Что такое госприемка в ссср
Что такое госприемка в ссср
12 мая 1986 года во всех газетах СССР опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по коренному повышению качества».
Сегодня нередко можно услышать ностальгическое – мол, раньше при СССР были ГОСТЫ, они соблюдались, было и качество. Но это не совсем так, а прямо говоря, совсем не так.
Качество всегда было ахиллесовой пятой советской экономики. Понимая, что именно качество продукции в решающей степени предопределяет качество жизни в целом и служит тем критерием, по которому сравнивают эффективность рыночных и нерыночных экономик, советские руководители провозгласили борьбу за качество (именно – борьбу!) – задачей общенародной.
Однако, несмотря ни на что, качество, а точнее, отсутствие оного, оставалось ахиллесовой пятой социалистической экономики. И стоило без розовых очков взглянуть на действительность, чтобы партии и правительству пришлось признать, что король голый:
— на многих предприятиях не соблюдается технологическая и производственная дисциплина, нарушаются ГОСТы и ТУ, низкая культура производства, велики потери от брака
— не принимаются меры к оснащению производства современным оборудованием, внедрению новейших технологических процессов
— службы технического контроля не укомплектованы квалифицированными кадрами, не располагают современными средствами контроля, неудовлетворительно осуществляют свои функции
— Госстандарт СССР смирился с низким техническим уровнем стандартов, не использует предоставленные ему права по пресечению впуска продукции низкого качества…
И вот выходит высочайшего уровня постановление, досконально определившее, казалось бы, все возможные и невозможные меры – необходимые и достаточные, чтобы положить, наконец-таки, начало решению этой хронически неразрешимой проблемы. Их перечень огромен, но все они, по сути, сводятся, к заклинаниям, мантрам того времени: осуществить решающий перелом… считать это дело общепартийным, общегосударственным, общенародным… признать… обратить внимание… установить… потребовать… предоставить… создать условия… А было ли что конкретное?! Было! Все эти дежурные «бла-бла» были всего лишь ритуальной преамбулой к введению в стране государственной приемки продукции.
Сегодня, спустя более чем два десятилетия, мало кто и поймет о чем идет речь – что за зверь такой «госприемка»? Поясним. Ее идея зародилась несколькими годами раньше – в кратковременную эпоху генсека Андропова (первого лица в государстве!), отчаянно пытавшегося укрепить дисциплину в стране.
В качестве одной из главных мер была задумана госприемка. По аналогии с военной приемкой продукции для оборонного комплекса, соответствие которой удостоверяли независимые от производителя военные представители (военпреды) в армейских погонах.
Пока идея госприемки прошла все процедуры материализации в партийно-правительственное постановление, Андропова сменил Горбачев. Можно только гадать выступил ли бы сам новый генсек с такого рода революционной (не в словесах, а на деле) инициативой, но, бюрократическая машина работает со сметающей все инерцией, с которой приходилось считаться даже кремлевским небожителям.
Так выходит постановление, подписанное генсеком Горбачевым и предсовмина Рыжковым, согласно которому на огромное количество предприятий, сколько-нибудь важных с точки зрения качества выпускаемых ими продукции, был высажен десант высококвалифицированных специалистов. Госприемщикам было доверено от имени государства (Государственная приемка!) осуществлять надзор за качеством работ и приемку готовой продукции.
Функционал госприемки отнюдь не сводился к тому, чтобы выявить и не принять некондицию. Многоопытные спецы самой высокой квалификации вместе с заводчанами должны были выявить критические точки, где начинал зарождаться брак, и «в зародыше» устранить его причины.
«Замах» был большой! И делалось многое: под давление госприемки утверждалась трудовая дисциплина, ужесточался технический контроль, актуализировалась устаревшая техническая документация, производства оснащались контрольно-измерительными приборами и испытательными стендами, разрабатывались и внедрялись регламенты на выполнение технологических операций, устанавливался контроль за качеством управления процессами производства, четкостью его ритма работы…
Эффект, конечно, был. Там, где не формально отнеслись к этой работе. Многим предприятиям порядок, наведенный с помощью госприемки, помог менее болезненно адаптироваться к рынку, и если и они позднее развалились, то по совсем иным причинам. Но…
Но, понятно, что госприемка пришлась по душе не всем. Срывалось выполнение предприятиями плановых заданий. «Страдали» рабочие коллективы, переставшие получать привычные премии за производство низкокачественной и никому не нужной продукции, то есть работавшие «на склад».
Но были, конечно, и более глубинные причины отторжения госприемки. Партия с ней непростительно запоздала. В середине 80-х госприемка была уже не ко времени. И не в духе времени. По существу она стала последним и по всем статьям проигранным боем в борьбе за качество в условиях, как тогда начали говорить, командно-административной экономики. Со всей очевидностью госприемка, продемонстрировала обреченность попыток найти сколько-нибудь эффективные альтернативы рыночным мотиваторам качества, стала поводом всерьез, настойчиво и вслух говорить о необходимости перехода к рыночной экономике.
В «Известиях» появляется заметка, подписанная – «профессор Г.Х. Попов». Тот самый, который спустя несколько лет стал последним председателем Моссовета и первым мэром Москвы. В газете с многомиллионными тиражами известный доселе разве что в очень узких кругах экономист заявил о себе тем, что пришел к заключению о нерыночном характере госприемки. Кто бы спорил?! Но разве это было достаточным основанием, чтобы отказываться от самой стратегии наведения элементарного порядка на производстве? В ЕС и сегодня не только не отказываются от контроля и надзора, но и усиливают его влияние на качество. Тем не менее, такая позиция была услышана и подхвачена теми, что сразу и в полной мере оценили ее разрушающий потенциал. Борьба за рынок началась с борьбы с госприемкой. И первым на ней поставил жирный крест в строительстве, «по своему департаменту», Б.Н. Ельцин, временно низведенный к тому времени с кремлевского олимпа в министры этой отрасли. Горбачев счел тактически правильным не заметить этот, вроде бы не имеющий отношения к политике, демарш оппонента. И далее сработал принцип домино. Была сметена не только госприемка, но и вся система государственного надзора за соблюдением стандартов. Конечно, она было далека от идеала, но стоило ли и дитяти выплескивать с грязной водицей?!
Госприёмка
12 мая 1986 года было утверждено положение «О мерах по коренному повышению качества», сегодня более известное как «госприёмка». Более строгим контролем правительство рассчитывало повысить качество продукции. В наши дни госприёмка известна как ещё одна перестроечная реформа, которая задумывалась во благо, но результат принесла очень сомнительный. Сегодня мы попробуем разобраться почему.
Суть модели была в том, что решения, успешно показавшие себя в военной промышленности, будут переходить в гражданскую, таким образом, и локомотив, и вагончики будут ехать с одинаковой скоростью. На деле производство товаров народного потребления (например, телевизоров, магнитофонов, холодильников, пылесосов и др.) зачастую было побочным производством тех же военных заводов, а иногда и «прикрытием» от шпионов (к примеру, какой-нибудь завод холодильного оборудования на деле выпускал двигатели для боевых вертолётов), и отношение к ним было соответствующим.
Военная продукция проходила строгий контроль. К качеству гражданской продукции требования были совсем другие. При этом, в условиях плановой экономики отчётность велась в штуках. Превышение плана по объёму выпущенной продукции поощрялось, вне зависимости от того, востребована ли она была на рынке и будет ли когда-нибудь продана. Качество, удобство, функциональность в штуках не измерялись, и иногда целые партии выпущенного товара оказывались неприемлемо низкого качества, что приносило огромные убытки экономике.
(Л. Брежнев, из стенограммы пленума ЦК КПСС 1972-го года)
Покупая дорогие товары, советские люди, проверяли дату изготовления. Считалось, что то, что было сделано в конце месяца, выпускалось впопыхах, когда предприятия торопились выполнить план и потому могло иметь массу дефектов.
При том, что советское вооружение считалось одним из лучших и высокотехнологичных в мире, качество гражданской техники зачастую уступало таким странам, как ФРГ, Нидерланды и Япония.
Почему же страна, способная выпустить спутниковые системы, баллистические ракеты и атомные подводные лодки, не могла выпустить цветные телевизоры уровня SONY, магнитофоны уровня SHARP и автомобили уровня Mercedes? Одна из причин была в том, что красивая идея «локомотива» на деле не работала.
Разумеется, выпускалась и более дорогая бытовая техника высшего (или «нулевого») класса, стоившая безумных денег даже по советским меркам, в которой использовались более дорогие и качественные детали. Но и она не была застрахована от поломок и производственного брака. Про неё многозначительно говорили: «как повезёт».
Но ведь и на Западе был свой ВПК, почему же там система работала? В капиталистических странах она действовала наоборот: с военно-промышленным комплексом сотрудничали частные гражданские концерны (например, Motorola, Texas Instruments и Intel), и военным доставались лучшие решения, уже успешно показавшие себя в гражданских видах продукции. Таким образом обеспечивался баланс качества ширпотреба и высокой обороноспособности. Ещё одним важным рыночным фактором на Западе была жёсткая конкуренция – выпуская товары низкого качества, производители теряли покупателей и доходы, и их место тут же занимали более успешные производители, которые заботились об удобстве, функциональности и качестве своих продуктов. В СССР все предприятия были государственными, и финансирование они получали вне зависимости от качества своей продукции.
— Плановое хозяйство не мешает хаосу и несбалансированности… Система показателей для предприятий мотивирует их убыточное для экономики страны поведение… На складах скопилось на 2 млрд рублей не ходовых товаров. Это почти равно сумме капиталовложений во всю легкую промышленность на остаток пятилетки…
(Л. Брежнев, из стенограммы пленума ЦК КПСС 1973-го года)
Ещё в 70-е о запредельно низком качестве советской продукции заговорили на самом верху. На заседаниях политбюро ЦК КПСС разбирались неутешительные факты: на многих заводах рабочие до сих пор работают на дореволюционных станках. В продажу попадают целые партии бракованной продукции. Сборка и изготовление происходят почти полностью вручную, повторяемость изделий и наработка на отказ низкие, вероятность ошибок и погрешностей высокая.
«30% прядильного и 50% ткацкого оборудования с дореволюционным стажем, красок современных не имеется, 8.000 рабочих не хватает, новые станки в пять раз дороже, а покупать их приходится из тех же средств, что дали по ценам на старые».
(из выступления 1-го секретаря Московского обкома Конотопа на секретариате ЦК 1977 г.)
Образцом для подражания виделся, опять же, военно-промышленный комплекс, где при каждом предприятии работал так называемый «военный представитель» (как правило, бывший военный или даже кадровый офицер), под руководством которого происходила «военная приёмка» готовой продукции. По аналогии было решено организовать «государственную приёмку», независимую от руководства предприятий, которая бы контролировала качество гражданских изделий.
Это была сугубо административная мера, характерная для андроповской властной вертикали (и разработанная именно при нём!), направленная на то, чтобы, не прибегая к рыночным механизмам, улучшить качество гражданской продукции в условиях плановой экономики. Андропов и собранная им команда реформаторов верили, что любую проблему можно решить путём ужесточения контроля и дисциплины, не вникая в прочие нюансы. Казалось, создав в производственном цикле узкое «бутылочное горлышко», через которое будет проходить только «хорошая» продукция, можно решить все проблемы разом.
Но если на военном производстве, помимо собственно военной приёмки, был идеально отлажен каждый технологический этап, а к каждому новому проекту привлекалось огромное количество специалистов (и многомиллионный бюджет – кто же экономит на оборонной мощи?), то на «гражданке» прежние недостатки никуда не делись. Детали по-прежнему вытачивались вручную и на старых станках, печатные платы паяли рабочие-монтажники, а компоненты использовались с низким классом точности и крайне посредственными характеристиками. В плане улучшения культуры производства также не было сделано ничего. Одним словом, над советским производством довлел его самый злейший враг – человеческий фактор!
В результате, госприёмка встала на пути продукции, качество которой было изначально низким, что привело к тому, что в отбраковку полетела львиная доля выпущенного товара. Отношение руководителей предприятий к госприёмке было самым негативным, ведь из-за отбраковки у них «летел» план. При первой же возможности они стремились от неё избавиться. Именно так поступил Борис Ельцин, «сосланый» в Госстрой в начале 88-го, отменив госприёмку в строительстве. Вместо ожидаемого качества, экономика СССР потерпела страшные убытки.
Стоит сказать, что выводы были сделаны. Неудачи реформы помогли выявить истинного виновника производственного брака и низкого качества советской продукции – им была слабая автоматизация труда, из-за которой слишком большое число технологических операций выполнялись вручную. Даже незначительные погрешности на каждом этапе, постепенно суммируясь, могли привести к серьёзному браку на выходе изделия. По этой же причине советская бытовая техника была такой дорогой – в стоимость конечного продукта закладывалась в том числе и заработная плата рабочих и инженеров, занятых в производственном цикле.
В конце 80-х в стране началась масштабная механизация, автоматизация и компьютеризация советских производств. Повсеместно вводились станки с ЧПУ, бумажные картотеки автоматизировались, налаживались и закупались в западных странах автоматизированные линии производства. К тому времени уже дала первые плоды программа подготовки молодого рабочего 1984-го года, и нехватку заводских кадров стали восполнять молодые выпускники СПТУ. Одновременно ужесточалась трудовая дисциплина. Система контроля оснащалась новейшими контрольно-измерительными приборами и испытательными стендами, пересматривались и актуализировались документация и технологические карты, к контролю были привлечены серьёзные специалисты…
Однако первые плоды всё это принесло только в начале 90-х, когда Советского государства уже не было, а его экономика лежала в руинах. В условиях страшного дефицита новым российским правительством были отменены ввозные пошлины не только для продуктов питания, но и для всех остальных видов продукции. При этом прежние производственные связи, действовавшие на советском пространстве, были разрушены. Едва появившись на рынке, новые отечественные телевизоры, компьютеры, CD-плееры и магнитофоны были сметены конкурентами из Азии и Европы. Государство не оказало никакой помощи (за редким исключением вроде «АвтоВАЗа») отечественным производителям, большинство из которых, с трудом дотянув до середины 90-х или даже начала нулевых, тихо скончалось.
В «нулевых», когда российский ВПК был восстановлен, никаких выводов из ошибок прошлого сделано не было, и модель «локомотива» была восстановлена в своём прежнем виде.
Госприемка в СССР
§ Предпосылки
Именно поэтому в плановой советской экономике роль контролера качества должны были взять государственные комиссии, а не потребители. И надо сказать что к середине 1980-х годов ситуация с качеством советских товаров даже по официальным данным состояла не лучшим образом. Определенным маркером оценки всегно производимого служил гарантийный ремонт, т.е. случаи когда приобретенная техника сдавалась в ремонт по причине той или иной неисправности.
§ Введение Госприемки 1986
Введение Госприемки как и практически любое советское нововведение эпохи перестройки регламентировалось соответствующим постановлением ЦК КПСС.
В постановлении ЦК КПСС от 12 мая 1986 «О мерах по коренному повышению качества продукции» говорилось о введении с 1 января 1987 г. Государственной приемки «в объединениях и на предприятиях, выпускающих важнейшую народнохозяйственную продукцию, товары народного потребления, а также основные комплектующие изделия и материалы для них.»
В том же постановлении обозначалась что данный орган создается для «коренного повышения качества выпускаемой продукции, осуществления приемки готовых изделий и контроля за деятельностью объединений и предприятий по вопросам качества». Т.е. оставшаяся часть 1986 г. должна была уйти на необходимые подготовительные мероприятия. Поэтому датой фактического введения Госприемки следует считать 1 января 1987 г.
Организационно Государственная приемка подчинялась Государственному Комитету СССР по стандартам, что выглядит логично. Разумеется, в такие комиссии предлагалось отбирать только высококвалифицированных специалистов. Таким образом, мы можем говорить о том, что организационное оформление системы органов Госприемки приходится на 1986 г, в то время как реальное внедрение на производствах можно отсчитывать с 1 января 1987 г.
Сообщение о расширении сферы деятельности госприемки (1987 г, программа «Время»)
§ Принципы контроля
Что касается непосредственно обязанностей «госприемщиков», то их изложенную в этой же брошюре можно свести к следующим пунктам.
§ Итоги
Глобальных последствий система Госприемки не имела и коренным образом изменить качество производимой продукции не смогла. Конечно, в определенной степени причиной этого стал так называемый человеческий фактор т.е. ситуация когда члены Госприемок становились «своими»» на предприятиях. Конечно, это происходило не сразу, а постепенно.
Наконец, третьим важным фактором явилось то, что даже квалифицированный госприемщик не мог оценить все свойства товара. Например степень изнашиваемости оборудования не всегда могла быть очевидной сразу, должен был пройти определенный период использования чтобы можно было сказать хорошо ли зарекомендовало себя изделие или нет.
§ Клеймо Госприемки
Отметки о контроле со стороны Госприемки можно было встретить в сопроводительных документах к изделию, а именно в гарантийном талоне, что логично т.к. именно он касается вопросов качества напрямую. Вот, например, гарантийный талон 1989 г. с отметкой «Продукция выпускается под контролем госприемки».
Были также и штампы или так называемые клейма Госприемки, которыми так же могли отметить проверенную продукцию. По традиции этот знак был вписан в пятиугольник. В гарантийном талоне могла быть выделена специальная строка, озаглавленная как «клеймо Госприёмки», туда соответственно и ставился этот штамп.
1 Беляев В.С. Экзаменует госприемка М.: Московский рабочий, 1988, стр. 3
ed_glezin
ed_glezin
«Перестройка, Перестройка,
Хозрасчет введен у нас,
Ведена и госприемка,
Так что дело будет класс.»
Никита Джигурда «Перестройка». 1987 год.
«По сути дела, — говорил М. С. Горбачев на совещании 14 ноября 1986 г. в ЦК КПСС, — речь идет о вопросе огромной социально-экономической значимости, ибо в качестве продукции суммируется итог работы всех отраслей экономики».
Госприемка являлась полностью независимой организацией. В отличие от контролеров ОТК работники госприемки не подчинялись администрации завода. Не зависели от нее ни юридически, ни финансово и не были материально заинтересованы в выполнении плана. Они должны были осуществлять тотальный контроль качества выпускаемой продукции и поставить надежный заслон браку.
В распоряжение органов госприемки выделялось самое современное измерительное оборудование и приборы контроля, просторные помещения. Оклады сотрудников госприемки превышали зарплату инженерно-технических работников отрасли примерно на одну треть, а кое-где и наполовину. Плюс хорошие премии. Поэтому желающих потрудиться в новой системе оказалось много. Причем это были очень грамотные и квалифицированные специалисты, инженеры, техники. Сотрудники госприемки получали полную моральную поддержку со стороны партийного и государственного руководства СССР, союзных республик, краев и областей. О них много писали газеты, рассказывало радио и телевидение.
Почти одновременно с введением госприёмки началась масштабная механизация, автоматизация, компьютеризация (и информатизация) советских производств. Повсеместно вводились станки с ЧПУ, картотеки автоматизировались, в западных странах и Японии закупались автоматизированные линии производства…
Однако эксперимент с госприемкой проходил сложно. Сначала сотрудники госприемки взяли быка за рога и навели «леденящий» ужас на бракоделов. Причем наводить ужас были все причины: качество продукции не просто хромало, оно во многих случаях отсутствовало как таковое.
На некоторых предприятиях из-за устаревшего и изношенного оборудования гнали такой брак, что списанию подлежало чуть ли не сто процентов всей изготовленной продукции. На многих заводах процент изделий, соответствующих ГОСТу, не превышал тридцати процентов. Поэтому, чтобы выполнить план и получить заработную плату, работники предприятий шли на самые изощренные методы обмана.
Например, на Полтавском заводе газоразрядных ламп, как рассказывал позднее один из его сотрудников, лампы отличного качества принимались ОТК, на ящиках ставился штамп, но ящики с продукцией не запечатывались. Затем происходила передача продукции госприемке. Госприемка в присутствии ОТК и администрации проводила проверку, ставила свой штамп, ящики запечатывались, на них лепился Государственный знак качества СССР, и они отправлялись на центральный заводской склад.
В три часа ночи ящики с продукцией перемещались назад в цеха, распаковывались, в них укладывались лампы, которые изначально не горели или которым это недолго было суждено, и все это отправлялось на склад. А качественные лампы оставались лежать в цехе для следующего предъявления госприемке. Такие махинации проворачивались на многих предприятиях.
Со временем руководители заводов нашли другой способ, как сбывать продукцию, не соответствующую ГОСТу. Руководство таких предприятий правдами и неправдами получало разрешения у Госстандарта СССР реализовывать бракованные изделия, не прошедшие госприемку.
Госстандарт накладывал примерно такую обтекаемую резолюцию: «Не возражаем против реализации продукции с отклонениями от ГОСТа, не влияющими на работоспособность изделия». Некачественные изделия стали уценивать и отправлять потребителю. Это считалось временной мерой для начального периода по повышению качества, чтобы, как говорится, не выбрасывать уже выпущенную продукцию.
Таким образом, эффективность работы органов госприемки на многих предприятиях была сведена к нулю. Видя полную бесперспективность и бессмысленность своей работы, госприемщики стали массово закрывать глаза на брак и халтуру. А там, где сотрудники госприемки проявляли принципиальность, порой приходилось останавливать производство, а рабочие оставались без зарплаты.
По этим причинам руководство СССР в начале 1989 года стало свертывать работу госприемки. В стране был взят новый курс на рыночные реформы и модернизацию экономики. Предполагалось, что хозрасчетные предприятия возьмут кредиты, своими силами проведут модернизацию производства и наладят выпуск качественной продукции. И качеством товаров будет управлять рынок, где сами покупатели участвуют в «приемке» товара.