Что такое героика в литературе
ГЕРОИКА
Смотреть что такое «ГЕРОИКА» в других словарях:
героика — и, ж. héroïque (esprit), нем. Heroik. Героическое содержание, героическая сторона чего л. БАС 2. Героика наших дней. БАС I. Пилоновые группы, отображают героику завоевания власти и строительства социализма, выполнены украинскими скульпторами.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГЕРОИКА — ГЕРОИКА, героики, мн. нет, жен. (книжн.). Героическое, героические переживания, героический стиль. Пафос героики. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Героика — ж. Героическое содержание, героическая сторона чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
героика — героика, героики, героики, героик, героике, героикам, героику, героики, героикой, героикою, героиками, героике, героиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
героика — гер оика, и … Русский орфографический словарь
героика — (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
героика — Нәр. б. героик ягы, героик эчтәлеге … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
героика — и; ж. Героическое содержание, героическая сторона чего л. Г. труда и г. борьбы … Энциклопедический словарь
героика — и; ж. Героическое содержание, героическая сторона чего л. Геро/ика труда и геро/ика борьбы … Словарь многих выражений
героика — геро/ик/а … Морфемно-орфографический словарь
§ 1. Героическое
Героические поступки нередко являются самоцельным демонстрированием энергии и силы. Таковы легендарные подвиги Геракла, осуществленные не столько ради трусливого Эврисфея, сколько ради них самих. «В мире героической этики, — отмечает Аверинцев, — не цель освящает средства, но только средство — подвиг — может освятить любую цель»[182]. Нечто в этом роде — выходки озорного Васьки Буслаева, в какой-то мере — действия Тараса Бульбы, не знающего удержу в воинственном разгуле. От самоцельной героики ранних исторических эпох тянутся нити к индивидуалистическому самоутверждению человека Нового времени, «пик» которого — ницшеанская идея героического пути «сверхчеловека», воплощенная в книге «Так говорил Заратустра» и вполне резонно оспаривавшаяся впоследствии.
В составе жизни человечества непреходяще значима и этически неоспорима героика иного рода: одухотворенная сверхличной целью, альтруистическая, жертвенная, знаменующая служение в самом высоком смысле слова. Ее корни для европейцев тоже в античности (образы Гектора, защитника родной Трои, или добытчика огня Прометея, каков он в «послеэсхиловских» интерпретациях). Отсюда протягиваются нити к героике «Войны и мира» Л.Н. Толстого, к образу Василия Теркина у А.Т. Твардовского и многому другому в искусстве последних столетий. Героика непререкаемо истинна также в тех случаях, когда она знаменует защиту человеком собственного достоинства в обстоятельствах, попирающих права на независимость и свободу (например, рассказ В.Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева»). О героике сопротивления беззаконию, возведенному в ранг всеобщей и неукоснительной нормы, хорошо сказал Г. Белль: следовало бы увековечить память тех, «кто совершил почетное преступление неповиновения приказу и погиб потому, что не хотел убивать и разрушать»[183].
Героический импульс нередко совмещает в себе (парадоксальным образом, а вместе с тем и закономерно) своевольное самоутверждение человека с его желанием служить обществу и человечеству. Подобный «сплав» имел место в судьбах Байрона и П.И. Пестеля. Он присутствует в литературе (романтические поэмы 1820–1830-х годов, ранние произведения М. Горького). Такого рода героика нередко получала освещение сурово критическое (например, образ Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского).
Русский XIX век и его литература ознаменовались присутствием героики радикального преобразования жизни, которая в начале XX столетия либо принималась и поднималась на щит как предварение большевизма[184], либо, напротив, подвергалась осуждению[185].
В 1930–1940-е годы героическое рассматривалось апологетами социалистического реализма как своего рода центр искусства и литературы. «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой», — языком массовой песни заявляла о себе сталинская эпоха. В этих словах явственна вульгаризация героического действия, которое по своей сути инициативно и свободно: героика по принуждению, по чьему-то приказу — это бессмыслица и абсурд, демагогическое возведение в принцип и норму человеческой зависимости, несвободы, рабства.
Героическое в серьезном смысле — доминанта культуры и искусства ранних исторических этапов. Гегель считал «веком героев» догосударственные, «дозаконные» времена. Он полагал, что удел человека последующих эпох — воспоминания о временах героических[186]. Сходные мысли высказывал историк Л.Н. Гумилев. Он утверждал, что «любой этногенез», т. е. процесс формирования народа (нации) «зачинается героическими, подчас жертвенными поступками небольших групп людей». Этих людей ученый назвал пассионариями и отметил, что «пассионарность не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло». У истоков жизни каждого из народов, полагал Гумилев, находится «героический век».[187]
Со всем этим трудно спорить. А вместе с тем справедливо и другое: напряженно кризисные, экстремальные ситуации, властно призывающие людей к героически-жертвенным свершениям, возникают на протяжении всей многовековой истории народов и человечества. Поэтому героическое и в художественном творчестве непреходяще значимо.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Значение слова героика
героика в словаре кроссвордиста
героика
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
героики, мн. нет, ж. (книжн.). Героическое, героические переживания, героический стиль. Пафос героики.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Героическое содержание, героическая сторона чьей-н. деятельности, каких-н. событий. Г. борьбы за свободу.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Героическое содержание, героическая сторона чего-л.
Примеры употребления слова героика в литературе.
На что Глория, не сдержавшись, резко ответила: это все равно, что изобразить вас рядом с ванной и с мухобойкой в руке, потому что медь добывают в Заркенте химическим способом, в гальванических ваннах, очень похожих на домашние, только поболее размером, и выложены они винипластом, против агрессивной среды, так что никакой героики в добыче меди здесь нет, и хоть раствор прекрасного изумрудного цвета, но ядовит.
На что Глория, не сдержавшись, резко ответила: это все равно, что изобразить вас рядом с ванной и с мухобойкой в руках, потому что медь добывают в Заркенте химическим способом, в гальванических ваннах, очень похожих на домашние, только размером побольше, и выложены они винипластом, против агрессивной среды, так что никакой героики в добыче меди нет, правда, раствор красивого изумрудного цвета ядовит.
Постольку, поскольку история неизменна, гомеровский эпос, гомеровская героика не более, чем инфантилизм юного человечества.
Его услужливое воображение временно заполняло пробелы плохо усвоенным месивом из героики и истории.
Соловьев-Седой воспел в своих произведениях героику наших дней, запечатлел чувства и мысли советского человека.
Мы возьмем из него героику, сатиру, юмор, словесную игру, меткую пословицу.
Европа упивалась рыцарями Вальтера Скотта, благородными индейцами Купера, великосветскими авантюристами молодого Бальзака, зачитывалась трезвой героикой Мериме, уютной чертовщиной Гофмана.
В ней удивительно сочетаются масштабность и задушевность, героика и лирика, богатырский размах и романтическая таинственность, песенность и симфонизм.
Поэтому почти одновременно с произведениями горькими, трагичными он создает произведения светлые, оптимистичные, овеянные высокой героикой.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: geroika
Задом наперед читается как: акиорег
Героика состоит из 7 букв
ГЕРОИКА
Смотреть что такое «ГЕРОИКА» в других словарях:
героика — и, ж. héroïque (esprit), нем. Heroik. Героическое содержание, героическая сторона чего л. БАС 2. Героика наших дней. БАС I. Пилоновые группы, отображают героику завоевания власти и строительства социализма, выполнены украинскими скульпторами.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГЕРОИКА — ГЕРОИКА, и, жен. Героическое содержание, героическая сторона чьей н. деятельности, каких н. событий. Г. борьбы за свободу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Героика — ж. Героическое содержание, героическая сторона чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
героика — героика, героики, героики, героик, героике, героикам, героику, героики, героикой, героикою, героиками, героике, героиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
героика — гер оика, и … Русский орфографический словарь
героика — (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
героика — Нәр. б. героик ягы, героик эчтәлеге … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
героика — и; ж. Героическое содержание, героическая сторона чего л. Г. труда и г. борьбы … Энциклопедический словарь
героика — и; ж. Героическое содержание, героическая сторона чего л. Геро/ика труда и геро/ика борьбы … Словарь многих выражений
героика — геро/ик/а … Морфемно-орфографический словарь
Героическое
Героическое, героика это эстетическая категория, разновидность возвышенного, в тематическом воплощении предполагающая художественное воспроизведение мужественного и самоотверженного поведения индивидуума или масс во имя высоких целей. Этическая составляющая в героическом не была изначально обязательной. Древние греки называли героем сына бога и человека (полубога) или человека, превращенного в бога. Такие герои, как правило, и совершали наиболее выдающиеся подвиги, выполняя волю судьбы, богов или действуя во имя самоутверждения. Во многом таковы и средневековые рыцари. Роланд погубил себя и свой отряд из-за собственной гордыни, но он любит «Францию милую» и верен сюзерену — этого наряду с воинским подвигом достаточно для вечной славы («Песнь о Роланде», 12 век).
Осознание героического
Теоретическое осознание героического прошло долгий путь развития. Дж.Бруно как человек Возрождения выступил против идеи боговдохновленности героя, сравниваемого в этом случае с орудием и пустым сосудом, провозгласив превосходство его собственной человечности («О героическом энтузиазме», 1585). В 17 веке это же утверждал и Б.Грасиани-Моралес, хотя с государственническо-аристократических позиций (трактат «Герой», 1637). Дж.Вико в «Основаниях новой науки об общей природе наций» (1725) впервые подошел к героическом исторически, указав на заблуждение относительно добродетели гомеровских героев. Он говорил о грубости и дикости героев древних и отводил им хронологическую нишу: «век героев» находится между «веком богов» и «веком людей», и в современном обществе героическое невозможно. Эпоха Просвещения в целом приняла эту концепцию, хотя Французская революция и прошла под лозунгами античной героики. Г.В.Ф.Гегель вернулся к исторической локализации героического и не связывал его только с воинскими подвигами. Для него герои — это и те, кто основывал государства, узаконивал институт брака, способствовал развитию земледелия, чья воля совпадала со всеобщими силами, направлявшими ход истории. Нравственный облик древних «героев» Гегель, подобно Вико, оценивал весьма невысоко, считая, что в цивилизованном обществе места героям нет. Возможность возрождения героического провозгласил обратившийся к Средневековью романтизм. Новалис, Л.Тик, В.Г.Ваккенродер исповедовали героическое как проявление надындивидуального Божественного начала, а вместе с тем толковали его субъективистски и волюнтаристски.
В 1840 в России проблему современного героя поставил роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова; в 1841 в Англии выходит сочинение Т. Карлейля «Герои, культ героев и героическое в истории». По Карлейлю, героическое есть выдающееся деяние отдельной личности, в которой, однако, проявляется Божественная воля. Мир без героического — пустой и безбожный. История есть смена типов героического: сначала герой — божество, потом пророк, поэт, пастырь, наконец вождь. Позднеромантическая концепция Ф.Ницше ставила героя — «белокурую бестию», сверхчеловека, вне добра и зла, освобождала его от нравственности. Эта антидемократическая концепция получила отклик в ряде волюнтаристских теорий, в том числе в русской марксистской среде начала 20 века, отразившись в художественном творчестве раннего М.Горького, писателей Серебряного века. После революции 1905-07 «веховское» направление русской мысли отреагировало на революционную героику интеллигенции статьей С.Н.Булгакова «Героизм и подвижничество» (Вехи. 1909) и отказом от прежних наивных представлений о служении народу. Советская идеология, напротив, всячески поддерживала героическое, а в литературе способствовала созданию некого подобия героического эпоса (наиболее органичны ранние опыты — у В.В.Маяковского, А.Г.Малышкина, А.С.Серафимовича, А.Веселого). Официальное литературоведение объявило социалистический реализм искусством, «героическим по преимуществу». В 1965 В.Я.Лакшин в статье «Писатель, читатель, критик» защищал героинь рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» (1959) и повести В.Н.Семина «Семеро в одном доме» (1965) от нападок догматической критики, утверждая, что героем человека делает не только подвиг, но и постоянное подвижничество, непритязательная самоотдача. Последующее развитие литературы позволило потеснить критерий героического другими нравственными категориями. После краха СССР журнал «Знамя» (1992. No 11) статьей критика эмигранта П.Вайля провозгласил «смерть героя», частного человека как норму и литературу как частное дело.
Слово героическое произошло от греческого heros, что в переводе означает — герой.