Что такое гога и магога и откуда это понятие

Гог и Магог

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Гог и Магог — упоминаются в пророчествах ТаНаХа, а именно, в книге пророка Ехезкеля (Иезекииля), в связи с войной, которая произойдет в конце времен незадолго перед приходом Мессии-Машиаха — т.н. «война Гога и Магога». Гог — это правитель народа Магог (распространенное мнение, что Гог и Магог — два человека, не верно). Согласно книге Йехезкель (Йехезкель, 38), Гог из земли Магог придет в Землю Израиля во главе огромного войска многих народов воевать против еврейского народа и Иерусалима. Тогда Всевышний явит миру Свою власть, и Гог погибнет, а в Израиле наступит мир и воцарится праведный царь Машиах. Более раннее упоминание о Магоге — в книге Берешит (Берешит, 10:2), где рассказывается о происхождении народов: Магог — потомок Йефета, сына Ноя (Ноаха). Кто такие Гог и Магог сегодня — существует много мнений, как и о самой «войне Гога и Магога», но все концепции сходятся в одном: в какой-то момент разразится тяжелая война, после которой Израиль и всё человечество вступят в новую эру.

Оглавление

Кто такие Гог и Магог? [↑]

Распространено ошибочное мнение, будто Гог и Магог — два разных человека. На самом деле, как сказано выше, Гог — это царь страны Магог.

Мальбим пишет о них в своем комментарии к Книге Йехезкеля (32, 17 и далее; обычно же выводы о Гоге и Магоге комментаторы делают на основании других стихов, см. ниже):

Что такое гога и магога и откуда это понятие. Смотреть фото Что такое гога и магога и откуда это понятие. Смотреть картинку Что такое гога и магога и откуда это понятие. Картинка про Что такое гога и магога и откуда это понятие. Фото Что такое гога и магога и откуда это понятиеРаспространено ошибочное мнение, будто Гог и Магог — два разных человека. На самом деле Гог — это царь страны Магог

«Пророчество это очень загадочно, и неизвестно, что имел в виду пророк. И уже отметил Маари (раби Ицхак-Айзик Эйхенштейн — адмор из Жидачева), что это пророчество о конце дней во времена Гога и Магога…

Вот, в конце дней, после того, как евреи уже поселятся в Земле Израиля, народы соберутся и завоюют Иерусалим. И придет Гог, властитель Мешеха и Туваля, из стран Севера и Запада — это необрезанные, которые называются Эдом. А Мешех и Туваль — это сыны Йефета, которые живут в Европе, как писал Йосифон (Йосеф бен-Матитьяу, известен как Иосиф Флавий; Мальбим цитирует здесь “Иудейские древности”). И там сказано, что Парас, Куш и Пут будут вместе с ними, а также Бейт Тогарма — они все обрезанные и придерживаются веры Ишмаэля (мусульмане), и они объединятся с сынами Эдома, чтобы завоевать эту Землю из рук народа Израиля…»

Аризаль пишет: числовое значение слов «Гог и Магог» (70) означает, что в этой войне будут участвовать все народы. И именно это означает сочетание «Гог и Магог» — вовсе не обязательно, чтобы таково было имя руководителя коалиции.

Согласно Книге Зоар, все цари, преследовавшие евреев на протяжении истории, такие, как Санхерив, Нэвухаднэцар и т.д., примут участие в этой войне, пройдя реинкарнацию (гильгуль). Т.е. у руководителей народов, входящих в коалицию, будут души этих царей.

Война Гога и Магога [↑]

Итак, в конце времен Гог из страны Магог придет в Землю Израиля, воевать с народом Израиля, как предсказывает пророк Йехезкель (см. главу 38). Придет не один, а с союзниками из других стран, и тогда Всевышний явит Свою власть над миром. Интервенты погибнут, и Машиах будет управлять Израильским царством без помех.

Вот что пишет об этом рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, в своей книге «Пламя не спалит тебя»:

«…Согласно предсказаниям пророка Йехезкеля, в эпоху прихода Машиаха, т.е. потомка Давида, который будет править страной, построит Храм и соберет остатки народа) в Эрец-Исраэль вторгнутся войска Гога из страны Магог, но Всевышний пошлет им тотальную гибель.

Вот что, среди прочего, сказано об этом у Йехезкеля (гл. 38):

Придет Гог с “северных окраин” земли, среди союзников его будут Иран и Эфиопия. Придет он в страну, “возвращенную от меча”, то есть к народу, спасенному от истребления, в страну, “собранную из многих народов”.

Придет он не в Уганду или Биробиджан, а на “горы Израиля” — на землю, обещанную Всевышним Аврааму, Ицхаку и Яакову, в места, “которые были пустынны долгое время”. Произойдет это в конце дней».

О войне Гога и Магога написано немало книг, множество каббалистов изучало эту тему. Существуют разнообразные мнения о том, как это будет происходить. Но иудаизм в целом может утверждать только одно: в какой-то момент, достаточно скоро, разразится очень тяжелая война, после которой придет Машиах и всё человечество вступит в новый период, в котором у народа Израиля будет особый статус.

Приведем некоторые моменты из таких книг.

Что такое гога и магога и откуда это понятие. Смотреть фото Что такое гога и магога и откуда это понятие. Смотреть картинку Что такое гога и магога и откуда это понятие. Картинка про Что такое гога и магога и откуда это понятие. Фото Что такое гога и магога и откуда это понятиеГог и Магог — «защитники» Лондонского города. Каждый год,
во вторую субботу в ноябре, их проносят по улицам города

А вот продолжение комментария Мальбима (к Йехезкель 32) — о том, что будет после того, как Эдом и Ишмаэль объединятся, чтобы завоевать Землю Израиля:

«Но по приходе (в эту Землю) сделается междоусобица между ними, и будут воевать друг с другом, т.е. Эдом и Ишмаэль будут воевать между собой, потому что вера их различна, и там будет судить их Всевышний мечом и кровью, как разъяснено там (Зхарья 14). Об этом рассказал он здесь — как они все примут гибель… Сначала Мицраим (Египет), и Ашур (Ирак), и Эйлам, которые придерживаются веры Ишмаэля, и они сегодня обрезаны. А потом — Мешех, и Туваль, и Эдом, и их цари, и князья Севера, которые все необрезанные. И между ними будет война.

И начнется их падение с Египта, потому что они (египтяне) находятся вблизи Эрец-Исраэль, и они придут во главе и падут. И придут ассирийцы и персы (Иран) отомстить за них, и падут обе стороны. И об этом сказано в пророчестве».

Рав Ицхак Фангер пишет: «Некоторые полагают, что Первая и Вторая мировые войны были войной Гога и Магога, развивающейся поэтапно. В любом случае последний этап этой войны будет в том единственном месте в мире, которым хотят обладать великие религии — в Иерусалиме… Нельзя сказать, как скоро это произойдет, но если вспомнить, что осталось всего 230 лет до конца шестого тысячелетия — когда точно придет Машиах, — то воскрешение мертвых, пришествие Машиаха, строительство Храма и война Гога и Магога должны произойти в течение этих 230 лет».

Сегодня некоторые видят символ такого союза в Обаме с его мусульманским прошлым…

Можно ли избежать этой войны? [↑]

Конечно, всех интересует, можно ли избежать этой войны. Ведь в книгах пророка Йехезкеля (см. выше) и пророка Зхарьи ( см. гл. 14) есть прямое упоминание о ней. А один из принципов веры: все слова пророков — истина. Так его сформулировал Рамбам в своей книге «Мишнэ Тора» (Ильхот Санхедрин, глава 10, а также Ильхот Тшува и Ильхот Йесодэй Тора).

Но обратимся к трудам и преданию хасидских праведников последних веков. В нескольких книгах сказано, что один из великих людей последних поколений, раби Элимелех из Лиженска, «отменил» бедствия, которые должны были произойти с еврейским народом перед приходом Машиаха («муки Машиаха»). Передают, что раби Элимелех говорил: хотя сказано в нескольких стихах, что перед приходом Машиаха будут великие войны и войны Гога и Магога, он вымолил, чтобы войн не было… Продавец муки будет продавать муку, продавец тканей будет отмерять ткань, и вдруг придет Элияу и возвестит: Машиах пришел!

Комментируя книгу Маараля «Гвурот а-Шем», Магид из Кожниц писал, что и войны Гога и Магога не будет, Всевышний сотрет их за мгновение без войны, потому что «цадик постановляет, а Святой, благословен Он, выполняет». А автор «Мишнэ лэ-Мелех» пишет, что слышал от автора «Диврэй Хаим» (раби Хаима Альберштама из Цанз): всё, что сказано о бедствиях, отражает положение дел, существовавшее до служения праведников (цадиков) в последних поколениях. Но после их труда и самопожертвования, после того, как многие погибли, освящая Имя Всевышнего, а также из-за длительности изгнания и тяжести налогового бремени, все предсказанное «изменило свой вкус на сладкий», все «исправлено». И также он слышал несколько раз от автора «Диврэй Хаим», что Машиах придет без мук (К списку бедствий, которые «уже случились» и отменили будущие бедствия, многие сегодня добавляют и Катастрофу…).

Всё это представляется удивительным: как может быть, что бедствия, ясно предсказанные в Торе, «отменяются»?

Вот что сказано об этом в книге «Кдушат Леви», написанной раби Леви-Ицхаком из Бердичева:

«Праведники могут отменить постановление Небес и превратить его из бедственного для нас в доброе. Но они могут это сделать, только пока пророчество о нем не записано в книгах Пророков. Если же оно уже записано, нельзя отменить, иначе скажут, что это было лжепророчество. Значит, по-видимому, невозможно молиться об отмене бедствий перед приходом Машиаха, предсказанных в книгах Пророков? Рамбам писал в Сефер а-Мада и в Ильхот Млахим: из книг Пророков непонятно, что будет перед приходом Избавителя, дай Б-г, чтоб это было вскоре, в наши дни. И поскольку у пророков непонятно, что такое муки времен Машиаха, мы можем молиться об отмене их — так как они не описаны ясно.

Что такое гога и магога и откуда это понятие. Смотреть фото Что такое гога и магога и откуда это понятие. Смотреть картинку Что такое гога и магога и откуда это понятие. Картинка про Что такое гога и магога и откуда это понятие. Фото Что такое гога и магога и откуда это понятиеВойна Гога и Магога по словам Виленского Гаона будет длиться 9 секунд

Тогда, получается, нет различия: если не написано и нет намека у пророков, мы можем просить об отмене бедствий, а если написано и есть намеки о муках времен Машиаха, то мы можем понять слова пророков, только когда придет Машиах… И тогда он сообщит нам, что означали слова пророков. И даже если упомянуты там муки времен Машиаха, то, когда придет Машиах, все евреи будут пророками, как сказано: “…и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…” (Йоэль 3, 1). И получается, мы можем просить об отмене мук времен Машиаха, потому что, когда все евреи будут пророками, они не скажут, что лжепророчествовал пророк, а только — что праведники поколения, предшествовавшего приходу Машиаха, отменили это Постановление».

В продолжении раби Леви-Ицхак напоминает: когда Эльдад и Мейдад начали пророчествовать в стане (Бэмидбар 11, 26 и далее), Йеошуа сказал Моше: «Задержи их!» Он опасался, что Эльдад и Мейдад произнесут: «Моше умер, Йеошуа приводит (народ в Эрец-Исраэль)», и отменить этого будет нельзя, т.к. это будет записано в Торе. И продолжает: «На это ответил Моше: “О, если бы весь народ Всевышнего был пророками…” Т.е., когда все евреи станут пророками, можно будет отменить Постановление, даже если оно записано в Торе (и тогда Моше не пришлось бы умереть в пустыне). Потому что все евреи, будучи пророками, поймут: праведники могут отменить то, что предначертано Небесами. Даже если сказано Всевышним, праведники могут отменить… И на самом деле есть здесь нечто новое в основах веры — из дома учения Кдушат Леви».

Комментируя слова раби Ицхака-Леви из Бердичева, рав М. Агранович пишет (там же): «Обратите внимание: мы молимся о возвращении Всевышнего в Сион бэ-рахамим — “с милосердием”. Значит, такой вариант существует, милосердие возможно… Некоторым людям эти идеи позволят молиться о приходе Машиаха искренне, а также понимать, что многое зависит от нашей тшувы, в том числе — как придет Машиах».

Что мы можем сделать для предотвращения бедствий? [↑]

Мы можем, как было сказано выше, совершить тшуву, изучать Тору и/или поддерживать тех, кто ее изучает, и делать добро ближним — гмилут хасадим.

«Сказал раби Шимон бен-Пази: говорил раби Йеошуа бен-Леви от имени Бар-Капары: каждый, кто выполняет заповедь о трех субботних трапезах, спасется от трех бедствий — от мук Машиаха, от суда Геинома и от войны Гога и Магога» (трактат Шабат 118а).

Рав Исраэль Менаше пишет в своем ответе на сайте Идабрут: прежде, чем приступить к третьей субботней трапезе, следует произнести:

Вот я приступаю к выполнению заповеди о третьей субботней трапезе, которая соотнесена с Яаковом, отцом семидесяти душ, и да будем мы спасены за его заслуги от войны Гога и Магога, и пусть сбудется с нами написанное: «И питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего…» (Йешаяу 58, 14), наследием без ограничений и тяжких бед. «И да будет милость Господа Б-га нашего на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших утверди» (Тэилим 90, 17).

Источник

Кто такие Гог и Магог

Протоиерей Андрей Ткачев о проникновении библейских сюжетов в классическую литературу

В знаменитом произведении «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков в поиске странного богатства, этих ревизских неучтенных душ, ездит по разным помещикам, и оказывается однажды у Собакевича.

Вот Гога-Магога меня заинтересовал. Заинтересовал тем, что на каждой странице хорошего текста, плотного текста, высококультурного, можно найти какие-то ссылки на библейскую историю, на какие-то вещи, которые тебе непонятны. Например, Гог и Магог. Это два персонажа, такие странные мистические, которые существуют в иудаизме, христианстве и в исламе. Гог и Магог встречаются впервые у Иезекииля. Для них Гог из земли Магог, князь Роша. Некоторые американские проповедники читали, что князь Роша – это князь России, если слишком упростить перевод. Это некий народ на севере от Израиля.

К северу от Израиля множество стран. Британия на севере от Израиля и Франция на севере. И вот на этом были построены проповеди очень многих фундаменталистов, которые призывали к войне против «империи зла», то есть против Советского Союза. У Иезекииля народ, который ополчается против Божьего народа – Гог и Магог. Это либо два народа, либо князь Гог из земли Магог.

Потом они встречаются в Апокалипсисе. Это тоже некие враждебные народы, которые ополчаются вокруг святого города Иерусалима, которым нужно погибнуть, они будут разбиты. Но их очень много, они неисчислимы. Они воинственны, они страшны, и они символизируют собою вечного врага Божьих людей. У Божьих людей, оказывается, есть вечные враги, постоянные.

В исламе они меняют свои имена, эти Гог и Магог, на Йаджудж и Ма-джудж. Это тоже некие два народа, которые сидят за какой-то каменной стеной, пока что не взломанной. И поэтому можно более или менее нормально жить. Потом стена будет сломлена, и они как поток ворвутся в мир, и жизнь в мире станет невозможна. Потому что они жестоки и не имеют ничего святого. То есть присутствует такая эсхатологическая идея: перед Концом Света состоится некая битва добра и зла, в которой будут участвовать некие хранящиеся до времени злые народы. Гог и Магог. Точного смысла этих слов вам никто не объяснит. Но они стали нарицательными словами, как нечто такое страшное.

Абсолютное зло. Абсолютное зло, которое, может быть, ходит рядом. Вот так у Гоголя, значит, губернатор превращается в Гогу и Магогу. Говорит: зарежет за копейку, убьет и не подумает, кишки выпустит, это же Гога-Магога. И таких вещей, таких рассыпанных, из Писания, таких отсылок к Писанию в нашей литературе очень много. Поэтому не знающий Библию человек навряд ли что-то до конца поймет. Даже и в нашей литературе. Это прекрасный повод изучать и интересоваться.

Источник

Гог и Магог

Гог и Магог: что означают эти слова в Библии? Обратимся к Слову Божьему.

( Откр 20:7) Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской.

Что значит Гог и Магог

Родоначальники наций

Для того чтобы понять книгу «Откровение Иоанна Богослова», нужно знать Ветхий Завет.

Бытие 10-я глава представляет собой список всех наций, существовавших в то время на земле. Всего их 70.

(Быт 10:2) Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас.

Все эти сыновья были родоначальниками наций. От них потом были образованы целые народы, которые расселились по всему лицу земли.

(Иез 38:2) С ын человеческий, обрати лицо твоё к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество.

В книге «Откровение» Гог и Магог представлены как нации, а здесь Гог представлен как один из людей, из земли Магог. Все эти нации, кроме Роша упомянуты в книге Бытие.

Видение пророка Иезекииля

Пророк вместе со своим народом находится в Вавилонском плену. Храм уже разрушен и нация практически мертва. Господь показывает Иезекиилю видение: в большой долине множество сухих костей (Израиль). Господь дает повеление Иезекиилю, чтобы он начал пророчествовать и говорить костям. Когда Иезекииль говорит костям, эти кости начинают оживать, обрастают плотью и нация возрождается. Господь дает через Изекеииля замечательное пророчество, что нация будет жить вновь на той земле, которая дана им когда-то.

(Иез 37:24) А раб Мой Давид будет Царём над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их.

(Иез 37:26-27) И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. Устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Моё навеки. И будет у них жилище Моё, и буду их Богом, а они будут Моим народом.

Гог из земли Магог

И вот эту прекрасную картину прерывает вмешательство Гога из земли Магог. Эта личность собирает все народы для того, чтобы ворваться в Израиль, разграбить его и в конце концов уничтожить. Но его планы не будут успешны, потому что Господь восстанет на защиту Своего народа и разрушит Гога из земли Магог полностью. И с ним те нации, которые собрал Гог для борьбы с Израилем.

Какой народ был союзником Гога из земли Магог?

(Иез 38:5-6) Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма.

Если обратить внимание на географическое положение этих наций, то можно увидеть следующую закономерность:

Есть еще одна интересная деталь: все эти нации, которые упоминаются как союзники Гога, также упомянуты как союзники царя Тирского.

27-я глава книги Иезекииля плачевная о князе Тирском. Но царь Тирский является символическим описанием сатаны.

(Иез 28:14) Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; и ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.

(Иез 28:17) От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.

Итак, картина, которую изображает Иезекииль, Израиль (возрожденная нация), живёт на обновленной земле. У них все хорошо, но в какой-то момент, Гог собирает множество народов для того, чтобы уничтожить этот новый Израиль.

Подобную картину описывает Иоанн в книге Откровение.

Пророчество о тысячелетнем царстве

(Откр 20:1-2) И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змея древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет.

Это первое событие, когда Иисус Христос возвращается, и сатана скован на тысячу лет.

(Откр 20:4) И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Получается так, что, когда сатана скован, в тот же момент происходит воскрешение праведных и они царствуют с Иисусом тысячу лет. Что касается других умерших (нечестивых) то они не ожили, пока не кончится тысяча лет.

Противостояние между добром и злом

(Откр 20:7) Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; числа их — как песок морской.

Данный текст говорит о том, что нечестивые воскрешены и сатана опять пытается поднять их на восстание против святого народа Божьего.

(Откр 20: 8-9) И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их.

То же самое написано и у пророка Иезекииля.

(Иез: 39:6) И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я — Господь.

Из этого мы можем сделать следующий вывод: Гог и Магог символизируют все враждебные нации, которые в последний момент в истории земли под предводительством сатаны восстанут против Бога и его народа.

(Пс 2:1-2) Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совершают вместе против Господа и против Помазанника Его.

Гог (из земли Магог) поражён

Как Новый, так и Ветхий заветы говорят об одном и том же — о противостоянии, которое существует с одной стороны между Богом и Его последователями, а с другой стороны между сатаной и его последователями. Эта борьба достигает своей кульминации и окончательного разрешения в книге Откровение, когда сатана и все его последователи будут навеки уничтожены.

Мы находимся в центре великой борьбы между Богом и сатаной. В этой борьбе мы не можем оставаться нейтральными. Очень хотелось бы, чтобы каждый из нас сегодня встал на сторону Бога. И тогда мы будем в числе победителей.

Источник

Поиски земли Гога и Магога

PS в тексте есть пять изображений, которые сюда не смог перенести. Может быть удобнее будет читать здесь http://www.golden-ship.ru/statiya/gog_i_magog-statja.htm
Аннотация (чтобы не теряли время)
Русских определили ошибочно народами Гога и Магога. Ошибку разбираю подробно (почему и как это произошло)
Ищем сам народ Магог (исторические документы, старые карты, предания).
Находим нечто интересное на востоке 🙂

————
В Ветхом Завете (Иезекииль глава 38 и глава 39) и в Новом Завете (Откровение 20:7) имеется предсказание о нашествии неких народов, которые в последнее время должны прийти и окружить Иерусалим. Это будет огромная армия, которую Бог уничтожит огнем с неба (Откр. 20:9, Иезек. 38:22). А в книге пророка Иезекииля говорится еще о землетрясении, всепотопляющем дожде, граде (Иезек. 38: 19-22), которые Бог пошлет на эти армии.

«После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно.» (Иез.38:8)

«И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их.» (Иез.38:16)

В Новозаветном отрывке есть привязка к пророчеству о тысячелетии в истории Христовой Церкви. А непосредственно после уничтожения армий Гога и Магога сказано о суде над всеми народами.

И не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, говорит Господь Бог.»(Иез.39:9,10)

Таким образом, из различных подсказок, мы можем сделать вывод о времени данного нашествия. Оно произойдет после тысячелетнего царствования святых, и не менее чем за семь лет до конца человеческой истории, и вместе с тем, крайне близко к воскресению мертвых и Суду над всеми народами – «в последние годы» (Иез.38:8) и даже «в последние дни» (Иез.38:16).

Тысячелетнее связывание сатаны, или же тысячелетнее царствование святых, по нашему предположению является периодом в Церкви Христовой с 843-го по 1843-й год. То есть предположительно один временной маркер пройден.

В откровении Иоанна Богослова встречаются два похожих блока пророческих образов, связанных с семью Ангелами. Семь Ангелов трубят (главы с восьмой по десятую) и семь Ангелов, выливающих чаши гнева (главы шестнадцатая и семнадцатая). Сравним эти пророчества:

Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

Первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.

Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.

Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.

Дополнение из Ветхого Завета (3 Ездры 5: 4-9). «А если Всевышний даст тебе дожить, то увидишь, что после третьей трубы внезапно воссияет среди ночи солнце и луна трижды в день; и с дерева будет капать кровь, камень даст голос свой, и народы поколеблются. Тогда будет царствовать тот, которого живущие на земле не ожидают, и птицы перелетят на другие места. Море Содомское извергнет рыб, будет издавать ночью голос, неведомый для многих; однако же все услышат голос его. Будет смятение во многих местах, часто будет посылаем с неба огонь; дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ. Сладкие воды сделаются солеными, и все друзья ополчатся друг против друга»

Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи.

Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.

И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.

Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.

Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили.

Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.

И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:

это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.

Когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.

Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!

Как можно видеть, по каждому пункту и в хронологической последовательности пророческих циклов наблюдается сходство. Эти два пророческих блока как бы дополняют друг друга.

Первые четыре эпизода – это нарушения в природе (упомянуты последовательно земля и растения, море, воды, солнце) и только с пятого начинается наказание людей. И если в пятом эпизоде люди будут мучиться, искать смерти и не находить, и при этом не раскаются, но продолжат хулить Бога, то уже в шестом эпизоде на человечество посылается некая грозная и могущественная военная сила. Причем указано точное число этого войска: две тьмы тем. Тьма – в славянском языке обозначает десяти тысяч. Тьма тем – это десять тысяч раз по десять тысяч, или сто миллионов. Соответственно, в пророчестве сказано о двухстах миллионах («две тьмы тем»). И сказано, что события будут связаны с рекой Ефрат, которая пересохнет, и тем самым сделает возможным приход неких царей «от восхода солнечного». И соберутся они в неком месте, названном еврейским словом Армагеддон.

Многие исследователи увязывают это пророчество с последней битвой против войск Гога и Магога. Так слово Армагеддон трактуют, как произошедшее от «хар» «Мегиддо» «гора Мегиддо», название холма в 10 км от г. Афула на севере Израиля. И предполагают, что об этом же месте сказано как о горах Израилевых в книге пророка Иезекииля (38:8).

Хотя это может быть и названием долины. Так, А.П. Лопухин дает такое объяснение данному термину:

Войска Гога и Магога приходят на землю Израиля под стены Иерусалима, и войска, о которых говорится при шестом Ангеле, собираются в место, называемое по-еврейски Армагеддон, которое, по мнению многих исследователей, находится в Израиле, на севере от Иерусалима. По всей видимости, говорится об одном и том же событии, которое должно произойти непосредственно перед концом человеческой истории. Это событие настолько значительное, что о нем сказано в Ветхом и Новом Завете. И вряд ли это разные военные действия, а именно одно событие в истории.

Север, восток, четыре угла земли

Можем ли мы узнать о каких народах идет речь в данном цикле пророчеств? В Откровении сказано, что сатана будет собирать народ на битву с «четырех углов земли».

«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.» (Откр. 20: 7-9).

И в Откровении сказано, что духи бесовские идут ко всем царям земным, чтобы собрать их на битву:

«бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.» (Откр.16:14).

«Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском, и с многочисленным народом». / «се, Аз наведу на тя, Сор, Навуходоносора царя Вавилонска от севера, царь царем есть, с коньми и колесницами и с конниками и собранием многих языков зело.» (Иезек 26:7).

Если Вавилон – это для пророка север, то о войсках Гога из земли Магог сказано, что это будут народы из дальних земель («от конца севера»)– или, надо полагать, находящихся где-то значительно дальше Вавилона.

Пророк Иеизекииль перечисляет народы, которые будут участвовать в данном нашествии вместе с известными нам уже Гогом и Магогом.

И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою.» (Иезек. 38: 1-6)

Причем в Библии на церковно-славянском языке стоит интересная сноска напротив слова «Рош». А именно: «евр. рош, славен: глава или главнейший». [2].

Мы не случайно выделяем жирным шрифтом названия племен, идущих вместе с Гогом. В десятой главе книги Бытие дается родословие сынов Ноевых. И мы можем увидеть, что Гомер, Магог, Фувал, Мешех – это сыны Иафета, а Фогарма – это внук Иафета (сын Гомера):

«Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.
Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас.
Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма.
Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим.
От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих.» (Бытие 10: 1-5)

«(3) Се Азъ на тя, Гогъ правитель и князь Мосоха и ;овела. (6) Гомеръ и вся сила его, домъ ;оргамань. (8) Отъ дней множайшихъ предопред;ленъ ты, и въ посл;дняя л;та пріидеши, (12) пл;нишь пл;нъ, возмешь корысти: (4) и вложу узду въ челюсти твоя, и изведу тя, и всю многочисленную силу твою. Гогомъ и Магогомъ называются народы, прит;снявшіе Іудеевъ вскор; по возвращеніи ихъ изъ Вавилона. Но многіе утверждаютъ, что Гогомъ названъ Олофернъ, военачальникъ Навуходоносора царя ниневійскаго. Ибо съ нимъ изъ земли с;верной многіе народы взошли въ землю израильскую, и были тамъ истреблены. Посему, толкователи и присовокупляютъ, что древками оружій и копій воинства Олофернова семь л;тъ возгнетаемъ былъ огонь во святилищ;, и это д;лалось въ воспоминаніе поб;ды.» [3] Ефрем Сирин, конечно, использует сирийский перевод Библии. На сайте Библия онлайн (bibleonline.ru), есть перевод, названный «восточным». Там тоже нет слова «рош».

«Было ко мне слово Вечного: – Смертный, обрати лицо к Гогу в земле Магог, верховному правителю Мешеха и Тувала. Пророчествуй против него и скажи: Так говорит Владыка Вечный: «Я – твой враг, о Гог, верховный правитель Мешеха и Тувала». [4]

Нет слова «рош» и в стандартной английской версии Библии (English Standard Version (ESV))

«The word of the Lord came to me: “Son of man, set your face toward Gog, of the land of Magog, the chief prince of Meshech[a] and Tubal, and prophesy against him and say, Thus says the Lord God: Behold, I am against you, O Gog, chief prince of Meshech[b] and Tubal.»

Хотя более вероятно, что здесь присутствует банальная ошибка перевода.

Потомки Иафета расселились по всей земле, как и прочие потомки Ноя. Считается, что они составили так называемую индоевропейскую группу народов.

Согласно современным исследованиям индоевропейцы заселяли Европу и Азию. Вместе с тем, обратим внимание на то, что когда говорится о родословии потомков Иафета, сказано, что они заселили острова (Бытие 10:5). То есть, именно сыновья Иафета, или некоторые из них, стали строить корабли и расселяться по земле используя для этого водные пути.

«Ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.» / «корабль бо Фарсийский царю Соломону на мори с корабли Хирамлими, единою во триех летех прихождаше цареви корабль из Фарсиса и приношаше злато и сребро, и зубы слоновы, и пифики и павы, и камение точеное и тесаное.» (3 Цар. 10:22)

Корабль Фарсисский приходил раз в три года. Данный факт тоже может говорить в пользу того, что данная земля находилась далеко. Она могла находиться в Персидском заливе и даже примыкать к Индии. На этот вывод нас наталкивает схожесть с названием языка – «фарси», распространенного в районе современного Ирана, Афганистана, Таджикистана, Пакистана.

Во второй книге Паралипоменон (20:36) сказано, что Иудейский царь Иосафат с Израильским царем Охозиею стоят корабли для отправки в Фарсис на Красном море в Ецион-Гавере (находился в современном заливе Акаба). Соответственно, земли Фарсиса находилась не на Средиземном море и скорее всего в Персидском заливе – на территории современного Ирана (древней Персии). Так кроме названия языка (фарси), одна из провинций Ирана, расположенная практически на берегу Персидского залива носит название Фарс, о которой сказано, что она является исторической родиной персидского языка и персидской государственности. И так как в арабском языке нет звука «п», то и этноним «перс» «персидский» в арабском языке звучит как f;rs (;;;;). Располагали персы и кораблями.

Однако, вернемся к сыновьям Иафета, о которых говорится применительно к нашествию в последние времена: Гомеру, Магогу, Фувалу, Мешеху. Достоверно не известно, какие народы произошли от этих праотцев. Существуют те или иные предположения, но все они довольно умозрительны, и меняются в зависимости от предпочтений или взглядов того или иного исследователя. Исключением являются, пожалуй, жители страны Киттим, так как о них сказано, что из этой местности вышел Александр Македонский (1 Маккавей. 1:1-7).

Народом Магог обычно определяют скифов. Вероятно только потому, что они жили на севере от Израиля. Других соответствий мы не наблюдаем. Вот один из вариантов привязки тех или иных народов к сынам и внукам Иафета.

Гомер (киммерийцы): Аскеназ (германцы, балты, славяне), Рифат (кельты, италики, сикулы), Фогарма (тохары, фригийцы, армяне)

Иаван: Елиса (эллины), Фарсис (тирсены, тиррены, этруски, пеласги), Киттим (киприоты), Доданим (тевкры, родосцы, иллирийцы)

Фувал: (сиканы, иберы, баски)

Фирас: (фракийцы, гето-даки)[5]

Заметим, что имена Фирас, Мадай, Елиса, Доданим, Рифат кроме родословия Иафета больше нигде не упоминаются в Библии. Тем не менее, как мы видим, исследователи привязывают к ним те или иные существующие или исчезнувшие народы.

Пока мы не можем сказать, какие народы произошли от того или иного праотца (кроме Киттима, и, возможно, Фарсиса), но мы можем анализировать другую информацию, записанную в Священном Писании. Так известно, что порты средиземноморья контактировали с Иаваном, Фувалом и Мешехом, Фогармом.

«Иаван, Фувал и Мешех торговали с тобою, выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду. Из дома Фогарма за товары твои доставляли тебе лошадей и строевых коней и лошаков.» (Иез. 27:13-14)

90. Когда он прибыл туда, где восходит солнце, он обнаружил, что оно восходит над людьми, которым Мы не установили от него никакого прикрытия.
91. Вот так! Мы объяли знанием все, что происходило с ним.
92. Потом он отправился в путь дальше.
93. Когда он достиг двух горных преград, он обнаружил перед ними людей, которые почти не понимали речи.
94. Они сказали: «О Зуль Карнейн! Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог) распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?»
95. Он сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду.
96. Подайте мне куски железа». Заполнив пространство между двумя склонами, он сказал: «Раздувайте!» Когда они стали красными, словно огонь, он сказал: «Принесите мне расплавленную медь, чтобы я вылил ее на него».
97. Они (племена Йаджудж и Маджудж) не смогли забраться на нее и не смогли пробить в ней дыру.
98. Он сказал: «Это – милость от моего Господа! Когда же исполнится обещание моего Господа, Он сровняет ее с землей. Обещание моего Господа является истиной».
99. В тот день Мы позволим им (племенам Йаджудж и Маджудж) хлынуть друг на друга. И затрубят в Рог, и Мы соберем их (творения) всех вместе. (Коран 18: 90-99)
95. Запрет лежит на селениях, которые Мы погубили, и они не вернутся,
96. пока Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог) не будут выпущены и не устремятся вниз с каждой возвышенности. (Коран 21: 95-96)

Среди арабов ходило устойчивое представление о данных варварских народах, живущих на востоке, и запертых за горами и некой преградой. Даже предпринимались неоднократные попытки найти эту стену Зуль Карнейна.

Существует рассказ арабского дипломата и путешественника Ахмеда Ибн Фадлана, посетившего Волжскую Болгарию в 921—922 гг.

«Во время его пребывания в стране волжских болгар он услыхал рассказ о неком гигантском человеке, которого за несколько лет до этого обнаружили болгарские купцы на берегу реки Атыл (Волги). Как оказалось, этот человек уже умер, но Ибн Фадлану удалось осмотреть его кости удивительных размеров. Болгарский царь Алмуш сообщил арабу, что в свое время он отправил послание к жителям «страны Вису» («весь» русской летописи) с просьбой рассказать ему, что это за человек и какого он племени, ибо сам вид его внушил ужас как царю, так и его подданным. Далее в сочинении Ибн Фадлана содержится рассказ со слов самого болгарского царя:
«Они же написали мне, — рассказывал царь, — извещая меня, что этот человек из числа Йаджудж и Маджудж (соответствуют библейским Гогу и Магогу. — А. К.). Они от нас (от народа «вису». — А. К.) на расстоянии трех месяцев пути. Нас и их разъединяет море, так как они живут на [том?] его берегу… Лежащее между нами и ими море находится у них с одной стороны, а горы окружают их с других сторон. Преграда также отделила их от ворот, из которых они обычно выходили. Когда же Аллах могучий и великий захочет вывести их в обитаемые земли, то он произведет для них раскрытие Преграды…» [6]

Ибн Фадлан не называет имя Александра Македонского (или Зу-л-Карнайна), однако, по замечанию А. П. Ковалевского, использованный им при упоминании некой преграды определенный член «указывает на то, что речь идет об известной «Преграде» Александра Македонского»[7]

«Как представляется, в сочинении Ибн Фадлана и ряда других арабских авторов (преимущественно XII—XIV вв.) отразилась традиция, согласно которой народы Йаджудж и Маджудж жили на крайнем севере, вместе с тем существовала и другая традиция, также отразившаяся в мусульманских географических сочинениях, согласно которой «стена Зу-л-Карнайна» находилась где-то на востоке, вблизи границ Китая, т. е., очевидно, отождествлялась с Великой Китайской стеной.»[8]

Существуют так же древнерусские источники, хранящие предания о народах «заклепанных» Александром Македонским в каких-то горах. Прежде всего, надо сказать о сочинениях, которые стали ходить по Руси в рукописях, как предсказания Мефодия Патарского. Позже выяснилось, это были сочинения неизвестного сирийского подвижника по имени Мефодий. Данное сочинение содержало рассказ от сотворении мира до конца человеческой истории. Правда первоисточника не сохранилось и до нас дошли различные списки с многочисленными вставками и дополнениями. См. исследование В.М. Истрина [10]

«В последние же дни по пророчеству Езекылеву, глаголющу: «в последние дни, вь скончание мира излезеть Гогь и Могогь на землю Израилеву» (ср. Иез. 38:14-16.18), еже суть царие езычьсции, еже заклучи Алексанрь об ону страну севера, Гога и Магога, Ануга, а Анога, и Ахелаза, и Дифа, и Фотинае, и Овлинии, Евьныи, и Фарьзии, Деклимы, и Зьармати, и Зьрматиианы, и Хахони, Февлее, и Армазатии, и Гармаиди, и человекоядьце, и наречемие псиглави, и Тарвыи, и Аланыи, и Ифилосоници, и Арнии, и Сальтарыи; сии 24 царствия, еже вьгна акы и в ограду Александрь и заклокну о них врата» [11]

Эти списки, переведенные на славянский язык, имели хождение на Руси. Так на данный источник ссылается автор «Повести временных лет»

«Си суть людье заклепении Александром Македоньскым цесаремь, яко сказаеть о них Мефоди папа Римскыи (Патариискыи. — Радз.), [глаголя: Александр царь Макидонъски] взиде на всточныя страны до моря, наричемое Солньче место, и виде ту человекы нечистыя от племене Нелфетова (Афетова. — Радз.), их же нечистоту видев: ядяху скверну всяку, комары, и мухы, коткы, змие, и мертвець не погребаху, но ядяху, и женьскыя извороты, и скоты вся нечистыя, то видев Александр, убояся, еда како [умножаться и] осквернять, и [загда их на] полунощный страны и горы высокия. [И] богу повелевшю сступишася о них [горы великия], токмо не ступишася о них горы на 12 локоть; и ту створишася врата медяна, и помазашася сунклитом; и аще хотять огнем взяти, не възмогут, [ни огнем могуть] ижещи; вещь бо сунклитова сица е[сть]: ни огнь можеть вжещи его, ни железо его приметь». В последняя же дьни по сих изидут 8 колен от пустыня [Е]тривьскыя, изидут и си сквернии языкы, яже суть в горах полунощных по повеленью Божию» [12]

В эсхатологических представлениях наших предков, было однозначное отождествление нашествия неких диких и кровожадных варваров с приближением конца света. И текст Мефодия, говорящий о диких народах Гога и Магога, запертых Александром Македонским в неких горах, считался авторитетным источником, раз на него ссылаются хроникеры тех лет.

Как пишет Карпов А.Ю. в своем «Исследовании по истории домонгольской Руси»:

Лаврентьевской летописи, рассказывающей о первом появлении в южнорусских степях монголо-татар и о несчастной для русских битве на Калке; это событие также было истолковано в эсхатологическом смысле, причем ссылка на Мефодия Патарского помещена в совершенно тот же контекст, что и в статье 1096 г.» [13]

Существует еще один интересный документ, известный под названием «Лицевой летописный свод XVI века в 40 томах. Учебник жизни для царских детей», созданный в правление Иоанна IV Васильевича (Грозного). В книге, повествующей о походе Александра Македонского в Индию, есть такой текст:

И оттуды же, приим многи вожа. знающая пути индииския земля. въсхотех внити в западную страну пустыня въслед зведных кол. Тоземцы же глаголаху Александру. яко в странах тех дивии человецы суть и зверие зли и дивны. Александр же хотяше видети страну ту и человеки ты. Вождеве же глаголааху : «Владыко Александре царю! Не тьи есть путь Индейскиа земля».

Поим же Александр вся воя своя. поиде к востоку. И пришедшу ему на востоки. орбете тамо нечистыя языки. еже суть Афетови внуцы. И бе у них царев 74. Тии же. узревше нас. начаша скрежьтати зубы. хотяще битися с нами. Бяху же у них друзии нази. Их же нечистоту видев. Александр чюдися: ядяхут бо всяко животно, жюпеличную тварь гнусную. и скверное: комары и мшицы. кошки и мыши. и змиа и извраги женьския и мертвых плоти не погребахут. нъ ядяхут. Си же видев. Александр убояся. глаголя: «Еда како сии доидут земля святыя и осквернят ю от скверных ядии своих?»

И помолився Богу вышнему. начя битися с ними. И абие Божиею силою въгони их между двема горама. и затвори я Бог в горах северных. им же деють мизы. толико суще 12 лакот не съступишася горы. Си же видев. Александр похвали Бога вышняго. повеле заковати врата железом и замазати суньклитиком. его же ни железо сечет. ни огнь жжет. никаяже хитрость не успеет ему. Да в тех гора есть им быти до последних днии. до внегда же миру конець приближающеся. и абие отверзет Бог врата уньдалская. и се излезут Гог и Магог на землю Израильскую и осквернят ю. еже суть цареви язычьстии. яже их закова Александр обону страну севера. и выгнав паки. яко скот в ограду. и заключи о них врата. Егда же кто вас увидит. нечистыя ты языки. на землю пришедша. да увесть. яко близ есть кончина. Бяже же нечистых тех царев 70 и 4 Не вси же глаголаху человечески. но ови. яко же пси. лаяху. а инии же ревуще. яко скот. не имуща смысла человеческа. но акы зверие дивии. без ума суще и кроме человек. Яже. добре испытавъше. почтохом их имены: Гога и Могога. и Анога. Ахеназа. и Дифа. и Фотиниа. и Олвинии. Еуны и Фарзы. Доклемы и Забратытевлея. и Зарматидны. Хароны. и Армазены. и Гармиады. и человекоядца. нареченыя Песья главы. и Фарвы. и Алны. Сфулоницы. и Арии. и Салрати. ины многы суща погубихом. и тако победивше нечистыя ти языки вся.» [14]

Очевидно, что летописцы Иоанна IV собрали все известные им источники, среди которых, без сомнения, было «откровение Мефодия». Непонятен первый абзац «И оттуды же, приим многи вожа. знающая пути индииския земля. въсхотех внити в западную страну пустыня въслед зведных кол». Дальше все более или менее понятно. Александр, согласно легенде, идет в Индию (на восток). Там встречает дикие народы с которыми сражается. По его молитве Бог смыкает горы. Но не до конца (остался проход в 12 лакот). Этот проход по приказу Александра заделывают наглухо. И эти горы автор определяет на севере Индии. Таким образом, автор пытается примирить пророчество Иезекииля о «северных народах» и о походе Александра на восток – в Индию.

Нечестивые народы изображаются крайне неприглядно. Кажется, всё, что можно было придумать отталкивающего – всё приписывается им.

Легенда о «заклепаных человецех» попала также и в житие Андрея Юродивого.

Таким образом, в представлении наших предков, место пребывания народов Гога и Магога с севера переместились на восток – в Индию (или север Индии). В принципе, было бы логично, если бы наши предки считали землей Гога и Магога – степи, откуда приходили варварские полчища кочевников. Однако, похоже, что летописцы не занимались мифотворчеством (по крайней мере, сознательно), а стремились максимально достоверно передавать известные им сведения. А все доступные им источники говорили о том, что с народами Гога и Магога встречался Александр Македонский в своем последнем походе на восток. Откуда пошла такая информация мы уже не сможем установить. Может быть, были какие-то рассказы очевидцев, участвовавших в тех походах.

Продолжим наши поиски.

Св. Андрей, архиеп. Кесарийский (V в.): «Иные же говорят, что Гог по переводу с еврейского означает собрание или собирающего, а Магог — возвышения или возвышенного, и что этими именами означается собрание народов или их превозношение» [16]

Мы знаем, что в древние времена наши праотцы, давали наполненные смыслом имена людям и животным. Достаточно посмотреть, как Адам нарекал животных. Поэтому имя Магог вполне могло содержать в себе глубокий пророческий смысл. И если правильно толкуют его как обозначение возвышенности или возвышенного, то здесь, возможно, заключена подсказка. Может быть, следует искать землю Магог – на каких-то высотах. И взгляд невольно обращается в сторону Гималаев.

Предполагается, что слово Монголия происходит от имени населяющего ее народа – монголы. А вот происхождение слова монгол достоверно не известно. Хотя существует огромное количество вариантов.

Манчжурия (также Маньчжу;, Manzhou) – историческая область на северо-востоке Китая. Существуют предположения, что исторический этноним монголов и маньчжур один и тот же, и происходит от старинного названия реки Амур – Mangu.

На старых картах, изображающих Азию, район Монголии и Манчжурии обозначается как MANGI.

На территории Манчжурии и Монголии существовало множество племен: тунгусо-манчжуры, мохэ, кидани, чжурчжени, жун, ди, хунны. «Хунны впервые упоминаются в китайской истории в 1764 г. до н.э. Следующие упоминания о них идут под 822 и 304 гг. до н.э. Почти полторы тысячи лет истории хуннов остаются в глубокой тени.» [18] Они начинают терроризировать окружающие народы. Достается от них жившим в долинах жителям Китая, которые сильно страдают от нашествия северных варварских племен. И пытаются отгородиться от них стеной. Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от хунну. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны, то есть около миллиона человек.

Сюда следует отнести Ляо (907-1125 гг) Золотую Орду (1224 — 1483), Великое Юаньское государство (1271—1368 гг), Государство Хулагуидов 1256 — 1335, Моголистан (1347 — 1462), Турон Тамерлана (1370-1585 гг)

Известный нам этнос монголов сегодня находится в упадке. Земля Магог, тем не менее, не пустует. Земли, отмеченные на старых картах как MANGI (иногда еще писали TARTARIE CHINOISE, или Тартария китайская), сегодня входят в состав Китайской Народной Республики (КНР). Надо сказать, что когда китайцы описывают свою историю, они без стеснения берут суверенные государства, народы и делают их частью своей истории. Это можно понять, поскольку в противном случае пришлось бы описывать бесконечные оккупации различными завоевателями. Так в начале IV века Китай подвергается нашествию кочевников — сюнну (гуннов), сяньбийцев, цянов, цзе и др. В итоге весь северный Китай захвачен кочевниками, которые создают свои царства. Так называемый период 16-ти царств (IV—VI вв)

— Доимперского Китая (до III до н.э.)

И это верно, если говорить о китайском суперэтносе, как совокупности наций, племен, государств, населявших территорию современного Китая. Так же как европейский суперэтнос должен был включить в свою историю древние племена галлов, вандилиев, бургундионов, варинов, ингвеонов, гиллевионов и т.д. и т.п. и говорить о том, что «европейская нация» существует минимум три тысячи лет и более, если включать культуру мегалитов и племена индоевропейцев, заселявшие Европу 5-6 тысяч лет назад.

Причем, по мысли Эдварда Вернера «Первые племена, пришедшие в Северный Китай, без исключения относились к белой расе, но во внешности современных жителей практически ничего не сохранилось от внешности их далеких предков. Они отличались широко расставленными глазами миндалевидной формы, складкой кожи над внутренним углом глазницы.

Волосы черные, прямые, жесткие, растительность на лице скудная, бороды редки. Кожа жителей южных районов темнее, чем у северян»[21].

Две тьмы тем, которые придут от восхода солнечного.

Если земля Магога – это северо-восток Китая, то тогда становится понятно, какие войска будут освобождены при шестом Ангеле.

Совпадает направление. Придут от «восхода солнечного» (Откр. 16:12). И совпадает количество: «две тьмы тем» или 200 миллионов (Откр.9:16). Так в случае войны, согласно различным источникам, Китай способен мобилизовать от 190 до 300 миллионов человек. Также надо сказать, что существует долговременная программа строительства вооруженных сил Китая, состоящей из трех этапов. Согласно ей к 2050-му году НОАК (Народно освободительная армия Китая) должна быть способна «одерживать победу в войне любого масштаба и продолжительности с использованием всех средств и способов ведения войны» [23]

Таким образом, народы из земли Магог (Иез. 38:2) или народы Гога и Магога (Откр. 20:7) это народы, проживающие на территории Китая или если шире – во всей восточной Азии, потому что в Откровении говорится о «Царях от восхода солнечного» (Откр. 16:12) во множественном числе.

Впрочем, это только прогноз.

Александр Смирнов ред. Golden-Ship.RU 10.03.2016

* Принято полагать, что термин «Могулистан» (Моголистан) образован от этнонима «могул» («могол»), что соответствует принятому в Средней Азии и Казахстане произношению и присутствующему в тюркоязычных и персоязычных исторических сочинениях этнонима «монгол».

2. Билия сиреч книги Священнаго Писания том второй Ветхий Завет, репринт «Правило веры» 1999

3. «Святой Ефрем Сирин Творения» Том VI. Русский издательский центр им. Св. Василия Великого, Русский Паломник, М., 2014, С.39

6. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков, 1956. С. 60—61.

7. Карпов А.Ю. Исследования по истории домонгольской Руси М., Квадрига, 2014 г. С.229

10. Истрин, В.Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. Исследование и тексты

11. Псевдо-Мефодий цитата по Очерки феодальной России Выпуск 3 УРСС Москва, 1999 Научное издание А. Ю. Карпов «Заклепанные человекы» в летописной статье 1096 г.C.2

13. Карпов А.Ю. Исследования по истории домонгольской Руси М., Квадрига, 2014 г. С. 223-224

14. Лицевой летописный свод. Александр Македонский Книга 6 (C. pод – роs или C. 174-176) http://www.runivers.ru/upload/iblock/272/LLS6.pdf

15.Великие Минеи Четий. Октябрь. СПб. 1870. Стб. 218.:

16.Св. Андрей, архиеп. Кесарийский. Апокалипсис. Киево-Печерская Успенская Лавра, 2002г С.128

18.»История народа Хунну» Кн.1 М.: 1998 Институт ДИ-ДИК С.37

19. Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403—1406). М., 1990

20.Эдвард Вернер Мифы и легенды Китая М, Центрполиграф, 2007 C.1

23.«Cтратегия развития оборонного потенциала и модернизации вооруженных сил КНР до середины ХХIв» Цзянь Цзэминь 2001г. цит. по З.С. Батпенова «Политическая система КНР» Казахский национальный университет им. Аль-Фараби Алматы 2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *