Что такое глобус 6 класс география
Доклад-сообщение на тему Глобус 3, 5, 6 класс
На глобусе отчетливо видно моря, океаны, реки и горы. На нем разместились материки и страны. Все подписано и отчетливо видно. На глобусе всем хватило места. Здесь есть и 4 океана, и 6 материков. Глобус очень упростил задачу изучения Земли. Это отличный помощник на уроках географии. Благодаря глобусу дети на уроках изучают страны и города, моря и океаны. Глобусы были известны еще со времен Древней Греции. Со временем они видоизменялись, и усовершенствовались. На сегодняшний день наш глобус самый точный.
Доклад Глобус сообщение
Много лет тому назад население планеты даже не догадывалось, что Земля по факту, на самом деле имеет форму, приближенную к шару. В современных реалиях об этом знает практически каждый ребенок. И каждый, с самого детства, имеет представление о том, как в действительности выглядит наша планета. Этому поспособствовало создание модели шарообразной формы Земли в 1492 году в городе Нюрнберг. Ученый Мартин Бехайм назвал «Земным яблоком» небольшую модель из металла, размером около полуметра в диаметре. На глобусе можно определить местоположение всех материков, океанов, озер, рек, гор и других разнообразных географических объектов. Всего на нашей планете существует шесть материков, и именно столько определено и частей света. Глобус состоит из градусной сетки – меридиан и параллелей, которые расположены как бы параллельно друг к другу. Они помогают при необходимости с помощью несложных расчетов определить местоположение и координаты того или другого объекта. Глобус также состоит из так называемого экватора, определенного количества полярных кругов, и даже линии перемены дат, о чем люди узнали гораздо позже. Глобус совершенствуется с каждым новым открытием, с получением новых знаний.
Считается, что самый первый придумал глобус философ и филолог – Кратес Малосский, который наслаждался поэмой «Одиссея» и следил по карте за маршрутами главного героя. Ему было мало простой бумажной копии планеты, и тогда он разукрасил шар, так как знал, что Земля имеет не плоскую форму. Таким образом поэзия поспособствовала новым изобретениям в науке, продвинула ее на шаг вперед.
Меридианы
Это условные линии, которые проходят через два полярно противоположных полюса, то есть с северной стороны на юг. Между собой меридианы равны, их длина одинакова. Для простоты расчетов все население Земли пришло к выводу, что нулевой Гринвичский меридиан находится в г. Лондон.
Параллели
Промежутки, параллельные экватору, образующие уменьшающиеся от экватора окружности, называются параллели. Их отсчет начинается с экватора, значение которого равняется нулю и считается самой длинной параллелью.
Полюсы и экватор
Ось Земли проходит через две точки на планете – Северный и Южный полюс. А на одном и том же расстоянии от полюсов располагается линия, которая мысленно делит нашу планету на два полушария. Это обозначение называется экватор и его длина более 40000 км, хоть и на земном шаре он не обозначен.
Работа с глобусом
В работе с глобусом можно опираться на данные, полученные с модели, потому что они являются наиболее точными. Чаще всего его располагают не вертикально, а с наклоном в 66 градусов к плоскости. По сравнению с картой искажения минимальны, масштабы на всей поверхности модели одинаковы.
Интересно, что на данный момент самой большой моделью Земного шара является глобус, созданный в США (город Ярмут) компанией «DeLorme». Она занимается разработкой разнообразных карт и систем GPS-навигации. По размерам глобус сопоставим с домов в четыре этажа, а диаметр составляет 12,6 метра. Он состоит из около 800 фрагментов карты, размещен в стеклянной постройке и имеет подсветку. Такое явление занесено в книгу мировых рекорд.
Глобус
Популярные темы сообщений
Водоросли – это большая группа одноклеточных и многоклеточных организмов, обитающих в водной среде. Они играют большую роль в жизни человека. Поскольку на нашей планете много воды, то и водорослей – очень много.
Прародиной маиса считаются Южная и Центральная Америка. Как культурное растение начали выращивать древние ацтеки и племена майя 12 тыс. лет назад. Предшественником растения семейства Мятликовых считается сорняк теосинте мексиканский
Шестой планетой Солнечной системы принято считать Сатурн. Сияние этого небесного объекта смогли заметить древние жители, жившие на территории теперешнего Ирака. Немного позже ее разглядели и греки, давшие этой планете название Кронос,
Что нужно знать школьнику о глобусе — география за 6 класс
Что такое глобус
Глобус — это трехмерная модель планеты.
В отличие от карт, глобус дает возможность представить форму планеты, расположение океанов и континентов относительно друг друга, полюсов, экватора с учетом кривизны поверхности.
Однако глобусы имеют более мелкий масштаб, не могут отобразить какую-либо местность максимально подробно. Еще одно неудобство — необходимость использования изогнутой линейки при измерении расстояний. Поэтому многие модели выпускают сразу с линейками в виде дуги.
История создания глобуса
Считается, что первый глобус соорудил древнегреческий философ и знаток географии Кратет Малльский в 150 году до нашей эры. Его изделие имело шарообразную форму и было снабжено круговой системой координат.
Также известно, что глобусы делали ученые из мусульманских стран в 12–14 веках. Но старейшим из сохранившихся до наших дней экземпляром является «Земное яблоко», изготовленное немецким ученым Мартином Бехаймом в 1494 году. На нем еще не было Америки, но были описания стран и схематичные изображения их жителей.
В 2013 году коллекционер Штефан Миссине в своей книге о глобусах написал о земной модели, выгравированной на страусином яйце. Яйцо относится к 1504 году, содержит изображение Северной Америки и считается старейшим глобусом, на котором есть американский континент.
Современные модели — продукты нового времени. Они крайне разнообразны. Так, помимо классических школьных образцов, сегодня можно использовать интерактивные и цифровые глобусы.
Самым известным интерактивным изделием считается мультитач-глобус, сделанный инженерами из Германии. А самая популярная цифровая модель — дело рук американских конструкторов.
Элементы глобуса
На поверхность глобуса нанесены материки, океаны, моря, горы, озера, реки и другие объекты. Для облегчения поиска той или иной точки, корректной передачи координат модель снабжается градусной сеткой.
Градусная сетка — это параллели и меридианы, пересекающиеся между собой тонкие линии.
Параллели проведены параллельно экватору с запада на восток. Меридианы проходят через северный и южный полюс, опоясывая модель с севера на юг. На равном расстоянии от обоих полюсов прочерчена окружность, делящая шар на два полушария: северное и южное. Эта окружность называется экватор.
Воображаемая ось, по которой Земля обращается вокруг себя, представляет собой прямую, проходящую через центр планеты и ее полюса.
Измерение расстояний на глобусе
На каждом глобусе указан масштаб изображения. Обычно его можно найти в районе изображения южных районов Тихого океана. Если масштаба нет, можно пользоваться табличными данными:
Чтобы вычислить расстояние между двумя точками, нужно приложить к поверхности гибкую линейку и измерить расстояние между ними. Затем умножить полученное значение на соответствующее количество километров.
Если под рукой нет гибкой линейки, можно воспользоваться простой ниткой: зафиксировать на ней нужный отрезок, перенести его на линейку, измерить и произвести масштабирование. Действие простое. С ним легко справляются ученики 3–4 классов.
Технологическая карта урока
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Целевые установки на достижение результата:
уметь выбирать источники географической информации для обучения;
вычитывать все уровни текстовой информации, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами;
организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
работать со школьныим глобусом6 определять масштаб;
измерять длину экватора и меридианов;
определять расстояния между объектами, протяженность Африки с севера на юг.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер.
Структура и ход урока
к учебной деятельности.
Проверяет готовность обучающихся к уроку:
Мотивирует обучающихся к уроку:
(см. Слайд 1) Один поэт сказал: «Считай, ты потерял день, в какой не улыбнулся».
А что бы он не был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов. Успех – это:
Все эти составляющие необходимы для нашего урока. Я вам желаю хорошего настроения, улыбок и успеха.
(см. Слайд2 Как прекрасна наша планета на космических снимках! Подберите прилагательные для описания поверхности нашей планеты.
Приветствуют учителя, проводят самоконтроль. приводят рабочее место в порядок.
Эмоциональный настрой на урок
Презентация к уроку
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Выясняет опорные знания:
Какую форму имеет Земля?
Кто из древнегреческих учёных пришёл к выводу о шарообразности Земли?
Перечислите известные вам доказательства шарообразности Земли.
Кто определил размеры нашей планеты?
Отвечают на вопросы учителя.
Приводят примеры доказательств.
Этап выявления места и причины затруднения.
Организует беседу по первичному пониманию:
С помощью какого географического
Организует индивидуальную работу с учебником:
Выполним задание в РТ, с.33, №1
Организует работу в парах:
Передайте соседу по парту свою РТ для проверки.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют самостоятельную работу с учебником и Р.Т
Этап построения проекта выхода из затруднения
(«открытие» детьми нового знания).
Организует беседу по первичному пониманию:
Когда и кем был создан первый глобус?
Что и как изображают на глобусе?
Какие материки и океаны можно было найти на этом глобусе? Какие ещё предстояло открыть?
Сообщение учащегося (индивидуальное дом. задание)
Озвучивают понятие Работают с глобусом
Этап реализации построенного проекта.
Организует работу с учебником:
В наши дни существуют самые разнообразные по размерам глобусы. В каких масштабах они наиболее распространены? ( с. 75)
Какими уникальными свойствами обладают глобусы? (с.75)
Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют?
Возьмём мяч для настольного тенниса и маркером нанесём на его поверхность точку.
Побуждает к высказыванию своего мнения:
Теперь попробуйте описать место этой точки на поверхности мяча. Нелегкая задача?
(см. Слайд 8). Без специальных методов оно неосуществимо, ведь поверхность мяча ровная, на ней отсутствуют линии, к которым можно «привязать» нашу точку. Такие линии есть на глобусе и карте полушарий.
Выполняют самостоятельную работу с учебником и глобусом
Высказывают свое мнение, анализируют
Учебник географии для 6 класса
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Организует работу с учебником:
Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют?
Озвучивают понятие Работают с глобусом и картами атласа.
Заполняют таблицу (работа в паре)
Отвечают на вопросы учителя.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Практическая работа «Измерение расстояний по глобусу» Учебник с. 77; РТ с.34
Контролирует выполнение работы. Выборочный контроль.
Выполняют практическую работу.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Сообщает д/з, дает инструктаж к его выполнению.
Внимательно слушают, задают вопросы по д/з.
Учебник географии для 6 класса, атлас, рабочая тетрадь к учебнику.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Организует с аморефлексия работы в группе (паре)
Оценивает работу учащихся на уроке.
Выполняют взаимопроверку в парах.
Называют основные позиции нового материала проверяют как их усвоили.
Физминутка для глаз « Путешествие по карте»
Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-657278
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок «Глобус – модель Земли» 6 класс
Урок географии в 6 классе.
Копылова Ольга Юрьевна, учитель географии
Квалификационная категория — высшая
Краткая характеристика класса — общеобразовательный класс средней школы.
2. Пояснительная записка к уроку
Технологическая карта урока по географии
«Глобус – модель Земли »
Открытие нового знания.
Создать условия для формирования представлений о глобусе как модели Земли,
градусной сетке, её значении для решения практических задач;
о свойствах меридианов и параллелей.
2. Развивать умения называть и показывать линии параллелей и меридианов на глобусе, определять полушария по глобусу.
3. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
1. С тавить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. П ланировать пути достижения целей под руководством учителя
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами,
4. О ценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5. О пределять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
6. С оздавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
7. О рганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
1. Ф ормирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
2. Ф ормирование целостного мировоззрения
Мотивация к учебной деятельности
1. Ответить на вопросы
Какова форма нашей и других планет? Всегда ли мы знали о шарообразности Земли? Кто первым это предположил? С какими географическими методами исследования Земли вы знакомы?
2. Отгадать загадку
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Подводит под понятие глобус.
Предлагает учащимся ответить на вопрос
Для чего существует уменьшенная модель Земли – глобус?
Отвечают на вопросы: Какова форма нашей и других планет? Всегда ли мы знали о шарообразности Земли? Кто первым это предположил? С какими географическими методами исследования Земли вы знакомы?
Отгадывают загадку и формулируют тему урока «Глобус – модель Земли»
Формулируют цель урока и ставят задачи к уроку, по изучению глобуса как источника географической информации. Знакомятся с новым методом исследования Земли моделированием.
Презентация, глобус, учебник, тетрадь
Осмысление учебных задач
2. Предлагает рассмотреть глобусы имеющиеся в школьном кабинете географии и определить цифры.
3. Предлагает проблемную ситуацию «На каждом глобусе есть цифры, которые говорят нам о том, как точно данная модель передаёт размеры Земли, но почему же глобус это идеальный шар, а Земля нет?»
Слушают подготовленное сообщение по теме «Земное яблоко», о первом глобусе созданном немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом.
Рассматривают рисунок 61 стр. 56 учебника.
Записывают в тетрадь – когда появились первые глобусы.
Рассматривают глобусы. Выписывают в тетрадь масштаб школьных глобусов. 1:50000000, 1:83000000
Делают вывод о том, что глобус это уменьшенная модель Земли.
Решают проблемную ситуацию и высказывают свои предположения:
Земля – огромный шар, сплюснутый у полюсов. Поэтому радиус Земли от центра к экватору отличается от радиуса полярного. Разница составляет примерно 21 км. R экваториальный = 6371 км, R полярный = 6350 км.
Передать данную форму на глобусах уменьшенных более чем в 50000000 раз просто невозможно.
Первые глобусы Земли.
Презентация, глобус, учебник, тетрадь
Открытие нового знания
Организует работу в группах с заданием
Земля — « мяч в сетке «авоське».
Предлагает выполнить задание (по группам ):
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Инструктирует по заполнению таблицы «Линии градусной сетки»
Предлагает решить задачу
« Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км) »
Работают в парах с глобусом и тетрадью.
З накомятся с линиями географической сетки. Читают текст параграфа стр. 56 – 57.
Отвечают на поставленные вопросы.
Выполняют задания, заполняют таблицу «Особенности линий градусной сетки».
Слушают сообщение «Гринвич»
Градусная сетка. Параллели и меридианы. Определение направлений на глобусе. Свойства глобуса.
Презентация, глобус, учебник, тетрадь, дидактический материал
Предлагает обучающимся ответить на вопросы:
Ребята, что нового сегодня мы узнали о глобусе Земли?
Какие линии на нём мы рассмотрели?
Организует рефлексию в технике «Светофор». Предлагает выбрать обучающимся тот цвет, который соответствует ощущениям, и предлагает объяснить, как работалось в группе, и как усвоили новый материал.
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя.
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.
Рекомендации по домашнему заданию — 2 мин.
Учитель предлагает домашнее задание на выбор:
§15 стр. 55-57 Сколько можно провести меридианов и параллелей через наш город? Покажите на глобусе и укажите, в каких полушариях находятся: ( остров Гренландия, Северный Ледовитый океан, острова Новая Зеландия,
полуостров Индостан )
Обучающиеся Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.
Литертаура:
1. География. Начальный курс 6 класс к учебнику А.А.Летягина. Предметная линия учебников «Вентана-Граф»
3. Газета «География» http://geo. 1 september.ru
Приложение к технологической карте урока
Сообщение обучающегося « Земное яблоко »
Так называют старейший (1492г.) сохранившийся глобус. Его создатель Мартин Бехайм, считается первым выдающимся немецким путешественником мирового значения. Он родился в Нюрнберге, вероятно, 6 октября 1459 года, о годах его молодости известно не много. Очевидно, Бехайм получил неплохое образование, так как, попав в 1484 году в Португалию, был принят в высшее мореходное ведомство — «совет математиков». Назначенный картографом, он и сопровождал Диего Кана во втором путешествии португальца вдоль западного побережья Африки.
Глобус задумывался как образец для изготовления последующих типографским способом, а также для побуждения купцов финансировать экспедиции. Нюрбергский учитель математики Рупрехт Кольбергер обтянул глиняный шар тканью и покрыл его клеем. Затем художник и резчик Георг Глоккендон разрисовал его, разделив на 24 сегмента и обозначив два полюса, взяв за основу карту Птолемея, купленную Бехаймом в Португалии.
Глобус Бехайма представляет собой металлический шар 507 мм в диаметре, на нём обозначены Европа, Азия и Африка, но нет Нового Света. На нём много географических неточностей и ошибок: Евразия представлена слишком вытянутой, расположение Африки неточно, нет указания широты и долготы по современному методу, но есть экватор, меридианы, тропики и изображения знаков зодиака. Глобус отражает знания европейцев об окружающем мире на конец XV века.
«Земное яблоко» — уникальное достижение картографии позднего Средневековья, как по точности карт, так и по наглядности изображения. Глобус быстро стал одной из городских достопримечательностей и до XVI века выставлялся в приёмном зале Нюрнбергской ратуши. Затем он перешёл во владение семьи Бехаймов, а с 1907 года экспонируется в Германском национальном музее Нюрнберга.
В 18 веке в Ленинграде появился Большой академический глобус, который явился первым в мире планетарием. Диаметр глобуса 3 метра, снаружи него выполнена земная поверхность, а внутри – звёздное небо. Планетарий вмещает 12 человек, которые могут осматривать вращающуюся композицию ( В Кунсткамере экспонируется Большой Готторпский глобус. Один из первых в мире планетариев, он уникален по размерам и конструкции, позволяющей внешнему глобусу с картой земной поверхности и внутреннему планетарию с картой звездного неба вращаться одновременно )
Задание « Земля — « мяч в сетке «авоське».
Параллели
Запишите в тетрадь « параллели – это окружности, проведённые на глобусе и карте параллельно экватору“
Меридианы
Эти линии соединяют полюса Земли. Вспомним, какие есть полюса у нашей планеты? (Северный и Южный) Покажите их на глобусе.
Меридианы соединяют полюса, поэтому по форме они – дуги
(в отличие от параллелей, которые по форме – окружности).
Можно ли говорить, что все меридианы одинаковы по длине? ( Да, все меридианы одинаковы и по форме, и по длине )
Как выразить их длину в градусах? ( 180 градусов ) А в километрах? ( 20 000 км ). Найдите на глобусе особенный меридиан, выделенный жирной линией. Прочита йте его название.
Сообщение обучающегося «Гринвич»
Через предместье какого города проходит этот меридиан? (Лондон)
Нулевой меридиан делит Землю ещё на два полушария.
Покажите их на глобусе и назовите, вспомнив стороны горизонта.( Западное и Восточное полушария )
меридианы – это дуги, проведённые на глобусе и карте от Северного до Южного полюса Земли – запись в тетради.
О тветьте, какое понятие объединяет все параллели и меридианы? (градусная сеть)
Задания
— Какой материк Земли пересекается всеми меридианами? (Антарктида)
— Какие материки расположены и в северном, и в южном полушариях? (Африка и Южная Америка)
— А океаны? (Атлантический, Тихий и Индийский)
— Какой меридиан, являясь продолжением нулевого, вместе с ним делит Землю на два равных полушария? (меридиан 180 0 )
— Что такое градусная сеть? ( Это все параллели и меридианы на глобусе или карте)
Таблица «Особенности параллелей и меридианов»
Признаки для сравнения
С запада на восток параллельно экватору
С севера на юг, пересекают экватор под прямым углом
Все равны, длина дуги 1° приблизительно =111 км.