Что такое геометрическая интерпретация множеств
Геометрическая интерпретация множества действительных чисел. Окрестность точки
Определение 1.11.
Прямая, на которой выбраны направление, начало отcчета точка O и масштаб, называется числовой осью. Между действительными числами и точками числовой оси существует взаимно-однозначное соответствие: числу m∈R соответствует на оси точка M с абсциссой m. И обратно, каждой точке M числовой оси соответствует число m∈R абсцисса этой точки. Точка M лежит справа от точки O, если m>0 слева от точки O, если m˂0 совпадает с точкой O, если m=0. Поэтому действительные числа часто называют точками, что позволяет геометрически изображать числовые промежутки на числовой оси.
Определение 1.12.
Любой интервал числовой оси, содержащий данную точку a, называют окрестностью этой точки и обозначают O(a). Если этот интервал симметричен относительно точки a и имеет длину 2ε, то его называют ε− окрестностью точки a и обозначают Oε(a). Очевидно, что любая точка x∈Oε(a) удовлетворяет неравенствам a−ε˂x˂a+ε.
Определение 1.13.
Правой (левой) δ− полуокрестностью точки a называют интервал a˂x˂a+δ (a−δ˂x˂a) и обозначают O+δ(a) (O+δ(a))
Определение 1.14.
Окрестность точки a без самой точки a называют проколотой окрестностью этой точки и обозначают O(a)\a.
Определение 1.15.
Определение 1.16.
Точка a называется внутренней точкой множества A, если существует окрестность этой точки, содержащая точки только этого множества и не содержащая точек, не принадлежащих множеству A. Точка a называется граничной точкой множества A, если любая ее окрестность содержит как точки, принадлежащие множеству A, так и точки, не принадлежащие множеству A.
Например, x=1 для полуинтервала [0,2) есть внутренняя точка, x=0, x=2 граничные точки, причем точка x=0 принадлежит данному полуинтервалу, а точка x=2 не принадлежит.
Понятие множества, геометрическая интерпретация числовых множеств на числовой прямой
МАТЕМАТИКА (ТЕОРИЯ)
Профиль – начальное образование)
Пояснительная записка
Данный УМК разработан длястудентов – заочников направления «Педагогическое образование» по профилю «Начальное образование». По учебному плану на изучение «Математики» выделено всего 14 аудиторных часов, в течение которых преподавателю необходимо ознакомить студентов с теоретическими основами курса математики начального образования.
Запланированных 4 часов лекционных занятий достаточно только для краткого ознакомления с задачами изучения курса, рекомендации списка учебной литературы.
В дополнение к существующей учебной литературе для подготовки учителя начального образования по математике автор разработанного УМК предлагает необходимый, на его взгляд, теоретический материал по дисциплине «Математика».
Предложенный курс разбит на темы, в процессе изложения содержания тем выделены отдельные пункты, не предполагается никаких почасовых ограничений, материал предназначен в основном, для самостоятельного изучения курса математики.
Понятие множества, геометрическая интерпретация числовых множеств на числовой прямой
Операции с числовыми множествами (объединение, пересечение, разность).
Декартово произведение множеств
ТЕМА II – ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕКСОЙ ЛОГИКИ
1. Понятие высказывания, логической операции с высказываниями.
Операции отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, импликации,
Эквиваленции.
Свойства логических операций.
Понятие предиката с одной переменной.
Операции отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, импликации,
Эквиваленции
(а) Логической операции «отрицание высказываний» соответствует логическая связка «не». Если высказывание А – истинно (т.е. А=1), то, утверждая, что А ложно, получаем новое высказывание, отрицание А, обозначается . При этом, если А=1, то
=0, если А=0, то
=1. Отрицание высказывания часто строится при помощи слова «неверно».Например, пусть А:
«Санкт – Петербург расположен на Неве» (А=1), тогда : «неверно что Санкт – Петербург расположен на Неве», или «Санкт – Петербург не расположен на Неве» (
=0). Все значения заданных и полученных высказываний сводятся в одну таблицу, таблицу истинности, которая позволяет ввести формальное определение операции.
Опр.2. Отрицаниемвысказывания А называется новое высказывание (неверно, что А), истинность которого задается таблицей (табл 1)
А | |
Опр.3. Конъюнкцией двух высказываний А и В называется новое высказывание С=A B, полученное соединением этих высказываний посредством связки «и» (
), истинность которого определяется таблицей (Табл 2):
А | В | A |
Таблица показывает, что конъюнкция истинна только тогда, когда истинны оба высказывания, в остальных случая конъюнкция ложна.
Пример 1. Пусть имеем два высказывания А и В.
А: 5 3, В=0, по таблице истинности дизъюнкция A B:
(2=3) (2>3) – ложна, как дизъюнкция двух ложных высказываний.
Опр.5.Импликациейдвух высказываний А и В называется новое высказывание С=(A B), полученное соединением этих высказываний посредством связки «если…то» (
), истинность которого определяется таблицей (Табл 4)
A | B | A |
Таблица показывает, что импликацияистинна всегда, кроме значения 0 в строке в которой имеется число 100.
Символическая запись «A В» читается:
Замечание 2: В обыденной жизни под выражением «если А, то В» обычно подразумевается тот факт, что если произойдет событие А, то произойдет и событие В. В математической логике это не всегда так. Для двух высказываний А (А: 10:5=2) и В (В: на улице холодно) можно построить импликацию «A В» (если 10:5=2, то на улице холодно). Истинность таких импликаций проверяется по таблицам истинности, однако с точки зрения здравого смысла такая импликация не имеет смысла.
Замечание 3: в изучении логических законов при введении для рассмотрения нового объекта А часто используется выражение «для любого А», для краткости это выражение записывается символически « А». Смысл этого символа рассмотрим позже.
Рассмотрим случай применения понятия импликации в курсе математики.
Пусть А: «Четырехугольник MNPQ – параллелограмм»
В: «Диагонали четырехугольника MNPQ в точке пересечения делятся пополам».
Импликация A В: «Если четырехугольник MNPQ параллелограмм, то его диагонали в точке пересечения делятся пополам».
Если А=1 и В=1, то (A В)=1 – получили известную теорему из курса геометрии основной школы.
С помощью таблиц истинности можно доказать логические формулы:
1.
2.
(д) Логической операции «эквиваленция» соответствует логическая связка «равносильно», «равнозначно», ее символ , A
B – обозначение эквиваленции высказываний А и В.
Опр.6. Эквиваленциейдвух высказываний А и В называется новое высказывание С=(A B), полученное соединением этих высказываний посредством связки «равносильно» (
), истинность которого определяется таблицей (Табл 5)
A | B | A |
Таблица показывает, что эквиваленция истинна тогда, когда оба высказывания имеют одинаковые значения истинности. Выражение A B читается:
— А тогда и только тогда, когда В.
Пример 1.
1). Выберем объекты исследования:
Множество натуральных чисел: N= | Множество множеств: М= < |
2). Введем операции с элементами в каждом множестве:
Сложение натуральных чисел: a+b | Объединение множеств: |
3). Введенные операции во множествах M и N обладают свойствами:
4). Введем отношения в множествах N и M:
Равенство натуральных чисел: а=b | Равносильность множеств: |
5). Введенные отношения во множествах M и N обладают свойствами:
1) a=а – рефлексивности отношения равенства; 2) (а=b) | 1) |
Рассмотренный пример показывает, насколько сходны свойства некоторых операций и некоторых отношений во множествах различной природы. Такого рода свойства отношений, структуру связей математических объектов ученые абстрагируют и изучают.
ТЕМА V – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Признак делимости.
1. Выберем два числа: , разложим число «а» по основаниям системы счисления – числа 10:
(1) и будем искать условие, при котором
.
1) Разделим на число «b» каждую из разрядных единиц числа «а»: :
—
— неполные частные;
—
— остатки от деления степеней 10 на число «b».
2) Подставим результаты деления в соотношение (1):
3) Обозначим S= — это сумма произведений чисел, обозначаемых цифрами
числа «а», на остатки от деления соответствующих степеней 10 на число «b».
4) , число
делится на число «b», поэтому «а» разделится на число «b», если на «b» разделится число «S».
1. Понятие функции одной переменной.
2. Свойства функции y=f(x.
3. Прямая пропорциональная зависимость величин.
ТЕМА VIII – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРАВНЕНИЙ
Числовые выражения.
Числовые выражения
Опр.1. Математическим выражением называется последовательность букв латинского алфавита, чисел, знаков действий и скобок. Например, .
Если выражение состоит только из чисел, то выражение называется числовым, если выражение содержит буквы, то оно называется выражением с переменными. Например, -выражение числовое,
-выражение с двумя переменными. Значением числового выражения называется число, полученное в результате последовательного выполнения операций, указанных в выражении. Например, значение выражения
равно
, а значения выражения
не существует, так как на нуль делить нельзя.
Значениями переменной называются числа, которые можно подставить в выражение вместо переменной. Множество таких чисел называется областью определения выражения. Например, в выражение вместо
можно подставлять любые числа
; в выражение
любые числа
, кроме
, так как при этом в знаменателе получаем число нуль.
Пусть -два числовых выражения. Соединим их знаками равенства (=) или неравенства (>, 0 такое, что
— свойство инвариантности (неизменности).
Длина отрезка как величина
Пусть задано некоторое множество отрезков S=<a,b,c,…m>, Введем в этом множестве отношение , означающее равенство отрезков a=b, выражение
означает, что отрезок «а» состоит из отрезков «b» и «с». обозначим через
некоторое положительное действительное число, назовем его мерой отрезка «а».
Опр. 3. Число называется длиной отрезка
, если для
можно поставить в соответствие некоторое число
так, чтобы выполнялись условия:
(1)
=
);
(2)
; (свойство аддитивности);
(3) — существует единичный отрезок «е», которому сопоставляется число единица;
(4) если для отрезков множества S существуют два единичных отрезка «е» и «f», то можно найти такое число , что
(свойство инвариантности).
Например, е=1см, f=1м, и пусть см,
м, тогда
, т.е. к=0,01.
Из предыдущего имеем следствия:
1) — при замене единичного отрезка «е» на равный ему единичный отрезок «f» длина отрезка не изменится.
2) — если меры отрезков одинаковы, то отрезки измерены одним и тем же единичным отрезком.
МАТЕМАТИКА (ТЕОРИЯ)
Профиль – начальное образование)
Пояснительная записка
Данный УМК разработан длястудентов – заочников направления «Педагогическое образование» по профилю «Начальное образование». По учебному плану на изучение «Математики» выделено всего 14 аудиторных часов, в течение которых преподавателю необходимо ознакомить студентов с теоретическими основами курса математики начального образования.
Запланированных 4 часов лекционных занятий достаточно только для краткого ознакомления с задачами изучения курса, рекомендации списка учебной литературы.
В дополнение к существующей учебной литературе для подготовки учителя начального образования по математике автор разработанного УМК предлагает необходимый, на его взгляд, теоретический материал по дисциплине «Математика».
Предложенный курс разбит на темы, в процессе изложения содержания тем выделены отдельные пункты, не предполагается никаких почасовых ограничений, материал предназначен в основном, для самостоятельного изучения курса математики.
Понятие множества, геометрическая интерпретация числовых множеств на числовой прямой
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.