Что такое гиппократ в медицине
ГИППОКРАТ
Гиппократ [Hippocrates, 460— 377 гг. до н. э. (по другим данным-356 г. до н. э.)] — великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины.
Родился на острове Кос, где в течение многих поколений существовала семейная врачебная школа асклепиадов, к к-рой принадлежали предки и родные Гиппократа. Считают, что сам Гиппократ (его называют также Гиппократом II) относился к 17-му поколению врачей этой школы. Первым учителем Гиппократа был его отец — врач Гераклид; мать Гиппократа Фенарета была повитухой. Известны также Гиппократы: дед Гиппократ I, сыновья Фессал и Дракон I и зять Полибий, ставший главой школы после смерти Гиппократа; в последующих поколениях рода встречаются имена еще нескольких Гиппократов.
После смерти родителей Гиппократ, покинув о. Кос, жил в Афинах, где продолжал образование (одним из учителей его был врач Геродик); потом, ведя жизнь странствующего врача (периодевта), побывал в Египте, Малой Азии, Ливии, у скифов и ознакомился с медициной этих стран.
История сохранила несколько сочинений Гиппократа, которые с произведениями других древнегреческих врачей объединены в «Сборник Гиппократа» (см. Гиппократа сборник).
Деятельность Гиппократа протекала в период расцвета экономической и культурной жизни Древней Греции, известный под названием «век Перикла». Этот период был охарактеризован К. Марксом как «высочайший внутренний расцвет Греции». Находясь в центре борьбы материалистических и идеалистических философских взглядов, Гиппократ выступал как представитель материализма в медицине. Он подчеркивал необходимость широко использовать философию в медицине и указывал на полезность применения мед. сведений в философии: «Должно. переносить мудрость (философию) в медицину, а медицину в мудрость». Но не всякая философия, по Гиппократу, должна быть использована в медицине. Гиппократ принимал только те философские положения, которые основывались на наблюдениях, на фактах, на опыте. С этих позиций он отбрасывал абстрактные, умозрительные идеалистические системы. Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияний жреческой храмовой медицины и определение пути ее самостоятельного развития. Гиппократ считал основным методом в медицине «мыслящее» наблюдение у постели больного — освещение опыта разумом и проверка теории практикой. В произведениях Гиппократа представлены почти все стороны и разделы современной клинической медицины. И хотя современная медицина ушла далеко от медицины Гиппократа, последняя может считаться ее колыбелью.
Отражая состояние греческой философии, к-рая, по замечанию Ф. Энгельса, не дошла до расчленения природы, рассматривая ее как взаимосвязанное целое, Гиппократ подходил к больному как к единому целому, части единой природы. Мед. искусство, по Гиппократу, заключается не только в воздействии на болезнь, но и в лечении больного человека как совокупности душевных и телесных свойств, в строго обдуманном и соответствующем данному случаю поведении врача и, что особенно следует подчеркнуть, в умении направить самого больного и всю окружающую его обстановку на борьбу с болезнью: «. Не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Гиппократ — основоположник принципа индивидуального подхода к больному. В противоположность тенденции представителей книдской школы, ограничивающейся установлением диагноза заболевания, он стремился дать оценку общего состояния конкретного больного. Принцип индивидуализации пронизывает представления Гиппократа о природе человека; они базируются на учении Демокрита, Гераклита и других философов о зависимости природы человека от природной (physis) и общественной среды, а также на натурфилософских взглядах о космических элементах и соответствующих им четырех влагах живого тела. Гиппократ исходил из определяющего влияния факторов окружающей среды на формирование телесных (конструкция) и душевных (темперамент) свойств человека. Он выделял эти факторы (климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны, даже формы государственного устройства и пр.) с точки зрения их влияния на человека. Гиппократ явился родоначальником мед. географии. По Гиппократу, сколь многообразны внешние факторы, определяющие телосложение и темперамент, столь разнообразны и внутренние факторы: «Есть в человеке и горькое, и соленое, и сладкое, и кислое, и жесткое, и мягкое, и многое другое в бесконечном числе, разнообразии по свойствам, количеству, силе». Соответственно различию внешних и внутренних факторов многообразны индивидуальные телосложения и темпераменты людей. Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темпераментов, в том, что он, по словам И. П. Павлова; «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты». В произведениях Гиппократа имеются описания типических телесных и душевных свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое — меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и лечением больных, т. к., по Гиппократу, каждый тип предрасположен к определенным болезням.
В соответствии с взглядами на природу человека Гиппократ рассматривал и причины болезней. Их он делил на общие, преимущественно внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, питания и др.), и индивидуальные (возраст, пол, темперамент, привычки, наследственность, образ жизни, недостаток или избыток физ. упражнений и др.).
Заслугой Гиппократа является разработка вопросов этиологии болезней, из к-рой он выбросил представления о сверхъестественном, божественном их происхождении. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он установил стадии болезни, сущность которых сводилась к нарушению равновесия влаги тела (erasis), к сырости (cruditas), сварению (coctio), извержению (crisis) влаг. Обобщив свой врачебный опыт и опыт предшествующих поколений медиков, Гиппократ разработал учение о диагностике и симптоматике болезней. При обследовании больного он пользовался осмотром, ощупыванием, постукиванием, прикладывал ухо к груди и животу, встряхивал больного, обращал внимание на вид и запах выделений, на осадок в моче и пр. Гиппократ описал многие симптомы и синдромы: шум плеска (см. Гиппократа шум плеска), шумы, напоминающие кипение уксуса, трения кожи, при заболеваниях легких, и др. Гиппократ положил начало описанию течения болезней (первоначальные истории болезни).
В произведениях Гиппократа встречаются названия многих болезней, вошедшие в современную номенклатуру (пневмония, апоплексия, эпилепсия и др.).
Крупная заслуга Гиппократа — создание учения о предсказании, к-рое опиралось на всесторонний анализ прошлого и настоящего состояния больного; критерием при этом являлось сравнение со здоровым человеком. Прогностика Гиппократа не только преследовала цель предсказать исход болезни, но и определяла поведение врача, тактику лечения больного. Широкую известность получили описания признаков умирающего больного — facies Hippocratica (см. Гиппократа лицо) и др. Логическим выводом мед. воззрений Гиппократа явилась его система лечения, покоящаяся на следующих принципах: 1) приносить пользу и не вредить (non nocere); 2) противоположное лечить противоположным (contraria contrariis curantur); 3) помогать природе, сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни; 4) соблюдать осторожность, щадить силы больного; не менять внезапно лекарства, применять более активные средства лечения тогда, когда менее активные не оказывают действия. В общей терапии Гиппократ широко применял два метода: гигиено-диететический метод и фармацевтический, сводящийся к преимущественному употреблению рвотных, слабительных, мочегонных средств, а также банки и кровопускания.
Гиппократ известен как выдающийся хирург древности. Ему принадлежит разработка способов применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и противовытяжения, шин, желобов, специальных аппаратов («скамья Гиппократа» и др.), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием. Заслуживают внимания правила положения хирурга, его рук, размещения инструментов, освещения при операции и пр.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача (см. Этика врачебная). По Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в своей профессии, серьезность, приветливость, чуткость; он должен уметь завоевать доверие больного, хранить врачебную тайну, иметь приличный и опрятный вид и т. п. Гиппократу приписывают текст так наз. врачебной клятвы (см. Гиппократа клятва), сжато формулирующей морально-этические нормы поведения врача по отношению к больным и коллегам, хотя первоначальный вариант клятвы существовал еще ранее.
Первые биографии Гиппократа и комментарии к его трудам составлены еще до начала нашей эры [Герофилом (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.), Эратосфеном (Eratosthenes, 275—194 гг. до н. э.) и др.]. В начале нашей эры о Гиппократе писали К. Гален и Эроциан. Влияние личности и трудов Гиппократа прослеживается на протяжении всей истории медицины. И хотя медицина существовала задолго до Гиппократа, именно Гиппократа называют отцом медицины, отдавая дань его великим заслугам.
Сочинения: Избранные книги, пер. с греч., М., 1936; Сочинения, пер. с греч., т. 2—3, М.— Л., 1941—1944.
Библиография: Бородулин Ф. Р. Лекции по истории медицины, с. 14, М., 1955; История медицины, под ред. Б. Д. Петрова, т. 1, с. 64, М., 1954; Карпов В. П. Гиппократ и гиппократов сборник, в кн.: Гиппократ, Избр. книги, пер. с греч., с. 9, М., 1936; Ковнер С. История медицины, в. 2, Гиппократ, Киев, 1883; Лисицын Ю. П. Современные теории медицины, с. 248, М., 1968; Мультановский М. П. История медицины, с. 31, М., 1967; Проппер-Гращенков Н. И. Гиппократ (к 2400-летию со дня рождения), Сов. мед., 1, с. 47, 1941; Юринов Т. М. Гиппократ, Труды Казанск. мед. ин-та, в. 1, с. 53, 1944.
Гиппократ
между 377 и 356 годами до н. э. (83 или 104) года
Гераклид — потомственный врач-асклепиад
2 сына (Фесалл и Драконт), дочь
Содержание
Происхождение и биография
Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:
Сведения о Гиппократе встречаются также у Платона, Аристотеля и Галена.
Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря.
Гиппократовский корпус
Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений [16] :
1. Клятва (Л)
2. Закон (Л)
3. О враче
4. О благоприличии
5. Наставление
6. Об искусстве
7. О древней медицине (Л)
8. Об анатомии
9. О сердце
10. О мясе
11. О железах
12. О природе костей
13. О природе человека (Д)
14. О семени
15. О природе ребёнка
16. О болезнях. Кн. 4
17. О пище
18. О соках (Д)
19. О ветрах
20. О кризисах
21. О критических днях
22. О седьмерицах
23. О воздухе, водах и местностях (Л, Д, П, Н)
24. О диете (Н)
25. О диете, или о сновидениях
Частная патология и терапия
29. Эпидемии (Л, Д, П, Н)
30. О диете при острых болезнях. Кн. 1 (Л)
31. О диете при острых болезнях. Кн. 2
32. О страданиях
33. О болезнях. Кн. 1—3
34. О внутренних страданиях
35. О священной болезни (Д, П, Н)
36. О местах в человеке
37. Об употреблении жидкостей
38. О врачебном кабинете
39. О переломах (Л, Д, П, Н)
40. О вправлении суставов (Л, Д, П, Н)
41. Книга о рычаге (Л, Д, Н)
42. О ранах головы (Л)
43. О ранах и язвах
44. О геморроидах
45. О фистулах
Акушерство и гинекология
47. О болезнях девушек
48. О природе женщины
49. О женских болезнях
50. О бесплодии
51. О сверхоплодотворении
52. О семимесячном плоде
53. О восьмимесячном плоде
54. Об эмбриотомии
Резюме ко всем разделам
57. Письма
58. Декрет афинян
59. Речь при жертвеннике
60. Речь Фесалла о посольстве к афинянам
Учение
Темпераменты
Стадийность течения заболеваний
Обследование больных
Вклад в хирургию
Диетология
Медицинская этика и деонтология
Клятва Гиппократа
1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками
2. Принцип непричинения вреда
4. Отказ от интимных связей с больными
В какой бы дом я не вошёл я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел. [30] |
5. Сохранение врачебной тайны
Оплата врачебного труда
Вопрос об оплате врачебного труда в современном обществе является довольно актуальным.
Ни одно из двух устоявшихся мнений не основано на достоверной информации. В клятве Гиппократа ничего не сказано об оплате труда врача. Также в сочинениях Гиппократовского корпуса, посвящённых медицинской этике и деонтологии, информация о лечении бедного больного Анахерсита отсутствует. Соответственно её можно воспринимать лишь как легенду.
В произведениях Гиппократовского корпуса присутствует несколько фраз, благодаря которым можно предположить отношение самого Гиппократа к данному вопросу:
Всё, что ищется для мудрости, всё это есть и в медицине, а именно презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде. [32] |
Согласно вышеприведённым цитатам, предложение «а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы» лучше всего отражает отношение Гиппократа к вопросу об оплате врачебного труда.
Внешний и внутренний облик врача
Крылатые выражения
Многие из выражений Гиппократа стали крылатыми. Несмотря на то, что изначально они и написаны на древнегреческом, часто цитируются на латыни — широко использовавшемся в медицине языке.
Легенды
Современные медицинские термины, в которых присутствует имя Гиппократа
Ноготь Гиппократа
Шум плеска Гиппократа
Маска Гиппократа
Термин «маска Гиппократа» стал крылатым, обозначая лицо умирающего больного. Впервые основные черты лица больного в крайне тяжёлом состоянии описаны в сочинении Гиппократовского корпуса «Прогностика»:
Вправление вывиха плеча по методу Гиппократа
Шапочка Гиппократа
Литература
Переводы
Клятва Гиппократа: как она возникла и приносят ли ее на самом деле врачи сегодня?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Как родилась клятва Гиппократа», что в ней странного и как она соотносится с теми обещаниями, которые дают выпускники медицинских вузов сегодня? Мы попросили рассказать об этом Ольгу Александровну Джарман, кандидата медицинских наук, старшего преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
1. Когда и почему возникла клятва Гиппократа?
Она была написана примерно в 400 году до Р. Х. Это один из самых древних текстов античных врачей из сохранившихся до наших дней.
Гиппократ — древнегреческий врач, живший в V-IV веках до Р. Х. Основоположник античной научной медицины, в которой болезни объяснялись не вмешательством богов, а изменением состава четырех жидкостей организма — крови, флегмы (слизи), желчи и черной желчи. Труды Гиппократа и врачей, его современников, разделявших его теорию, вошли в «Сборник Гиппократа» и оказали огромное влияние на европейскую медицину.
Текст, о котором мы говорим, называется просто — «Клятва», без имени Гиппократа, но, поскольку она находится в «Сборнике Гиппократа» с другими трактатами, которые считали принадлежащими великому «отцу медицины», то ее обычно и называют клятвой Гиппократа.
Однако в последнее время некоторыми учеными эта датировка оспаривается и «Клятву» считают значительно моложе, придвигая ее к рубежу нашей эры.
В I веке по Р. Х. Скрибоний Ларг, личный врач императора Клавдия, упоминает о «Клятве» Гиппократа в связи с запретом врача совершать аборты ( в тексте «Клятвы» говорится: «не вручу абортивного (буквально: разрушительного) пессария беременной женщине») и высоко ставит самого Гиппократа как основателя медицины. Однако самый старый текст «Клятвы», дошедший до нас — это папирус 300 года по Р. Х. Всего сохранилось 38 манускриптов с «Клятвой», восходящих к античности.
Вообще, давать клятву в античности было делом распространенным. Сохранилось много античных клятв, в том числе знаменитая «Клятва» эфеба, которую давали юноши-призывники в древних Афинах. Должностные лица античного полиса присягали в том, что будут честно исполнять свои обязанности, заключавшие союз республики клялись соблюдать договоры, в судах Греции тяжущиеся приносили разные клятвы. Тексты важнейших клятв высекались на стелах для всеобщего обозрения. Однако врачебная клятва до нас дошла только одна. Мы не можем сказать, были ли другие врачебные клятвы.
Известный римский политический деятель Катон Старший остерегался греческих врачей именно из-за какой-то клятвы, которую они приносят. Он подозревал, что они поклялись уморить всех римлян. В детали он, видимо, глубоко не вдавался, а, скорее всего, смешал знаменитый отказ Гиппократа служить персам — врагам греков и саму «Клятву», с которой не был знаком.
Почему появилась «Клятва» — однозначного ответа нет. Самое распространенное мнение — ее появление ознаменовало переход от семейной врачебной школы, когда только дети врача, потомки легендарного Асклепия, упоминаемого Гомером в «Илиаде», могли стать врачами (врачей так и называли — Асклепиады). В семейные школы начали брать учеников из неврачебных семей и обучать их за плату. Кстати, Платон в своем диалоге «Протагор» упоминает о том, что сам Гиппократ (а он был современником Платона) берет учеников за плату. «Клятва», собственно, и состоит из двух частей. Первая часть — контракт студента с учителем-врачом и его семьей, вторая часть — торжественные обещания и в конце — благословения врачу, верному «Клятве».
2. Вкладывался ли в нее в античности какой-то религиозный смысл?
Да. «Клятва» даже начинается с упоминания античных богов — Аполлона, Асклепия и других, в ней используются религиозные термины той эпохи — например, слова из «Клятвы», такие как «чисто и непорочно» и «считать подобные вещи тайной», звучали для древнего грека однозначно как религиозно нагруженные. Вообще, центральная часть «Клятвы» читается как возвышенный религиозный текст. Кроме того, это жемчужина литературного искусства — по построению и противопоставлению различных понятий текст напоминает речи знаменитых афинских философов.
«Клятва» Гиппократа
Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
3. Все ли врачи в античности давали эту клятву?
Медицинских университетов в античности не было. Они родились уже в христианскую эпоху, в Средневековье. Поэтому нельзя представлять выпуск молодых античных врачей, дающих клятву. Кроме того, у нас нет сведений, что клятву давали вообще все врачи. Напротив, это было довольно редким явлением, и часто в похвальной эпитафии тому или иному врачу писалось, что он давал клятву.
Ее стали чаще давать в период поздней античности, но врач вполне мог практиковать и без клятвы. Яркий пример — святой Кесарий, брат святого Григория Богослова (IV век). Он получил блестящее медицинское образование в Александрии, центре медицинской науки того времени, потом был придворным врачом у четырех императоров. Но клятвы он не давал — именно потому, что он был христианин, а в клятве упоминались языческие боги. И, как пишет его брат, Григорий Богослов, все доверяли ему и без Гиппократовой «Клятвы». Христианского варианта клятвы тогда еще не было.
4. Чем отличался христианский вариант клятвы?
Если христиане давали клятву, то только модифицированную, именами античных богов, разумеется, никто не клялся. Когда традиция принесения врачебной клятвы утвердилась, текст ее стал меняться, расширяться и уточняться. Цель всегда была — сохранить не букву, а дух, дух Гиппократовой этики применительно к настоящему времени.
C XI века существовал вариант клятвы на латинском языке, начинавшийся со слов «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! Я не лгу». Фраза об абортах звучала с детализацией: «Я не дам абортивного средства женщине никаким путем».
Интересно, что в манускриптах текст клятвы писали в виде креста.
5. Есть ли в «Клятве» Гиппократа моменты, которые современному человеку трудно понять?
Историки медицины не случайно называют «Клятву» загадочным документом.
Очень сложное место, о которое все спотыкаются — это камнесечение. Почему врач не будет делать больному камнесечение? Было много вариантов ответа — конкуренция, предостережение от переоценки своих возможностей, специализация, регулирование отношений между коллегами… Но вопрос так и не решен. Есть мнение, что это связано с запретом (он тоже есть в «Клятве») на хирургическое лечение, на разрез ножом и пролитие крови. Такой запрет, по сути, был ритуальным. Поэтому есть даже версия, которой придерживались некоторые крупные историки медицины, что «Клятва Гиппократа» — это текст какой-то религиозной медицинской группы, например, пифагореанской.
В «Клятве» говорится о «режиме», или «диэте» («diaita»). Это очень важное понятие в античной медицине. Это не просто распорядок дня и прием пищи, это образ жизни как таковой. Именно образ жизни — с едой, сном, половой жизнью, гимнастикой и так далее — являлся главным лекарственным средством в руках врачей-гиппократиков.
Обычно считают, что вся проблематика клятвы сводится к абортам, эвтаназии и врачебной тайне. Это крайне важные темы сейчас, но «Клятва» значительно шире.
Мало обращают внимание на такие вещи, как учить детей учителя бесплатно — сейчас-то дети врачей учатся наравне со своими однокашниками из немедицинских семей.
Еще момент — в этой клятве упомянуто отношение к рабам наравне со свободными. Раб, с точки зрения образованного человека той эпохи, как это сформулировано у Аристотеля, — говорящее орудие. А «Клятва» не делает различия в отношении между мужчинами и женщинами, рабами и свободными.
И еще — врач не должен вступать в интимные отношения с пациентами. Таким образом, получалось, что брак между врачом и пациенткой был априори невозможен.
Еще важный момент: Гиппократова этика не сводится только к «Клятве». Часто с «Клятвой» путают другие тексты из «Сборника Гиппократа», касающиеся этики врача (трактаты «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления»).
Врачи времен Гиппократа и вообще в античности делали много и хорошего, и дурного. Тексты «Сборника Гиппократа» — это рациональная, а не религиозная медицина. Но «Клятва» словно возвышается над всем этим, даже над другими этическими трактатами Гиппократа, показывает какой-то прекрасный идеальный мир.
Доктор философских наук И. В. Силуянова, один из основоположников современной российской биоэтики — пишет об «удивительном согласии принципов гиппократовской врачебной этики с христианскими представлениями о человеческих взаимоотношениях.
6. Давали ли клятву Гиппократа будущие врачи в средневековой Европе?
Нельзя сказать точно. «Клятву», безусловно, знали в Средневековье, так как «Сборник Гиппократа» был известен. Две цитаты из «Клятвы» упомянуты авторами в IV веке по Р. Х. С V по XI века — еще две цитаты, в том числе у святых отцов. Однако она, несомненно, была известна — так, поговоркой монахов, занимавшихся лечением больных в монастырях, было: «Что Гиппократ сказал, то и разрешено». Неизвестно, применялся ли данный текст как клятва в прямом смысле слова, или был просто руководством к этике врачевателя. В любом случае, если она и применялась, то редко и в исправленном виде, без упоминания языческих богов.
«Клятва» была «переоткрыта» в эпоху Возрождения, и в модифицированном виде получила широкое распространение с XVIII века.
7. Дают ли сейчас врачи после окончания мединститута клятву Гиппократа?
Нет. В Российской Федерации врачи дают «Клятву врача». Ее текст установлен статьей 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
А в США, например, любой выпускник может написать свою клятву врача, индивидуальную. Но все-таки врач в Европе и США, как и в России, то есть в европейской культуре, дает клятву, восходящую к «Клятве» Гиппократа.
8. Допустимо ли для врача-христианина приносить клятву — пусть не Гиппократа, а какую-то современную модификацию? Ведь Евангелие запрещает клясться.
То, что мы называем сейчас «клятвой врача», по своей сути не клятва, подразумевающая обращение к сверхъестественным силам, а торжественное обещание. Так же это воспринималось, например, в Российской империи, когда врач давал «Факультетское обещание», и в СССР, где существовала «Присяга врача Советского Союза».
Интересно, что древнегреческое слово «horkos» («клятва») родственно слову «herkos» («ограда»). Врач словно очерчивает пределы, в которых будет действовать.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Факультетское обещание врача в Российской Империи (XIX век)
Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукою права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня этим званием, даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачить чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим; свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами её процветанию, сообщая учёному свету всё, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных, когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.
Текст современной клятвы врача в Российской Федерации
Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.