков.

Церковные школы

Церковные школы стали преемниками античной традиции. Наиболее заметным проявлением этой традиции была латынь (хотя и искаженная). Она стала языком образованной средневековой Европы. Следы античности мы находим в программах семи свободных искусств, в методах средневековой школы. Церковные школы оказались преобладающими учебно-воспитательными учреждениями в средневековой Европе. Сложились два главных типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы. Сначала основными церковными учебными заведениями являлись епископальные школы. В течение IX в. школы при епископствах и кафедральных соборах переживали упадок. В числе причин этого явления можно назвать разорительные набеги норманнов, конкуренцию монастырских школ. Однако в X в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился.

Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны прежде всего высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа).Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, а учебные заведения повышенного образования — большими школами. Учились только мальчики и юноши (в малых школах — 7-10-летние дети, в больших — старше 10 лет). В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучал всем предметам. Помере возрастания числа учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах кроме учителей за порядком надзирали циркаторы.

Среди создателей первых монастырских школ средневековой Европы следует назвать Кассиодора. В монастыре, настоятелем которого он был, работала школа с библиотекой. Заметно выделялись монастырские школы Англии и Ирландии. Последняя слыла у современников «островом ученых». Ирландские и английские монахи (среди наиболее известных — Алкуин) создали довольно обширную учебную литературу по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе, принимали участие в школьных реформах континентальной Европы.

Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть фото Что такое дворцовая академия история 6 класс. Смотреть картинку Что такое дворцовая академия история 6 класс. Картинка про Что такое дворцовая академия история 6 класс. Фото Что такое дворцовая академия история 6 класс

Первые монастырские школы в раннефеодальной Европе были учреждены орденом анахоретов (бенедиктинцев) в 30-х гг. VI в. Создание бенедиктинских школ выглядело ответом на призыв соборов глав католической церкви к открытию школ. Бенедиктинцы взяли за образец опыт Кассиодора. В монастырях анахоретов на первых порах обучали будущих членов ордена. В этом случае родители отдавали на попечение ученых монахов мальчиков в возрасте 7 лет (посвященные дети). Затем было организовано и обучение мирян (внешняя школа). Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетия превратилась в единственный язык ученых, а также язык преподавания.

Первенство в организации монастырских школ захватили орден капуцинов — францисканцев (создан в 1212 г.) и орден доминиканцев (создан в 1216 г.). В школах капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений орденов стояли видные богословы — Роджер Бэкон (ок. 1214-1292), Фома Аквинский.

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. В школах повышенного типа, руководствуясь установками христианского аскетизма и благочестия, предпочитали, например, изучать Катона и Сенеку, а не Цицерона и Вергилия. «Для вас достаточно священных поэтов. Нет основания загрязнять умы излишествами стихов Вергилия», — говорил Алкуин своим ученикам. По тем же причинам почти в полном пренебрежении было физическое воспитание.

Впрочем, нельзя говорить, что школа полностью забывала, что имеет дело с детьми. Порою устраивались «дни веселья», когда разрешались игры, борьба и пр. Хотя формально каникул не существовало, дети могли отдохнуть от учебы во время многочисленных церковных праздников.

В школах царили жестокие наказания: лишение еды, карцер, избиения. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, ушам, позже — по спине и ягодицам. В XIV-XV вв. розгу, палку и плеть сменил бич, причем в XV в. бич стал вдвое длиннее, чем ранее. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. Так, Карл Великий в одном из своих капитуляриев требовал лишать нерадивых учеников пищи. Науку предлагалось вбивать кулаками. Призывы немногих мыслителей отказаться от вакханалии наказаний абсолютному большинству педагогов были чужды.

Подавляющее число церковных школ ограничивалось рудиментарным образованием. В школах бенедиктинцев 3 года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных ритуалов. Немного шире была программа школ капуцинов, которая знакомила с религиозным учением и давала общую подготовку (письмо, счет, пение); иногда к этому добавляли начала астрономии.

Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтырь.

Абецедарием называлось пособие, написанное на латыни, которое напоминает современный букварь. Пособие приобщало учеников к основам христианской веры. Работа с учащимися по этому пособию сопровождалась устными наставлениями на родном языке. При изучении Абецедария происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал учебу. Псалтырь (книгу псалмов) сначала заучивали наизусть, а потом (после усвоения алфавита) читали. Затем учили письму.

Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило), т.е. так же, как в античную эпоху. Лишь избранные использовали дорогой пергамент (до VI в.), перья, чернильницы из рогов животных (чернила делали из сажи). Считать учили по пальцам рук и ног с помощью определенных жестов. Например, прижатая к груди левая рука означала число 10 тыс., скрещенные руки — 100 тыс.

Церковные школы, в которых давалось повышенное образование, исчислялись единицами. Несколько таких школ, например, было в конце VIII в. в Англии, Ирландии и Шотландии. Некоторые превратились в крупные учебные центры. Так, в начале XII в. в Парижской богословской школе, по свидетельству современников (вероятно, несколько преувеличенному), обучались до 30 тыс. студентов, в том числе 20 будущих кардиналов и 50 будущих епископов.

Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Канон семи свободных искусств обычно включал следующие дисциплины: грамматику (с элементами литературы), диалектику (философию), риторику (включая историю), географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), музыку, арифметику.

Программа семи свободных искусств делилась на две части: низшую — тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и высшую — квадривиум (арифметика, география, астрономия, музыка). Особенно основательно изучались дисциплины, которые являлись базовыми для будущих священнослужителей, — грамматика и музыка. Грамматика была главным учебным предметом. Изучение латыни начиналось с усвоения простейших фраз и элементарных правил (правила были весьма сложными; например, знаки препинания появились только в VIII в.). Учебники, которыми пользовались, постепенно упрощались, становились доступнее. Впрочем, доступность понималась своеобразно. Так, некоторые учебные пособия излагали латинскую грамматику и Библию в рифмованном виде. После усвоения грамматики переходили к изучению литературы. Сначала читали короткие литературные тексты (басни или другие произведения). Далее приступали к правилам стихосложения, читали поэтические сочинения. Учитель рассказывал о личности поэта, кратко сообщал содержание его произведений. Выбор литературы было крайне консервативным. Прежде всего это были труды отцов церкви. В программу входили также сочинения Катона, Сенеки, некоторых других античных авторов. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык был выведен из программы, так же как и новейшие языки. Диалектика (философия) и риторика преподносились одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, т.е. часто выступала и как логика. Вторая учила правильно строить фразы, искусству красноречия, которое высоко ценилось у служителей культа и аристократии. Обучение философии опиралось в первую очередь на произведения Аристотеля. Кроме того, предлагались для заучивания тексты из сочинений святого Августина и других отцов церкви. В первые века средневековья риторику изучали по Квинтилиану и Цицерону, затем — по Алкуину, с X в. — вновь по Квинтилиану. Программа по арифметике предусматривала нестолько овладение четырьмя арифметическими действиями, сколько усвоение мистического толкования чисел. Считалось, что мир устроен Богом с помощью чисел, и последним приписывались чудесные свойства. Уроки геометрии давали представление об устройстве обитаемого пространства с помощью чисел. Число не отделялось от пространственной формы. Каждая цифра соответствовала своей геометрической фигуре. В соотношении фигур и чисел пытались найти глубокий нравственный и философский смысл. Собственно геометрию изучали по скудным отрывкам из работ Евклида. Географическое образование и астрономия были развиты крайне слабо. Основные географические сведения черпали из арабских источников. Немногие знали о путешествиях викингов в Винланд (нынешняя Северная Америка). Астрономия носила прикладной характер и была связана с вычислениями череды многочисленных церковных праздников. Школяры должны были отчетливо знать наизусть «Цизиоланус» — праздничный церковный календарь из 24 стихов. Изучали Птолемееву систему мира. В силу неразвитости собственных знаний использовали труды арабских астрономов. На основе этих трудов были созданы первые трактаты европейских ученых, например «Астрономические таблицы» (XII в.). В музыкальном образовании наименьшее внимание уделялось обучению игре на инструментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии между природой, человеком, обществом и Богом. Музыке обучали с помощью нот, обозначаемых буквами алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.

Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов, Бытовало убеждение, что усидчивость — наилучший способ овладения христианским школьным знанием. «Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу», — таков был девиз школы.

В итоге церковные школы раннего средневековья принесли не много пользы. Детям из низших слоев, т.е. абсолютному большинству населения, доступ к образованию остался закрытым. Уровень подготовки был крайне низким. В университетах ХIII-XV вв. первогодков нередко обучали элементарной латинской грамоте, поскольку те не смогли овладеть ею в школе.

Городские школы

В период с XII по XV в. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. Это выразилось в появлении так называемых городских школ. Создание светских учебных заведений было тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, нуждавшихся в близком их жизненным потребностям образовании. Такие учреждения зарождались в недрах церковного образования.

Первые городские школы появились во второй половине XII — начале XIII в. Происходило это по-разному, например путем трансформации приходских школ. Так были основаны в Париже в конце XII в. малые школы. Преподавание вели светские лица под руководством каноника собора Нотр-Дам. Эти учебные заведения просуществовали около 100 лет. В 1292 г. насчитывалось 12 таких школ, в том числе одна для девочек, в 1380 г — 63 школы, включая 22 женские. В них учились дети представителей высших сословий. К окончанию обучения дети приобретали умения читать, писать и считать, немного знали латинскую грамматику. Выпускник получал звание клирика, что в дальнейшем позволяло ему стать учителем или священнослужителем.

Городские школы рождались и из системы ученичества, из цеховых и гильдейских школ, а также из школ счета для детей торговцев и ремесленников. Возникшие в XIII-XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была и у возникших в то же самое время гильдейских школ. Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заведения для девочек.

Первым городским школам пришлось преодолевать жесткий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в этих учебных заведениях опасных конкурентов церковному образованию. Сначала городские школы находились под контролем церкви. Церковники урезали программы, утверждали кандидатуры учителей. Постепенно, однако, города избавлялись от подобной опеки, отвоевывали право определять программу, назначать преподавателей.

Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого часто именовали ректором. Тогда на улицах можно было увидеть, например, такое объявление: «Кто желает научиться быстро читать и писать, тот может этому здесь выучиться за небольшое вознаграждение». Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились поначалу духовники, позже — бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой (оплата производилась нерегулярно и была меньше, чем в церковных школах). По истечении контракта педагогов могли уволить и они подыскивали работу в другом месте. В результате возникла особая социальная группа — бродячие учителя.

Программа городских школ по сравнению с программой церковных учебных заведений заведений носила в большей степени прикладной характер. Кроме латыни изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки. Происходила определенная дифференциация городских школ. Часть из них, например школы счета, давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений, в свою очередь, давали образование повышенного типа. К ним относились, например, возникшие в XIV-XV вв. во Франции коллегии. Это были светские учебные заведения, которые служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегиями пользовались дети малоимущих слоев населения. В дальнейшем они становятся заведениями для учебных занятий при университетах. Школяры жили в самых бедных районах города и нередко существовали на подаяния. Позже коллегии превратились в землячества университетов и коллежи — учебные заведения общего образования.

Первые университеты

Важной вехой в развитии науки и образования стало создание университетов. Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI — начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200 г.), который вырос из Сорбонны — богословской школы при Нотр-Даме — и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224 г.), Оксфорде (1206 г.), Кембридже (1231 г.), Лиссабоне (1290 г.). Университеты учреждались и светской властью.

Рождение и права университета подтверждались привилегиями — особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т.д. Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25. Рост университетского образования отвечал велению времени.

Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г. университет, полагая тем самым поправить дела. Открытие университета оговаривалось определенными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся и соглашалась оплачивать труд профессора лишь при наличии такого минимума.

Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала в университетах своих представителей — канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. И тем не менее университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию.

Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели мужчины разных возрастов и сословий из многих стран. Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью и были подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования. Первые университеты были весьма мобильными. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или в другой город.

Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, в Болонском и того больше — 17.

Позже землячеств (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты, или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. К концу XV в. Положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.

Факультеты присуждали ученые степени, факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание мастера, которое получал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастеров и подмастерьев.

Когда юноша 13-14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который в дальнейшем считался за него в ответе. Студент занимался у профессора от 3 до 7 лет и, если учился успешно, получал степень бакалавра. Вначале она рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, т.е. становился своеобразным подмастерьем. В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

Большинство первых университетов имело несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Усиливалась специализация. Университеты славились преподаванием отдельных предметов: Парижский — теологии и философии, Оксфордский — канонического права. Орлеанский — гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) — медицины, университеты Испании — математики и естественных наук, Италии — римского права.

От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Один-два раза в год устраивались диспуты о чем угодно (без жестко оговоренной темы). В этом случае порой обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы.

Университеты постепенно отторгали схоластику, вырождавшуюся в науку пустых слов. В XIV-XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличилась. Схоластика все больше превращалась в формальную, бессодержательную философию. Научными штудиями схоластов могли быть, например, дискуссии на темы: «Сколько чертей помещается на кончике иглы»; «Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу» и пр.

Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *