Что такое годовой отчет
Всё, что вы хотели знать про годовой отчёт ООО
Продолжим тему отчётности для самой распространённой организационно-правовой формы предприятий в России – обществ с ограниченной ответственностью (ООО).
ООО бывают разные. Есть общества с большим числом сотрудником, есть и те, в которых трудоустроены лишь пара человек. Есть общества с финансовым оборотом, исчисляющемся в миллионах и миллиардах рублей, а есть и совсем малоприбыльные ООО. Все они разные, но есть одна обязанность, которая объединяет их – это готовить годовой отчёт.
Что он собой представляет, каков его состав, зачем он нужен, кто его готовит и утверждает – разбираемся в статье.
Ищем определение годового отчёта ООО – что это за документ?
Чтобы узнать определение годовой отчётности ООО, обратимся сначала к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Примечательно, что несмотря на то, что закон об ООО содержит требование к подготовке и утверждению такого отчёта, в нём, однако, не содержится чёткого определения, что же это за документ.
Есть определение данного типа документа в письме Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463. Однако оно касается акционерных обществ, а не ООО. В нём говорится, что годовой отчет – это один из важнейших инструментов информационного взаимодействия с акционерами и заинтересованными лицами, содержащий информацию об итогах деятельности компании за год.
И всё же п. 2 ст. 33 закона об обществах с ограниченной ответственностью содержит норму, которая звучит следующим образом: утверждение годовых отчётов относится к полномочиям общего собрания участников общества.
Финализируя, мы предлагаем такое определение годового отчёта для ООО:
Это документ, который руководитель ООО раз в год направляет общему собранию участников общества, включающий в себя информацию об итогах деятельности ООО за прошедший период – то есть за последний календарный год.
Теперь поговорим о содержании данного отчёта, порядке его подготовки и утверждения.
Формула годового отчёта ООО – каковы обязательные элементы?
Законом об ООО не предусматривается единого шаблона годовых отчётов.
Если нет чётких регламентов к годовым отчётам, значит, они могут быть составлены в свободной форме.
Но есть одно «но»: их состав законодательно раскрыт более или менее ясно: в них должны быть включены сведения о чистых активах общества (п. 3 ст. 30 закона об ООО).
Что это за сведения?
— Об изменении стоимости чистых активов и уставного капитала за три прошедших года, в т.ч. за отчётный год. Если компания «моложе» трёх лет, то сведения указываются за каждый истёкший год.
— Обоснованные доводы, по каким причинам стоимость чистых активов вышла меньше уставного капитала (если это необходимо). Такое обоснование предоставляют генеральный директор и совет директоров.
— Список мер, которые позволяют уравнять стоимость чистых активов с уставным капиталом (также при необходимости).
А ещё ООО могут годовую отчётность составлять, исходя из законодательных требований к аналогичному документу для акционерных обществ. То есть в отчёты ООО могут включить:
— Информацию о положении компании в отрасли.
— Список приоритетных направлений деятельности.
— Отчёт совета директоров об итогах деятельности компании по приоритетным направлениям.
— Объём использованных компанией энергетических ресурсов, причём как в денежном, так и в натуральном выражении.
— Информацию о выплаченных дивидендах.
— Иные сведения, которые исполнительный орган считает необходимым включить.
Поэтому многие общества с ограниченной ответственностью при составлении годовых отчётов опираются на положение «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», (утв. Банком России от 30.12.2014 № 454-П). Этот документ содержит информацию о сведениях, которые должно включать в свои годовые отчёты АО.
Подготовка годовых отчётов ООО – кому поручить?
Ответ прост: за подготовку годовых отчётов отвечает исполнительный орган, ведь именно этот пул сотрудников лучше всего знает, как обстоят дела в фирме.
ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью закрепляет, что до момента представления документа общему собранию участников, он должен пройти проверку аудиторами и ревизионной комиссией. Они проверяют корректность данных и ищут нарушения.
Обращаем внимание: если в компании нет аудитора и ревизионной комиссии, то их заключение не нужно. В каких случаях в компании должны привлекаться эти специалисты для проверки?
Ревизионная комиссия должна быть, если:
— В обществе больше 15 участников;
— Её наличие предусматривает устав.
Аудитор должен привлекаться, если:
— Это обязательно по законодательству (пример – банки);
— Это прописано в уставе общества;
— Такое решение принято собранием участников.
Идём далее. Чаще всего в компании годовой отчёт готовит бухгалтер или штатный юрист. Документ готовится и отправляется на утверждение в письменной форме.
До представления общему собранию участников годовому отчёту ООО нужно быть подписанным генеральным директором и главным бухгалтером. Также в годовые отчёты ставят отметку о предварительном утверждении советом директоров или единоличным исполнительным органом.
Процесс утверждения годового отчёта ООО – шаг за шагом
Такие отчёты ООО утверждают на очередном общем собрании участников общества. Оно проводится ежегодно в период с первых чисел марта по последние числа апреля, но точные сроки указываются в уставе ООО.
Итак, вы составили отчёт годовой в письменной форме. Какие действия должны последовать за этим?
1. Для начала необходимо определиться с датой проведения очередного (годового) собрания участников ООО, при этом самих участников нужно уведомить о событии за 30 дней до даты его проведения (исключение – если иные сроки не предусматривает устав ООО).
2. Второй шаг – это непосредственно проведение собрания. На нём нужно принять решение об утверждении или неутверждении годового отчёта. Утверждение определяется большинством голосов от всей суммы голосов участников общества (исключение – если в уставе ООО прописана необходимость достижения определённого процента от общей суммы голосов).
3. По итогам собрания составляется протокол. Он подшивается в книгу протоколов общества, а его копия направляется всем участникам заказным письмом – не позднее 10 дней с даты его составления.
Важно: решение, которое приняло собрание участников общества – об утверждении или неутверждении отчёта ООО – должно быть подтверждено нотариально или другим способом, устанавливаемым уставом общества или по единогласному решению участников (ст. 67.1 ГК РФ).
Если по итогам собрания годовой отчёт не утвердили, придётся собираться вновь – на внеочередное собрание участников.
Кстати, иногда может возникнуть требование раскрыть публично годовую отчётность. Это касается случаев, когда общество размещает облигации или другие ценные бумаги.
Подытожим. Чёткого определения годового отчёта ООО нет, как нет и шаблона этого документа. Однако есть вполне ясные указания к его составу, порядку формирования и утверждения. К тому же, целесообразно при его подготовке обращаться к рекомендациям по составлению аналогичного документа для АО.
Поэтому ООО может издать свой внутренний нормативно-правовой акт, в котором оно утверждает собственную форму годовых отчётов – опираясь не только на требования законодательства к их составу, но и на специфику деятельности компании, её корпоративную структуру, число участников общества, направления деятельности и другие важные моменты.
Годовой отчет общества: определение, особенности, проблемы
Годовой отчет общества. Какие сведения должен включать отчет. Особенности документа. Основные положения о годовом отчете ООО.
Российское законодательство обязывает хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью) ежегодно отчитываться перед своими участниками или акционерами. Это не бухгалтерская отчетность, а сведения об основных результатах деятельности компании за год.
В федеральных законах об ООО и АО установлен разный объем требований к этому документу, но его наличие обязательно. За его отсутствие и/или непредоставление участникам (акционерам) общество может быть привлечено к административной ответственности по ч. 11 ст. 15.32.1 (штраф от 500 000 рублей до 700 000).
Что такое годовой отчет
Законодатель достаточно четко указал, какие сведения должны содержаться в годовом отчете акционерного общества. Этим списком могут воспользоваться и ООО (в законе об ООО содержание отчета не детализировано):
Также обязательно должны быть в годовой отчет включены данные о чистых активах и их изменении. Уставом может быть предусмотрено включение в него других данных.
Годовой отчет для акционерных обществ
Требования к отчету и порядку его утверждения содержатся в ФЗ-208 от 26.12.1995г. и Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг №454-П от 30.12.2014 г. (с 1 октября 2021 года вступает в силу новое Положение 714-П от 27.03.2020г.).
Обычно годовой отчет утверждается общим собранием акционеров (это правило допускается пересмотреть в уставе и отдать полномочия по утверждению совету директоров). Дело в том, что годовой отчет акционерные общества все равно обязаны публиковать в сети Интернет.
Помимо директора или совета директоров его утверждает также ревизионная комиссия (исключения из правила предусмотрены только для непубличных акционерных обществ, где постояннодействующая ревизионная комиссия не предусмотрена по уставу).
Ответственность за нераскрытие информации акционерными обществами отдельно установлена в ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, штраф составляет от 700 000 до 1 000 000 рублей.
Особенности годового отчета для обществ с ограниченной ответственностью
В законе об ООО определения годового отчета нет. Но регламентирован порядок утверждения и общие указания о содержании документа.
Годовой отчет для ООО обязательный документ, инструмент обмена информацией о деятельности общества, так же как и для АО. Публиковать его не обязательно (кроме определенных случаев, например, при выпуске облигаций), зато нужно выслать заблаговременно участникам (если предоставление документов другим способом не утверждено в уставе).
В уставе допускается разработать собственный порядок утверждения годового отчета, но нельзя нарушать императивные нормы закона.
Основные положения о годовом отчете ООО:
Шаблона годового отчета нет, он составляется в произвольной форме, в локальном нормативном акте допускается ее утвердить с соблюдением законодательных требований.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!
Звоните или пишите прямо сейчас!
Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com
Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше, чем просто юридические услуги
Годовой бухгалтерский отчет
Годовая бухгалтерская отчетность – форма бухгалтерской отчетности, которая сдается за год.
Составляется она на основе ведения в течение года регистров бухучета, налогового учета, а так же промежуточной отчетности.
Состав годовой бухгалтерской отчетности
Состав годовой бухгалтерской отчетности регламентирован ст. 14 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Так, годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
К приложениям относятся (п.п. 2, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н):
Отчет об изменениях капитала;
Отчет о движении денежных средств;
Отчет о целевом использовании средств (для некоммерческих организаций);
иные приложения (пояснения).
Формы годовой бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Аудиторское заключение
Если организация подлежит обязательному аудиту (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ), то в составе годовой бухгалтерской отчетности в Росстат нужно также представить аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность представляемой бухгалтерской отчетности (п. 5 ПБУ 4/99).
В случае, если на момент сдачи отчетности в органы статистики аудит в организации не завершен, то сдать заключение можно будет позже.
Сделать это нужно не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но обязательно до 31 декабря года, следующего за отчетным годом включительно (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Таким образом, в состав годовой бухгалтерской отчетности входят:
Бухгалтерский баланс (форма №1);
Отчет о финансовых результатах предприятия (форма отчетности №2);
Отчет об изменениях капитала (форма №3);
Отчет о движении денежных средств (форма отчетности №4);
Пояснения к бухгалтерскому балансу и аудиторское заключение (обязательно только для тех, кто обязан проводить ежегодные аудиторские проверки).
Упрощенный Бухгалтерский баланс (форма №1);
Упрощенный отчет о финансовой деятельности предприятия (форма отчетности №2).
Требования к составлению годовой бухгалтерской отчетности
Основным требованием является достоверность данных.
То есть показатели должны быть достоверны для того, чтобы любой пользователь отчетности (будь то внешний или внутренний) не усомнился в показателях хозяйственной деятельности предприятия.
Требование своевременности данных также влияет на качество составленной годовой отчетности. То есть данные должны быть отражены именно в том отчетном периоде, в котором они произошли.
Также все показатели должны быть сопоставимы. То есть должна быть обеспечена взаимоувязка данных всех форм с данными учетных регистров и деклараций.
Принцип полноты указывает на то, что все данные бухгалтерской отчетности должны быть отражены в полном объеме.
В том случае если полнота представленных данных отсутствует, то данный факт должен быть отражен в пояснительной записке.
Кто обязан составлять годовую бухгалтерскую отчетность
Годовую бухгалтерскую отчетность обязаны составлять все организации и предприниматели, за исключением тех лиц, которые имеют возможность применять упрощенный вид годовой бухгалтерской отчетности (или не составлять ее вовсе), а именно:
участники проекта «Сколково».
Пользователи бухгалтерской отчетности
Годовая бухгалтерская отчетность является сводной формой бухгалтерской информации о предприятии.
У бухгалтерской информации всегда есть пользователи, то есть те, кто использует эту информацию для различных целей. Все пользователи бухгалтерской информации разделяются на внутренних и внешних.
К внутренним пользователям относятся руководители фирм, вышестоящие организации (если таковые имеются), руководящие подразделения (если предприятие крупное).
К внешним пользователям относится Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС). К внешним пользователям также относятся любые физические и юридические лица, так как бухгалтерская отчетность любой фирмы должна отвечать принципам гласности и доступности любому пользователю.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс (Ф-1) состоит из актива и пассива, выключающих разделы, в каждом из которых выделяются строки, содержащие данные об определенных видах имущества или обязательств.
Актив включает в себя 2 раздела:
I. Внеоборотные активы
Здесь содержится информация об ОС, НМА, НИОКР, долгосрочных финансовых вложениях, т. е. об имуществе, которое не может быть реализовано быстро.
II. Оборотные активы
Это так называемые короткие (легко реализуемые) активы: запасы, дебиторская задолженность со сроком погашения до 1 года, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.
В пассиве имеется 3 раздела:
III. Капитал и резервы
Он отражает сведения о капитале организации (уставном, резервном, добавочном) и нераспределенной прибыли (непокрытом убытке).
IV. Долгосрочные обязательства
Это обязательства со сроком погашения более 12 месяцев (заемные, оценочные, отложенные).
V. Краткосрочные обязательства
В этом разделе представляют информацию об обязательствах со сроком погашения менее года, в т. ч. о заемных средствах, кредиторской задолженности, оценочных и иных обязательствах.
Все показатели баланса приводятся на одну из дат:
отчетную дату (в обязательном случае это 31 декабря отчетного года);
31 декабря предыдущего года;
31 декабря года, предшествующего предыдущему.
Строки баланса кодируются. Код берется из приложения 4 к приказу № 66н.
Отчет о финансовых результатах
Отчет о финансовых результатах, который является важным документом, отражающим показатель чистой прибыли или убытков, сформированных с учетом следующих показателей:
расходов — управленческих, коммерческих;
прочих доходов — доходов от участия в других компаниях и др.;
прочих расходов-процентов к уплате и др.
текущего налога на прибыль и корректировок, связанных с расхождением данных бухгалтерского и налогового учетов.
Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса входят в состав годовой бухгалтерской отчетности и являются приложениями к его основным формам (балансу и отчету о финансовых результатах):
форма 6 — отчет о целевом использовании средств.
Бланки форм приложений, как и основных форм бухгалтерской отчетности, утверждены приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н.
Отчет об изменениях капитала
Форма 3 бухгалтерского баланса – это отчет об изменениях капитала.
В нем отражаются сведения о собственном капитале организации, к которому относятся:
уставный (складочный) капитал;
Кроме того, в отчете отражается информация о собственных акциях, выкупленных у акционеров.
Форма 3 состоит из 3 разделов:
1. Движение капитала
Это таблица, в которой показывается изменение капитала организации за 2 года (отчетный и предыдущий). Из нее видно, как изменился капитал (увеличился он или уменьшился) и за счет чего произошли изменения.
2. Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок
Этот раздел содержит сведения о корректировках величины капитала, вызванных изменением учетной политики или связанных с исправлением существенных ошибок прошлых лет, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности прошлого года.
В этом разделе содержатся сведения о чистых активах организации за 3 года (отчетный и 2 предыдущих).
Порядок расчета чистых активов установлен приказом Минфина России от 28.08.2014 № 84н.
Отчет о движении денежных средств
Данная форма формируется на основании показателей счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета», 57 «Переводы в пути». В отчете отражаются остатки по счетам, их движение (приход, расход) и т.д. также отражаются данные о денежных эквивалентах (высоколиквидные финансовые вложения).
Отчет о движении денежных средств содержит информацию о движении денежных потоков организации за отчетный и предыдущий годы.
В отчете о движении денежных средств отражаются отдельно денежные потоки:
от текущих операций.
от инвестиционных операций.
от финансовых операций.
При этом по каждому виду деятельности показываются поступление и расходование денежных средств.
Отчет о целевом использовании средств
Шестая форма баланса — это отчет о целевом использовании средств, который составляют некоммерческие организации (НКО) и юридические лица, получающие какое-либо целевое финансирование.
Для НКО этот отчет является, по существу, основным. В данном отчете они раскрывают информацию о целевом использовании средств, полученных для обеспечения уставной деятельности. В нем показывается остаток средств целевого финансирования на начало отчетного года, поступление и расходование таких средств в течение отчетного периода и их остаток на конец года.
Форма 6, так же как и основные формы отчетности (баланс и отчет о финансовых результатах), имеет два варианта оформления: полный (приложение 1 к приказу № 66н) и упрощенный (приложение 5 к приказу № 66н).
Последний вариант отчетности могут составлять организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, при составлении отчетности по упрощенной форме.
Пояснения к бухгалтерской отчетности
Пояснения к данным формам не имеют установленного формата и необходимы для раскрытия общих показателей, приведенных в двух основных формах – Балансе и Отчете о финансовых результатах.
Упрощенный вариант отчетности
При упрощенном варианте отчетности обязательными формами являются баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств, а пояснения к ним следует оформлять только в случае крайней необходимости.
Поскольку отчет о целевом использовании средств (форма 6) предназначен для использования при наличии движения средств вполне определенного назначения, его применяют не всегда.
Таким образом, формы 3, 4 и 6 могут не составляться лицами, отчитывающимися по упрощенной форме.
Сроки и адрес представления годовой отчетности
Годовую бухгалтерскую отчетность все организации обязаны представлять по месту ее нахождения не позднее 31 марта по следующим адресам:
в налоговую инспекцию (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);
территориальный орган статистики (ст. 18 Федерально го закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно будет не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Заключение
Составление бухгалтерской отчетности осуществляется на бланках определенной формы, утвержденных Минфином России, и с соблюдением определенных правил внесения информации в эти бланки.
Формы 3, 4 и 6 – это приложения к 2 основным бухгалтерским отчетным документам: бухбалансу и отчету о финрезультатах.
Формы 3 (отчет об изменениях капитала) и 4 (отчет о движении денежных средств) оформляются в обязательном порядке, если основные отчеты создаются в их полном варианте.
Форма 6 (отчет о целевом использовании средств) составляется только при наличии у отчитывающегося лица средств целевого финансирования.
Так же как и 2 основные формы отчетности, форма 6 может быть оформлена по упрощенному варианту организацией, имеющей право на ведение упрощенного учета.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Годовая бухгалтерская отчетность организации в 2021 году
В конце марта всем бухгалтерам страны предстоит сдать годовую бухгалтерскую отчетность. Помимо всем известного баланса, нужно сдать в ФНС и приложения к нему. Какие приложения понадобятся и когда их сдавать, рассказываем в статье.
Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и несколько приложений — так выглядит полный комплект годовой отчетности (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Нюансы составления, состав отчетности и ее подробное содержание раскрыты в ПБУ 4/99.
Существуют такие приложения:
Публичность отчетности
Существует ряд компаний, которые должны публиковать бухгалтерскую отчетность. То есть данные их деятельности должны быть доступны всем заинтересованным лицам (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Узнать, должна ли организация публиковать отчетность, можно, проанализировав закон, регулирующий деятельность компании. Например, публиковать отчетность обязаны саморегулируемые организации (пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ).
Акционерные общества должны раскрывать свою годовую отчетность (п. 1 ст. 92 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Публиковать отчетность нужно до 1 июня (п. 46 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43Н).
Сдайте бух.отчетность в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!
Как составить бухгалтерский баланс
Баланс составляется на основании данных по счетам на конец года. Включает два раздела, итоги которых должны быть равны. Это актив и пассив. Когда-то баланс именовали формой № 1.
Виды бухгалтерского баланса: упрощенный и полный. Первый вариант могут составлять малые предприятия. Остальные представляют баланс с подробной расшифровкой по статьям.
Срок сдачи бухгалтерского баланса за 2020 год — 31.03.2021.
В 2021 году действует форма бухбаланса, утвержденная приказом Минфина от 19.04.2019 № 61н. Из последних изменений теперь в форме нужно указывать:
Пример заполнения бухгалтерского баланса
ООО «Флаги» создано в 2019 году. В конце года главный бухгалтер (он же и директор) составил баланс на основании оборотно-сальдовой ведомости по счетам учета. Так как деятельность ведется первый год, показатели за предыдущие два года отсутствуют. Остатки по счетам представлены в таблице.
Сальдо по дебету счета
Сумма, тыс. руб.
Сальдо по кредиту счета
Сумма, тыс. руб.
В строку 1150 баланса записывается разница между счетами 01 и 02, то есть отражается остаточная стоимость основных средств.
Остатки по счету 10 заносятся в строку 1210. НДС нужно учесть в строке 1220. Все денежные средства отражаются в строке 1250 актива баланса (15 + 88 = 103).
Для уставного капитала есть строка 1310, а для нераспределенной прибыли — строка 1370.
Сальдо счета 66 (займы) отражается в строке 1510. Вся задолженность кредиторов — в строке 1520 (40 + 45 +14 +37 = 136).
В конце заполнения баланса нужно сопоставить строки 1600 и 1700 — они должны быть равны. В примере итог баланса равен 300 тыс. руб.
Скачать образец бухгалтерского баланса
Скачать пустой бланк баланса
Сдайте бух.отчетность в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!
Отчет о финансовых результатах
Также этот отчет многие по привычке называют формой № 2. В утвержденном бланке отсутствуют коды строк. Их нужно вписать самостоятельно, опираясь на кодировку, представленную в приложении № 4 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
В бланк отчета о финансовых результатах тоже внесли изменения. Поменялись некоторые названия строк, а часть из них исключили. Эти изменения вступят в силу с отчетности за 2020 год.
Составляя баланс, можно руководствоваться конечным сальдо по счетам. Для отчета о финрезультатах понадобятся обороты по счетам.
Итак, краткое содержание строк отчета:
Код 2110 — оборот по кредиту счета 90 «Выручка». Предположим, что ООО «Флаги» заработало 11 000 тыс. руб.
Код 2120 — оборот по дебету счета 90. Здесь пишется себестоимость товаров, проданной продукции, работ и т. д. Допустим, ООО «Флаги» отнесло затраты на себестоимость в размере 7 000 тыс. руб.
Код 2100 — разница строк 2110 и 2120. То есть в нашем примере расчет такой: 11 000 — 7 000 = 5 000.
Код 2210 — оборот по дебету счета 90. В этой строке запишем коммерческие расходы (счет 44) ООО «Флаги», которые составили 1 500 тыс. руб.
Код 2220 — оборот по дебету счета 90 «Себестоимость продаж» в корреспонденции со счетом 26. Бухгалтер запишет в отчет сумму 1 300 тыс. руб.
Код 2200 = строка 2100 — 2210 — 2220. Прибыль ООО «Флаги» составит 2 200 тыс. руб. (5 000 — 1 500 — 1 300).
Код 2340 — оборот по кредиту счета 91 (не учитываются суммы по строкам 2310 и 2320).
Код 2350 — оборот по дебету счета 91 за вычетом строки 2330.
Код 2300 = строка 2200 + строка 2310 + строка 2320 + строка 2340 — строка 2330 — строка 2350.
Код 2410 — налог на прибыль начисленный (20 % от строки 2300). У ООО «Флаги» прибыль составила 144 тыс. руб. Значит, налог равен 29 тыс. руб. (144 х 20 %).
Код 2400 = 2300 — 2410 — 2460. Также нужно учесть строки 2430 и 2450 (либо вычесть, либо прибавить в зависимости от знака строки).
Скачать образец отчета о финансовых результатах
Скачать пустой бланк отчета о финрезультатах
Отчет об изменениях капитала
В этом отчете подробно расшифровываются все движения капитала компании. Состоит отчет из трех разделов. По названию строки можно легко понять, какую информацию следует занести по тому или иному коду.
Среди бухгалтеров форма имеет также название форма № 3.
В нашем примере у ООО «Флаги» не было деятельности в 2016 и 2017 годах, поэтому в отчете соответствующие строки будут пустыми.
Строка 3311 равна строке баланса 1370. Итого по строке 3300 будет совпадать с суммой по строке 1300 баланса. Раздел 2 отчета не заполняется, так как у ООО «Флаги» не было корректировок.
Раздел 3 отчета расскажет пользователям о наличии чистых активов. В нашем случае они равны 125 тыс. руб. (все активы за вычетом краткосрочных обязательств, 300 — 175 = 125).
Скачать образец отчета об изменениях капитала
Скачать пустой бланк отчета об изменениях капитала
Отчет о движении денежных средств
Представляется в составе годовой отчетности. Раньше отчет именовался формой № 4.
Заполнение рассмотрим на примере.
Остатки денежных средств ООО «Флаги» по состоянию на 31.12.2020:
Наличные в кассе — 15 000 руб.
На банковском счете — 88 000 руб.
Сумма выручки от продажи товаров без НДС — 11 000 000 рублей.
Полученные займы составили 39 000 рублей, возвратов по ним не было.
Платежи по текущим долгам составили 10 936 000 рублей.
Пояснительная записка
Пояснения к балансу составляют в произвольной форме. В них раскрывают подробно показатели, указанные в балансе и других годовых отчетах. Содержание записки компания определяет сама. Но чем подробнее будет пояснительная записка, тем меньше вопросов и сомнений будет у налоговой инспекции. Также пояснительная записка может понадобиться учредителям и прочим лицам, работающим с отчетностью.
Что можно и нужно включать в пояснительную записку, раскрывают п. 24–31 ПБУ 4/99.
Исправление ошибок
Бухгалтер может обнаружить в учете компании ошибки, которые искажают учет и, соответственно, отчетность.
Если ошибка обнаружена до формирования отчетности, она исправляется датой отчетного года. Тут есть два нюанса:
Если отчетность уже сдана, следует исправить ошибки текущим годом. Проводки будут содержать счет 84. При выявлении существенных ошибок после сдачи отчетности отчетность не пересдается. Скорректированные показатели нужно будет отразить в отчетности за текущий год путем корректировки начального сальдо в балансе и прочих отчетах.
Подобная инструкция по внесению исправлений представлена в ПБУ 22/2010.
Сдайте бух.отчетность в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!