Что такое горловое пение
Горловое пение: уникальное расщепление голоса – сокровища народной культуры
Горловое пение, или «двухголосное соло», преимущественными обладателями которого являются народы Саяно-Алтайского региона, Башкирии и Тибета пробуждает в человеке множество смешанных эмоций. Одновременно хочется грустить и радоваться, думать и медитировать.
Уникальностью данного вида искусства является специфическое гортанное пение, при котором у исполнителя четко слышно два музыкальных голоса. Один тянется бурдоном, другой (мелодия) совершает звуковые амплитуды.
Взгляд на истоки
Древних мастеров-исполнителей на творчество всегда вдохновляла природа. Ценилось умение не только подражать ей, но и проникать в сущность. Существует предание, которое гласит, что в очень давние времена горловое пение было распространено именно среди женщин, а не среди мужчин. Спустя столетия, всё перевернулось наоборот, и сегодня такое пение стало сугубо мужским.
По поводу его возникновения есть две версии. Первая настаивает, что в основе лежит далмаистская религия. Только вот монгольские, тувинские и тибетские ламы гортанным звуком пели гармоническое многоголосие по партиям, то есть не расщепляли свой голос! Вторая, наиболее правдоподобная, доказывает, что горловое пение родилось в форме текстов песен, лирических и любовных по содержанию.
Стили «двухголосного соло»
По звуковым качествам различают пять видов этого дара природы.
Исцели себя сам
О музыкотерапии и о влиянии музыки на организм человека известно многим. Занятия горловым пением благоприятно влияют на здоровье и душевное состояние человека. Впрочем, как и слушание его. Ведь не зря такая музыка была инструментом медитации, с помощью которой приобщались к языку природы. Это качество также использовали шаманы в своих обрядах. Издавая гармонизирующие звуковые вибрации, они как можно ближе придвигались к «здоровой» частоте больного органа и излечивали человека.
Популярность горлового пения сегодня
С давних времён этот вид вокального искусства сопровождал праздники, обряды, отображался в героических сказаниях и сказках, которые бережно хранились и передавались от поколения к поколению на протяжении столетий.
Теперь столь необыкновенное явление, как горловое пение, достойно окутывает собой крупные и малые залы России, стран СНГ, будоражит просторы Канады и зрелищные площадки Америки, удивляет европейцев и завораживает азиатов. Мастера-исполнители достойно пропагандируют своё творчество, создавая музыкальные коллективы, и обучают молодёжь древнему ремеслу.
Послушать горловое пение:
От Окинавы до Сардинии: Где в мире используют горловое пение, и почему оно стало так популярно
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Горловое пение известно с древнейших времен. Эта особая техника пения, основанная на комбинации основного тона и обертонов, в результате чего создается двухголосное соло. Некоторые мастера могут издавать одновременно три, четыре и даже пять нот. Сегодня его исполняют не только народы, у которых такое пение в традиции, но и обычные музыканты по всему миру.
От Сардинии до Японии
Древнее искусство горлового пения известно многим народам, особенное распространение оно получило у тюркских и монгольских племен. Это неотъемлемый элемент культуры казахов, киргизов, башкиров, алтайцев, якутов, бурятов, калмыков; этот стиль исполнения прекрасно знаком чукчам, эвенкам, инуитам, саамам; горловое пение является частью тибетского богослужения, его можно услышать как в Африке (например, у некоторых народов банту), так и на Сардинии (где оно известно под названием cantu a tenòre). Собственный стиль горлового пения был и у живущих на Хоккайдо айнов, но в настоящее время его секрет утрачен (последний национальный исполнитель умер в 1976 году, осталось лишь несколько записей).
О том, как возникло это искусство, существует несколько легенд, и все эти предания довольно поэтичны. Где-то рассказывают, что такому способу пения научился юноша-отшельник, слушая, как свистит в скалах сильный ветер, вызывая гулкое эхо. Где-то говорят о подражании крику верблюдицы, оплакивающей своего мертвого детеныша. Как бы там ни было, в основе горлового пения лежит именно звукоподражание – крикам животных и птиц, или же звукам природы: горному эху, свисту ветра, журчанию воды. Древние охотники таким способом подманивали дичь, кочевники скотоводы с помощью голоса управляли стадами. Где-то здесь и следует искать корни этого древнего искусства.
Следует отметить, что огромное разнообразие стилей исполнения существует не только на бумаге: отличия действительно могут быть очень сильными. Например, есть традиционные сочинения с неизменяемой формой, и песни-импровизации. Есть песни со словами и чистое звукоподражание. Некоторые исполняются в сопровождении музыкального инструмента, некоторые – без. Кстати, далеко не все мелодии поддаются нотной записи. Иногда исполнение дополняется танцем: скажем, чукотский певец не просто подражает голосам животных, но и изображает их движения. Очень многое зависит от исполнителя и школы, к которой он принадлежит. Скажем, в Туве насчитывается четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей.
Не женское дело
Традиция горлового пения тесно переплетена с шаманизмом, что неудивительно – в древности (а у многих коренных народов Севера и в настоящее время) оно считалось неотъемлемой частью шаманских камланий. Монотонные звуки помогали шаману (а также его пациенту, если речь шла о лечении) войти в состояние транса; считалось, что горловое пение позволяет установить связь с духами или богами. Как следствие, его часто использовали в богослужении – в современном Тибете это практикуется и сейчас (при чтении буддийских молитв), существуют даже специальные учебные заведения, где будущих монахов обучают этому искусству.
Помимо этого, горловым пением часто пользовались народные сказители для исполнения эпоса – так сказания о богах и героях приобретали особую торжественность и значимость. Например, распространенный у хакасов и алтайцев стиль кай (или хай) предназначен как раз для исполнения эпических сказаний.
Если в настоящее время горловое пение считается высоким искусством и одним из видов профессионального исполнительства, то в древности оно рассматривалось как дар свыше и было окружено множеством суеверий. Многие народы верили, что эта способность может передаваться по наследству. То есть, профессиональным исполнителем (как и шаманом, например) мог стать далеко не каждый. Более того, считалось, что горловое пение требует большого физического напряжения, изнуряя душу и тело, и неблагоприятно сказывается на детородной способности женщин. Именно поэтому большинство исполнителей не обзаводились семьями, а для женщин существовал прямой запрет на занятие им. Впрочем, из этого правила были исключения: у некоторых африканских племен, инуитов и айнов горловое пение считалось именно женским делом.
В поисках гармонии
В современном мире горловое пение востребовано по-прежнему. Это и возможность приобщиться к богатейшему культурному наследию, и способ самопознания и оздоровления. Наряду с традиционными школами и исполнителями (которых не просто много, а очень много) этот стиль используют многие музыканты, зачастую весьма далекие от шаманских и буддийских практик. Предпринимались неоднократные попытки скрестить горловое пение с кантри, джазом, электронной музыкой. Другая область, в которой горловое пение нашло свое применение – разнообразные курсы медитации, йоги, оздоровления организма. Кто-то рассматривает его как способ тренировки дыхания, успешное дополнение к физическим упражнениям, кто-то пытается таким образом достичь просветления или открыть путь в иные миры. Как бы там ни было, горловое пение – это не просто традиция, но и неотъемлемая часть мировой культуры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
От Окинавы до Сардинии: Где в мире используют горловое пение, и почему оно стало так популярно
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Горловое пение известно с древнейших времен. Эта особая техника пения, основанная на комбинации основного тона и обертонов, в результате чего создается двухголосное соло. Некоторые мастера могут издавать одновременно три, четыре и даже пять нот. Сегодня его исполняют не только народы, у которых такое пение в традиции, но и обычные музыканты по всему миру.
От Сардинии до Японии
Древнее искусство горлового пения известно многим народам, особенное распространение оно получило у тюркских и монгольских племен. Это неотъемлемый элемент культуры казахов, киргизов, башкиров, алтайцев, якутов, бурятов, калмыков; этот стиль исполнения прекрасно знаком чукчам, эвенкам, инуитам, саамам; горловое пение является частью тибетского богослужения, его можно услышать как в Африке (например, у некоторых народов банту), так и на Сардинии (где оно известно под названием cantu a tenòre). Собственный стиль горлового пения был и у живущих на Хоккайдо айнов, но в настоящее время его секрет утрачен (последний национальный исполнитель умер в 1976 году, осталось лишь несколько записей).
О том, как возникло это искусство, существует несколько легенд, и все эти предания довольно поэтичны. Где-то рассказывают, что такому способу пения научился юноша-отшельник, слушая, как свистит в скалах сильный ветер, вызывая гулкое эхо. Где-то говорят о подражании крику верблюдицы, оплакивающей своего мертвого детеныша. Как бы там ни было, в основе горлового пения лежит именно звукоподражание – крикам животных и птиц, или же звукам природы: горному эху, свисту ветра, журчанию воды. Древние охотники таким способом подманивали дичь, кочевники скотоводы с помощью голоса управляли стадами. Где-то здесь и следует искать корни этого древнего искусства.
Следует отметить, что огромное разнообразие стилей исполнения существует не только на бумаге: отличия действительно могут быть очень сильными. Например, есть традиционные сочинения с неизменяемой формой, и песни-импровизации. Есть песни со словами и чистое звукоподражание. Некоторые исполняются в сопровождении музыкального инструмента, некоторые – без. Кстати, далеко не все мелодии поддаются нотной записи. Иногда исполнение дополняется танцем: скажем, чукотский певец не просто подражает голосам животных, но и изображает их движения. Очень многое зависит от исполнителя и школы, к которой он принадлежит. Скажем, в Туве насчитывается четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей.
Не женское дело
Традиция горлового пения тесно переплетена с шаманизмом, что неудивительно – в древности (а у многих коренных народов Севера и в настоящее время) оно считалось неотъемлемой частью шаманских камланий. Монотонные звуки помогали шаману (а также его пациенту, если речь шла о лечении) войти в состояние транса; считалось, что горловое пение позволяет установить связь с духами или богами. Как следствие, его часто использовали в богослужении – в современном Тибете это практикуется и сейчас (при чтении буддийских молитв), существуют даже специальные учебные заведения, где будущих монахов обучают этому искусству.
Помимо этого, горловым пением часто пользовались народные сказители для исполнения эпоса – так сказания о богах и героях приобретали особую торжественность и значимость. Например, распространенный у хакасов и алтайцев стиль кай (или хай) предназначен как раз для исполнения эпических сказаний.
Если в настоящее время горловое пение считается высоким искусством и одним из видов профессионального исполнительства, то в древности оно рассматривалось как дар свыше и было окружено множеством суеверий. Многие народы верили, что эта способность может передаваться по наследству. То есть, профессиональным исполнителем (как и шаманом, например) мог стать далеко не каждый. Более того, считалось, что горловое пение требует большого физического напряжения, изнуряя душу и тело, и неблагоприятно сказывается на детородной способности женщин. Именно поэтому большинство исполнителей не обзаводились семьями, а для женщин существовал прямой запрет на занятие им. Впрочем, из этого правила были исключения: у некоторых африканских племен, инуитов и айнов горловое пение считалось именно женским делом.
В поисках гармонии
В современном мире горловое пение востребовано по-прежнему. Это и возможность приобщиться к богатейшему культурному наследию, и способ самопознания и оздоровления. Наряду с традиционными школами и исполнителями (которых не просто много, а очень много) этот стиль используют многие музыканты, зачастую весьма далекие от шаманских и буддийских практик. Предпринимались неоднократные попытки скрестить горловое пение с кантри, джазом, электронной музыкой. Другая область, в которой горловое пение нашло свое применение – разнообразные курсы медитации, йоги, оздоровления организма. Кто-то рассматривает его как способ тренировки дыхания, успешное дополнение к физическим упражнениям, кто-то пытается таким образом достичь просветления или открыть путь в иные миры. Как бы там ни было, горловое пение – это не просто традиция, но и неотъемлемая часть мировой культуры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ В ТРАДИЦИЯХ И СОВРЕМЕННОСТИ
Хабарҕа ырыата, umngqokolo, katajjaq, эзенгилээр — эти и еще много других странных определений используют для обозначения горлового пения. В каждой стране его называют по-разному. Точно неизвестно, кто его придумал первый, но пришло оно из шаманизма и мистических традиций, когда северные и восточные народы проводили разные ритуалы, в которых подражали животным.
По своей структуре горловое пение очень похоже на дроун, так как исполняется на одной ноте, к которой прибавляются обертон и унтертона. Направление распространено в тюркской и монгольской культурах, а также в Якутии, Канаде и Тибете.
Местами такая манера исполнения дает возможность одновременно исполнять несколько звуков. Это происходит благодаря тому, что обертона начинают резонировать во рту и горле. В общем, выходит такой себе ancient beatbox. Но обо всем по порядку.
ЧТО ГОВОРИТ НАУКА
Научным языком такой стиль исполнения называется «горловая фонация», еще в незапамятные времена ее использовали как язык общения. Первые горловые пассажи наших прародителей объясняли, как шумит река, поет птица или рычит зверь. Кстати, в смысловой традиции классического горлового пения это описание не поменялось.
Гортань тогда отличалась от той, что сформирована у нас сейчас. Поэтому многие научные умы настаивают на том, что четкой этнической принадлежности у такого пения нет.
У горлового пения два голоса — низкочастотное жужжание (поэтому и дроун) и верхний голос, который создает обертоны (назовем их высокими вибрациями). Бас (бурдон) в этом случае опорный и гудит постоянно, а вот высокие звуки могут переходить в свист и образовывать мелодию. И вот тут уже певец может ее менять как захочет. Точнее, как сможет. Низкий тон колеблется от 60 до 220 Гц, а высокий — от 2000 до 4000 Гц.
Раз уж мы склонные все классифицировать, то есть несколько разновидностей горлового пения в мире. Его удобней всего разделить по народностям и территориям.
В СИБИРИ
Очень распространенным оно считается в республике Тыва (восточная часть Сибири), которая сейчас входит в состав РФ. Там такого пения существует пять разновидностей, все они имеют свои характерные черты и разную высоту второго звука.
Каргыраа, кыркыра
Это один из приемов тувинского горлового пения, который в принципе доступен практически каждому. Такой способ еще называют хос каргыраа. Для этого нужно, чтобы ротоглоточный канал был широко открыт. Тогда он сильно сужается между спинкой языка и задней стенкой глотки. Далее без напряжения гортани можно начинать петь. При этом мышцы груди должны быть как раз напряжены. Когда поешь — надо очень сильно дуть, а если не закружилась голова, то можно попробовать петь и через нос — у профессионалов получается.
В этой манере пения есть унтертоны — звуки, которые всегда звучат ниже по тональности, чем основные в мелодии. Можно сказать, что это что-то вроде нижней вибрации. По пению это слышно.
Хоомей (кюмей)
Это пение использовали в свое время шаманы, а затем оно перебралось в Тибет. Сейчас хоомей широко применяется для исполнения тибетских мантр, которые так любят эзотерики и бодхисаттвы европейского разлива. Благодаря этому гортанному битбоксу можно извлекать три и более звуков. Мастера этого саунда называются хоомейжи.
Есть, кстати, более мейнстримовые ребята, которые популяризируют направление на территории бывшего СНГ. Зовут их Khoomei Beat, они из Тывы. Играют этно-поп-фьюжн. Для ознакомления с предметом — самое то.
Сыгыт (сыхыт)
У этого ответвления все по классическому сценарию: два звука — бас и свист. Только последний по своему саунду напоминает флейту. Сыгыт в некоторых интерпретациях означает «высокий звук».
Когда его слышишь, кажется, что в щели дует ветер или где-то рядом показывают фильм про китайский монастырь, в котором обязательно занимаются боевыми искусствами. А эта «флейта» озвучивает момент подготовки ученика.
Борбаннадыр (бербендер)
Борбаннадыр отвечает за средний звук, он более мужской, если подобное пение можно разделять по гендеру. Второй его характерной чертой является прерывистость, а так он чуть ниже, чем главный шаманский стиль хоомей.
Эзенгилээр
У этой разновидности также много высоких частот, но они чаще прерываются. Высокие звуки тоже похожи на флейту, но только пульсирующую. Во время исполнения эзенгилээра певец периодически отвлекается на какой-то рассказ. Выходит практически блюз под губную гармошку.
В МОНГОЛИИ
В этой стране горловое пение не менее популярно, чем у сибирских коллег, только в основном здесь применяют хоомей. Одна из таких песен даже стала саундтреком к фильму «Монгол», который рассказывает о жизни Темучина, который потом стал Чингисханом и повел свои объединенные народы завоевывать мир.
Любят в Монголии погорланить под тяжеляк. На джи-джи хоомей очень даже отлично ложится, не хуже всякого гроулинга.
В КАНАДЕ
Инуиты — это коренной канадский народ, у которого горловое пение исключительно групповое и практикуют его в основном женщины. Их техника не такая, как у тувинцев, она основана на коротких, острых, ритмичных вдохах и выдохах.
Когда-то такое пение служило своего рода инструментом для развлечения ребенка во время длинных зимних ночей в отсутствие мужчин, которые уезжали на длительную охоту. То есть заменяло колыбельные или игровые песни.
Христианские священники-миссионеры запрещали горловое пение в местных широтах более 100 лет назад. Но когда взгляды у Канады стали куда более демократичными, у пения началась эпоха возрождения. Особенно оно стало популярно среди молодежи, которая считает, что оно связывает их с силой и традицией инуитов.
В АФРИКЕ
В современной юго-восточной части Южной Африки есть племя кхоса, которое принадлежит к группе народов банту. Они распространены по всему континенту, а объединяет их группа языков, которая тоже называется банту. Кстати, Нельсон Мандела и Десмонд Туту относились именно к этой народности.
У представителей данного племени глубокий и уникальный стиль горлового пения, также называемый eefing. Две ноты воспроизводятся на расстоянии одного тона, тогда как более высокие тона, встроенные в обертоны, усиливаются одновременно. Этот низкий, ритмичный, бессловесный вокальный стиль сопровождает традиционные призывные или групповые песни.
А еще на Сардинии пастухи собирают таким образом коров. Называется эта традиция cantо a tenore и считается местным фолком. Например, известный джазовый саксофонист Gavino Murgia умеет исполнять песни своих предков. Его корни восходят как раз к этому острову Средиземного моря.
ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ СЕГОДНЯ
Сейчас куда только не вставляют горловые пассажи. Можно наткнуться на монгольский или китайский митол, даже на китайцев, исполняющих традиционную монгольскую музыку в металлической обработке.
Конечно же, не обошлось без хип-хопа. От этой культуры сейчас никуда не деться, а вот сочетание биточка и горлового пения выходит очень интересным. Наверняка многие уже или слышали словосочетание монгольский рэп или уже успели удивиться такой манере исполнения у местных степных MC.
Финалист и полуфиналист шоу «The New Star» и «Russia’s got talent» Alex Kuular перепевает известные хиты и вообще всячески популяризирует горловое пение. Радио-награду «Голос Азии» он получал трижды. Сам, кстати, из Тывы.
Есть еще известная наследница традиций инуитского горлового пения Таня Тагак Гиллис из Канады, которая выступает как Tanya Tagaq. Она даже изобрела свою собственную манеру горлового исполнения соло (традиционно инуит исполняют две женщины). Таню можно было услышать на выступлениях с Kronos Quartet или на “Medúlla”, альбоме исландской певицы Bjork, который более чем на 90% записан только при помощи вокальных партий. Также она, кстати, выступала на фестивале Dark Mofo, о котором мы писали.
Еще одними популяризаторами инуитского пения на современных просторах выступают уже более традиционные две исполнительницы, которые называют себя Piqsiq. Они также поют в коллективе Quantum Tangle, который является лауреатом Juno Award — канадского аналога американской Grammy.
В Украине на кастинге «Україна має талант-6» засветился исполнитель Тюргэн Кам, который свое пение и игру на хомусе миксует с электронными битами — получается нечто шаманское.
Кроме того, была самобытная команда “Reve Ta Stohne”, в которой бывший участник Oy Sound System Евгений Славянов исполнял при помощи горлового пения и украинского языка интересные скетчи. Свой стиль сами музыканты прозвали weedmac music. Квартет выпустил один альбом в прошлом году. Нам он рассказал о своем навыке подробнее:
«Горловому пению я учусь до сих пор. В свое время, чтобы просто выдать этот рычащий звук карґираа, хватило нескольких попыток за один день. Далее первые две недели при регулярных занятиях я активно откашливался, потому что эти мышцы — в гортани, горле — обычно не задействованы при разговоре, поэтому они, будто просыпаясь, сбрасывают с себя слизь бездействия.
Чтобы научиться менять ноты, фактически петь этим каргираа, потом еще освоить хоомей, а также фактически изобрести в процессе обучения свою вариацию под названием Стон (похожее на «ультразвук» сочетание фальцета и сверхвысокого обертона), мне понадобилось где-то с полгода практики. Надо быть заинтересованным и по-своему творчески переосмысливать это звучание, а не просто пытаться воспроизвести традицию.
В Украине я впервые я услышал горловое пение от участницы ДахиБрахи, которая впоследствии ушла. Затем — у Дмитрия Матюхина и вообще в той этно-психоделической тусне. Есть интересный актер Алексей Красных, которого я подучивал в свое время. И, конечно, так еще умеет мой собрат по горловому пению в Reve ta Stohne — Максим Остяк. Других подобных групп в Украине, кроме нас и еще StroOM, я не слышал. Никто не применяет горловуху еще и в такой смеси стилей и жанров, потому что обычно горловое подается как фон и аранжировка, а не как вокальные партии».