Что такое государственная служба кратко
Общие положения о госслужбе в РФ. Краткий обзор законов 79 и 58 ФЗ
Госслужба в РФ: основные понятия и виды, законодательное отражение, принципы построения системы госслужбы и структура органов власти, условия поступления, прохождение и прекращение государственной службы.
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
В управлении страной задействованы многочисленные государственные учреждения. Они предназначены для обеспечения функционирования государственной системы и решения поставленных государственных задач.
Понятие и виды
Госслужба в РФ – это профессиональная деятельность работников госучреждений, направленная на выполнение конкретно поставленных задач путем реализации своих служебных полномочий различных уровней.
Сотрудники государственных учреждений именуются госслужащими. Госслужба РФ имеет несколько видов. Это:
Законодательное закрепление: кратко о 58 ФЗ и 79 законе
Деятельность всех госучреждений регулируется специально разработанной системой нормативного регулирования. Ее основами являются законы Федерации №58 и №79:
Помимо этих основных законов средства нормативного регулирования госслужбы (гражданской) имеет и другие правовые инструменты. Предусмотрена и подзаконная нормативная база, которая предназначена для урегулирования вопросов, связанных с деятельностью субъектов гражданской госслужбы (Президентские Указы, Правительственные Постановления и т.д.).
Основные принципы построения и функционирования
Принципы госслужбы закреплены российской Конституцией, либо истекают из нее. Они конкретизированы федеральными законами, а также законами субъектов Федерации. Обеспечивают стабильность служебно-государственных отношений и эффективность деятельности госслужащих.
Эти принципы являются основной идеей, выражают объективные закономерности и направления осуществления компетенции, задач и целей, функций госорганов, полномочий госслужащих.
Принципы госслужбы разделяются на конституционные и организационные. К конституционным относятся:
Как написать жалобу и заявление в прокуратуру? Бланк и образец можно скачать здесь.
К организационным принципам госслужбы относятся:
Система госслужбы в РФ
Система госслужбы охватывает многочисленные госорганы власти всех уровней, включая в себя (согласно 58-ФЗ) гражданскую госслужбу, военную и правоохранительную.
Госорганы государственной гражданской службы разделены на:
Государственные органы разных уровней могут быть как обособлены, так и взаимодействовать. Военная и правоохранительная службы являются федеральными госслужбами.
Структура органов государственной власти
В соответствии с Российской Конституцией госвласть в РФ осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их органы самостоятельны. Высшие инстанции власти:
Российское государство – это республика президентско-парламентского типа. Разделение госвласти на три обособленных ветви власти имеется и на уровне регионов РФ.
Гражданская госслужба
Гражданская госслужба занимает самый большой сектор из существующих, потому что представляет как федеральный уровень, так и региональный.
Современная гражданская госслужба РФ представляет собой квалифицированную профдеятельность сотрудников и специалистов разных областей по осуществлению деятельности госорганов Российской Федерации в рамках установленных полномочий, а также, деятельность лиц, занимающих федеральные госдолжности.
Гражданская госслужба никак не связана с оборонными и правоохранительными системами, иными, обеспечивающими правопорядок и соблюдение законности, государственными органами Федерации.
Она непосредственно направлена на выполнение госфункций, аппаратного управления государством. Регулируется законодательством федерального уровня.
К гражданской госслужбе причисляется и специальная гражданская служба, необходимая для выполнения специальных задач:
Военная служба РФ
По своему назначению этот вид госслужбы приобретает статус «особый». Данный вид госслужбы РФ предназначен для выполнения задач, связанных с охраной и обороной государства.
Военная госслужба в России имеет две формы:
Военная госслужба РФ – это несение службы гражданами в войсках:
Правоохранительная
Данный вид госслужбы РФ предназначен для:
Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение
Поступление на госслужбу определяется обязательными условиями, установленными законодательством РФ. Основные условия:
Причины для отказа в поступлении на госслужбу:
Поступление на госслужбу происходит на условиях контракта, заключаемого на 1-5 лет, либо на неопределенный срок, с оформлением соответствующего приказа по ведомству – назначения.
В некоторых случаях может иметь место испытательный срок (до 3 месяцев, в редких случаях до 6 месяцев).
Как сдать экзамен в ГИБДД в 2020 году? Читайте далее.
О том, как оформить временную регистрацию, читайте статью.
Для присвоения госслужащему квалификационного разряда проводится аттестация (с периодичностью от 1 раза в 2 года до 1 раза в 4 года):
Прекращение госслужбы происходит при увольнении от занимаемой должности:
Должности и вакансии
Все органы госслужбы имеют четкую структуру. Штат госслужащих распределяется по четырем основным категориям:
Руководители
(советники)
Главная группа
Старшая группа
Помимо этого для каждой штатной должности существует чин (классный ранг). Это специальное звание присваивается госслужащему после квалификационного экзамена (аттестации).
При имеющихся свободных вакансиях в госорганах назначается конкурс на замещение этих вакансий. В рамках конкурса специальной комиссией оценивается:
Видео: Условия поступления на госслужбу
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Понятие «государственная служба»
ФЗ о государственной службе определяет организационные и правовые начала системы ГС России, включая систему ее управления. Данный закон не регулирует деятельность граждан, замещающих государственные посты РФ и должности руководителей субъектов страны.
Система ГС
Система государственной службы, согласно ФЗ-58, включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.
Принципы системы госслужбы
Система государственной службы основывается на определенных принципах ее построения и функционирования:
Должности ГС
Согласно статье 8 вышеупомянутого ФЗ, посты госслужащих подразделяются на:
Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.
Для лиц, которые замещают рабочие места ГС, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня устанавливаются квалификационные требования.
Общие условия ГС
Формирование кадрового состава госслужбы обеспечивается при помощи:
Обучением будущих работников государственных органов занимается Академия государственной службы при Президенте РФ. Также данное учреждение проводит профессиональную переподготовку кадров и повышение их квалификации. Можно отметить, что Академия государственной службы была создана по указу президента от 06.06.1994 года и по сегодняшний день успешно выполняет возложенные на нее функции.
На ГС вправе поступать только те лица, которые достигли соответствующего должности возраста и знающие государственный язык РФ, владеющие им свободно. Субъектами России могут быть установлены и иные критерии для приема граждан в органы государственной службы регионального уровня. Также другие требования к кандидатам могут выдвигаться ФЗ о виде госслужбы. Этими же законами должны определяться условия контрактов, порядок заключения их и прекращения. В целом договора о ГС могут заключаться на определенный или неопределенный срок, а также на период обучения в образовательной организации по профессии и на определенный период госслужбы после его окончания. ФЗ о виде ГС устанавливает предельный срок службы на соответствующей должности.
Лишить гражданина его классного чина, ранга или звания можно по решению суда.
При переводе на пост ГС другого вида все предыдущие присвоенные классы и чины учитываются, а в случае увольнения или освобождения от должности некоторые из них сохраняются.
В федеральном органе и органе регионов РФ ведется реестр госслужащих, все данные о которых являются закрытой информацией, государственной тайной.
Управление и финансирование ГС
Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.
Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.
Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации
Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 «О гражданской государственной службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т. д.
Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.
Принципы ГГС
К принципам гражданской ГС относятся:
Гражданская государственная служба взаимосвязана с другими видами госслужбы РФ. Как и иные формы ГС, она имеет аналогичные принципы ее построения и является звеном единой системы госслужбы РФ. Гражданская государственная и муниципальная служба также сопряжены между собой. Данная связь обеспечивается посредством:
Основные особенности ГГС
Должности гражданской ГС подразделяются на категории: руководителей, советников (помощников), специалистов и обеспечивающих специалистов. К группам гражданской ГС относятся: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.
На ГГС имеют право поступать лица старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и подходящие по квалификационным критериям, установленным ФЗ. К квалификационным требованиям относятся: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, направление подготовки, профессиональные навыки и знания. Высшим образованием должны обладать кандидаты на посты руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей ГС.
В момент приема на рассматриваемую службу гражданин обязан предоставить сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях и аналогичные сведения о членах своей семьи (супруге и несовершеннолетних детях). Помимо этого, госслужащий обязан предоставлять и сведения о своих расходах (расходах своей семьи).
Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой
Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:
Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:
Государственная служба
В настоящее время вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.
В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:
Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Государственная служба построена на следующих принципах:
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:
Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:
1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий;
2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
1) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;
2) производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
3) направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский
Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:
Правовой статус федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Для возникновения административной дееспособности у российского гражданина замещать должности государственной службы он обязан владеть государственным языком РФ и достигнуть возраста, установленного федеральным законодательством о виде соответствующей государственной службы. Кроме того, федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Он может заключаться с гражданином:
Особое правовое положение занимают должности государственной службы, которые предусматривают присвоение классных чинов, дипломатических рангов и специальных званий. Об административной правосубъектности данных должностных лиц речь пойдет далее.
Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих РФ, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов о государственной службе.
Федеральная государственная служба и государственная гражданская служба субъекта РФ финансируется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта РФ.
Еще одной специфической разновидностью государственной службы стало появление в конце 2005 г. государственной службы российского казачества. Правовая регламентация данного института государственной службы находит свое отражение в Федеральном законе от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
Основными принципами несения российским казачеством государственной службы также являются: законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан РФ к государственной службе, взаимосвязь государственной и муниципальной службы; профессионализм и компетентность государственных служащих; а также защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.
Российское казачество проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских (специальных) формированиях, как правило, в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил РФ, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в пограничных органах.
Российское казачество в установленном порядке:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) осуществляет свое право на равный доступ к государственной службе в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) привлекается к несению государственной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Порядок принятия гражданами РФ, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, а также форма одежды, знаки различия, чины и форма удостоверения члена казачьего общества не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ, определяются Президентом РФ.
Кроме того, казачество может привлекаться к несению муниципальной службы при условии, что казачье общество, члены которого приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и уставами муниципальных образований.
Государственная служба
Государственная служба осуществляется на профессиональной основе и является для служащего основной деятельностью, требующей специальной профессиональной подготовки и квалификации. В рамках осуществления государственной службы происходит реализация компетенции государственных органов.
Законодательством предусматривается государственная служба в аппаратах законодательных, исполнительных и судебных органов. Государственная служба осуществляется также и в иных государственных органах: в аппаратах избирательных комиссий, в органах прокуратуры, других контрольных, ревизионных государственных органах.
Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу (в аппаратах Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Правительства и иных федеральных органах исполнительной власти, в аппаратах судов, Центральной избирательной комиссии и иных федеральных государственных органов) и государственную службу субъектов Российской Федерации (в аппаратах законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий и иных государственных органах субъектов Федерации).
Должности государственной службы включаются в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.
Должности государственной службы замещаются по результатам квалификационного отбора и конкурса на замещение вакантной должности. См. Государственный служащий.
Законодательство о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», иных принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Законодательством о выборах и референдумах устанавливаются определенные ограничения, связанные с нахождением лица на государственной службе. В частности, в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, наряду с другими ограничениями, не может находиться на государственной службе. Нормы ст. 36 названного закона обязывают зарегистрированного кандидата, находящегося на государственной службе, на время их участия в выборах приостановить выполнение их служебных обязанностей и представить в комиссию, их зарегистрировавшую в качестве кандидата, заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации. Зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
- Что такое политическая интеграция
- Что такое бандинг на телевизоре