Что такое географическая номенклатура приведите примеры

Географическая номенклатура на уроках географии

Разделы: География

Важной частью содержания заданий по географии является знание географической номенклатуры. На первом этапе знакомства с новым географическим понятием учащийся должен услышать его четкое и правильное произнесение и увидеть четкое и правильное написание на географической карте, на доске или в учебнике, и, наконец, написать его.

Учащимся необходимо дать возможность произнести название, а в случаях введения новых и трудных географических названий (в курсе географии материков и океанов они встречаются в изобилии) не следует избегать их хорового проговаривания. Название объекта конкретизируется в образе объекта на карте. Для быстрого нахождения географического объекта на карте используются сигнальные значки красного цвета. С их помощью учащиеся, сидящие за партами, быстрее зрительно запоминают местонахождение объекта на карте. Затем учащийся должен увидеть объект в его ближайшем окружении. Для этого нужно провести краткое местоположение объекта по отношению к другим объектам, сопровождая снова показом объекта на карте. Показывая объект, учащийся должен уметь элементарно объяснять, где он находится.

Таким образом, мобилизуется и зрительная, слуховая и мускульная память учащихся, возникает ряд ассоциаций, на основе которых и формируется знание географической номенклатуры.

Проводить работу по знанию номенклатуры можно по трем вариантам:

а) Индивидуальная работа.

Нахождение объектов по фрагменту или целой контурной карте. Географические объекты обозначены цифрами. Нужно указать какой цифре соответствует объект (см. Приложение №1).

Эта работа предусматривает проверку номенклатуры на 5 минут. Учащиеся загадывают друг другу названия объектов на географической карте.

Например: Первый ученик: “Покажи Красное море”.

Второй ученик: “Покажи Эфиопское нагорье”.

в) Работа по карте у доски.

Желающий ученик совершит путешествие или “плавание” по карте (по заданному маршруту, меридиану, параллели, вдоль береговой линии материка и т.д.) выходит к доске. Путешествуя, он должен перечислить все объекты, встречающиеся по пути следования. Класс с особым вниманием следит за ответом, так как нужно оценить ответ одноклассника и существенные дополнения также оцениваются.

У карты работают два ученика. Один называет объекты, другой закрепляет сигнальные кружки красного цвета на местонахождении объекта. Сидящие за партами учащиеся очень хорошо видят правильность показа объекта на карте и соответственно оценивают ответ (см. Приложение № 2).

Закрепление сигнальных кружков красного цвета на местоположении объектов.

К доске выходит один ученик, уверенный в своих знаниях, а можно вызвать учащегося. На доске демонстрационная карта, на столе лежат заготовленные сигнальные кружки. Проводится организационный момент. Учитель проверяет знания учащегося, стоящего у доски. Работа ведется в быстром темпе, но с учетом закрепления сигнальных значков красного цвета на демонстрационной карте.

В ходе проверки географической номенклатуры учащийся неправильно показал ряд географических объектов или не смог их показать. Тогда учащиеся, сидящие за партами, которые внимательно следили за правильностью закрепления сигнальных значков на объектах, исправляют допущенные ошибки отвечавшего одноклассника сигнальными кружками синего цвета (см. Приложение №3).

Данный вид работы проводится как при малом количестве объектов, так и при большом количестве географических объектов.

Закрепление сигнальных кружков красного цвета на местоположении объектов.

Источник

Номенклатура географических названий

Содержание

Номенклатура (курс «Землеведение») [ править ]

Введение [ править ]

Освоение географических дисциплин невозможно без знания географической карты, которую географ должен свободно читать и понимать. Курс «Общего землеведения» предполагает знакомство с физико-географической картой Мира. Работа с картой требует некоторых навыков. Для начала Вам необходимо вспомнить, как на физической карте изображаются объекты. Для этого обратитесь к условным обозначениям, которые есть на любой карте. Вы должны безошибочно различать на карте изображения гор, возвышенностей, равнин и низменностей, относительную глубину Мирового океана. В этом Вам поможет шкала глубин и высот. Затем переходите к определению местоположения географических объектов и их запоминанию.

Океаны [ править ]

Атлантический океан [ править ]

Моря: Саргасово, Карибское, Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Черное, Лабрадор, Скотия

Заливы: Бискайский, Гвинейский, Мексиканский, Гудзонов, Финский, Ботнический.

Острова: Гренландия, Ньюфаундленд, Куба, Гаити, Багамские, Бермудские, Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Южная Георгия, Сан-Томе, Св. Елены, Зелёного мыса, Канарские, Азорские, Мадейра, Балеарские, Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр, Ирландия, Великобритания, Исландия.

Проливы: Девисов, Магелланов, Дрейка, Гибралтарский, Ла-Манш.

Срединный Атлантический хребет.

Котловины: Аргентинская, Бразильская, Северо-Американская, Ангольская.

Течения: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Канарское,Гвинейское, Бразильское, Бенгельское.

Тихий океан [ править ]

Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Филиппинское, Яванское, Коралловое, Фиджи, Тасманово.

Заливы: Анадырский, Шелехова, Петра Великого, Сиамский, Карпентария, Калифорнийский, Аляска.

Острова: Алеутские, Курильские, Сахалин, Шантарские, Японские, Хонсю, Хоккайдо, Тайвань, Филиппинские, Ява, Суматра, Сулавеси, Калимантан, Новая Гвинея, Тасмания, Новая Зеландия, Марианские, Соломоновы, Маршалловы, Фиджи, Гавайские, Туамоту.

Проливы: Берингов, Татарский, Невельского, Лаперуза, Корейский, Тайваньский, Торресов, Басов, Кука.

Котловины: Северо-Западная, Восточная, Перуанская, Южная.

Желоба: Алеутский, Курило-Камчатский, Филиппинский, Марианский, Тонга, Чилийский, Перуанский, Центрально-Американский.

Течения: Северное Пассатное, Куро-Сио, Северо-Тихоокеанское, Курильское, Калифорнийское, Межпассатное Противотечение, Южное Пассатное, Восточно-Австралийское, Перуанское.

Индийский океан [ править ]

Моря: Аравийское, Красное, Тиморское.

Заливы: Персидский, Бенгальский, Большой Австралийский.

Острова: Мадагаскар, Сейшельские, Мальдивские, Цейлон.

Проливы: Полкский, Басов, Мозамбикский, Баб-Эль-Мандебский.

Срединные хребты: Западно-Индийский, Аравийско-Индийский, Восточно-Индийский, Австрало-Антарктическое поднятие.

Котловины: Крозе, Центральная, Западно-Австралийская. Яванский Желоб.

Течения: Северное Пассатное, Сомалийское, Межпассатное Противотечение, Южное Пассатное, Мозамбикское, Течение Мыса Игольного, Западно-Австралийское.

Северный Ледовитый океан [ править ]

Моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Боффорта, Линкольна, Гренландское, Норвежское, Баффина.

Заливы: Варангер-фьёрд, Обская Губа, Енисейская Губа, Хатангский, Коцебу, Амундсена.

Острова: Шпицберген, Новая Земля, Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, Врангеля, Королевы Елизаветы, Элсмира, Виктория, Бонкс.

Южный океан [ править ]

Моря: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса, Лазарева, Содружества, Сомова, Космонавтов.

Острова: Земля Александра I, Петра I, Скотта, Росса, Южные Оркнейские, Южные Шетландские, Крозе, Кергелен.

Течения: течение Западных ветров, Антарктическое.

Материки [ править ]

Евразия [ править ]

Европа [ править ]

Мыс Дежнёва, Рока, Челюскин, Пиай.

Полуострова: Скандинавский, Кольский, Ютландия, Корнуэлл, Котантен, Бретань, Пиренейский, Аппенинский, Балканский, Пелопоннес, Крым, Керченский.

Горы: Пиренеи, Кантабрийские горы, Центральная Кордильера, Иберийские горы, Апеннины, Альпы, Центральный массив, Балканы (Стара Планина), Пинд, Родопы, Судеты, Татры, Карпаты, Пеннины, Скандинавские.

Возвышенности: Манселькя, Тиманский Кряж, Северные увалы, Верхнекамская, Общий Сырт, Валдайская возвышенность, Смоленско-Московская, Среднерусская, Приволжская, Донецкий Кряж, Приднепровская, Подольская, Малопольская, Нормандская.

Равнины и низменности: Восточно-Европейская, Парижский Бассейн, Андалузская, Паданская, Среднедунайская, Нижнедунайская, Померанская, Полесская, Окско-Донская, Печорская, Двинско-Мезенская, Прикаспийская.

Реки: Тулома, Северная Двина, Мезень, Печора, Западная Двина, Даугава, Висла, Одра, Рейн, Темза, Сена, Луара, Рона, Эбро, Тахо, По, Дунай, Марица, Днестр, Южный Буг, Днепр, Припять, Дон, Волга, Ока, Кама.

Озера: Имандра, Сайма, Венерн, Веттерн, Женевское, Боденское, Балатон, Ладожское, Онежское, Чудское, Белое, Ильмень, Охридское.

Водохранилища: Рыбинское, Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское, Киевское, Кременчугское, Каховское, Краснодарское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Сайменский, Среднегерманский, Днепровско-Бугский.

Азия [ править ]

Мысы: Терпения, Челюскин, Пиай, Дежнева, Лопатка, Анива, Баба, Крильон, Кроноцкий, Олюторский.

Полуострова: Малая Азия, Синайский, Аравийский, Индостанский, Малаккский, Индокитайский, Корейский, Муравьева-Амурского, Камчатка, Чукотский, Таймыр, Гыдан, Ямал, Мангышлак, Шаньдунский.

Горы: Урал, Кавказ, Копетдаг, Памир, Тянь-Шань, Джунгарский Алатау, Алтай, Монгольский Алтай, Западный и Восточный Саяны, Енисейский кряж, Бырранга, Хамар-Дабан, Понтийские горы, Гиндукуш, Гималаи, Джомолунгма (Эверест), Кунь-Лунь, Верхоянский хребет, хребет Черского, Джугджур, Становой хребет, Срединный хребет, Ключевская сопка, Большой Хинган, Малый Хинган, Буреинский хребет, Сихотэ-Алинь, Западные Гаты, Восточные Гаты.

Нагорья, плоскогорья: Армянское, Тибет, Иранское, Каракорум, Декан, Казахский мелкосопочник, Среднесибирское, Витимское, Тунгусское, Путорана, Чукотское, Корякское, Становое нагорье, Алданское.

Равнины и низменности: Западно-Сибирская, Туранская, Мессопотамская, Индо-Гангская, Великая Китайская, Джунгарская, Зейско-Буреинская, Среднеамурская, Колымская, Анадырская, Яно-Индигирская, Северосибирская, Центральноякутская, Таримская впадина, Сычуанская впадина.

Пустыни: Гоби, Каракумы, Кызылкум, Муюнкум, Руб-эль-Хали, Сирийская, Такла-Макан, Тар.

Реки: Обь (Иртыш, Тобол), Енисей, (Нижняя Тунгуска), Ангара, Хатанга, Лена (Витим, Алдан, Вилюй), Яна, Индигирка, Колыма, Амур (Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Уссури), Араке, Аму-Дарья, Сыр-Дарья, Чу, Или, Шатт-эль-Араб (Тигр, Евфрат), Инд, Ганг, Брахмапутра, Иравади, Меконг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Севан, Каспийское море, Аральское море, Балхаш, Иссыкуль, Зайсан, Телецкое, Мертвое море, Лобнор, Кукунор, Таймырское, Байкал, Ханка.

Африка [ править ]

Мысы: Альмади, Гвардафуй, Доброй Надежды, Зеленый, Игольный.

Горы и нагорья: Атласские горы, нагорье Ахаггар, Тибести, Драконовы горы, Камерун, Капские, Кения, Килиманджаро, Рувензори.

Плоскогорья и плато: Абиссинское, Восточно-Африканское, Катанга.

Пустыни: Аравийская, Калахари, Ливийская, Намиб, Нубийская, Сахара.

Реки: Замбези, Конго, Лимпопо, Нил, голубой Нил, Атбара, Нигер, Оранжевая.

Озера: Альберт, Виктория, Мверу, Ньяса, Рудольф, Тана, Чад, Эдуард.

Австралия [ править ]

Мысы и полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк,Стип-Пойнт, Йорк, Байрон,Саут-ист-Пойнт. Мысы: Байрон, Йорк, Стип-Пойнт, Юго-Восточный, Южный.

Горы: Восточно-Авсралийский, Большой Водораздельный хребет, Голубые горы.

Плоскогорья и плато: Барка. Западно-Австралийское.

Равнины: Налларбор, Центральная низменность.

Пустыни: Большая Песчаная, Виктория, Гибсона.

Озера: Эйр, Герднер, Торренс.

Северная Америка [ править ]

Полуострова: Аляска, Бутия, Калифорния, Кенай, Лабрадор, Мелвилл, Новая Шотландия, Юкитика,Флорида, Юкатан.

Горы: Аляскинский хребет, Аппалачи, Береговой, Брукса, Восточная Сьерра-Мадре, Западная Сьерра-Мадре, Каскадные, Макензи, Скалистые, Сьерра-Невада.

Плокогорья и плато: Плато Колорадо, Мексиканское плоскогорье, плато Большой Бассейн.

Равнины: Великие, Миссисипская низменность, Центральные. Пустыни: Большой Бассейн, Мохаве, Хила.

Реки: Атабаска, Колорадо, Колумбия, Макензи, Миссисипи, Арканзас, Миссури, Огайо, Невольничья, Рио-Гранде, Саскачеван, Святого Лаврентия, Юкон.

Озера: Атабаска, Большое Медвежье, Большое Невольничье, большое Соленое, Верхнее, Виннипег, Гурон, Мичиган, Никарагуа, Онтарио, Эри.

Южная Америка [ править ]

Полуострова: Гуахира, Таитао, Брансуик, Парагуана

Мысы: Гальинас,Париньяс, Кабу-Бранку, Фроуорд, Горн.

Горы: Анды, Береговая Кордильера, Восточная Кордильера, Западная Кордильера, Патагонские Анды, Сьерра-де-Мар, Центральная Кордильера.

Плато и плоскогорья: Бразильское, Гвианское, Патагонское плато.

Равнины: Амазонская низменность, Оринокская низменность, Центральные равнины, Гран-Чако, Ла-Платская.

Реки: Амазонка :(Мараньон, Укаяли, Тапажос, Мадейра); Риу-Негру; Магдалена; Парана; Парагвай; Сан-Франциско.

Озера: Маракаибо, Поопо, Титикака, Мар-Чикита, Лагоа-Мирин, Патус, Буенос-Айрес(да это озеро=).

Антарктида [ править ]

Южный геомагнитный полюс, полюс недоступности.

Территории: Земля Королевы Мод, Земля Королевы Мэри, Земля Уилкса, Земля Виктории, Земля Мэри Бэрд, Земля Элсуорта, Земля Адель.

Горы: Трансантарктические, Плато Советское, Полярное Плато, вулкан Эребус высота 3794 метра, гора Керклатриквысота 4528 метра.

Ледники: шельфовый ледник Фильхнера, шельфовый ледник Росса.

Источник

Изучение географической номенклатуры

Работу по усвоению и закреплению в памяти размещения на карте картографического объекта вместе с соответствующим ему названием в нашей методической литературе принято называть «изучением географической номенклатуры». Она обычно начинается с того, что учитель, а затем и ученики находят на карте, показывают и называют соответствующие картографические изображения.
Перед учителем возникают три педагогические задачи: 1) как обучать, чтобы название было правильно произнесено и прочно усвоено; 2) как надо показывать объекты; 3) как научить правильно отыскивать их на карте. Все эти три задачи решаются вместе. Организация работы основывается на использовании всех видов памяти — зрительной, слуховой, двигательной и словесно-смысловой.
Для усвоения названия учитель применяет различные приемы — четко произносит название, а в отдельных случаях пишет его на доске, отмечая на что нужно обратить внимание. В младших классах название повторяется по слогам, записывается в тетрадях, тут же находится и прочитывается на настольных картах, что, по существу, еще к карте не относится. Задача состоит в том, чтобы с названием связать картографический образ соответствующего объекта. Для этого одновременно с усвоением названия ведется работа с самой картой.
Внимание учеников привлекается к специфическим особенностям изображения объекта, отличающим его от всех других: особой его форме, величине, расцветке и др. Например, часто в этих целях применяются аппликации.
Существо приема состоит в том, что учитель заранее вырезает из цветной бумаги контур изучаемых объектов и сравнивает их с какими-либо фигурами: Черное море напоминает боб, Аппенинский полуостров — сапог, Скандинавский — фигуру лежащего льва и т. п.
Эти сравнения, хотя и не точны, позволяют учащимся быстрее находить на карте нужные объекты. Чтобы выработать правильные представления о величине изучаемых стран, аппликации прикрепляют к нужным местам на карте или помещают на контур других объектов, с размерами которых проводится сопоставление площадей.
С целью закрепления в памяти картографического образа и связанного с ним его географического названия многие учителя во время работы с картой стремятся возбудить у учеников интерес к самому объекту, например сообщают о происхождении названия, о том или ином случае, интересном факте, приуроченном к данному объекту, и т. п. Часто в самом названии географического объекта заложен глубокий смысл, и истолкование его помогает не только запомнить название, но и понять его сущность. Такие приемы, конечно, возбуждают интерес, вследствие чего ученик легче запоминает не только название, но и картографический образ объекта.
При показе географических объектов на стенной карте должны соблюдаться дидактические правила. Показывать нужно указкой, не заслоняя рисунка. Ставить указку нужно на условный знак, а не на надпись; площади нужно обводить по контуру, а линейные объекты (дороги, реки) показывать движением указки по ходу их в определенном направлении. Этим правилам школьников надо обучать (особенно в начальных классах).
Мало усвоить название и показать картографическое изображение изученного объекта — нужно, чтобы ученик помнил, где на карте находится данный объект, и умел его быстро найти. Для этого следует обращать внимание на положение, какое занимает изучаемый объект среди других окружающих его изображений, и тренировать учеников в запоминании их взаимного расположения. При отыскании заданного на карте объекта ученик пользуется известной системой ориентиров, по которым он постепенно добирается до цели.
Например, ученик прочно запоминает, что Средиземное море следует искать на карте между Европой и Африкой, город Горький стоит на месте слияния Оки с Волгой. В каждом классе должна быть своя, определяемая программой система ориентиров. С целью закрепления навыка в пользовании системой ориентиров полезно требовать от учащихся, чтобы при показе объекта на карте они описывали его положение, начиная с ориентиров наиболее общих к частным.
Очень ценным в этом смысле является прием, когда учитель заставляет ученика рассказать, как следует находить заданный объект на карте. Ценность его в том, что учащиеся постигают внутреннюю логику определения географического положения, усваивают навыки связного чтения картографического текста, овладевают правильной терминологией и вообще развивают речь и мышление. Важно также, что такой прием дает возможность ученикам следить за положением описываемого объекта на основе словесного описания. «Правильное географическое определение местоположения не только на карте, но и словами служит показателем умелого преподавания географии», — говорит проф. В. П. Буданов.
Очень часто для облегчения запоминания места на карте учителя привлекают различные дидактические средства — флажк» и условные значки, шнурки и стрелки, две указки и др. Прикрепляя по ходу урока такие материалы к нужным местам карты, учитель фиксирует внимание учащихся на определенных пунктах, чтобы облегчить восприятие положения на карте изучаемого объекта. В отдельных случаях эта же задача успешно разрешается при помощи мелового эскиза на доске, показывающего нужный объект крупным планом. Эти приемы также содействуют закреплению в памяти взаимного размещения географических объектов на карте.
Работа по накоплению запаса прочно усвоенной географической номенклатуры не должна проводиться в отрыве от изучения самой географии. Механическое запоминание положения на карте какого-либо перечня географических объектов — малополезное занятие. Оно порождает формальное знание карты. Опытные учителя никогда не превращают эту работу в зубрежку или простые механические действия. Они всегда стремятся придать такой работе осмысленный характер.
Например, при изучении политической карты Европы в VI классе на уроке приходится запомнить много государств и их положение на карте. Ученикам дается задание сгруппировать государства по их положению: а) на материке; б) на островах и полуостровах; в) не имеющие выхода к морю; г) выходящие к Балтийскому и Северному морям; д) расположенные на побережьях Атлантического океана и Средиземного моря и т. п.
Ученики предупреждаются, что при ответе показывать надо будет по физической карте, что вместе с показом границ нужно называть и пограничные государства. Такого рода задачи требуют творческого подхода для их решения. В них номенклатура лишь подсобный элемент. Характер же заданий вызывает многократное повторение одного и того же государства в различных сочетаниях. Это обеспечивает прочность запоминания политического деления и способствует повторению части света в целом. В результате осмысленного решения подобных задач достигаются и глубокие знания и умение безошибочно, как бы автоматически показывать объекты на карте. Но такое автоматическое умение будет результатом большого творческого труда.
Как видим, лучшим средством для усвоения географической номенклатуры на карте является сама карта. Остановимся в связи с этим на характеристике некоторых специфических приемов использования карты в целях обучения ее знанию, где для этого применяются особые карты и специальные картографические работы. Речь пойдет о черчении и копировании карт, составлении картосхем и специальных карт, работе с контурными и немыми картами и некоторых других приемах.
Черчение и копирование карт под названием «конструктивного метода» очень широко применялось в русской школе во второй половине XIX века. Увлечение им было настолько большим, что все другие методы обучения отступали на второй план. Суть его состояла в том, что ученики рисовали картографические очертания объектов на память, по вспомогательным точкам и линиям. Работа эта в значительной степени механическая, что приводило к формальному знанию карты.
В начале XX века изменение взглядов на цели преподавания географии привело к почти полному отказу от этого приема обучения. На смену ему в школьную жизнь вошли черчение картосхем и работы с контурной картой. Однако и в наши дни черчение карт по памяти иногда применяется. Оно является ценным не только потому, что ведет к прочному запоминанию, но служит также средством борьбы с поверхностным рассматриванием рисунков, чертежей и карт, которое так распространено среди учащихся, способствует выработке очень ценного умения — выражать свои пространственные представления рисунком, чертежом, вообще — умения рисовать, чертить. Поэтому полностью отказываться от метода черчения карт, конечно, не следует. Очевидно, важно во всем соблюдать меру.
Черчение картосхем находит широкое применение в преподавании географии. Опытные учителя чертят их на доске по ходу изложения нового материала, подчас вовлекая в подобную же работу и учеников. В других случаях учащиеся по заданию учителя наносят на контур те или иные объекты. Такие простые картосхемы могут создаваться на уроке при изучении нового материала и дома в процессе работы над учебником. В. ряде случаев вычерчивание картосхем применяется при опросе учащихся.
Достоинство картосхемы состоит в том, что она отражает только самое главное, на что нужно обратить внимание. Кроме того, картосхему проще чертить, чем обычную карту. Черчение еще больше упрощается, если картосхема составляется на контурной карте или на заранее подготовленном контуре (для изготовления таких контуров используют трафарет).
Работы с контурными картами преследуют те же цели закрепления и проверки картографических представлений учащихся. Само черчение здесь сведено к минимуму, так как картографический контур страны на карте сохранен. Это упрощает дело и дает возможность легко привлечь всех учащихся к картографической работе. Она же состоит в большинстве случаев в том, что, ориентируясь по своим настольным картам, учащиеся находят на контурной карте, отмечают и надписывают названия у местоположения нужных объектов, например находят, обводят и надписывают реки, горы, города и т. п. Эти работы могут быть весьма разнообразны по форме и содержанию — от простого нанесения на контурную карту нужных объектов до творческой работы по составлению картосхем и специальных по содержанию карт. Разнообразны также формы применения этих карт для проверки знаний учеников.
Контурные карты удобны не только для составления схематических карт. По ним удобно проводить картометрические работы (измерение длин, площадей, направлений, прокладку маршрутов, нанесение точек по заданным координатам и т. п.), работы по установлению на карте природных и искусственных границ (выявление границ бассейна реки, географического ландшафта, административных единиц, промышленных округов, ареалов и т. п.) и др.
В настоящее время работы с контурными картами в качестве обязательных включены во все классы. В методической литературе отражен немалый опыт разнообразного применения этих карт в обучении. Контурные карты широко используются в преподавании географии в школах ГДР, Польши, Болгарии и других стран, где также имеются интересные приемы и формы работ с ними.
Немые карты — это обычно стенные физические карты, лишенные каких-либо надписей. Они широко применялись в школе в прошлом с целью закрепления и проверки знания географической номенклатуры.
В настоящее время такие карты, к сожалению, не издаются. Опыт работы лучших учителей показал несомненную полезность применения немых карт в обучении школьников пониманию, чтению и знанию карты. Все дело в том, как поставить работу с такой картой, а не в самой карте. Любой методический прием можно довести до абсурда, если его неправильно применять или злоупотреблять им. В прошлом применялись в нашей школе полунемые карты, на которых названия отмечались только начальной буквой или двумя-тремя начальными буквами. Находить на таких картах географические объекты легче, чем на обычной немой карте. В ГДР и других зарубежных странах немые карты широко используются в учебном процессе.
В заключение упомянем еще так называемую дежурную карту. Это обычная учебная стенная карта большого формата (чаще мировая или СССР), на которой флажками или значками отмечаются важнейшие текущие географические события. Знаки эти соединяются шнурками с кратким пояснительным текстом, прикрепляемым к краям карты. События текущей жизни, отмеченные на ней, постоянно привлекают интерес учеников к карте. Это способствует укреплению знания географической номенклатуры, развивает понимание карты и укрепляет навыки ее чтения.
Вообще учитель должен стремиться к тому, чтобы географическая карта как можно чаще была перед глазами учащихся. Например, полезно, чтобы стенная географическая карта постоянно висела в том классе, где ученики находятся на уроках, чтобы своя карта была у ученика и дома на стене около его рабочего уголка (кроме атласа, который должен быть у каждого ученика таким же непременным пособием, как учебник).
Полезным педагогическим приемом, ведущим к повышению картографических знаний, умений и навыков, являются разнообразные игры с картами, например картографическое лото, домино, игры на отгадывание объектов по их картографическим символам и контурам, по нахождению объектов на карте по образным словесным описаниям их, игры-путешествия по карте и т. п. К сожалению, в нашей методике почти совсем не разработан вопрос об использовании игр в учебной работе с картами. А между тем они могли бы стать мощным средством повышения картографической культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *