Что такое дзинь в китае
Цзинь (царство)
Государство Цзинь основал Тан Шую, ведущий происхождение из царского рода династии Чжоу. К концу периода Весны и Осени царство Цзинь разделилось на три.
Содержание
Столицы
Царство Цзинь сменяло столицу несколько раз. Первоначально столицей был город Тан (唐), остатки которого сохранились на территории современного города Цюцунь (曲村).
Позднее столица была перенесена в город Е (鄂), потом в город Цзян (绛), потом в Синьтянь (新田), остатки которого находятся на территории современного города Хоума, около города Линьфэнь в провинции Шаньси.
Вэнь-гун
Из правителей царства Цзинь особенно прославился Вэнь-гун (личное имя Чжунъэр), который правил в 636—628 до н. э.. Будучи вторым сыном, он не считался основным претендентом на трон. Опасаясь за свою жизнь, он бежал в царство Цинь, когда правил его старший брат Сянь-гун, и вернулся только когда Сянь-гун был убит.
Став князем (гуном), он сделал царство Цзинь могущественным и одержал много военных побед. Он восстановил чжоуского вана на троне, потом победил царство Чу в битве при Чэнпу в 632 до н. э. и получил от чжоуского вана титул главы союзных князей. Он действовал в союзе с царством Цинь, при заключении пакта о дружбу они поставили монументы дружбы, и возникла даже поговорка «Дружба между Цинь и Цзинь», означающая нерушимый союз.
Распад
К концу Периода Весны и Осени мощь царства ослабла за счёт междоусобиц, царством стали управлять шесть министров из шести родов (六卿). К началу периода Чжаньго в силе осталось четыре рода — Чжи (智), Вэй (魏), Чжао (趙) и Хань (韓), при этом доминировал род Чжи. Последний глава клана, Чжи Яо (智瑶, Zhi Yao), попытался вступить в коалицию с родами Вэй и Хань, чтобы устранить род Чжао. Однако Вэй и Хань ему не доверяли из-за его агрессивности и жестокости, и они заключили сепаратный договор с Чжао, неожиданно атаковали столицу Цзиян и лишили власти род Чжи.
В 403 до н. э. три рода договорились о разделении страны на три государства, этот момент в истории называется «Три семьи разделили Цзинь» (三家分晉). Правители трёх царств Хань, Чжао и Вэй получили титул хоу (侯) (графа), три государства стали называться «три Цзинь» (三晉). До 376 до н. э. существовало ещё формальное государство Цзинь на небольшой территории, которая была потом поделена между тремя Цзинь. Все эти три царства играли большую роль в истории последующего периода Чжаньго.
Дом княжества Цзинь
Описан в гл.39 «Исторических записок» Сыма Цяня.
Титул правления | Имя | Длительность правления | Начало правления | Конец правления |
Тан Шу-юй (唐叔虞) | Цзи Юй 姬虞 | 1042 до н. э. | ||
Хоу-се (晋侯燮) | Цзи Се 姬燮 | |||
У-хоу (晋武侯) | Цзи Нин-цзу 姬宁族 | |||
Чэн-хоу (晋成侯) | Цзи Фу-жэнь 姬服人 | |||
Ли-хоу (晋厉侯) | Цзи Фу 姬福 | 859 до н. э. | ||
Цзин-хоу (晋靖侯) | Цзи И-цзю 姬宜臼 | 18 | 858 до н. э. | 841 до н. э. |
Си-хоу (晋釐侯, 晋僖侯) | Цзи Сы-ту 姬司徒 | 18 | 840 до н. э. | 823 до н. э. |
Сянь-хоу (晋献侯) | Цзи Цзи 姬籍 | 11 | 822 до н. э. | 812 до н. э. |
Му-хоу (晋穆侯) | Цзи Фо-ван 姬费王 | 27 | 811 до н. э. | 785 до н. э. |
Шан-шу (晋殇叔) | Цзи Шан 姬殤 | 4 | 784 до н. э. | 781 до н. э. |
Вэнь-хоу (晉文侯) | Цзи Чоу 姬仇 | 35 | 780 до н. э. | 746 до н. э. |
Чжао-хоу (晋昭侯) | Цзи Бо 姬伯 | 06 | 745 до н. э. | 740 до н. э. |
Сяо-хоу (晋孝侯) | Цзи Пин 姬平 | 16 | 739 до н. э. | 724 до н. э. |
Ао-хоу (晋鄂侯) | Цзи Ци 姬卻 | 06 | 723 до н. э. | 718 до н. э. |
Ай-хоу (晋哀侯) | Цзи Гуан 姬光 | 09 | 717 до н. э. | 709 до н. э. |
Сяоцзы-хоу(晋小子侯) | Цзи Сяоцзы 姬小子 | 04 | 708 до н. э. | 705 до н. э. |
Хоу-минь (晉侯緡) | Цзи Минь 姬缗 | 27 | 704 до н. э. | 678 до н. э. |
У-гун (曲沃武公,晋武公) | Цзи Чэн 姬成师 | 39 | 715 до н. э. | 677 до н. э. |
Сянь-гун (晋献公) | Цзи Гуйчжу 姬诡诸 | 26 | 676 до н. э. | 651 до н. э. |
Хуэй-гун (晋惠公) | Цзи Иу 姬夷吾 | 14 | 650 до н. э. | 637 до н. э. |
Хуай-гун (晋懷公) | Цзи Юй 姬圉 | 0 | 637 до н. э. | 637 до н. э. |
Вэнь-гун (晋文公) | Цзи Чжунэр 姬重耳 | 09 | 636 до н. э. | 628 до н. э. |
Сян-гун (晋襄公) | Цзи Хуань 姬欢 | 07 | 627 до н. э. | 621 до н. э. |
Лин-гун (晋灵公) | Цзи Игао 姬夷皋 | 14 | 620 до н. э. | 607 до н. э. |
Чэн-гун (晋成公) | Цзи Хэйдянь 姬黑臀 | 07 | 606 до н. э. | 600 до н. э. |
Цзин-гун (晋景公) | Цзи Цзюй 姬据 | 19 | 599 до н. э. | 581 до н. э. |
Ли-гун (晉厲公) | Цзи Шоумань 姬寿曼 | 08 | 580 до н. э. | 573 до н. э. |
Дао-гун (晋悼公) | Цзи Чжоу 姬周 | 15 | 572 до н. э. | 558 до н. э. |
Пин-гун (晋平公) | Цзи Бяо 姬彪 | 26 | 557 до н. э. | 532 до н. э. |
Чжао-гун (晋昭公) | Цзи И 姬夷 | 06 | 531 до н. э. | 526 до н. э. |
Цин-гун (晋顷公) | Цзи Цюйцзи 姬弃疾 | 14 | 525 до н. э. | 512 до н. э. |
Дин-гун (晋定公) | Цзи У 姬午 | 37 | 511 до н. э. | 475 до н. э. |
Чу-гун (晋出公) | Цзи Цзо 姬凿 | 23 | 474 до н. э. | 452 до н. э. |
Ай-гун (晋哀公, 晉懿公, 晉敬公) | Цзи Цзяо 姬骄 | 18 | 451 до н. э. | 434 до н. э. |
Ю-гун (晋幽公) | Цзи Лю 姬柳 | 18 | 433 до н. э. | 416 до н. э. |
Ле-гун (晋烈公) | Цзи Чжи 姬止 | 27 | 415 до н. э. | 389 до н. э. |
Сяо-гун (晋孝公)或晋桓公 | Цзи Ци 姬颀 | 32 | 388 до н. э. | 357 до н. э. |
Цзин-гун II (晋静公) | Цзи Цзюйцзю 姬俱酒 | 8 | 356 до н. э. | 349 до н. э. |
Литература
Чжоу (周) • Ци (齊) • Цинь (秦) • Чу (楚) • У (吳) • Юэ (越) • Цзинь (晉)
Чжэн (鄭) • Чэнь (陳) • Лу (魯) • Вэй (Чуньцю) (卫) • Янь (燕) • Цай (蔡) • Цао (曹) • Хуа (滑) • Сун (宋) • Шу (蜀)
Династия Цзинь (1115—1234)
Эта страница использует материалы Википедии. Оригинальная статья располагается на Династия Цзинь (1115—1234). Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Как и на Средневековье вики, текст Википедии доступен в соответствие с Creative Commons Licensed. |
Территория династии Цзинь выделена коричневым цветом.
Основателем династии Цзинь был Агуда (阿骨打) из клана Ваньянь (完颜), территория влияния которого изначально ограничивалась бассейном реки Амур.
Содержание
Война с Ляо (1114—1125) [ ]
«Железо (Ляо) крепко, но ржавеет и крошится. А золото не ржавеет. К тому же цвет Ваньянь — белый».
Мобильная чжурчжэньская конница взяла верх над огромным, но слабо подготовленным киданьским войском. В 1122 году Сун и Цзинь заключили стратегический союз против Ляо. Империя Сун пыталась вести наступательные действия против Ляо, но безуспешно. В 1123 году в войну вмешалось тангутское государство Западное Ся на стороне Ляо. Конное войско тангутов разбило несколько мелких отрядов цзиньцев, но в решающем сражении чжурчжэни нанесли ему сокрушительное поражение. Ослабевшая и
мперия киданей была окончательно разгромлена в 1125 цзиньскими войсками. Последний император киданей был захвачен в плен чжурчжэнями.
Однако сразу после окончания войны между бывшими союзниками начались разногласия. Империя Сун не собиралась выполнять условия договоров, что привело к началу новой войны. Материальные и людские ресурсы Сун были несопоставимы с чжурчжэньскими, поэтому империя Цзинь могла рассчитывать только на быструю войну.
Войны между империями Сун и Цзинь [ ]
В 1125 году две чжурчжэньские армии начали наступление на империю Сун. Китайские армии были огромны, но состояли в основном из пехоты, которая не могла воевать на равных с чжурчжэньской конницей.
В 1127 году чжурчжэни захватили Кайфэн, включив в своё государство север Китая. Бывший император Сун Хуэйцзун (поспешно отрёкшийся от престола) с сыновьями, гаремом и челядью были угнаны в плен, а на захваченной территории чжурчжэнями было создано марионеточное государство Чу. Однако правитель Чу передал власть представителю Династии Сун, и чжурчжэням пришлось создавать новое вассальное государство — Ци, некоторое время воевавшее вместе с ними против империи Сун. Сунский полководец Юэ Фэй продолжал сражения с чжурчжэнями вплоть до своей гибели и подписания Шаосинского договора в 1142 году, согласно которому Цзинь получала территории к северу от реки Хуайхэ.
В 1151 году столица Цзинь была перенесена из Хуэйнинфу в Чжунду (современный Пекин).
В 1191 году был официально снят запрет на браки между китайскими и чжурчжэньскими семьями, это существенно ускорило процесс китаизации последних.
Завоевание Цзинь монголами [ ]
Она была захвачена в 1233 году Угэдэй-ханом, при содействии китайцев Сун. В 1234 году Айцзун (Āizōng, 哀宗), последний император Цзинь, совершил самоубийство, чтобы избежать пленения.
Поздняя Цзинь [ ]
Династия Цзинь (265-420 гг. н.э.)
Династия Цзинь – одна из Шести династий, правившая в Китае между периодом Троецарствия и периодом Южных и Северных династий в 265 – 420 гг. н.э. Государство Цзинь было основано военачальником Сыма Янем из рода Сыма. Данный период – один из четырёх периодов китайской истории, именуемый как “Цзинь”.
Династия Западная Цзинь (265 – 317 гг. н.э.)
Династия Западная Цзинь продолжалась с 265 до 316 гг н.э.. За это время на престоле сменилось четыре монарха. Хотя Западная Цзинь и была единой нацией, однако, она по-прежнему была неустойчивой и разделенной династией с низким уровнем социального развития.
Однако, благоприятное положение дел длилось не долго. Уже в 290 году на престол взошёл Хуэй-ди, не заботившийся о делах государства. Власть сосредоточилась в руках его жены. Империя Западная Цзинь не смогла сдержать набегов и переселения многочисленных хунну и других степных народов.
После опустошительной Войны восьми ванов – столицей государства был Лоян до 311 года., когда император Хуай-ди был взят в плен войсками Северной Хань. Следующее царствование императора Минь-ди продолжалось пять лет в Чанъани, пока и эта столица не была захвачена Северной Хань в 316 г.
Война восьми князей – гражданская война среди ванов Китайской Династии Цзинь, продолжавшаяся с 291 по 306 гг. н.э.. Военные действия протекали в Северном Китае и опустошили страну, что привело к вторжению варваров (У Ху – “пять варваров”). В итоге одержал победу Сыма Юэ, но война разрушила хозяйство северного Китая и ослабила династию Цзинь.
Династия Восточная Цзинь (317 – 420 гг. н.э.)
Династия Восточная Цзинь установилась в 317 г. и продолжалась до 420 г. н.э. З а время правления Восточной Цзинь на троне сменилось 11 императоров.
В 316 г., когда последний монарх Западной Цзинь – император Мин-ди был захвачен гуннами, некоторые бывшие подданные Западной Цзинь были заняты мыслями о возобновлении империи Цзинь, они бежали на юг, к юго-востоку от Лояна и Чанъани, под руководством Ланъе-вана (принца Ланъе).
В 317 г., принц Ланъе и Сыма Жуй (Юань-Ди) были поддержаны обеими кланами с центральных равнин и на юге реки Янцзы, и Сыма Жуй провозгласил себя императором Юань-Ди, со столицей в Цзянькане (в настоящее время Нанкин). С тех пор, начинается время правления династии Восточная Цзинь.
Власть императоров Восточной Цзинь на протяжении всех 104 лет её существования не была прочной. Государство пережило восстания Ван Дуня и Су Цзюня. Хуань Вэнь умер в 373 г., не успев осуществить своих планов по узурпации трона. Битва на реке Фэйшуй обернулась победой Цзинь при непродолжительном союзе Хуань Чуна (брат Хуань Вэня), и первого министра (или имперского секретаря) – Се Аня.
Императоры Династии Цзинь
Династия Восточная Цзинь (265 — 316 гг. н.э.)
Династия Западная Цзинь (317 — 420 гг. н.э.)
16 варварских государств (304 – 439 гг.)
Шестнадцать варварских государств – государства, которые существовали на территории древнего Китая в 304 – 439 годах, образовавшись после распада Северного Китая.
“Пять варваров и шестнадцать варварских государств” – это шестнадцать режимов, установленных пятью этническими меньшинствами в северной части Китая. Этот период начался в конце Западной династии Цзинь (265 – 316) и закончился при Северной династии Вэй (386 – 535 гг.), объединившей всю нацию.
Под варварскими царствами подразумевают:
Чэн, Северная Хань, Поздняя Чжао, Ранняя Лян, Поздняя Лян, Западная Лян, Северная Лян, Южная Лян, Ранняя Цинь, Поздняя Цинь, Западная Цинь, Ранняя Янь, Поздняя Янь, Северная Янь, Южная Янь, и Ся.
В этот период также существовали царстваЖань Вэй, Западная Шу, Западная Янь, Дуань, Юйвэнь, Чоучи, Ранняя Вэйи Дай, хотя историки обычно не включают их в 16 государств.
5 варварских племен
При всём многообразии народов и племён китайские историки четвертого века разделили их на пять племенных групп:
Хунну (гунны) – кочевой народ монгольской степи, создавший мощную родовую державу в III веке до н. э.. В конце 1 века н. э. государство хунну, ослабленное внутренними противоречиями, было уничтожено сяньбийцами под руководством Таншихая; после этого часть хуннов расселилась вдоль Великой стены, перейдя в китайское подданство.
В 4-5 веках хунну основали на территории Северного Китая государства:
Цзе – неоднородное этническое образование Слово qul в тюркских языках означает «раб», но в древности так зачастую назывались иноплеменники, проживавшие в хуннской среде, но не являвшиеся членами хуннского рода. После распада хуннской державы цзе некоторое время фигурировали как отдельный народ. Ими основано единственное царство:
Сяньби – воинственные кочевники из южной Маньчжурии. В конце 1 века уничтожили державу хуннов, но не смогли создать собственное государство в монгольской степи. Делились на множество родов, самые известные из которых – Мужун и Тоба (табгач). Государства сяньби:
Кяны – кочевые монголоидные племена Тибета, основали одно царство:
Этот период может быть разделен на два этапа, битва на реке Фэйшуй в 383 может выступить в качестве разделительной линии. Перед битвой Фэйшуй, Цинь доминировали над всеми другими государствами. Но вскоре после битвы, была разрушена. Политическая ситуация еще более осложнилась. Социальная нестабильность стала более серьезной, и люди страдали в водовороте трудностей.
Загадки и тайны «Канона Перемен» («И-цзин»)
«Канон Перемен» 易經 И-цзин, пожалуй, самый загадочный текст Китая. До сих пор не утихают споры, чем он является на самом деле — гадательной практикой, обросшей со временем философскими комментариями, или же самым ранним философским текстом. Его воздействие на культуру Китая и других стран Азии огромно. К нему написаны тысячи комментариев — как строго научных, философских, так и весьма оккультных, мистических. Ни один другой древнекитайский текст не изучен так досконально и при этом не оставляет так много вопросов, как «Канон Перемен».
64 гексаграммы Канона Перемен, 1701 год, из собрания Лейбница. Два порядка: небесный круг и земной квадрат
«Канон Перемен» входит в состав конфуцианских канонических сводов — «Пятиканония» 五經 у-цзин и «Тринадцатиканония» 十三經 ши-сань-цзин. Его изучение было обязательным для человека, желавшего сдать государственные экзамены на должность чиновника. Ханьский император У-ди 漢武帝 (156-87 до н.э., правил с 141 года до н.э.) называл его «первым среди классических канонов». В 175-183 годах текст «И-цзин», наравне с другими классическими текстами, был выбит на каменных стелах в Императорской академии близ Лояна. Этот свод получил название 熹平石經 Сипин ши цзин «Каменные каноны, [вырезанные в] эру Сипин» (172-178).
Название «Канона Перемен»
Существуют два основных его наименования: «И-цзин» 易經 («Канон Перемен», «Книга Перемен») и «Чжоу И» 周易 («Чжоуские Перемены»). Каждый из этих иероглифов чрезвычайно многозначен и потому названия можно интерпретировать по-разному:
На русский язык «И-цзин» обычно переводят как «Книга Перемен», хотя правильнее называть его «Каноном Перемен». Оно пошло от первого русского академического исследования — «Китайская классическая “Книга перемен”», написанного востоковедом Юлианом Константиновичем Щуцким (1897-1938), расстрелянного в годы сталинских репрессий. Возможно, не оборвись жизнь этого талантливого ученого так рано и страшно, многие загадки «И-цзин» были бы разгаданы. Впрочем, в Китае, нашей стране и на Западе исследования «Чжоу и» очень плодотворны и каждый год приносят новые интересные результаты.
Структура «И-цзин»
Наиболее ранний слой «Канона Перемен», возникший не позднее VIII–VII веков до н.э., представлен специфическими графическими символами — 64-мя гексаграммами 卦 гуа. 64 гексаграммы являются удвоением восьми триграмм 八卦 ба гуа. В китайской историософии создателем триграмм и, возможно, гексаграмм, считается легендарный первопредок китайской нации Фу Си 伏羲 (правил с 2852 по 2737 год до н.э.), автором гексаграмм — духовный основатель династии Чжоу (1045-256 до н.э.) Вэнь-Ван 文王 (1112-1050 до н.э.).
64 гексаграммы «Канона Перемен», круглая небесная и квадратная земная последовательности
В древности имели хождение еще две версии «Перемен» 易 и, которые упоминаются в «Чжоу ли» 周礼 («Чжоуские ритуалы»), «Го юй» 国语 («Речи царств») и других источниках. Это «Ляньшань» 連山 («Цепь гор»), который, как считается, появился в эпоху Ся (2070-1765 до н.э., её историчность пока не доказана) и «Гуйцан» 歸藏 («Возвращение к сокрытому») эпохи Шан-Инь (1554-1046 до н.э.). В 1993 году был обнаружен текст «Гуйцан», который более двух тысяч лет считался утерянным. Как и в «Чжоу и», в нём содержатся 64 гексаграммы, сопровождающиеся поясняющими их смысл текстами. Текст «Ляньшань» пока не обнаружен.
Гексаграммы 卦 гуа представляют собой 64 графических знака, состоящих из шести сплошных и разорванных черт, именуемых 爻 яо. Число 64 — это 2 в 6-й степени, максимальное число перестановок двух типов черт в шести позициях. Сплошные черты символизируют 阳 ян (светлое, активное начало), разорванные — 阴 инь (темное, пассивное начало). Чертам присвоены определенные числовые значения: «девятка» и «семерка» — янским чертам, «шестерка» и «восьмерка» — иньским. В отличие от иероглифов, которые пишутся сверху вниз, гексаграммы пишутся и трактуются снизу вверх, подобно росту растения.
«И-цзин» начинается словами, относящимися к первой гексаграмме: 元亨利貞 юань хэн ли чжэнь: «изначальность и доступность, мягкость и праведность». Они часто повторяются и издревле являлись немаловажной частью толкования «Перемен».
Каждая из гексаграмм представлена графическим знаком и текстом к нему:
Автором комментариев к гексаграммам и к отдельным чертам традиционно считается Вэнь-ван 文王, либо его сын Чжоу-гун 周公 (XI в. до н.э.). Комментарии к гексаграммам в целом и отдельным чертам (всего их 384) рассматривались как выражение принципов Дао 道. В целом, тексты, описывающие гексаграммы и черты, весьма туманные. Приведу пример двух первых первых гексаграмм:
№1. Цянь 乾 Творчество
Изначальное свершение: благоприятна стойкость.
При действии девяток смотри, чтобы драконы не главенствовали: тогда будет счастье.
№2. Кунь 坤 Исполнение
Изначальное свершение: благоприятна стойкость кобылицы. Княжичу есть куда выступить. Выдвинется (он) — заблудится, последует — обретет господина. Благоприятно: на юго-западе приобрести друзей, на юго-востоке утратить друзей. (Пребудешь) спокойно в стойкости — (будет) счастье.
В действии шестерок благоприятна вечная стойкость.
Первая, третья и пятая позиции черт в гексаграммах называются «янскими», вторая, четвертая и шестая — «иньскими». Наиболее благоприятным считается, если на соответствующей янской или иньской позиции расположена соответствующая янская или иньская черта. Поэтому самой благоприятной гексаграммой «Канона Перемен» будет, очевидно, предпоследняя №63 Цзи цзи 既济 «Уже конец», а самой неблагоприятной и неустойчивой — последняя №64 Вэй цзи 未济 «Еще не конец». Однако её неустойчивость может трактоваться как необходимость изменения этой ситуации, начало нового цикла, что и выражено в её названии:
Гексаграммы №63 и №64
Вторая часть «Канона Перемен» носит название «Десять крыльев» 十翼 ши и. Она представляет собой позднейшую, комментирующую часть и датируется VI-IV веками до н.э. Согласно конфуцианской традиции, автором «Десяти крыльев» является Конфуций. Однако, вероятнее, их авторами могли быть последующие поколения конфуцианцев, жившие в конце эпохи Чжоу — начале эпохи Хань (206 до н.э. — 221 н.э.), выразившие свои этические, метафизические и космологические взгляды.
«Десять крыльев» включают в себя семь текстов, три из которых состоят из двух разделов:
• «Туань шан чжуань» 彖上傳 и «Туань ся чжуань» 彖下傳 – «Комментарий высказываний». Гексаграммы рассматриваются здесь со стороны составляющих их триграмм, черт и т.п.
• «Да сян чжуань» 大象傳 – «Большой комментарий образов». Гексаграммы рассматриваются с точки зрения триграмм, даются указания этического порядка. «Сяо сян чжуань» 小象傳 – «Малый комментарий образов». Это комментарии к афоризмам, которые основываются на структуре гексаграмм. Объясняются техники гадания.
• «Си-цы шан чжуань» 繫辭上傳 и «Си-цы ся чжуань 繫辭下傳 – «Комментарий к афоризмам». В тексте содержатся основы философской концепции «Канона Перемен» (онтология, космология, гносеология и этика), объясняется техника гадания.
• «Шогуа чжуань» 說卦傳 – «Комментарий объяснения триграмм». Даны отдельные характеристики триграмм, классификация триграмм и предметов мира по категориям триграмм.
• «Сюйгуа чжуань»序卦傳 — «Комментарий последовательности гексаграмм». Развивается и аргументируется последовательность расположение гексаграмм в «Каноне Перемен».
• «Цзагуа чжуань» 雜卦傳 – «Различные комментарии к гексаграммам». Представляет собой остатки второй части текста Сюйгуа чжуани.
• «Вэньянь чжуань» 文言傳 – «Комментарий знаков и слов». Объясняются первые две гексаграммы.
Последовательность гексаграмм «Канона Перемен»
Существует несколько последовательностей гексаграмм «Канона Перемен». Одна из них — линейная, создание которой приписывается Фу Си. Её также называют «преднебесной».
Другая последовательность 64 гексаграмм — «посленебесная», автором которой считается Вэнь-ван, до конца не разгадана. Очевиден только алгоритм перехода нечетной гексаграммы в четную: либо каждая четная гексаграмма получается путём переворачивания стоящей перед ней нечетной гексаграммы, либо, если это невозможно, путём замены черт в предшествующей гексаграмме на противоположные. Тем самым гексаграммы четко разбиваются на две группы — «верхнюю»上 шан и «нижнюю» 下ся. Однако как переходят друг в друга пары гексаграмм, до конца не выяснено, и это по-прежнему является объектом научных исследований и различного рода околонаучных интерпретаций.
Посленебесная последовательность 64-х гексаграмм
О том, в чем различие между «преднебесным» и «посленебесным», очень хорошо выражено в самом начале трактата «Дао-дэ-цзин»:
Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало Неба и Земли, обладающее именем – мать всех вещей.
Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. [Переход] от одного глубочайшего к другому – дверь ко всему чудесному. («Дао-дэ-цзин», §1)
Таким образом, преднебесный чертеж может быть понят как сокрытое, безымянное Дао, в то время как посленебесный характеризует явленное, обладающее именем Дао. Очевидно, что схема, описывающая «наш» мир «десяти тысяч вещей», будет посленебесным порядком Вэнь-вана, а состояние, предшествующее Великому Пределу — преднебесным порядком Фу Си.
Хронологически же древнейшим является посленебесный порядок Вэнь-вана. Линейный порядок Фу Си появился значительно позднее, окончательно оформившись в трудах неоконфуцианцев Шао Юна 邵雍 (1011-1077) и Чжу Си 朱熹 (1130-1200).
В 1973 году при раскопках погребений в Мавандуе (Чанша, провинция Хунань), относящихся к эпохе Западная Хань (206 до н.э. — 9 н.э.), был обнаружен текст «И-цзин» с другим порядком гексаграмм. В мавандуйской версии гексаграммы объединены в восемь групп на основе восьми начальных триграмм.
Восемь триграмм ба гуа
В основе 64 гексаграмм лежат восемь триграмм 八卦 ба гуа. В тексте «Си цы чжуань» 繫辭傳 («Комментарий к афоризмам»), создателем восьми триграмм назван легендарный правитель древности Фу Си:
В древности Баоси [1] был ваном [2] Поднебесной. Глядя вверх, наблюдал образы (сян), исходящие от Неба. Глядя вниз, наблюдал способы (фа) [их проявлений], исходящие от Земли. Наблюдал узоры-знаки (вэнь) птиц и зверей. Следовал земным порядкам (и). То, что близкое, находил в себе. То, что далекое, находил у других живых существ. Исходя из этого, он изобрел восемь триграмм (гуа) [3], которые показывают сполна добродетели (дэ) просветленного духа и располагают по родам свойства тьмы вещей. Начал вязать узелки на веревках [4], плел сети и силки, чтобы заниматься охотой и рыбной ловлей. (Си цы чжуань, нижний раздел, §2)
[1] Баоси, или Фу Си 伏羲, легендарный первопредок, первый правитель Китая. По преданию правил с 2852 по 2737 года до н.э. Часто изображается в паре со своей сестрой/женой Нюй-ва в облике антропо-зооморфных существ с человеческими телами и сплетенными змеиными хвостами.
[2] Ван 王 переводится как правитель.
[3] Гуа 卦 – триграммы или гексаграммы.
[4] Фу Си здесь представлен как изобретатель узелкового письма.
Существуют две традиционные схемы расположения триграмм: преднебесная по Фу Си и посленебесная по Вэнь-вану:
Круговое расположение триграмм по Фу Си и Вэнь-вану
Преднебесная схема триграмм представляет собой линейную двоичную последовательность с «переворотом» между четвертой и пятой триграммами, в то время как посленебесная схема весьма запутана.
За каждой из триграмм стоят многочисленные соответствия во внешнем мире и организме человека:
Таблица соответствий ба-гуа
Триграммы 乾 Цянь ☰ («Небо») и 坤 Кунь ☷ («Земля»), состоящие из полностью сплошных или полностью прерывистых линий, считаются образцовыми, «отцом» и «матерью». Из их взаимодействия рождаются остальные шесть триграмм — «сыновья» и «дочери»: 震 Чжэнь ☳ («Гром»), 坎 Кань ☵ («Вода»), 艮 Гэнь ☶ («Гора»), 巽 Сюнь ☴ («Ветер»), 離 Ли ☲ («Огонь») и 兌 Дуй ☱ («Водоем», «Болото»).
Соответствия ба-гуа объектам (посленебесный порядок по Вэнь-вану)
В тексте «Си цы чжуань» описываются основополагающие функции первых двух гуа: Цянь (Небо, Творчество) и Кунь (Земля, Исполнение):
Небо вверху (почтенно), Земля внизу (презренна) — [соответственно этому гексаграммы] Цянь и Кунь устанавливаются.
Низкое и высокое по уровням располагаются — [соответственно этому] благородное и худородное по рангам распределяются.
Движение и покой обладают постоянством [смены] — [соответственно этому] твердое и мягкое чередуются. Квадраты по родам обобщают, вещи по множествам делятся — [соответственно этому] счастье и несчастье рождаются. В Небе вершатся образы, на Земле вершатся формы — [соответственно этому] метаморфозы и изменения проявляются.
Таким образом — твердое и мягкое друг к другу прилегают, восемь триграмм друг с другом соединяются. Возбуждаются они [небесным] громом и [земным] сотрясением, увлажняются они ветром и дождем.
Солнце и Луна, чередуясь, движутся, и приходит то холод, то жар.
Дао [гексаграммы] Цянь вершит мужское,
Дао [гексаграммы] Кунь вершит женское.
Цянь знает великое начало, Кунь творит совершенные вещи.
Цянь посредством перемен знает,
Кунь посредством текста может … («Си-цы чжуань», верхний раздел, §1)
Происхождение гуа и многообразие мантических текстов
Существуют несколько гипотез, объясняющих появление триграмм и гексаграмм «Канона Перемен». Согласно одной из них, они восходят к гаданиям на костях животных и панцирях черепах (скапулимантия) эпохи Шан-Инь (1554-1046 до н.э.). Графические знаки «Чжоу-и» могли возникнуть как стандартизированные изображения трещин, появлявшихся в процессе гадания, когда кости нагревались и по ним по всем направлениям расходились разнообразные трещины, которые затем трактовались прорицателем.
Гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах 甲骨文 цзягувэнь, эпоха Шан-Инь (XVI-XI вв. до н.э.)
Интересные результаты принесли недавние раскопки в Цяотоу 桥头遗址 (пров. Чжэцзян, городской уезд Иу). В гробнице, относящейся к шаншаньской культуре 上山文化 был обнаружены сосуды с орнаментом в форме гексаграмм И-цзин, возраст которых составляет около 9000 лет.
Сосуд с орнаментом в виде гексаграмм «И-цзин». Источник: liansanyi.com
Еще одна гипотеза связывает появление триграмм и гексаграмм «Книги Перемен» с истоками китайской письменности, в частности, с примитивным узелковым письмом. Предполагается, что сплошная черта заменила большой узелок, а прерванная — два маленьких. Восемь триграмм и 64 гексаграммы, таким образом, стали основой классификации предметов внешнего мира. Однако они не смогли конкурировать с пиктограммами и возникшими из них иероглифами, и превратились в важнейший элемент гадательной практики.
Возможно также, что триграммы могли быть связаны с древнейшими мантическими символами: «единица» (сплошная черта) и «шестерка» (прерванная черта). Либо это могло быть графическое выражение различных числовых комбинаций, полученных при гадании на стеблях тысячелистника, возникшем в начале эпохи Чжоу. Тем самым, находит подтверждение неоднократно упоминаемой в «Десяти крыльях» идеи, что тайны космоса заключены в числе, а также слова историографа Бань Гу 班固 (32-92) о «происхождении триграмм от чисел».
Помимо триграмм и возникших из их удвоения гексаграмм, на рубеже II-I тыс. до н.э. имели хождение тетраграммы, состоящие из трех видов черт: сплошной, прерванной и дважды прерванной. Тем самым, система из 81 тетраграммы, представленная философом Ян Сюном 揚雄 (53 до н.э.-18 н.э.) в трактате «Тай сюань [цзин]» 太玄經 («Канон Великой тайны»), базируется на древних практиках.
Существовали и другие мантические тексты. Так, в Дуньхуане были обнаружены тексты 2-й пол. I тыс. н.э., в которых представлены двух- и трехчастные символы, состоящие из вертикальных и горизонтальных сплошных черт.
Триграммы и гексаграммы «Канона Перемен» дали толчок к более сложным графическим построениям. Так, например, в трактате «И линь» 易林 («Лес перемен»), написанном, вероятно, Цуй Чжуанем 崔篆 (I–II вв.), путем удвоения 64 гексаграмм были получены 4096 знаков из 12 черт каждый.
Гадания по «Чжоу и»
В период Западная Чжоу (1045-770 до н.э.) распространилось гадание по «И-цзин» на тысячелистнике. 50 стеблей тысячелистника перекладывались в определенной нумерологической последовательности, в результате чего оставались группы из шести, семи, восьми или девяти стеблей. На этом строились гексаграммы, которые затем интерпретировались в соответствии с текстом и интуицией гадателя. Данная техника гадания была реконструирована философом-неоконфуцианцем Чжу Си 朱熹 (1130-1200) и до сегодняшнего дня является общепринятой на Дальнем Востоке.
Гадание на тысячелистнике
В другой практике гадания, возникшей во времена правления династии Тан (618-907), используются монеты. Она намного проще, чем гадание на стеблях тысячелистника, и потому завоевала бóльшую популярность не только в Китае и сопредельных странах, но и во всем мире.
Как считается, каждая из 64 гексаграмм выражает разворачивание во времени определенной жизненной ситуации. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875-1961) считал их набором универсальных жизненных архетипов. В своем предисловии к вильхельмовскому изданию «И-цзин» 1950 года, он писал:
Когда Вильхельм в свое время был у меня в Цюрихе, я попросил его проработать гексаграмму о положении нашего психологического общества. Ситуация была мне известна, он же не имел о ней ни малейшего представления. Получившийся диагноз оказался обескураживающе верным – так же как и прогноз, в котором речь шла о событии, наступившем гораздо позднее; предвидеть это событие я не мог. Правда, для меня самого этот результат был не столь уж удивителен, потому что я уже и раньше провел ряд примечательных опытов по этому методу. Вначале я применял более сложную технику 49 стеблей тысячелистника, позднее, получив кое-какое представление о том, как работает метод, я удовольствовался так называемым гаданием на монетах, которое я часто применял впоследствии.
Гадание на монетах по «Канону Перемен»
Поскольку гадание на стеблях тысячелистника довольно трудоемко, наибольшую популярность завоевал способ гадания на монетах.
Классический способ гадания на монетах. Для гадания берутся 3 монеты одного достоинства. Однако более правильным будет взять 18 монет — по три на каждую черту. «Орлу» и «решке» присваиваются числовые значения: 2 (символизирует инь) и 3 (символизирует ян). Установим, что, например, «орлу» соответствует «тройка», а «решке» — «двойка».
Кидаете три монеты. В результате могут выпасть числа 6, 7, 8 или 9. Им соответствуют следующие черты:
На основе этого пишем первую черту (самую нижнюю). Если выпадает молодой ян или молодая инь, то обычную сплошную или прерванную черту. Если выпал старый ян или старая инь, то помечаем её (например, сбоку от нее ставят крестик или звездочку). Повторяем действие для остальных черт. Если гадаете на трех монетах, то используете их, если на 18-ти, то для каждой черты используйте новые три монеты.
В результате у вас получится две гексаграммы. Одна будет состоять из старых и молодых черт. Во второй гексаграмме старые черты перейдут в молодые противоположные, молодые же останутся без изменений. То есть старый ян перейдет в молодую инь, старая инь — в молодую ян. Первая гексаграмма показывает текущую ситуацию, вторая является дополнительной и показывает развитие и глубинный смысл первой.
Переход старых черт в молодые
Далее по таблице находите номер гексаграммы и затем — толкования к ней. Лучше всего использовать издание «Китайская классическая “Книга перемен”» Ю.К.Щуцкого. Кроме того, гексаграммы могут интерпретироваться в соответствии с комментариями к ней и отдельным чертам, благоприятными или неблагоприятными позициями иньских и янских черт, а также по триграммам, входящим в их состав. Нижняя триграмма характеризует внутреннее состояние, верхняя — выход вовне.
Современный способ гадания. Он проще, чем предыдущий. Для гадания берутся три монеты. Одной стороне присваивается значение ян (например, «орлу»), другой — инь («решке»). Кидаем монеты три раза. Если два или три раза выпал «орел», пишем сплошную черту ян, если два или три раза выпала «решка» — то прерванную черту инь. Повторям эту процедуру шесть раз, получая новые черты.
Черты пишутся начиная с нижней и далее вверх, подобно росту растения. Аналогично и трактуем черты — от начальной 初 чу до верхней 上 шан.
Великий Предел и происхождение мира
Триграммы и гексаграммы представляют собой графические символы объектов внешнего мира.
Тем самым, процесс развертывания триграмм и гексаграмм из Великого Предела идентичен процессу рождения Вселенной, мира «десяти тысяч вещей». В «Си цы чжуань» об этом говорится следующее:
… в Переменах есть Великий Предел 太極. Он рождает двоицу образов 兩儀. Двоица образов рождает четыре символа 四象 [1]. Четыре символа рождают восемь триграмм 八卦. Восемь триграмм определяют счастье и несчастье 吉凶. Счастье и несчастье рождают великое деяние 大業. (Си-цы чжуань, верхний раздел, §11)
[1] Четыре символа: молодой ян, старый ян, молодая инь, старая инь.
Графически это можно выразить так:
Процесс разворачивания мира из Великого Предела
Шире эту схему можно представить так:
Процесс развертывания 64-х гексаграмм из Великого Предела
Как сказано в «Дао-дэ-цзине»,
Дао порождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию. («Дао-дэ-цзин», §42)
«И-цзин» и китайская культура
Несмотря на то, что «И-цзин» входит в корпус конфуцианской канонической литературы, он оказал огромное влияние и на другие китайские учения — даосизм и буддизм, глубоко проник во все области китайской жизни. Учение «Канона Перемен» обнаруживается в китайской медицине и искусстве фэн-шуй, музыке и поэзии, живописи и каллиграфии, других дисциплинах.
Взаимосвязь фэншуй (геомантия) с ба гуа (восемь триграмм) и у-син (пять первоэлементов)
Китайская культура основана на нумерологии как основной классификационной мировоззренческой модели. В силу этого нумерологические построения «Канона Перемен» стали одной из основных матриц, накладываемых на реальность.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Мария, здравствуйте! Я думаю, что в «Современном способе гадания» (на монетах) нужно написать вместо: «…Кидаем монеты три раза».
«Вбрасываем (кидаем) три монеты», и далее уже по тексту. Потому что могут понять, что кидать нужно либо все три монеты три раза, либо по одной, но тоже три раза.
- Что такое переходный глагол в русском
- Что такое высокий берег в анапе