Что такое государственные займы
Стоит ли вкладываться в облигации федерального займа?
Есть небольшая сумма для инвестиций — в районе 300 тысяч рублей. Ежемесячно могу пополнять эту сумму примерно на 20 тысяч. Срок инвестиций — 5—6 лет. Как один из вариантов рассматриваю ОФЗ.
Я слышал, что при ухудшении отношений между США и Россией очередные санкции могут затронуть ОФЗ. Пока что США не вводят санкций против госдолга России, но новости об этом периодически всплывают. Если это все же произойдет, что может случиться с купленными облигациями?
Андрей, ОФЗ — один из самых надежных способов вложить деньги. Даже в случае санкций против российского госдолга с вашими инвестициями вряд ли случится что-то плохое. Объясняю, почему ОФЗ можно доверять, но сначала напомню, что это.
Что такое ОФЗ
Мы подробно писали про ОФЗ в нашей статье «Дать денег Минфину», поэтому расскажу кратко.
Государству всегда нужны деньги, и один из способов их получить — взять в долг, выпустив облигации федерального займа. Инвесторы покупают ОФЗ и получают от Минфина купонный доход (проценты), а затем им возвращается номинальная стоимость облигаций.
Виды ОФЗ
У облигаций разные даты погашения и разная доходность. Кроме того, они отличаются типом купонов.
С постоянным купоном (ОФЗ-ПД). Это самый популярный вид облигаций. Размер всех купонов заранее известен и не меняется до погашения. Пример — ОФЗ 26205.
С фиксированным купоном (ОФЗ-ФД). Размер всех купонов тоже заранее известен, но может меняться. Например, в первый год обращения купон может быть 7%, в следующем году — 8%. Пример — ОФЗ 46011.
С переменным купоном (ОФЗ-ПК). Купон со временем меняется и зависит от ставки RUONIA — посчитать доходность к погашению заранее не получится. Пример — ОФЗ 29012.
Не у всех облигаций номинал постоянный. У ОФЗ-АД он амортизируется — погашается частями, а у ОФЗ-ИН номинал индексируется в соответствии с инфляцией.
Доходность и риски ОФЗ
Доходность ОФЗ обычно на уровне или чуть-чуть выше, чем у банковских вкладов. Например, у ОФЗ 26214, которая будет погашена в мае 2020 года, эффективная доходность к погашению примерно 7,3% годовых. Обычно чем больше времени до погашения, тем выше доходность ОФЗ.
Можно заработать больше, если покупать облигации через ИИС и оформить возврат НДФЛ — 13% от вложенной на ИИС суммы, но не более 52 000 Р в год.
Платежеспособность Минфина РФ сейчас ни у кого не вызывает вопросов. Однако есть опасения, что США введут санкции против российского госдолга и это как-то повлияет на инвесторов, владеющих ОФЗ.
По данным Центробанка, на 01.05.2018 иностранцам принадлежит 32,3% ОФЗ. Если США запретят своим гражданам и юридическим лицам покупать российские ОФЗ и владеть ими, то иностранные инвесторы начнут распродавать ОФЗ. Предложение превысит спрос, рыночная стоимость ОФЗ упадет.
Подобное уже было в середине апреля 2018 года на фоне санкций против некоторых российских чиновников, бизнесменов и юридических лиц. С 9 по 17 апреля иностранные инвесторы продали российских ОФЗ приблизительно на 100 млрд рублей, из них на 52 млрд — за 9—10 апреля. Но ничего страшного не случилось: российские банки и инвестиционные фонды быстро скупили долговые бумаги, от которых избавились нерезиденты.
При этом из-за временного снижения цены ОФЗ их доходность к погашению повысилась на 0,4—0,5 процентного пункта. Это значит, что в апреле можно было купить ОФЗ чуть выгоднее обычного: цена бумаг была меньше, а номинал и купонные выплаты не менялись.
Дефолт по облигациям маловероятен даже в случае санкций против госдолга. У России есть большой золотой запас и куда более устойчивая экономика, чем 20 лет назад, когда случился крах пирамиды ГКО.
Как купить
Обычные ОФЗ можно приобрести на Московской бирже через любого российского брокера. Для этого надо открыть брокерский счет или индивидуальный инвестиционный счет и внести на него деньги. Затем вы сможете купить нужные вам облигации через торговый терминал для компьютера или приложение для смартфона.
Можно не покупать отдельные ОФЗ, а инвестировать сразу в целую корзину таких бумаг. Для этого можно купить акции биржевого ПИФа с обозначением SBGB, в составе которого почти 20 разных ОФЗ.
Какие ОФЗ выбрать
Это во многом зависит от того, на какой срок вы инвестируете. Также важно, собираетесь вы тратить купоны или будете реинвестировать их, то есть покупать на них дополнительные ценные бумаги.
Простой путь — купить те облигации с постоянным купоном, которые будут погашены, когда вам понадобятся деньги, и держать их до погашения. Например, если деньги будут вам нужны в августе 2021 года, подойдут ОФЗ 26217. Они будут погашены 18 августа 2021 года.
Или можно покупать облигации, которые будут погашены примерно через год, после погашения взять облигации, которые погасятся еще через год, и т. д. Это сложнее, зато портфель будет меньше зависеть от изменения процентных ставок.
Если хотите получать пассивный доход от облигаций, обратите внимание на даты выплаты купонов. Для ежемесячного дохода потребуется иметь в портфеле минимум шесть разных ОФЗ, так как купон выплачивается раз в полгода. Например, купоны ОФЗ 26212 приходят в январе и июле, ОФЗ 26215 — в феврале и августе и т. д.
В итоге: плюсы и минусы
Вложение денег в ОФЗ через российского брокера — это вполне безопасный вариант инвестиций. Даже если США введут санкции против российского госдолга, ОФЗ не исчезнут, купоны по ним поступят на ваш счёт, номинал будет погашен в свой срок.
Из минусов, конечно, доходность — ненамного выше, чем по вкладам. Если ваш горизонт инвестирования 5—6 лет и есть возможность регулярно вносить деньги, рассмотрите также включение в инвестиционный портфель небольшого объема акций или, лучше, ETF на индексы акций. В долгосрочной перспективе потенциальная доходность акций выше, чем у облигаций. Правда, и риски больше.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Государственный кредит
Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.
В чем суть государственного кредита
Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.
Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:
Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.
Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.
Зачем нужен госзайм
У государственного кредита несколько основных функций:
Распределительная функция оказывает влияние не только на текущее положение в стране, но и на последующие поколения. Госзаймы помогают распределить средства в зависимости от текущих потребностей экономики страны. Деньги от кредитования могут направить на реализацию проектов социального значения или производственного сектора. Некоторые экономисты считают, что оформление госркредитов для реаизации сиюминутных социальных задач – пагубная практика, которая может стать непосильной для очередного поколения.
Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.
Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.
Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.
Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.
По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.
Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.
Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.
Особенности кредитования
Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:
Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.
Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.
К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.
Принять участие в кредитовании могут:
Со стороны государства | С другой стороны |
Кабинет Министров | Банки |
Центральный банк | Физические лица |
Министерство Финансов | Индивидуальные предприниматели |
Местное самоуправление | ООО и акционерные общества |
Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.
Что учитывают при выдаче госкредита
При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:
Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.
Основные виды госкредитов
Государственные кредиты бывают:
Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.
Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:
Внутренний | Внешний |
Межбюджетный | Межгосударственный |
Предприятиям-резидентам | Предприятиям-нерезидентам |
Госорганам исполнительной власти | Международным финансово-кредитным учреждениям |
По сроку различают три вида госзаймов:
Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.
Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:
Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:
По форме выплаты доходов госзаймы бывают:
В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.
Государственные кредиты выдают одним из трех способов:
По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.
Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.
Плюс и минусы государственного займа
Преимущества государственного кредитования:
Недостатки государственных займов:
Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.
Принципы государственного кредитования
При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:
Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.
Управление госкредитом
Система управления государственным кредитом в России направлена на:
Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.
Основные способы регулирования государственного долга:
Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.
Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.
Сокращение долга государства, уменьшает количество обращающихся денег, что приводит к сдерживанию экономического роста. Для сглаживания негативных последствий Центробанк может проводить политику «дорогих» денег тогда, когда растет госдолг, или политику «дешевых» денег – во время сокращения задолженности. Государство для этих же целей использует и налоговую политику. Нагрузку повышают в период увеличения задолженности и снижают при погашении долговых обязательств.
Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.
Что такое государственные займы
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
2. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
3. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах федерального бюджета.
4. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
5. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
6. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
7. Право осуществления государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
8. Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период), а также с превышением верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации и верхнего предела государственного долга Российской Федерации в случае, установленном пунктом 14 статьи 241 настоящего Кодекса.
Министерство финансов Российской Федерации вправе привлекать краткосрочные кредиты кредитных организаций от имени Российской Федерации на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Под государственными внутренними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций, международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
10. Под муниципальными внутренними заимствованиями понимается привлечение от имени муниципального образования заемных средств в местный бюджет путем размещения муниципальных ценных бумаг и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
11. Государственные внутренние заимствования субъекта Российской Федерации и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета соответственно, а также в целях предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных порядком предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Под государственными внешними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из федерального бюджета в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, а также от международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
13. Под муниципальными внешними заимствованиями понимается привлечение кредитов в местный бюджет из федерального бюджета от имени муниципального образования в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования перед Российской Федерацией, выраженные в иностранной валюте.
14. Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, а также погашения государственных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.
15. Муниципальные внешние заимствования осуществляются в целях финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
16. Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит одному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации).
17. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования).
18. Размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) при соблюдении следующих условий:
1) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
Действие пп. 2 п. 18 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
2) субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) получен кредитный рейтинг не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, от одного или нескольких осуществляющих рейтинговые действия юридических лиц, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Действие п. 19 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
19. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса, до уровней, позволяющих отнести субъект Российской Федерации (муниципальное образование) к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости.
Действие п. 20 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
20. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.
Действие п. 21 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
21. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 3 статьи 106 и пункта 11 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
Действие п. 22 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
22. Основанием для отказа в согласовании программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий муниципального образования, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение муниципальным образованием требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 4 статьи 106 и пункта 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
Действие п. 23 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
23. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
Действие п. 24 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
24. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования в форме кредитов от кредитных организаций и путем размещения ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципального образования) только в целях рефинансирования долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также в форме целевых бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
Действие п. 25 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
25. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) внешние заимствования и предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в иностранной валюте.
Действие п. 26 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
26. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в валюте Российской Федерации только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.
Действие п. 27 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
Действие п. 28 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
28. Проведение реструктуризации обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по целевым бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленным в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса, не допускается.