Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Подборка правил: глагол

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).

Признаки

1. Постоянные:

2. Непостоянные

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

ЗАПОМНИ!

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

Способ определения спряжения глагола

ЗАПОМНИ!

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.

Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).

Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

Правописание НЕ с глаголами

ЗАПОМНИ!

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).

ЗАПОМНИ!

Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

ЗАПОМНИ!

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

Источник

Что такое Глагол 4 класс

Урок русского языка,

учитель начальных классов: Гаврилова Александра Владимировна

«Школа России» Русский язык 4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Урок проводиться в начале изучения раздела «Глагол» – подготовка к уроку открытия нового знания (От общего – к частному)

формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний о глаголе.

построение обобщенной модели знаний по теме «Глагол» и включение её в общую систему знаний.

· систематизировать знания о глаголе, как части речи;

· формировать умение определять грамматические признаки глагола;

· развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи.

Метапредметные и личностные результаты

Познавательные: сравнение, анализ, структурирование информации; извлекать информацию из схемы.

Регулятивные: самоорганизация рабочего места; целеполагание (определение и понимание учебной задачи); контролировать и оценивать свои действия; адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные: точное выражение мыслей; умение слушать и слышать других; сотрудничество.

Личностные: понимание причин успешности и неуспешности; осознание необходимости учиться; оценивание себя, других.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Метод конструирования.

Фронтальная, групповая, парная.

Наглядный и раздаточный материал

Мотивации (самоопределения) деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.

-Вот наступила долгожданная весна. Март-начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: актуализация используемых способов

действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности

— О чём может идти речь в тексте, к которому выполнена эта иллюстрация?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

— Определить тип текста.

— Подчеркнуть ключевые слова.

Какой частью речи являются ключевые слова? Почему? Какую роль выполняют глаголы в этом тексте? Назовите тип текста.

— Так показывает свою любовь к весне Плещеев

— Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?

— Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие.

-А какая часть речи передаёт действие?

Это текст-повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы. Читательское восприятие движется от действия к действию.

Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях.

Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока.

— Как вы думаете, почему я начала урок с этого задания?

Определите тему урока. Запишите.

— Это новая для нас тема?

— Всё ли мы знаем о глаголе?

— Какие цели можно поставить?

-Проверить, что мы помним; повторить изученное; исследовать, всё ли нам известно о глаголе; развивать свои умения по теме «Глагол»

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез.

-Выберите ключевые слова, которые относятся к теме нашего урока.

Предмет, часть речи, какой, действие предмета, что делать?, кто?, что сделать?, признак предмета

-Используя ключевые слова, дайте определение глагола.

Вспомним, что мы знаем о глаголе. Поработаем в группах и на основании ваших выводов составим схему.

-У каждой группы задание. Выполните его и сделайте вывод.

— Проверим, сможете ли вы, опираясь на схему, ответить на вопросы:

— Что обозначает глагол?

— Сколько временных форм глагола вы знаете?

— В каком времени глаголы изменяются по родам?

Разделите слова на две группы и сделайте вывод.

Бежать, бежит, петь, поет.

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Идет, смотрят, идут, смотрит,

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

Зацвели, засвистели, зацветут, цветет, свистит, засвищут

Разделите слова на три группы. Сделайте вывод.

Иду, побежишь, идёшь, идут, цветут, побегу, побегут.

Раздели слова на 3 группы, Сделайте вывод.

Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало

Разделите слова на две группы и сделайте вывод.

Ходит, идет, стоит, цветет.

Выделите в предложении грамматическую основу. Сделайте вывод.

По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи.

— в прошедшем времени единственного числа

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности

Работа с отрывком из стихотворения.

— Выписать глаголы указать морфологические признаки.

— Взаимоконтроль с проговариванием во внешней речи.

Тает – наст. вр., ед. ч., 3 л.

Бегут – наст.вр., мн.ч., 3 л.

Повеяло – пр.в., ед.ч., ср.р.

Оденется – буд.вр., ед.ч., 3 л.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверим, имеются ли у вас проблемы по теме «Глагол»

— При выполнении работы можно пользоваться опорной схемой, если в этом будет необходимость.

В тесте обведи в кружок букву правильного ответа.

— Проверьте работу по эталону.

Оцените свою работу отметкой по критериям:

Без ошибок и исправлений – «5»

5 и более ошибок – «2»

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает…

Б) признак предмета

В) действие предмета

2. Каким членом предложения является глагол?

3. Глагол БЕЖАТЬ стоит в форме:

А) неопределённой форме;

Б) настоящего времени;

В) будущего времени.

4. Выбери глагол будущего времени:

5. Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?

6. Глаголы: бегут, говорим, поём, стоят в форме:

А) множественного числа

Б) единственного числа

7. Какую роль играет глагол в предложении: Говорливый ручей бежит по поляне.

В) второстепенный член предложения.

— осуществляют самооценку выполненной работы (по критериям)

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике

-У каждого на парте лежат карточки определенного цвета. Выполните задание.

У глаголов определить время, лицо и число.

Все ярче пригревает мартовское солнце. Под его лучами тает снег. Зазвенела под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по дорогам побегут ручьи.

Вставить подходящие по смыслу глаголы, определить время, лицо и число.

Все ярче …….мартовское солнце. Под его лучами …..снег. ……под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по дорогам …..ручьи.

Используя глаголы составить рассказ о весне.

Пригревает, тает, зазвенела, побегут.

Дифференцированная работа по карточкам.

Цель : самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия

Удивительная часть речи глагол!

— Используя схему составьте рассказ о глаголе.

— Для чего мы составили схему?

– Как вы думаете все ли мы узнали о глаголе?

– Какую задачу ставим на следующий урок?

Рассказ о глаголе, используя схему.

Составить синквейн о глаголе.

Написать сказку по началу «Жил-был Глагол…»

Оцените свою работу на уроке.

Мне было легко на уроке, потому что…..

У меня встретились ошибки при выполнении упражнений, поэтому ….

Мне было трудно на уроке, так как я ……..

Рассказ о глаголе по схеме

Повторить, обобщить систематизировать знания о глаголе

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

План реализации проекта по теме: «Словари русского языка».

Презентация по русскому языку на тему «Неопределенные местоимения» (6 класс)

Конспект урока «Прямая речь»

Рабочая программа по русскому языку ( 1 класс)

Разработка открытого урока на тему: » Игрушки»

Презентация по русскому языку на тему: «Главные и второстепенные члены предложения»

Конспект урока русского языка 9 класс «Знаки препинания СПП»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5412185 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Памятка по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Глагол»

Глаголы называют не только действия (работать, учиться, варить), но и состояния (спать, ждать, думать, мёрзнуть).

В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

На вопросы что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы несовершенного вида.

На вопросы что сделать? что сделал? что сделает? отвечают глаголы совершенного вида.

Как определить вид глагола

Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему вопросы.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? – это глагол несовершенного вида.

Если глагол отвечает на вопросы что сделать? Что сделал? что сделает? – это глагол совершенного вида.

Рисовал – что делал? Глагол несовершенного вида.

Глаголы не употребляются с предлогами. У глаголов есть только приставки.

Вид глагола – это его обязательный постоянный признак. Глаголы несовершенного и совершенного вида – это разные слова с разными значениями: читает – прочитал; дочитывает – дочитал.

В русском языке есть глаголы несовершенного и совершенного вида, которые имеют близкое значение, но разные основы: брать – взять, класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать, находить – найти.

Глагол имеет следующие формы:

начальную – говорить, писать, везти, беречь;

Глагол имеет начальную форму. Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, ти, чь : бежать, ходить, нести, беречь, жечь.

Начальная форма глаголов не изменяется (у неё нет окончания).

В начальной форме глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

Глаголы совершенного вида в начальной форме отвечают на вопрос что сделать?

Глаголы в начальной форме не указывают на того, кто совершает действие. Глаголы в личной форме указывают на того, кто совершает действие: я учусь, они помогают, ты выполняешь.

К глаголам в личной форме можно подставить местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Личные формы образуются с помощью окончаний: я говорю, ты говоришь, он она оно говорит, мы говорим, вы говорите, они говорят.

Глаголы могут употребляться в форме единственного и множественного числа: я пишу – мы пишем, ты рисуешь – вы рисуете, он играет – они играют.

При образовании личных форм могут происходить чередования звуков: бегу – бежишь, пеку – печёшь.

Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак : знаешь, нарежь, стеречь.

Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется –ться – улыбаться, смеяться.

Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.

К 1 спряжению относятся все остальные глаголы.

Как определить спряжение глагола

Если личное окончание ударное, спряжение глагола определяется по окончанию.

Если личное окончание безударное, спряжение глагола определяется по начальной форме.

Если в начальной форме глагол оканчивается не на –ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.

Вер[и]шь – окончание безударное; начальная форма – верить; оканчивается на –ить, значит, это глагол 2 спряжения.

Не забывай, что начальная форма глагола не изменяется. По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.

Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё. Например: стриж ё м, печ ё м. Буква о в окончаниях глаголов не пишется.

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нём говорят ( в момент речи).

Например: Я читаю правило.

Глаголь в форме прошедшего времени указывает, что действие совершалось до момента речи.

Например: Я читал правило.

Глагол в форме будущего времени указывает, что действие совершится после момента речи.

Например: Я буду читать правило.

Суффикс –ыва-/-ива- в форме 1 лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1 лица единственного числа превращается в суффикс –у-/-ю-.

Форма прошедшего времени образуется от глаголов несовершенного и совершенного вида: варил, сварил, открывал, открыл.

В форме прошедшего времени глаголы изменяются по родам и числам: стоял,стояла, стояло, стояли.

Глаголы несовершенного вида образуют составную форму будущего времени с помощью глагола быть в личной форме: буду делать, будешь делать, будет делать.

Глаголы совершенного вида образуют простую форму будущего времени: сделаю, сделаешь, сделает.

Глаголы в форме настоящего времени могут называть действия, которые совершаются постоянно, всегда.

Например: Волга впадает в Каспийское море.

Если о действии говорится как о желаемом, возможном, то употребляется форма условного наклонения.

Например: Подарили бы мне собаку.

Например: Подарите мне собаку!

Глаголы в форме условного наклонения называют действие, о котором сообщается как о возможном, желательном. Форма условного наклонения образуется с помощью глагола в форме прошедшего времени и частицы бы: поехал бы, отдыхала бы, ныряли бы.

Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают совет, просьбу, приказ.

Форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса – и- :

Бросим – брось, сядем – сядь.

Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются по числам : говори – говорите, иди – идите.

Глагол в форме наклонения в предложении всегда является сказуемым.

В словосочетании «глагол +существительное», где главное слово – глагол, при изменении главного слова (глагола) зависимое (существительное) не изменяется. Глагол управляет (командует) определённой падежной формой существительного: сам меняется, а существительному запрещает. Такая связь называется управлением.

Например: вспомнил о встрече, помогала подруге.

Вид и спряжение глагола – это его постоянные признаки. Остальные признаки глагола – наклонение, время, лицо, число, роднепостоянные, изменяемые.

Порядок морфологического разбора глагола

Запиши глагол в начальной форме.

Укажи постоянные признаки – вид и спряжение глагола.

Укажи непостоянные признаки – наклонение, время, лицо, число, род.

Определи, каким членом предложения является глагол.

Пример В конце февраля сильнее пригревает солнышко.

Непост. призн.: изъявит.накл., наст. вр., 3 л., ед.ч.

В предложении является сказуемым: солнышко (что делает?) пригревает.

Источник

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узнаете3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научите3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

ЛицоХотетьБежать
Ед. чис­лоМн. чис­лоЕд. чис­лоМн. чис­ло
1-ея хочумы хотимя бегумы бежим
2-еты хочешьвы хоти­теты бежишьвы бежи­те
3-еон хочетони хотятон бежитони бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Смотреть картинку Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Картинка про Что такое глагол 4 класс по русскому языку. Фото Что такое глагол 4 класс по русскому языку

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *