Что такое гарема у подростков
Мужские гаремы актуальны по сей день
Многие восточные правители имели гаремы, в которых жили тысячи жен и наложниц. Существуют гаремы и сегодня, но это уже не кажется нам удивительным. Полигамия — одно слово. Но история знает и другую форму отношений — полиандрию, когда на одну жену приходится несколько мужей или любовников.
Родственная и неродственная
В природе, если одна самка спаривается с разными самцами, ее потомство рождается более жизнеспособным. И никому не приходит в голову обвинять животное в распутстве. В человеческом обществе женщина, живущая с несколькими мужчинами, всегда становилась предметом осуждения. Если только такая связь не была узаконена. Полиандрию можно разделить на два вида: родственную и неродственную. Первая возникла в бедных семьях, когда не было возможности выделять часть имущества каждому из сыновей, поэтому в дом брали одну невестку и жили общим хозяйством.
Во втором случае состоятельные женщины выбирали себе нескольких мужей, ниже ее по статусу, тем самым создавая мужские гаремы. Мужчины обеспечивали семью, хлопотали по дому и выполняли супружеские обязанности. Дети в таких семьях считались общими, так как определить отцовство было невозможно.
Скандальная слава Друпади
В III веке до н. э. в Индии, как и в большинстве стран того времени, царил патриархат. У мужчин имелись все права, в том числе они могли иметь несколько жен или наложниц. Их количество ограничивалось лишь материальным положением мужа. Индийские женщины были абсолютно бесправны. Им не позволялось даже называть имя мужа — только «господин». Однако из каждого правила всегда найдется исключение.
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» описывается как раз такой случай. У царя Панчала была дочь Драупади, на которой собирался жениться Арджуна — третий сын царя Панду, правившего в Хастинапуре. Но между братьями Арджуна, а их было пятеро, возник спор: все хотели взять в жены Драупади. И чтобы не ссориться, решили, что красавица будет принадлежать всем пятерым.
Конечно, общество восприняло этот брак как вызов. Мало того, некоторые индийские цари объявили братьям войну. Тем не менее, семья продолжала жить по своему укладу. Мужья, соблюдая очередь, приходили к Драупади каждую ночь. И каждому из них она родила сына. В спальне она была госпожой, но на самом деле прав у нее было так же мало, как у любой индийской женщины. Мужья, которых Драупади называла «господин», относились к ней как к собственности. И однажды один из них проиграл ее в кости своему недругу.
Нимфоманки у власти
Самой привычной чертой характера азиатских женщин принято считать кротость. Тем не менее, именно в Китае мужские гаремы существовали в большом количестве. Самым ярким примером, пожалуй, является У Чжао, правившая Китаем более полувека.
Начинала она свой путь к власти наложницей императора Тай-цзун, который выделял ее среди других женщин за красоту, острый ум, предприимчивость и особую жестокость. После смерти своего господина она физически устранила всех конкуренток и стала первой правительницей Поднебесной, назвавшись У Цзэтянь. Правда, ее больше интересовали любовные утехи, нежели государственные дела. В специальном дворце, построенном в горах, постоянно жили около 400 мужчин атлетического телосложения, готовых в любой момент к сексу с императрицей.
Впрочем, мужские гаремы использовали не только для этого. Из спермы наложников, смешанной с кровью тигра, получали эликсир молодости. Возможно, благодаря этому снадобью императрица до 80 лет и нуждалась в мужской ласке.
В эпоху Тан в Китае жила и правила еще одна нимфоманка — принцесса Шаньинь, сестра императора Цан У. Позавидовав гарему брата, она уговорила его создать для нее мужской гарем. Для этого были выбраны 30 самых лучших воинов. Каждую ночь один из них ублажал принцессу. Но этого ей показалось мало. И она приказала соорудить в ее покоях кровать на 100 ножках, чтобы все 30 любовников могли находиться с ней одновременно. А позже ее сексуальные аппетиты выросли настолько, что брату пришлось построить для любовных утех сестры целый дворец.
Многомужие по-братски
В Тибете всегда существовали три типа семейных отношений: моногамный, полигамный и полиандрия. Каждый из этих укладов не был прихотью или удовольствием, а был необходимостью. Если мужчина и брал себе сразу несколько жен, то старался выбрать их из нескольких разных кланов, чтобы обезопасить себя от вражды с ними. Мужские гаремы практиковались чаще в среде кочевников и земледельцев. Такой брак допускался, только если мужья были кровными братьями.
Жене вменялось в обязанность ублажать всех мужей по очереди. Когда очередной брат оказывался на брачном ложе, он на пороге спальни оставлял свою обувь, для остальных это было сигналом, что место занято. Выбор жены всегда оставался за старшим братом, остальные же присоединялись к нему. Кстати, потребовать развода с этой женщиной тоже мог только старший, правда, прежде он должен был получить согласие остальных братьев. Если хоть кто-то из них не соглашался, то она оставалась в прежнем статусе.
При этом каждый из братьев, кроме старшего, имел право уйти из семьи и жениться на другой женщине. Но такое практиковалось редко, ведь, покинув семью, мужчина автоматически лишался и имущества, и жены старшего брата. В случае если старший брат все же добивался развода, на его жене мог жениться любой из братьев, но тогда он также лишался имущества семьи.
На Тибете несколько друзей могли заявить, что они являются двоюродными или троюродными братьями, и жениться на одной женщине. Тибет является единственной страной, где, в отличие, например, от Индии, такие мужские гаремы регламентирует не религия, а закон.
Интересным примером родственной полиандрии является племя душуари, обитающее в Южной Америке. По его традициям жрица племени вправе сама выбрать себе мужа. В качестве «довеска» она получает всех его родственников мужского пола от подростков до стариков. Разумеется, неженатых и вдовых. Кстати, она великодушно делится гаремом, с которым живет в мире и любви, со своими сестрами.
Царствует но не правит
История знает немало примеров, когда женщины обходились без мужчин вообще. Взять хотя бы амазонок, которые проблему деторождения решали за счет пленных.
Есть, правда, и другие сведения, что женщины-воительницы имели мужские гаремы, которые вели дом, воспитывали детей. А жены воевали и приносили домой еду.
Многие специалисты считают, что корни полиандрии следует искать в матриархате. У некоторых народов Крайнего Севера или островных жителей южных морей во главе рода стояла женщина. Мужчины обязаны были только исполнять супружеский долг, охотиться и защищать свою семью.
Такие традиции остались еще на индонезийском острове Суматра, где живет народ минангкабау — самый большой из современных социумов с матриархальным укладом. Понятие «мать» для этих людей священно. Старшая женщина управляет всеми домочадцами, но во главе семьи все же стоит мужчина. Номинально он царствует, но не правит. Мужчина занимается хозяйством, политикой и религиозными обрядами. Но если женщины им недовольны, его попросту смещают.
Семьей у этого народа называется не ячейка общества, а женское поселение, где проживают бабушки, дочери, внучки. Один раз в 7-10 дней старшая женщина собирает совет, на котором принимаются важные решения. Наследование у минангкабау осуществляется по женской линии — от матери к дочери. После заключения брака мужчина остается жить в доме своей матери, в так называемом мужском квартале, а у жены он может ночевать только по приглашению. Если в такой семье рождается мальчик, то по достижении 10 лет его отправляют жить к отцу, чтобы тот обучил сына ведению домашнего хозяйства и какому-либо ремеслу.
Гарем Насер ад-Дин Шаха. Часть III: Любимый мальчик-фаворит
Антон Севрюгин, Насер ад-Дин Шах, Малиджак и Этемад эс-Салтане
Внимание, некоторые могут счесть данные материалы неприемлимыми!
На самом деле, было два Малиджака, сначала, в середине 1860-х годов, привязанностью шаха пользовался Малиджак I, юный сын бедного пастуха, чья сестра Амина была отдана в услужение Анис-аль-Дауле. Говорят, что любимая жена шаха пожалела некрасивую девушку со шрамами от ожогов, купила её у родственников за ничтожную сумму и вылечила. Вскоре Амина превратилась в грозную соперницу для любимой жены Насер ад-Дин Шаха.
Амина Агдас
Когда её брат подрос и перестал пользоваться благосклонностью Насер ад-Дина, хитрая Амина Агдас научилась манипулировать шахом, используя его привязанность к своей трехцветной кошке Бабри Хан. Коварное убийство Бабри (см первую часть), казалось, положило конец влиянию фаворитки. Однако откровенно некрасивая, но обладающая изощренным умом и умело играющая на слабостях шаха Амина Агдас решила продолжить карьеру «поставщицы удовольствий» для повелителя Ирана.
Она удачно вспомнила, что подрастает Малиджак II, её племянник и сын Малиджака I-го. В середине 1880-х, благодаря посредничеству Амины Агдас, юный мальчик (ребенку на тот момент было около пяти лет) был представлен Насер ад-Дину. Очень скоро шах сделался просто одержим новичком.
Малиджак II в детстве
Лайла Ханум (жена шаха, слева), Фахр аль-Даула (слева) и Форуг аль-Даула (в центре),
над ними Голам Али-хан Азиз-эс-Салтане (Малиджак)
Амина Агдас стала могущественной фавориткой, правда, она уступала по влиянию Анис-аль-Дауле, но шах ей тоже сильно дорожил. Когда Амина начала страдать заболеванием глаз, Насер ад-Дин, не доверяя местным врачам, послал её на лечение в Европу. Лечение не помогло, практически ослепшая фаворитка вернулась в Иран. Шах продолжал оказывать ей должные знаки внимания, дарить богатые подарки, а позже был очень опечален смертью Амины, скончавшейся от апоплексического удара.
Насер ад-Дин Шах
Своих собственных сыновей Насер ад-Дин Шах лаской отнюдь не баловал, но мальчик-фаворит был на особом положении. Он рос в гареме.
Существуют разные мнения касательно природы отношений шаха и Малиджака.
Некоторые предполагают, что после смерти первенца от главной любви Насер ад-Дина, Джейран (см первую часть), место любимого сына было вакантно, поскольку никто из прочих сыновей шаха так и не смог его занять. И маленький оборвыш затронул сентиментальные струны в сердце владыки Ирана. Также предполагают, что Насер ад-Дин баловал мальчика, вспоминая собственное безрадостное детство. Не совсем ясно, правда, почему бы ему не баловать своих собственных сыновей, а не чужого ребенка.
иллюстрация по книге Liminalities of Gender and Sexuality in Nineteenth-Century Iranian Photography: Desirous Bodies by Staci Gem Scheiwiller, Routledge, 2016
Мальчик сравнил свои отношения с шахом с легендарной привязанностью падишаха государства Газневидов Махмуда Газневи к Малику Аязу.
Махмуд Газневи, Малик Аяз и Аббас I Великий, Тегеранский музей современного искусства
Айн-аль-Салтане, второстепенный член королевской семьи Ирана, называл Малиджака «наложницей шаха». Мальчика все ненавидели, но льстили любимцу правителя и во всем ему потакали. Для его развлечения был организован специальный оркестр из мальчиков, есть мнение, что даже первый зоопарк в Иране изначально был основан ему в угоду.
В своих воспоминаниях* Азиз-эс-Салтане (Малиджак) гордо заявляет «любовь шаха ко мне достигла стадии о которой невозможно писать. Он держал меня в объятиях и целовал будто одну из своих величайших возлюбленных».
Пока мальчик был маленьким, шах скрывал его в гареме от других мужчин, друзьями по играм Малиджака были девочки, он даже посещал вместе с ними баню. В нарушение всех традиций шах запретил совершить ему обрезание.
В итоге, Азиз-эс-Салтане вырос ненавидимым всеми избалованным бездельником, окруженным собственными слугами и пажами.
Насер ад-Дин Шах и подросший Голам Али-хан Азиз-эс-Салтане (Малиджак)
Существует одна показательная история. В 1873 году шах предпринял тур по Европе, его сопровождала любимая жена Анис-аль-Даула (см первую часть) и Малиджак (полагаю, что речь идет о Малиджаке I-ом, которому на тот момент было около 12 лет). В Стамбуле Насер ад-Дину преподнесли в подарок наложницу, двенадцатилетнюю рабыню-черкешенку. Дабы не скандализировать западное общество, черкешенку переодели в платье юноши, и она сопровождала шаха в Европу. Однако Анис-аль-Даула была отправлена из Москвы обратно домой из-за проблем с дипломатическим протоколом. Повелитель Ирана продолжил путешествие с Малиджаком и юной переодетой черкешенкой.
Анис-аль-Даула и Голам Али-хан Азиз-эс-Салтане (Малиджак II)
В иранском обществе 19 века тело мальчика или юноши, ещё лишенное признаков мужской зрелости, считалось очень желанным (наравне со зрелым женским телом). Это не понималось как гомосексуальное влечение. Для зрелого мужчины было недопустимо выказывать желание по отношению к другому зрелому мужчине, понятно, что границы иногда нарушались как и в любом обществе, но это было табу.**
Нанять проститутку любого пола считалось противозаконным, но взять на содержание мальчика в качестве слуги для удовлетворения нужд хозяина было абсолютно приемлимым. Мальчики из бедных семей, при пособничестве своих же родственников, зачастую были вынуждены выбрать эту стезю.***
В юношеской красоте ценились стройность, гибкость, изящество, отсутствие растительности на лице. Но, надо заметить, что современники отзывались о Малиджаке как о весьма некрасивом мальчике, едва ли не уродливом.
Яхья Хан Гаффари, Малиджак
Интерес к мальчикам и юношам во многом был обусловлен запретом на публичное лицезрение женского тела и недоступностью женщин. Когда женщина выходила из дома, конечно, в сопровождении мужа или старших родственников, она была с головы до ног закутана в чадру.
персидские женщины на улице
Интересно, что именно Насер ад-Дин первым попытался переломить ситуацию, он повелел женщинам ходить с открытыми лицами, но его «революционные изменения» потерпели фиаско, поскольку духовенство наложило запрет на подобные «греховные намерения».
Частные труппы актеров мужчин давали представления на дому, сопровождавшиеся музыкой и танцами. В определенные дни они же участвовали в религиозной мистерии под названием тазия, театрализованном представлении в память о мученической смерти Хусейна ибн Али.
Однако в данном посте речь идет именно о домашних выступлениях, все женские роли исполнялись юными изящными мальчиками (в возрасте 10-17 лет). Эти представления зачастую выходили за рамки приличия. Перед хозяином дома и его приближенными танцевали переодетые женщинами стройные и гибкие юноши, женщинам же запрещалось присутствовать на представлении, но они могли, с разрешения хозяина дома, подглядывать из специально прикрытых решетками окошек или щелочек.
На мой взгляд, это очень напоминает бача-бази, характерный для Центральной (Средней Азии) и распространенный и в наши дни на территории Афганистана и Пакистана. Обычай, когда переодетые в женское платье мальчики допубертатного возраста танцуют перед клиентами, иногда все ограничивается только выступлением, но также есть возможность купить потом маленького танцора на время.
Танец «бача». Самарканд, ок. 1905—1915, фото Прокудина-Горского
Василий Верещагин, Портрет бачи
Сведений по персидским материалам опубликовано значительно меньше, чем турецких или среднеазиатских, но данные во многом совпадают. Поэтому я позволила себе привести здесь иллюстративные материалы по бача-бази для наглядного понимания того, как могли выглядеть юные переодетые актеры-танцоры.
бача-бази наши дни (Афганистан)
бача-бази наши дни (Афганистан)
Раз в год в Тегеране устраивались скачки. Перед ними обычно исполнялись национальные танцы, поскольку женщины из-за правил приличия не могли демонстрировать свое искусство перед большим количеством зрителей, то танцевали юноши в мужской одежде и переодетые девочками мальчики.
Иран, мальчики-танцоры
Однако для созревшего мужчины подобное поведение было неприемлимым, от него ожидали вполне «традиционных мужских качеств».
Вот как изображены Насер ад-Дин и его подросший фаворит в иранском историческом телесериале Soltan-e Sahebgharan 1974 года
актеры иранского телесериала Soltan-e Sahebgharan (1974), изображающие шаха и Малиджака
В этом маленьком фрагменте на персидском в первые секунды ролика можно лицезреть нежное пробуждение розой, а начиная с 5:17 шах поглаживает голову фаворита, которую тот склонил на колени своему повелителю. Малиджак явно что-то выпрашивает.
Любопытный факт, Тадж эс-Салтане, одна из самых любимых дочерей-принцесс шаха (см вторую часть) упоминает в своих мемуарах, что на протяжении многих лет Голам Али-хан (Малиджак), мальчик-фаворит её отца, был влюблен в нее, и что его увлечение продолжалось даже после того, как он женился на Артар-аль-Дауле, старшей сестре Тадж.
Тадж эс-Салтане
В своих собственных мемуарах* Голам Али-хан (Малиджак) также сообщает о Тадж, к примеру, о ее визитах к его жене, ее разводах и браках. Но в них нет и следа влюбленности.
Первой женой подросшего шестнадцатилетнего Азиза-эс-Салтане (Малиджака), как уже упоминалось, стала принцесса Артар-аль-Даула, старшая сестра Тадж эс-Салтане.
Тегеран, Дворцовый комплекс Голестан, Свадебная церемония Азиза-эс-Салтане (Малиджака) и Артар-аль-Даулы
Супруги жили в роскошном особняке.
Азиз-эс-Салтане в зрелые годы
Но после смерти венценосного покровителя звезда фаворита стала неуклонно клониться к закату. Артар-аль-Даула впоследствии с ним развелась.
Азиз-эс-Салтане со своей второй женой и ребенком
Азиз-эс-Салтане женился вторично, на данный момент о его дальнейшей судьбе известно мало. Он жил в безвестности и умер в возрасте около 60-ти лет чуть ли не на улице, не успев вернуться домой (как воробышек), вероятно, от сердечного приступа.
Азиз-эс-Салтане
Sic transit gloria mundi
— Women in Iran from 1800 to the Islamic Republic, Lois Beck, Guity Nashat, University of Illinois Press, 2004
— Liminalities of Gender and Sexuality in Nineteenth-Century Iranian Photography: Desirous Bodies by Staci Gem Scheiwiller, Routledge, 2016
— Sexual Politics in Modern Iran by Janet Afary, Cambridge University Press, 2009
Секреты султанского гарема: «Как наложниц готовили к ночи любви»
Какие ассоциации возникают у нас при упоминании гарема? Красивые девушки, сидящие на софах и пьющие шербет, сауны, где наложницы натирают себя ароматическими смесями, дорогие украшения, битва, в которой сотни красавиц сражаются за внимание повелителя. Это место, пропитанное негой, очарованием, соблазном, женскими флюидами и ароматом мускуса.
Пока мы изо всех сил соревнуемся с мужчинами за равные права, иногда забывая о своей сути, женщины востока относятся к мужчине как к повелителю. Они пользуются древними техниками, которые услаждают мужчин и надолго превращают их в рабов любви.
Предлагаю перенестись на несколько веков назад, во времена процветания Великой Османской Империи и посмотреть на жизнь гарема изнутри. Давайте приоткроем завесу тайны и возьмем несколько уроков подготовки к близости и развития привлекательности у наложниц султана.
Слово «гарем» означает тайное, недоступное и закрытое. Действительно, место, где обитали наложницы и жены султана, было закрыто для всех, кроме избранных членов султанской семьи.
Турецкий летописец Дурсун-Бей однажды написал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем».
Самым знаменитым гаремом был дворец Сераль, расположенный в Стамбуле. Он состоял из 400 просторных комнат, где проживало более двух тысяч наложниц. Дворец был размером с небольшой город в окружении высоких стен. Обитательницей этого рая могла стать только настоящая красавица, прошедшая строгий отбор.
В гарем султана никогда не попадали случайные девушки. Существовал специальный план, согласно которому выбиралось определенное количество блондинок и брюнеток. Больше всего восточные падишахи ценили бедра и талию. Идеальным соотношением считалось 2/3 (талия/бедра).
Разница между объемом талии и бедер должна была составлять около тридцати сантиметров. А вот груди и рост девушек были второстепенными показателями. В особом почете была славянская красота.
Девушек отбирали не только по внешним критериям. Будущая наложница должна была быть умна. Кандидатки, которым посчастливилось попасть в гарем, проходили тщательный медицинский осмотр.
Девушки, отобранные для служения султану, проходили специальное двухлетнее обучение. Учили их калфы – старые, умудренные опытом рабыни. Будущие наложницы учили язык, основы Корана, литературу, поэзию, каллиграфию.
Изучали стихосложение и игру на музыкальных инструментах. Девушки постоянно поддерживали физическую форму, много времени уделяя танцам. Одалиски досконально изучали придворный этикет, учились подавать кофе и сладости, набивать трубку и вести беседы с султаном.
На втором году обучения жительницы гарема изучали искусство ухода за собой. Готовили маски и специальные ароматические составы, наносили макияж. Учились правильно одеваться и подбирать украшения.
Все девушки изучали танец «Ракс шархи». Это нечто среднее между танцем живота и стриптизом. Этот танец возбуждал любовное настроение и желание султана.
Затем они осваивали тонкости интимной гимнастики, которую мы называем вумбилдингом. По окончанию обучения, каждая девушка проходила экзамен. Помимо танцев, стихосложения и правил этикета в экзамен входило несколько очень пикантных упражнений.
Упражнение первое: нефритовое яичко. Девушку усаживали на скамейку с отверстием. Ноги широко разводили, а во влагалище испытуемой закладывали нефритовое яичко небольшого размера, к которому были прикреплены несколько нитей. Девушка должна была сжимать мышцы так, чтобы нити порвались, когда за них тянули.
Упражнение второе: танец «Ракс шархи». В чашу наливали 100 мл окрашенной жидкости. Девушка впрыскивала жидкость в свое лоно и танцевала. Танец длился в течение получаса. За это время будущая одалиска не должна была потерять ни капли жидкости.
Если все испытания были пройдены успешно, она становилась законной жительницей гарема.
Недостаточно было просто попасть в гарем. Можно пробыть там несколько лет и так и не удосужиться приглашения в султанскую спальню. Перед султаном ежедневно красовались сотни прекраснейших, соблазнительных девушек.
Но удача улыбалась лишь немногим. Чтобы обратить на себя внимание падишаха, наложницы тщательно ухаживали за собой. Одевали самые красивые платья, по несколько часов в день тратили на макияж. Тренировали походку и осанку, учились соблазнять одним только взглядом.
Если падишаху приглянулась одна из рабынь, она получала приглашение в султанские покои. Девушки очень старательно готовились к интимной близости с султаном, ведь от их умений зависело, повезет ли им снова.
Путь от общей спальни до покоя повелителя назывался Золотым. Чтобы пройти по нему, девушка проходила целый ряд ритуалов красоты.
Одним из самых главных ритуалов ухода за собой для наложниц являлся поход в хамам (баню). Девушки купались в воде, настоянной на лепестках гибискуса и фиалок. Это средство не только смягчало кожу, но и наполняло ее тонким ароматом. Затем на волосы и кожу наносилась маска из глины.
Перед походом в сауну девушки удаляли волосы со всех частей тела с помощью специального крема. В его состав входили яйца, мед и лимонный сок.
В те времена пилинг восточным женщинам заменяло кесе. Распаренную кожу наложницы массировали жесткой шелковой варежкой. Такая процедура позволяла удалить омертвевшие клетки кожи и делала ее мягкой, как у ребенка.
Тело, достойное султана
После мытья мылом волосы становились жесткими. Чтобы смягчить их, османские красавицы использовали крем для волос из цветов мальвы. Во дворец ежегодно доставлялись сотни килограммов этих цветов.
Восточные красавицы тщательно ухаживали за своими волосами. Готовили маски из хны и перемолотой скорлупы грецких орехов. После такой маски шевелюра росла очень быстро.
Чтобы тела наложниц оставались упругими и молодыми, на их кожу наносили маски из глины с настоями цветов и трав.
После тщательного купания распаренное тело девушки готово к массажу. Специально обученные служанки расслабляли мышцы и тела наложниц в преддверии ночи любви.
Распаренная кожа быстро затвердевает и морщится. Поэтому кожу девушек после хамама намазывали маслами. В оливковое или кунжутное масло добавляли несколько капель ароматического масла. Летом обычно добавляли масло фиалки или розы, а зимой – гвоздики.
Перед сном красавицы умывались розовой водой. Она смягчает кожу и разглаживает морщинки. Масло турецкой розы до сих пор используют при изготовлении элитной косметики.
Перед походом в опочивальню султана, наложницы наносили макияж. Особое внимание уделялось глазам. Чтобы глаза поразили сердце падишаха с первого взгляда, девушки рисовали стрелки сурьмой с примесью золы.
Чтобы придать губам алый оттенок, восточные женщины жевали бетель – пасту с перцем, известью и семенами льна. Освежить дыхание накануне ночи помогали палочки корицы.
Распалить желание избалованного женским вниманием султана было не так легко. Каждая девушка старалась подчеркнуть свои лучшие черты. Закончить образ помогали рисунки из хны. Рабыни-художницы рисовали на телах одалисок узоры.
Ими покрывали кисти рук, лодыжки, заднюю часть шеи или ключицы. Иногда их наносили на нижнюю часть поясницы или под пупок, рисуя тропинку к удовольствию.