Что такое глина 3 класс

Окружающий мир. УМК «Планета знаний». 3-й класс. Урок «Свойства песка и глины» (в форме учебного проекта)

Класс: 3

Форма урока: учебно-исследовательский проект.

Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики.

— Какие горные породы мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав, что находится в чёрном ящике. Внимание! Чёрный ящик!

Дети отгадывают загадки.

Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— Итак, сегодня на занятии мы будем изучать свойства песка и глины. Для чего нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?

Выдвижение гипотез детьми.

— Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами выполним учебный исследовательский проект по изучению свойств песка глины. Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу. Какие из методов можем использовать?

Дети предлагают возможные варианты, составляют схему.

Что такое глина 3 класс. Смотреть фото Что такое глина 3 класс. Смотреть картинку Что такое глина 3 класс. Картинка про Что такое глина 3 класс. Фото Что такое глина 3 класс

— Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу.

Каждая группа получает задание. (Приложение 1)

2 группа. «Экспериментаторы».

Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы, заполняют сводную таблицу.

— Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем более точно ответить на вопросы, поставленные в начале урока, подтвердив или опровергнув наши предположения. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:

-Выдели свойства, общие для песка и глины.

-Где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых?

Задание: опираясь на таблицу и используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей, делают вывод.

Глина нашла применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из неё делают разнообразную посуду, игрушки, кирпичи и другие изделия. При прокаливании глина приобретает твёрдость и прочность. Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла.

Представители от групп выходят к доске и дополняют таблицу предложенными предметными картинками, иллюстрирующими использование песка и глины в деятельности человека.

Работа в парах. Тест «Свойства песка и глины». (Приложение 2)

Источник

Что такое глина 3 класс

Что такое глина 3 класс. Смотреть фото Что такое глина 3 класс. Смотреть картинку Что такое глина 3 класс. Картинка про Что такое глина 3 класс. Фото Что такое глина 3 класс

Мы живем на удивительной, доброй и щедрой планете. Все, что необходимо для жизни и создано людьми, сделано из того, что дает нам природа. На поверхности Земли и в ее глубинах находятся настоящие сокровища, которые называют полезными ископаемыми. Глина – одна из них.

Глина очень широко распространена. Её залежи располагаются неглубоко, и часто прямо под ногами на берегу реки или озера, на лесной тропинке или в поле, можно обнаружить этот удивительный материал.

Глина бывает разного цвета: белого, серого, оранжевого, красного и даже черного. Сухая – она похожа на мелкий порошок, но при добавлении воды разбухает и превращается в вязкую, пластичную массу.

Удивительно, что глина на самом деле является горной породой. Многие тысячелетия ветер, осадки, изменения температуры постепенно разрушали скальные породы, превращая их в богатую минералами пыль.

Она пропитывалась влагой и постепенно спрессовывалась, образуя глину. Еще в каменном веке люди обнаружили её удивительные свойства, и начали делать первую глиняную посуду, затем – украшения и амулеты, а позже – использовать в строительстве. Но эти изделия были хрупкими, и лишь случайно было замечено, что при высокой температуре глина становится твердой, как камень. Это стало выдающимся открытием, давшим начало гончарному ремеслу.

Благодаря своим чудесным свойствам различные виды глины широко применяются во многих отраслях человеческой деятельности. В строительстве – для изготовления кирпича, черепицы, строительстве стен и печей, утепления потолков, производства цемента. Промышленность производит керамические, фарфоровые и фаянсовые изделия, предметы сантехники, бумагу и текстиль, используя ценную белую глину – каолин. На заводах с помощью особого вида глины производят очистку жиров, масел и нефтепродуктов, используют для отбеливания в мыловаренной, текстильной и парфюмерной промышленности. Природная белая, голубая, черная глины применяются в медицине и косметологии.

Раньше глина была основой для изготовления пластилина для детского творчества, а сейчас пластилин делают из искуственных материалов.

Источник

Урок по познанию мира по теме «Песок. Глина» (3 класс)

Познание мира 3 класс

Дата: «______» января 2018 г.

Тема урока: Песок. Глина.

Цель урока: расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека; познакомить со свойствами соли, её использовании и значении в хозяйстве, способах добычи; развивать умение работать с текстом учебника, сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, интерес к предмету.

— Наш урок мы проведем под девизом: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней!»

2. Актуализация знаний

— Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашей страны, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве. Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые, как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые»? Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— На какие группы по свойствам мы разделили полезные ископаемые?

— Чем отличаются рудные от нерудных полезных ископаемых?

— Какие относятся к горючим полезным ископаемым? Почему?

— Какие способы добычи полезных ископаемых вы знаете? Как их различить?

— На прошлом уроке мы с вами познакомились с гранитом и известняком. К каким полезным ископаемым они относятся? Почему?

— Что вы знаете о граните? Где используют гранит?

— Что вы знаете об известняке? Как его используют?

3. Формирование новых знаний, умений, навыков

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. Песок

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу . Глина

— Сегодня на уроке мы будем говорить о песке и глине. А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Всё у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться.

И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу, и вот что он там прочитал: «Солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину». И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо Деду Морозу, ясному Солнышку и Ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь, и в скором времени прибыли на их остров. После их дружной и долгой работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.

— Итак, о каких полезных ископаемых говорится в сказке?

— Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?

— Объясните, как произошло разрушение горной породы?

— Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать.

1. Рассмотрите песок. Какого цвета песок? Желтый, иногда серый, белый, бурый.

— Какое строение имеет песок? Состоит из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой.

— Опустите немного песка в стакан с водой. Что можно сказать о песке, по отношению к воде? Тяжелее воды, тонет

— Что можно сказать о водонепроницаемости песка? Хорошо пропускает воду

— Связана ли способность пропускать воду с его строением?

— Кто повторит все, установленные в ходе опытов, свойства песка?

— Где используют песок? Строительство, изготовление стекла

— Как добывают песок? Песок чаще всего залегает на поверхности или неглубоко в земле. Поэтому его добывают открытым способом, в карьерах.

2. Для выполнения второго опыта возьмите глину. Рассмотрите её

— Какого цвета глина? Коричневая, красноватая, серая, чисто белая, голубоватая.

— Какое строение имеет глина? Она состоит из мелких частичек (похожих на чешуйки) сильно скрепленных между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее полезное ископаемое. Встречается повсюду, очень распространен-ное полезное ископаемое.

— Опустите немного глины в стакан с водой. Что можно сказать о глине, по отношению к воде? Тяжелее воды, тонет

— Что можно сказать о водонепроницаемости глины? Плохо пропускает воду

— Связана ли способность, пропускать воду с её строением?

— Кто повторит все, установленные в ходе опытов, свойства глины?

— Где используют глину? Влажная глина пластичная и вязкая, обладает связывающими свойствами. Зная это свойство глины, люди из неё делают плитку, посуду, игрушки, статуэтки. из глины с добавлением песка изготавливают кирпичи.

— Как добывают глину? Глину, как и песок, добывают открытым способом.

Интересные факты о песке и глине

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.

1. Как песок превращают в стекло?

2. Загадки зыбучих песков

Между прочим, «поющие» пески способны изменять инфразвук, отрицательно воздействующий на психику человека. Под влиянием инфразвука человека охватывает беспричинная паника. Ученые полагают, что способность песка издавать звуки вызвана электризацией отдельных песчинок. «Петь» может только сухой песок.

4 . На самом деле глина таит в себе массу полезных свойств: ее используют в строительстве, косметологии, медицине. Оказывается, глину можно употреблять и в пищу! Именно глину продавали на рынках в Самаре во времена голода 20-х годов. В ней содержались полезные вещества. Кстати, современные народности на Дальнем Востоке до сих пор с удовольствием едят белую глину и запивают ее оленьим молоком.

Глина обладает отличными свойствами впитывать запахи и различные вещества. Именно поэтому жители Индии в период цветения растений и цветов выкладывают глиняные диски на землю для впитывания запахов и называют их земляными духами.

— Что нового узнали о песке и глине?

— Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?

— Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?

5. Домашнее задание : с. 68-70 подготовить пересказ о песке и глине.

Источник

Глина

Что такое глина 3 класс. Смотреть фото Что такое глина 3 класс. Смотреть картинку Что такое глина 3 класс. Картинка про Что такое глина 3 класс. Фото Что такое глина 3 класс

Что такое глина 3 класс. Смотреть фото Что такое глина 3 класс. Смотреть картинку Что такое глина 3 класс. Картинка про Что такое глина 3 класс. Фото Что такое глина 3 класс

Гли́на — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита (происходит от названия местности Каолин в Китае), монтмориллонита или других слоистых алюмосиликатов (глинистые минералы), но может содержать и песчаные и карбонатные частицы. Как правило породообразующим минералом в глине является каолинит, его состав: 47 % (мас) оксида кремния (IV) (SiO2), 39 % оксида алюминия (Al2О3) и 14 % воды (Н2O).
Al2O3 и SiO2 — составляют значительную часть химического состава глинообразующих минералов.
Диаметр частиц глин менее 0,005 мм; породы, состоящие из более крупных частиц, принято классифицировать как лёсс. Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. Окраска обусловлена примесями ионов — хромофоров, в основном железа в валентности 3 (красный, желтый цвет) или 2 (зеленый, синеватый).

свойства глин: пластичность, огневая и воздушная усадка, огнеупорность, спекаемость, цвет керамического черепка, вязкость, усушка, пористость, набухание, дисперсность.

Содержание

Минералы, содержащиеся в глинах

Минералы, загрязняющие глины и каолины

Происхождение

Основным источником глинистых пород служит полевой шпат, при распаде которого под воздействием атмосферных явлений образуются каолинит и другие гидраты алюминиевых силикатов. Некоторые глины осадочного происхождения образуются в процессе местного накопления упомянутых минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, выпавшие на дно озёр и морей.

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Применение

Что такое глина 3 класс. Смотреть фото Что такое глина 3 класс. Смотреть картинку Что такое глина 3 класс. Картинка про Что такое глина 3 класс. Фото Что такое глина 3 класс

Что такое глина 3 класс. Смотреть фото Что такое глина 3 класс. Смотреть картинку Что такое глина 3 класс. Картинка про Что такое глина 3 класс. Фото Что такое глина 3 класс

Гончарное производство

Глина является основой гончарного, кирпичного производства. В смеси с водой глина образует тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Техническая керамика

Техническая керамика — большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства (большое удельное объемное и поверхностное сопротивление, большую электрическую прочность, небольшой тангенс угла диэлектрических потерь).

Производство цемента

Для изготовления цемента сначала добывают известняк и глину из карьеров. Известняк (приблизительно 75 % количества) измельчают и тщательно перемешивают с глиной (примерно 25 % смеси). Дозировка исходных материалов является чрезвычайно трудным процессом, так как содержание извести должно отвечать заданному количеству с точностью до 0,1 %.

Эти соотношения определяются в специальной литературе понятиями «известковый», «кремнистый» и «глиноземистый» модули. Поскольку химический состав исходных сырьевых материалов вследствие зависимости от геологического происхождения постоянно колеблется, легко понять, как сложно поддерживать постоянство модулей. На современных цементных заводах хорошо зарекомендовало себя управление с помощью ЭВМ в комбинации с автоматическими методами анализа.

Правильно составленный шлам, подготовленный в зависимости от избранной технологии (сухой или мокрый метод), вводится во вращающуюся печь (длиной до 200 м и диаметром до 2—7 м) и обжигается при температуре около 1450 °C — так называемой температуре спекания. При этой температуре материал начинает оплавляться (спекаться), он покидает печь в виде более или менее крупных комьев клинкера (называемого иногда и портландцементным клинкером). Происходит обжиг.

В результате этих реакций образуются клинкерные материалы. После выхода из вращающейся печи клинкер попадает в охладитель, где происходит его резкое охлаждение от 1300 до 130 °C. После охлаждения клинкер измельчается с небольшой добавкой гипса (максимум 6 %). Размер зерен цемента лежит в пределах от 1 до 100 мкм. Его лучше иллюстрировать понятием «удельная поверхность». Если просуммировать площадь поверхности зёрен в одном грамме цемента, то в зависимости от толщины помола цемента получатся значения от 2000 до 5000 см² (0,2—0,5 м²). Преобладающая часть цемента в специальных емкостях перевозится автомобильным или железнодорожным транспортом. Все перегрузки производятся пневматическим способом. Меньшая часть цементной продукции доставляется во влаго- и разрывостойких бумажных мешках. Хранится цемент на стройках преимущественно в сыпучем и сухом состояниях.

Применение в медицине и косметологии

Чаще всего в медицине и косметике используют каолин.

Съедобная глина

Что такое глина 3 класс. Смотреть фото Что такое глина 3 класс. Смотреть картинку Что такое глина 3 класс. Картинка про Что такое глина 3 класс. Фото Что такое глина 3 класс

Виды глины

Важное место среди видов глин занимает бентонит. Считают, что эта глина образовалась в результате химического распада вулканического пепла. При погружении в воду она разбухает, увеличивая свой объём в несколько раз. В основном она используется в буровых растворах при бурении скважин.

Сукновальная глина ценится за её отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Фильтры из сукновальной глины применяются при очистке растительных и минеральных масел.

Гончарная глина, именуемая также комовой, находит применение при изготовлении посуды. Глина или глинистый сланец представляет собой важное сырье, которое вместе с известняком используется в производстве портландцемента.

Наиболее распространёнными в природе являются: красная глина, белая глина (каолин), глина из песчаника. Сорта глины — для производства фарфора, фаянса и огнеупорных изделий — каолин.

Религия

В Библии говорится, что, первый человек был сотворён Богом из глины (в Синодальном переводе — «из праха земного», Быт 2, 7).

Библейский рассказ о сотворении Адама и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (книга Бытия, I—V) породил обширную литературу апокрифического характера. Наиболее крупным памятником этого рода является так называемая «Адамова книга», в которой описана жизнь Адама и Евы после изгнания из рая.

Известный книжный, часто ироничный или пренебрежительный, фразеологизм «колосс на глиняных ногах», означающий что-либо величественное, могущественное с виду, но по существу слабое, легко разрушающееся, также восходит к библейскому рассказу о вавилонском царе Навуходоносоре, которому приснился зловещий сон. Он увидел огромного истукана, у которого голова была из золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра — из меди, колени — из железа, а ноги — из глины. Камень, упавший с горы, ударил колосса по глиняным ногам, и тот обратился в прах. Царь собрал жрецов и прорицателей, но никто не смог правильно истолковать его сон, кроме еврейского пророка Даниила, который истолковал этот сон как роковое предзнаменовение грядущего разрушения и гибели Вавилонского царства под ударами персов.

Известно ещё одно существо — пражский Голем, персонаж еврейской мифологии, человек из неживой материи — глины, оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний.

Источник

Урок по окружающему миру 3 класс «Полезные ископаемые (песок, глина).»

Тема урока : Полезные ископаемые (песок, глина).

(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63; рабочая тетрадь №1, стр.24-25.)

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.

— познакомить с видами полезных ископаемых;

— формировать навыки различать полезные ископаемые;

-развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения;

-развивать внимание и речь, логическое мышление.

— воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе;

— воспитывать потребность в знаниях;

— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование: лупы, стекла, стаканчики с водой,песок, глина, диск со слайдами.

1. Организационный момент. Улыбнемся, поприветствуем друг друга.

2. Актуализация знаний учащихся.

— Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

Учитель : Дома вы думали над сложным вопросом.

Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?

-Кто сможет ответить?

Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).

3. Изучение нового материала.

Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).

II . Работа с учебником

Учитель: используя стр.60 учебника, найдите ответы на следующие вопросы:

1. Что называют полезными ископаемыми?

2. Для чего необходимы полезные ископаемые?

3. Где производится добыча полезных ископаемых?

4. Что называют месторождением?

Учитель: – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами.

Мы геологами станем

-Да? – да! (хлопок над головой)

Будут все гордиться нами

Да? Да! (хлопок над головой)

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показ руками)

Бурная река (показ руками)

Её не обойдешь (топают ногами)

Её не пролетишь (крылья)

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели

Да? Да! (хлопок над головой)

1.(Учитель предлагает загадки.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

На доске после разгадывания загадок появляются таблички

— Что такое песок и глина? (горные породы).

— Нужны ли человеку эти горные породы?

-Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

— Какую цель поставим на урок?

Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

Учитель: – На некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.

— Вспомним, что такое лаборатория.

Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.

Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике.

Учитель: – Какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? Ученик: Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?

3. Практическая часть. Работа в группах.

На столах стоят подносы со всем необходимым для проведения опытов.

На партах лежат таблицы печатные для заполнения выводов по опытам у каждого ребенка.

— Ученикам под номером №1 выданы файлы с планом наших экспериментов.

1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,

2. Нельзя бросать стекло

3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.

4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.

5. Нельзя тереть грязными руками глаза

Вспомним правила работы в группе.

Все участвуют в работе, у каждого своя роль.

Все друг другу помогают.

Конфликты решаются мирным путем.

Когда один говорит, все внимательно слушают.

Используя структуру «ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН»

(Подумай – запиши – обсуди)

Каждый участник обдумывает ответ самостоятельно (1 мин.).

Записывает в свою тетрадь ответ, данный на поставленный вопрос.

Участники команды по очереди обсуждают свои ответы (1 мин.).

Учитель спрашивает представителей команд.

(учитель называет ее детям) ученики проделывают опыт, записывают в таблицу, затем командой по кругу обсуждают.

На опыт отводится определенное время – 5 минут. Учитель засекает время по таймеру.

После опытов делаем вывод по группам, один ученик от каждой группы зачитывает свои выводы, остальные заполняют до конца таблицу.

Опыт №1. Что такое глина и песок, из чего они состоят.

Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. (твёрдое, жидкое, газообразное)

Заполните в таблице.

Глина- …………….. горная порода. Она состоит из ………………..

частиц, которые скреплены между собой.

Песок и глина бывают ………………………. цвета.

2. Опыт №2. Действие песка и глины на стекло.

Положите перед собой стекло, насыпьте на него немножко глины и потрите о стекло. Изменилась ли поверхность стекла? Почему?
А, если мы потрем песком, что произойдет со стеклом? Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Заполните в таблице.

Вывод: глина не оставила следа на стекле, потому что она мягкая, состоит из пылинок, а после песка ……………… след, потому что песок твердый, он состоит из ……………….

Опыт №3. Имеют ли песок и глина запах.

Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

Заполните в таблице.

Вывод: песок …………………… запах, глина в сухом состоянии …………………..запах, а сырая глина …………………

4. Опыт №4. Что получится из мокрой глины и мокрого песка.

Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Заполните в таблице.

………………… свою форму шара. При высыхании глина …………

Опыт №5. Как глина и песок проводят воду.

В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

Заполните в таблице.

6. Опыт №6. Растворяются ли песок и глина в воде.
Берем стаканчики с водой, сыпем в один стаканчик песок, не размешиваем. Что стало с песком? А что осталось на его поверхности? Растворяется песок в воде?
А теперь проведем опыт с глиной. Что стало с глиной?

Вывод: песок опустился на дно, значит он ………………., на поверхности осталась песочная пыль, в воде песок …………. растворяется. Глина ……….. растворяется в воде, но постепенно оседает на дно, опять получается глина.

Учитель: Вот какие выводы у нас получились:

На доске появляется слайд.

Песок- рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.

Синквейн можно оформить на листках – моделях, предложенных детям.

У одних листки-модели- «горки песка», а у других листки-модели-«комки глины».

Ребята выбирают лучшие из работ своей команды.

2.Рыхлый, желтый. 2.Вязкая, голубая.

3.Лежит, пропускает, насыпается. 3.Липнет, не пропускает, состоит.

4.Желтый песок согревает ноги. 4.Голубая глина лечит суставы.

5.Не продукт! 5.Полезна!

IV . Творческая работа с цветным песком.

Применение природного песка – широчайшее! Природный песок используют больше всего в строительстве: для проведения обработок пескоструйным типом, как основу для дорог, насыпей, для декоративного украшения территорий, для создания растворов. Песок – основной компонент в выплавке стекла. Речной песок чаще всего применяют для декоративных целей.

Песок – замечательнейший материал для детского творчества!

Сегодня я познакомлю вас с очень интересной и красивой церемонией. Называется эта церемония- песочной. Всыпая в сосуд разноцветный песок, мы создадим с вами оберег, который наполним своими добрыми чувствами и пожеланиями. Пусть человек, который возьмет его в руки, почувствует тепло наших сердец, ощутит всю ту доброту, которую мы в него вложили.

Теперь я предлагаю вам создать оберег, насыпайте в этот сосуд по очереди песок разного цвета. Не торопитесь, думайте в этот момент о самых добрых пожеланиях, ведь все это обязательно сбудется!

Подобно тому, как эти отдельные песчинки не смогут разделиться и снова вернуться в свои сосуды, так и наши дружеские пожелания, и лучшие чувства останутся навсегда в этом сосуде!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *