Что такое гиппократов корпус
Корпус Гиппократа
Из Википедии — свободной энциклопедии
«Сборник Гиппократа» (лат. «Corpus Hippocraticum» ) [1] — сборник сочинений древнегреческого целителя, врача и философа Гиппократа. По мнению исследователей, часть сочинений имеет другое авторство.
Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений [4] :
1. Клятва (Л)
2. Закон (Л)
3. О враче
4. О благоприличии
5. Наставление
6. Об искусстве
7. О древней медицине (Л)
8. Об анатомии
9. О сердце
10. О мясе
11. О железах
12. О природе костей
13. О природе человека (Д)
14. О семени
15. О природе ребёнка
16. О болезнях. Кн. 4
17. О пище
18. О соках (Д)
19. О ветрах
20. О кризисах
21. О критических днях
22. О седьмерицах
23. О воздухе, водах и местностях (Л, Д, П, Н)
24. О диете (Н)
25. О диете, или о сновидениях
Частная патология и терапия
29. Эпидемии (Л, Д, П, Н)
30. О диете при острых болезнях. Кн. 1 (Л)
31. О диете при острых болезнях. Кн. 2
32. О страданиях (περί παθών, de affectionibus)
33. О болезнях. Кн. 1—3 (περί νόύσων, de morbis)
34. О внутренних страданиях (περί τϖν έντος παθϖν; de affectionibus internis)
35. О священной болезни (Д, П, Н)
36. О местах в человеке
37. Об употреблении жидкостей
38. О врачебном кабинете
39. О переломах (Л, Д, П, Н)
40. О вправлении суставов (Л, Д, П, Н)
41. Книга о рычаге (Л, Д, Н)
42. О ранах головы (Л)
43. О ранах и язвах
44. О геморроидах
45. О фистулах
Акушерство и гинекология
47. О болезнях девушек
48. О природе женщины
49. О женских болезнях
50. О бесплодии
51. О сверхоплодотворении
52. О семимесячном плоде
53. О восьмимесячном плоде
54. Об эмбриотомии
Резюме ко всем разделам
57. Письма
58. Декрет афинян
59. Речь при жертвеннике
60. Речь Фесалла о посольстве к афинянам
СОДЕРЖАНИЕ
Вклад Гиппократа в медицину
Фокус медицины Гиппократа проистекает из практики научной дисциплины. Чтобы укрепить научную дисциплину, Гиппократ основывал свои медицинские принципы на естественных науках, диагностировании, лечении и предотвращении медицинских заболеваний. Помимо акцента на естественных подходах, он также начал изучать анатомические и физиологические взаимоотношения в теле. Он также глубоко верил в изучение анатомии и нервной системы. Понимая анатомию человеческого тела, Гиппократ смог целостным образом распознать симптомы при постановке диагноза пациенту. Чтобы полностью согласоваться с его акцентом на физическом наблюдении за человеческим телом, Гиппократ исключил любой религиозный элемент из своего описания медицины. В текстах Гиппократа « О плоти», «О режиме», «О болезнях I», «О ветрах», относящихся к делу работах из Корпуса Гиппократа, он твердо установил ограниченное внимание, которое он планировал использовать для решения своих медицинских проблем, т.е. развлекаться природными явлениями, имеющими отношение к рассматриваемой медицинской проблеме.
Еще одним вкладом Гиппократа в медицину были знания, основанные на фактах. Гиппократ был первым, кто утвердил веру в то, что, просто наблюдая за пациентом, врач распознает симптомы и определит болезнь. Идеал знаний, основанных на фактических данных, по-прежнему применяется в области медицины и устанавливает стандарты для врачей сегодня. Согласно Гиппократу, медицина зависела от детального наблюдения за симптомами и состоянием здоровья, прогноза, лечения пациента и причин для установления диагноза.
Хотя Корпус Гиппократа был написан не самим Гиппократом, все собранные медицинские работники следуют тем же принципам, которые налагает медицина Гиппократа. Гиппократ заложил основы медицины, поскольку его протоколы и руководства по классификации болезней используются современными врачами. Его принципы диагностики, лечения и профилактики заболеваний сохранены в Корпусе Гиппократа и сегодня являются стандартом медицинской этики.
Авторство, имя, происхождение
Ни один из текстов в корпусе не принадлежит Гиппократу. Работы корпуса варьируются от времени и школы Гиппократа до многих столетий спустя и конкурирующих точек зрения. Франц Захариас Эрмеринс указывает на руки по крайней мере девятнадцати авторов в Корпусе Гиппократа. Однако различные сочинения корпуса с древних времен носили имя Гиппократа.
Даты и группы
Автор Сьюзен Уайз Бауэр пишет, что, поскольку он объясняет болезнь, «не обвиняя и не призывая богов», Корпус является «первой сохранившейся научной книгой».
Содержание
Корпус Гиппократа содержит учебники, лекции, исследования, заметки и философские очерки по различным медицинским предметам в произвольном порядке. Эти работы были написаны для разных аудиторий, как специалистов, так и непрофессионалов, и иногда писались с противоположных точек зрения; Между работами в Корпусе можно найти существенные противоречия.
Истории болезни
Теоретические и методологические размышления
В нескольких текстах корпуса древние врачи развивают теории болезней, иногда борясь с методологическими трудностями, лежащими на пути эффективной и последовательной диагностики и лечения. Как пишет ученый Жуанна Жак: «Одно из величайших достоинств врачей Корпуса Гиппократа состоит в том, что они не довольствуются медицинской практикой и записывают свой опыт, а размышляют о своей собственной деятельности».
Причина и опыт
Автор книги « О древней медицине» немедленно начинает критику оппонентов, которые постулируют единственную «причину всех случаев» болезни, « выдвигая в качестве гипотезы горячее, или холодное, или влажное, или сухое, или все, что они хотят». Метод, предложенный в этом трактате, «определенно можно охарактеризовать как эмпирический», предпочитая эффекты диеты, наблюдаемые органами чувств, космологическим спекуляциям, и по этой причине врачи- эллинисты- эмпирики ухватились за него. Однако, «в отличие от эмпириков, автор не утверждает, что знания врача ограничены тем, что можно наблюдать с помощью органов чувств. Напротив, он требует от врача достаточно обширных знаний в тех аспектах конституции человека, которые нельзя наблюдать. непосредственно, например, состояние жидкостей и внутренних органов пациента ».
Эпистемология и научный статус медицины
Естественная против божественной причинности
Медицинская этика и нравы
Преамбула к « О враче» предлагает «физический и моральный портрет идеального врача», и наставления также касаются поведения врача. Такие трактаты, как « О суставах» и « Эпидемии VI», посвящены предоставлению таких «любезностей», как предоставление пациенту подушек во время процедуры, а « Декорум» включает советы о хороших манерах, которые необходимо соблюдать в кабинете врача или при посещении пациентов.
Урология в корпусе Гиппократа
Со многими книгами, включающими различные урологические практики и наблюдения, и почти 30 работами в собрании книг Гиппократа под названием Афоризм, по- видимому, посвященным исключительно урологии в целом, урология была предметом, который был тщательно исследован. По-видимому, основной и наиболее проблемной темой, затронутой в урологии, было заболевание мочевого пузыря у пациентов, особенно когда присутствовали камни мочевыводящих путей (то есть камни в почках или мочевом пузыре). Камни мочевыводящих путей, как правило, встречались в записях на протяжении всей истории, даже в древние времена Египта. Теоретическое обоснование образования этих камней в мочевыводящих путях, их обнаружение и другие проблемы с мочевым пузырем, а также споры о том, как их лечить, были главными исследовательскими пунктами для авторов Корпуса Гиппократа.
Теории образования камня
В книгах Корпуса Гиппократа встречаются различные гипотезы относительно причин, почему и как именно образовывались камни в мочевыводящих путях. Отмечается, что все эти гипотезы были основаны на использовании уроскопии и наблюдении за пациентами врачами того времени.
Обнаружение болезни мочевого пузыря / камней
Лечение заболеваний мочевого пузыря / камней
Когда дело доходит до лечения камней в мочевыводящих путях, было предложено множество решений, включая употребление большого количества воды / винной смеси, прием сильнодействующих лекарств или попытки избавиться от камней в разных позах.
Другим вариантом было удаление камней из мочевыводящих путей; однако этот метод использовался не очень часто из-за его серьезных рисков и возможных осложнений порезания мочевого пузыря. Помимо утечки мочи в полость тела, другим распространенным осложнением было гибель клеток яичек из-за непреднамеренного перерезания семенного канатика во время процедуры.
Вино в корпусе Гиппократа
Врачи пытались изучить человеческое тело с чистой объективностью, чтобы дать наиболее точное объяснение воздействия внешних веществ, которое можно было дать на то время. В то время врачи считали, что не все вина одинаково эффективны при возникновении ряда опасных симптомов. Согласно текстам Гиппократа, врачи тщательно классифицировали вино по таким свойствам, как цвет, вкус, вязкость, запах и возраст. По словам Гиппократа, более концентрированное вино вызывает тяжелую голову и трудности с мышлением, а мягкое вино вызывает воспаление селезенки и печени и вызывает ветер в кишечнике. Другие наблюдения за употреблением вина включали различные уровни толерантности среди наблюдаемого населения. Это наблюдение привело к убеждению, что размер вашего тела и окружающая среда влияют на вашу способность обращаться с вином. Из-за этого разным людям потребуются разные концентрации и разведения вина для использования в лечебных целях. После наблюдения мужчины с большим телом могли потреблять больше, чем мужчины с меньшим телом, и у них наблюдались те же эффекты. Врачи также выдвинули гипотезу о том, что пол влияет на воздействие вина на организм. Отмечалось, что у женщин холодный и влажный характер, что побуждало врачей Гиппократа прописывать им неразбавленное вино. Это отличалось от мужчин, которые обычно были более горячими по натуре. Врачи того времени не были обычной практикой рекомендовать употребление вина детям. Врачи считали, что детям нет смысла пить вино. Однако в редких случаях есть записи о том, что некоторые врачи рекомендуют детям вино, только если оно сильно разбавлено водой, чтобы согреть ребенка или облегчить голодные боли. Чаще всего врачи запрещали употребление вина лицам младше восемнадцати лет.
Эпидемии 1
Эпидемия 1 начинается с описания характеристик каждого сезона. В нем говорится, что осень имеет сильные южные ветры и много дождливых дней. Зимой дул южный ветер с редкими северными ветрами и засухами. Весна была южной и холодной с небольшим дождиком. Лето было пасмурным, дождя не было.
О болезнях
Первый вид может быстро закончиться летальным исходом. Кожа кажется зеленой. В тексте проводится аналогия: кожа зеленее зеленой ящерицы. У пациента будет жар, дрожь, кожа станет очень чувствительной. По утрам возникают резкие боли в области живота. Если пациент проживет более двух недель, у него есть шанс на выздоровление. Процедуры предполагают употребление смеси молока и других орехов и растений утром и вечером. Вторая форма развивается только летом, потому что считалось, что солнечная жара заставляет желчь, темно-зеленую жидкость, вырабатываемую печенью, покоиться под кожей. Кожа приобретает желтоватый оттенок, глаза и моча становятся бледными. На коже головы также образуется твердое вещество. Лечение предполагает несколько ванн в день поверх смеси, упомянутой в первом лекарстве. Выжить в течение последних двух недель с этой формой желтухи было редко. В двух других формах это заболевание, возникающее зимой, возникает из-за алкогольного опьянения, озноба и избыточного выделения мокроты. Последняя форма является наименее смертельной и наиболее распространенной. Это связано с чрезмерной едой и питьем. Симптомы включают желтые глаза и кожу, жар, головную боль и слабость. Однако лечение сильно отличается от остальных. Врач возьмет кровь из локтей и посоветует принять горячую ванну, выпить огуречный сок и вызвать рвоту, чтобы очистить кишечник. При соблюдении курса лечения возможно полное выздоровление. Несколько форм желтухи, которые провозглашали греческие врачи, могли быть вызваны тем, что желтуха возникает из-за различных заболеваний, таких как гепатит, камни в желчном пузыре и опухоли. Разнообразный набор симптомов, вероятно, был результатом болезней, а не самой желтухи.
Эмпиемы в корпусе Гиппократа
Есть много симптомов, связанных с эмпиемой, от легкой до тяжелой. Наиболее частыми из них являются лихорадка, боль в грудной клетке, потливость, тяжесть в груди и кашель. Лечение эмпиемы в основном проводилось с использованием лечебных трав или неинвазивных методов лечения. В основном пили или купали смеси растений и органических веществ. Есть несколько крайних случаев, когда инвазивные процедуры выполнялись и подробно упоминались. Одно из этих вмешательств заключалось в том, что пациента сзади удерживали в кресле, в то время как врач разрезал ребра скальпелем и вставлял дренажную трубку, которая удаляла весь гной. Исследования и описания, которые проводили греческие врачи, были настолько точными, что стали основой того, что мы знаем об эмпиемах сегодня.
Дерматология в корпусе Гиппократа
Для облегчения различных дерматологических заболеваний текст Гиппократа рекомендует ванны с родниковой водой или морской водой и местное применение жирных веществ в качестве формы лечения. При опрелостях или растирании младенцев масло мирры и глет были мощными вяжущими соединениями, которые рекомендовали в качестве средства лечения. При лихеноидных кожных заболеваниях для лечения этого кожного заболевания рекомендовали уксус, паровые бани, пемзу и манну (сахарное вещество, полученное из растения слюды турис). Текст Гиппократа также предлагает серу для лечения лихеноида, которая имеет сильный антибактериальный эффект, который до сих пор прописывается в дерматологических препаратах. При проказе и витилиго для лечения этих состояний Корпусом Гиппократа рекомендуется известковая вода и концентрированный уксус.
Многие из этих форм лечения, предложенных в Корпусе Гиппократа, сегодня используются при дерматологических инфекциях. Современная медицина использует серу в качестве антибактериального соединения, родниковая вода доказала свою эффективность при лечении кожных заболеваний, а продукты на масляной основе, такие как масло мирры и глет, используются в качестве мазей для лечения опрелостей, экзем и кожных повреждений. Когда мы размышляем о лечении кожных заболеваний и инфекций в Корпусе Гиппократа, становится очевидным, что некоторые из подходов в применении к современной дерматологии все еще актуальны.
Стиль
Печатные издания
Английские переводы
Список произведений Корпуса
(Заказ из Adams 1891, стр. 40–105; LCL = тт. Издания Классической библиотеки Леба )
Гиппократ и Гиппократовский корпус
О гиппократовском вопросе, появлении научной медицины и биографических анекдотах.
Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 гг. до н. э. Они были собраны в середине III в. до н. э. в Александрии.
Комментаторы данного сборника ещё в античное время отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго, и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семь людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб). Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений. Некоторые трактаты корпуса датируются временем жизни Гиппократа, другие, по-видимому, относятся к 3-4 вв. до н.э.
«Клятва» является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:
1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками
2. Принцип непричинения вреда
3. Отрицание эвтаназии и абортов
4. Отказ от интимных связей с больными
5. Сохранение врачебной тайны
Вероятно, к 5 в. до н.э. относится трактат «О древней медицине», где обсуждается проблема обучения искусству врачевания. Его автор (возможно, не Гиппократ) отвергает объяснение заболевания взаимодействием натурфилософских «основных качеств» (теплое, холодное, влажное, сухое), указывает на значение диеты и роль определенных «соков» организма. Он подчеркивает, что медицина имеет дело скорее с относительными, чем с абсолютными факторами: что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что полезно в одно время, может быть вредным в другое.
В сочинении, известном под названием «Эпидемии», дано описание течения болезней. Только 1 и 3 книги считаются «подлинными», остальные пять, по-видимому, принадлежат двум позднейшим подражателям Гиппократа. Также и в Эпидемиях мы видим не только беспристрастное описание отдельных случаев, но и общую статистику заболеваний и попытку соотнести ее с климатическими условиями.
Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.
Гиппократ
(ок. 460—377 гг. до н.э.)
История полупрофессионального и профессионального врачевания насчитывает несколько тысячелетий. Некоторые сведения о достижениях медицины древнейших цивилизаций и распознавании и лечении болезней можно почерпнуть из вавилонских клинописных записей и из древнеиндийских вед, из египетских папирусов и китайских иероглифических рукописей.
В первую очередь вавилоно-ассирийской и египетской культуре многим обязана древнегреческая медицина, достигшая в древности наиболее высокой степени самостоятельности как область профессионального знания, обладающая известной естественно-научной глубиной. В сочинениях древнегреческих врачей содержится свод знаний, накопленных древней медициной. Наиболее ранними из дошедших до нас источников являются рукописи Книдской школы и несколько фрагментов медицинских текстов древнегреческого врача Алкмеона Кротонского (VI в. до н.э.), который под влиянием идей Пифагора ввел в античную медицину представление о здоровье как гармонии сил влажного и сухого, горячего и холодного, горького и сладкого. В результате наблюдений и хирургических операций он пришел к мысли о том, что мозг есть орган души. Это было заявлено в противовес господствовавшим в то время представлениям, что центральным «органом» духовной жизни является сердце. Он также установил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки…». Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Другой древнегреческий врач Праксагор (ок. IV в. до н.э.), последователь Диокла, открыл различие между венами и артериями (термин «артерии» приписывается ему). Он считал, что вены содержат чистую кровь, а артерии — чистый воздух; указывал, что артерии обладают свойством пульсации; различал 11 «соков» человеческого тела, в изменении и нарушении движения которых видел причину возникновения патологических процессов.
Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом «Гиппократовом сборнике» («Corpus Hippocraticum»). Они приписываются по традиции величайшему врачу древности Гиппократу. В «Гиппократов сборник» вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины. С «Гиппократова сборника» фактически начинается история европейской медицины и медицинской терминологии.
Наследство Гиппократа настолько велико, что известный издатель его сочинений Charterius потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и все свое немалое состояние, исчисляемое в 50 тыс. лир. То же самое, хотя и в меньшем размере, сделал историк медицины земский врач Ковнер, оставивший три тома истории медицины, в которой более 400 страниц посвящено Гиппократу.
Древнегреческого врача Гиппократа называют «отцом медицины», реформатором античной медицины. Гиппократ родился в 460 году до н.э. в городке Меропис, на острове Кос. Он относится к восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимавшемуся медициной. Отец Гипократа — врач Гераклид, мать — акушерка Фенарета. Гиппократ является, таким образом, представителем народной медицины, переросшей в профессиональную. Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец.
Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Еще будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался славой превосходного врача. Именно в этом возрасте Гиппократ получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача, и выехал в Египет для пополнения знаний и усовершенствования в искусстве врачевания. Через несколько лет вернулся на родной остров, долгие годы занимался там врачебной практикой и основал свою медицинскую школу, называемую Косской.
Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там и учился медицине у Геродина. За то, что он спас жителей Афин от эпидемии чумы, используя свои знания о путях распространения инфекции, его избрали почетным гражданином Афин и увенчали золотым венком. Попутно он вылечил своего друга — Демокрита из Абдер, создавшего атомистическую теорию, модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Демокриту медицина обязана термином «этиология» (от греч. aitia — причина и …логия), учение о причинах болезней.
Важно отметить, что Гиппократ и «гиппократики» учили, что распознавание болезней и лечение больных должны быть основаны не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на строгом наблюдении и изучении больных, на обобщении и накоплении практического опыта. Отсюда «гиппократики» выдвигали основной принцип: лечить не болезнь, а больного; все назначения врача, касающиеся лечения, режима больных, должны быть строго индивидуализированы. На этом основании считается, что Гиппократ и его последователи явились основоположниками клинической медицины.
Разработка принципов и правил диагностики и лечения, по Гиппократу, должна быть основана также на изучении «природы тела». У Гиппократа и «гиппократиков» нет еще строгого подразделения анатомии и физиологии, которые обобщались ими в общем разделе, обозначаемом термином «природа тела». Главным источником анатомических и физиологических знаний у них служили вскрытия животных, так как анатомирование человеческого тела в то время было строго запрещено. Поэтому конкретные анатомические познания Гиппократа были сравнительно скудны и нередко ошибочны.
Учение о причинности в медицине является самой древней частью медицинской науки. В III веке до н.э. в древнекитайском каноне медицины «Ней-цзин» различали 6 внешних (холод, зной, ветер, сырость, сухость, огонь) и 7 внутренних (радость, гнев, страх, горе, тоска, любовь, желание) причин болезни. Гиппократ также различал внешние (ветры, погода и др.) и внутренние (слизь, желчь) причины болезней.
Школа Гиппократа рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел. А если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует.
Гиппократ — один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (morbus sacec — священная болезнь, так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами. В сочинении Гиппократа «О воздухе, водах и местностях» приводится идея о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Гиппократ писал: «Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим в себя и которым мы живем». И это писалось, когда эллины дышали кристально чистым воздухом. Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе, купанья, массажа и занятий гимнастикой; придавал большое значение лечебной диете. Гиппократ направлял легочных больных к вулкану Везувию, где они вдыхали сернистые испарения и получали облегчение.
По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой.
С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Связанные с учением о темпераментах понятия «холерик», «флегматик», «меланхолик», «сангвиник» продолжают жить и в современном языке, что было бы невозможно, если бы они не «подкреплялись» реально наблюдаемыми различиями человеческих типов. Но не в характеристиках самих этих типов категориальный смысл учения Гиппократа — Галена. За конкретными (психологической и физиологической) оболочками этого учения просматриваются некоторые общие принципы, используемые современными исследователями. Первый выражен в идее о том, что несколько исходных телесных признаков образуют, сочетаясь, основные типы индивидуальных различий между людьми.
Древнюю теорию темпераментов отличала еще одна особенность. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. — «жидкость»). В этом плане ей созвучно учение о зависимости темперамента от желез внутренней секреции, от «химизма» тела (а не только от его устройства или свойств нервной системы).
Подобно многим врачам древности, Гиппократ занимался практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время заклинания и заговоры, молитвы и жертвы, приносимые богам, недостаточны для определения и лечения болезней. Рекомендуя тщательное обследование пациента, он указал на необходимость обращать внимание на его положение во время сна, частоту пульса и температуру тела. Он придавал большое значение месту, где больной чувствовал боли, и их силе, появлению лихорадочной дрожи.
Пальпация, выслушивание и выстукивание как методы исследования были известны и использовались Гиппократом. Он прощупывал селезенку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т.е. не увеличились ли они в размерах; каковы их ткани на ощупь — жесткие, твердые и т.п.
Лечил Гиппократ пациентов целебными травами, которых знал свыше двухсот; возражал против применения сразу многих лекарств и провозглашал повсеместно принцип — nоli nосеrе (не навреди). «Отец медицины» рекомендовал чемерицу в качестве рвотного средства, он же описал конвульсии, наступающие в случае ее передозировки. Авл Корнелий Цельс использовал это растение в лечении душевнобольных.
Гиппократ умер в Лариссе в 377 году до н.э. на 83 году жизни. После смерти афиняне воздвигли ему железную статую с надписью: «Гиппократу, нашему спасителю и благодетелю». Долгое время его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что водившиеся там дикие пчелы давали мед, обладавший целительными свойствами. Платон сравнивал его с Фидием, Аристотелем, называл его великим, а Гален — божественным.
«Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству», — говорил Гиппократ. Выдающимся памятником гуманизма и исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики является клятва Гиппократа.