Что такое географическая проекция в географии 7 класс

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемКлавдия Чеченева

Похожие презентации

Презентация 7 класса по предмету «География» на тему: «Географические карты География 7 класс. Цели урока: Ознакомить учащихся со способами изображения земной поверхности. Обобщить знания о плане и карте.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Географические карты География 7 класс

2 Цели урока: Ознакомить учащихся со способами изображения земной поверхности. Обобщить знания о плане и карте. Сформировать знания о картографической проекции. Продолжить формирование умений работать с картой.

3 Проверка домашнего задания: 1. Назовите источники географической информации. 2. Что такое географическая карта? 3. Проверка описаний выбранных фотографий.

4 Географическая карта величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.

5 Исключительно важна роль карты в обучении географии. Карты содержат богатейшую информацию о нашей планете. По ним можно изучать взаимное расположение материков и кварталы городов, транспортные потоки между странами и маршруты перелета птиц. На некоторых картах можно увидеть дно океана, строение земной коры, ледниковые покровы прошлого и даже заглянуть в будущее.

6 Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.

7 Самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек и гор дает глобус. На карте же земная поверхность изображена с искажениями, так как нельзя выпуклую поверхность без разрывов наложить на плоскость.

8 Как же перейти от глобуса к карте, как перенести сферическую поверхность Земли на плоскость? На помощь приходит градусная сеть. (Вспомните: что называется градусной сетью?) С ее помощью по клеткам можно перенести с глобуса контуры материков, реки, города и другие точки по их географическим координатам.

9 Картографические проекции различаются по построению. В зависимости от способов переноса градусной сети с глобуса на плоскость карты бывают следующие проекции: азимутальные, цилиндрические, конические.

10 В зависимости от той или иной проекции меридианы и параллели, образующие картографическую сетку, принимают самый различный вид: они могут изображаться в виде то прямых, то кривых линий. Сеть параллелей и меридианов это основа, каркас любой карты, которая затем наполняется географическим содержанием. Рисунок 2 на с. 8 учебника наглядно показывает, как по-разному выглядит сеть меридианов и параллелей в разных картографических проекциях

11 Сущность картографических проекций хорошо отражена в четверостишиях картографа А. В. Гедымина: Изучая суть проекций, Надо помнить положение: С переходом сферы в плоскость Неизбежны искажения. Карты вовсе не безгрешны И в пределах разных норм Нарушают верность линий, Площадей, углов и форм.

12 Как же показывают на тематических картах различные по своему характеру события и явления? Картографы придумали много разных способов картографического изображения. Основные способы представлены на рисунке 3 учебника. Анализируя карты атласа и рисунок 3 учебника, учащиеся заполняют таблицу Способ картографического изображения Название карты Значки Линейные знаки Изолинии Качественный фон Ареалы Знаки движения

13 Географическая карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на поверхности при помощи условных знаков. Иногда для удобства использования карты объединяются в атлас. Задание 1. При помощи масштаба измерьте расстояние между Москвой и Берлином на физической карте полушарий, на физической карте России. Сравните получившиеся результаты. Физическая карта мира

14 Классификация карт Карты делят на группы по какому-либо одному признаку (рис. 4 учебника). Например, карты атласа можно разделить по охвату территории на такие группы: мировые карты и карты полушарий, изображающие поверхность всего земного шара; карты отдельных материков, океанов и их частей; карты стран и их частей; карты городов и районов.

18 По назначению научно-справочные предназначены для выполнения научных исследований и получения максимально полной информации; культурно-образовательные предназначены для популяризации знаний, идей; учебные используются в качестве наглядных пособий для изучения географии, истории, геологии и других дисциплин; технические отображают объекты и условия, необходимые для решения каких- либо технических заданий; туристские и др.

20 Домашнее задание: 1) изучить § 3; 2) ответить на вопросы 13; 3) выполнить задания 4 и 5.

Источник

Урок «Географические карты» 7 класс

Тема. Географические карты

I. Организационный момент

Что изучает география? Что означает слово «география» в переводе с греческого языка? Какие науки о Земле вы знаете?

Назовите наиболее важные географические открытия. Кто их осуществил?

Какое значение имеют географические карты в жизни людей?

Работа в динамических группах

Ш . Мотивация учебной и познавательной деятельности

История зарождения карты уходит в далекое прошлое, когда люди еще не имели письменности. Возраст некоторых найденных на скалах, на дереве или мамонтовой кости карт достигает 10-15 тыс. лет. Это свидетельствует о большую роль карт в жизни древних людей. Изменилась ли роль карты в жизни человека в наши дни? (Учащиеся приводят примеры, где используются карты в наши дни).

Научные истоки картографии берут начало в античной Греции. На первых картах древние греки изображали Землю в виде плоского круга, окруженного водой. Первым, кто построил сетка параллелей и меридианов и на их основе составил карту Земли был Эратосфен. Но отцом картографии считают Птоломея, что жил в г. Александрия во II ст.. На его карте были обозначены все известные на то время земли и для 100 объектов были определены координаты. По этой картой плавал Колумб.

Недостатком всех этих карт было не только то, что не были обозначены все существующие на Земле географические объекты, были искажены площади материков и стран, но и не возможно было точно определить расстояния, направления, углы. Первым, кто создал математически точную модель Земли на плоскости был Герард Меркатор, которого и сегодня называют королем картографии. Именно он основал в основу карт класть разные виды проекций, о которых сегодня на уроке и пойдет речь.

Основными вашими помощниками в изучении географии являются учебники и карты. «Карта — глаза и уши географа»,—эти слова Н. Н. Баранского подчеркивают значение географичес­ких карт для географии.

Существуют и другие источники географических знаний: аэрофотоснимки, космические снимки, филь­мы, коллекции полезных ископаемых, образцы почв, гербарии, географическая литература, художественная литература, средства массовой информации.

Географические карты различаются:

по охвату территории;

По охвату территории выделяют:

карты мира и полушарий;

карты материков и их частей;

карты стран и их частей.

крупномасштабные (масштаб 1:200 ООО и более);

среднемасштабные (масштаб 1:200 ООО —1:1 ООО ООО);

мелкомасштабные (масштаб 1:1 ООО ООО и менее).

Кроме карт есть другие источники географических знаний.

Масштаб карты тесно связан с охватом территории: большие участ­ки территории (океаны, материки и т. п.) обычно изображаются в мелком масштабе, меньшие — в среднем или крупном.

Зачем карты классифицируют? Классификация карт помогает выбрать именно ту карту, которая нужна для выполнения определенного задания, то есть содействует генерализации — одной из главных географических проблем. Генерализация (от фр. «обобща­ющий, главный») — процесс отбора главного, существенного, без лишних деталей, и его целеустремленное обобщение (определение К. Салищева).

Поэтому группы карт имеют в зависимости от своей генерализа­ции определенную особенность — неодинаковую степень подробно­сти изображения земного шара.

В последнее время произошли кардинальные изменения, кото­рые позволили дополнить полиграфические или рисованные карты их компьютерными версиями. Появился даже особый термин — геоинформационные системы (ГИС), которым обозначают особые электронные географические карты — многослойные изображения, часто трехмерные, с текстовым и звуковым сопровождением. Элект­ронные карты и атласы, которые содержат значительный объем раз­нообразной информации и позволяют воочию сопоставлять ее, что карты будущего, которые уже теперь помогают перестраивать географическую науку.

Картографическая проекция — это определенный способ перенесения меридианов и параллелей градусной сетки на плоскость и точным воссозданием географического положения любой точки зем­ной поверхности.

По виду вспомогательной геометрической поверхности

Картографические проекции в зависимости от вида использования вспомогательной геометрической поверхности называются азимутальними, цилиндрическими, коническими и поліконічними.

Конические проекц и и как вспомогательную геометрическую поверхность используют боковую поверхность конуса. Здесь тоже существует линия нулевых искажений. В поліконічних проекциях градусная сетка глобуса переносится на боковые поверхности нескольких конусов, которые потом с определенными математическими правилами разворачиваются в плоскость.

Поскольку наша планета является геоидом, ее поверхность не- возможно воспроизвести на плоскости географической карты та­ким образом, чтобы масштабы длин оставались постоянными на нссх участках карты и во всех направлениях. Поэтому возникают искажения, по характеру которых картографические проекции раз­деляют на равноугольные, равновеликие и произвольные. Рассмот­рим их.

Равноугольные проекции — это те, которые без искажения отображают величину углов. Такие проекции точно передают углы и формы земных объектов, но искажают плоскость и длину.

Равновеликие проекции — это те, которые сохраняют плоскость пропорциональной натуре, но нарушают подобие фигур.

Не существует проекции, которая бы одновременно была равно- усольной и равновеликой: соблюдение формы фигуры искажает плоскость, а соблюдение плоскости — форму. Поэтому существуют проекции, которые не являются ни равноугольными, ни равнове­ликими. Их называют произвольными и выделяют среди них еще.

Проектирование земной поверхности на плоскость имеет множество трудностей. Поэтому поверхность Земли или ее частей решили проектировать на какую-нибудь вспомогательную геометрическую поверхность.

Условные знаки — система символических графических обозначений ( знаков ), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик.

Рассмотрите рисунок 3. На нём показаны некоторые способы картографическо­го изображения. Внемасштабными значками можно показать местоположение важ­ных объектов, которые в масштабе выразить нельзя. Это могут быть значки место­рождений полезных иско­паемых, морских или речных портов, природных и культурных памятников и др. Линейными знаками показывают реки, дороги, границы государств.

С помощью площадных знаков показывают дей­ствительные размеры объ­ектов, которые выражаются в масштабе карты, напри­мер, озёра, лесные массивы.

Особые и очень важные знаки — изолинии, или ли­нии равных значений. С их помощью дают количест­венную характеристику яв­лений. Знакомые вам изо­линии — горизонтали. Час­то вы будете сталкиваться с изотермами — линиями одинакового значения тем­ператур воздуха и изобара­ми — линиями равных зна­чений атмосферного дав­ления.

Способом качественного (цветового) фона выделяют территории, однородные по какому-то признаку. В на­шем учебнике это показанные цветом типы литосферных плит, строение земной ко­ры, а в атласе, например, типы почв на почвенной карте.

Ареалами обозначают области распространения какого-нибудь явления (нап­ример, области распространения руд, обитания животных и растений), а знаками вижения (чаще всего в виде стре­лок) — перемещения в пространстве (например, ветров, течений и др.).

С картами, выполненными то­чечным способом, а также способами картодиаграммы и картограммы, вы познакомитесь в старших классах.

При изучении географии в 7 классе самые необходимые карты — физические (общегеографические) карты мира, материков, океанов и их частей, а также разно­образные тематические карты.

V. Закрепление изученного материала

А сейчас проверим, как вы поняли прочитанное.

1. Какую проекцию лучше применить при составлении навигационной карты?

2. Какую проекцию лучше использовать при построении карты Африки? Украины?

3. Какую проекцию лучше использовать при построении политической карты мира?4. Какую проекцию лучше применить при составлении карты Северного Ледовитого океана?

— Благодаря кропотливой работе многих поколений география накопила огромный арсенал знаний, представленных в различных источниках. Современные географические исследования базируются на новейших методах с использованием космических и компьютерных технологий, а также знаниях и достижениях других наук.

— Важнейшим средством научного познания в географии являются географические карты. Их делят по масштабу, охвату территории, содержанию и назначению. Карта является необходимым «наглядным приспособлением», разговаривающим со своим читателем языком условных знаков.

— На картах существуют искажении углов, площадей, форм, расстояний.

— По характеру искажений проекции бывают.

— Проектирование земной поверхности на плоскость осуществляется с помощью вспомогательной геометрической поверхности. По способу построения проекции бывают.

Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за.

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

• Заполнить таблицу «Классификация географических карт»

Источник

Урок по географии на тему » Географические карты» (7 класс)

Тема урока в 7 классе: Географические карты.

Цель: сформировать понятие «географическая карта», «картографическая проекция»

сформировать представления о многообразии географических карт; видах картографических проекций;

раскрыть значение географических карт в жизни человека;

сформировать представление о географических картах, как источниках получения географических знаний;

Предметные – должны знать понятие «карта», принципы ее построения, называть различи между видами географических карт;

Метапредметные – должны уметь пользоваться картами, находить и показывать на них географические объекты, сравнивать изображения на карте;

Личностные – осознавать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: физическая карта мира, атлас, учебник.

Назовите основные стороны горизонта.

Назовите промежуточные стороны горизонта.

Изучение новой темы

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с источниками географической информации.

Что мы должны узнать на уроке?

Что такое географическая карта?

Свойства географических карт.

Классификация географических карт.

Значение географических карт, как источника информации.

Что такое геоид? (шарообразная форма Земли, слегка сплюснутая у полюсов)

Какая пространственная модель в географии нам позволяет видеть шарообразную форму планеты? (глобус)

Считают, что первый земной глобус был создан ещё во II в. до н.э., но он не сохранился до наших дней.

Первый сохранившийся глобус был создан Мартином Бехаймом в 1492 году (год открытия Америки Колумбом). Глобус хранится в Нюрнберге (слайд).

Глобус – самая точная модель Земли, но на практике удобнее работать с географическими картами. Почему?

Как появились географические карты?

За много тысячелетий до нашей эры человек начал изображать окружавшую его местность. Эти первые картографические изображения служили для указания путей кочевки, мест удачной охоты, наиболее удобных переправ через реки.

В античном мире, когда начали развиваться торговля и мореплавание, искусство составления карт достигло большого развития. Одна из самых знаменитых карт Земли была составлена древнегреческим географом и астрономом Клавдием Птолемеем во II в. до н.э.

Сравните карту Птолемея с современной физической картой мира.

Какие географические объекты есть на обеих картах?

Какие географические знания можно получить, используя каждую из этих карт?

Древние римляне также широко использовали различные карты в практических целях. В начале средневековья, когда в Европе появляется компас, начинают составлять морские навигационные карты. Эти карты предназначались для мореплавателей. Поэтому на них очень точно изображалась береговая линия, а внутренняя часть материков оставалась пустой.

Только в эпоху великих географических открытий стали составлять карты, где были точно отражены различные части Земли. Первая русская карта под названием «Большой чертеж» была составлена в середине XVI века. К ней было сделано специальное приложение «Книга большому чертежу».

Так постепенно карты становились неотъемлемой частью человеческой деятельности и культуры.

Мы говорим о картах, а какое определение мы можем дать этому понятию? Что такое географическая карта?

Какую информацию можно получить из определения географической карты?

Какими свойствами обладает географическая карта?

Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю сравнить план местности и физическую карту полушарий.

Где местность изображается более подробна?

свойство – обобщение информации

свойство – более мелкий масштаб

Что обозначено зеленым цветом на плане местности? А что обозначают зеленым цветом на карте?

3- свойство – легенда карты

Вы, наверное, никогда не задумывались, что, если бы не было букв, мы бы никогда не смогли прочитать интересную книгу. Оказывается, также обстоит дело и с географической картой. На географических картах буквами являются условные знаки. Они помогают определять географические объекты и их характерные признаки. Условные знаки отличаются не только конфигурацией, но и цветом. Традиционные цвета для условных знаков – жёлтый, коричневый, синий и зелёный. Применяемая система условных знаков называется легендой карты.

Прежде чем рассматривать карту, сначала нужно изучить её легенду. Нужно понять, что обозначают на ней разные цвета, линии, кружки, символы и т.д. Таким образом, условные знаки – это символические обозначения для изображения объектов местности и их характеристик.

Разные объекты изображаются на картах разными способами. Поэтому есть очень много видов условных знаков. Давайте, рассмотрим основные условные знаки, которые применяются чаще всего на страницах школьного атласа.

Самый распространённый способ изображения на карте объектов и явлений – качественный фон. Если посмотреть на любую карту сразу в глаза бросается цветной фон. Качественный фон – это и есть цвет. Цветом на карте можно обозначить объекты или явления, занимающие значительную площадь. В пределах этой площади объект имеет сплошное распространение. Примером карты, выполненной с использованием качественного фона, может быть политическая карта мира. Каждый цвет на ней соответствует определённой стране, но сам по себе цвет ничего не обозначает, он используется для выделения территории определённой страны.

Другой пример физическая карта. На ней цветом показаны участки земной поверхности, имеющие разную абсолютную высоту над уровнем моря. Это и низменности, и возвышенности, плоскогорья и горы.

Чтобы отмечать на карте какие-либо важные объекты, имеющие небольшие размеры, используется способ изображения – значки. С помощью значков можно изображать: города, месторождения полезных ископаемых, заповедники, морские порты и т.д. Значки точно привязаны к поверхности Земли и имеют точно определённое местоположение.

Чтобы показать на географических картах географические явления используют знаки (или линии) движения. С помощью линий движения можно показать направление движения. Например, линии движения обозначают на карте направления морских течений и ветров.

Многие карты сопровождаются дополнительной разнообразной информацией. Эта информация помещается в отдельных рамках, которые называются врезками. На врезках могут быть представлены рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотографии.

ВЫВОД: легенда карты зависит от цели создания карты. Цель определяет содержание карты, то есть то, что на ней изображается.

Какие бывают географические карты? (работа с текстом учебника)

Г е о г р а ф и ч е с к и е к а р т ы

по масштабу по пространственному охвату по содержанию

Слово «атлас» введено Герардом Меркатором в XVI в.

4.Самостоятельное применение знаний: изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу (по вариантам)

5. Проверочная работа Укажите верные утверждения

6.Подводим итоги урока

Какую тему мы сегодня изучили?

Каково значение географических карт? Людям каких профессий особенно нужны карты? А нужны ли карты нам?

Можно ли считать карту источником географической информации?

Чему научились на уроке?

Кто доволен сегодня своей работой? (слайд)

ВЫВОД: Известный английский писатель Р. Л. Стивенсон писал: « Говорят, некоторые люди не интересуются картами — я с трудом этому верю». Старые ли карты, компьютерные ли их изображения — все они являются орудием познания и средством, позволяющим людям взаимодействовать друг с другом. Карта — выдающееся создание человеческой мысли.

Дом. задание: п.3, ответить на вопросы после параграфа; написать эссе «Почему географическую карту часто называют «вторым языком географии»?»

Источник

Презентация по географии на тему «Географические карты!» (7 класс)

Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Картинка про Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Фото Что такое географическая проекция в географии 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Географические карты Презентация к уроку 7 класса Учитель Шахова О.Б. Центр Образования № 1403 г.Москвы К учебнику под ред. А.И. Алексеева

Виды изображений земной поверхности: Какие различия в изображении? Глобус Карта

Почему возникают искажения при изображении

Картографические проекции это математические способы изображения на плоскости поверхности земного шара (эллипсоида, геоида)

Виды картографических проекций: цилиндрическая, коническая, азимутальная

Условные знаки карты: Значки Линейные знаки Изолинии Качественный фон Ареалы Знаки движения Картодиаграммы Картограммы

Условные знаки карты: Значки Линейные

Условные знаки карты: Качественный фон Изолинии

Условные знаки карты: Ареалы (ареал обитания журавля) Знаки движения

Условные знаки карты: Картодиаграммы Картограммы

Классификация географических карт По охвату территории По содержанию По масштабу Карты мира Общегеографи-ческие Мелкомасштабные Карты материков, океанов и их частей Тематические Среднемасштабные Карты стран и их частей Крупномасштабные

Практическая работа. Задание № 1 Определите географические координаты г. Москвы. Найдите ее местоположение на глобусе. Определите расстояние от Москвы до Северного полюса, экватора, нулевого меридиана в градусной мере и в километрах. Результаты вычислений запишите в тетрадь в виде таблицы.

Результаты вычислений запишите в тетрадь в виде таблицы: Материал для справок: Длина 10 меридиана = 111 км Длина 10 по 45-й параллели = 63,8 км Москвас.ш., в.д. Расстояние В градусной мере В километрах До Северного полюса До экватора До нулевого меридиана

Практическая работа. Задание № 2 Пользуясь физической картой атласа, на мировой контурной карте проложите маршрут путешествия: Москва – Париж – Мехико – Токио – Дели – Москва. За время путешествия определите: Географические координаты мест остановок; Абсолютную и относительную высоту мест остановок; Направления и расстояния от пункта к пункту. Результаты работы отразите на контурной карте.

Домашнее задание § 3 ; ответить на вопросы стр.10, выучить определения

Источники: 7 класс. Академический учебник «География.7 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2013. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» для 7 класса, автор В.В. Николина. Просвещение, 2013. Атлас по географии для 7 класса. Издательство «Картография». https://www.google.ru/search?q http://www.krugosvet.ru/

Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Картинка про Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Фото Что такое географическая проекция в географии 7 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Картинка про Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Фото Что такое географическая проекция в географии 7 класс

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Картинка про Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Фото Что такое географическая проекция в географии 7 класс

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Картинка про Что такое географическая проекция в географии 7 класс. Фото Что такое географическая проекция в географии 7 класс

Презентация позволяет учителю в наглядной форме представить значимую информацию об основных видах картографических проекций и способах создания карт, дать сравнительную характеристику основных видов изображения поверхности и условных знаков в легенде карты. Презентация способствует концентрации внимания учащихся на наиболее значимых понятиях.

Информация на слайдах располагается в порядке объяснения темы в соответствии с учебником. Каждый слайд представляет собой информационный модуль, логически связанный с темой учебного занятия, и работает на общую идею презентации.

Использование презентации позволяет вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, пробудить интерес к предмету изучения и к географии в целом, активизировать поиск дополнительной информации, благодаря чему создаются условия для понимания ими сущности изображения поверхности, появления устойчивого интереса к предмету, формирования познавательно-информационной компетенции.

Элементы на слайдах появляются автоматически в определенной последовательности. Смена слайдов осуществляется по щелчку.

Управление презентацией может быть изменено в зависимости от целей занятия и решаемых образовательных задач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *