Что такое геометрия для детей

Изучаем геометрические фигуры: игры для детей дошкольного возраста

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детей

Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. В этой статье мы поговорим о том, как помочь дошкольнику запомнить геометрические фигуры, как правильно организовать игры для обучения геометрии, а также о том, какие материалы и пособия можно использовать для развития математических способностей малыша.

В каком возрасте можно начинать изучать геометрические фигуры?

Многих родителей посещает вопрос, нужно ли маленьким детям знакомиться с геометрическими фигурами. Специалисты считают, что занятия в игровой непринужденной форме оптимально начинать с 1,5 лет. До этого возраста уместно проговаривать ребенку названия форм предметов, с которыми малыш встречается в реальной жизни (например, «тарелка круглая», «стол квадратный»).

Знакомя ребенка с геометрическими фигурами, ориентируйтесь на его реакцию. Если малыш начал проявлять к ним интерес в раннем возрасте (играя с сортером или рассматривая картинки), поощряйте его любопытство.

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детей

В 2 года малыш должен уметь различать:

К 3 года к ним можно добавить:

В более старшем возрасте ребенок может запомнить такие фигуры, как трапеция, пятиугольник, шестиугольник, звезда, полукруг. Также дети, посещающие Монтессори-центр «Созвездие», с интересом знакомятся с геометрическими телами.

Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры?

Обучение ребенка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как малыш запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребенку круглые предметы, пощупайте их, пусть малыш проведет по ним пальчиком. Также можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше малыш его запомнит.

Для знакомства с формами можно использовать объемные фигуры. Это могут быть делали конструктора, сортера, шнуровки, рамок-вкладышей. Так как в раннем возрасте наиболее развит наглядно-действенный тип мышления, то различные действия с фигурами помогут лучше их запомнить.

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детей

Как дети разного возраста воспринимают геометрические фигуры

Операции, которые ребенок может производить с геометрическими фигурами, и то, как он воспринимает формы, зависят от возраста малыша. В соответствии с возрастными особенностями, можно выделить следующие этапы обучения:

В независимости от возраста малыша старайтесь обращать его внимание на формы окружающих предметов и сопоставлять их с известными геометрическими фигурами. Это можно делать дома и на прогулке.

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детей

Игры для изучения геометрических фигур

Чтобы ребенку было интересно, обучение геометрическим фигурам должно происходить в игровой форме. Следует также подбирать яркие и красочные материалы для занятий (их можно приобрести в магазине или сделать своими руками). Вот некоторые примеры игр и пособий для изучения геометрических фигур:

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детей

Кроме того, для изучения геометрических фигур можно использовать развивающие мультфильмы. Вот один из них:

Выводы

Обучение основам геометрии в дошкольном возрасте является важной частью формирования у ребенка математических и сенсорных представлений. Знакомство с фигурами должно происходить постепенно (сначала простые фигуры – круг, квадрат, треугольник). Чтобы малышу было интересно, занимайтесь изучением геометрических фигур в игровой форме. Вашими помощниками в этом могут стать такие развивающие пособия, как рамки-вкладыши, мозаики, лото, сортеры, наборы геометрических фигур и тел, трафареты. Изучать геометрические фигуры можно и на улице: просто проговаривайте с ребенком, что вы видите вокруг и на какие фигуры похожи эти предметы. Тогда малыш обязательно научится различать геометрические фигуры и запомнит их названия.

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детей

Заключение

Для всестороннего и гармоничного развития каждого малыша в детском центре «Созвездие» специально создана Монтессори-среда. В процессе свободной работы в ней дети не только знакомятся с основами геометрии, но и развивают свои познавательные процессы, мелкую моторику, учатся писать, читать, считать. Кроме этого Монтессори-среда дает ребенку возможность в полной мере проявить самостоятельность и ответственность. Будем рады видеть Вас и Вашего малыша у нас в центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Источник

Конспект серии занятий «Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет»

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детей Елена Вахрушина
Конспект серии занятий «Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет»

Конспект

серии занятий

«Знакомство с основами геометрии детей 5-7 лет»

С давних времен людям необходимо было размечать земельные участки под поля, дороги, строения. Так родилась геометрия, что в переводе с греческого языка означает землемерие. Без знания геометрии невозможно построить дома, дачи, создать машины, мебель, одежду, игрушки и многое другое.

Данная серия занятий позволит

познакомить дошкольников в возрасте 5-7 лет с основными понятиями геометрии на плоскости и в пространстве,

— формировать геометрическое и логическое мышление,

— активизировать творческое мышление, побуждать к поиску нестандартных решений сложных математических задач,

— вырабатывать внимательность и привычку к продолжительной умственной работе.

Предлагаемые задания можно использовать как часть занятия по ФЭМП.

Совенок и Сова – игрушки;

Для каждого ребенка: ндивидуальная тетрадь, линейка;

На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о маленьком Совенке.

Однажды он услышал незнакомое слово ГЕОМЕТРИЯ. Ему стало очень интересно, что это такое, и он побежал к маме – Мудрой Сове.

Воспитатель: Как вы думаете, на что похожи точки, если их очень много? (ответы детей).

Задание: Откройте чистый лист бумаги, нарисуйте точки.

Воспитатель: Посмотрите друг у друга, расскажите, о чем вы думали, когда рисовали? (рассуждения детей).

Воспитатель: Вот это да, точки то у всех получились разные!

Задание: А сейчас попробуйте соединить все свои точки, не отрывая карандаш от бумаги.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на линию, которую каждый из вас нарисовал. Какая она? (Кривая). На этой линии можно отметить еще много точек другого цвета. Кто хочет пробовать? (самостоятельная работа).

Воспитатель: А теперь слушайте сказку о Совенке дальше.

Совенок очень обрадовался, когда у него получилась прямая линия,и даже быстро сочинил стихотворение: «Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз!».

Задание: Ребята, вы тоже возьмите карандаш и линейку и нарисуйте прямую линию. Сначала поставьте 2 точки, потом с помощью линейки соедините их (самостоятельная работа).

А теперь попробуйте продолжить эту прямую линию вправо от правой точки и влево от левой точки насколько это возможно.

Подумайте, где же конец у прямой линии.Приходим к выводу:

Без конца, без края –

Хоть сто лет по ней иди,

Не найдешь конца пути.

Совенок и Сова – игрушки;

Для каждого ребенка: линейка, ножницы, набор счетных палочек;

На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек, полоски бумаги, ленточки, веревочки разной длины.

Ход занятия:

Воспитатель: В прошлый раз я рассказала вам сказку о Совенке, про маму Сову и про страну Геометрию. А что же было дальше, на следующий день?

Мама Сова была занята своими делами на кухне, а нетерпеливый Совенок отправился в страну Геометрию один. И, конечно же, заблудился. Тут он повстречал одну очень любопытную Точку.

Она тоже хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит (слайд №5): «Как эта линия называется? (Прямая или кривая? Длинная или короткая) (Ответы детей).

И отправились они в путешествие вдвоем.

Пошли они вместе по прямой линии. Шли-шли, устали.Остановились и говорят: «Долго ли мы еще будем идти? Скоро ли конец прямой?»

Что вы ответите им ребята?

Дети: «Без конца, без края –

Хоть сто лет по ней иди

Не найдешь конца пути».

Воспитатель:Опечалились Точка и Совенок: «Как же нам быть? Так идти без конца?».

Тут появились ножницы, щелкнули перед самым носом и разрезали прямую с одной, а потом и с другой стороны.

Задание: Ребята, возьмите ножницы и сделайте отрезок из полоски бумаги.

Воспитатель: Поднимите то, что у вас получилось.

Воспитатель: Отрезок – часть прямой, которая ограничена с двух сторон.

Воспитатель: А кто нам расскажет, чем отличается прямая от отрезка? (есть ли концы у прямой, сколько концов у отрезка).

Воспитатель: Ножницы разбросали отрезки повсюду.

А Точка нарисовала кружочек, и получилось солнышко с разными лучиками.

Воспитатель: В это время Точка все играла с отрезками, потом она спросила у Ножниц, как можно определить, какой из отрезков самый длинный, а какой самый короткий?

Как вы думаете, что ответили Ножницы? (рассуждения детей, самостоятельная работа по сравнению отрезков разной длины).

Вывод: Отрезки можно измерять путем приложения или наложения друг на друга.

Тема 3: «Разнообразие линий и отрезков».

Материал: Совенок и Точка – игрушки;

Для каждого ребенка: альбомный лист, ножницы.

На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек, кистей для рисования разного размера, гуашь, шерстяные нитки, полоски цветной бумагн, клей ПВА, влажные салфетки и т. д.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы опять будем путешествовать с нашими старыми знакомыми Точкой и Совенком. Значит, как можно назвать всех нас? (путешественники). А тот, кто много путешествует, часто фотографируют красивые уголки земного шара.

Посмотрите, какие снимки сделали наши знакомые: слайд №7, 8 (смена снимков по клику).

Воспитатель: Природа нашего земного шара очень разнообразна, ее нужно беречь, чтобы эту красоту могли увидеть и другие поколения.

А линии и отрезки можно увидеть не только в природе, но и в нашей комнате.

Задание: найдите вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, широкие, узкие и т. д.

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные! А сейчас попробуйте на своем листе бумаги порисовать с помощью разных линий и отрезков (самостоятельная работа, рассматривание, обсуждение рисунков).

Тема 4: «Знакомство с углами».

Материал: Совенок и Точка – игрушки;

Для каждого ребенка: рисунок города из геометрических фигур, набор цветных карандашей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Геометрии. А наши друзья Совенок и Точка еще не встретились сегодня. Давайте привезем их сюда на машинах.

Обыгрывается ситуация: одна машина везет Совенка, другая Точку (соответственные движения детей). Друзья встречаются в одной точке, здороваются, дети садятся за столы, см. Слайд №9.

Воспитатель: Посмотрите, это 2 дороги, по которым ехали наши машины. В одной точке дороги пересеклись, образовался угол.

А Совенок предлагает найти в нашей группе, где спрятались углы? (самостоятельная работа).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь посмотрите на картинки у вас на столах, это задание вам от мамы Совы. Она хочет, чтобы вы внимательно рассмотрели рисунки, нашли все углы, геометрические фигуры, аккуратно разукрасили все, что видите, а потом мы побеседуем (самостоятельная работа).

Воспитатель: Итак, все вы справились с этим заданием, молодцы. А кто догадался, как называется этот город, который изображен на ваших рисунках? (город Геометрии).

Тема 5: «Знакомство с кругом».

Материал: Точка – игрушка;

Для каждого ребенка: набор геометрических фигур, индивидуальная тетрадь, набор цветных карандашей, линейка.

На каждом столе: набор предметов круглой формы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам снова пришла в гости Точка. Давайте ей расскажем, что мы знаем о стране Геометрии (Геометрия – это точки, линии, отрезки, углы, треугольники, четырехугольники).

Точка: Хорошо, что вы это запомнили, но страна Геометрия очень большая и разнообразная. Ее населяет множество геометрических фигур. О некоторых вы уже знаете, но давайте пойдем дальше и познакомимся с еще одним удивительным жителем этой страны, см. Слайд №10. Это круг. Он бывает большой, средний, маленький.

Как вы думаете, как можно нарисовать ровный круг? (рассуждения детей).

Задание: Нарисуйте на чистом листе бумаги – круг и закрасьте его.

Воспитатель: Молодцы, задание выполнили аккуратно.

Посмотрите, пожалуйста, вокруг, а есть ли еще у нас в комнате предметы, похожие на круг (Ответы детей).

Воспитатель: Теперь послушайте внимательно (Слайд №11). Все, что закрашено – это круг, а линия, которая идет по краю круга – называется окружность.Давайте поиграем: я называют цвет круга, а вы цвет окружности. А теперь называйте вы цвет окружности, а я буду называть цвет круга.

Точка: а я знаю новую загадку, ребята, попробуйте отгадать о чем она?

«У круга есть одна подруга

Знакома всем ее наружность!

Она идет по краю круга

И называется (окружность)».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли в круге нарисовать треугольник? Попробуйте нарисовать его. А можно ли нарисовать в круге четырехугольник? (Дети выполняют задание). Какие четырехугольники получились? Как их можно назвать? (Квадрат, ромб, прямоугольник). Как вы это делали? (ставили точки на окружности, соединяли их с помощью линейки. Сколько точек поставишь, такая фигура и получится).

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детейФотоотчет о серии занятий с детьми по исследовательской деятельности «Юные экологи» Серия занятий с детьми по исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, наблюдения, игры, рисунки, поделки, зарисовки по охране.

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детейЦикл коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего возраста из серии «Что я вижу?», «Что я слышу?», «Что я чувствую?» КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия «ЧТО Я ВИЖУ?» (старший возраст) Цель: коррекция и развитие психических процессов через разные.

Конспект НОД по теме «Знакомство с профессией эколог» для детей 5–6 лет Цель: Формировать представления о профессии эколог Задачи: 1. Дать представления о профессии эколог. 2. Дать знания о том, что профессия.

Конспект ООД «Знакомство с книгой А. Барто «Игрушки» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 2–3 лет Цель: Сформировать у детей интерес к книгам. Задачи: Познакомить детей с книгой А. Барто «Игрушки». Развивать интерес к книгам и рассматриванию.

Конспект занятий по физической культуре для детей от 2 до 3 лет Программное содержание: упражнять детей в ходьбе по ограниченной плоскости, упражнять детей в действиях с предметами,ползании на четвереньках,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей 6–7 лет «Знакомство с далёким Севером» Цель: знакомить детей с природой и жизнью людей на Севере, развивать активный словарь детей, обогащать речь детей прилагательными, правильно.

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детейЛепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся.

Программа занятий кружка «Детская лаборатория» в старшей группе для детей 5–6 лет Управление дошкольного образования Администрации г. Глазов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детейРазработка серии занятий для подготовительной группы «Откуда хлеб пришел» «Откуда хлеб пришел» Задачи: • Формировать интерес к самостоятельному познанию, о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. •.

Ознакомление детей с основами правил дорожного движения Правила дорожного движения обязаны знать все его участники – водители и пешеходы, взрослые и дети. Незнание этих правил не освобождает нас.

Источник

Путешествие в волшебную страну Геометрия (подготовительная группа)

Презентация к уроку

Материалы и оборудование: медиапроектор, ноутбук, воздушные шары с геометрическими фигурами, музыкальное сопровождение.

Для детей: счетные палочки, геометрические фигуры, карточки для игры “Заплатки”, цветные карандаши для игры “Дорисуй”.

Ход занятия

(Включается медиапроектор с изображением грустных геометрических человечков).

Слайд 1. Воспитатель читает обращение геометрических человечков к детям:

У нас в стране Геометрии случилась беда, злая волшебница заколдовала наших жителей и теперь они не могут выйти из своих домиков.

Мы очень рассчитываем на вашу помощь! Чтобы снять заклятие нужно выполнить математические задания”

— Я тоже думаю, что вы справитесь. Как вы думаете, кто живет в этой стране? (Ответы детей).

— А на чем можно отправиться в эту страну, транспорт должен быть сказочным! (Ответы детей).

— Дайте подумать, а если мы отправимся на ковре-самолете? Ковер у нас есть! (Показывает).

Игра “Хорошо-плохо”

Ковер-самолет:

И так взлетаем! (Играет волшебная музыка).

(Под музыку выполняют движения, изображающие полет).

(Влетают несколько воздушных шариков с геометрическими фигурами).

— Как вы думаете, кто живет в этом домике? (Треугольники).

— Сколько треугольников смотрят в окно? (4).

— Что мы можем сказать о треугольниках? (Они разного цвета и размера).

— Какого цвета треугольники? (Красные и синие).

— Каких больше, каких меньше? (Равное количество).

— Сколько сторон у треугольника? (3).

— Сколько углов у треугольника? (3).

— составьте 2 равных треугольника из 5 палочек,

— составьте 3 равных треугольника из 7 палочек.

— Молодцы справились с заданием, посмотрите, у домика открылась дверь, кто это нас встречает? Слайд 5. (Треугольный человечек).

(Воспитатель подводит детей к паласу, на котором лежат осколки из геометрических фигур).

— Ребята, вам нужно собрать эти осколки!

(Дети делятся на две команды и собирают треугольник и квадрат).

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детей

— Ребята, отгадайте загадки и разложите отгадки на листе бумаги:

(Дети садятся за столы и располагают ответы, на загадки располагая их на листке в заданном воспитателем порядке).

Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины. (Квадрат).

Нет углов у меня
И похож на блюдо я. (Круг).

Четыре угла и четыре стороны,
Мои стороны разной длины:
Две длинные, и две короткие. (Прямоугольник).

Три стороны и три угла,
И столько же вершин. (Треугольник).

На круг похож я,
Только вытянут слегка. (Овал).

Слайд 7. (Дети проверяют правильность и озвучивают).

Воспитатель:

— Молодцы, и с этим заданием справились.

Физминутка.

— Посчитайте, сколько окон в этом домике? (5).

— Что вы можете сказать о прямоугольниках? (Они разные, большие и маленькие).

— Сколько больших? (3). Сколько маленьких? (2). Каких больше, каких меньше? (больших больше чем маленьких).

— Сколько сторон у прямоугольника? (4)

— Ребята, жители этой страны предлагают поиграть в игру “Заплатки”

— Разложите заплатки по своим местам.

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детей

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детей

— Я думаю, что теперь геометрические человечки смогут играть в эту игру. А мы продолжим спасать страну Геометрию.

— Что можем сказать о кругах? (Они разного цвета и размера).

Сколько кругов смотрят в окно? (6).

— Сколько красных и сколько желтых? (2 и 4).

— Каких больше, а каких меньше? (желтых больше чем красных).

Первая команда:

– проложите дорогу начиная с самого маленького круга и кончая самым большим;

Вторая команда:

– постройте дорогу из квадратов, начиная с самого большого к самому маленькому;

Третья команда:

– чередуйте геометрические фигуры – квадрат, круг, ромб.

— Смотрите ребята, кто нас встречает? (Круг).

— Мы спасли еще геометрических человечков.

— Посчитайте сколько их? (7). Какие они? (Большие и маленькие).

— Сколько больших и маленьких? (4 и 3).

— Каких больше? (Больших).

— Какого цвета они? (Голубого и зеленого).

Какого цвета больше, а какого меньше? (3 и 3).

Сколько сторон и углов? (4 и 4).

— Назовите эти геометрические фигуры. Соедините каждую фигуру с предметом, который на нее похож. ( Приложение 2).

(Дети по очереди проводят соединительные линии).

Что такое геометрия для детей. Смотреть фото Что такое геометрия для детей. Смотреть картинку Что такое геометрия для детей. Картинка про Что такое геометрия для детей. Фото Что такое геометрия для детей

Зрительная гимнастика.

Мы с фигурками играли, (Дети часто моргают, не напрягая глаз).
Наши глазоньки устали.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем глазками моргать.
Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза).
И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно).

Спасибо, дорогие ребята, за то, что разрушили колдовство злой волшебницы!

(У каждого ребенка листок с геометрической фигурой для задания “Дорисуй”). Вложить в конверт.

Слайд 15. (Благодарность от геом. человечков)

За вашу работу, и мы приготовили вам сюрприз!

Возьмите каждый с собой шарик с фигурами, но что в ней, вы узнаете, когда вернетесь домой.

Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждёт любимый детский сад
Дорогих своих ребят.
Взлетаем! (Под музыку выполняют движения, изображающие полет).

— Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие?

А что запомнилось больше всего?

— Мне тоже понравилось, что вы были смекалистыми, сообразительными, внимательными и активными.

— Хотели бы вы еще раз побывать в стране Геометрии? (Ответы детей)

— Значит, будем ждать приглашение!

Угощайтесь на здоровье и повторяйте геометрические фигуры!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *