Что такое геополитические границы
что такое геополитическое положение?
Геополитика – это научное направление, изучающее зависимость внешней политики и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и других взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны и другими экономико-географическими факторами. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается геополитическое положение страны по отношению к другим государствам, которые проводят неодинаковую политику и, следовательно, по-разному влияют на соседние страны и регионы. При этом различают:
— макроположение (на политической карте мира) ;
— мезоположение (в пределах своего региона) ;
— микроположение – это выгодное или невыгодное расположение отдельных участков границы с соседними государствами.
Геополитическое положение России изменилось в результате распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних государств, сокращению территории России, сокращению численности населения России и снижению объема ВВП.
На мировой арене геополитические позиции России ослабли. Это связано с тем, что:
1) территориально расширилось геополитическое влияние США;
2) расширился блок НАТО;
3) появились новые мощные геополитические центры – Китай и Япония;
4) активизировались агрессивные устремления исламского фундаментализма;
5) снизился военный потенциал России.
В настоящее время зоной преимущественного политического влияния России является территория СНГ.
Граница как категория геополитики. (на листе)
Национальные интересы — объективно значимые цели и задачи национального государства как целого.
Важной категорией геополитики является понятие политическое пространство, которое очерчено границами. Политическое пространство — это один из главных признаков государства. Таковым его делают определенные границы, выступающие фактором его безопасности. В геополитике весьма важную роль играют пространственные отношения между государствами, В качестве таковых выступают границы. Геополитическая проблема границ возникает всегда, когда начинается борьба за контроль, присоединение, освоение политического пространства.
Эту особенность отметил Ф. Ратцель. В частности, он утверждал, что граница есть периферийный орган государства и как таковой служит свидетельством его роста, силы и слабости и изменений в этом организме.
Граница как жестко зафиксированная линия характерна в основном для стран Европы. При острых пограничных спорах между государствами Керзон рекомендовал создавать буферное образование.
Граница выполняет определенные функции: ограничения или исключения въезда нежелательных лиц, исключения контактов между жителями сопредельных государств, задержания преступников, контрабандистов, сбора пошлин с ввозимых или вывозимых товаров, контроля за квотами ввозимых товаров, за движением валюты, полетами, санитарного контроля и т.д. С определенной долей условности границы делят на естественные и искусственные. С разрушением Советского Союза обострились пограничные вопросы по всему периметру бывшей границы СССР. Особое значение в этой связи приобретает фактор иммиграции
• разделение зон влияния национальных суверенитетов;
• ограничение или исключение контактов между жителями сопредельных государств;
• сбор пошлин с ввозимых или вывозимых товаров;
• контроль над квотами ввозимых товаров и миграцией людей;
• санитарный контроль и т.д.
Понятие «граница» появляется в Европе. Она изначально определяла линию раздела Римской империи: за пределами Рейна и Дуная находился мир варваров. Причем сразу же границы наделялись священным характером. Еще в большей мере этот сакральный характер границ проявился в период образования государственности в той же Европе, чему, к слову сказать, содействовал факт появления картографии. Точные границы того или иного государства, нанесенные на карту, содействовали формированию национального чувства народа, проживающего на определенной государственной территории.
Границы подразделяются на естественные и искусственные. В качестве естественных границ используются рубежи, созданные природой, главным образом моря, океаны, горы, реки. Границы по рекам пролегают по линии фарватера. Искусственные границы обустраиваются людьми и представляют собой продукт взаимодействия государств.
Следует подчеркнуть, что границы определяют ареал формирования национального самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечить их защиту и неприкосновенность является показателем его силы и авторитета в мировом сообществе.
В разные эпохи человеческой истории разные виды сырья определяли геополитическую выживаемость государств. Неизменным оставалось одно правило: чем большим объемом и чем большим разнообразием ресурсов обладает данное государство, тем выше его геополитический потенциал и его реальная геополитическая мощь.
Значение сырья определяется тем, что оно служит основой производства товаров. Следовательно, степень сырьевой независимости в большой мере определяет и степень товарной независимости государства и его возможности товарной (экономической) экспансии в экономическом пространстве других государств.
Как и в отношении пространства, в отношении сырья действует правило: не обязательно владеть, но необходимо контролировать. Методы контроля сырья практически совпадают с методами контроля физического пространства.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Геополитическое положение
Геополитическое положение — оценка места страны на политической карте, её отношение к различным государствам. Положение страны можно оценивать на:
Смотреть что такое «Геополитическое положение» в других словарях:
Геополитическое положение — определяется совокупной мощью материальных и нематериальных ресурсов (военно политической, экономической, технологической и пассионарной) в многомерном коммуникационном пространстве Земли … Геоэкономический словарь-справочник
Геополитическое положение государства — отношение к основным коммуникационным направлениям цивилизационного развития, военно политическим блокам и зонам конфликтов … Геоэкономический словарь-справочник
Белоруссия — Геополитическое положение республики имеет исключительное значение для Восточной Европы. Белоруссия является воротами России в Западную Европу и ЕС и одновременно служит барьером для создания Балто Черноморского геополитического щита. В… … Геоэкономический словарь-справочник
Дальний Восток России — Дальневосточный федеральный округ … Википедия
Единая Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Единая Россия (значения). Запрос «ЕР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Единая Россия» … Википедия
Океания (1984) — Политическая карта мира в романе «1984». Эта статья о вымышле … Википедия
Арарат — Эту страницу предлагается объединить с Масис (мифология). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/16 июня 2012. Обсуждение длится одну неделю … Википедия
Великие Луки — У этого термина существуют и другие значения, см. Великие Луки (значения). Город Великие Луки … Википедия
Калининградский оборонительный район — (КОР) (другое название Калининградский особый район) оперативно тактическое соединение разных видов и родов войск (ВМФ, ВВС, ПВО и СВ), предназначенное для обороны Калининградского полуэксклава и защиты интересов России в южной Балтике.… … Википедия
Малайзия — Федерация Малайзия, гос во в Юго Вост. Азии. Федерация образована в 1963 г. Название Малайзия от этнонима малайцы (самоназвание мелаю) образовано по редкой словообразовательной модели (ср. в средневековой Европе Австразия, название части гос ва… … Географическая энциклопедия
Что такое геополитическое положение страны?
Геополитика – это научное направление, изучающее зависимость внешней политики и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и других взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны и другими экономико-географическими факторами. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается геополитическое положение страны по отношению к другим государствам, которые проводят неодинаковую политику и, следовательно, по-разному влияют на соседние страны и регионы. При этом различают:
— макроположение (на политической карте мира) ;
— мезоположение (в пределах своего региона) ;
— микроположение – это выгодное или невыгодное расположение отдельных участков границы с соседними государствами.
Геополитическое положение России изменилось в результате распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних государств, сокращению территории России, сокращению численности населения России и снижению объема ВВП.
На мировой арене геополитические позиции России ослабли. Это связано с тем, что:
1) территориально расширилось геополитическое влияние США;
2) расширился блок НАТО;
3) появились новые мощные геополитические центры – Китай и Япония;
4) активизировались агрессивные устремления исламского фундаментализма;
5) снизился военный потенциал России.
В настоящее время зоной преимущественного политического влияния России является территория СНГ.
Что такое геополитические границы
Вся последовательность геополитических идей, в конечном счете, основана и сфокусирована вокруг одного доминантного фактора – пространства, притом пространства политического. Признаком государства является не просто некая территория, но именно политическое пространство. Политическим же всякое пространство делают фиксированные границы, являющиеся важнейшим элементом суверенитета государства. В геополитике, следовательно, важно не столько само пространство, сколько пространственные отношения между государствами, то есть границы.
Итак, граница есть признанный предмет исследования как политической географии, так и геополитики, притом каждой под своим углом. Уже Ратцель в своих «законах» отметил особую значимость границ. Его четвертый «закон», напомню, гласит:
«граница есть периферийный орган государства и, как таковой, служит свидетельством его
роста, силы и слабости и изменений в этом организме».
Следуя за Ратцелем, немецкая геополитическая школа сделала проблему границ главной темой своего внимания. Хаусхофер призывал к выработке у народа и его руководителей не только «геополитического чувства», но и «чувства границ». Большая ошибка, считал он, состоит в рассмотрении границ как неизменных, жестких линий. Границы можно считать какими угодно, но только не мертвыми – они живые органы, расширяющиеся и сжимающиеся подобно коже и другим защитным органам человеческого тела[42]. Аналогичную оценку находим и у Отто Мауля.
«Граница как линия – писал он, – в действительности есть не истинная граница, а
компромисс, достигнутый более или менее случайно, порой вследствие акта насилия. Граница, таким образом, есть простой перерыв между политико-силовыми ситуациями. Пакты, гарантирующие границы, основаны на той великой иллюзии, что можно будто бы поставить предел живому росту нации»[43].
Проблема границ столь же стара, сколь стара проблема взаимоотношений
различных человеческих ассоциаций. Мы ее встретим и в Ветхом Завете, и в Артхашастре, и в Книге Шан Яна, и в древнегреческом и древнеиндийском эпосе. Ее история неотрывна от войны. Границы государства – «плохие» они или «хорошие», «искусственные» или «естественные» – это всегда, в конечном счете, политико-стратегические границы, даже если они разделяют два дружественных и миролюбивых государства[44]. Если мы признаем, что геополитика, как и политика вообще, зиждется на различных системах ценностей, а потому нет и не может быть некой «общей геополитики», то не можем не признать, что в еще большей мере данное утверждение относится к проблеме границ. Как справедливо отмечал один из авторов, эта область исследования весьма опасна для ученого вследствие того, что вся она пронизана политическими страстями, предрассудками и задними мыслями[45]. Вот почему словосочетание «научно определенная граница» лишено какого-либо реального содержания.
В этом смысле несомненного интереса заслуживают рассуждения лорда
Керзона. Широкой публике он более известен своими заслугами перед британской внешней политикой и как автор пресловутой «линии Керзона». Однако, ко всему прочему, он был и автором одного из первых исследований проблемы границ, в котором он подытожил свой богатый практический опыт по демаркации границ, будучи вице-королем Индии. В своем труде он отмечал, в частности: «было бы тщетно утверждать, что когда-либо была или будет создана точная наука о границах, поскольку невозможно применить один закон ко всем государствам или народам, ко всем правительствам, всем территориям, всем климатическим условиям».
После этого, в целом бесспорного утверждения, Керзон ступил на более
зыбкую почву общих рассуждений в духе либерализма:
«Но все же движение общей тенденции – продолжал он, – происходит вперед, а не назад. Ни
высокомерие, ни невежество не имеют больше господствующего положения; преимущест — венное значение приобретает научное знание; честно взвешиваются этнические и
топографические соображения, возрастающую роль начинает играть юриспруденция, все более и более вовлекается национальный разум». «Таким образом, вещи, столь часто служившие причиной войн, могут превратиться в инструмент и свидетельство мира».
Стивен Джоунс, американец-демократ, из статьи которого я заимствую вышеприведенный пассаж, не преминул дать критически-саркастическую оценку прекраснодушным рассуждениям лорда Керзона. Точка зрения последнего, по его убеждению, есть не что иное, как взгляд законченного империалиста. Наука о границах превращается под пером Керзона в часть военной науки, а так называемая «научно-обоснованная граница» дает преимущество только одной стороне, но отнюдь не обеим. Поэтому керзоновская граница «как инструмент и свидетельство мира» есть, в оценке Джоунса, полное выражение лозунга Pax Britannica[46].
Правота оценки Джоунса подтверждена практикой, а именно судьбой
вошедшей во все учебники по истории дипломатии «линии Керзона». При всем том, однако, было бы, думается, ошибочно проходить мимо некоторых позитивных положений, сформулированных Керзоном в его книге. Можно в целом согласиться с мнением, что вечных границ не существует, но данное положение никак не может и не должно служить аргументом против важности и ценности временных границ, особенно там, где границ либо вообще нет, либо где отсутствие таковых служит поводом для острого конфликта между соседними народами. Это тем более верно, что само слово «временные» не содержит в себе точных временных рамок: они могут простираться от нескольких месяцев до многих лет. В любом случае, если временная граница дает возможность положить конец конфликту, вражде, войне, утихомирить страсти, то она уже полезна и ее обозначение оправданно.
Керзон на опыте увидел, что многие азиатские народы избегают фиксиро — ванных границ, что было связано отчасти с их кочевым образом жизни, отчасти с
нелюбовью ко всяким жестким установлениям. В общем-то, тщательно демаркированная граница, граница как четкая и жесткая линия, разделяющая два государства – это более современное, притом европейское приобретение. Для тех случаев, когда образование четко фиксированной границы по каким-то соображениям или обстоятельствам невозможно, Керзон предложил создание буферных государств. Хотя буферное государство – искусственное образование, оно имеет собственное национальное существование, подкрепляемое территори- альными и политическими гарантиями двух государств, чьи владения оно разделяет, либо некоторым числом третьих стран, заинтересованных в его сохранении. Искусственная природа буферного государства есть, конечно, вопрос степени: она может варьироваться в зависимости от стабильности внутренней ситуации в нем, от прочности правительства и его учреждений. Стабильность эта, как показывает опыт, часто весьма зыбка, поскольку сами политические условия существования буферных государств дают простор для внутренних и внешних интриг и вмешательства извне[47].
Как бы то ни было, идея создания буферных государств в определенных ситуациях может быть единственной альтернативой в деле урегулирования острых
конфликтных ситуаций, возникающих между государствами по территориальным вопросам. Сегодняшняя обстановка в ряде регионов мира – например, конфликт между Арменией и Азербайджаном по вопросу о Нагорном Карабахе, или сложный клубок противоречий между Молдовой, Россией и Украиной в вопросе о
Приднестровье и др. – прямо подводит к идее образования буферного государства как одного из реальных средств выхода из сделавшейся тупиковой ситуации.
Идеи Керзона нашли практическое свое воплощение в Версальском договоре. Версаль добавил к поясу прежних буферных государств – Норвегии, Дании, Швеции, Голландии, Бельгии, Люксембургу и Швейцарии – второй пояс, состоящий из Финляндии, Румынии, Югославии, Болгарии, Албании и Греции. Этот второй пояс образовал сплошной сегмент большого полумесяца евразийских буферных государств, в котором Турция, Ирак, Персия, Афганистан и Тибет представляли его азиатское крыло. Маккиндер назвал его «европейской зоной раздела между евразийским хартлендом и маргинальным полумесяцем морских держав»[48].
На деле, однако, зона государств, отделившая Россию от Европы и Германии
(или наоборот), была буферной только на бумаге. Пример таких стран, как
Чехословакия, Польша, Югославия показал, что политико-стратегические соображения оказались в конечном счете в подчинении у национально-этнических. Буферный пояс, как замечает Страус-Хюпе, не мог быть в целом стратегически более сильным, чем его отдельные элементы-государства[49], что лишний раз подтверждает верность рассмотренного выше «закона наименьших»: прочность всей цепи определяется прочностью самого слабого ее звена.
В литературе, посвященной проблеме границ, довольно обычна класси-
фикация их на «естественные» и «искусственные» (политические). Под «естест — венными» границами при этом имеются в виду физические характеристики местности, могущие служить основой политических границ. Однако далеко не все соглашаются с подобной их классификацией. Хартшорн, к примеру, считает, что все политические границы рукотворны, то есть искусственны, а значит, не относятся к явлениям природы. Человек, а не природа определяет их положение, поэтому всякое различие между «естественными» и «искусственными» границами неправомерно. Проблема границ по самой сути своей есть человеческая проблема, вследствие чего любая международная граница, пусть самая естественная, может стать предметом спора[50]. Но именно по той причине, что проблема границ есть «человеческая проблема», вопрос о «естественных границах», как верно подмечает Коэн, не может быть решен простым ее отбрасыванием как псевдонаучной концепции. «Если народ пишет он, верит в «естественность» своих границ и приписывает некоторым свойствам физического окружения мистическую, иррациональную функцию, то эта вера становится «объективной» основой для соответствующего национального действия»[51]. Ведь граница каждого государ — ства, справедливо замечает он же, есть больше, чем знак суверенитета. Она становится своего рода символом, ориентирующим ландшафт и пространство в направлении национального ядра, а тем самым играет роль мощного централи — зующего фактора[52].
Немецкая школа геополитики стремилась решить противоречие между
«естественными» и «искусственными» границами с помощью концепции «органи — ческой границы». Идея органической границы есть как бы синтез практически — политических амбиций и национальных чаяний. По Хаусхоферу, органическая граница представляет собой часть государства; она не жесткая, не безжизненная, не математически вычисленная теоретическая линия, а органическая, живая и
дышащая материя. Свою концепцию «органической границы» немецкая школа заимствовала из теории органического государства Челлена и доктрины Ратцеля о пограничных зонах. Органическая граница и есть пограничная зона, отделяющая заселенную территорию государства, или ойкумену, от обычно слабо заселенных приграничных территорий, или анойкумены. Последняя есть внешняя, перифе — рийная зона государств, окружающая их жизненное пространство. Она выполняет двойную функцию: оборонительную и коммуникационную[53].
Но и это сочетание двух характеристик достаточно противоречиво, на что указал в свое время Страус-Хюпе. С точки зрения безопасности, наименее
проходимые границы являются наилучшими. Однако с развитием современных технологий с их многообразными потребностями в разнообразном сырье, с развитием средств сообщения, усилением экономической взаимозависимости меняется и эта формула: границы, способствующие коммуникации, становятся экономически наиболее выгодными. Возникает дилемма: безопасность или выгоды от внешней торговли; замкнутость или коммуникация. При сбалансированном и прочном международном порядке, когда уважается право, оптимальная граница та, замечает Страус-Хюпе, которая «широкооткрыта», или, как мы сказали бы сегодня, – «прозрачна». Но до тех пор, пока мир не достигнет такого сбаланси- рованного порядка (если достигнет вообще, что весьма сомнительно), открытая граница будет оставаться источником опасности. До тех пор, пока баланс и стабильность не станут основой миропорядка, вопрос о границах будет сохранять свое не только политико- стратегическое, но и просто защитное значение от проникновения враждебных и криминальных элементов[54].
Как бы ни было «опасно» исследование проблемы границ, еще опаснее ее игнорирование. Граница есть одновременно геополитическая реальность, геополи — тическая цель и геополитическое средство. Под каким углом зрения смотреть на все эти вещи, как оценивать и пользоваться ими – от этого в немалой степени зависит состояние международных отношений в целом, в различных регионах и между отдельными государствами. Сегодня эта проблема приобретает особую остроту и значимость. Достаточно сказать, что вместе с приобретением независи — мого статуса многими народами бывшего Советского Союза неизбежно потре — буется на каком-то этапе образование и демаркация новых границ, а вместе с этим процессом возникнет и немалое число пограничных проблем. Проблемы эти трудны и сложны просто потому, что, во-первых, имеется много народов и народностей, которые слишком малы для образования самостоятельного жизнеспо — собного государства, во-вторых, потому что народы эти во многих случаях не гомогенны, а перемешаны, в-третьих, потому что между ними никогда прежде не было жестких фиксированных границ – ни «естественных», ни «искусственных». Добавим к этому и то, что национальное самосознание у большинства этих народов пробудилось сравнительно недавно и отчасти от этого имеет нетерпимый, подчас агрессивный характер по отношению к окружающим народам. К этому примеши — ается разная религиозная принадлежность, различные уровни экономического и социально-политического развития, даже среди народов родственных по крови.
С распадом Советского Союза и так называемой «системы социализма» обострились пограничные вопросы по всему периметру бывшей разграничитльной линии между Востоком и Западом. Продолжают оставаться неустоявшимися восточные границы Центральной Европы; полон нерешенных пограничных проблем Балканский полуостров, часть из которых новые, а часть тянется со времен распада Османской империи и Австро-Венгрии; нерешенные проблемы границ сохраняются в Прибалтике; с новой силой встал вопрос о четырех островах Южно-Курильской гряды. В этой ситуации поиски приемлемых, компромиссных решений пограничных вопросов на основе опыта прошлого и с учетом современной ситуации приобретают особое значение. Что же касается географии — еской части пограничной проблемы, то она присуща ей имманентно, ибо граница
– это тоже часть пространства. Тем не менее, нельзя не согласиться с суждением
Керзона, что прочность, справедливость и постоянство границ зависит не столько
от географических достоинств линий демаркации, сколько от понимания, достиг — утого заинтересованными сторонами по их поводу.